Научная статья на тему 'Особенности трансформации территориальной структуры Санкт-Петербургской агломерации'

Особенности трансформации территориальной структуры Санкт-Петербургской агломерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ / AGGLOMERATION / TRANSFORMATION / TERRITORIAL STRUCTURE / TREND / SPATIAL DEVELOPMENT / SPECIALIZATION / URBANIZATION / INDUSTRY / TRANSPORT COMPLEX / REAL ESTATE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липецкая М. С.

В статье рассмотрена сложившаяся территориальная структура Санкт-Петербургской агломерации и определены основные современные тенденции ее пространственного развития, такие как функционализация и специализация территории, экономико-социальная дифференциация районов и пр. Анализируются особенности размещения промышленных мощностей, развитие транспортно-логистического комплекса, торговой и деловой недвижимости, жилья в пределах агломерации. Библиогр. 6 назв. Табл. 1. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic tendencies of transformation of St.Petersburg agglomeration territorial structure

The article is devoted to transformation of territorial structure of Saint Petersburg agglomeration. The author describes current territorial structure of the St. Petersburg agglomeration and main trends of its spatial development such as specialization of territory, economic and social differences between areas, etc. There are analysis of industrial capacity allocation, development of transport complex, Real estate market of SPb agglomeration.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации территориальной структуры Санкт-Петербургской агломерации»

М. С. Липецкая

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Формирование и развитие городских агломераций являлось одной из главных тенденций развития системы расселения в большинстве развитых стран на протяжении ХХ века. Изучению закономерностей образования и функционирования агломераций, начиная с 1960-х годов, были посвящены работы многих западных экономико-геогра-фов. К примеру, по определению французских ученых Боже-Гарнье и Шабо, на определенном этапе развития производительных сил связи города с его окружением становятся настолько тесными, что «возникает новое, более широкое понятие, которое, кроме собственно города, включает и соседние пункты, живущие жизнью данного города, даже если они непосредственно к нему не примыкают. . . этому комплексу присваивают общее название «агломерация» [1]. В современной России изучение агломерации как системы является одной из центральных тем работ российских ученых-урба-нистов. Согласно Г. М. Лаппо, «под городской агломерацией понимается компактная, динамичная, многоконтактная, локальная система с тесным переплетением городского и сельского расселения, интенсивным внутренним взаимодействием, значительным масштабом маятниковых поездок населения» [2]. Наибольший интерес представляет изучение пространственных изменений, которые произошли в структуре крупнейших городских агломераций в течение последних десяти-пятнадцати лет благодаря переходу страны к рыночному типу экономики, экономическому подъему в период 2000-х годов, наращиванию вовлекаемых в хозяйственное использование территорий и инженерной инфраструктуры.

На протяжении трех веков после основания Санкт-Петербурга вокруг него складывалась агломерационная структура «от города» — тип формирования агломерации, когда при достижении определенного порогового значения город «вытесняет» в поселения-спутники функции, которые он не в состоянии разместить на своей территории. Одновременно в его пригородной зоне размещались объекты, притягивавшиеся самим городом. В период с XVIII по начало XIX века пространственное развитие Петербурга и пригородов определяли природный каркас и основные транспортные направления. Структура системы расселения вокруг Петербурга представляла собой сеть поселений вдоль радиально расходящихся из города-центра основных лучей коммуникаций, которые постепенно оформились в одиннадцать основных планировочных направлений. С середины XIX века, с началом бурного промышленного роста, возросла концентрация индустриальных мощностей и поселений вокруг города, некоторые из них образовались в транспортных узлах, на пересечении путей. Производства, ставившиеся вдоль рек, определили существование промышленных поясов и селитебных зон [3].

Формирование Ленинградской агломерации как единой социально-экономической системы завершилось в советское время — в эпоху быстрого индустриального роста, в условиях плановой экономики. Хозяйственные связи внутри агломерации были основаны на обслуживании экономики ядра городами-спутниками с четкой промышленной, рекреационной, транспортной специализацией.

