УДК 728.84 ЗИЯТДИНОВ З. З.
Влияние второго жилища на компактность архитектурно-планировочной структуры поселения
Построен график динамики развития различных видов второго жилища в России в период с 1950 года по настоящее время. Дан анализ генеральных планов города Пензы разных лет разработки. Показан процесс вхождения дачных массивов в структуру города ввиду его территориального роста. Выявлены тенденции в развитии влияния второго жилища на компактность генплана города. Зафиксированы градостроительные последствия нахождения дач в городской черте. Отмечено завершение периода интенсивного роста числа садовых домов и начало развития других видов второго жилища. Компактность городского генплана снижается посредством включения в структуру города садово-дачных массивов, а также за счет трансформации части квартир во вторые жилища и уменьшения плотности населения многоэтажной жилой застройки.
Ключевые слова: второе жилище, садовые дома, дачи, генеральный план города, архитектурно-планировочная структура.
ZIJATDINOV Z. Z.
THE SECOND HOMES IMPACT ON THE PLANNING COMPACTNESS OF THE SETTLEMENT STRUCTURE
Plot a graph of dynamics of development of different types of second homes in Russia in the period from 1950 to the present. The analysis of the General plans of the city of Penza of different years of development. Shows the process of entering the country of the arrays in the structure of the city in view of its territorial growth. The trends in the development of the influence of second homes on the compactness of the city master plan. Fixed urban consequences of a finding of cottages in the city. Marked the end of the period of intensive growth in the number of houses and the beginning of the development of other types of second homes. The compactness of the urban master plan is reduced through the inclusion in the structure of the city garden and suburban areas, and also due to the transformation of the apartments a second dwelling and a reduction of population density multi-storey residential development.
Keywords: second home, garden home, villas, city masterplan, architectural-planning structure.
Зиятдинов
Зуфар
Закиевич
кандидат архитектуры, главный архитектор г. Пензы,
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Пензы
e-mail: [email protected]
В настоящее время во многих государствах мира наблюдается интенсивное развитие второго жилища, предназначенного для временного пребывания с целью отдыха, занятия садоводством и огородничеством и т. д. [1]. В России распространены такие виды второго жилища, как садовые дома в садоводческих товариществах (наиболее массовый вид второго жилища в нашей стране); кооперативные, ведомственные и государственные дачи советского периода; односемейные дома в современных загородных дачных поселках; эксплуатируемые городскими жителями пустующие дома в сельских поселениях; арендуемые у местного населения индивидуальные дома и отдельные помещения; городские квартиры для временного пребывания; загородные усадьбы, резиденции, виллы и т. п. Свыше 70% российских городских семей имеют второе жилище [2] (Иллюстрация 1).
Располагаясь во многих случаях в пределах городских территорий, садоводческие това-
рищества и дачные поселки влияют на компактность генпланов городов и тем самым определяют экономическую эффективность функционирования градостроительных систем. В работах отечественных и зарубежных исследователей проблема зависимости компактности архитектурно-планировочных структур городских поселений от развития второго жилища не рассматривалась и требует изучения.
Методика исследования включает:
♦ графоаналитическое рассмотрение проектных и картографических материалов: кадастровые карты с данными о границах участков садоводческих товариществ, их количестве и площадях; карты поисковых систем интернета Yandex и Google; графические и текстовые материалы генеральных планов Пензы разных лет;
♦ натурные обследования дачных поселков и садоводческих товариществ в дни массового посещения вторых жилищ;
млн.
суммарное число вторых жилищ в России
................садовые и дачные дома: статистика
г...... т садовые и дачные дома де-факто
» ф » ♦ * односемейные дома в деревне
--------коттеджи в современных дачных поселках
............второе жилище в виде квартиры в городе
—.—.—.—.— второе жилище россиян за рубежом
Иллюстрация 1. Динамика развития второго жилища в России
Иллюстрация 2. Второе жилище в структуре Берлина. Темно-зеленым цветом показаны поселки Kleingarten. Источник: Kleingarten mit Zukunft — Lebenswerte Stadt // Dokumentation von Kongress: Behörde für Stadtentwicklung und Umwelt. Hamburg, 11. Mai 2007. 73 S.
Таблица 1. Численность садовых и дачных домов в России в разные периоды
♦ глубинное интервьюирование по намеченному плану 21 эксперта, в качестве которых выступили ученые-градостроители и имеющие отношение к рассматриваемой проблематике специалисты: председатели садоводческих товариществ, заместители главы администрации г. Пензы по строительству и социальным вопросам, предприниматели, общественные деятели, журналисты, историки, краеведы;
♦ группировка и сопоставление статистических данных по развитию садоводческих товариществ в Пензе, Пензенской области, в СССР и РФ.
Результаты исследования
Проблема компактности структуры города в связи с включением в нее второго жилища актуальна не только для России, но и для многих стран мира. Так, в ряде европейских стран распространены объединения малых садов, аналогичных российским садовым участкам и называемых кляйнгартен (Kleingarten — в переводе с немецкого «малый сад») [3]. В структуре Берлина, как и во многих европейских городах, располагаются десятки поселков вторых жилищ типа Kleingarten, которые занимают часть городской территории и тем самым увеличивают ее периметр (Иллюстрация 2).
