Научная статья на тему 'Основные принципы формирования транспортно-логистической системы региона'

Основные принципы формирования транспортно-логистической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6735
633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT LOGISTICS / TRANSPORT / REGIONAL ECONOMY / TRANSPORT CORRIDORS / TRANSPORT SYSTEM / LOGISTIC SYSTEM / TRANSPORT AND LOGISTIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенков А.И., Федотенков Д.Г., Лобановский А.М.

Эффективная интеграция участников регионального транспортно-логистического процесса возможна на основе формирования региональной транспортно-логистической системы в основе построения и функционирования которой лежат методологические принципы концепции интегрированной логистики, обеспечивающей согласование экономических интересов субъектов и объектов региональной транспортно-логистической системы при обеспечении реализации стратегии и целей функционирования системы в целом. Разработка и внедрение региональных транспортно-логистических систем является одним из эффективных путей экономического и социального развития, как отдельных регионов России, так и государства в целом. В данной работе авторами рассмотрены основные принципы формирования и математическая модель транспортно-логистической системы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грищенков А.И., Федотенков Д.Г., Лобановский А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective integration of participants of regional transport and logistic process is possible on the basis of formation of regional transport and logistic system at the heart of construction and which functioning lie the methodological principles of the concept of the integrated logistics providing coordination of economic interests of subjects and objects of regional transport and logistic system when ensuring realization of strategy and is more whole than functioning of system in general. Development and deployment of regional transport and logistic systems is one of effective ways of economic and social development, both certain regions of Russia, and the state in general. In this work as authors the basic principles of formation and mathematical model of transport and logistic system of the region are considered.

Текст научной работы на тему «Основные принципы формирования транспортно-логистической системы региона»

падению режима джамахирии в Ливии, гражданским войнам и массовым терактам. Важно отметить, что именно в районе персидского залива сосредоточено больше всего военных баз США. Совпадение? Однозначно нет.

Россия сейчас совсем не та, которая была 20 лет назад. Текущий уровень глобальной конкурентоспособности России определяется двумя позитивными факторами: высокая «ёмкость внутреннего рынка» и развитость национальной «инфраструктуры» [2]. А после таких геополитических побед как мирное урегулирование конфликта в Сирии, присоединение Крыма и блестящие Олимпийские и Паралимпийские игры можно с уверенностью сказать - Россия вернулась!

Нарастающая агрессия против России стран НАТО во главе с Соединенными Штатами, хоть и завуалированная, не даёт выбора, кроме как жёстко отстаивать свои интересы. Необходимо безотлагательно сформировать геополитику, действительно соответствующую обстановке, которая сейчас сложилась вокруг славянского мира. Санкции, которые США все пытаются навязать после присоединения Крыма, полный бред и ничего кроме смеха не вызывают. Штаты не понимают на сколько сильно они сами уязвимы. У Москвы есть оружие, нет, не ядерное, а «экономическое» которое отправят США в гиперинфляцию и огромного масштаба кризис. Россия, может объявить, что начинает торговать нефтью за рубли, даже за другую валюту, главное чтобы не за доллары. Это вполне может осуществиться в ближайшие 3-5 лет.

Закончить рассуждения следует цитатой Уго Чавеса, величайшего политического деятеля Венесуэлы: «Россия - северная страна, земля православия, тысяч церквей и снегов, которые не сможет стереть с лица Земли ни одна глобализация, красивые люди Москвы, глубокий и необъятный мир... Все эти культуры, имеют свою магическую силу, против которой бессильна глобализация» [6].

This paper outlines an analytical study of the global economic and political strategy of the spread of American influence in the developed and developing countries. Selected background allowing to speak about the end of the unipolar world and the emergence of centers of economic power in the world the howling arena in Russia and other developing States. Keywords: globalization, development, economy, competitiveness.

Список литературы

1. Глушак О.В. Инновационный процесс в промышленном комплексе как актуальный вопрос научного исследования национальной сферы нововведения. / Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 140-142.

2. Грищенков А.И., Глушак Н.В., Глушак О.В. Научный анализ тенденций инновационного развития национальной и региональной промышленности. // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 171-176.

3.Джон Перкинс. Исповедь экономического убийцы / Пер. с англ. - М.: Претекст, 2014. - 350с.

4. Кортен Д. Когда корпорации правят миром. Спб.: ВиТ-принт, 2002. - 328 с.

