Научная статья на тему 'Транспортная инфраструктура как фактор пространственного развития агломераций'

Транспортная инфраструктура как фактор пространственного развития агломераций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
653
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / КЛАСТЕР / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / URBAN AGGLOMERATION / CLUSTERS / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Токунова Г. Ф.

В последние десятилетия в России отмечено разрастание некоторых городских агломераций. Одна из наиболее активно развивающихся Санкт-Петербургская. Вместе с тем, данный регион столкнулся с рядом проблем, главной из которой можно считать загруженность транспортных магистралей, соединяющих мегаполис с прилегающими территориями Ленинградской области. Ситуацию можно исправить посредством изменения политики территориального планирования формирования и развития транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport infrastructure as a factor in spatial development of agglomerations

Last few dozens of years in Russia were marked by expansion of a number of urban agglomerations. One of the most actively developing of these is the St Petersburg agglomeration. At the same time, the region encountered a number of problems, of which overloading of traffic arteries connecting the megalopolis to the adjacent suburban territories of Leningrad Region can be considered the chief one. This situation can be avoided through changing the spatial planning policies on forming and developing transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Транспортная инфраструктура как фактор пространственного развития агломераций»

Транспортная инфраструктура как фактор пространственного развития агломераций

Г. Ф. Токунова,

д-р экон. наук, доцент, декан факультета экономики и управления Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

На примере активно развивающейся Санкт-Петербургской агломерации рассматривается одна из главных проблем такой формы поселений - загруженность транспортных магистралей, соединяющих мегаполис с пригородными территориями. Исправить возникшую ситуацию можно, измененив политику формирования и развития транспортной инфраструктуры.

Одна из форм территориальной организации поселений - городские агломерации. В России наиболее развиты Московская, Санкт-Петербургская, Ростовская и Самарско-Тольяттинская агломерации [1]. Под агломерацией понимается компактное расположение, группировка поселений, не только объединенных территориально, но и характеризующихся развитыми производственными, культурными, рекреационными связями [2].

В России правовой статус агломераций, их статистический учет и механизм регулирования не определен, что не позволяет разрабатывать планы и

программы их развития. В специальной литературе ряд авторов предлагает определять агломерации как группу населенных мест, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение [1]. В ЕС агломерацией (метрорегионом) принято считать территорию, численность населения которой составляет 250 тыс. жителей (по данным Eurostat).

Городским агломерациям присущи такие свойства, как целостность рынков (труда, недвижимости, земли) и функциональная связанность территорий, обеспечиваемая с помощью развитой транспортной инфраструктуры. Формирование и развитие городских

M1Ö1 «СКАНДИНАВИЯ»

БЕЛООСТРОВ ЗЕЛЕНОГОРСК

V

N

■HllllliUlll —* Щт

ш?

агломераций становится ключевым моментом в программах развития многих государств, а иногда и в межгосударственных документах. Например, в материалах Европейской конференции министров регионального планирования (СЕМАТ) среди принципов устойчивого пространственного развития рассматривается создание сбалансированных условий транспортного доступа [3]. Для этого должна быть сформирована транспортная сеть, обеспечивающая надежный доступ в любую точку Европы. Предусматривается модернизация имеющихся в Европе транспортных сетей, связывающих малые, средние города и сельские поселения, и добавление интрарегиональных «недостающих звеньев».

Западные страны пережили массовое перемещение населения из перенаселенных городов в пригороды, а затем и в сельские районы в конце 1960-х годов [4]. Комплексное освоение территорий происходило за счет размещения в пригородной зоне не только объектов жилого назначения, но и промышленных предприятий, а также предприятий вспомогательного производства, организаций торговли и общественного питания. О. С. Пчелинцев в одной из своих работ отмечает, что это стало возможным, в частности, вследствие автомобилизации, когда реальная скорость передвижения увеличилась в два-четыре раза, а средняя дальность рекреационных поездок - в два-три раза. При этом радиус сбора сельскохозяйственной продукции вырос до 80-160 км, а трудовых потоков - до 65-80 км. Например, в США за 50 лет (1915-1966 гг.) дальность передвижения фермера от дома до магазина возросла в 10 раз - с 8 до 80 км [4].

