Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В ШТАТЕ НАГАЛЕНД РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ'

ТРАНСПОРТНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В ШТАТЕ НАГАЛЕНД РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ИНДИЯ / НАГАЛЕНД / ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Новикова Арина Александровна

В статье делается упор на изучение общего состояния транспортной, социальной и экономической структуры штата Нагаленд. Продвижение государственных инициатив по благоустройству штата и богатый потенциал территории Нагаленда являются важным симбиозом, на основе которого наблюдается постепенное наращивание стабильного экономического роста штата по сравнению с остальными территориями Индии. Основной вывод статьи заключается в том, что на данном этапе развития штат по-прежнему остаётся зависимым от финансирования центрального правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT, SOCIAL AND ECONOMIC INFRASTRUCTURE IN THE INDIAN STATE OF NAGALAND

The article focuses on the study of the general state of the transport, social and economic structure of the Nagaland massif. Promotion of state initiatives for the improvement and rich potential of the territory of Nagaland with a pronounced symbiosis, based on the observed steady increase in stable economic growth in terms of morbidity with increased excitability. The main conclusion of the article is that for development to promote development, the state is still dependent on central government funding.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В ШТАТЕ НАГАЛЕНД РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ»

Международная повестка

УДК 332.1

Новикова Арина Александровна

Магистр зарубежного регионоведения, Специалист по учебно-методической работе, Международный научный центр изучения Южной Азии, Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, e-mail: arinanovikova1997@yandex.ru

ТРАНСПОРТНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В ШТАТЕ НАГАЛЕНД РЕСПУБЛИКИ ИНДИИ 3

В статье делается упор на изучение общего состояния транспортной, социальной и экономической структуры штата Нагаленд. Продвижение государственных инициатив по благоустройству штата и богатый потенциал территории Нагаленда являются важным симбиозом, на основе которого наблюдается постепенное наращивание стабильного экономического роста штата по сравнению с остальными территориями Индии. Основной вывод статьи заключается в том, что на данном этапе развития штат по-прежнему остаётся зависимым от финансирования центрального правительства.

Ключевые слова: северо-восточная Индия, Нагаленд, экономика, инфраструктура.

3 Работа выполнена в рамках проекта РГГУ «Социальные и межэтнические конфликты в эпоху цифровизации, модернизации и пандемии (на примере штата Нагаленд, Индия)» (конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ») шифр гранта 2022-2) в 2022-2023 гг.

Arina A. Novikova

International Center for South Asian Studies Russian State University for the Humanities;

Russian Federation, Moskow

TRANSPORT, SOCIAL AND ECONOMIC INFRASTRUCTURE IN THE INDIAN

STATE OF NAGALAND

Abstract. The article focuses on the study of the general state of the transport, social and economic structure of the Nagaland massif. Promotion of state initiatives for the improvement and rich potential of the territory of Nagaland with a pronounced symbiosis, based on the observed steady increase in stable economic growth in terms of morbidity with increased excitability. The main conclusion of the article is that for development to promote development, the state is still dependent on central government funding.

Key words: India, Nagaland, infrastructure, economy.

Для цитирования:

Новикова, А. А. Транспортная, социальная и экономическая инфраструктура в штате Нагаленд Республики Индия // Гуманитарная парадигма. 2022. № 3 (22). С. 42-50.

Выстраивание в современном мире нового баланса сил обусловливает

региона. Уже несколько десятилетий задачу вхождения в элиту мировых держав ставит перед собой Республика Индия. С этой целью, а также для окончательного формирования системы государственности правительство Индии во главе с премьер-министром Нарендрой Моди стремится к равномерному развитию всех регионов страны в интересах стабилизации общеиндийской экономики. Регионами, требующими сегодня большого внимания, видятся северо-восточные территории, которые в силу своего специфического месторасположения и природно-климатических условий, а также исторических и культурных факторов развили проблемный профиль страны. В предыдущий период активных экономических реформ в Индии, пришедших на 1990-е годы, встраивание северо-восточных штатов в рыночные отношения было затруднено отсутствием в них комфортных условий для ведения бизнеса: крайне замкнутый характер жизни на данных территориях выразился в неналаженности транспортной логистики и

-политическии и экономическии рост ряда стран восточного

неразвитости инфраструктурной базы. В результате доходы населения здесь были весьма низкими [3].

