Научная статья на тему 'Градостроительные причины развития второго жилища'

Градостроительные причины развития второго жилища Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
310
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЧИ / САДОВЫЕ ДОМА / ВТОРОЕ ЖИЛИЩЕ / СУБУРБАНИЗАЦИЯ / ПРИГОРОДНАЯ ЗОНА / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / DACHAS / GARDEN HOME / SECOND HOME / SUBURBANIZATION / SUBURBAN AREA / SETTLEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зиятдинов Зуфар Закиевич

Показана переоценка пространственных представлений о дальности передвижений как эффект технологической революции. Дан анализ развития процессов субурбанизации и «бегства из городов». Выделены социально-экономические, природно-экологические, градостроительные причины распространения второго жилища: сокращение пространственно-временного континуума, развитие транспортной инфраструктуры и возможность достижения загородных участков за ментально приемлемое время, урбанизация и ухудшение экологических условий проживания в городах, многоэтажное жилищное строительство, рост продолжительности свободного времени. Даны показатели доли владельцев вторых жилищ в зависимости от типов и этажности жилой застройки. Приведены преимущества и недостатки городского и сельского образа жизни до и после начала эпохи «сжатия пространства». ©Зиятдинов З. З., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOWN PLANNING REASONS FOR THE DEVELOPMENT OF A SECOND HOME

Shows the reassessment of the spatial representations on the range of movement as the effect of the technological revolution. The analysis of the development process of suburbanization and the «flight from the cities». Selected socio-economic, natural environmental and urban causes of the spread of the second home and the reduction of the space-time continuum, the development of transport infrastructure and the possibility of reaching suburban areas for mental reasonable time, urbanization and deteriorating environmental conditions in cities, high-rise housing construction, the growth duration of free time. The proportion of owners of second homes depending on the types and number of storeys of residential development. Given the advantages and disadvantages of urban and rural ways of life before and after the beginning of the era of «compression of space». ©Зиятдинов З. З., 2017

Текст научной работы на тему «Градостроительные причины развития второго жилища»

УДК 728.84 ЗИЯТДИНОВ З. З.

Градостроительные причины развития второго жилища

Показана переоценка пространственных представлений о дальности передвижений как эффект технологической революции. Дан анализ развития процессов субурбанизации и «бегства из городов». Выделены социально-экономические, природно-эколо-гические, градостроительные причины распространения второго жилища: сокращение пространственно-временного континуума, развитие транспортной инфраструктуры и возможность достижения загородных участков за ментально приемлемое время, урбанизация и ухудшение экологических условий проживания в городах, многоэтажное жилищное строительство, рост продолжительности свободного времени. Даны показатели доли владельцев вторых жилищ в зависимости от типов и этажности жилой застройки. Приведены преимущества и недостатки городского и сельского образа жизни до и после начала эпохи «сжатия пространства».

Ключевые слова: дачи, садовые дома, второе жилище, субурбанизация, пригородная зона, система расселения.

ZIJATDINOV Z. Z.

THE TOWN PLANNING REASONS FOR THE DEVELOPMENT OF A SECOND HOME

Shows the reassessment of the spatial representations on the range of movement as the effect of the technological revolution. The analysis of the development process of suburbanization and the «flight from the cities». Selected socio-economic, natural environmental and urban causes of the spread of the second home and the reduction of the space-time continuum, the development of transport infrastructure and the possibility of reaching suburban areas for mental reasonable time, urbanization and deteriorating environmental conditions in cities, high-rise housing construction, the growth duration of free time. The proportion of owners of second homes depending on the types and number of storeys of residential development. Given the advantages and disadvantages of urban and rural ways of life before and after the beginning of the era of «compression of space».

Keywords: dachas, garden home, second home, suburbanization, suburban area, settlement system.

Зиятдинов

Зуфар

Закиевич

кандидат архитектуры, главный архитектор г. Пензы,

Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Пензы

e-mail: zzz@penzagp.ru

В настоящее время во многих государствах мира наблюдается интенсивное развитие второго жилища, предназначенного для временного пребывания с целью отдыха, занятия садоводством и огородничеством и т. д. [1]. В России распространены такие виды второго жилища, как садовые дома в садоводческих товариществах; кооперативные, ведомственные и государственные дачи советского периода; односемейные дома в современных загородных дачных поселках; эксплуатируемые городскими жителями пустующие дома в сельских поселениях; арендуемые у местного населения индивидуальные дома и отдельные помещения; городские квартиры для временного пребывания жителей пригородных зон; загородные усадьбы, резиденции, виллы, замки, поместья и т. п. Свыше 70% российских семей имеют второе жилище [2].

