УДК 130.3
ИД.Миннахметов
РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ В ХХ! ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА)
В статье рассматривается региональный аспект содержания и задач реформы высшей школы. Выявлены основные направления интеграции университетской науки и образования с бизнесом, в том числе в подготовке кадров на примере Татарстана.
Ключевые слова: высшая школа, университет, социальное развитие, интеграция, инновационное развитие, Татарстан.
I.D.MinnakhmetOV. REFORM OF THE HIGH SCHOOL AND THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA'S REGIONS IN THE XXI CENTURY (ON THE EXAMPLE OF TATARSTAN)
The article examines the regional aspect of the content and objectives of the reform of high school. Identified the main directions of integration of university science and education with business, including the personnel training on the example of Tatarstan.
Keywords: high school, university, social development, integration, innovation development, Tatarstan.
Конкурентоспособность стран в эпоху знаниевой революции едва ли не в решающей мере определяется качеством образования, уровнем образованности общества. Информационное общество делает значение интеллектуального капитала приоритетным для всех сфер развития. Интеллектуальный капитал сосредоточен в первую очередь в вузах, выступающих ведущим элементом научно-образовательной системы, генератором подготовки кадров высшей квалификации, политической и культурной элиты. Предназначение высшей школы состоит в воспроизводстве интеллекта, знаний, науки, культуры и на их основе обеспечении процесса беспрерывной подготовки новой творческой элиты. Без системных вузовских усилий не решить и проблему мотивированности нации на инновационное развитие. Философия ее культурного, нравственного сдвига также формируется в университетской среде. Наконец, ключи решения проблем обеспечения национальной безопасности России и занятие ею достойного места в иерархическо-выстроенной пирамиде государств мира, также находятся в руках университетского сообщества.
Среди постоянно расширяющихся функций современных университетов есть такая константа как усиление воздействия на микромир, на подтягивание локально-регионального сообщества до уровня общемирового. Речь идет об усилении влияния высшей школы на процессы формирования и развития структур гражданского общества, бизнес-класса, информационной и инфраструктурной сети на местном уровне. Университеты, «прописанные» в регионах как часть общероссийской и мировой образовательной системы, «подпитывают» провинцию интеллектуальным зарядом.
По мере диверсификации экономики и ее интеграции в международное экономическое пространство, регионализация системы высшего образования выдвигается на знаковое место. Именно в регионах отрабатывается модель системы взаимодействия научно-образовательных центров с бизнесом. Партнерство университетов с бизнесом выступает предпосылкой развития не только промышленности и агропромышленного сектора экономики, но и социальной, духовной сферы жизнедеятельности регионов. Возрастает роль образовательной системы и в плане решения задач по сохранению культурного и духовного наследия коренных народов регионов России. Участие в сохранении локальных национально-исторических традиций, архетипических культурных образцов также начинает входить в функциональную миссию образовательных учреждений [6]. На фоне таких общепланетарных сдвигов, происходящих в интеллектуальном пространстве, становится яснее, что модель традиционного университета как закрытого учебного заведения не имеет перспективы. Она находится в прицеле серьезной критики. В эру массового потребления такую модель университета уличают в медлительности реформистских действий, приверженности подготовке специальностей, невостребованных обществом и экономикой, в неумении выходить с интеллектуальной продукцией на рынок. Соответственно вызовам времени университетам как социальной институции предстоит совершить разворот в сторону решения реальных проблем развития общества в целом и в частности региона, города, района, деревни. Служение университетов обществу должно стать тождественным развитию территории.
Анализ социальной практики свидетельствует, что университеты, расположенные в регионах России переживают трудную фазу перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов. В новой ситуации оказались региональные вузы и по другой причине. Имеется в виду то обстоятельство, что на университетский социоорганизм накладывается нескольких культурных пластов - традиционализм и инновационизм. Это наглядно видно на примере деятельности Казанского федерального университета (КФУ), созданного на базе нескольких вузов классического типа. Перед ним встала сложнейшая задача: с одной стороны, сохранение самобытности региона и самого университета, а с другой - наполнение традиционализма новацией, введение университета и региона в контекст общемировых трендов. При этом следует отметить, что «полидисциплинарный университет и поликультурная Европа» имеют глубинную общность. Опросы студентов и преподавателей Казанского университета в канун его 200-летия показали, что культура для большинства опрошенных ассоциируется с европеизированной культурой российской элиты XIX века. Вот с чем связано стремление преподавательского корпуса прививать студентам европейские ценности: критическое мышление, мобильность,
прагматизм поведения, укрепление интеллектуального капитала [2, с.38-39].
