Научная статья на тему 'Проблема трансцендирования в перспективе трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля'

Проблема трансцендирования в перспективе трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
453
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / TRANSCENDING / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / TRANSCENDENTAL / ИММАНЕНТНОЕ / IMMANENT / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ / TRANSCENDENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Латышева Жанна Вячеславовна

В статье определяются три основные парадигмы исследования проблемы трансцендирования трансценденталистская, экзистенциалистская и экзистенциально-феноменологическая, раскрывающие как важнейшие уровни трансцендирования, так и основные ступени его изучения. Указывается на основополагающее значение трансценденталистской парадигмы, позволяющей обнаружить условия, формы и характеристики деятельности сознания, в которых и с помощью которых происходит трансцензус. С позиции гуссерлевского трансцендентализма характеризуются имманентное, трансцендентное, трансцендентальное, трансцендирование; обращается внимание на наличие имманентной трансцендентности, выявляются типы объективных и субъективных трансцендентностей. Устанавливаются некоторые базовые принципы трансцендирования сознания: интенциональность, доступность трансцендентности для познания любому «я», аналогия (когда «мой» мир и доступное ему нужно считать принципиально доступным миру «другого», и наоборот), возможность находить взаимопонимание. Подчеркивается конститутивная природа и темпорально-горизонтная специфика трансцендирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of transœnding in prospect of E. Husserl''s Transœndental phenomenology

The article defines three main paradigms in the research of the transcending problem: transcendentalist, existentialist and existential-phenomenological, which reveal both crucial levels of transcending and main stages for its study. It points out the fundamental importance of the transcendentalist paradigm enabling to discover the conditions, forms and characteristics in the consciousness’ activity, in which in with the help of which transcensus takes place. From the position of Husserlian transcendentalism the immanent, the transcendent, the transcendental and transcending are characterized. Attention is paid to the presence of immanent transcendency, types of objective and subjective transcendencies are detected. Some basic principles for consciousness transcending are set: intentionality, transcendence availability for cognition to any "I" (self), analogy (when "my" world and what is accessible to it needs to be considered on principle accessible to "another’s" world, and vice versa), possibility to find mutual understanding. The constitutive nature and temporal-horizon specificity of transcending are underscored.

Текст научной работы на тему «Проблема трансцендирования в перспективе трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля»

бо осмысленных значений. В этом смысле интуиция как деятельность не является самодостаточной, однако она представляет собой способ возникновения всей основы когнитивной деятельности и одновременно меру аутентичности познавательного образа познаваемому объекту. Речь идёт об интуиции как модусе целостности системы научной когнитивной деятельности.

Целостность и системность, как и полнота содержания когнитивной системы, есть необходимое, но недостаточное условие актуализации интуитивной деятельности. Ведущая модальность системы познавательной деятельности есть возможность. Модальность возможности определяет и определяется ориентацией науки на поиск и создание новых форм знания. Эмпирическое выражение оно находит в феномене интуитивной деятельности и её результатах. Именно возможности внутренней организации и внешних условий научного познания определяют формы интуитивной деятельности. Внешние условия определяются как изменением социокультурного контекста науки, так и ее дискурсом. Внутренняя организация научного познания востребует активизации одного из морфологических уровней когнитивной системы. Это может быть чувственная ткань сознания, определяющая переживание в гуманитарных дисциплинах. Слой значений сознания активизируется во всех дисциплинарных областях, обладает валидностью в точных науках. Слой биодинамики сознания обладает также особой значимостью для наблюдений. Заполнение в науке одного из морфологических уровней требует концептуализации и выражения на понятийном уровне. Переход от заполненного слоя к слою рефлексивному представляет собой интуитивный скачок.

Соотнесение типов структур познавательной деятельности и типов интуиции позволяет систематизировать формы реализации интуитивной деятельности. Одновременно оно дает возможность верифицировать утверждения об универсальном характере интуиции как модусе возникновения когнитивного процесса. Философский анализ феномена интуиции позволяет говорить о специфике постижения знания через интуицию.

