УДК 629.463
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук
Котенкова Ирина Николаевна
старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технического университета ir-kot83 @mail.ru
Konovalova Tatyana Vyacheslavovna
сandidate of еconomic Sciences [email protected] Kotenkovа Irina Nikolaevna
senior teacher of chair of the Organization of transportations and traffic of the Kuban state technical university ir-kot83 @mail.ru
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
TRANSPORT AND LOGISTICS CENTERS IN THE REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM
Аннотация: В статье рассматривается концепция интегрированной логистики, определены условия международных перевозок, необходимые для развития системы логистического управления на транспорте. Обоснована необходимость формирования транспортно-логистической инфраструктуры, методы анализа и оценки эффективности программы формирования и развития региональной транспортно-логистической системы.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, логистика, управление, перевозки, транспортная система, транспортно-логистическая инфраструктура.
Annotation: The concept of integrated logistics, the conditions for international transport, necessary for the development of logistics management in transport. Discussed the need for a transportation and logistics infrastructure, methods of analysis and evaluation of the program of formation and development of regional transport and logistics system.
Keywords: motor transport, logistics, management, transportations, transport system, transport and logistics infrastructure.
Управление бизнес-процессами на современном этапе развития экономики определяет необходимость повышения требований к надежности и безопасности функционирования автотранспортного комплекса. Проблемы управления на автомобильном транспорте можно рассматривать в различных аспектах, которые подразумевают использование как методов
государственного регулирования, так и рыночных методов свободного предпринимательства. Учитывая важнейшие приоритеты стратегии развития транспортного комплекса России, необходимо прежде всего четко сформулировать требования, предъявляемые к автомобильному транспорту. Одним из инструментов изучения данной проблемы может использоваться логистика, как научно-практическое направление, охватывающее широкий диапазон бизнес-деятельности, которая завоевала прочные позиции в системе микрохозяйственных связей. В качестве приоритетной зарекомендовала себя концепция интегрированной логистики, основанная на консолидации участников системы грузо- и товародвижения для обеспечения непрерывности и бесперебойности товароматериальных и сопутствующих им информационных, сервисных и финансовых потоков на внутрифирменном, региональном, межрегиональном, отраслевом и международном уровнях.
Необходимость развития системы логистического управления на транспорте определяется условиями международных перевозок, характеризуемыми: растущим спросом на товары и услуги в формируемых рынках; спросом на импортные и новые продукты; сходством рыночного запроса в цепи поставок; устранением торговых барьеров в цепи поставок; экономией на масштабах в цепи поставок; специализированной поддержкой экспорта в цепи поставок; интеграцией звеньев в цепи поставок грузов; ростом спроса на логистические услуги у поставщиков и клиентов в цепи поставок; изменением логистических приемов и операций в цепи поставок; улучшением коммуникаций с потребителями в цепи поставок; совершенствованием бизнес-процессов и систем управления цепью поставок.
На современном этапе развития логистических и транспортных услуг эффективное управление логистической цепью поставок грузов стало решающим фактором успеха в международном сообщении, все большее число компаний коренным образом меняют свои организационные и коммерческие подходы. В существенной мере это происходит от перестройки индустрии услуг, что в особенности касается транспортной системы, где многие традиционные поставщики транспортных услуг превратились в интегрированных поставщиков логистических услуг. Ввиду того, что они располагают значительным опытом и глобальными сетями, к ним обращается все большее число заказчиков, причем это стало отчетливо выраженной тенденцией в международной торговле и оказании услуг.
Благодаря использованию наиболее выгодного вида транспорта в каждом звене транспортно-логистической цепи поставок грузов стало возможным значительное сокращение издержек. Реформа и совершенствование условий развития транспортной индустрии являются непрерывным процессом. И как следствие, транспортная логистика все более интегрируется с логистической системой промышленности и других звеньев цепи поставок.