В России наблюдается общемировая тенденция перманентного роста численности вторых жилищ [1, 2] (Таблица 1).
Из таблицы видно, что доля дачных домов составляет менее 1% от числа садовых домов. Согласно Иллюстрации 1 и Таблице 1 число вновь построенных садовых и дачных домов возрастало до 2000 г., в последующие годы их количество сокращается на фоне увеличения других видов второго жилища.
Влияние второго жилища на компактность генпланов городов просле-
Год Количество, тыс. ед.
садовые дома дачные дома всего садовых и дачных домов
1961 776 11,2 787,2
1970 1 861 (1085) [120,6] 18 (6,8) [0,76] 1879 (1091,8) [121,3]
1980 3 165,8 (1304,8) [130,5] 27,3 (9,3) [0,93] 3 193,1 (1314) [131,4]
1990 7 055 (3889,2) [388,9] 53,3 (26) [2,6] 7 108,3 (3 915,2) [391,5]
2003 12 818,3 (5 763,3) [443,3] 123,7 (70,4) [5,4] 12 942 (5 833,7) [583,4]
2006 12 895,7 (77,4) [25,8] 133,3 (9,6) [3,2] 13 029 (87) [29]
Примечания: 1. В круглых скобках показан прирост количества относительно числа домов в предыдущую дату в графе 1 таблицы, в квадратных скобках — среднегодовой прирост. 2. Таблица составлена по Материалам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г
Иллюстрация 3. Генеральный план г. Пензы. 1880 г. Поселки Иллюстрация 4. Генеральный план Пензы. 1927 г. Нанесены границы вторых жилищ отсутствуют Пензы 1880, 1913 и 1927 гг. Поселки вторых жилищ отсутствуют
живается при рассмотрении развития города в пространственно-временном континууме. В генеральных планах Пензы 1880 и 1927 гг. территории вторых жилищ отсутствовали (Иллюстрации 3, 4).
В 1950-1960-е гг. садовые участки гражданам выделялись вне административных границ городов, в пригородных зонах, в том числе в ближних пригородах. В большинстве случаев садоводства размещали на расстоянии от городской застройки, поэтому влияния на компактность структуры города они не оказывали. Так, в Пензе территории для организации садовых участков определены в районе Бар-ковки в юго-восточной части города и в районе Каланчи в северо-западной его части. Садово-дачные массивы находятся на удалении от селитебной и промышленной зон города, но в последующем они войдут в границы города и снизят степень компактности его структуры. Поэтому можно утверждать, что до 1980-х гг. дачи и садоводческие товарищества локализовали без учета долгосрочного прогноза развития города в перспективе либо прогноз был не верифицирован. Выделенные в этот этап под развитие второго жилища территории зафиксированы в генеральном плане города 1972 г. (Иллюстрация 5).
Генпланом зафиксирован рост площади городских земель, показана существующая и запланирована новая застройка, в том числе, на правобережье реки Суры. Городские районы подошли вплотную к поселкам вторых жилищ — город и второе жилище сомкнулись, садоводческие товарищества располагаются касательно к зонам существующих и перспективных районов строительства (Иллюстрация 5).
Население города увеличивалось, росли количество и доля семей, проживающих в многоэтажных домах, строительство которых является одной из главных причин развития второго жилища [4, 5].
15 мая 1986 г. принято Постановление Совета Министров СССР № 562 «О мерах по дальнейшему развитию садоводства и огородничества», которое способствовало увеличению числа садовых участков вдали от города. Развитие второго жилища в этот период можно проследить на сайте поисковой системы Google с начатой в 1984 г. ежегодной фиксацией спутниковых карт поселений мира. Видно, как территория застройки Пензы из года в год растет и, начиная с 2000 г., обходит массивы Каланча и Барковка.
В 1990-х гг. на фоне снижения уровня жизни большинства населе-
ния страны многие семьи приобретали более одного садового участка на семью. Так, в указанный период в Пензе доля правообладателей нескольких вторых жилищ превысила 40%. Новые поселки выделяли на расстоянии от города. Значительно трансформировалась система расселения (Иллюстрация 6).
Последняя редакция нового генплана Пензы утверждена в 2008 г. Город территориально вырос, и ранее выделенные садовые участи в районах Каланчи и Барковки оказались в окружении городской застройки, снизив степень компактности планировочной структуры. Кроме того, в границах города сформированы еще несколько садоводческих массивов (Иллюстрация 7).
В XXI в. до 90% садовых участков, приобретенных в 1990-е гг., оказались невостребованными, бесхозными, брошенными, — что официальной статистикой не учитывается. Фактическое количество функционирующих садовых участков снижается. При этом суммарное число вторых жилищ растет [1, 2] посредством увеличения численности вторых жилищ в виде квартиры в городе, односемейного дома в деревне, дачи в современном дачном поселке и т. д. (Иллюстрация 1).
