УДК 327.7
Мегапроекты на евразийском пространстве в контексте перехода к духовно-экологической стратегии развития
Иванов Андрей Владимирович
доктор философских наук, профессор Алтайского государственного аграрного университета, 656038 Российская Федерация, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 98. E-mail: ivanov_a_v_58@mail. ru
Аннотация. Статья посвящена анализу мегапроектов на территории Евразии, которые были озвучены в последнее время учеными и политиками. Они касаются строительства широтных и меридиональных транспортных и энергетических коридоров, способных вывести сотрудничество евразийских народов на качественно новый уровень. Обосновывается необходимость ориентации на духовные и экологические приоритеты при их реализации. Делается вывод об особой роли Алтая, как важнейшего центра сотрудничества народов Евразии при переходе к духовно-экологической стратегии развития.
Ключевые слова. Евразия; сотрудничество; мегапроекты; духовно-экологическая цивилизация; Алтай
Цели и задачи исследования. История взаимоотношений стран-членов ШОС и евразийских народов в целом знает выдающиеся примеры политической взаимопомощи и культурного взаимодействия, будь то совместное противостояние гитлеровскому фашизму и японскому милитаризму; экономическое сотрудничество и взаимная социальная поддержка в период существования мировой социалис-тической системы; обмен товарами, технологиями и идеями в сложный постсоциалистический период истории евразийского пространства. Сотрудни-чество в рамках ШОС и ЕвразЭС призвано сегодня творчески обобщить и актуализировать этот колоссальный исторический потенциал международ-ного евразийского сотрудничества, выбрать приоритеты развития, где главными целями являются всестороннее интеллектуальное и духовное развитие человека; мир и взаимопонимание между народами; приоритет человеческого и природного капитала по отношению к капиталу финансовому и техногенному; гармоничная коэволюция общества и природы; опора на вечные традиционные ценности крепкой семьи, дружбы, патриотизма, идейной и религиозной терпимости, нестяжательства. Особенно важна опора на эти цели и ценности в уникальных культурно биосферных и многонациональных регионах, подобных Большому Алтаю. Именно здесь человечеству следует учиться хозяйствовать и сотрудничать на Земле по-новому, сохраняя природные и культурные богатства и используя их во благо не только всех проживающих здесь народов, но и всего мира. Судя по всему, интеграционные процессы различного уровня, идущие сегодня на Евразийском пространстве, не оставят неизменными правила мировой финансовой и социально-экономической игры, а будут сопровождаться глобальной общецивилизационной трасформацией, т.е. переходом от нынешней тупиковой - техногенно-потребительской - модели земного общежития к новому типу мироустройства, который в последнее время получил название духовно-экологической цивилизации (Ivanov, Fotieva, Shishin 2010; 2014). Итак, каковы же стратегические основания и перспективы сотрудничества евразийских народов? Какие глобальные интеграционные проекты на территории Евразии были озвучены учеными и политиками в самое последнее время? Можно ли органично совместить развитие евразийской техносферы с духовно-экологическими требованиями? Какую роль призван сыграть здесь регион Большого Алтая? Вот спектр проблем, которые планируется затронуть в рамках данной статьи.
Основное содержание. Объединительная миссия евразийских народов во многом определяется чисто географическими параметрами. Территории тех же стран Шанхайской организации сотрудничества объективно, включая пространства его наблюдателей и партнеров, типа Монголии и Белоруссии, связывают Запад и Восток, север и юг евроазиатского континента от Бреста до Владивостока и от Таймыра до Цейлона. Через них пролегают кратчайшие сухопутные пути из Евразии на американский континент. Соответственно, мир не может быть цельным без всестороннего развития Евразии как глобального транспортно-энергетического, экономического и культурного связника, как оси нового справедливого мирового объединения. В обосновании и практическом воплощении этого тезиса в жизнь огромная заслуга принадлежит Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву, который еще в 1994 году, выступая с трибуны Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, провозгласил стратегию новой евразийской интеграции в качестве приоритетной международной задачи. Странам-участницам и странам-наблюдателям ШОС, а также участникам ЕвразЭС сегодня важно совместно перевести этот гигантский потенциал евразийской и мировой интеграции, выявленный Н.А. Назарбаевым, в актуальное состояние, усовершенствовать и проложить новые транспортно-энергети-ческие, экономические, образовательные и культурные коридоры между странами и народами. В этом плане заслуживают самого серьезного внимания и обсуждения четыре евразийских мегапроекта, предложенных в самое последнее время и так или иначе касающихся Большого Алтая.
