Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / TRANSPORT TAX / TAXATION / VEHICLES / TAXPAYER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамзина Е.В., Горягина К.Э., Огородникова Е.П.

В статье раскрывается сущность транспортного налога как одного из источников налогового дохода бюджета. Проводится подробный анализ налогообложения транспортных средств организаций и юридических лиц в Российской Федерации. Уделяется особое внимание особенностям данного налога, поднимаются проблемы законодательства в части транспортного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT TAX: PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE

The article reveals the essence of the transport tax as one of the sources of tax revenue of the budget. There is a detailed analysis of the taxation of vehicles of organizations and legal entities in the Russian Federation. Special attention is paid to the peculiarities of this tax, the problems of legislation in terms of transport taxation are raised.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 336.226.332

Гамзина Е.В. студент

3 курс, направление «Экономика» профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Россия, г. Оренбург Горягина К. Э. студент

3 курс, направление «Экономика» профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Россия, г. Оренбург Научный руководитель: Огородникова Е.П.

к.э.н., доцент ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Аннотация: В статье раскрывается сущность транспортного налога как одного из источников налогового дохода бюджета. Проводится подробный анализ налогообложения транспортных средств организаций и юридических лиц в Российской Федерации. Уделяется особое внимание особенностям данного налога, поднимаются проблемы законодательства в части транспортного налогообложения.

Ключевые слова: транспортный налог, налогообложение, транспортные средства, налогоплательщик.

Gamzina E. V. student

3 course, direction «Economics» profile «Accounting, analysis and audit» Orenburg Institute of "Plekhanov Russian University of Economics"

Russia, Orenburg Goryagina K.E. student

3 course, direction «Economics» profile «Accounting, analysis and audit» Orenburg Institute of "Plekhanov Russian University of Economics"

Russia, Orenburg Scientific adviser: Ogorodnikova E.P. candidate of economic sciences, associate professor

TRANSPORT TAX: PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE

Annotation: The article reveals the essence of the transport tax as one of the sources of tax revenue of the budget. There is a detailed analysis of the taxation of vehicles of organizations and legal entities in the Russian Federation. Special attention is paid to the peculiarities of this tax, the problems of legislation in terms of transport taxation are raised. Key words: transport tax, taxation, vehicles, taxpayer.

Каждое государство в рамках своей финансово-экономической системы старается выстроить грамотную систему налогообложения, поскольку именно налоги являются одним из главных источников пополнения государственного бюджета. Налогообложению может быть подвержено владение имуществом, осуществление сделок по реализации товаров (работ, услуг), получение дохода и т.п.

Так, одним из важных источников пополнения бюджета является транспортный налог. Транспортный налог определяется как налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

В России автомобилисты еще с советских лет производили дорожные отчисления. В 2002 году отчисления трансформировались в отдельный транспортный налог, согласно которому транспортные средства были исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а налоги с владельцев транспортных средств и на пользователей автомобильных дорог отменены. [3]

Введение данного налога подкрепляется главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации. Для Оренбургской области таким законом является Закон Оренбургской области «О транспортном налоге» № 322/66-III-O3 от 16 ноября 2002 года с последними изменениями от 28 декабря 2017 года.

Следует отметить, что транспортный налог является региональным, а соответственно, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы и основания для их использования устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации. [1]

Согласно данным рисунка 1, взимание средств за пользование транспортом принесло в бюджет Оренбургской области 1033,11 млн. руб. Это составляет 1,31% по отношению к общему объёму доходов бюджета. Такое процентное соотношение показывает, что взимание данного налога с организаций и физических лиц не составляет значительную часть доходов бюджета, а значит, необходимы средства по достижению улучшения данного показателя и усовершенствования данного налога.