5. Генеральное соглашение по тарифам и торговли 1994 года

6. http://icite.ru/

Об авторах

Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Глушак Н.В. - доктор экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, GNW3@yandex.ru

Глушак О.В. - кандидат экономических наук, старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, OWG3@yandex.ru

Степченко В.Г. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г Петровского

Максюта В.С. - студент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, sir.maxiuta@yandex.ru

УДК 338

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

А.И. Грищенков, Д.Г. Федотенков, А.М. Лобановский

Эффективная интеграция участников регионального транспортно-логистического процесса возможна на основе формирования региональной транспортно-логистической системы в основе построения и функционирования которой лежат методологические принципы концепции интегрированной логистики, обеспечивающей согласование экономических интересов субъектов и объектов региональной транспортно-логистической системы при обеспечении реализации стратегии и целей функционирования системы в целом. Разработка и внедрение региональных транспортно-логистических систем является одним из эффективных путей экономического и социального развития, как отдельных регионов России, так и государства в целом. В данной работе авторами рассмотрены основные принципы формирования и математическая модель транспортно-логистической системы региона.

Ключевые слова: транспортная логистика, транспорт, региональная экономика, транспортные коридоры, транспортная система, логистическая система, транспортно-логистическая система.

Устойчивое функционирование транспорта на всей территории страны является гарантией единства экономического пространства, свободного передвижения людей, товаров и услуг, развития конкуренции и свободы предпринимательства, улучшения условий и уровня жизни населения, обеспечения целостности и национальной безопасности, интеграции в мировое экономическое пространство.

В России создана и в целом устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности национальной эконо-

мики и населения в транспортных услугах, территориальную целостность, экономическую и геополитическую безопасность страны. При этом главные функции транспортной системы на всех исторических этапах развития страны остаются неизменными. Транспорт обеспечивает единство национальных и региональных товарных рынков, взаимосвязь регионов и подвижность граждан. Без транспорта невозможно экономическое освоение новых территорий и месторождений полезных ископаемых, которые являются жизненно необходимыми в условиях роста и структурной перестройки экономики.

Разработанная Министерством транспорта РФ Транспортная стратегия России на период до 2030 г предусматривает [7]:

• формирование опорной транспортной сети без разрывов и узких мест;

• ликвидацию диспропорций в уровне развития транспортной инфраструктуры в отдельных регионах страны;

• реализацию приоритетных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство транспортной системы;

• развитие опорной транспортной сети на принципах национальных транспортных коридоров;

• стыковку национальных транспортных коридоров с МТК европейской и азиатской транспортных систем.

Повышение эффективности функционирования транспортного комплекса, обеспечения координации и взаимодействия в работе различных видов транспорта, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам (МТК), обеспечения реализации транзитного потенциала России в глобальной системе МТК требует применения принципиально новых подходов, основанных на принципах логистики и логистического менеджмента, приоритетность развития транспортно-логистической инфраструктуры и формирования интегрированных транспортно-логистиче-ских систем, на региональном, межрегиональном и международном уровнях.

Разработка и внедрение региональных транспортно-логистических систем (РТЛС) является одним из эффективных путей экономического и социального развития, как отдельных регионов России, так и государства в целом. Опыт использования логистических систем (ЛС) в развитых капиталистических странах показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7-20 %, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции —на 15-30 %, общие логистические издержки— на 12-35 %, а также ускоряется оборачиваемость материальных ресурсов на 20-40% и снижаются запасы материальных ресурсов и готовой продукции на 50-200 % [5] .

Следует отметить, что региональные аспекты логистики применительно к условиям России изучены крайне недостаточно. Исследования в области логистики показывают, что одним из факторов развития макро-логистических систем является регионализация, которая проявляется как на уровне одной страны, так и в международном уровне. Каждый регион страны обладает уникальным сочетанием социально-экономических и природно-климатических факторов, что, в свою очередь, влияет на виды и формы региональной политики, особенность действия логистических посредников, на параметры материальных, информационных и финансовых потоков. Решающее влияние на синтез логистических структур оказывают региональные транспортные факторы: виды и качество функционирования транспортных коммуникаций, транспортных узлов, терминалов и транспортного сектора в целом.