Развитие второго жилища приводит к обострению существующих и возникновению новых проблем формирования градостроительных систем разных уровней: ввиду появления новых поселений сезонного характера — поселков

вторых жилищ — трансформируется система расселения; меняется баланс использования территорий в пригородных зонах городов; развивается транспортная инфраструктура за счет появления маятниковых миграционных потоков владельцев вторых жилищ от мест их основного проживания к загородным дачным поселкам; появляются сезонные и суточные колебания численности населения городов в связи с отъездом дачников в загородные дома; требуется создание инфраструктуры для инженерного обеспечения садово-дачных поселков; трансформируется система обслуживания ввиду ее частичной переориентации на предоставление сервиса дачникам и садоводам; меняются приоритеты в развитии рекреационных систем из-за отдыха горожан на дачах; перераспределяются финансовые потоки в связи с инвестированием строительства дачных поселков и т. д. [2].

Являясь массовым явлением современной градостроительной практики, развитие второго жилища не может не быть детерминировано экзистенциальными градостроительными причинами, которые до настоящего времени

Таблица 1. Динамика роста доходов населения развитых стран

Наименование показателей Структура доходов в разные годы

1930 1962 2000

Доля затрат на приобретение потребительской корзины семьи, % 75 55 40

Доля чистого дохода семьи от совокупного дохода, % 25 45 60

Итого, % 100 100 100

в отечественной и зарубежной литературе не рассматривались и требуют изучения.

Методика исследований включает:

♦ анкетный опрос семей, владеющих вторыми жилищами, методом систематической вероятностной выборки в садоводческих товариществах Московской, Ленинградской, Ярославской, Пермской и Пензенской областей. Объем выборочной совокупности — 384 семьи. Интервал выбора респондентов — каждый третий садовый (дачный) участок в товариществе;

♦ глубинное интервьюирование по намеченному плану 21 эксперта, в качестве которых выступили ученые-градостроители и имеющие отношение к рассматриваемой проблематике специалисты: председатели садоводческих товариществ, заместители главы администрации г. Пензы по строительству и по социальным вопросам, предприниматели, общественные деятели, журналисты, историки, краеведы;

♦ натурные обследования дачных поселков и садоводческих товариществ в дни массового посещения вторых жилищ;

♦ графоаналитическое рассмотрение проектных и картографических материалов;

♦ группировка и сопоставление статистических данных по развитию садоводческих товариществ в СССР и РФ;

♦ изучение результатов опубликованных исследований отечественных и зарубежных ученых.

Результаты исследований. Развитие второго жилища исследователи объясняют комплексом взаимосвязанных причин, которые можно разделить на две группы: а) социально-экономические; б) природно-эко-логические.

Социально-экономические причины развития второго жилища

Продовольственная проблема. Второе жилище, имея одной из своих функций получение растительных продуктов питания, способствует решению продовольственной проблемы [3]. В XXI в. в ряде стран Африки, Латинской Америки, а также в Индонезии, на Филиппинах перенимают опыт организации садовых участков в России и малых садов (Kleingarten) в Германии, так как данные виды второго жилища признаны высокоэффективными по критерию самообеспечения горожан продовольствием и решения продовольственной проблемы [4].

Рост доходов населения до уровня возможности приобрести второе жилище. Согласно немецкому исследователю Р. Либеке (R. Liebecke) «чистые» доходы семей в развитых странах постоянно возрастают [5] (см. Таблицу 1).

Из Таблицы 1 видно, что в экономически развитых странах из года в год расходная часть доходов семей снижается, а доля свободных средств растет.

Наше исследование показало, что контингенты с низким уровнем доходов приобретают такие виды второго жилища, которые не требуют больших расходов на его приобретение и эксплуатацию, как например, садовые участки в России, кляйн-гартены (Kleingärten) в европейских странах (в Германии их более 1 млн, а во всей Европе — более 3 млн) [4].