Примечания

1. Литвинова А. Л. Роль интуиции в научном познании II Философия о предмете и субъекте научного познания I под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петерб. филос. о-во, 2002.

2. Полежаев Д. В. Феномены сознания и бессознательного в пространстве менталитета II Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 3. С. 113-117.

3. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. С. 178.

4. Там же. С. 199.

5. Литвинова А. Л. Указ. соч. С. 138.

Notes

1. A.L. Litvinova Rol' intuicii v nauchnom poznanii [Role of intuition in scientific knowledge] II Filosofiya o predmete i sub"ekte nauchnogo poznaniya - Philosophy of the object and the subject of scientific knowledge I ed. E.F. Karavaeva, D.N. Razeeva. SPb. Saint-Peters. Philosophical society. 2002.

2. Polezhaev D.V. Fenomeny soznaniya i bessoznatel'nogo v prostranstve mentaliteta [Phenomenon of consciousness and the unconscious mentality in the space] II Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij -Scientific problems of humanitarian research. 2009, № 3, pp. 113-117.

3. Lossky N. O. CHuvstvennaya, intellektual'naya i misticheskaya intuiciya [Sensual, intellectual and mystical intuition]. M. Respublika. 1995. 178 p.

4. Ibid. P. 199.

5. A.L. Litvinova Op. cit. P. 138.

УДК 130.3

Ж. В. Латышева

Проблема трансцендирования в перспективе трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля

В статье определяются три основные парадигмы исследования проблемы трансцендирования - транс-ценденталистская, экзистенциалистская и экзистенциально-феноменологическая, - раскрывающие как важнейшие уровни трансцендирования, так и основные ступени его изучения. Указывается на основополагающее значение трансценденталистской парадигмы, позволяющей обнаружить условия, формы и характеристики деятельности сознания, в которых и с помощью которых происходит трансцензус.

© Латышева Ж. В., 2015 10

С позиции гуссерлевского трансцендентализма характеризуются имманентное, трансцендентное, трансцендентальное, трансцендирование; обращается внимание на наличие имманентной трансцендентности, выявляются типы объективных и субъективных трансцендентностей. Устанавливаются некоторые базовые принципы трансцендирования сознания: интенциональность, доступность трансцендентности для познания любому «я», аналогия (когда «мой» мир и доступное ему нужно считать принципиально доступным миру «другого», и наоборот), возможность находить взаимопонимание. Подчеркивается конститутивная природа и темпорально-горизонтная специфика трансцендирования.

The article defines three main paradigms in the research of the transcending problem: transcendentalist, existentialist and existential-phenomenological, which reveal both crucial levels of transcending and main stages for its study. It points out the fundamental importance of the transcendentalist paradigm enabling to discover the conditions, forms and characteristics in the consciousness' activity, in which in with the help of which transcensus takes place.

From the position of Husserlian transcendentalism the immanent, the transcendent, the transcendental and transcending are characterized. Attention is paid to the presence of immanent transcendency, types of objective and subjective transcendencies are detected. Some basic principles for consciousness transcending are set: intentionali-ty, transcendence availability for cognition to any "I" (self), analogy (when "my" world and what is accessible to it needs to be considered on principle accessible to "another's" world, and vice versa), possibility to find mutual understanding. The constitutive nature and temporal-horizon specificity of transcending are underscored.

Ключевые слова: трансцендирование, трансцендентное, имманентное, трансцендентальное.

Keywords: transcending, transcendent, immanent, transcendental.