Этот набор социальных качеств особенно необходим для социализации поколения нового типа, адекватного запросам XXI века. Современное студенчество менее склонно считаться с авторитетом и «менее податливо на авторитарные педагогические воздействия, менее склонно к пассивному принятию» поступающих сверху директив как таковых. Студенчество начала нового тысячелетия более независимо в своих взглядах, автономно в ментальных основаниях и характеризуется осознанным отношением к себе как культурно-историческому субъекту. Наблюдается также более глубокая рефлексия по отношению к происходящему в современном мире, изменились аксиологические приоритеты [1, с.57].
В контексте усложненной, но не волюнтаристски трактуемой формулы соотношения новаций и традиций, в условиях информационно-глобализирующегося мира, приоритеты знания, образования, конструктивной социальной мобильности молодежи все более актуализируются. Знаниевая революция предполагает не простое накопление и усвоение информации, а включенность индивидов в контекст задач эпохи, страны, региона. Для современной России, пребывающей в ситуации транзита, острота социальной дезориентации, глубина ментальных установок солидарности - и тезисы особенно злободневны. Из него следует, что важнейшим фактором реализации проводимых реформ, становления экономически сильной, политически стабильной России в целом и ее регионов, является социально-психологический настрой молодежи, ее готовность действовать в соответствии с общественными установками и ценностными ориентациями.
Между тем глобализация наряду с позитивными сторонами, содержит угрозу гомогенизации культур. В этой связи абсолютизация формализующих технологий, таких как, например, ЕГЭ таит целую серию опасностей. Известный в мире науки профессор М.Делягин квалифицирует ЕГЭ как наиболее отсталую форму обучения на примерах. Построенное на таких принципах образование вместо формирования способности к самостоятельному познанию превратилось в простое натаскивание. ЕГЭ предполагался как вспомогательный и второстепенный элемент процесса обучения, но затем стал его основным элементом [4, с.19].
Снижение индекса интеллектуальности молодого поколения, неизбежно отразилось на уровне конкурентоспособности страны. Так в 2011 году Россия заняла 49 место из 59 по рейтингу Института менеджмента ОМЕ). Становится очевидным, что качество подготовки специалистов, эффективность вузовской науки не соотносится с инновационным характером современного производства, а, во-вторых, степень кооперационных связей между вузовскими научно-образовательными организациями и промышленными предприятиями [7, с.3].
В сложившихся условиях возникает необходимость разработки и внедрения механизма интеграции вузовской науки в инновационную систему региона, которая бы позволила повысить его конкурентоспособность на макро - и мезоуровнях на основе эффективно функционирующего инновационно-конкурент-ного процесса.
К сожалению, в России традиции взаимодействия университетов с региональными сообществами отсутствуют. Об этом свидетельствуют и результаты реализации программы «Региональные университеты как центры сообщества», выполненной фондом «Новая Евразия», сотрудничающий с 17 университетами. Основной вывод этого исследования состоит в том, что есть большая диспропорция в работе университетов с местными сообществами [5]. Они слабо интегрированы со структурами гражданского общества (населением, активистами, НКО) [з].
Таким образом, современная эпоха требует активизации деятельности вузов на уровне «корней травы», на уровне местных сообществ. Чтобы быть в центре жизни своего города, региона и страны в целом, вузам недостаточно выполнять обычные, традиционные функции просвещения и развития научных исследований. От современных вузов требуется активная социальная позиция, включенность в социальную, экономическую и культурную жизнь города и региона путем установления связей и объединения усилий с заинтересованными партнерами; предоставления образовательных услуг широким слоям населения; содействие развитию рынка труда через подготовку и профессиональную переподготовку специалистов, создание рабочих мест, стимулов и условий, позволяющих выпускникам трудоустраиваться по месту получения высшего образования.
В этом плане в системе высшего образования Республики Татарстан наметились новые перспективы, особенно в связи с преобразованием КГТУ(КАИ) и КГТУ(КХТИ) в национальные исследовательские университеты, а КГУ - в Казанский (Приволжский) федеральный университет. Этим вузам, обретшим новый статус, предстоит решать сложнейшие задачи в регионе, где сосредоточены крупные предприятия химической и нефтегазовой, авиационной промышленности, функционирующих в нано-инновационном режиме. Если от успешности развития этих базисных отраслей экономики зависит решенность проблем развития страны и региона, то от вузовской корпорации требуется решение задач по формированию инновационной среды и подготовки кадров, ориентированных на укрепление структур гражданского общества. То есть она является социальной составляющей решаемых страной и регионом комплексно-страте-гических задач.