Увеличение свободного времени у населения в ХХ—ХХI вв. С десятилетиями наблюдается постоянное сокращение длительности рабочего времени. Так, в середине XIX в. длительность рабочего времени в неделю составляла около 85 часов. В начале XX в. она сократилась до 60-70 часов. В настоящее время в мире работают еженедельно в основном от 30 до 45 часов. Например, в Нидерландах — 30,5 часа, в Финляндии — 33, во Франции — 35, в Ирландии — 35,3 часа, в России — 40 часов в неделю, в Германии — 38,4, в Турции — 45 [5].

Ежегодный отпуск до начала XX в. не предоставлялся. За сто лет (19002000) продолжительность отпуска неоднократно изменялась в сторону увеличения: с 7 дней до 14, затем до 21 и 28 дней. Так, в 1967 г. в ФРГ введена 5-дневная рабочая неделя и увеличена продолжительность ежегодного отпуска с 16 до 21 дня — и сразу вырос спрос на вторые жилища [5]. В СССР «...переход на два выходных дня в 1967 году., вызвал вокруг городов садоводческий бум» [2].

3 октября 2014 г. Международная организация труда призвала всех своих членов, включая Россию, перейти на 4-дневную рабочую неделю [6]. В Швеции многие компании ввели 4-дневный график работы в качестве

эксперимента и, убедившись на практике в его эффективности, с 2015 г. сделали его постоянным [7].

Увеличение свободного времени происходит также в течение суток ввиду постоянного роста уровня автоматизации труда на производстве и в быту [8], а также за счет снижения затрат времени на культурно-бытовые и трудовые передвижения в связи с развитием транспортной инфраструктуры, повышением уровня автомобилизации, увеличением скоростных характеристик и уровня комфорта транспортных средств.

Увеличивается продолжительность жизни людей и растет время дожития. По данным статистического агентства «Евростат» (Eurostat), в течение XX в. она возросла более чем на 30 лет [9]. В 2008 г. средняя продолжительность жизни женщин составила во Франции 85,1 лет, в Испании — 84,9, в Италии — 84,5 [9]. По прогнозам ученых, родившиеся в начале XXI в. мальчики и девочки будут иметь среднюю продолжительность жизни 95 и 100 лет [5].

Переход от общества потребления к обществу досуга. Исследователи отмечают, что в XXI в. появилось «поколение Икея» (Generation Ikea). «Это поколение людей, ведущих здоровый образ жизни, экологически грамотных, оптимистичных, подвижных, занимающихся общественно полезным трудом, не курящих и не злоупотребляющих спиртными напитками, предпочитающих проводить свободное время на свежем воздухе в саду. В Америке такой стиль (образ) жизни называется Lifestyle. Число сторонников Lifestyle и Generation Ikea постоянно увеличивается» [10, 64].

Природно-экологические причины

Ухудшение экологической ситуации в городах. Негативное состояние окружающей среды в городских поселениях обусловлено высокой плотностью населения и значительным антропогенным воздействием на природную среду. Относительно плохая экология в городе фиксируется не только

Таблица 2. Доля семей, имеющих вторые жилища, в зависимости от типа и этажности жилой застройки

Тип и этажность жилой застройки Доля семей, имеющих садовые и дачные участки, %

Многоквартирные (пяти-, девятиэтажные) жилые дома без приусадебных участков 80-100 (130)

Односемейные жилые дома с приусадебными участками площадью по 600-800 кв. м 8-24

Блокированные жилые дома с приусадебными участками площадью по 300-400 кв. м 45-65

Примечание. В таблице в скобках показана возможная доля в малых и средних городах с учетом наличия у многих семей более одного второго жилища.

Иллюстрация 1. Рост уровня автомобилизации и падение пассажиропотока на общественном транспорте в Пензе с 2005 по 2913 г Данные УГИБДД по Пензенской области

в настоящее время, но и в прошлом. Так, в журнале «ЖЖ moskow history» отмечается о Москве конца XVIII в.: «Москва завалена и залита нечистотами внутри и обложена ими снаружи. Строительство городской канализационной сети в Москве началось только в середине 1880-х годов... к началу Первой мировой войны к ней подключили не больше трети домовладений города. ... Гигиенисты и начали внушать широким массам идею, что лето не следует проводить в городе. что дачи полезны в гигиеническом отношении.» [11].