Однако северо-восточный регион обладает весомым хозяйственным потенциалом, для развития которого на данныи момент необходимы существенные государственные вложения. Руководство страны ставит амбициозную задачу «превратить северо-восток из зависимого от поступлений центра региона в самостоятельный „двигатель роста" индийской экономики» [6, с. 35]. Важнейшим в политике центрального правительства Индии становится понимание того, что эта территория «перестаёт быть изгоем, игнорируемым регионом» [4, с. 58] (красноречиво это демонстрирует активизация новостей о Нагаленде в средствах массовой информации, например, см. [11]). В основе плана действий центрального правительства по стимулированию экономической деятельности в северо-восточных штатах лежит реорганизация инфраструктурного комплекса региона. Так возникла инициатива Специальной схемы развития инфраструктуры северо-восточной Индии (North East Special Infrastructure Development Scheme, NESIDS), в реализации которой центральным правительством предусматривается полное финансирование всех проектов.

Одним из восьми северо-восточных штатов Индии и самой восточной оконечностью страны является штат Нагаленд. По уровню экономики на данный момент это один из наименее развитых штатов Индии. Главной причиной медленного экономического роста Нагаленда долгие годы остаётся межэтническая напряженность «беспокойной территории» (здесь проживают большое количество племён и народностей, говорящих на нескольких десятках языков и диалектов, при этом из-за специфики ландшафта: высокой пересечённости местности — Нагаленд имеет низкую плотность населения). Штат обладает большей по сравнению другими индийскими штатами автономией в управлении, а в принятии правительственных решений большую роль играют локальные племенные советы. Это явилось следствием создания в 1962 году Нагаленда как «этнического» («племенного» [1, c. 55]) штата и вынужденной с целью погашения сепаратистких настроений территориальной его автономности [5, с. 66]. При этом с 2016 года проправительственная партия успешно усиливает своё присутствие в органах местного самоуправления и администрации штата [6, с. 36], что позволяет активизировать программы развития региона и успешно их реализовывать.

Одним из важнейших направлений государственной программы развития региона стали вопросы транспортной инфраструктуры. Для преодоления замкнутого характера развития этой территории и сглаживания существующей проблемы изоляции местных племен и народов Нагаленда

необходимо решение проблемы его транспортного соединения со всей территорией государства. Крупные инфраструктурные проекты правительства по развитию дорожной сети северо-восточных штатов направлены на укрепление «регионального взаимодействия, интеграции и трансграничного сообщения» [4]. «Решение проблемы поддержания в надлежащем состоянии транспортной структуры... внутри самого Северо-Восточного региона, дорог между штатами, крупными городами и т. д. ...является ключевым и для развития международного взаимодействия, и оживления экономической активности в штатах Северо-Востока» [7, с. 414].

Транспортная система Нагаленда состоит из автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта. Первостепенное значение в штате приобретает автомобильный транспорт. В транспортные услуги в штате предоставляются через Департамент государственного транспорта Нагаленда (Nagaland State Transport — NST). Общая длина дорог штата в 20162017 годах, за исключением национальных автомагистралей, составляла 12 079,8 км. Автопарк насчитывает 214 автобусов, маршрутная карта которых охватывает все 11 районов штата, в которых есть доступ к дорогам. Нагаленд хорошо связан с территориями соседних штатов Ассам и Манипур через систему шоссе (NH)-61, NH-39, NH-36, NH-150 и НХ-155.

Железнодорожная станция в городе Димапуре соединяет Нагаленд и остальную часть страны через штат Ассам. В 2010 году было объявлено о запуске национального проекта строительства железнодорожной линии Димапур-Зубза (до столицы штата Кохимы). В настоящее время создан комитет для наблюдения за строительством этой линии. Строительство железной дороги до Кохимы не только облегчит перевозку товаров и пассажиров, но также будет способствовать развитию туризма и инфраструктуры.

