Научная статья на тему 'Транспортно-логистическое обеспечение хлебопекарного предприятия'

Транспортно-логистическое обеспечение хлебопекарного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2250
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / АВТОТРАНСПОРТ / УЧЕТ / ЗАТРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брилевский Алексей

В статье освещаются актуальные проблемы транспортной логистики предприятий. Приводятся производственно-логистический и транспортно-логистический циклы хлебозавода с разделением на стадии и этапы. Выявлены воздействующие на затраты факторы, определена роль диспетчера в формировании рейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport and logistic support of the bakery

The article deals with the topical problems of the transport logistics at the enterprises. There are given the production-logistic and transport-logistic cycles of the bakery with division into stages and periods. The factors effecting the costs are defined, as well as the manager’s role in runs forming.

Текст научной работы на тему «Транспортно-логистическое обеспечение хлебопекарного предприятия»

Резюме. В статье освещаются актуальные проблемы транспортной логистики предприятий.Приводятся производственно-логистический и транспортно-логистический циклы хлебозавода с разделением на стадии и этапы. Выявлены воздействующие на затраты факторы, определена роль диспетчера в формировании рейсов. Ключевые слова: транспортная логистика, автотранспорт, учет, затраты.

онкурентоспособность отечественных товаров сильно зависит от за-I трат на транспортную логистику, превышающих в 2-3 раза их уровень в развитых странах. Недочеты в организации работы транспорта, управлении запасами, недостаточное внимание к проблеме построения процесса доставки готовой продукции приводят к нерациональной эксплуатации автомобилей, которые выполняют транспортные и экспедиционные функции в системе распределения товаров. Транспортно-логистическое обеспечение включает в себя решение следующих задач: планирование и организация доставки продукции от производства до мест потребления; подготовка партий рейсов; оформление транспортных и товаросопроводительных документов; организация и проведение погрузочно-разгрузочных работ; информационное обеспечение; использование оптимальных способов и методов расчета маршрутов при условии полного удовлетворения потребностей производственных и торговых предприятий в распределении товаров; заключение договоров с перевозчиками (в случае не-

обходимости), ведение учета их деятельности и расчет с ними [1].

Транспортно-логистическое обеспечение прямо воздействует на технологические процессы предприятия. Планирование, организация и контроль транспортно-экспедиционных работ взаимосвязаны с производственным циклом и графиком поставки продукции в организации торговли [2]. Процесс транспортировки товаров на хлебозаводах г. Минска носит системный характер и по сути цикличен.

Транспортно-логистический цикл хлебозавода

Хлеб и хлебобулочные изделия - скоропортящийся продукт. Ввиду жестких сроков хранения (16 часов без упаковки, 24-120 часов в ней) его изготавливают строго по принятым заявкам. Производственный цикл выстроен таким образом, чтобы хлеб подавался в магазины свежим (рис. 1). Подготовка сырья начинается вечером, чтобы в течение ночи, к утру, работники успели выпечь всю заказанную продукцию. На экспедиции хлеб собирается в партии рейсов. Продукция грузится в транспорт, который доставляет ее организациям торговли по утвержденному графику завоза. Магазины, анализируя динамику продаж, а также прогнозируя переходящий остаток и будущее потребление, подают заявку на следующий день (дни). В этой цепочке можно выделить транспортно-экспеди-ционный логистический цикл (рис. 2).

Стадии транспортно-

логистического

обеспечения

Транспортно-логистиче-ское обеспечение предприятия делится на 3 основные стадии. Планирование сводится к со-

Логистика

ставлению диспетчером графика подачи под погрузку и выпуска машин на линии и зависит от качества их обслуживания экспедиционно-логистическим звеном. Работа транспорта корректируется согласно оперативной обстановке и ведется строго по утвержденному графику завоза продукции. Учет и анализ данных по движению автомобилей осуществляется по мере их поступления, немаловажную роль играет сравнение плана с фактическим результатом.

Если исключить из рабочего процесса водителей, то этапы каждого цикла можно разделить на выполняемые диспетчером (логистом) и экспедиционным персоналом.

Планово-подготовительные (этапы 1, 2, 6) и учетные (этапы 7 и 8) работы. Основная задача логиста на этапе 1 - по поступившим заявкам спланировать рейсы (минимизировать их число, сбалансировать загрузку кузовов, составить рентабельные маршруты). На этапе 2 нужно при необходимости договориться об использовании наемных транспортных средств. На этапе 6 (малый цикл) специалист работает со вторыми, третьими и последующими, а также с оперативно возникающими рейсами (в случаях дозаказов и в иных ситуациях). На этапе 7 логист учитывает и контролирует выгрузку и складирование оборотной тары на экспедиции и/или передачу ее в цех. На этапе 8 закрывают путевые листы, ставят отметку в товарно-транспортной накладной и иных документах, проводят план-факт анализ, составляют прогноз.

Экспедиционные, погрузочные и иные подготовительные работы. За этапы 3, 4, 5 и 6 отвечает персонал экспедиции (старший диспетчер смены, контроллеры, приемщики-сдат-

Алексей Брилевский,

начальник

транспортно-

логистического

сектора

коммерческой

службы КУП

«Минскхлебпром»,

магистр

экономических наук, соискатель кафедры прикладной математики и экономической кибернетики факультета менеджмента БГЭУ

чики готовой продукции и тары, грузчики), основные критерии эффективности труда которого - оперативность и слаженность. На этапе 3 собирают товарные партии, складируют их, готовят к погрузке. Здесь особенно важны четкий порядок, отсутствие ошибок и опозданий в операциях. На этапе 4 нужно максимально быстро и корректно, без сбоев и недо-весов принять машину, поместить в нее товар, выписать сопроводительные документы. На этапе 5 транспорт выпускают на линию. На этапе 6 задача специалистов - сформировать и поставить на экспедицию следующие партии, быстро и качественно обслужить автомобили, выполняющие дополнительные или оперативно возникающие рейсы.

