Научная статья на тему 'Транспортно-логистический кластер в экономической системе региона…'

Транспортно-логистический кластер в экономической системе региона… Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1017
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшенина Ирина Геннадьевна

В статье выделены основные виды кластеров. Описана модель функционирования транспортно-логистического кластера с использованием теории графов. Показана взаимосвязь кластеров в экономической системе региона и выделена особая роль транспортно-логистического кластера как создающего условия для эффективного функционирования других кластеров региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меньшенина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport and logistics cluster in an economic system of a region

The main types of clusters are described in the article. The function of a transport and logistics model is also described using the theory of graphs. The relationship of clusters is shown in the economic system of a region, and the main role of transport and logistics cluster is emphasized as a good condition for the effective functioning of other clusters in the region

Текст научной работы на тему «Транспортно-логистический кластер в экономической системе региона…»

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА

Меньшенина И.Г.

В статье выделены основные виды кластеров. Описана модель функционирования транспортно-логистического кластера с использованием теории графов. Показана взаимосвязь кластеров в экономической системе региона и выделена особая роль транспортно-логистического кластера как создающего условия для эффективного функционирования других кластеров региона.

В современных условиях глобализации развитие отдельных территорий становится основой повышения конкурентоспособности региона и государства в целом. Поскольку отраслевое управление постепенно теряет свое приоритетное значение, актуальными становятся новые подходы, одним из которых является кластерный. Кластерный подход предполагает, что в условиях развития рыночной экономики превалирующее значение отдается не отрасли или компании как объекту экономического управления, а территории, что приводит к повышению ее конкурентоспособности.

Существует множество различных видов кластеров, что объясняется большим числом и неоднозначностью кластерных характеристик, используемых в качестве классификационных признаков. Наиболее распространена классификация по признаку характера основной отрасли или группы отраслей, обладающих потенциалом кластеризации:

1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний - поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций.

2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие.

3. Инновационные кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях.

4. Туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других.

5. Транспортно-логистические кластеры (ТЛК) включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров.

В исследовании М. Портера детально описаны виды кластеров и условия их образования, кроме кластеров транспортно-логистических услуг.

Проблема невысокой конкурентоспособности транспорта как на уровне российской экономики в целом, так и отдельной территории, связана с отсутствием единой транспортной системы, адекватной, с одной стороны, потребностям рыночной экономики, а с другой - происходящим процессам глобализации. Российская транспортная система характеризуется неравномерностью в территориальном размещении транспортных сетей и объектов транспортной инфраструктуры. Наблюдаются диспропорции в развитии различных видов транспорта с выраженным приоритетом железнодорожного транспорта. Такой перекос адекватен потребностям существующего технологического уклада, который формируется вокруг отраслей первичного сектора производства.

Существует слабая взаимозависимость и скоординированное взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок, не носящих мультимодально-го и интермодального характера, и, как следствие, дефицит организационно-экономического обеспечения международных перевозок. Одновременно, высоки тран-закционные издержки, обусловленные неразвитостью логистических сетей и логистического менеджмента. Как перечисленные, так и другие характеристики российской транспортной системы свидетельствуют о необходимости ее скорейшей модернизации: перегруженность основных автомобильных магистралей и городских агломераций, слабая пропускная способность транспортной инфраструктуры, высокая степень износа основного капитала на транспорте и, как следствие, невосприимчивость к новым технологиям, высокие техногенные нагрузки транспорта на экологию и здоровье населения. Следовательно, необходимо формирование единой транспортной системы России, интегрированной в евроазиатскую транспортную систему на принципах конкурентности, открытости, эффективности, стандартизации и безопасности.

В этом контексте определяются проекты формирования региональных транс-портно-логистических кластеров на территории Российской Федерации, которые позволят обеспечить достижение уровня развития и деятельности транспортного комплекса, адекватного требованиям экономики и конкурентоспособного на мировых рынках транзитных перевозок. В первую очередь, транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.

Структура транспортно-логистического кластера

Физическая инфраструктура - автомобильные и железные дороги, воздушные и водные пути

Система логистических транспортно-распределительных центров (ЛТРЦ)

Транспортные компании

Логистиче ские компании

Ремонтно-сервисные предприятия

Экспедиторские компании

Страховые компании

Проблема идентификации транспортно-логистического кластера может быть решена при помощи теории графов.

Пусть в экономической системе существует транспортно-логистический кластер О, в который входит ряд сопряженных подсистем (р1,...,р2,...,рп). На рис. 1 представлена модель функционирования транспортно-логистического кластера при помощи теории графов.

Менъшенина И.Г.