Современное состояние экономики России в целом, и транспортного комплекса в частности, требует формирования транспортно-логистической инфраструктуры. Ее основополагающими, системообразующими элементами должны стать транспортные узлы, магистральные и местные пути сообщения,
контейнерные и грузоперерабатывающие терминалы, мультимодальные транспортно-логистические центры. Под мультимодальным транспортно-логистическим центром понимают многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в общественных транспортных узлах. Комплекс должен выполнять функции логистического транспортно-распределительного центра и обеспечивать: координацию и взаимодействие различных видов транспорта; погрузо-разгрузочные работы; перевалку грузов, их краткосрочное и длительное хранение; грузопереработку; необходимые таможенные процедуры; экспедирование и переадресовку грузов; доставку грузов клиентам по логистическим технологиям; полный комплекс сервисных и коммерчески-деловых услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное, консалтингово-аналитическое и другие виды транспортно-логистического сервиса. За счет интеграции логистических потоков может быть достигнут максимальный экономический эффект.
Нормальное функционирование транспортно-логистических центров невозможно само по себе без создания эффективной транспортно-логистической системы. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации комплекса программных мероприятий, направленных на формирование и развитие региональной транспортно-логистической системы (РТЛС) включает: определение финансовой реализуемости инвестиционных проектов создания логистической инфраструктуры в рамках программы формирования РТЛС; привлечение отечественных и зарубежных инвесторов с целью обеспечения финансирования проектов программы; оценку целесообразности с позиции коммерческой эффективности участия в реализации программы хозяйствующих субъектов; принятие решений о государственной поддержке и обеспечении условий наибольшего благоприятствования участникам реализации программы; оценку социально-экономических последствий от реализации программы на региональном и общероссийском уровне; определение разумной этапности реализации программы и разработка механизма управления ее реализацией.
При анализе и оценке эффективности программы формирования и развития РТЛС необходимо определять: общую коммерческую эффективность программы в целом; общеэкономическую или социально-экономическую эффективность программы; частную коммерческую эффективность программы для отдельных групп инвесторов; региональную и народнохозяйственную эффективность - для региона, в котором предлагается создание РТЛС.
Однако при использовании в настоящее время методик по определению эффективности программы формирования и развития РТЛС приходится констатировать, что такой упрощенный подход приводит к существенному искажению результатов прогноза. Существующие методики не учитывают ряд показателей, характеризующих социально-экономическую эффективность программы. Это можно объяснить тем, что РТЛС характеризуется множеством факторов, имеющих различную интенсивность и направленность воздействия. Если изменение этих факторов при изменении системы может быть количественно и качественно определено объективным образом, то их
сопоставление при оценке социально-экономического эффекта является объектом оценочных суждений. В этих условиях предлагается использовать функцию цели, которая бы позволяла учитывать различные ценности рассматриваемых показателей системы.
Литература:
1. Моисеева К.Н. Экономические основы логистики. Учебное пособие. //Москва. ИНФРА-М. 2008.- 528 с.
2. Коновалова Т.В., Науменко М.А. Система оценки эффективности функционирования транспортно-логистического центра. //ж. Транспорт. Наука, техника, управление. 2012 г. № 3 (с.62 - 65)
3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р.
4. Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник для студ.высш.учеб.заведений /В.И.Апатцев, С.Б.Левин, В.М.Николашин и др.; Под ред. В.М.Николашина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-304 с.
5. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах /Л.Б. Миротин, В.А.Гудков, В.В.Зырянов и др. Под ред. Л.Б.Миротина.-М.: Горячая линия-Телеком, 2010.-704 с.
Literature:
1. Moiseeva K.N. Economic foundations of logistics. Textbook. / / Moscow. INFRA-M. 2008. - 528.
2. Konovalova, T., Naumenko MA System for evaluating the performance of transport and logistics center. / / f. Transport. Science, technology, management. 2012 № 3 (pp.62 - 65)
3. Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. Approved by the Federal Government on November 22, 2008 № 1734-r.
4. Transport and freight logistics system: A Textbook for university students/ V.I.Apattsev, S.B.Levin, V.M.Nikolashin and others, ed. V.M.Nikolashina. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2003.-304p.
5. Management of freight flows in the transport and logistics systems / LB Mirotin, V.A.Gudkov, V.V.Zyryanov and others, ed. L.B.Mirotina.-M.: Hotline Telecom, 2010.-704p.