Обращаясь к проблеме трансцендирования - одной из основополагающих философских проблем, связанных с исследованием специфики как существования человека, так и общества, нужно, прежде всего, выделить три основные парадигмы, сложившиеся в изучении данной проблемы. При этом стоит отметить, что, согласно Т. Куну, парадигма - это «дисциплинарная матрица», маркирующая принадлежность ученых к тому или иному предмету исследования (или научной дисциплине), представляющая собой принимаемую научным сообществом систему различных упорядоченных элементов знания [1] (прежде всего, фундаментальных теорий, принципов, законов) и имеющая такие важнейшие особенности, как наличие «общепризнанных образцов» (способов понимания проблем и их решения), собственной символической формы выражения знания, метафизической и ценностной составляющих [2]. В качестве стержневых парадигм, в которых осуществляются исследования проблемы трансцендирования, можно принять (с известной долей условности) следующие. Первая - это линия трансцендентализма, идущая от И. Канта к Э. Гуссерлю, а затем трансформирующаяся в нетрансцендентальную герменевтику социальности (термин В. В. Калиниченко) Г. Г. Шпета и феноменологическую социологию А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана. Вторая - экзистенциалистская философия М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова. Третьей парадигмой выступают экзистенциально-феноменологические поиски и интуиции М. Бубера, Ф. Розенцвейга, Э. Левинаса, С. Л. Франка и близкая им «философия сердца» Б. П. Вышеславцева. При этом важно учесть, что третий подход стремится синтезировать первый и второй.

Данные три парадигмы указывают, по нашему мнению, не только на три важнейших измерения указанного феномена, но и на три возможных этапа в его изучении. При этом исходным, первичным как по хронологии, так и по фундаментальности и строгости мышления, является, как мы считаем, трансценденталистский подход. Именно он раскрывает ступени подъема человека к всеобщим ясным рациональным структурам постижения действительности, позволяет выявить фундаментальные условия, формы и характеристики деятельности сознания, в которых и с помощью которых происходит трансцензус. Только на основе самосознания и самопонимания, кроме того, «в процессе саморазвития разума, его самообретения» [3], возможен выход к Другому, Его открытие через раскрытие себя.

Ограничиваемые рамками научной статьи, остановимся далее на рассмотрении лишь отдельных аспектов феномена трансцендирования, использовав в качестве объекта анализа трансцендентально-феноменологический подход Э. Гуссерля. Отметим также, что в предыдущих публикациях нами уже подвергались разбору некоторые основополагающие для понимания транс-цендирования подходы и идеи, в частности, вытекающие из теорий И. Канта [4].

Общеизвестно, что Гуссерль высоко чтил трансцендентальный идеализм Канта как такой тип философствования, который прокладывает дорогу трансцендентальной феноменологии -универсальной научной философии новой генерации [5]. Неудивительно поэтому, что некоторые исходные установки феноменологии, например, поворот к чистой субъективности и трансцендентальной проблематике, - близки кантовской философии. В частности, интересно кантовско-

гуссерлевское понимание трансцендентализма как метода, развитие Гуссерлем кантовского принципа априорного, но уже трактуемого не как строго всеобщее и необходимое знание, а как принцип сущностностного анализа, сближение их позиций по вопросу методологического сужения (редукции) естественной многомерности, полифонии сознания и изучение всеобщих форм последнего. Интересно, в то же время, что существует достаточно большое количество расхождений между мыслителями [6]. Важно, в свете проводимого исследования, и то, что оба философа обнаруживают тесные связи между понятиями и сферами трансцендентального и трансцендентного, зазор между которыми и составляет в их подходах, по нашему мнению, пространство трансцендирования. При этом нужно учитывать, что в кантовской и гуссерлевской характеристиках данных связей имеются как различающие, так и сближающие их моменты. Так, в частности, у Канта деятельность разума в трех её основных ипостасях опирается на трансцендентные основания (идею сверхчувственного, трансцендентальные идеи, синтетические основоположения и др.), в силу чего вся трансцендентальная философия кёнигсбергжца предстает как «открытое пространство рациональной тематизации трансцендентного» [7]. У Гуссерля же трансцендентальное и трансцендентное коррелятивны друг другу. Но как у Канта, так и у Гуссерля, пространством всякой работы сознания с трансцендентным, включая возникающие в ходе этой работы трансцензусы, является именно сфера трансцендентального.

Гуссерль, вместе с установлением специфической корреляции между трансцендентным и трансцендентальным, открывает трансцендентное в имманентном. Имманентной трансцендентностью показывает себя ноэматически не раскрытое чистое Я, в том числе и входящее в це-локупность Я «многообразие предметностей возможного опыта» [8] (природы, мира и в нём других Я). Термин «трансцендентальный» также относится к Я, и именно трансцендентальное Я коррелирует с трансцендентностью, «ирреальной включенностью в Я» [9] объективного мира, знаменуя собой источник его смыслового наполнения. У Гуссерля, таким образом, отношение трансцендентального и трансцендентного (не трансцендентного и трансцендентного) выражается через противопоставление реального и ирреального, а трансцендирование реализуется в конститутивных процессах сознания.

