ТЕОРИЯ
И ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРЫ
£
Ж. В. Латышева
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ В ИСКУССТВЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ ГУССЕРЛЯ
В данной статье анализируются этапы сложного, полифоничного, творческого процесса - трансцендирования в искусстве. Выявляются возможности метода феноменологической редукции Э. Гуссерля в раскрытии стадий этого процесса. Ключевые слова: теория и история культуры, трансцендирование, искусство, феноменологическая редукция
In the given article, the stages of transcending in the arts are analyzed, which is a complex, polyphonies, creative process. Possibilities of E. Husserl's phenomenological reduction are revealed for disclosing the stages in this process. Keywords: theory and history of culture, transcending, art, phenomenological reduction.
Искусство как форма духовной культуры являет собой выражение одной из самых ключевых характеристик духовности человека - трансцендирования. Трансцендирование - это «соотнесение себя с трансценденцией как с наивысшим критерием, стремление к ней, проявляющееся в духовном возрастании, совершенствовании, самопревышении, самопревосхождении» (4, с. 104).
Трансцендирование, развертывающееся в пространстве художественного творчества, выступает основой выявления, гармоничного развития и торжества всех позитивных сил и способностей человека. Поэтому чрезвычайно важно проследить становление данного процесса в рамках искусства, выявить и охарактеризовать основные этапы трансцендирования. Мы считаем, что данные этапы важно проанализировать сквозь призму метода феноменологической редукции Э. Гуссерля, эффективность применения которого связана с заключенной в нем идеей направленного вовне (на мир) индивидуального сознания, то есть с идеей трансцендирования.
В одной из статей («Учение Э. Гуссерля как методология трансцендиро-вания в искусстве» (Вестник МГУКИ. 2010. № 4. С. 220-226)) мы уже осуществили экстраполяцию идей выдающегося немецкого философа в сферу
трансцендирования. Однако данная работа касалась, в основном, выявления трансцендирующей специфики основных свойств и характеристик сознания (интенциональности, темпо-ральности и др.) Прояснение же возможностей метода феноменологической редукции в раскрытии сущности и специфики трансцендирования потребовало отдельного рассмотрения. Настоящая статья и является опытом такого анализа.
Феноменологическая редукция выступает у Гуссерля как последовательное, проходящее ряд стадий очищение сознания от всех идей, точек зрения, штампов, предрассудков, то есть наслоений, не относящихся к сущности исследуемого предмета. Для этого необходимо, в первую очередь, совершить эпохэ - заключить в скобки всю совокупность имеющихся суждений о мире, другими словами - отказаться от естественной веры в мир и встать на позицию феноменологической установки. Затем, собственно, и производится поэтапное феноменологическое редуцирование, включающее психологическую, эйдетическую и трансцендентальную ступени. Как же проходят данные операции в пространстве художественного творчества и восприятия?
Психологическая редукция предусматривает выявление чистого художественно-психического опыта. На
данной ступени психическое дано в своей первоначальной конкретности. Это процедура, благодаря которой мы можем зафиксировать восприятия сознания, субъективные индивидуальные переживания и, таким образом, выявить собственную сущность, самость психического с целью творческого познания потока сознания во всех составляющих и горизонтах.
Гуссерль, начиная процедуру феноменологического очищения сознания с психологической редукции, показывает, как мы считаем, очевидный, но зачастую не понимаемый в качестве основополагающего момент. Он связан с поиском индивидуально-психического слоя сознания и осуществления всей дальнейшей работы личности на базе собственной сущности психического. Таким образом, перенося данную идею в художественно-эстетическую область, можно утверждать, что первоосновой, на которой располагается многоуровневая система транс-цендирования в искусстве, должна стать субъективная установка сознания. Только произведение, «вовлеченное» в субъективность, ставшее частью психического, присвоенное внутренним миром человека, может в дальнейшем «раскрыть» свои смыслы.
Психологическая редукция имеет своей целью отделить восприятие произведения искусства от художественно-эстетического явления как предметности. Следует создать условия для такого непосредственного восприятия. Для этого необходимо изолировать его от внешних сопровождающих обстоятельств: сосредоточившись на «потоке» собственного сознания, важно ощутить чувства новизны, странности, непривычности от общения с ярким художественным произведением. Однако надо учесть, что при повторных восприятиях может произойти привыкание к произведению. Поэтому, согласуясь с задачей психологической ре-
дукции, новое в субъективных переживаниях необходимо выявить и запомнить при первом же опыте восприятия.
