ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА
Меньшенина И.Г.
В статье выделены основные виды кластеров. Описана модель функционирования транспортно-логистического кластера с использованием теории графов. Показана взаимосвязь кластеров в экономической системе региона и выделена особая роль транспортно-логистического кластера как создающего условия для эффективного функционирования других кластеров региона.
В современных условиях глобализации развитие отдельных территорий становится основой повышения конкурентоспособности региона и государства в целом. Поскольку отраслевое управление постепенно теряет свое приоритетное значение, актуальными становятся новые подходы, одним из которых является кластерный. Кластерный подход предполагает, что в условиях развития рыночной экономики превалирующее значение отдается не отрасли или компании как объекту экономического управления, а территории, что приводит к повышению ее конкурентоспособности.
Существует множество различных видов кластеров, что объясняется большим числом и неоднозначностью кластерных характеристик, используемых в качестве классификационных признаков. Наиболее распространена классификация по признаку характера основной отрасли или группы отраслей, обладающих потенциалом кластеризации:
1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний - поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций.
2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие.
3. Инновационные кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях.
4. Туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других.
5. Транспортно-логистические кластеры (ТЛК) включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров.
В исследовании М. Портера детально описаны виды кластеров и условия их образования, кроме кластеров транспортно-логистических услуг.
Проблема невысокой конкурентоспособности транспорта как на уровне российской экономики в целом, так и отдельной территории, связана с отсутствием единой транспортной системы, адекватной, с одной стороны, потребностям рыночной экономики, а с другой - происходящим процессам глобализации. Российская транспортная система характеризуется неравномерностью в территориальном размещении транспортных сетей и объектов транспортной инфраструктуры. Наблюдаются диспропорции в развитии различных видов транспорта с выраженным приоритетом железнодорожного транспорта. Такой перекос адекватен потребностям существующего технологического уклада, который формируется вокруг отраслей первичного сектора производства.
Существует слабая взаимозависимость и скоординированное взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок, не носящих мультимодально-го и интермодального характера, и, как следствие, дефицит организационно-экономического обеспечения международных перевозок. Одновременно, высоки тран-закционные издержки, обусловленные неразвитостью логистических сетей и логистического менеджмента. Как перечисленные, так и другие характеристики российской транспортной системы свидетельствуют о необходимости ее скорейшей модернизации: перегруженность основных автомобильных магистралей и городских агломераций, слабая пропускная способность транспортной инфраструктуры, высокая степень износа основного капитала на транспорте и, как следствие, невосприимчивость к новым технологиям, высокие техногенные нагрузки транспорта на экологию и здоровье населения. Следовательно, необходимо формирование единой транспортной системы России, интегрированной в евроазиатскую транспортную систему на принципах конкурентности, открытости, эффективности, стандартизации и безопасности.
В этом контексте определяются проекты формирования региональных транс-портно-логистических кластеров на территории Российской Федерации, которые позволят обеспечить достижение уровня развития и деятельности транспортного комплекса, адекватного требованиям экономики и конкурентоспособного на мировых рынках транзитных перевозок. В первую очередь, транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.
Структура транспортно-логистического кластера
Физическая инфраструктура - автомобильные и железные дороги, воздушные и водные пути
Система логистических транспортно-распределительных центров (ЛТРЦ)
Транспортные компании
Логистиче ские компании
Ремонтно-сервисные предприятия
Экспедиторские компании
Страховые компании
Проблема идентификации транспортно-логистического кластера может быть решена при помощи теории графов.
Пусть в экономической системе существует транспортно-логистический кластер О, в который входит ряд сопряженных подсистем (р1,...,р2,...,рп). На рис. 1 представлена модель функционирования транспортно-логистического кластера при помощи теории графов.
Менъшенина И.Г.
<■20
Р5
ССп
Рб
СС21
Р8
-&Н-
Рис. 1. Граф С - транспортно-логистический кластер
На графе вершины р1 - сопряженные подсистемы; ребра ак - характеризуют хозяйственные связи и движение по ним к-х потоков. Граф удовлетворяет основным теоремам.
1-я теорема. В графе С сумма степеней всех его вершин - число четное, равное удвоенному числу ребер графа:
Р!=6
Р2=5, рз=6, р4=5 Рз=4, р6=б, р7=5, р8=2, р9=3.