Нужно обратить внимание на то, что трансцендентальная феноменология изучает «чисто психическое», чистое (трансцендентальное) сознание, свободное от натуралистических предрассудков и наслоений. И поскольку Гуссерль утверждает абсолютность и автономность бытия сознания, а также первичность этого бытия по отношению к сфере трансцендентных вещей (прежде всего, пространственно-временного мира, который есть не более чем интенционально постигаемое сознанием бытие), постольку областью трансцендирования может быть только бытие сознания в его чистоте и абсолютности. При этом все трансценденции, конституирующиеся активностью сознания - природные, аксиологические, практические, эстетико-культурные и иные - не представляют собой некой непознаваемой реальности, не оказываются чем-то вроде кантовской «вещи в себе» [10]. Они, будучи «интенциональным коррелятом» (Гуссерль) разума, с полным на то основанием могут быть постигнуты в когитативных актах. Немецкий феноменолог здесь остается верным утвержденному им принципу самоданности, согласно которому «любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания, и всё, что предлагается нам в "интуиции" из самого первоисточника... нужно принимать таким, каким оно себя дает, но и только в тех рамках, в каких оно себя дает» [11]. Феноменология, иными словами, отталкивается от непосредственного, первичного психического опыта и, по справедливому мнению американского философа образования Дж. Г. Чемберлина, «оспаривает дедуктивную процедуру» [12].

В феноменологическом контексте фундаментальным основанием трансцендирования, его базовым принципом предстает интенциональность. Действительно, сознание, а точнее, определенные его переживания потому изначально имеют трансцендирующую установку, что обладают «свойством быть "сознанием чего-либо"» [13]. Интенциональность, согласно создателю феноменологического метода, - это основное онтологическое свойство сознания. Она представляет собой активно-пассивную, действенно-созерцательную направленность сознания на предмет, нацеленность на смысловое конституирование являющегося индивиду в субъективном опыте. Как верно отмечает В. Е. Семёнов, «.Гуссерль описывает интенцию как феноменологический (а не психологический) процесс направления внимания на предмет и одновременной экспликации чистого смысла этого предмета» [14]. И если в трансцендентальной феноменологии Гуссерля речь идет об интенциональном трансцендировании как конституировании чистого, трансцендентального Ego в пределах самого же трансцендентального Ego, то в его феноменологии жизненного мира и интерсубъективности, а также в последующих вариантах развития идеи интен-циональности (например, у Сартра, Мерло-Понти, Шпета, Щюца), Ego помещается в мир и утрачивает свою трансцендентальность. Именно интенциональность, поэтому, позволяет понять 12

человека не как замкнутого в своем внутреннем мире, а как существо, желающее конституировать мир вокруг себя, существовать в мире социума и культуры.

Необходимо, кроме того, подчеркнуть, что специфика трансцендирования, взятого в трансцендентальном аспекте, может быть более полно раскрыта посредством прояснения таких понятий Гуссерлевой феноменологии, как ноэзис и ноэма, темпоральность, рефлексия, очевидность, эпохе, феноменологическая редукция, а взятого в нетрансцендентальном аспекте - с помощью понятий жизненного мира, интерубъективности и др. Однако их рассмотрение должно базироваться на анализе некоторых более общих исходных положений чистой феноменологии, на чем мы и сосредоточим свое внимание.

В первую очередь, необходимо принять во внимание различие между имманентными и трансцендентальными интенциональными переживаниями, проводимое Гуссерлем в «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913). Имманентными по своей направленности являются те акты, интенциональные предметы которых относятся к одному и тому же потоку интенциональных переживаний (например, находятся в рамках одного и того же Я). Трансцендентальными же, напротив, признаются интенциональные акты, выводящие сознание за пределы предметностей имманентной сферы - к другим Я, вещам или иным реальностям. В соответствии с этим в имманентном восприятии создается непосредственная целостность собственно рецепции и воспринятого объекта, возникает органичная включенность второго в первое. В трансцендентном восприятии (и иных интенциональных переживаниях, основанных на взаимосвязях с трансцендентным), напротив, подобного единства не возникает, воспринятый объект не входит в структуру восприятия [15].