1033.11 207.64

11016.94

5021.11

17925.17

17338.85

24705.33

Безвозмездные поступления

и Налог на прибыль организаций

и НДФЛ и Акцизы

У Налог на имущество организаций

и Транспортный налог и Прочие налоговые доходы

161173

Рисунок 1 - Транспортный налог в составе доходов бюджета Оренбургской области на 01.01.2018, млн. руб. Источник: Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www. nalog. т

Рассмотрим другие статистические данные, отражающие сумму задолженности по транспортному налогу в динамике за 7 лет. 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

49435

40359 40359

110022

102058

82478

67838

55463

■ ¡III

гО

О

О

К»

СО"

сО

Др Д? дР ДГ дР дР дР дР 0\\

Рисунок 2 - Сумма задолженности по транспортному налогу в бюджетную систему Российской Федерации, млн. руб. Источник: Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www. nalog. т

Данные рисунка 2 показывают, что сумма задолженности по транспортному налогу в бюджетную систему РФ растёт с каждым годом. Причём наиболее резкий рост показателя приходится на 01.01.2018.

Низкая собираемость транспортного налога объясняется несколькими причинами: предоставление налоговых льгот, отсутствие полной и достоверной информации о владельцах транспортных средств, уклонение от уплаты налога.

Транспортное налогообложение постоянно подвергается критике из-за ряда значимых проблем. Так, например, существующие ставки транспортного налога не отображают различный уровень воздействия легковых, грузовых автомобилей, автобусов на дорожную сеть и на экологию страны. На данный момент самые высокие налоговые ставки установлены для легковых автомобилей, в то время как для автобусов и грузовых автомобилей ставки существенно ниже. [2]

Взимаемые налоги с владельцев транспортных средств в России, в отличие от европейских стран, не обеспечивают в полной мере поступления денежных средств, необходимых для финансирования дорожного хозяйства. Установленные налоговые ставки для каждого вида автомобилей не покрывают расходы, затрачиваемые на содержание транспортной инфраструктуры.

Кроме того, из-за неправильно определенных размеров ставок и налоговой базы происходит нерациональное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками и уклонение от уплаты налогов. Это позволяет судить о том, что налоговая система по транспортному налогу несовершенна, а значит, необходимы рычаги по усовершенствованию данного налога.

Прежде всего, нужно довести до совершенства механизм сбора налога со всех граждан. Однако задачу осложняет отсутствие рычагов воздействия налоговой службы на физических лиц. Налоговая служба может получить неуплаченные налоги только по решению суда и при участии судебного пристава.

Ряд проблем можно решить с введением дифференцированной схемы налогообложения, то есть необходимо повысить размеры ставок транспортного налога для владельцев грузовых автомобилей и автобусов и уменьшить на легковые автомобили. Важно при этом помнить, что превышение транспортного налога в России над аналогичным налогом за рубежом приведёт к снижению конкурентоспособности российского транспорта при осуществлении международных перевозок.

К тому же можно обратиться к опыту зарубежных стран, которые при установлении ставок транспортных налогов учитывают вес транспортного средства и нагрузку на ось, так как эти факторы напрямую влияют на затраты, необходимые для обслуживания дорожной сети.

Следует рассмотреть вариант включения транспортного налога в розничную цену топлива, что сделает платежи справедливыми. Во-первых, денежные средства от налогоплательщиков будут поступать в бюджеты тех субъектов, где транспортные средства непосредственно используются, а не туда, где они зарегистрированы. Во-вторых, при увеличении цены на топливо платить будут в большей мере те владельцы, которые чаще эксплуатируют транспортные средства и соответственно наносят больший ущерб инфраструктуре и экологии.

Таким образом, система транспортного налогообложения в России имеет ряд проблем и нуждается в реформировании. В то же время, многообразие путей совершенствования транспортного налога даёт возможность внести изменения в систему налогообложения, что, в свою очередь, позволит увеличить долю транспортного налога в составе доходов бюджета и уменьшить сумму задолженности по данному виду налога.

Использованные источники:

1. Огородникова Е.П. Налоговое планирование на современном этапе развития российской экономики / Экономика и предпринимательство. -2016 г. - № 1-2 (66). - С. 31-33

2. Огородникова Е.П. Роль налоговой системы в современном обществе. / Экономика, социология и право / 2016 г. - № 1. - С. 56-59

3. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - 2007. - 334 с.

4. Портал «Открытый бюджет Оренбургской области» [Электронный ресурс]. URL: http://budget.orb.ru

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 03.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.