Ротанова И. Н., Кротов Л. В., Филина М. В. *
ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ АЛТАЙСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ»
Rotanova I. N., Krotov A. V., Filina M. V.**
TRANSPORT-GEOGRAPHICAL POSITION OF THE RUSSIAN PART OF THE ALTAI REGION IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF «ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD»
Аннотация: В статье представлены результаты транспортно-географического анализа российской части Алтайского региона, включающей Алтайский край и Республику Алтай. Рассмотрены вопросы развития Алтайского транспортного узла в контексте международных транспортных коридоров в рамках концепции «Экономического пояса Шелкового пути».
Ключевые слова: транспортно-географическое положение, Алтайский регион, Большой Алтай, Алтайский край, Республика Алтай, Алтайский транспортный узел, международные транспортные коридоры, концепция «Экономический пояс Шелкового пути».
Abstract: The article presents the results of transport and geographical analysis of the Russian part of the Altai region, including the Altai region and the Republic of Altai. The issues of development of the Altai transport hub in the context of international transport corridors within the concept of «Economic Belt of the Silk Road» are considered. Keywords: transport-geographical position, Altai region, Great Altai, Altai Krai, Republic of Altai, Altai transport hub, international transport corridors, concept «Economic Belt of the Silk Road».
Экономическое развитие территорий невозможно без стабильной работы транспортного комплекса. Глобализация мировой экономики резко повышает роль этой отрасли как важнейшей инфраструктуры. Эффективная
* Ротанова Ирина Николаевна - канд. геогр. наук, доцент, доцент кафедры физической географии и геоинформационных систем Алтайского государственного университета; e-mail: [email protected].
Кротов Александр Викторович - канд. геогр. наук, доцент, доцент кафедры экономической географии и картографии Алтайского государственного университета; e-mail: [email protected].
Филина Мария Викторовна - магистрант географического факультета Алтайского государственного университета; e-mail: [email protected].
** Rotanova Irina Nikolaevna - Ph.D. (Geography), associate Professor, associate Professor of Department of Physical Geography and GIS of Altai State University; e-mail: [email protected].
Krotov Alexandr Viktorovich - Ph.D. (Geography), associate Professor, associate Professor of Department of Economic Geography and Cartography of Altai State University; e-mail: [email protected].
Filina Mariya Viktorovna - master's degree student of the geographical faculty of Altai State University; e-mail:[email protected].
+ Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-55-53109.
реализация транспортно-инфраструктурного потенциала создает необходимость перестройки транспортного комплекса, как страны в целом, так и регионов в соответствии с реалиями времени. Новую возможность для национального и регионального развития, международного сотрудничества в сфере транспорта, торговли, инвестиций, гуманитарных отношений представляет концепция «Экономического пояса Шёлкового пути» [Ротанова, 2015, с. 330-348].
С целью анализа условий для развития региональной и интеррегиональной (международной) транспортной инфраструктуры рассмотрено транспор-тно-географическое положение и различные варианты новых транспортных коридоров российской части Алтайского региона, в частности, выбор Алтая как одного из трансграничных транспортно-логистических узлов Северо-Восточной Азии как части Большой Азии. Одной из основных задач являлось исследование возможности и обоснования создания международного транспортного коридора, проходящего по территории российского Алтая, меридионально соединяющего Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая с Транссибирской магистралью, с целью стимулирования в регионе, как индустриально-аграрного, так и инновационного развития [Ротанова, Тикунов, 2018а, с. 393-397]. Для пространственного анализа применены современные геоинформационные технологии, в частности, создан прототип ГИС-атласа Большого Алтая [Ротанова, Тикунов, Тишкин, 2015, с. 59-63; И^апоуа, Т1кипоу, Ей"ешоу, 2018, с. 93-98].
Алтай - горная система, расположенная в центральной части Евразии, где сходятся границы четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая, называемая в геополитическом контексте Алтайским регионом, или Большим Алтаем. Это одно из самых ультраконтинентальных пространств в мире (удаленность от четырех океанов по всем сторонам света здесь превышает 2500 км).