Первый проект бы озвучен в марте 2014 года на заседании Президиума Российской академии наук председателем РАО РЖД России, доктором политологии В.И. Якуниным и ректором МГУ академиком В.И. Садовничим и получил название «Трансевразийский пояс РАЗВИТИЕ (RAZVITIE), ТЕПР». Проект подразумевает кооперацию и солидарное взаимодействие евразийских стран, прежде всего России, Белоруссии, Казахстана и Китая в создании единой транспортной, энергетической и телекоммуникационной широтной инфраструктуры, которая, должна связать порты Приморья и пограничные пункты Китая с западной границей Белоруссии. На втором этапе предполагается проложить транспортный коридор в Америку через Берингов пролив, обеспечивая рентабельный поток грузов по оси Европа-Евразия-Америка. Важно то, что мегапроект подразумевает не просто создание очередного транспортного коридора, а пояса усиленного комплексного развития территорий, через которые он пройдет, особенно Сибири и Дальнего Востока с особым упором, что очень важно, на экологическую безопасность и решение социальных проблем. В мегапроекте прямо заявлено, что он «даст импульс развитию Сибири и региональной экономике, свяжет отдаленные регионы с центром, позволит создать новые рабочие места и социальную инфраструктуру. Свободные пространства Сибири и Дальнего Востока послужат площадкой для создания индустрий и поселений нового техно промышленного и социо-культурного уклада» (Odinnadtsatogo marta 2014).
Второй проект был предложен китайской стороной в самом начале 2015 года. Он предполагает строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали из Пекина в Москву через территорию Казахстана (Kitaj gotov 2015), что трактуется как создание «Нового Шелкового пути», объединяющего внутриконтинентальное пространство Старого света. Оба широтных транспортных проекта находятся пока в стадии обсуждения и проработки, но вполне совместимы и потенциально могут быть объединены друг с другом, образуя как бы два параллельных яруса евразийской транспортной интеграции Востока и Запада.
Два других мегапроекта связаны с развитием транспортных и энергетических коридоров не в широтном, а в меридиональном направлении, связывающих север и юг евроазиатского континента. Так, министр обороны России С.К. Шойгу предложил провести трансевразийскую транспортную магистраль из России (Тува) через Западную Монголию в Китай, в Синьцзян-Уйгурский автономный район, а далее - возможны ее ответвления в Пакистан и в Индию (SHojgu predlozhil 2014). В свете нарастающего дефицита ресурсов на юге (особенно воды) и рабочей силы на севере, а также с точки зрения перспектив развития туризма и культурного обмена между народами, этот проект, при всей его возможной затратности, выглядит весьма перспективно.
Наконец, четвертый - энергетический - меридиональный мегапроект был озвучен в 2014 году индийской стороной (Indiya khochet 2014). Было предложено провести трансконтинентальный газопровод из России (газопровод «Алтай») через территорию того же Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР в Индию, что помогло бы этим двум густо населенным странам Азии решить свои непростые энергетические проблемы и существенно повысить уровень взаимного доверия между ними. В случае принятия этого проекта Китаем и Россией, вырисовывается весьма перспективный трансконтинентальный энергетический проект, позволяющий: а) Китаю и Индии существенно продвинуться в вопросах обеспечения своей энергетической безопасности; б) решить этим густонаселенным странам часть своих непростых экологических проблем, ибо газ намного экологичнее того же угля и атомной энергетики; в) России диверсифицировать поставки газа, которые сейчас целиком ориентированы на Европу; г) подключить к этому проекту и четвертую страну, занимающую исключительно важное геополитическое местоположение на карте Евразии. Имеется в виду Республика Казахстан, известная своей активной приверженностью интеграционным евразийским процессам. К тому же территория Восточного Казахстана, равно как и западные районы Алтайского края, испытывают большую потребность в газификации.