Трансцендентным, «инородным» (Гуссерль), с которым могут быть связаны интенцио-нальные переживания, показывает себя, прежде всего, материальный мир как основополагающий уровень всего природного мира. Вместе с тем, как отмечает основоположник феноменологии, материальность («вещность») и сознание связываются воедино в конкретных «живых» психофизических целостностях, и скрепляет эту нераздельность имеющаяся целокупность мира. Вещь, которая предстает в восприятии во всей полноте своей живой сущностной неделимости, при этом, есть только явление, подлинной же вещью выступает трансцендентная данному явлению «вещь физической науки» (Гуссерль) [16].

Вторым, кроме материального, кластером трансцендентного по отношению к онтологическим структурам восприятия, предстает субъективная сфера - вся совокупность явлений. В процессе восприятия вещи как «интенционального единства» (Гуссерль) все её качества не «отпечатываются» с неизменностью в сознании, а являются в непрерывающемся потоке разнообразных оттенков и проекций.

Есть и еще одна трансцендентность - это дающаяся в конституции целостность индивидуального измерения человеческого сознания, укорененная в телесности. Иными словами, оставаясь абсолютным, сознание, в то же время, оказывается частью трансцендентности материального мира, присоединяясь к ней путем трансцендирующей апперцепции. С помощью последней сознание и постигает свою спаянность с телом, а телесность становится слоем сознания.

Наконец, в числе элиминируемых с помощью феноменологической установки и последовательно проводимой феноменологической редукции трансцендентностей объективных (мир неживой и живой природы, люди) и субъективных (всеобъемлющий мир духовной культуры) оказывается и трансцендентность иного рода - чистое «я». Оно всегда включено в поток переживаний, сопутствует всем полаганиям сознания, но, в то же время, выказывает свою обязательность и неизменность, т. е. не изъявляет себя как элемент меняющихся cogitationes. Именно в этом качестве чистое «я» предстает как «трансценденция в пределах имманентности» (Гуссерль), причем как трансценденция, не подлежащая исключению.

Принципиальное значение для понимания трансцендирования имеет утверждение Гуссерля о том, что трансцендентность вещи не означает полной изолированности вещи от сознания и ego. Трансценденция, напротив, предполагает связь с последними, возможность быть доступной опыту, т. е. выступает частью пока не актуализированного горизонта действительного и действующего «я». Соответственно, трансцендирование предстает как актуализация, определение данного горизонта, и, в этом качестве, как преодоление трансцендентных моментов вещности.

Так, в трансцендентном восприятии, в котором вещь никогда не презентируется во всей своей полноте (как это происходит в имманентном восприятии), «ядро "действительно репрезентируемого" окружено... горизонтом не собственно данной "соприданности" и более или менее туманной неопределенности» [17]. Именно эти «соприданность» и «неопределенность» актуализируются и проясняются в ходе образующих единое русло множества перманентных восприятий, переходят в состояние действительности и отчетливости [18]. При этом важно отметить, что ход

13

такой актуализации хотя и свободный, но не беспорядочный, так как реализуется согласно предуготовленным самой сущностью непроясненных компонентов путям. Немаловажно также и то, что до конца превзойти все трансцендентные аспекты вещи оказывается невозможным, так как по мере трансформации имеющегося горизонта в нечто ясно воспринимаемое возникает горизонт новых неопределенностей.