Аномально жаркая погода и за-дымленность Москвы в результате горения торфяников в 2010 г. стали причиной принятия решения многими москвичами переехать для временного проживания за пределы МКАД [17].

Возможность получения экологически чистой сельхозпродукции. Известно, что стремление получить максимальную прибыль приводит к применению многими сельхозпроизводителями в сверхдопустимых дозах химических и органических удобрений и катализаторов роста растительной продукции, использования генномодифицирующих веществ и организмов. Выращивание овощей и фруктов для собственного потребления на приусадебном участке при втором жилище позволяет получить экологически чистые растительные продукты питания.

Градостроительные причины

Проведенные исследования позволили выявить следующие структурно-планировочные градостроительные причины развития второго жилища.

Урбанизация. В 2008 г. в мире численность городского населения впервые превысила число жителей сельских поселений: более 50% землян стало жить в городах [13].

Урбанизация обусловила уменьшение времени нахождения человека в естественном природном окружении, рост количества стрессовых ситуаций и уровня психоэмоциональной нагрузки на индивидуума в городах, особенно крупных и крупнейших. В результате появляется ответная реакция в виде потребности выехать за город, в том числе в загородное второе жилище, где стрессовые воздействия на человека минимальны [13].

Строительство многоквартирных жилых домов. Исследователи Х. А. Кабреризо и И. Л. Кола (J. A. Cabrerizo, I. L. Colas) выявили тесную корреляционную связь между ростом плотности населения застрой-

ки и увеличением количества вторых жилищ жителей этой застройки [14].

Современные горожане предпочитают жилище в виде частного од-носемейного дома с приусадебным участком, расположенного на наилучших по ландшафтно-экологическим критериям территориях, а многоквартирные дома воспринимаются как общежития [15, 17].

Проведенные нами исследования показывают, что доля семей-владельцев вторых жилищ зависит от типов жилой застройки и является наибольшей в многоэтажном жилье (см. Таблицу 2).

Показателями Таблицы 2 подтверждается прямо пропорциональная зависимость: с ростом плотности жилой застройки и населения увеличивается доля семей-владельцев вторых жилищ.

Технологические прорывы в транспорте, связи, строительстве — и, как результат, переоценка представлений о дальности передвижений.

Во второй половине ХХ — начале XXI в. произошло «сжатие пространства», детерминированное технологической революцией [18-20], три вектора которой имеют прямое отношение к развитию второго жилища.

1. Качественный скачок в развитии транспортных систем:

1.1. Уровень автомобилизации в развитых странах превысил предел наличия в каждой семье в среднем не менее 1 автомобиля.

1.2. Модернизирована улично-дорожная сеть: построены многоуровневые транспортные развязки и высокоскоростные межселенные авто- и железнодорожные магистрали — ВСМ, хайвеи, автобаны.

1.3. Внедрены новейшие технологии авиа- и автомобилестроения, дающие экономичность, высокую скорость и комфортность передвижений. В XXI в. в США и в Европе началось серийное производство летающих автомобилей, позволяющих передвигаться из первого жилища во второе по прямолинейной траектории за минимальное время [13].

Результатом модернизации транспортных систем явились [16, 18]:

♦ уменьшение средней трудности сообщений;

♦ увеличение дальности передвижений;

♦ рост подвижности людей;

♦ возможность за относительно небольшие ментально приемлемые

Таблица 3. Преимущества и недостатки городского и сельского образа жизни до и после начала эпохи «сжатия пространства»

Показатели, характеристики До ХХ! в. В XXI в.