Возможно и объединение двух последних мегапроектов в рамках единого глобального меридионального транспортно энергетического мегапроекта, связывающего север и юг Евразии, Алтай и Гималаи. Этот мегапроект, если к нему подключится Казахстан, существенно укрепил бы интеграцию в рамках ШОС и связал вертикальными связями пространство Евразии, органически восполняя его широтные связи. Наличие качественных транспортных магистралей и возможность установки распределительных станций по пути следования газопровода могут вдохнуть новую экономическую и культурную жизнь в города четырех стран, расположенных в рамках этого транспортно-энергетического коридора. В России - это Алейск и Рубцовск (Алтайский край); в Казахстане -Усть-Каменогорск (Восточный Казахстан); в Китае - старинные города, лежащие на южном ответвлении Великого Шелкового пути, - Аксу, Кашгар и Яркенд; в Индии - ее гималайский центры, типа Леха и Сринагара. Для этих городов открываются и новые логистические возможности, и новые условия для ведения гостиничного и туристического бизнеса, и, наконец, появляются новые рабочие места, требующие, в том числе, и высокой профессиональной квалификации. Тут, конечно, есть большие сложности технического характера, связанные с прохождением этого транспортно-энергетического мегакоридора через пустынные и высокогорные территории Евразии, но у наших китайских коллег есть большой опыт подобного строительства, если вспомнить Карако-румское шоссе или железную дорогу, проведенную в Лхасу через тибетское высокогорье. Понятно также, что реализация выше указанных проектов дело отнюдь не ближайшего будущего. Тут нужны еще серьезные обсуждения и
66
согласования. Но в любом случае без научной проработки стратегических направлений объединения Евразии не будет и никаких практических успехов.
Здесь, однако, вновь необходимо вернуться к тезису, высказанному в начале: новый уровень евразийской интеграции, связанный с реализацией мегапроектов, должен сочетаться с переходом к духовно-экологической цивилизации, т.е. с приоритетом развития культуры, образования и охраны окружающей среды по отношению ко всем экономическим максимам и ценностям. С этих позиций недопустимо при реализации крупных техногенных проектов ставить под угрозу стабильность биосферы и уникальные природные ландшафты, а также осквернять природные и культурные святыни народов. Это может произойти, например, при строительстве прямого газопровода «Алтай» из России в Китай по западному маршруту через реликтовое алтайское плоскогорье Укок - объект Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО. Прохождение газопровода «Алтай» через территорию Алтайского края и Восточного Казахстана в Китай и, возможно, далее в Индию по уже существующим транспортным коридорам эти экологические и культурные проблемы удачно снимает.
Большое внимание экологическим проблемам, а также духовному единению алтайских народов, живущих в самом сердце Евразии, уделяется в деятельности Международного координационного совета «Наш общий дом -Алтай», который был создан в 2003 году и объединяет органы государственной власти, ученых и представителей общественных организаций приграничных территорий Казахстана, Китая, Монголии и России. За прошедшие годы сформировались постоянные проекты, реализуемые под эгидой Международного координационного совета: Международная летняя школа студентов Алтайского региона, Детская общественная экологическая экспедиция «Начни с дома своего», Международная конференция по научно-техническому сотрудничеству, а также более новые проекты, находящиеся на этапе становления: Международная летняя школа аспирантов и молодых ученых «Наш общий дом - Алтай», Совет ректоров вузов Большого Алтая, Трансграничный туристский маршрут «Алтай - Золотые Горы», Туристско-спортивный фестиваль «Большой Алтай». В 2012 и 2014 гг. Алтайский край стал местом проведения Молодежных форумов ШОС, что стало официальным признанием со стороны этой авторитетной организации достижений алтайских народов в развитии регионального сотрудничества и укреплении добрососедства. Молодежные форумы ШОС, прошедшие в Алтайском крае, позволяют рассчитывать на то, что те проекты, которые разворачиваются под его эгидой, перейдут из статуса региональных в статус глобальных, привлекут участников из других регионов Евразии и всего мира.