Таким образом, логистические системы отдельных регионов страны, несмотря на общие подходы к анализу и синтезу подобных систем, будут отличаться друг от друга конфигурацией, набором логистических посредников, видами и параметрами материальных, финансовых и информационных потоков, организацией менеджмента и связи, и т. п.

В процессе формировании региональной транспортно-логистической системы в первую очередь выдвигается задача проработки методологических принципов и теоретических проблем, связанных с глубоким и скрупулёзным исследованием экономики региона, в частности его транспортного комплекса, и соответствующим синтезом организационно- функциональных структур объектов и субъектов управления в логистической системе, а также формирования обеспечивающего комплекса подсистем и логистического менеджмента.

Эффективный показатель интеграции участников регионального транспортно-логистического процесса возможен на основе формирования региональной транспортно-логистической системы (РТЛС), в основе построения и функционирования которой лежат методологические принципы концепции интегрированной логистики, обеспечивающей согласование экономических интересов субъектов и объектов РТЛС при обеспечении реализации стратегии и целей функционирования системы в целом. [5] В тоже время в качестве интегратора транспортно-логистического процесса выступают товаромате-риальные, информационные и финансовые потоки как результат эффективной совместного планирования, организации и управления продвижением экономических потоков.

Зарубежный опыт показывает, что наличие высокоорганизованной международной транспортно-логистической системы позволит через внедрение эффективных логистических схем доставки решить следующие задачи [4]:

- обеспечить рациональную скорость оборачиваемости оборотных средств за счет применения оптимальной величины отправки грузов, времени их нахождения в транспортных средствах в движении и в подсистемах концетрации / распределения (складах, центрах консолидации, сортировки, разукрупнения и т.п.);

- установить эффективное соотношение между сроками доставки и провозными платежами (тарифами и дополнительными сборами) для различных видов отправок в зависимости от условий доставки грузов (вид сообщения, опасность груза, место в сложных логистических производственно-транспортных системах и т.п.);

- определить рациональный уровень сервисного обслуживания при доставке грузов с использованием услуг транс-портно-логистических центров, обеспечивающих эффективную синхронизацию и гармонизацию логистических потоков;

- вкладывать рациональным образом ограниченные инвестиции в объекты транспортно-логистической системы;

- установить оптимальное соотношение между транспортными логистическими центрами общего и необщего (ведомственными) пользования.

По нашему мнению основная цель функционирования региональной транспортно-логистической системы это формирование и реализация эффективной системы движения, регулирования и контроля материальных (грузопотоков) и сопутствующих им финансовых и информационных потоков на территории региона.

Концептуальные положения формирования транспортно-логистической системы региона должны основываться на следующих принципах представленных нами в таблице 1.

Таблица 1.

Основные принципы формирования транспортно-логистической системы

№ п/п Принципы Определяющие свойства

1 Системный подход - Логистические потоки оптимизируются в пределах сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем, начиная от исходного сырья и заканчивая потреблением конечной готовой продукции; - транспортно-логистическая система региона рассматривается с позиций ее места и роли в сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых системах; - создание инфраструктуры транспортно-логистической системы основывается на материальных потоках этих сложных логистических систем; - обеспечение материальными ресурсами таких сложных логистических систем и реализация конечной готовой продукции осуществляются через каналы движения, где формируются логистические цепи из торговых посредников и схем доставки; - для эффективного управления логистическими системами при реализации логистических схем доставки создаются транспортно-логистические центры общего и необщего пользования, которые формируют региональные транспортно-логистические системы, а совокупность последних образует логистическую транспортно-распределительную систему; - логистические схемы доставки рассматриваются как звенья логистической цепи доставки материальных ресурсов или конечной готовой продукции; - в основу формирования логистических схем доставки закладываются верхние пределы тарифов и сроков доставки, объемы перевозок, устанавливаемые из конечной готовой продукции, спроса на нее и продолжительности логистического цикла производства конечной готовой продукции и доведения ее до потребителя.

2 Учет совокупных логистических издержек в пределах сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем Системный подход выражается в минимизации логистических издержек начиная от исходного сырья, заканчивая производством конечной готовой продукции и доведением ее до потребителя. При этом оптимизируются транспортно-логистические издержки в пределах сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем.