Механизм подобного трансцендирования дополнительно конкретизируется, на наш взгляд, в описании Гуссерлем способа доступа к восприятию вещи. Суть этого способа сводится к следующему: от локализованного в точке «здесь» восприятия, окруженного фоном вещного, возможного для рецепции, исходят «мотивируемые континуумом взаимосогласной непрерывности» [19] последовательности всё новых и новых восприятий и их фоновых полей. Это движение ре-зультируется в формировании таких взаимосогласований в рецепции, с помощью которых вещь обретает явленность и схватывание [20]. Весьма существенно при этом, что описанный способ действует как в отношении отдельного «я», так и в отношении целой множественности «я», в силу чего, и при условии взаимопонимания, возможно трансцендирование в социальном аспекте, способствующее приумножению опыта «ego».

Развитие рассматриваемой темы мы находим в размышлении пятом гуссерлевских «Картезианских размышлений». В нём выделяется два рода трансцендентности: имманентная трансцендентность (трансцендентность первого порядка) и трансцендентность объективного мира (трансцендентность второго порядка), при этом трансцендентностью как таковой выступает отсутствие конституции предметности, её ноэматическая не явленность. К первопорядковой трансцендентности относятся чистое Я (его чувственные данные и хабитуальности) и «"трансцендентные" предметы, например предметы внешней чувственности, единства, принадлежащие многообразиям чувственных способов явлений.» [21]. Аподиктическое (хотя бы по форме) толкование трансцендентности Я, таким образом, предполагает конституирующее трансцендирование, происходящее в потоке интенциональных переживаний. При этом, как совершенно правильно пишет по этому поводу отечественный исследователь в области феноменологии и философской герменевтики Е. В. Борисов, «.каждое переживание как бы интерферирует с другими, и актуальное исполнение того или иного переживания всегда оказывается и трансцендированием сознания за рамки актуального "теперь" и актуальной данности. Коррелятивно этому и бытие всякого предмета представляет собой трансцендирование в смысле горизонтного становления, направленного к абсолютной полноте его предметного бытия» [22]. Иными словами, именно трансцендентность первого порядка - имманентная - выступает условием конститутивного по своей сути и форме трансцендирования «на ноэтическом и ноэматическом уровнях» (Е. В. Борисов).

Трансцендирование к объективному миру проходит, согласно Э. Гуссерлю, ряд этапов. Вначале конституируются другой или другие ego, с помощью чего «осуществляется универсальная смысловая надстройка над моим первопорядковым миром» [23], и последний делается феноменом единственного и общего для всех ego мира. Установление другого «я» как «первого другого» задает перспективу перманентной конституции сфер иного по отношению к «я» (объективных природы и мира), такой конституции, когда, в первую очередь, формируется «сообщество монад», создающих идентичный для всех членов этого сообщества мир. «Сообщество монад» как «трансцендентальное "Мы"» создает затем объективный мир, представая уже в качестве субъективности, субъективности как для конституируемого объективного мира, так и «для мира людей». И на данном этапе интерсубъективное ego и область интерсубъективности не трансценди-руются объективным миром, последний показывает себя по отношению к ним как «имманентная трансцендентность», как их «идеальный коррелят». Отсюда «конституция объективного мира существенным образом заключает в себе. гармоническую конституцию, по отдельности совершающуюся в отдельных монадах, и в соответствии с этим заключает в себе также гармонически протекающий в отдельных монадах генезис» [24].

Таким образом, необходимо отметить, во-первых, что трансцендирование, предстающее в рамках гуссерлевской трансцендентальной феноменологии, является неотъемлемым компонентом конституирования предметности, непосредственно вытекает из интенциональной природы сознания, имеет своими основными аспектами темпоральность и горизонтность. Во-вторых, анализ некоторых построений Гуссерля позволяет выделить, по крайней мере, три базовых принципа, делающих возможным трансцендирование «я» к «другому» (в том числе, например, к произведениям искусства и предметам религиозного отношения как к «другим»). Это, прежде всего, уже указанный выше принцип доступности трансцендентности для познания любому «я». Реализация его связана с функционированием второго принципа - принципа аналогии, когда «мой» мир и доступное ему нужно считать принципиально доступным миру «другого», и наоборот. Проявляется этот принцип, например, в возможности каждого «я» удостоверять себя в «другом я», через «другое я». 14

Он позволяет также сущностную редукцию бытия человека применять и по отношению к бытию всех иных людей, в результате чего открывается «множественность чистых "я"» (Гуссерль).