Перенаселение мегаполисов в России в последние десятилетия и связанное с этим повышение спроса на недорогие земельные участки в пригородах привели к ряду проблем, касающихся, в частности, транспортной инфраструктуры. Развитие пригородных территорий Санкт-Петербурга предусматривало изменение его статуса как пункта концентрации производства. Это определило и главную проблему Санкт-Петербурга - недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Генеральный план города, разработанный в советский период, предусматривал потолок автомобилизации - 100 автомобилей на 1000 жителей. Указанная норма была превышена в 1990-е годы. В 2010 г.

по уровню автомобилизации 1-е место в мире занимал Сан-Марино (1139 автомобилей на 1000 жителей), 2-е - Лихтенштейн (750), 3-е - Монако, (732 автомобиля); Россия с 233 автомобилями находилась на 44-м месте (по данным International Road Federation. The World Road Statistics, 2012). Вместе с тем, значения этого показателя сильно варьируют по регионам России. Так, в 2012 г. в Приморском крае на 1000 жителей приходилось 547 автомобилей (1-е место по России), в Камчатском крае - 452 (2-е), в Московской области - 323 (3-е), в Санкт-Петербурге - 295 (11-е), в Ленинградской области - 271 автомобиль (21-е место).

Усилившее транспортную проблему увеличение жилищного строительства рассматривалось как перспективное направление развития области в Концепции комплексного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга, принятой в 2014 г. Цель Концепции заключалась в формировании единой агломерации. Планировалось стимулировать рост потребительского потенциала Ленинградской области, инвестиционной привлекательности ее территории и т. д. При этом предполагалось увеличение населения на 30 % (с 626,5 до 826 тыс. чел), а согласно самому оптимистичному прогнозу ежегодный ввод жилья составлял один миллион квадратных метров. Авторы Концепции отдавали себе отчет, что бюджетные возможности области способны обеспечить транспортной инфраструктурой лишь 300 тыс. кв. м жилья. Однако в прилегающих к городу районах - Всеволожском, Ломоносовском, Тосненском, Гатчинском - за 2012-2015 гг. было построено (без индивидуальной жилой застройки) 3179 тыс. кв. м жилья [5]: в 2012 г. - 459 тыс. кв. м., в 2013 г. - 659, в 2014 г. - 760, в 2015 г. - 1301 тыс. кв. м. Рост районов-спутников также не приводит к снижению нагрузки на ядро Санкт-Петербургской агломерации, усиливая маятниковую миграцию между городом и пригородами. Так, согласно Концепции, в 2013 г. ежедневный общий объем маятниковой миграции составлял 450 тыс. чел., при этом в Санкт-Петербург въезжало 170-210 тыс. чел. [6]. В постановлении правительства Санкт-Петербурга № 452 от 4 июня 2014 г. отмечается, что в период с 2003 по 2012 г. объем маятниковой миграции из Ленинградской области в Санкт-Петербург вырос в 4,4 раза, а из

Санкт-Петербурга в Ленинградскую область - в 1,7 раза [7].

Все это определило огромную нагрузку на улично-дорожную сеть (УДС) в пригородах и острую необходимость создания новой сети. Потребовалось пересмотреть утвержденную Концепцию и внести изменения в градостроительную политику Ленинградской области. Теперь ответственность за строительство дорожно-транспортной сети до ее подключения к региональным дорогам ложится на девелоперов, ведущих жилищное строительство [8].