© М. С. Липецкая, 2009

Начало планирования пространственного развития и агломерации Ленинграда можно отнести к середине 1950-х — началу 1960-х годов, когда в ходе разработки Генерального плана 1966 года были определены границы агломерации. Планом предусматривалось создание вокруг города (в радиусе от 60 до 100 км) пригородной зоны как составной части единого с Ленинградом в социально-экономическом, архитектурно-планировочном и инженерно-транспортном отношении комплекса; использование пригородной зоны для размещения объектов народного хозяйства, связанных с городом; развития пригородного сельского хозяйства; организации кратковременного и длительного загородного отдыха населения города и пригородов и создания лесопаркового защитного пояса вокруг Ленинграда. При разработке генерального плана г. Ленинграда и Ленинградской области 1987 года использовались такие подходы, как метод моделирования и др. Проект должен был обеспечить взаимоувязанное комплексное развитие города и области, а также развитие центральной агломерации, включающей г. Ленинград и прилегающие к нему районы области и был рассчитан на реализацию до 2005 г.

В настоящее время Санкт-Петербургская агломерация фиксируется практически в границах, определенных в конце 1980-х гг. Согласно исследованию по определению границ пригородной зоны Санкт-Петербурга, площадь агломерации составляет 11,5 тыс. кв. км, численность — около 5,4 млн. чел., средняя плотность населения — 470 чел. на кв. км. [4]. Территориальная организация Петербургской системы расселения характеризуется как сложная, но моноцентрическая система. В ее пространственной структуре сформированы несколько поясов вокруг ядра, различные по плотности населения, преимущественному типу расселения, транспортной доступности до ядра, а также по степени вовлеченности в агломерационные процессы. Радиально-кольцевая структура агломерации определяется следующим образом: ядро включает непосредственно г. Санкт-Петербург без пригородов и городов, расположенных в его административных границах. Площадь территории ядра составляет 550 кв. км, население — свыше 4 млн. чел., плотность населения — 7300 чел./кв. км. Первый пояс поселений-спутников начинается от границ ядра и простирается на западе (включительно) до Большой Ижоры, Кронштадта, Зеленогорска, Рощино, на юге — до Гатчины, Форносово, Тосно, на востоке — до Мги, Шлиссельбурга, поселка им. Морозова, на севере — до Агалатово и Лесколово. Этот пояс разделен на зону ближних пригородов — Сертолово, Всево-ложск и срединных пригородов — г. Тосно, г. Гатчина и др. Площадь первого пояса поселений-спутников составляет 4,84 тыс. кв. км., численность постоянного населения (по расчетам на 2002 г.) около 1150 тыс. чел. Второй пояс поселений-спутников включает северные территории Ломоносовского района, г. Сосновый Бор, почти всю оставшуюся за пределами 1-го пояса территорию Всеволожского р-на, большую часть Гатчинского р-на, части Тосненского и Кировского и юг Выборгского и Приозерского районов. Площадь второго пояса поселений-спутников — 6,2 тыс. кв. км, численность постоянного населения на 2002 г. — 220 тыс. человек. Также выделена зона тяготения агломерации — это территория Ленинградской области за исключением ее восточных районов [4]. В целом, принимая за основу выделенные границы радиальных структур системы расселения Санкт-Петербурга и области, рассмотрим особенности изменения территориальной организации агломерации в период 2000-х годов.

В последние восемь — десять лет социально-экономическое и пространственное развитие крупных городских систем определяло воздействие таких факторов как быстрый экономический и инвестиционный рост России; опережающее развитие секторов рыночных услуг; экстенсивное вовлечение свободных территорий в хозяйственный оборот (при этом происходило и внедрение новых форм этого вовлечения — развивались инду-

стриальные парки и промышленные зоны, технопарки, были запущены проекты комплексного освоения территории под жилые и коммерческие нужды и пр.); реализация масштабных транспортных проектов в связи с наращиванием присутствия страны на мировых рынках. Можно определить следующие характерные черты трансформации территориальной структуры агломерации Петербурга, произошедшие под воздействием перечисленных факторов.