Третий принцип - принцип возможности находить взаимопонимание, наличия шанса установления эмпатии. Именно на основе взаимопонимания автономные сферы опыта могут образовывать единую интерсубъективую среду, что универсальным образом раздвигает общечеловеческое пространство в аспекте бытия чистых сознаний и их полюсов «я».

Примечания

1. Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969 г. М.: Прогресс, 1977. С. 237-238.

2. Там же. С. 238-249.

3. Суркова Н. А. Гносеологическая и экзистенциальная функции понятия «трансцендентальный субъект»: дис. ... д-ра филос. наук. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2003. С. 159.

4. См., например: Латышева Ж. В. Трансцендирование и его социальные аспекты в свете теоретической философии И. Канта // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 3. С. 132-135.

5. См., например: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: пер. Д. В. Скляднева. СПб.: «Владимир Даль», 2004. С. 139-140.

6. См., например: Мотрошилова Н. В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность / под общ. ред. Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1974. С. 329-377.

7. Жаров С. Н. Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки: дис. ... д-ра филос. наук. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007. С. 222.

8. Гуссерль Э. Картезианские размышления: пер. с нем. Д. В. Скляднева; вступ. ст. Я. А. Слинина. СПб.: Наука: Ювента, 1998. С. 206.

9. Там же. С. 86.

10. Гуссерль, наряду с конститутивным способом данности трансцендентного, выделяет еще и интуитивный способ его данности (См.: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. первая / пер. с нем. А. В. Михайлова; вступ. ст. В. А. Куренного. М.: Академ. проект, 2009. С. 157).

11. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. первая С. 80.

12. Chamberlin J. Gordon Phenomenological Methodology and Understanding Education // Existentialism and Phenomenology in education. Coll. essays. D. E. Denton, ed. NY.-L., Teachers college press, 1974. P. 119.

13. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. С. 112.

14. Семёнов В. Е. Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии: дис. ... д-ра филос. наук. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т (РГГУ), 2011. С. 455.

15. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. С. 116-118.

16. Там же. С. 118-121.

17. Там же. С. 132.

18. Стоит заметить, вместе с тем, что наоборот, уже имевшее определенность в восприятии, «уходит» в состояние неопределенности.

19. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. С. 138.

20. См.: Там же.

21. Гуссерль Э. Картезианские размышления. С. 205-206.

22. Борисов Е. В. Эволюция трансцендентально-феноменологических оснований онтологии в работах Э. Гуссерля и М. Хайдеггера: автореф. дис. ... канд. филос. наук. ИФ РАН. М., 1997. С. 11.

23. Гуссерль Э. Картезианские размышления. С. 210.

24. Там же. С. 212.

Notes

1. Kuhn T. Struktura nauchnyh revolyucij. S vvodnoj stat'ej i dopolneniyami 1969 g. [The structure of scientific revolutions. With introductory article and additions of 1969]. M. Progress. 1977. Pp. 237-238.

2. Ibid. Pp. 238-249.

3. Surkova N.A. Gnoseologicheskaya i ehkzistencial'naya funkcii ponyatiya «transcendental'nyj sub"ekt»: dis. ... d-ra filos. Nauk [Epistemological and existential functions of the concept of "transcendental subject": dis. ... Dr. Philosophy]. Ufa. Bashkir State University. 2003. 159 p.

4. See, eg.: Latysheva ZH.V. Transcendirovanie i ego social'nye aspekty v svete teoreticheskoj filosofii I. Kanta [Transcending and social aspects in the light of theoretical philosophy of Kant] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova - Herald of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. 2014, vol. 20, № 3, pp. 132-135.

5. See, eg: E. Husserl Krizis evropejskih nauk i transcendental'naya fenomenologiya [Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology]: transl. D.V. Sklyadnev. SPb. "Vladimir Dal '. 2004. Pp. 139-140.

6. See, eg: Motroshilova N.V. Gusserl' i Kant: problema «transcendental'noj filosofii» [Husserl and Kant: the problem of "transcendental philosophy"] // Filosofiya Kanta i sovremennost' - Philosophy of Kant and modernity / under total. ed. T.I. Oizerman. M. Mysl. 1974. Pp. 329-377.