Сельский образ жизни Городской образ жизни Сельский образ жизни Городской образ жизни

Доступность городских объектов периодического и эпизодического обслуживания - + + +

Возможность получения образования в городских учебных заведениях - + + +

Доступность высокотехнологичных мест приложения труда - + + +

Широта круга общения по интересам - + + +

Скорость распространения заболеваний + - + -

Экологические условия + - + -

Тип жилища Дом* Квартира Дом* Квартира

Отличие цены 1 кв. м жилья от средней по региону - + - +

Частота стрессовых ситуаций + - + -

Самообеспечение продовольствием + - + -

Средние затраты времени на трудовые и культурно-бытовые передвижения, мин Больше 30 + До 30 + До 30 + До 30

Качество жизни - + + -

Коэффициент семейности 4,2 2,4 3,7 2,3

Сохранение капитализации жилья + - + -

Примечание: сельский образ жизни в селах, расположенных в пределах изохроны 30 МТД областного центра. * Имеется в виду односемейный жилой дом с приусадебным участком площадью от 1 000 кв. м.

затраты времени достигать загородные территории размещения второго жилища.

Например, как показывают наши исследования, в Пензе уровень автомобилизации за 8 лет, с 2005 по 2013 г., вырос более чем в 2 раза, со 134 до 276 автомобилей на 1 000 жителей (Иллюстрация 1). При этом пассажиропоток на общественном внутригородском транспорте уменьшился в 2-3 раза. Возросла средневзвешенная скорость передвижений горожан. Кроме того, в Пензе за период с 2000 по 2016 г. модернизирована улично-дорожная сеть: 1) реконструированы городские, вылетные и некоторые межселенные магистрали; 2) построены 4 двухуровневые транспортные развязки; 3) парк общественного транспорта оснащен высокоскоростными автобусами, в том числе малой вместимости; 4) увеличена длительность светофорных сигналов для движения автомобилей.

В результате возросла подвижность населения Пензы:

♦ рост средней скорости поездок по городу почти в 2 раза — с 19 до 36 км/час (по данным МБУ «Центр организации дорожного движения города Пензы);

♦ увеличение дальности сообщений в единицу времени (в силу роста скорости передвижений);

♦ появление возможности ежедневных поездок за город. При скорости поездок по городу 36 км / час расстояние от центра до границ Пензы, равное 7-10 км, преодолевается за 8-15 мин. Исходя из ментально приемлемого времени на передвижения до места жительства (которое по данным нашего исследования составляет 30-40 мин), имеется 15-25-минутный «запас» для поездки в пригородную зону, что эквивалентно 20-30 км пути по автотрассе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Прорыв в развитии информационных технологий: 2.1. В период с 2000 по 2015 г. удельный вес пользователей Интернета увеличился почти в семь раз — с 6,5

Иллюстрация 2. Доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет (2016 г.). Источник: http://www.bizhit.ru/img /mir/ mse_ dom_2016.jpg (дата обращения: 11.11.2016)

до 43 % мирового населения, доля имеющих доступ в Интернет домохозяйств возросла с 18% в 2005 г. до 46% в 2015 г. (Иллюстрация 2).

2.2. В 2008 г. впервые более 50% пользователей Интернета по всему миру подключались к нему с мобильных устройств — это означает независимость общения от места пребывания человека [13]. Эффектами цифровой революции явились:

♦ включение человека в социум независимо от времени суток и места его нахождения;

♦ возможность участия в общественных и производственных процессах удаленно, находясь, как вариант, во втором жилище [несколько источников];

♦ условия для длительного пребывания во втором жилище.

Социально-экономические Природно-экологические Градостроительные

Планетарная и континентальные системы расселения

1. Глобализация 2. Разница в уровне доходов населения различных стран 3. Разница в стоимости жизни 4. Снижение цен на международные перевозки 5. Развитие Интернета 6. Увеличение свободного времени 7. Разница в стоимости второго жилища, земельного участка, в величине налогов за второе жилище 1. Различие климатических условий в разных странах 2. Различие природно-ландшафтных характеристик в различных странах 1. Развитие международных видов скоростного транспорта, развитие трансграничных видов транспорта 2. Рост числа и доли трансграничных сообщений 3. Урбанизация

Системы расселения в границах государств

1. Обеспечение продовольственной безопасности 2. Развитие Интернета 3. Рост мобильности населения 4. Увеличение длительности свободного времени 5. Рост уровня жизни 1. Различие климатических условий в разных регионах страны 2. Различие природно-ландшафтных характеристик в различных регионах государства 1. Развитие внутригосударственных транспортных систем 2. Строительство многоквартирных домов 3. Развитие строительных технологий малоэтажного домостроения

Региональные системы расселения: области, края (земли в Германии, штаты в США и т. д.)