Во-первых, наблюдается усиление «фрагментации»» экономики — дифференциация территорий, входящий в ядро, центральные части и периферию агломерации по основным социально-экономическим показателям, таким как объемы инвестиций, темпы роста промышленного производства, оборот розничной торговли, показатели доходов населения. В условиях рыночной экономики произошел переход к более рациональному, экономически целесообразному использованию земли и из центральных частей ядра на периферию и в ближние пригороды стали переносить крупные промышленные производства, строить экономичное жилье, развивать складское хозяйство. На месте освобождающейся дорогой земли размещались легко капитализируемые объекты: элитные жилые дома, бизнес-центры, культурные и выставочные центры на бывших промышленных территориях. Следует отметить, что пик этого процесса в городах Западной Европы пришелся на 1970-е гг., период кризиса традиционного промышленного производства, а в крупнейших российских городах, в том числе Санкт-Петербурге, начался в 1990-х гг., в момент серьезного спада промышленного производства и ускорился в 2000-х гг., в период быстрого роста непроизводственных секторов экономики. Размещение объектов повлекло за собой нарастание разрывов в основных показателях социально-экономического развития между ядром и периферией агломерации, но еще более возрастает разрыв — между отдельными районами периферии. Лидерами по потенциалу экономического роста стали территории, наиболее обеспеченные инфраструктурой и близкие к ядру (самая высокая концентрация экономической деятельности характерна для зоны ближних пригородов), зоны, примыкающие к крупным транспортным путям и портовым территориям, а также курортные территории, используемые для размещения коттеджных поселков, новых спортивных и туристских баз. Для этих «благополучных» в экономическом плане муниципальных образований в последние годы была характерна ситуация инвестиционного роста, который обеспечил рост заработной платы, доходов населения, повышение цен на землю, недвижимость, услуги. Противоположная ситуация наблюдалась в депрессивных районах периферии агломерации, где в 1990-е гг. остановилась работа градообразующих промышленных или крупных сельскохозяйственных предприятий. Данные районы испытали длительную деградацию инженерной инфраструктуры, миграционный отток и снижение качества человеческого капитала и до настоящего времени не восстановили потенциал хозяйственного освоения (таблица).

Во-вторых, масштабные инвестиционные потоки последних лет определили новую функционализацию территории. В пределах агломерации вокруг многопрофильного ядра сформировались промышленные, логистические, торговые и транспортные зоны, сельскохозяйственные и рекреационные ареалы. В ядре агломерации высокоорганизованная урбанистическая среда, наличие развитого, высококвалифицированного рынка труда позволили закрепить функции производства знаний и технологий, управления потоками товаров, информации, предоставления услуг. В пределах ядра агломерации в последние годы размещались предприятия таких секторов как финансовые и консалтинговые услуги, дорогостоящие услуги населению (медицинские, образовательные), торговля, культура и искусство, развлечения, инжиниринговые услуги, научная и ин-

Основные показатели социально-экономического развития

районов Ленинградской области в январе-декабре 2006 г. [5]

Районы Инвестиции на душу населения, руб. Средняя заработная плата, руб. Оборот розничной торговли, на душу населения, руб. Объем платных услуг населению на душу населения, руб.

В среднем по области 62763 11599 13093 7110

в том числе р-ны:

