Научная статья на тему 'Система сопровождения и контроля транспорта в товаропроводящих сетях'

Система сопровождения и контроля транспорта в товаропроводящих сетях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / ТОВАРОПРОВОДЯЩИЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Брилевский Алексей

Автор статьи анализирует возможности повышения эффективности эксплуатации автопарка и качества работы транспортного отдела предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistic Information System of Transport Maintenance and Control in the Commodity Distribution Network

Authors present an advanced solution to the fleet tracking and route control problem in the form of the automated transport monitoring system that leads to significant increase in efficiency of individual vehicles within the fleet.

Текст научной работы на тему «Система сопровождения и контроля транспорта в товаропроводящих сетях»

Система сопровождения и контроля транспорта в товаропроводящих сетях

Алексей Брилевский,

ведущий специалист по работе

с информационными системами отдела маркетинга и сбыта коммерческой службы управления «Минскхлебпром»

Для оптимизации работы автопарков предприятий все чаще начинают применяться системы спутникового мониторинга на базе технологий GPS и «Глонасс», которые позволяют контролировать передвижение транспорта. Однако крупным субъектам хозяйствования с развитой товаропроводящей сетью осуществлять спутниковый онлайн-мониторинг представляется затруднительным, поскольку он выступает как дополнительное программное средство, существенно усложняющее работу диспетчера.

Повысить эффективность эксплуатации автопарка и качество работы транспортного отдела предприятия могут математические модели оптимизации потоков товаров. В частности, решением проблемы является создание компьютерной информационной системы сопровождения и контроля транспорта, которая в рамках определенного коридора формирует оптимальный или близкий к таковому маршрут движения. Кроме того, комплекс должен в обязательном порядке предоставлять возможность учитывать множество факторов: предписанную последовательность, график доставки продукции и т.д.

Задача по пилотному внедрению подобной автоматизированной системы решалась на КУП «Минскхлебпром» - одном из крупнейших предприятий Республики

Беларусь по изготовлению хлебобулочных, кондитерских, сухарно-бараночных изделий, замороженных продуктов и полуфабрикатов. Каждая группа товаров требует своих условий складирования, хранения и транспортировки, поэтому хлебозаводы имеют несколько экспедиций в зависимости от отгружаемой продукции. Кроме того, среднесуточное число рейсов достигает 1,5 тыс., а сложность математических моделей транспортных потоков усугубляется возвратом товаров, оборотной тары.

Процесс планирования работы автопарка на хлебозаводах «Минскхлеб-прома» осуществляется с помощью программного комплекса собственной разработки. Система позволяет решать многофакторные задачи следующих классов: Vehicle Routing Problem with Time Windows (VRPTW), Vehicle Routing with pick-up and

delivery (VRPPD) и The Multi-Depot Vehicle Routing Problem (MDVRP) [1]. Кроме того, с помощью комплекса можно объединить заявки заказчиков по ассортиментному набору и территориальной принадлежности, а также предоставляет возможность формировать рейсы с учетом графика поставок.

Аппаратный комплекс представляет собой набор устройств дистанционного мониторинга мобильных объектов «АГЕНТ В-602», «АГЕНТ В-603» производства «Унитехпром БГУ» и систему GPS-мониторинга транспорта «Анте-лис». Программной базой для разработки стала автоматизированная система управления предприятием, включающая пакет прикладных программ «Диспетчер». Он позволяет работать с портфелем заявок, распределять их по

ПРАКТИКА

машинам, формируя партии и рейсы, составлять маршруты доставки с учетом составленного графика и выписывать необходимую документацию.

Определенные трудности возникли при интеграции системы спутникового мониторинга и транспортной программы предприятия: усложнилась работа диспетчеров, поскольку неизбежно повысилась разнородность процессов планирования и управления. Для замены ежеминутного оперативного контроля была разработана логистическая информационная система, созданная путем усовершенствования имеющихся и внедрения новых надстроек к существующим пакетам программ спутникового мониторинга. К их числу относится привязка коридоров геозон к построенному треку следования, контроль временных лимитов, фиксация порядка посещения точек и визуализация событий на карте.

Разработанный программный комплекс существенно упрощает и делает объективным контроль выполнения заданий, а также позволяет фиксировать все отклонения от спланированного маршрута доставки как по расстоянию, так и по времени. Это минимизирует влияние человеческого фактора и повышает эффективность работы товаропроводящих сетей предприятия [2]. Построенный диспетчером маршрут отображается на карте полупрозрачным изображением, связывается с конкретной машиной и путевым листом водителя. При закрытии последнего диспетчер выводит трек пробега автомобиля за день, который отображается на фоне выданного задания, также есть возможность просмотреть историю передвижений транспорта за определенный период.