1. «Сжатие пространства» 2. Рост уровня доходов населения 3. Увеличение длительности свободного времени 1. Ухудшение экологических условий в крупных и крупнейших городах 2. Превалирование в городах антропогенной среды над природной 1. Развитие регионального транспорта 2. Рост уровня автомобилизации 3. Строительство многоэтажного жилья 4. Предпочтение односемейного дома многоквартирному

Крупные и крупнейшие города

1. Получение ренты от сдачи внаем 2. Вложение инвестиций 3. Экономия на отдыхе 4. Экономия на сельхозпродуктах 1. Относительно неблагоприятная экологическая ситуация в городах 2. Возможность получать экологически чистые продукты 1. Возведение многоквартирного жилья 2. Уменьшение доли озелененных территорий в балансе землепользования города

Небольшие города и возглавляемые ими местные (районные) системы расселения

1. Продовольственное самообеспечение 2. Доход от продажи продукции 3. Вложение инвестиций 4. Повышение отдачи от личного транспортного средства путем поездок во второе жилище 5. Проведение свободного времени 1. Недостаточная площадь приусадебных участков односемейных домов 2. Строительство многоквартирных зданий

Сельские поселения

1. Продовольственное самообеспечение 2. Доход от реализации продукции, выращенной во втором жилище 3. Проведение свободного времени 1. Небольшие затраты времени на передвижения во второе жилище 2. Использование сельских домов под второе жилище

3. Качественный скачок в строительных технологиях:

3.1. Достигнуты высокая скорость и снижение стоимости строительства, высокий уровень комфорта жилища [13].

3.2. Внедрены новые высокоэффективные виды автономного инженерного обеспечения жилых зданий.

3.3. Появилось мобильное жилье, которое большинством исследователей рассматривается как второе жилище [13].

Результаты внедрения новейших строительных технологий:

♦ рост числа граждан, предпочитающих квартире в многоэтажном доме односемейный жилой дом с приусадебным участком, к которому относится большинство вторых жилищ;

♦ быстрый рост уровня жилищной обеспеченности, возможность в перспективе каждому индивидууму иметь одно или несколько отдельных первых и/или вторых жилищ.

Одним из эффектов трех указанных технологических прорывов является достигнутое к рубежу веков превалирование преимуществ проживания в загородном односе-мейном доме сравнительно с квартирой в городе.

В XXI в. ввиду «сжатия пространства» жителям ближних пригородов стали доступны основные преимущества городского образа жизни: возможность использовать городские объекты периодического и эпизодического обслуживания; работа в крупных престижных организациях и на высокотехнологичных производствах; возможность

посещения городских учебных заведений и т. д. Вместе с тем в пригородах сохранились традиционные для сельской местности преимущества: меньшие единовременные и эксплуатационные затраты на жилье; возможность проживать в односемейном доме с приусадебным участком; относительно хорошие экологические условия; возможность продовольственного самообеспечения; меньшая психоэмоциональная нагрузка и др. Таким образом, научно-технологический прогресс устраняет недостатки загородного проживания при сохранении его преимуществ, а негативные качества городского образа жизни сохраняются. Поэтому проживание в ближнем пригороде оказывается более привлекательным сравнительно с городским (см. Таблицу 3). Стремление выехать за город возрастает, число и доля переезжающих в пригороды для временного и постоянного проживания увеличивается — интенсифицируется субурбанизация.

Из Таблицы 3 видно, что проживание в сельской местности, в первом поясе областной системы расселения, в эпоху Интернета предпочтительнее сравнительно с городским образом жизни (см. графу 4 Таблицы 3).

Исследование показало, что причины экспансии загородного жилья могут быть дифференцированы по уровням градостроительных систем (Таблица 4).

Заключение

Глобальной причиной экспансии второго жилища как массового явления современной градостроительной практики является развитие производительных сил общества до уровня, при котором функционирование дополнительного загородного жилья оправдано по социально-экономическим, природно-экологическим и структурно-планировочным параметрам.