В крупнейшем городе Нагаленда Димапуре действует единственный в штате аэропорт. С 2015 года через этот аэроузел налажено ежедневное прямое авиасообщение с Дели. С недавнего времени аэропорт в Димапуре модернизирован. Планируется строительство второго аэропорта в столице штата Нагаленд — Кохиме [9, р. 20]. Департамент государственного транспорта Нагаленда поддерживает связь и координирует свои действия с Министерством гражданской авиации по вопросам воздушного транспорта. В соответствии с государственной инициативой продолжается строительство взлётно-посадочных полос для приёма малых самолетов, а также аэропорта международного стандарта. В целом «развитие воздушного транспорта с его возможностями долгосрочного экономического эффекта» [4, с. 49] ставят в заслугу работы Н. Моди на посту премьер-министра Индии.

Также в штате используется водный транспорт. Министерство судоходства (The Ministry of Shipping) определило несколько водных путей в Нагаленде, а именно: реку Тизу протяжённостью 42 км и реку Диху протяженностью 52 км — для межгосударственного сообщения со штатом Ассамом [8, р. 137].

Важными вопросами благосостояния населения Нагаленда являются аспекты социальной инфраструктуры (медицина, образование, жилищные условия, досуг, культура). В рамках Схемы развития городской инфраструктуры малых и средних городов (Urban Infrastructure Development Scheme for Small and Medium Towns Scheme — UIDSSMT) и Комплексной программы развития жилья и расселения трущоб (Integrated Housing & Slum Development Program — IHSDP) правительства Индии разрабатываются планы инфраструктурного обустройства всех районов штата. Осуществляется план развития инфраструктуры города Кохима с финансированием в размере 63,1 млн долларов США при поддержке Азиатского банка развития. Проект включает инициативы по развитию водоснабжения, канализации, утилизации твердых бытовых отходов, дренаж и защиту от оползней, поддержку жизни в трущобах и благоустройство общественных мест. Около 2,1 млн долларов США выделено на развитие 71 города в рамках проекта правительства Индии «Развитие малых и средних городов» [9, р. 23].

Что касается уровня образования, то согласно переписи населения за 2001 год, уровень грамотности в Нагаленде составляет 67,1 % («Высокий уровень грамотности в Нагаленде — заслуга баптистской миссии» [1, с. 62]). Уровень грамотности мужчин составляет 71,1 %, а среди женщин — 61,9 %. Высшее образование жители Нагаленда могут получить в Университете Нагаленда (The Nagaland University — NGU), который готовит выпускников разных ступеней: бакалавров, магистров и докторов наук. В образовательных программах представлены разные направления: гуманитарные, социальные, технические науки. В 2009 году был сделан упор на приём студентов на инженерные курсы (утверждено 185 мест) и медицинское дело (117 мест).

В сфере здравоохранения штата также можно наблюдать ежегодное развитие и обновление медицинской инфраструктуры. По состоянию на 2007 год в штате было всего 2 541 койко-место, 399 врачей, 449 фармацевтов и 1 499 медсестёр. А по состоянию на 2008 год насчитывалось 11 районных больниц, 86 центров первичной медико-санитарной помощи, 397 подцентров и 21 районный медицинский центр. Об улучшении качества жизни в результате доступности медицинских услуг и хорошего уровня медицинского обслуживания в Нагаленде свидетельствует высокая ожидаемая

продолжительность жизни в штате, а именно 73,4 года по сравнению со средним показателем по стране в 60,7 лет.

Правительство поддерживает развитие самобытной культуры штата. Каждое племенное сообщество Нагаленда имеет собственную традицию (уникальный дизайн костюма и аксессуаров, технику плетения, керамическое, ткаческое и кузнечное ремёсла и пр.). Важную часть культуры каждого клана нагамского народа составляют уникальные племенные и военные танцы. Обычаи и традиции нагамцев переплетены с их сельскохозяйственным циклом и фестивалями племенных культур. Поэтому большим потенциалом обладает туристическая сфера.