Инновационный характер «хребетно-станового» сектора экономики, несомненно, требует приведения их характеру и целям качественного уровня жизнедеятельности вузовского сообщества. Поэтому не удивительно рождение в вузовской сфере инновационных инициатив и направлений. В КНИТУ (КХТИ), например, реализуется программа создания кластера, объединяющего подготовку кадров высшего и среднего звена, востребованных в нефтегазохимическом секторе. Параллельно решается задача обеспечения трудоустройства выпускников среднего образования. Одним из наиболее продвинутых форм в этом плане являются практикоориентированные научные разработки КНИТУ (КХТИ), созданные в рамках Камского инновационного территориально-производственного кластера. Этот вуз сотрудничает с технопарком «Идея» и участвует в создании Инжинирингового центра [10, с.9]. Размахом и ориентированностью на промышленность отличается сотрудничество КНИТУ и с компанией «СИБУР-
холдинг» [9, с.5].
Анализ этого опыта позволяет, утверждать, что основными аспектами интеграции науки и высшего образования являются: экономический, основанный на объединении ресурсов и экономических механизмов научного и образовательного комплексов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов; структурный, предполагающий организационную интеграцию научных организаций и вузов в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и высшего образования; инновационный, обеспечивающий интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и высшего образования с целью активизации инновационной деятельности; международный, обеспечивающий процессы европеизации технологий, методик обучения, стиля управления образовательной сферой и постоянство соотнесения конкретного вуза с общемировым уровнем.
Источники и литература
1.Витвицкая Л.А. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса / Л.АВитвицкая // Высшее образование сегодня. 2009. - №6.
2.Вишленкова Е.А Казанский университет и регион: между регионализмом и специализацией / Е.АВишленкова / / Университеты, культурное развитие и региональная самобытность: Сб. докладов и материалов / Международный семинар, 9-10 апреля 2008 г. - Казань: ООО «ШиП», 2008.
3. Голубев С.В., Новикова Г.Г. Университет как социально ответственный партнер территории / С.В.Голубев, Г.Г.Новикова // По материалам проекта «Университет и сообщество». - М.: Фонд «Новая Евразия», 2011.
4.Делягин М. Драйв человечества: глобализация и мировой кризис / М.Делягин. - М., 2008.
5.Компаньон LEAN, 2013. - №5.
6.Национальная модель образования в контексте глобализации [Электронный ресурс] / / Режим доступа: http://www.rgazu.ru/db/vestnic/2008r31/gum nauki/48.h
tm
7.Пономарева С.А Механизм интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему / С.АПономарева // Автореф.дисс...канд. экономич. наук. - СПб, 2012.
8.Сербиновский Б.Ю. Инновационная модель и интегрированная информационная среда в управлении университетом нового типа / Б.Ю.Сербиновский, Б.Б.Сербиновский, Л.М.Егорова; Юж. Федер. ун-т. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009.
9.Технологический университет, 2012. №3.
10. Технологический университет, 2012. №1112.
1. Vitvickaja L.A Dejatel'nostnyj podhod k probleme vzaimodejstvija sub#ektov obrazovatel'nogo processa / L.A.Vitvickaja / / Vysshee obrazovanie segodnja. 2009. - №6.
2. Vishlenkova E.A Kazanskij universitet i region: mezhdu regionalizmom i specializaciej / E.A.Vishlenkova // Universitety, kul'turnoe razvitie i regional'naja samobytnost': Sb. dokladov i materialov / Mezhdunarodnyj seminar, 9-10 aprelja 2008 g. - Kazan': OOO «ShiP», 2008.
3. Golubev S.V., Novikova G.G. Universitet kak social'no otvetstvennyj partner territorii / S.V.Golubev, G.G.Novikova // Po materialam proekta «Universitet i soobshhestvo». - M.: Fond «Novaja Evrazija», 2011.
4. Deljagin M. Drajv chelovechestva: globalizacija i mirovoj krizis / M.Deljagin. - M., 2008.
5. Kompan'on LEAN, 2013. - №5.
6. Nacional'naja model' obrazovanija v kontekste globalizacii [Jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.rgazu.ru/db/vestnic/2008(3)/gum_nauki/48.h tm
7. Ponomareva S.A Mehanizm integracii vuzovskoj nauki v regional'nuju innovacionnuju sistemu / S.A.Ponomareva // Avtoref.diss...kand. jekonomich. nauk. -SPb, 2012.
8. Serbinovskij B.Ju. Innovacionnaja model' i integrirovannaja informacionnaja sreda v upravlenii universitetom novogo tipa / B.Ju. Serbinovskij, B.B.Serbinovskij, L.M.Egorova; Juzh. Feder. un-t. -Novocherkassk: JuRGTU (NPI), 2009.
9. Tehnologicheskij universitet, 2012. №3.
10. Tehnologicheskij universitet, 2012. №11-12.