7. Zharov S.N. Transcendentnoe v ontologicheskih strukturah filosofii i nauki: dis. ... d-ra filos. Nauk [Transcendent in the ontological structure of philosophy and science: dis. ... Dr. Philosophy]. Voronezh. Voronezh State University. 2007. 222 p.

8. Husserl E. Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian thinkings: transl. from Germ. D.V. Sklyadnev; introd. art. J.A. Slinin. SPb. Nauka: Juventa. 1998. 206 p.

9. Ibid. P. 86.

10. Husserl, along with a constitutive way of transcendent givens, highlights also intuitive way of its given (See: E. Husserl Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kn. pervaya [Ideas to pure phenomenology and phenomenological philosophy. Book first] / transl. from Germ. A.V. Mikhailov, introd. art. V.A. Kurennyj. M. Academic Project. 2009. P. 157).

11. E. Husserl Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kn. pervaya [Ideas to pure phenomenology and phenomenological philosophy. Book first] P. 80.

12. Chamberlin J. Gordon Phenomenological Methodology and Understanding Education // Existentialism and Phenomenology in education. Coll. essays. D. E. Denton, ed. NY.-L., Teachers college press, 1974. P. 119.

13. E. Husserl Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kn. pervaya [Ideas to pure phenomenology and phenomenological philosophy. Book first]. P. 112.

14. Semenov V.E. Dominiruyushchie paradigmy transcendentalizma v zapadnoevropejskoj filosofii: dis. ... d-ra filos. nauk [Dominant paradigms in the Western philosophy of transcendentalism: dis. ... Dr. Philosophy]. M. Russ. State University of Humanities (RSUH). 2011. 455 p.

15. E. Husserl Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kniga pervaya [Ideas to pure phenomenology and phenomenological philosophy. Book first]. Pp. 116-118.

16. Ibid. Pp. 118-121.

17. Ibid. P. 132.

18. It should be noted, however, that on the contrary, already had certainty in perception, "leaves" in a state of uncertainty.

19. E. Husserl Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kniga pervaya [Ideas to pure phenomenology and phenomenological philosophy. Book first]. P. 138.

20. See Ibid.

21. Husserl E. Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian thinking]. Pp. 205-206.

22. Borisov E.V. EHvolyuciya transcendental'no-fenomenologicheskih osnovanij ontologii v rabotah EH. Gusserlya i M. Hajdeggera: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Evolution of transcendental-phenomenological ontology in the works of Husserl and Heidegger: Abstract Dis. ... Cand. Philosophy]. IF RAS. M. 1997. P. 11.

23. Husserl E. Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian thinkings]. P. 210.

24. Ibid. P. 212.

УДК 168.522

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. В. Коровин

Проблема субъекта социально-гуманитарного познания

В статье рассматривается вопрос о статусе субъекта социально-гуманитарного познания в контексте тенденций, присущих современному научно-философскому знанию. Делается вывод, что анализ субъекта социально-гуманитарного познания невозможен без рассмотрения субъекта познания как «включенного» в социокультурное пространство, которое априорно не является беспроблемным. Попытки рассмотрения негативных проявлений современного социума через анализ так называемой «массовой культуры» продемонстрировали концептуальные трудности. Эти трудности предполагается разрешить через анализ феноменов смысловой, игровой и потребительской избыточности.

The article is devoted to a question of the status of the subject of social and humanitarian knowledge in a context of a nonclassical epistemologiya. The analysis of the subject of social and humanitarian knowledge is impossible without consideration of the subject of the knowledge which is in sociocultural space. Consideration of negative manifestations of modern society through the analysis of "mass culture" showed conceptual difficulties. They as it is supposed, will be solved by means of the analysis of the phenomena of semantic, games and consumer redundancy.

Ключевые слова: неклассическая теория познания, субъект познания, социокультурное пространство, массовая культура, феномен избыточности.

Keywords: nonclassical epistemologiya, subject of knowledge, sociocultural space, mass culture, phenomenon of redundancy.

© Коровин С. В., 2015 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.