3 Глобальная оптимизация, координация и интеграция Глобальная оптимизация обеспечивается за счет достижения глобального оптимума с использованием в качестве критерия логистических издержек в сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых системах, где, как правило, находится более одного государства. В сложных производственно-транспортных и транспортно-сбытовых системах задействовано достаточно большое количество хозяйствующих субъектов, что требует координации их действий на основе административного ресурса. В процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов координация обеспечивает синхронизацию логистических потоков.

Интеграция обусловлена планетарным характером хозяйствующих субъектов и государств, что требует их объединения в союзы и другие образования в пределах сложных производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем. Следовательно, в пределах этих систем непременно сталкиваются интересы хозяйствующих субъектов, государств и транснациональных корпораций, что требует их интеграции по причине планетарного характера, координации их действий и осуществления глобальной оптимизации в пределах этих сложных логистических систем.

4 Использование теории компромиссов между хозяйствующими субъектами на звеньях сложных производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем обусловлено: - сложностью проектирования, невозможностью быстрого строительства и получения прибыли на начальных этапах функционирования, что приводит к тому, что все хозяйствующие субъекты не смогут всегда быть прибыльными или, по крайней мере, в течение определенного периода времени; - вынужденным поиском компромиссов между хозяйствующими субъектами с целью гармонизации их экономических интересов на звеньях сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем. В частности, наличие отдельных убыточных хозяйствующих субъектов допустимо, так как такая тактика приведет к увеличению общей прибыли во всей системе и исключит сбои во всем комплексе из-за убыточности ее отдельных звеньев; - необходимостью для компенсации убытков неэффективных хозяйствующих субъектов перераспределять доходы (прибыль) между прибыльными и убыточными предприятиями на основании компромиссов.

5 Развитие логистического сервиса происходит по следующим направлениям - послепродажное обслуживание товаров; подбор нужного ассортимента; смешивание нескольких составляющих для получения комплексного (сложного) продукта, например, сложных удобрений и т.п. - комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание при доставке материальных ресурсов и готовой продукции, что позволяет обеспечить своевременную поставку продукции и ее сохранность, приемлемые тарифы и сборы за дополнительно оказываемые услуги. Для этого следует создавать транспортно-логистические центры с целью использования в логистических схемах доставки преимуществ участвующих видов транспорта и уменьшения за счет этого транспортно-ло-гистических издержек.

6 Моделирование и информационно-компьютерная поддержка Предполагает использование при анализе, синтезе и оптимизации объектов сложных логистических систем математических, графических, имитационных и других моделей. Это обусловлено тем, что наличие сложных логистических систем требует предварительного моделирования на основе различных моделей с целью исключения ошибок (сбоев) в реальных звеньях этих систем и простоя за счет этого всей системы. Эффективное функционирование в реальном времени сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем, невозможно без информационно-компьютерной

поддержки, что диктуется также интересами транснациональной корпорации в получении прибыли, а государств в решении социальных проблем.

7 Всеобщее управление качеством Предполагает высокое качество используемых материальных ресурсов на звеньях сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем, а также надежное функционирование всей интегрированной системы, в том числе за счет комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания с целью повышения качества и снижения цены конечной готовой продукции. Управление качеством предусматривает отказ от выпуска универсального оборудования. Применительно к транспортированию это будет выражаться в отказе от применения универсальных перевозочных средств, средств механизации, технологического и другого оборудования. В конечном итоге это реализуется в эффективных логистических схемах доставки, использующих преимущества каждого вида транспорта с его перевозочными средствами.

8 Гуманизация всех функций и технологических решений в сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых системах Предполагает учет не только экономических, но и социальных, политических и экологических аспектов в пределах этих систем. Гуманизация обеспечивается за счет учета интересов государств в пределах вышеуказанных сложных логистических систем. Одним из важнейших элементов гуманизации являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции.

9 Устойчивость и адаптивность Предполагает быструю адаптацию сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем к изменениям спроса на конечную готовую продукцию и колебаниям на нее цен по секторам товарного рынка. Данные системы будут устойчивыми, если они за определенный период времени, задаваемый рынком, смогут вернуться в исходное состояние и обеспечат удовлетворение спроса по приемлемым рынкам ценам.

Таким образом, в основу создания транспортно-логистической системы должны закладываться эффективные логистические схемы доставки, параметры которых определяются на основе верхних пределов тарифов и сроков доставки груза. Эти схемы будут соответствовать определенным объемам перевозок, которые определяются как сумма материальных ресурсов и конечной готовой продукции между звеньями сложных логистических производственно-транспортных и транс-портно-сбытовых систем.