Для того чтобы учесть перемещение автомобиля по дорожному полотну в пределах улицы, вдоль трека добавляется геозона с шагом отклонения 20-50 м. В случае выхода

за эти границы делается отметка на маршруте следования и формируется уведомление для диспетчера. В итоговом отчете о выполнении путевого задания оператор системы видит не только трек пробега на фоне запланированного маршрута, но и построенный коридор следования.

Немаловажной для современных товаропроводящих сетей является возможность перестройки маршрутов в случае непредвиденных дорожных ситуаций, а также учет порядка посещения заданных пунктов назначения. Для этого в комплексе предусмотрена функция слежения за последовательностью прохождения автомобилем контрольных точек. Их пропуск является серьезным нарушением, поэтому они отмечаются на карте цветом, а диспетчеру высылается соответствующее уведомление. Нужно отметить, что продуманная визуализация событий значительно повышает удобство пользования системой.

Визуализация развития надстроек системы сопровождения и контроля транспорта на маршрутах

№10(116) Октябрь 2012 АУКА И ИННОВАЦИИ 43

Хлебозавод

Портфель заявок

^ Диспетчер

Продукция партии построение

Заявки заданий

Заявки доставки

Схема протеомного анализа биологических образцов

Для клиентов крайне важно своевременное и точное исполнение принятого заказа, поэтому в одной из программных надстроек предусмотрена возможность установить «окно» разгрузки. В случае несвоевременного посещения точки она маркируется как «срыв графика поставки», отмечается цветом, а также записью в отчете. Дополнительно можно реализовать контроль учета временных «окон» на пунктах назначения. Например, согласно договору поставки, автомобиль должен разгружаться не более 40 минут, иначе может возникнуть нарушение расписания работы. Установив максимальное время остановки, диспетчер получает оперативного помощника, уведомляющего о простоях. Кроме того, при возникновении претензий со стороны заказчика появляется возможность предоставить документальное подтверждение его нарушений.

Для обеспечения безопасности в систему вводятся ограничения на максимальную скорость движения и температуру перевозимых грузов. Как и в других случаях, отклонения от нормы отмечаются в отчете. Нужно добавить, что в комплексе также реализована возможность перенаправления машины, например, в объезд непредусмотренного ранее препятствия. Для этого разработан модуль «Гибкий трек маршрута», который позволяет создавать точки разрыва пути между пунктами доставки и перестраивать схему движения.

С таким набором надстроек для системы спутникового мониторинга отпадает необходимость в контроле оператором работы как в режиме реального времени, так и по факту закрытия путевых листов, поскольку при отсутствии нарушений задание автоматически считается правильно выполненным.

Разработка была апробирована в декабре 2010 г. на трех грузовых автомобилях хлебозавода №6 [3]. Результатом стало снижение пробегов на 23-52%, суммарная годовая экономия, рассчитанная по трем машинам, составила более 53 тыс. км. Это свидетельствует о том, что при сохранении маршрутов, числа рейсов, обслуживаемых магазинов и тоннажа про-

Summary

Large manufacturing enterprises have complex logistic systems. Although they can try and employ fleet monitoring based on modern satellite systems, this approach has significant drawbacks as well. Here we present an advanced solution to the fleet tracking and route control problem in the form of the automated transport monitoring system. This system leads to significant, measurable increase in efficiency of individual vehicles within the fleet.

дукции наблюдается резкое сокращение пробегов. В перспективе после долгосрочной апробации разработки и анализа результатов планируется создание единого комплекса спутникового мониторинга, который будет включать в себя все успешные наработки.

Таким образом, становится очевидным, что предприятиям крайне необходимо развивать и усиливать товаропроводящую сеть, прямое влияние на которую оказывает транспортная логистика. Внедрение системы сопровождения и контроля автотранспорта повышает производительность труда, снижает расходы и в целом увеличивает конкурентоспособность предприятия. ■

Литература

1. Дымков М.П., Бенедиктович В.И., Иванова Ю.А., Куликова Л.А, Брилевский А.О. Сравнительный анализ программ АРМ «Диспетчер» и решающего устройства VRPSOLVER в логистической цепи поставок хлебопекарной продукции // Труды НИЭИ Мин. экономики Республики Беларусь, №5, 2011. С. 134-144.

2. Брилевский А.О. Система сопровождения и контроля транспорта на маршрутах // 1Т Бел, 2012, №1-2. С. 20-23.

3. Дымков М.П., Бенедиктович В.И., Иванова Ю.А., Куликова Л.А, Брилевский А.О. Внедрение пакета прикладных программ по решению задач маршрутизации транспортных средств товаропроводящей сети КУП «Минскхлебпром» // Труды XI Международной науч. конф. «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития», 2010. С. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.