Повышение производительности труда персонала, увеличение скорости реагирования экспедиционного звена, минимизация времени пребывания транспорта как под загрузкой, так и в ожидании дальнейших действий составляют основные цели оптимизации работы экспедиционно-логистического звена предприятия.

Факторы, влияющие на структуру транспортных затрат

Транспортные затраты складываются из постоянных (заработная плата руководителей, обслуживающего персонала, расходы на офис и пр.) и переменных (перечисление денег за услуги перевозчиков и др.). Наемный транспорт оплачивается по отработанным часам или пробегу, в отдельных случаях имеют значение посещенные точки, выполненные рейсы, тоннаж перевезенного груза и др. Контролирует его работу диспетчер, начальник сбыта либо другое материально ответственное и уполномоченное лицо.

Первичным учетным документом является путевой лист, в котором отмечаются рабочее время, пробег, путевое задание и другие данные, в полной мере охватывающие всю транспортную деятельность. Корректность его заполнения, а также правильность внесения основных показателей (время работы и пробег) лежат в основе формирования переменных затрат.

Изучение работы автопарка хлебопекарного предприятия за длительный период позволило систематизировать и выделить ряд причин и факторов формирования «лишних» километров и часов. «Лишнее» время работы возникает в случаях, если машина подается по жесткому графику, не учитывающему оперативную ситуацию

и особенности рабочих дней; водитель самовольно приходит (или автомобиль прибывает) на КПП заранее, и в путевом листе делают отметку времени; погрузка запланирована неправильно (ночью помещают одну часть товара, а утром - другую);

Рис. 2.

Транспортно-

логистическое

обеспечение

»«»л*

партия не собрана вовремя. Другими причинами могут служить несогласованность (грузится одновременно много машин, и, соответственно, они все обслуживаются медленно); ЧС, аварии, срывы поставок транспорта, неполадки и др.; отказ производства; простои в очередях под погрузку из-за плохо составленного графика; задержки автомобилей под разгрузкой в магазинах; умышленные несанкционированные остановки и съезды с пути следования, простои по вине водителя.

«Лишний» километраж (пробег) появляется, если неправильно сформированы маршруты (неоптимальные рейсы, неточное знание местонахождения объектов, непрофессионализм кадров, отсутствие современных программных средств расчета); неверно задана последовательность точек; на междугородних рейсах применяется справочник норм расстояний между населенными пунктами, который не отражает действительного пробега автомобиля; спидометр неисправен или существуют иные неполадки, приводящие к искажению показаний; отсутствует сцепление колес с дорожным покрытием из-за сложных метеорологических условий (снегопад, гололед); водитель или диспетчер в корыстных целях завышают отчетные пробеги.

Повышение исполнительской дисциплины диспетчеров, водительского состава, создание действующей прогрессивной мотивационной схемы дают возможность увеличить производительность трудового ресурса транспортно-логисти-ческого звена предприятия. Привязка тарифных показателей работы наемного автотранспорта к объемам фактически выполненных работ позволяет создать качественную (прямую) зависимость эффективности труда от оплаты.

Роль диспетчера в формировании рейсов

Планирование рейсов, загрузка кузовов и составление маршрутов доставки продукции клиентам - это задачи исключительно диспетчера по автотранспорту. Хорошее знание города, ассортимента товаров и клиентов существенно влияет на результаты работы. Однако при составлении большого количества рейсов (например, свыше 100 по 5-15 клиентов в каждом) данное качество не может быть полностью использовано. Программа управления заявками с электронной клиентской базой, реализованная на платформе геоинформационной системы, позволяет значительно упростить и автоматизировать рабочий процесс, облегчить труд диспетчера

и применить его способности в полной степени [3, 4]. Системы управления транспортом (TMS) дают возможность осуществлять планирование и управление работой автопарка предприятия с транспортной задачей большой размерности, при этом исключительная роль оценки эффективности проделанной работы по-прежнему принадлежит человеку (диспетчеру).

Наилучший алгоритм планирования грузоперевозок [5] для обслуживания товаропроводящей сети предприятия создается с помощью современных методов дискретной оптимизации и компьютерных средств обработки ключевых факторов на всех стадиях логистического цикла работы с транспортом. При экспериментальной апробации данной системы был получен ощутимый экономический эффект.

See:

http://innosfera.org/2014/09/bakery_support Литература

1. http://www.ec-logistics.ru/transport.htm.

2. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д.Логистика: интегрированная цепь поставок.- М., 2001.

3. Косяков С.В., Гадалов А.Б., Жидовинов К.А. Оптимальное планирование грузоперевозок на базе ГИС-технологий // Вестник ИГЭУ. 2010. Вып. 4. С. 2-6.

4. Брилевский А.О.Автоматизация контроля транспорта на производственном предприятии.Сб. материалов V Меж-дунар. науч.- практ. конф. «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», Т. 2.- Мн., 2012. С. 294-296.

5. Демиденко В.М., Дымков М.П., Бенедиктович В.И., Брилевский А.О. Задачи маршрутизации транспортных средств и их применение в логистических цепях поставок товаропроводящих сетей // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. науч. тр.- Мн., 2012. Вып. 6. С. 94-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.