Входящие в агломерацию, в среднем 61663 12702 14971 5234

Тосненский 108747 12626 8783 4666

Гатчинский 6788 10939 8612 5532

Всеволожский 24699 13378 27740 5071

Выборгский 71506 12579 23127 6417

Ломоносовский 96579 13988 6595 4484

Близкие к агломерации, в среднем 26802 10090 8046 5439

Приозерский 9927 8850 4529 2240

Волосовский 12818 8170 5052 4447

Волховский 5707 9782 9162 3759

Сланцевский 4552 7510 496 6214

Кингиссепский 62629 10540 7961 8243

Киришский 101149 15096 18358 8955

Кировский 10860 11942 7285 3960

Лужский 6780 8836 11531 5696

Наиболее отдаленные от агломерации, в среднем 7801 9004 3607 4466

Лодейнопольский 4516 8254 2023 2669

Подпорожский 9320 8807 2130 3462

Тихвинский 7255 9078 4614 6196

Бокситогорский 10115 9878 5661 5537

новационная деятельность (рис.1). При этом роста промышленного потенциала ядра не происходило. Периферийные районы Санкт-Петербурга и районы Ленинградской области, входящие в агломерационную систему, напротив, в последние годы демонстрировали высокие темпы индустриального роста. Размещаемые на этих территориях крупные производства существенно изменили специализацию территории, структуру рынка труда, требования к инфраструктуре. В качестве примера можно привести формирование территориально-производственного комплекса автосборки и автокомпонентов: вслед за размещением во Всеволожске завода «Форд», в пригородных районах Петербурга построены заводы «Тойота» и «Нисан», «Дженерал Моторс», концерн Тойота намерен также построить несколько дочерних предприятий по производству автокомпонентов. Обслуживание данных производств обеспечило рост спроса на необходимую инженерную инфраструктуру, трудовые ресурсы, предприятия сервисного обслуживания, специализированные логистические комплексы и т. д. Другой пример — крупные пищевые и химические предприятия определили специализацию г. Тосно. Очевидно, что основным потребителем продукции данных производств является Санкт-Петербург, а районы выступают частью единой экономической структуры.

%

2004 2010 2015 2025

Рис. 1. Прогноз изменения структуры занятости в экономике Санкт-Петербурга

[3, 6].

1 —промышленность; 2 — коммерческо-деловая и финансовая сфера; 3 — транспорт; 4 — связь; 5 —строительство; 6 — сельское хозяйство; 7 — наука и научное обслуживание; 8 — образование, культура и искусство; 9 — здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; 10 — ЖКХ и бытовое обслуживание; 11 —государственное и муниципальное управление; 12 — туризм и гостиничное хозяйство; 13 — прочие виды деятельности.

В-третьих, инвестиции в транспортную инфраструктуру обеспечили формирование нового транспортного каркаса не только агломерации Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Запада России. Расширение крупнейшего в стране морского портового узла — системы портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, реализация проекта строительства кольцевой автодороги, модернизация аэропорта и освоение земли вокруг него существенно изменили территориальную и экономическую структуру Петербургской агломерации. Вдоль новых транспортных путей выстроились системы складских зон и логистических терминалов, прокладываются подъездные пути к новым портам, сфор-

мировалась полноценная транспортная отрасль — внутрипортовый бизнес, существенно расширились логистические, экспедиторские компании, автомобильные перевозчики. Развиваются производства по сборке и упаковке товаров, причем под размещение промышленных объектов все больше вовлекаются территории, непосредственно прилегающие к портам (к примеру, планы строительства промзон в г. Усть-Луге). Идет промышленное освоение земель, близких к аэропорту Пулково (т. н. эффект аэротрополиса, когда крупный аэропорт является агентом развития на территории определенных видов деятельности, связанных с близостью воздушного транспорта — сборки, упаковки, деловых центров и проч.). Не меньшее значение для пространственного и экономического развития агломерации имеют проекты по модернизации систем пассажирского транспорта. Можно утверждать, что строительство высокоскоростной магистрали создает возможность переноса части столичных функций в Санкт-Петербург, а также повышает привлекательность города для размещения офисов европейских компаний. Такое же значение имеет развитие хаба «Пулково», проект которого предусматривает увеличение пассажиропотока до 20 млн. в 2025 г. Указанные проекты призваны обеспечивать высокую мобильность населения города и области. От скорости их реализации и степени учета планов развития транспортной системы в пределах Балтийского региона будет зависеть, насколько агломерация в дальнейшем будет в состоянии выполнять функции центра управления, полюса роста («девелопера») в отношении прилегающих территорий и обеспечивать высокую степень интеграции региональной экономики в глобальную.