К началу XXI века в Алтайском регионе сложилась благоприятная ситуация для развития взаимовыгодного сотрудничества приграничных административных субъектов четырех стран и, соответственно, возникла необходимость развития транспортных коммуникаций между экономическими, туристическими, гуманитарными акторами международных отношений. Благодаря своему практически идеальному центральному положению, изменению внешнего влияния крупнейших держав европейской, южной и восточной части Евразии, значительному увеличению торгово-экономического взаимодействия и одновременно успехам в совершенствовании транспортных технологий, в Алтайском регионе появилась возможность воспользоваться особенностями своего экономико-географического и геополитического положения, в частности, шансом получения рентных платежей, связанных с транспортными потоками.
В Алтайский регион входят два субъекта Российской Федерации: Алтайский край и Республика Алтай. Через Алтайский край проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией и Казахстаном, государствами Центральной
Азии. Через Республику Алтай проходит автомагистраль, соединяющая Россию с Монголией, строится автодорога в Республику Казахстан. Прямого автомобильного сообщения с Китайской Народной Республикой нет, хотя Республика Алтай непосредственно граничит с Синьцзян-Уйгурским национальным районом Китая, протяженность границы составляет немногим более 50 км, проходит в высокогорной труднодоступной области Алтая.
Автомобильные дороги общего пользования в Алтайском крае имеют протяженность около 17000 км (в том числе федеральных - более 600 км). По этому показателю Алтайский край занимает третье место в России и первое место в Сибирском федеральном округе. Из общей протяженности автомобильных дорог: около 8500 км имеют асфальтобетонное покрытие; 6500 км - щебеночное; 2000 км - грунтовые дороги. Все районные центры связаны с Барнаулом автомобильными дорогами с твердым покрытием.
Основу автодорожной транспортной инфраструктуры края составляют федеральные автодороги Р256 (ранее М52) «Чуйский тракт» с подъездом к Барнаулу и А322 (ранее А349) Барнаул - Рубцовск - граница Казахстана.
Федеральная автомобильная дорога «Чуйский тракт»: Новосибирск -Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) - Бийск - Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) - государственная граница с Монголией проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай.
Федеральная автомобильная дорога А322 (ранее А349) («Змеиногорский тракт») идёт из Барнаула в юго-западном направлении до границы с Казахстаном в 40 км к югу от Рубцовска. Является частью азиатского маршрута АН64 Петропавловск - Астана - Павлодар - Семипалатинск - Рубцовск - Барнаул.
Также по территории края проходят автодороги регионального значения Бийск - Новокузнецк; Бийск - Белокуриха; Алейск - Родино - Кулунда - государственная граница с Республикой Казахстан; Новосибирск - Камень-на-Оби - Барнаул, автодорога «Алтай - Кузбасс», соединяющая с городами Кемеровской области. Основные транспортные коридоры Алтайского края с выходом на соседние регионы показаны на рисунке 1.
В соответствии с программой развития автомобильных дорог Алтайского края, до 2025 года планируется увеличение пропускной способности транспортных путей за счет увеличения доли дорог I и II технических категорий при реконструкции, строительстве обходов городов Барнаула, Бийска, Ново-алтайска и Рубцовска.
В Алтайском крае осуществляется внедрение системы государственно-частного партнерства при строительстве автомобильных дорог. На этой основе начато строительство автодороги Змеиногорск - Рубцовск - Михайловка -Славгород - Карасук.
Проводятся работы по строительству и реконструкции объектов, имеющих стратегическое значение и обеспечивающих выход на сопредельные государства и субъекты Российской Федерации.
Железнодорожное сообщение в российской части Алтая имеется только в Алтайском крае. Крупным железнодорожным узлом является город Барнаул.
В настоящее время из Барнаула железнодорожные линии отходят по пяти направлениям: на Новосибирск, Кемерово, Бийск и две на Казахстан (Южная и Туркестано-Сибирская). Железнодорожное сообщение имеют более половины административных районов края. Воздушная сеть развивается на базе международного аэропорта им. Г.С. Титова, функционирующего в г. Барнауле с 1967 г., который является единственным международным аэропортом в Алтайском крае и Республике Алтай. Аэропорт Барнаула имеет возможность принимать практически все типы воздушных судов.
Рисунок 1
Основные транспортные коридоры Алтайского края
[И^апоуа, Т1кипоу, Е£гетоу, 2018, с. 93-98]
Трубопроводный транспорт представлен в крае магистральным газопроводом протяженностью около 4000 км, который проложен от границы с Новосибирской областью до границы с Республикой Алтай.
Географические особенности Республики Алтай обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного (90% всех видов перевозок) и авиационного. В Республике Алтай отсутствует железнодорожный и речной транспорт. Автомобильный транспорт и дороги играют исключительно важную роль в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок и оказывают огромное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай.