Психологический уровень транс-цендирования в искусстве имеет также следующие критерии: «схватывание» субъективных характеристик самого произведения; чувства, переживания личности при восприятии произведения; опыт очевидности переживаний; игра-идентификация, имеющая духовную природу и происходящая внутри самого субъекта в форме отождествления реципиента с героем, автором, образом художественного произведения; творческая фантазия и творческое воображение; ассоциативные связи с жизненным опытом.
Находясь в пределах психического опыта, свободного от всего физического, психического и предрассудков, появляется возможность дальнейшего очищения от эмпирического и изучения сущностной точки зрения, то есть следующий этап «самовоспитания» сознания - эйдетическая редукция.
На данном уровне необходимо достичь, путем аподиктического усмотрения, сферы чистых всеобщностей. С помощью приема вариаций происходят свободные и бесконечные по объему пробы в фантазии всевозможных жизненных опытов. В разнообразии вариантов проявляется некая всеобщность, сущностная структура. Этот инвариант всех вариаций и есть эйдос. Важно подчеркнуть, что в момент проб в фантазии варьируется не только феноменологическая объективность, но и феноменологическая субъективность. Отсюда следует, что инвариант феноменологической субъективности - инвариант «чистого я» и интерсубъективный инвариант «другого».
В ситуации восприятия и интерпретации художественного произведения она знаменует собой рационально-понятийный, сущностный, содержательный уровень познания данного произ-
ведения. Уровень идейного содержания характеризуется с точки зрения тех рациональных целей, которые ставят герои; с точки зрения той логики развития смысла, которая заложена в структуре художественно-эстетического предмета. Анализируя, например, эйдетику произведения музыки важно рассмотреть связь формы и содержания, смыслов и средств их выражения, композиционную логику, динамику восприятия музыки. Итак, трансценди-рование в рамках эйдетического анализа произведения - это редуцирование к чистым сущностям художественных переживаний, нахождение смыслов и значений, заложенных в единстве художественной ткани. Однако внимание сознания, принявшего феноменологическую установку, направлено и на то, каким образом структура художественного предмета обнаруживает себя в различных модусах его переживаний.
Подобная аналитическая двойственность наводит, по нашему мнению, на плодотворный путь приближения феноменолога к основным формально-выразительным характеристикам произведения искусства (светотень, композиция, мелодия, ритм, темп, динамика, интонационные комплексы, ладогармоническое строение, фактура и т.д.), и дает возможность познания индивидуальных особенностей восприятия и смыслотворчества. Понимание специфики «моего» восприятия обеспечивает, в свою очередь, осознание потенциального существования иных восприятий и интерпретаций произведения.
Важно обратить внимание и на то обстоятельство, что эйдетический анализ художественной ткани проходит в определенном эмоциональном поле, которое создается потоком собственных доаналитических ощущений и переживаний, причем переживаний в ракурсе именно «своего» сознания.
Без соответствующего субъективно-психологического измерения, без «приведения в готовность» всех сенсорно-мыслительных способностей и ресурсов личности (ощущений, чувств, воображения, фантазии, памяти и т.д.) достижение неких инвариантных структур - эйдосов - будет невозможно.
Рассмотренный момент позволяет заключить, что процедуры психологической и эйдетической редукции отражают специфику целостности одновременно воспринимающего и ана-лизирующе-интерпретирующего художественного сознания, что дает возможность открыть индивидуальное, неповторимое пространство осмысления и логос развертывающегося смысла произведения искусства.
Тем не менее Гуссерль замечает, что эйдетическое описание есть статическое описание сущностей, которое требует исследования проблем универсального генезиса. Данный генезис управляет жизнью, в том числе жизнью Я, в соответствии с эйдетическими законами. Соотношение жизни мира и жизни субъективности может быть, по мнению философа, выявлено путем трансцендентальной редукции. Задача трансцендентальной редукции заключается в рассмотрении того, как сознание, которое находится внутри мира, само конституирует мир, каким образом реальность предстает перед сознанием не только как имманентная ему, но и как трансцендентная, существующая независимо от него.