В рамках развития экономической инфраструктуры Нагаленда в штате развиты многие промышленные отрасли. Корпорация промышленного развития Нагаленда (NIDC) отвечает за развитие инфраструктуры в штате. Поддерживается NIDC Промышленным парком содействия экспорту (EPIP) в Димапуре. В Димапуре были созданы городские магазины, рынки сбыта. Кроме того, в Димапуре были созданы мини-инструментальная мастерская и учебный центр. Перспективные секторы в штате включают переработку бумаги и целлюлозы, добычу полезных ископаемых и нефтехимию.

Нагаленд обладает огромными запасами природных ресурсов известняка и мрамора (1 000 млн тонн), нефти и природного газа (600 млн тонн), угля (50 млн тонн) и значительными запасами сланца, песчаника, базальта, кремния, дунита, габбро, гранодиорита, серпентина, спилита, пироксенита и кварцита. Этот огромный потенциал для горнодобывающей и нефтехимической промышленности ещё слабо разработан и мало используется, но вполне может стать основой промышленного производства региона, формированию которого центральные власти Индии уделяют особое внимание в задаче его экономической автономизации от финансирования из центра.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Нагаленда составлял около 1,42 млрд долларов США в 2006-2007. ВВП Нагаленда рос со среднегодовым темпом роста (Compound annual growth rate — CAGR) на 13,1 % в период с 1999-2000 год по 2006-2007 гг. [9, р. 21-25].

В Нагаленде как сельскохозяйственном штате поддерживаются инвестиции в отрасли, связанные с бамбуком, пчеловодством, садоводством,

Например, запасы бамбука в Нагаленде охватывают 448 000 га земли и включают 22 вида этого растения, что составляет около 5% от общего запаса в стране. Учитывая возможности и важность этого ресурса, в Нагаленде было создано Агентство развития бамбука Нагаленда (Nagaland Bamboo

шелководством, а также продукции.

Development Agency — NBDA) в качестве связного офиса, который сотрудничает с другими офисами по вопросам исследований, разработок и бизнес-предложений для бамбуковой отрасли. С каждым годом развиваются предприятия по переработке бамбука, охватывая различные отрасли, такие как продукты питания, напольные покрытия, фармацевтика, рукоделие, искусство.

Политика Нагаленда в области информационных технологий (ИТ) направлена на расширение их использования в промышленности и государственных секторах. С высоким уровнем грамотности населения штата, улучшенной телекоммуникационной связью и благоприятным климатом Нагаленд хорошо приспособлен для развития ИТ-индустрии [10], как и в целом «Индия с её большим населением, малозатратной рабочей силой, квалифицированными, англоговорящими и образованными людьми является прекрасным местом для развития бизнеса» [2, с. 67], а ИТ-специалисты страны «нанимаются как отечественными, так и международными компаниями» [Там же]. С развитием информационных технологий, которые используются в разных сферах, открывается больше возможностей для быстрого развития всей инфраструктуры штата.

Итак, Индия активно пытается стать развитой страной и имеет потенциал, способный сделать её фаворитом мировой экономики. Современное правительство Индии серьёзно настроено на преодоление отставания своих северо-восточных штатов, для чего предпринимаются существенные усилия по изменению общей стратегии развития этого региона. Задачи использования потенциалов, ранее не задействованных в полном объёме в развитии страны, обусловливает особенности экономической политики центрального правительства Индии относительно этого региона. Премьер-министр страны Н. Моди, придерживаясь политики равномерного распределения результатов экономического роста регионов страны, «подчёркивает права народов северо-восточной Индии на собственный, равнозначный вклад в формирование современной Индии» [4, с. 50].

Одним из направлений правительственных программ является формирование в штатах Северо-востока инфраструктурной обеспеченности, то есть создание надлежащей социальной и физической инфраструктурной базы. Нагаленд, как и остальные штаты северо-восточной Индии, имеет большой потенциал развития, обладает мощным энергетическим резервами, богатыми природными ресурсами, этнокультурным своеобразием. И именно неразвитость инфраструктуры штата затрудняет использование этих преимуществ в полном объёме.