<■20

Р5

ССп

Рб

СС21

Р8

-&Н-

Рис. 1. Граф С - транспортно-логистический кластер

На графе вершины р1 - сопряженные подсистемы; ребра ак - характеризуют хозяйственные связи и движение по ним к-х потоков. Граф удовлетворяет основным теоремам.

1-я теорема. В графе С сумма степеней всех его вершин - число четное, равное удвоенному числу ребер графа:

Р!=6

Р2=5, рз=6, р4=5 Рз=4, р6=б, р7=5, р8=2, р9=3.

6+8+6+5+4+6+5+2+3=21*2 42=42

2-я теорема. Число нечетных вершин любого графа, то есть вершин, имеющих нечетную степень, четно. Представленный граф является связным.

Р2=5, р4=5

р7=5, р9=3.

Любой граф можно представить в виде матрицы А = (¿/(;). Следовательно, граф С также можно представить в виде матрицы:

Г

А=

Р1

Р2 Рз

Р4 Р 5 Рб Р7 Р8

л* Р9

Матрица А

образом: аг> = -аг>

Р1

Р2

Рз

Р4

Р5

Рб

Р7

Р8

Р9

л

о

а21 а31 а41

а51

аб1 О

а81 О

ап О

аз2 О

а52 аб2 а72 О О

а13 а2з О О

а53 абз а73 О

а ы

О О О О

а ¿4 а74 а 84

С1д3 О !ц

а15

а25

а33 О О

аб5

О О О

а¡6 а2б

а34

С146

а5б О

а7б О

ад7

О

а2? а 37 а47 О

аб? О О О

о о

а 48 О О

о о о

о о

а39 а 4д О О

а79 О О

У о

условно симметрична относительно главной диагоналц/следующим

Тогда матрицу А можно представить в виде:

г

А=

л

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р1 Р2 Рз Р4 Р5 Ре Р7 Р8 Р9

Р1 0 -а21 -а 31 -а41 С1ц а 16 0 <*18 0

Р2 а21 0 -а32 0 а52 -аб2 -а72 0 0

Рз а31 аз2 0 0 -а53 -абз -а73 0 -а93

Р4 а41 0 0 0 0 С146 -а74 -а 84 -ад 4

Р 5 -а15 а52 а53 0 0 -а 65 0 0 0

Рб -а ¡в аб2 абз -С146 аб5 0 -а7б 0 0

Р7 0 а72 а73 а74 0 а7б 0 0 -а97

Р8 -С118 0 0 а 84 0 0 0 0 0

Р9 0 0 адз а94 0 ад7 0 0 0

У (2)

V

У

Из полученной матрицы А, характеризующей транспортно-логистический кластер (граф С), следует, что каждое а^ есть взаимосвязь соответствующих сопряженных

подсистем /;, и р, и перемещение по ним из /л в р, к-то потока {к-й поток может быть представлен в деньгах), при том условии, что имеется п таких подсистем. При этом: /;, производит к-й поток, передаваемый в р, в дальнейшем по некоторой хозяйственной связи ак,

/;, потребляет к-й поток, получаемый из р, по некоторой хозяйственной связи ОСк,

р, не имеет отношения к данному р^

щЫ) -

щ <0 -а,, О -

Использование теории графов применительно к транспортно-логистическим кластерам создает условия, при которых практическое применение предложенного подхода приобретает актуальность.

Реализация проектов развития ТЛК позволит преодолеть ряд различного рода барьеров и «узких мест», препятствующих развитию предприятий и организаций, входящих в состав кластера, таких как:

• недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования;

• низкая восприимчивость предприятий к инновациям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств;

• недостаточный уровень организационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития кластера, отсутствие системы эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера;

• ограниченный доступ к зарубежным рынкам.

Предприятия, входящие в транспортно-логистический кластер региона, приобретают дополнительные конкурентные преимущества в ходе взаимодействия внутри кластера и, соответственно, наилучшим образом удовлетворяют потребности предприятий остальных кластеров региона.

Меяыиетта П.Г.

Транспортно-логистический кластер создает условия для эффективного функционирования промышленности в области материально-технического снабжения и каналов распределения продукции. На рис. 2 показано, как транспортные и логистические организации являются связующим звеном между различными кластерами региона.

Рис. 2. Взаимосвязь кластеров в экономической системе региона

Успешное функционирование кластера обеспечивает ряд преимуществ как самим участникам кластера, так и территории, на которой они функционируют. Развитие кластера повышает взаимодействие между отраслями и тем самым способствует мультипликативному эффекту. Общее мнение исследователей данного подхода сводится к тому, что кластеры, благодаря своим специфическим функциям, выступают по отношению к региону точками экономического роста.

Стимулирование возникновения экономических кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития. Принимая во внимание сложившуюся в РФ модель государственного устройства, инициаторами и исполнителями кластерных проектов должны стать субъекты Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.