6+8+6+5+4+6+5+2+3=21*2 42=42
2-я теорема. Число нечетных вершин любого графа, то есть вершин, имеющих нечетную степень, четно. Представленный граф является связным.
Р2=5, р4=5
р7=5, р9=3.
Любой граф можно представить в виде матрицы А = (¿/(;). Следовательно, граф С также можно представить в виде матрицы:
Г
А=
Р1
Р2 Рз
Р4 Р 5 Рб Р7 Р8
л* Р9
Матрица А
образом: аг> = -аг>
Р1
Р2
Рз
Р4
Р5
Рб
Р7
Р8
Р9
л
о
а21 а31 а41
а51
аб1 О
а81 О
ап О
аз2 О
а52 аб2 а72 О О
а13 а2з О О
а53 абз а73 О
а ы
О О О О
а ¿4 а74 а 84
С1д3 О !ц
а15
а25
а33 О О
аб5
О О О
а¡6 а2б
а34
С146
а5б О
а7б О
ад7
О
а2? а 37 а47 О
аб? О О О
о о
а 48 О О
о о о
о о
а39 а 4д О О
а79 О О
У о
условно симметрична относительно главной диагоналц/следующим
Тогда матрицу А можно представить в виде:
г
А=
л
<
Р1 Р2 Рз Р4 Р5 Ре Р7 Р8 Р9
Р1 0 -а21 -а 31 -а41 С1ц а 16 0 <*18 0
Р2 а21 0 -а32 0 а52 -аб2 -а72 0 0
Рз а31 аз2 0 0 -а53 -абз -а73 0 -а93
Р4 а41 0 0 0 0 С146 -а74 -а 84 -ад 4
Р 5 -а15 а52 а53 0 0 -а 65 0 0 0
Рб -а ¡в аб2 абз -С146 аб5 0 -а7б 0 0
Р7 0 а72 а73 а74 0 а7б 0 0 -а97
Р8 -С118 0 0 а 84 0 0 0 0 0
Р9 0 0 адз а94 0 ад7 0 0 0
У (2)
V
У
Из полученной матрицы А, характеризующей транспортно-логистический кластер (граф С), следует, что каждое а^ есть взаимосвязь соответствующих сопряженных
подсистем /;, и р, и перемещение по ним из /л в р, к-то потока {к-й поток может быть представлен в деньгах), при том условии, что имеется п таких подсистем. При этом: /;, производит к-й поток, передаваемый в р, в дальнейшем по некоторой хозяйственной связи ак,
/;, потребляет к-й поток, получаемый из р, по некоторой хозяйственной связи ОСк,
р, не имеет отношения к данному р^
щЫ) -
щ <0 -а,, О -
Использование теории графов применительно к транспортно-логистическим кластерам создает условия, при которых практическое применение предложенного подхода приобретает актуальность.
Реализация проектов развития ТЛК позволит преодолеть ряд различного рода барьеров и «узких мест», препятствующих развитию предприятий и организаций, входящих в состав кластера, таких как:
• недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования;
• низкая восприимчивость предприятий к инновациям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств;
• недостаточный уровень организационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития кластера, отсутствие системы эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера;
• ограниченный доступ к зарубежным рынкам.
Предприятия, входящие в транспортно-логистический кластер региона, приобретают дополнительные конкурентные преимущества в ходе взаимодействия внутри кластера и, соответственно, наилучшим образом удовлетворяют потребности предприятий остальных кластеров региона.
Меяыиетта П.Г.
Транспортно-логистический кластер создает условия для эффективного функционирования промышленности в области материально-технического снабжения и каналов распределения продукции. На рис. 2 показано, как транспортные и логистические организации являются связующим звеном между различными кластерами региона.
Рис. 2. Взаимосвязь кластеров в экономической системе региона
Успешное функционирование кластера обеспечивает ряд преимуществ как самим участникам кластера, так и территории, на которой они функционируют. Развитие кластера повышает взаимодействие между отраслями и тем самым способствует мультипликативному эффекту. Общее мнение исследователей данного подхода сводится к тому, что кластеры, благодаря своим специфическим функциям, выступают по отношению к региону точками экономического роста.
Стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития. Принимая во внимание сложившуюся в РФ модель государственного устройства, инициаторами и исполнителями кластерных проектов должны стать субъекты Федерации.