Чтобы решить эту проблему, необходимо, согласно ученому, найти такое основание субъективности, которое позволит возможный мир конституировать как данный. Таким основанием является, по мнению философа, трансцендентальное ego «не как голый, пустой полюс, но именно как постоянное и устойчивое Я оставшихся убеждений, привычек, в изменении
которых впервые конституируется единство личностного Я и его личностного характера» (1, с. 21). Так, в результате трансцендентальной редукции исчезает всякая определенность мира - как реального, так и возможного (которая еще присутствовала в результате эйдетической редукции). Реальность трансформируется в феномен мира, который осознается как единство - единство многоуровневого синтеза, в котором и происходят конститутивные процессы сознания. Субъективность, то есть Я феноменолога также становится феноменом трансцендентальной субъективности.
Иными словами, феноменолого-трансцендентальная редукция - это трансцендентальное эпохэ, которое касается ранее исследованных предметов и сущностей. Результатом ее является то, что трансцендентальная субъективность становится подлинным источником созерцаемых сущностей и приобретает статус абсолютного, беспредпосылочного бытия, тогда как мир таким бытием не обладает.
Итак, подойдя к этапу трансцендентальной редукции, трансцендирую-щее художественное сознание выступает как пространство общезначимых истин, выходит на уровень свободного духовного видения феноменов мира. В данный момент личность поднимается на ступень философского обобщения смыслов, выявленных в процессе эйдетического редуцирования, и воплощает данные смыслы в таких понятиях, как Бог, судьба, добро, зло, любовь, ненависть, жизнь, смерть, война, мир и т.д. Трансцендируя, человек «вырывается» из опыта естественного мира, творит, созерцая и улавливая волны смысла, разлитые во Вселенной Искусства, отбирая необходимое для выражения взволновавших его вечных вопросов. Выявление трансцендентальной идеи произведения помогает ярче осознать, интериоризировать об-
щечеловеческие идеалы и гуманистические ценности.
Однако прикоснувшись к ценностям мира человеческой культуры, представленным в лучших произведениях искусства, трансцендентальный субъект, тем не менее, имеет дело только с собственным опытом их переживания. На данном этапе ему недоступен опыт другого человека или группы людей. Также он не составил пока представления об интерсубъективной трактовке содержания произведения, сложившейся в определенную эпоху, в определенной социокультурной среде. Дело в том, что трансцендентальное ego, как показал Гуссерль, не производит различие между собственным ин-тенциональным и интенциональным, в которое проецируется «другое я». Поэтому, на наш взгляд, требуется дальнейшее редуцирование, которое поможет достижению трансцендентальной интерсубъективности.
Известно, что Гуссерль видит феноменологическую редукцию как проходящую три ступени — психологическую, эйдетическую и трансцендентальную (см.: 1). Однако Российским Центром феноменологии образования и эстетики (г. Владимир) в составе профессоров, докторов философских наук Р. А. Куренковой, Е. Ю. Рогаче-вой, Е. А. Плеханова, при участии автора данной статьи был предложен несколько иной концептуально-методологический подход. Согласно ему, для разработки основ методологии феноменологического восприятия и интерпретации произведения искусства целесообразно дополнить три ступени редуцирования четвертой — интерсубъективной — ступенью. Поэтому, следуя указанной логике, предпримем анализ завершающего этапа феноменологического очищения сознания — интерсубъективной редукции.
Подняться до конституирования интерсубъективных природы и мира
возможно, как считает основоположник феноменологии, путем вчувствова-ния. Вчувствование — это способ апперцепции по аналогии, которая в Я испытывается, последовательно определяется (индицируется) и подтверждается. Интерсубъективная редукция может представлять собой заключительную ступень феноменологического понимания художественного произведения. Это, как мы считаем, уровень укоренившегося архетипа, уровень коллективного бессознательного начала. Все искусство можно интерпретировать как многообразие глубинных форм коллективного бессознательного, данного в символической форме. Символ, как и образ, имеет конкретную предметность. Но в отличие от чувственных образов, у символического есть беспредельно широкое, уходящее в бесконечность содержание.
На протяжении интерсубъективного этапа трансцендирования личность обретает прочный культурно-социальный фундамент своей смыс-лотворческой (конститутивной) деятельности. Интерсубъективное общение человека во время восприятия произведения искусства осуществляется в системе «субъект-субъект», где субъектами могут выступать и отдельный человек, и целая нация, и целая культура.