Модель транспортно-логистической системы можно представить в следующем математическом виде:

ТЛС = f(Z,S,T,E,C) => min, (1)

где Z - общие транспортно-логистические затраты; S - складские запасы; T - время прохождения грузов от грузоотправителя; E - экологическая составляющая; C - социальная составляющая.

Определена эффективность внедрения и общие социально-экономические результаты формирования ТЛС. Проекты формирования транспортно-логистических систем представляют собой весьма специфический класс проектов, требующих особого подхода к обоснованию и оценке их эффективности.

Специфическая особенность процессов происходящих в транспортно-логистических системах, заключается в том, что результатом их функционирования является не создание продуктов, а удовлетворение потребительского спроса, оказание логистических услуг потребителям, а так же в том, что эффект проявляется не только в этих системах, но и за их пределами, в смежных отраслях и сферах деятельности.

Такие проекты всегда являются масштабными, поэтому их реализация оказывает влияние на большие производственные, социально-экономические, экологические, социально-культурные и иные системы.

Совокупный эффект в регионе от реализации проекта формирования ТЛС согласно-математической модели в общем виде можно определить следующим выражением:

Э = ЭZ + ЭТ + ЭS + ЭЕ + ЭС . (2)

ЭZ - экономия общих транспортно-логистических затрат;

ЭТ - экономия времени прохождения грузов;

ЭS - снижение объемов складских запасов;

ЭЕ - снижение экологической нагрузки окружающей среды;

ЭС - социальный эффект.

В таблице 2 нами представлены основные направления развития транспортно-логистической системы.

Таблица 2.

__Направления развития ТЛС региона_

1 Подсистема фирм -посредников транспортно-логисти-ческой деятельности Включает в себя региональные, городские, местные, отраслевые транспортно-логистические центры, фирменные логистические центры предприятий транспорта, компаний физического распределения и компаний с поддерживающими функциями, экспедиторских фирм

2 Транспортная подсистема Включает в себя перевозчиков и транспортную инфраструктуру всех видов транспорта, прежде представленную транспортным комплексом [6]

3 Складская подсистема Объединяет все складские терминалы и организации, расположенные на территории региона

4 Научно-исследовательская подсистема Может быть представлена региональным научно-исследовательским институтом транспортной логистики и любыми другими подобными организациями и учреждениями

5 Подсистема информационно-документарного обеспечения Совокупность форм документов в системе

6 Подсистема информационно- коммуникационного и компьютерно-технического обеспечения Охватывает предприятия услуг связи и передачи данных, технику и каналы связи, технику сбора, хранения, обработки информации [6]

7 Подсистема финансового обеспечения Банковская и инвестиционная инфраструктура

8 Подсистема управления транспортно-логистиче-скими рисками Содержит подсистемы страхования и охраны материальных потоков

9 Подсистема таможенного обеспечения Включает ряд мероприятий, основная задача которых состоит в решении вопросов различного рода связанных с организацией и документальным обеспечением доставок грузов между странами. В состав данной подсистемы входят проверка грузов на соответствие декларации, проведение рейсов, подготовка всех необходимых документов, и многое другое. В общем случае все методы и средства направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности. [1]

10 Подсистема нормативно-правового обеспечения наряду с юридическими фирмами Включает в себя государственные и местные органы власти.

Основными задачами развития региональной транспортно-логистической системы являются:

- удовлетворение в высшей степени потребностей населения и экономики региона в перевозках и сопутствующих транспортно-логистических услугах;

- обеспечение безопасного, надежного и устойчивого функционирования РТЛС;

- совершенствование взаимоотношений между предприятиями различных видов транспорта, предприятиями транспорта и другими логистическими посредниками, между ними и владельцами грузов;

- техническое и экономическое развитие транспортной системы и транспортно-логистической инфраструктуры региона;

- повышение эффективности и результативности работы транспортно-логистических структур и системы в целом;

- создание конкурентной среды на рынке транспортно-логистических услуг и реализация антимонопольной политики в сфере транспортного обслуживания;

- формирование устойчивых связей с транспортно-логистической системы других регионов и зарубежных стран;

- реализация совместных программ и проведение общей политики по развитию национальной и мировой транс-портно-логистической системы.