Сеть автомобильных дорог в Республике Алтай представлена одной федеральной и территориальными автомобильными дорогами. Общая протяженность дорог составляет около 4000 км, из которых 600 км приходится на дорогу
федерального значения Р256 (ранее М52) «Чуйский тракт», 3000 км - это дороги регионального значения, 400 км - дороги местного значения (рис. 2).
Рисунок 2
Основные транспортные коридоры Республики Алтай
[И^апоуа, Т1кипоу, Е£гешоу, 2018, с. 93-98]
Из 3000 км автомобильных дорог регионального значения 80% с твердым покрытием, остальные - грунтовые. При этом дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтобетон, черногравийное покрытие) составляют около 800 км, протяженность переходного (гравийного) покрытия насчитывает 1500 км. В основном дороги I-V технической категории. На автомобильных дорогах располагаются 400 мостов. Федеральная автомобильная дорога Р256 (М-52) «Чуйский тракт» (техническая категория - II и III) является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск - Бийск - Ярантай (Монголия); Урумчи - Исламабад - Карачи). Общая протяженность составляет 960 км, из которых большая часть - 540 км пролегает по территории Республики Алтай. В 2008 г. введена в эксплуатацию автодорога Горно-Алтайск - Турочак -Таштагол, протяженностью 180 км, по которой осуществляется движение транспорта между Республикой Алтай и Кемеровской областью.
Обеспеченность автомобильными дорогами в Республике Алтай на 13% ниже, чем в среднем по стране, одна из низких по Западной Сибири, но выше, чем в среднем по Сибирскому Федеральному округу.
Дорожная обстановка сложная ввиду резко пересеченного и горного рельефа, а также большого количества мостов - 130 штук на 1000 км дорог.
В 2011 году завершена реконструкция аэропорта Горно-Алтайск. Реконструирован аэровокзальный комплекс. В ходе реконструкции аэропорт был оборудован одним из самых современных комплексов светосигнального, радионавигационного и метеооборудования. В аэропорту внедрена новейшая система обслуживания и контроля пассажиров, обработки багажа, улучшена сервисная инфраструктура. Планируется строительство нового здания аэровокзала для обслуживания пассажиров международных авиалиний.
По физико-географическим условиям железнодорожное сообщение в Республике Алтай отсутствует. Ближайшая железнодорожная станция находится в Алтайском крае, в городе Бийск (100 км от Горно-Алтайска).
Стратегия развития железнодорожного транспорта в России на период до 2030 года включает проект строительства железнодорожной ветки Бийск -Горно-Алтайск. Строительство железной дороги отнесено к основным направлениям развития транспортной инфраструктуры в Алтайском крае в сфере железнодорожного транспорта до 2020 г. Цель проекта, имеющего статус социально значимого, обеспечить регион выходом на сеть железных дорог страны.
Одним из стимулирующих условий, способствующих развитию транспортной инфраструктуры в Алтайском регионе, является перспектива под-
«-» «-» г—\
ключения к реализации китаискои инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути», в частности, создания Алтае-Синьцзянского транспортного узла. Создание современной модели транспортной системы северо-запада Китая, куда входит СУАР с транспортным узлом в г. Урумчи, включает в качестве основного вектора развитие в западном направлении - через Казахстан в страны Центральной Азии и далее в Европу. В то же время рассматривается и северный вариант, в частности, соединяющий СУАР с Транссибирской железнодорожной магистралью [Сш et а1., 2014. Р. 237-249].
Перспективы создания Алтае-Синьцзянского транспортного хаба в рамках стратегической концепции «Экономического пояса Шёлкового пути» будут способствовать:
- развитию сети автомагистралей международного уровня на базе генеральных направлений «Чуйский тракт» с выходом на Монголию и далее на Китай и «Змеиногорский тракт» с выходом на Казахстан и далее на Китай; при этом узловыми пунктами видятся: Барнаул, Бийск, Рубцовск, Змеиногорск в Алтайском крае; Горно-Алтайск, Кош-Агач, Ташанта, Усть-Кан, Усть-Кокса в Республике Алтай;
- развитию сети железнодорожного транспорта от г. Бийска до г. Горно-Алтайска; узловые пункты гг. Бийск и Горно-Алтайск - Майма;
- развитию авиатранспорта: придание международного статуса аэропорту г. Горно-Алтайска, реконструкция аэропорта г. Бийска и ряда аэропортов в административных районах Алтайского края и Республики Алтай.