Не в лучшем положении находится и Санкт-Петербург. Согласно транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 г., плотность УДС в городе составляет 3,8 км/кв. км, протяженность общей сети рельсового или иного внеуличного городского пассажирского транспорта 0,19 км/кв. км, или 0,27 км на один миллион жителей. Отметим, что значение первого показателя составляет в Лондоне 9,29 км/кв. км, в Барселоне - 16,88; второго - в Лондоне 0,436 км/кв. км, или 0,943 км на один миллион жителей, в Мадриде - 0,558 км/кв. км, или 1,093 км на один миллион жителей [9]. Приведенные данные свидетельствуют о существенном отставании в развитии транспортной инфраструктуры в центре Санкт-Петербургской агломерации.

Санкт-Петербургская агломерация -сложившееся явление, однако региональные документы по развитию транспорта и транспортной инфраструктуры рассматриваются Санкт-Петербургом и Ленинградской областью несогласованно. Так, в транспортной стратегии развития Санкт-Петербурга учитываются интересы пригородных территорий Ленинградской области лишь в части интеграции железной дороги в городской черте и ближайших пригородах в систему общественного транспорта, а также строительства вылетных магистралей [10]. И хотя в ряде периферийных районов на вылетных магистралях с 2011 г. некоторые проблемы решаются, в целом транспортная доступность прилегающих пригородных территорий новой застройки остается на низком уровне. В Стратегии развития транс-портно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в части пунктов предусмотрены партнерские отношения с Ленинградской областью, но не рассматривается формирование единой агломерации [10].

44 | «Транспорт Российской Федерации»

№6 (67) 2016

Вместе с тем в разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 г. как приоритетные рассматриваются не только масштабные проекты координации программных документов совместного развития транспортных систем Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и частные, например по формированию пересадочных узлов, выполняющих общественно-деловые функции, а также обеспечивающих перехват индивидуального автотранспорта, т. е. разгружающих автомобильные въезды в Санкт-Петербург [11].

В советский период управленческие аппараты Ленинграда и Ленинградской области были обособлены, но оба субъекта развивались как единый социально-экономический комплекс, что позволяло регулировать, в частности, упоминавшуюся ранее маятниковую трудовую миграцию [12]. В разработанной институтами Госстроя в 1970-1980-е годы концепции «групповых систем населенных мест» предполагалось взаимосвязанное развитие близлежащих городских и сельских поселений на основе единой транспортной инфраструктуры и сети обслуживания [4].

Таким образом, несогласованность документов регионального развития порождает ряд проблем, связанных с регулированием транспортных потоков

в Санкт-Петербургской агломерации. Необходимо разработать комплексные стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решение важных вопросов - развитие сети магистралей, обеспечивающих интеграцию территории, взаимодействие индивидуального и общественного транспорта, автомобилизация во взаимосвязи с улично-до-рожным строительством, будет способствовать интеграции инфраструктуры связанных территорий. □

Литература

1. Иванченко Л. В., Тимощук Н. А. Управление развитием агломерации: Проблемы и решения // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2014. № 2 (113).

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2002.

3. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента, Ганновер, 7-8 сентября 2000 г. URL: http://docs. cntd.ru/document/902026751.

4. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.

5. Информация по вводу жилья в Ленинградской области. Комитет по строительству Ленинградской области. URL: http:// www.building.lenobl.ru/programm/statistic.

6. Концепция комплексного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2014. URL: http://econ.lenobl.ru/ Document/1406099853.pdf.

7. Постановление правительства Санкт-Петербурга «О государственной программе „Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы» № 45 2 от 4 июня 2014 г. (с изм. на 20 апреля 2016 г.).

8. В программу «Светофор» внесены поправки. URL: http://ktostroit.ru/ news/250111.

9. Постановление правительства Санкт-Петербурга «О транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года» № 945 от 13 июля 2011 г. (с изм. на 6 июня 2014 г.).

10. Постановление правительства Санкт-Петербурга «О стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга» № 741 от 3 июля 2007 г. (с изм. на 22 марта 2013 г.).

11. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (проект). URL: http://econ. lenobl.ru/Document/1458199051.pdf.

12. Бугаев М. А. Маятниковые миграции на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Вестн. С.-Пе-терб. ун-та. 2015. Сер. 5. Вып. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.