Реализация вышеперечисленных принципов формирования региональной транспортно-логистической системы позволило нам представить на рисунке 1 основные, ожидаемые положительные эффекты от создания современной транс-портно-логистической системы.

Рисунок 1. Эффективность создания современной транспортно-логистической системы.

В заключении стоит отметить что для достижения целей эффективного функционирования транспортно-логистиче-ской системы необходимо соблюдение ряда основных условий:

- предложение клиентам максимального полного перечня транспортных и сопутствующих услуг на основе договорных отношений с каждым участником логистической схемы доставки;

- организация комплексного транспортного обслуживания на основе единого договора на все услуги, формирование заданий для участников логистических схем доставки на основании единого заказа пользователя транспортных услуг, централизованный контроль его выполнения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- максимальная стандартизация и унификация перевозочных и других документов, необходимых для выполнения перевозки и применяемых участниками логистической схемы доставки, для того чтобы обеспечить возможность создания единого информационного пространства;

- единая маркетинговая стратегия и тактика на всей сети транспортно-логистических центров на рынке транспортных услуг, совместное исследование рынков и маркетинговых мероприятий, для обеспечения эффективного продвижения логистических схем доставки на эти рынки и создания спроса на комплексные транспортные услуги;

- географическое распределение транспортно-логистических центров в целях максимального охвата рынка транспортных услуг, оперативное выполнение работы логистических схем доставки в местах формирования грузопотоков и их пересечения;

- организация сотрудничества с отечественными и международными организациями, занимающимися вопросами формирования логистических схем доставки грузов;

- построение работы на основе мировых стандартов и международных договоров;

- интеграция в глобальную транспортно-логистическую систему с целью обеспечения информационного обмена с ними;

- повышение эффективности транспортных услуг за счет снижения доли неоправданного трафика (при неполной загрузке);

- стандартизация информационного взаимодействия транспортно-логистических центров с участниками логистических схем доставки.

Так же считаем целесообразным при создании транспортно-логистических систем использовать функциональный подход, при реализации которого цепочка развития имеет вид: потребности грузовладельцев - функции транспортно-логи-стических систем - цели функционирования транспортно-логистических систем - синтез организационной структуры транспортно-логистических систем. Реализация функционального подхода позволяет нам применять новые решения в области организационной структуры предприятия, в частности основанной на идеях реинжиниринга, а также учесть один из принципов логистики - ориентацию на потребителя.

Effective integration of participants of regional transport and logistic process is possible on the basis of formation of regional transport and logistic system at the heart of construction and which functioning lie the methodological principles of the concept of the integrated logistics providing coordination of economic interests of subjects and objects of regional transport and logistic system when ensuring realization of strategy and is more whole than functioning of system in general. Development and deployment of regional transport and logistic systems is one of effective ways of economic and social development, both certain regions of Russia, and the state in general. In this work as authors the basic principles of formation and mathematical model of transport and logistic system of the region are considered.

Keywords: transport logistics, transport, regional economy, transport corridors, transport system, logistic system, transport and logistic system.

Список литературы

1. Альбеков А.У Таможенная логистика: Учебное пособие / Альбеков А.У, Гамидуллаев С.Н., Парфенов А.В. -Спб.: Троицкий мост, 2013. - 176 с.

2. Грищенков А.И, Федотенков Д.Г., Прокудин М.Ю. Особенности инновационно-логистического управления развитием экономики региона. // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 3.

3. Грищенкова В.П., Федотенков Д.Г. Логистические риски в развитии транспортно-логистического кластера приграничного региона // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №3.

4. Еловой И.А. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь: учеб. -метод. Пособие / И.А. Еловой, А.А. Евсюк, В.В. Ясинский; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т. трансп.- Гомель: Бел.ГУТ, 2007. -155 с.

5. Кородюк И.С. Научно-методические основы создания транспортно-логистических систем в регионах Сибири и Дальнего Востока //Дисс. д.э.н. Иркутск., 2004.

6. Сураева М.О. Методика формирования единой транспортно-логистической системы // Вестник СГЭУ - 2011. -№10(84).

7. Транспортная стратегия российской федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р [Электронный ресурс] URL: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ro=13008.

Об авторах

Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Федотенков Д. Г. - аспирант кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского

Лобановский А.М. - аспирант кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.