Развитие второго жилища отражает становление новой градостроительной эпохи, характеризующейся «сжатием пространства», изменением представлений о пространственно-временном континууме, более быстрой информационно-пространственной достижимостью отдаленных территорий, что обусловлено новейшими технологиями: транспортными, строительными, информационными, — и детерминирует субурбанизацию.

Перманентные научно-технологические инновации генерируют условия для дальнейшего развития второго жилища в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе: глобальные коммуникационные сети, высокоскоростные транспортные системы, технологии быстровозводимого малоэтажного жилища с полным автономным инженерным обеспечением; рост уровня жизни и увеличение длительности свободного времени населения.

Список использованной литературы

1 Conference of European Statisticians. Ownership of second homes in a globalized world. The World Tourism Organization. UN Economic and Social Council. Distr.: General. February 17, 2010.

2 Зиятдинов З. З. Градостроительные проблемы развития второго жилища // Академический вестник УралНИИ-проект РААСН. 2014. № 1. С. 25-27.

3 Трейвиш А. И. Дачная мобильность, дачный менталитет и дачеведение // Демоскоп Weekly. 2015. 21сентября — 4 октября. № 655-656.

4 Зиятдинов З. З. Градостроительные аспекты развития второго жилища типа «Kleingarten» [Электронный ре-сурс]//Архитектон: известия вузов. 2013. № 4 (44). URL: http://archvuz.ru/2013_4/24.

5 Liebecke R. Wochenendhaussiedlungen in Südbrandenburg // Diplomarbeit im Fachbereich Geographie. Institut für Geographie: Leipzig, 2006. 120 S.

6 5 Good Reasons for Working 4 Days a Week [Электронный ресурс]. URL: http://iloblog.org/2014/10/03/5-good-reasons-for-working-4-days-a-week/ (дата обращения: 07.10.2014).

7 Хохлова Д. Почему шведские компании все чаще переходят на 6-часовой рабочий день [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/p/sweden-6-hours?from=rss (дата обращения: 02.10.2015).

8 Первый отель с персоналом из роботов откроется в Японии [Электронный ресурс]. URL: http://news.rambler. ru/29016567/ (дата обращения: 06.02.2015).

9 Eisele M., Lammers B., Spieß W. Stadtumbau: Städte und Kleingartenanlagen im Wandel // Stadt + Grün. 2008. № 7. S. 23-25.

10 Schönert F. Innovative Laubenarchitektur. Redebeitrag / Vortragsvolienauswahl. Dokumentation von Kongress: Kleingärten mit Zukunft — Lebenswerte Stadt. Hamburg. 11 Mai 2007. S. 62-68.

11 Дачи в начале XX века (взято из ЖЖ moscow history) [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet. ru/users/2384045/post109928648/ (дата обращения: 25.05.2014).

12 StatInfo.biz (база данных экономической статистики о странах мира, рынках и компаниях) [Электронный ресурс]. URL: http://statinfo.biz/HTML/Default.aspx (дата обращения: 25.03.2015).

13 Ответы на вызовы быстрорастущих мегаполисов. Возможности технологий // Urban agenda. 2016. № 6. С. 13.

14 Cabresio J. A., Colas J. L. Expansion Territorial de la Residencia Secundaria y Ciudad Compacta en Espana: Elementos de un Mismo Sistema? // Paper Presented to the XXY Conferencia Internacional de Pablacio JUSSP Tours. 18-23 July, 2005.

15 Koller L. Grundstückerwerb durch Ausländer // Der Schweizerische Immobilienmarkt. Ein Überblick. 2014. Frankfurt-am-Mein. 148 S.

16 Зиятдинов З. З. Влияние второго жилища на формирование транспортных систем // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 2. С. 46-53.

17 Пока, Москва: на что люди меняют жизнь в мегаполисе [Электронный ресурс]. URL: http://www.m24. ru/articles/121370 (дата обращения: 12.11.2016).

18 Махрова А. Г. Дачная мобильность горожан в России: региональный разрез // Градостроительство. 2016. № 41. С. 41-46.

19 Махрова А. Г., Кириллов П. Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117-125.

20 Strandell А. C., Hall M. Impact of the residential environment on second home use in Finland — Testing the compensation hypothesis // Landscape and Urban Planning. Vol. 133, January 2015. P. 12-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.