Таким образом, в интенциональное пространство трансцендентально-интерсубъективного Я возвращаются природа, жизненный мир, культурно-исторические эпохи и события, этапы развития и становления духовности человека в модусах искусства, философии, религии, экономики, политики и т.д. На данном этапе отдельный индивид и общество в целом выступают членами «системы межсубъектных взаимосвязей и отношений» (3, с. 155). Поэтому в художественном произведении каждый структурно-содержательный элемент, каждый художественный об-
раз рассматривается сквозь призму диалога и полилога культур, обществ, сознаний. Широта и непредвзятость эстетических суждений, глубина охвата контекста произведения и оригинальность его интерпретации, связь трансцендентального опыта с опытом мира «естественной установки» — вот те критерии, которые определяют специфику трансцендирования во время интерсубъективного анализа произведения искусства.
Пройдя все этапы трансцендирова-ния, человек приходит к качественно новому осознанию своего Я, когда во всей своей полноте начинает «играть» гармоничное созвучие таких сторон человеческой духовности как внутренний опыт, содержательно-сущностные моменты бытия, культурно-исторический опыт человечества и полилогическое взаимодействие внутри мира монад.
Кроме того, в процессе трансцен-дирования происходит выявление первоисточников опыта, то есть, используя терминологию позднего Гуссерля, возвращение к первоначальному жизненному опыту (жизненному миру).
Жизненный опыт фундирует и наполняет смыслами, образами, ассоциациями процесс конституирования художественной реальности. Он, как сфера первоначальных очевидностей, позволяет рассматривать феномен произведения искусства одновременно и как культурно-художественное единство, сложившееся в конкретном социокультурном пространстве, и как источник бесконечного по разнообразию рождения смыслов и интерпретаций.
Итак, если экстраполировать идеи Гуссерля в сферу процесса трансцен-дирования в искусстве, то данный процесс предстает как единство многоуровневых аналитически-синтезирую-щих интенциональных актов сознания, как становление художественной
предметности, обретающей целостность содержательно-формальных моментов. Трансцендирующая специфика, способность конституирования и онтологические характеристики сознания обеспечивают человеку возможность постигать суть вещей и творить новые смыслы исключительно благодаря деятельности трансцендентального ego. И деятельность эта осуществляется на «улицах» и «переулках» собственной индивидуальности, собственного Я, когда «нужно сначала утратить мир в"эпохэ", чтобы снова вернуть его в универсальное самоосмысление» (2, с. 245).
Феноменология показывает, что
преодолеть отчуждение от истоков личностного опыта художественного бытия возможно с помощью «перенастройки» деятельности сознания с «постороннего» - отстраненно-фор-мального наблюдения на вовлеченно-трансцендирующее конституирование художественной предметности, эмоционально-чувственное и интеллектуальное переживание и наполнение содержанием реальности собственного художественного сознания. Для указанного изменения деятельности принципиально важно использовать метод феноменологической редукции как один из возможных путей трансценди-рования.
Примечания
1. Гуссерль Э. Парижские доклады / Э. Гуссерль // Логос. - 1991. - №2. - С. 6-30.
2. Зотов А. Ф. Западная философия ХХ века: учебное пособие / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль - М.: Проспект, 1998. - 432 с.
3. Куренкова Р. А. Феноменология в практике художественного образования / Р.А. Куренкова, Е.А. Плеханов, Е.Ю. Рогачева // Феноменологические исследования. Обзор основных идей и тенденций. Ежегодник. - Владимир - Белмонт, 1998. - № 2.
- С. 135-157.
4. Латышева Ж. В. К вопросу о термине «трансцендирование» / Ж. В. Латышева // Труды Владимирского государственного университета. - Владимир, 2009. - Выпуск 6.
- С. 103-106.
М. Л. Зайцева
СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С ИДЕЯМИ СИНЕСТЕЗИИ
Статья посвящена актуальным проблемам философии и художественной практики начала XX века: соотношению категорий времени-движения-пространства, концепции целостного знания. Исследуется характер их решения в философии и эстетике XX века. Выявлены тенденции гармонизации познания и мировосприятия в искусстве футуризма. Ключевые слова: теория и история культуры, синестезия, восприятие, эстетика, футуризм, искусство.
The article is devoted the issues of the day of philosophy and artistic practice began XX ages: correlation categories of time, motion, space, conception of integral knowledge. Character of their decision is probed in philosophy and aesthetics of XX age. The tendencies of harmonization of cognition and perception of the world are exposed in the art of futurism. Keywords: theory and history of culture, synesthesia, perception, aesthetics, futurism, art.
Категория времени является одной из основополагающих для философии, естественных наук, искусства. Переос-
мысление ее в ходе исторического процесса влияет на соотношение данной категории с другими первоэлементами