т—1 ид и и и » и и
Большой Алтай и, в частности, россиискии Алтаискии регион могут стать «интеграционной зоной» в силу сложившихся здесь приграничных связей, прохождения традиционных торговых маршрутов, путей миграции населения, приграничного туризма и других условий, создавшихся под влиянием естественных географических и современных геополитических факторов [Ротанова, Тикунов, 2018б, с. 470-475].
Возникновение новых транспортных коридоров, связывающих мировые экономические центры, создает для Алтайского региона уникальную возможность, несмотря на ультраконтинентальность и дотационность, использовать трансграничный потенциал для мощного рывка развития территории через изменения условий хозяйствования и торговли. Правильно выбранные стратегические приоритеты будут способствовать формированию новых транспортных коридоров в приграничных с Алтаем территориях России и стран-соседей.
Литература / References
Ротанова И.Н. Векторы развития туристско-рекреационной дестинации «Большой Алтай» в контексте создания экономического пояса Шелкового пути // Общий дом. Общий шанс: сборник статей Международного форума субрегионального экономического сотрудничества вокруг Алтайских гор в рамках ЭПШП третьего созыва. 11.08.2015. Китай. Синьцзян. Урумчи. - С. 330-348 (рус., кит.). [Rotanova, I. N. (2015). Vectors of the development of the tourist and recreational destination «Big Altai» in the context of creating the economic belt of the Silk Road, Shared House. General chance: a collection of articles of the International Forum of Sub regional Economic Cooperation around the Altai Mountains in the framework of the three convocation of the SREB. China. Xinjiang. Urumqi. P. 330-348 (Russian, Chinese).].
Ротанова И.Н., Тикунов В.С. Подходы к формированию Алтайского кластера международного туризма в контексте трансграничных транспортных коридоров экономического пояса Шелкового пути // Наука. Инновации. Технологии, 2018. № 2, С. 161-174. [Rotanova I.N., Tikunov V.S. (2018). Approaches to the formation of the Altai cluster of international tourism in the context of cross-border transport corridors of the Silk Road economic belt // Science. Innovation. Technology, № 2. P. 161-174].
Ротанова И.Н., Тикунов В.С. Векторы развития Алтайской дестинации международного приграничного туризма в контексте транспортных коридоров Экономического пояса Шелкового пути // Материалы XIII международной научной конференции «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов». Барнаул, 20-22 сентября 2017 г. / Алтайский государственный университет, Ховдский государственный университет. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 20186. С. 470-475. [Rotanova I.N., Tikunov V.S. (2018). Vectors of the development of the Altai destination of international border tourism in the context of the transport corridors of the Silk Road Economic Belt // Proceedings of the XIII International Scientific Conference «Natural conditions, history and culture of Western Mongolia and adjacent regions». Barnaul, September 20-22, 2017 / Altai State University, Khovd State University. Barnaul: Publishing house Alt. University. Pp. 470-475].
Ротанова И.Н., Тикунов В.С., Тишкин А. А. Атлас Большого Алтая: природа, история, культура. Идея и подходы к созданию / Геодезия и картография. 2014. № 1. С. 59-63. [Rotanova I.N., Tikunov V.S., Tishkin A.A.(20114). Atlas of the Great Altai: nature, history, culture. Idea and approaches to creation / Geodesy and cartography. № 1. P. 59-63].
Cui Weihong, Jiang Yang-ming, Golubchikov Yu. N., Rakhimov K.K., Sobyanin A.D., Tikunov V.S., Wang Yun-fei, Yang Xian-kun. Geographical Substantiation of the Pacific-Atlantic and Indo-Arctic transport Net. - Proceedings of the International Conference «Sustainable Developmentof Territories: Cartography and GI Support», InterCarto/ InterGIS20, Belgorod, Kharkov (Ukraine), Kigali (Rwanda), Nairobi (Kenya), 2014. Р. 237-249 (кит.).
Rotanova I.N., Tikunov V.S., Efremov G.A. The application of GIS for analysis of preconditions for the development of transport corridors of the Russia Altai in the context of the Great Altai // Proceedings of the Second International Conference of SilkGIS (SilkGIS2018), 23-27.05.2018. Chengdu. China. Part 1. P. 93-98.