Четвертая тенденция — образование общего рынка труда и недвижимости. Катализатором этого процесса стало падение в начале 1990-х годов уровня занятости в промышленных секторах и рост занятости в секторе услуг, который был сконцентрирован в ядре агломерации. В этот период произошло серьезное увеличение маятниковых миграций1. В 2000-е годы вектор направления межрегиональных миграционных потоков изменился. Если в 1980-1990-х гг. преобладала миграция из Ленинградской области в Ленинград, то в последние годы число мигрантов, выезжающих из Санкт-Петербурга в область, составляет оценочно 3-5 тысяч человек в год. При значительном падении численности постоянного населения ядра, людность зоны ближних пригородов практически не изменилась, а города, расположенные в этой зоне, испытали значительный рост (Сертолово, Всеволожск и др.); серьезно увеличилась людность спутников подпо-яса средних пригородов — Тосно, Гатчины и др. Анализируя уровень цен на землю и недвижимость, можно сделать вывод, что в радиусе 30-40 км от ядра агломерации уже сформирован единый рынок земли и жилой недвижимости. В последнее десятилетие увеличивались масштабы субурбанизации, что выражалось как в росте спроса на загородную недвижимость (наиболее активно в 2000-х гг. в сегменте загородной недвижимости развивался рынок коттеджных поселков), так и в запуске проектов комплексного освоения территории на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области (например, поселок Кудрово), в портовых зонах (планы комплексного развития г. Усть-Луги). По прогнозам аналитиков рынка недвижимости, в долгосрочной перспективе около 20% населения Петербурга может переселиться в Ленинградскую область. Среди факторов, определяющих это важное значение, имеет дефицит городской территории, рост спроса на экологически чистую среду, реализация крупных инвестиционных проектов в области, которая потребует наличия квалифицированного персонала, улучшения транспортной связанности. Можно предположить, что развитие рынка земли Петербургской

1 Сальдо маятниковой миграции рабочих возросло на 20% в период 1985—2000 гг. и составило 78 тыс.

чел.

агломерации пойдет по московскому сценарию: за счет освоения областных территорий посредством реализации комплексных проектов развития территории появятся новые города-сателлиты, наряду с этим будут укрупняться существующие спутники.

Анализ указанных тенденций позволяет судить о том, что Санкт-Петербургская агломерация находится в стадии активной трансформации ее экономической и территориальной структуры. Вероятно, перспективная задача развития для Петербургской агломерации — формирование прямых экономических связей между подцентрами, спутниками одного порядка, что даст основание называть агломерацию «зрелой».

В настоящее время пространственное развитие Санкт-Петербургской агломерации происходит стихийно, без управляющего влияния со стороны государственной власти. Вследствие недостаточного внимания к проблемам роста агломерации возникли серьезные диспропорции, прежде всего, инфраструктурного характера. Для снятия инфраструктурных ограничений необходимо решение ряда вопросов: прежде всего, разработка механизмов управления агломерацией, определение полномочий городской и федеральной власти по управлению развитием территории, законодательное закрепление термина «агломерация», определение требований к планированию и пространственному развитию крупных урбанизированных территорий. Очевидно, планировать и развивать агломерацию необходимо в рамках формирования единой системы расселения России. Однако на сегодняшний день отсутствуют долгосрочные национальные приоритеты в этой области.

Summary

Lipetskaya M. S. Basic tendencies of transformation of St.Petersburg agglomeration territorial structure.

The article is devoted to transformation of territorial structure of Saint Petersburg agglomeration. The author describes current territorial structure of the St. Petersburg agglomeration and main trends of its spatial development such as specialization of territory, economic and social differences between areas, etc. There are analysis of industrial capacity allocation, development of transport complex, Real estate market of SPb agglomeration.

Keywords: agglomeration, transformation, territorial structure, trend, spatial development, specialization, urbanization, industry, transport complex, real estate market.

Литература

1. Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов. М., 1967.

2. Лаппо Г. М. География городов. М., 1997.

3. Генеральный план Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга и ЗАО «Петербургский НИПИград». СПб., 2004.

4. Разработка предложений по определению границ пригородной зоны Санкт-Петербурга. Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга и ЗАО «Петербургский НИПИград». СПб., 2002.

5. Экономика Муниципальных образований Ленинградской области в январе-декабре 2006 года. Петростат. СПб., 2007.

6. Справочник «Регионы России — 2006». Росстат. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.