Необходимость духовно-экологических приоритетов алтайского, евразийского и мирового сотрудничества, особенно при реализации крупных техногенных проектов, была с особенной силой подчеркнута на Первом Алтайском Форуме «Соразвитие общества, человека и природы в контексте диалога цивилизаций», который состоялся в Горном Алтае в мае 2014 года и собрал около ста авторитетных политиков, ученых и бизнесменов со всего мира. В принятой на этом Форуме «Алтайской Хартии», в частности, говорится, что в основе становящейся духовно-экологической цивилизации, будут лежать новые мировоззренческие основания:
« - признание органической включенности человека в природно-космические циклы и зависимости. Из этого фундаментального принципа «соразвития природы и общества» следует исходить при разработке и оценке любых государственных проектов, научно-технологических решений и методик;
- приоритет духовных ценностей над материальными, а также под-
67
чиненность экономики целям развития ведущих сфер культуры - науки, искусства и образования;
- преимущество диалогического способа обсуждения и решения возникающих межцивилизационных, межгосударственных, межрелигиозных и межэтнических проблем, при котором умение слушать и понимать «другого» -залог понимания и признания твоей собственной позиции;
- объединение представителей различных национальных и религиозных сообществ вокруг защиты общего природного и духовного наследия человечества, без чего нам не выжить и не встать на путь общего процветания» (Obshhestvu novogo tipa nuzhna 2014).
Выводы. Все обрисованные выше мегапроекты, особенно меридиональные, так или иначе связаны с Алтайским регионом и подчеркивают его роль не только как важнейшего геополитического и геоэкономического сердца Евразии, но и как важнейшего биосферного, исторического и культурного центра объединения евразийских народов. В свете того, что международное трансграничное сотрудничество в регионе крепнет год от года, а вопросы сохранения культурного и природного наследия евразийских народов занимают в деятельности Междуна-родного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» приоритетное место (Ivanov, Rotanova 2011; Rotanova, Ivanov 2014), можно в целом рассматривать Большой Алтай как одну из важнейших региональных площадок перехода к духовно-экологической стратегии развития Евразии и всего человечества в целом.
Эдебиеттер tí3ímí / Список литературы
1. Иванов А.В., Ротанова И.Н. Международный координационный совет «Наш общий дом -Алтай»: сотрудничество сопредельных территорий России, Казахстана, Монголии и Китая // Ползуновский альманах. 2011. № 3. С. 61-65.
2. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. - Барнаул, 2010. 113 с.
3. Иванов А.В., Фотиева И.Н., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации: очерки духовно-экологического мировоззрения. - Барнаул, 2014. 219 с.
4. Индия хочет получать российский газ через Китай [Электронный ресурс] / Финансы. Рамблер: сайт. - URL: finance.rambler.ru/news/economics/147343542.html (Дата обращения: 05.02.2015).
5. Китай готов вложится в мегастройку в России [Электронный ресурс]// Взгляд: деловая газета. -URL: http://vz.ru/economy/2015/1/22/725700.html (Дата обращения: 05.02.2015).
6. Обществу нового типа нужна духовно-экологическая стратегия [Электронный ресурс] // Фонд целевого капитала Endowment for the World Public Forum - Dialogue of Civilizations - DofC: сайт. -URL: http:// dofc - foundation.org/ru/news/post/49 (Дата обращения 05.02.2015).
7. Одиннадцатого марта состоялось очередное заседание Российской Академии наук [Электронный ресурс]// Российская академия наук: сайт. - URL: http://ras.ru/news/news re-lease.aspx?ID=0c3705ee - 0c1d-4830-963a - e7fe4ad99569&print=1 (Дата обращения 12.03.2014).
8. Ротанова И.Н., Иванов А.В. Международный координационный совет «Наш общий дом -Алтай» в действии: региональная интеграция глобального масштаба // Трансформация социально-экономического пространства в Евразии в постсоветское время: сборник статей. -Барнаул, 2014. - С. 286-291.
9. Шойгу предложил продлить железную дорогу от Тувы до Китая, Пакистана и Индии [Электронный ресурс]// Взгляд: деловая газета. - URL: http://www.vzglyad.ru/news/2014/4/3/680352.html (Дата обращения 05.02.2015).
References
Ivanov, Rotanova 2011 - Ivanov, АV, Rotanova, IN 2011, Mezhdunarodnyj koordinatsionnyj sovet «Nash obshhij dom - А^»: sotrudnichestvo sopredel'nykh territorij Rossii, Kazakhstana, Mongolii i Kitaya, Polzunovskij al'manakh, No. 3, s. 61-65. (in Rus). Ivanov, Fotieva, Shishin 2010 - Ivanov, АV, Fotieva, IV, Shishin, MY 2010, Mezhdunarodnyj koordinatsionnyj sovet «Nash obshhij dom - Altaj»: sotrudnichestvo sopredel'nykh territorij Rossii, Kazakhstana, Mongolii i Kitaya, Barnaul, 113 s. (in Rus). Ivanov, Fotieva, Shishin 2014 - Ivanov, АV, Fotieva, IV, Shishin, MY 2014, Na putyakh k novoj tsivili-zatsii: ocherki dukhovno-ehkologicheskogo mirovozzreniya, Barnaul, 219 s. (in Rus).