№ 3 (22), 2022

Усилия по проведению преобразований в штате Нагаленд руководство страны направляет на выравнивание социально-экономического развития этого региона на внутри- и межштатовском уровнях. В политике правительства по развитию региона основные акценты расставлены вокруг улучшения железнодорожного, автомобильного и авиасообщения, увеличения сельскохозяйственной и промышленной производительности. Наращивание темпов экономического роста сопровождается качественными изменениями в социальной сфере на базе повышения доступности и качества образования, обеспечения квалифицированной медицинской помощью, улучшения условий проживания и труда жителей отдалённых сёл и небольших городов.

В реализации мероприятий по инфраструктурном развитию региона правительство ориентировано на социальные подвижки в увеличении реальных доходов населения и придание качественным изменениям в социальной сфере устойчивости и преодоление их ограниченного характера. Слабым элементом однако остаются механизмы контроля и наблюдения за ходом выполнения программ. В экономическое развитие штата инвестируются как частные, так и государственные средства финансирования, от которых штат Нагаленд по-прежнему остаётся весьма зависимым.

Правительство штата активно поддерживает проекты, связанные с

Определённая часть таких создаваемых инфраструктурных объектов рассматривается как базис для продвижения экологического туризма в этом имеющем огромный рекреационный потенциал регионе, а это должно повлечь за собой создание новых рабочих мест и увеличить доходы местных производителей и предпринимателей.

1. Бычкова, А. А. Некоторые социально-экономические и политические проблемы штата Нагаленд // Индия: перспективы современного развития. Внутренний, региональный и глобальный аспекты: матер. науч. конф. / Под ред. Т. Л. Шаумян, В. П. Кашина и др. М. : ИВ РАН, 2012. С. 55-71.

2. Малюженко, Е. В., Дмитриевская, В. А. Экономика Индии на современном этапе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 12.

3. Медовой, А И., Галищева, Н. В. Экономика Индии : монография. М. : МГИМО-Университет, 2009. 350 с.

городов и деревень и повышения уровня жизни их жителей.

Литература

С. 66-68.

4. Михайлов, С. А. Экономические и социальные меры правительства Нарендры Моди по решению проблемы сепаратизма в Северо-Восточной Индии // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2020. Т. 12 № 1. С. 47-59.

5. Мочалов, А. Н. Территориальное устройство Индии в условиях этнокультурного многообразия // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 5. C. 62-68.

6. Садовникова, Я. О. Политика Н. Моди в северо-восточных штатах Республики Индия [Электронный ресурс] // Азия и Африка сегодня. 2021. № 4. C. 33-40. URL: https://asaf-today.ru/S032150750014644-0-1 (дата обращения: 29.08.2022). DOI: 10.31857/S032150750014644-0

7. Свинарчук, Т. О. Роль Северо-Востока Индии В формировании индийской политики в странах Бенгальского залива // Индия: перспективы современного развития. Внутренний, региональный и глобальный аспекты: матер. науч. конф. / Под ред. Т. Л. Шаумян, В. П. Кашина и др. М. : ИВ РАН, 2012. С. 414-424.

8. Das R. An Outlook on Infrastructural Sectors in Nagaland (Power, Road, Transport and Communication) // Shanlax International Journal of Economics. March, 2018. Vol. 6. № 2. URL: http://www.shanlaxjournals.in/wp-content/uploads/an_outlook_on_infrastructur al_sectors_in_nagaland_power_road_transport_and_communication.pdf.pp.133-142. (accessed: 19.07.2022)

9. Nagaland // India Brand Equity Foundation. November, 2010. 53 p. URL: https://www.ibef.org/download/Nagaland_190111.pdf (accessed: 20.07.2022).

10. Nagaland State Action Plan on Climate Change/ Achieving a Low Carbon Development Trajectory // Government of Nagaland. 2012. URL: https://moef.gov.in/wp-content/uploads/2017/09/Nagaland.pdf P. 16-17. (accessed: 21.07.2022).

11. Morung Express News. URL: https://www.morungexpress.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.