Indiya khochet 2014 - Indiya khochet poluchat' rossijskij gaz cherez Kitaj 2014, Finance. Rambler,
retrieved 12 March 2015, <http://finance.rambler.ru/news/economics/147343542.html>. (in Rus). Kitaj gotov 2015 - Kitaj gotov vlozhit'sya v megastrojku v Rossii 2015, Vzglyad, retrieved 05 February
2015, <http://www.vz.ru/economy/2015/1/22/725700.html>. (in Rus). Odinnadtsatogo marta 2014 - Odinnadtsatogo marta sostoyalos' ocherednoe zasedanie Rossijskoj Akademii nauk 2014, Rossijskaja akademija nauk, retrieved 12 March 2014, <http://www. ras.ru/news/news release.aspx?ID=0c3705ee - 0c1d-4830-963a - e7fe4ad99569&print=1>. (in Rus).
Rotanova, Ivanov 2014 - Rotanova, IN, Ivanov, IV 2014, Mezhdunarodnyj koordinatsionnyj sovet «Nash obshhij dom - Altaj» v dejstvii: regional'naya integratsiya global'nogo masshtaba, Trans-formatsiya sotsial'no-ehkonomicheskogo prostranstva v Evrazii v postsovetskoe vremya, Barnaul, vol. 2, s. 286-291. (in Rus). Obshhestvu novogo tipa nuzhna 2014 - Obshhestvu novogo tipa nuzhna dukhovno-ehkologicheskaya strategiya 2014, DofC, retrieved 5 February 2015, <http://dofc - foundation.org/ru/news/post/49>. (in Rus).
SHojgu predlozhil 2014 - SHojgu predlozhil prodlit' zheleznuyu dorogu ot Tuvy do Kitaya, Pakistana i Indii 2014, Vzglyad, retrieved 05 February 2015,
<http://www.vzglyad.ru/news/2014/4/3/680352.html>. (in Rus).
Рухани-экологияльщ жетiлдiру стратегиясына кэшу еуразияльщ кечслпндеп мегажобалар
Иванов Андрей Владимирович
философия гылымдарыныц докторы, профессор. Алтай мемлекетпк аграрлыщ университет, 656038 Ресей Федерациясы, Барнаул Красноармейский дацгылы, 98. E-mail:
ivanov_a_v_58@mail. ru
ТYЙiн. Макала соцгы уа^ытта галымдар мен саясаткерлер айтып жYрген Еуразия аймагындагы мегажобаларды талдауга арналады. Олар Евразия халы^тарыныц ынтыма^ тастыгын жаца сапалыщ децгейге шыгаратын, ендiк жэне меридионалдыщ ^урылыс пен келктк жэне энергетикалыщ дэлiздер салуын керсетедi. Рухани жэне экологиялыщ басымды^тарды багдарлау ^ажетттИ мен жYзеге асуыннепз дейдi. Алтайды Еуразия халы^тары ынтыма^ тастыгыныц рухани-экологиялыщ стратегиялыщ дамуыныц етуше айрыщша роль ат^аратынмацызды орталыщ деген тужырым жасайды.
ТYЙiн сэздер: Еуразия; ынтыма^тастыщ; мегажобалар; рухани-экологиялыщ еркениет, Алтай.
Megaprojects in Eurasia in the context of transition to the spiritual and ecological development strategy
Ivanov Andrey Vladimirovich
Doctor of Philosophy, Professor, Altai State Agricultural University. 656038 Russian Federation, Barnaul, 98, Krasnoarmeisky av. E-mail: ivanov_a_v_58@mail.ru
Abstract. This article analyzes the mega-projects in Eurasia, which were announced recently by scientists and politicians. They concern the construction of latitudinal and meridional transport and energy corridors that can bring the cooperation of Eurasian peoples to a new level . The necessity to focus on spiritual and environmental priorities in realization of this mega-projects is declared. The article also confirms the unique role of Altai as an important center of cooperation among the peoples of Eurasia in the transition to spiritual and ecological development.
Keywords: Eurasia; cooperation; mega-projects; spiritual and ecological civilization; Altay.