Иллюстрация 5. Генеральный план Пензы. 1972 г. Показаны са- Иллюстрация 6. Схема локаций садоводческих товариществ жи-доводческие товарищества, возникшие в 1950-1960-х гг.: в рай- телей Пензы в границах областного центра и в его пригородной оне Барковки и Каланчи (Садов). Город территориально вырос, зоне [1] и застройка подошла вплотную к садоводческим массивам. Генпланом предусмотрено значительное расширение территории Пензы в перспективе, новая граница города включает ранее возникшие садоводческие массивы
Иллюстрация 7. Схема генерального плана Пензы. 2008 г
Тенденции влияния второго жилища на уменьшение компактности генпланов городов
1 Усиление отрицательного влияния второго жилища на компактность генпланов городских поселений из-за приближения садоводств, расположенных в городской черте, к геометрическому центру плана города в связи с его территориальным ростом.
2 Снижение степени компактности генпланов в силу увеличения числа садоводческих массивов в структуре городских поселений за счет территориального развития городов и включения близлежащих к городам садово-дачных поселков в границы городских земель.
3 Уменьшение степени компактности городского плана посредством качественных трансформаций жилой застройки: использование части квартир под вторые жилища, в результате чего снижается плотность жилого фонда основного проживания. Наиболее интенсивное развитие второе жилище в виде квартиры в городе получило в крупнейших городах страны. По данным заместителя директора по экономике градостроительства ГУП НИиПИ Генплана
Москвы В. Беккера, в 2008 г. более половины московских семей имели второе жилище в виде второй квартиры, расположенной в границах столицы. В Москве «появились пустые квартиры и даже целые дома...» [6]. Аналогичная ситуация складывается в других развитых странах мира. В Китае «.многие покупают квартиры в качестве инвестиций, дома или даже целые сданные районы годами могут стоять почти без людей» [7]. Директор Федеральной службы жилищного строительства Швейцарии (Bundesamt für Wohnungswesen) доктор Петер Гуртнер (Dr. Peter Gurtner) приводит статистические данные по развитию второго жилища в Швейцарии в целом по стране и отдельно в городах [8]. В 1970 г. доля вторых жилищ от суммарного объема жилого фонда первых и вторых жилищ составляла: по стране в целом — 6%, в городах — 1,2%. За десятилетний период, к 1980 г., доля вторых жилищ по стране возросла в 1,43 раза до 8,8%, а в пределах городов — в 3,17 раза до 3,8%. В 2000 г. аналогичные показатели по стране составили 12%, т. е. рост в 1,36 раза, а отдельно по городам — 8,2%, т. е. в 2,16 раза [8]. Из приведенных данных видно, что темпы распространения второго жилища в городах Швейцарии в 2-3 раза опережают темпы его увеличения в целом по стране. Вывод, заключает П. Гуртнер, очевиден: «Второе жилище завоевывает города» [8]. Аналогичный вывод об опережающих темпах распространения второго жилища в городах относительно темпов их строительства в целом по государству и относительно строительства городских первых жилищ делают в 2004 г. швейцарские исследователи Ганс Рудольф Шульц и Питер Вурмли (Hanz Rudolf Schulz и Peter Wurmli) [9].
4 Интенсификация экспансии второго жилища на территорию сельских поселений в России и в мире, особенно в XXI в. Многие сельские односемейные дома с приусадебными участками приобретаются горожанами для временного пребывания как в летнее, так и в зимнее время. Таким образом, второе жилище трансформирует жилую застройку сельских населенных мест, снижая степень компактности их планировочной структуры. Перепрофилирование одноквартирных домов в селах характерно как для России [10], так и для зарубежных стран (Иллюстрация 8).
Иллюстрация 8. Вторые жилища в структуре застройки сельского поселения в ЮАР. Красным цветом обозначены потенциальные (по оценке автора) вторые жилища с приусадебными участками. Источник: Lemmen A. Second home development in South Africa. Universiteit Utrecht. Varch 2011. 100 p.
Градостроительные последствия нахождения второго жилища в структуре города
1 Увеличение протяженности линейных объектов: инженерных коммуникаций и улично-дорожной сети (из-за необходимости обхода садово-дачных массивов), — и в связи с этим рост единовременных и эксплуатационных затрат на строительство и содержание городских улиц и дорог и сетей инженерно-технического обеспечения.
2 Увеличение средней дальности и средней трудности пешеходных и транспортных передвижений, пассажиро-и грузоперевозок — удорожание хозяйственно-экономических связей городских районов и предприятий.
3 Снижение эффективности функционирования городской территории из-за появления на ней низкоплотной застройки садоводческих товариществ, имеющих в зимнее время низкий КПД.
4 Внедрение в структуру города несвойственных городскому образу жизни сельскохозяйственных функций по выращиванию растительных продуктов питания на приусадебных участках вторых жилищ.
5 Ухудшение качества городской среды в силу включения в нее несвойственных ей планировочных элементов: малая ширина улиц и проездов в садоводческих товариществах, слабое развитие системы общественного обслуживания, низкий уровень и разнохарактерность архитектурных решений садово-дачных домов и отсутствие архитектурных ансамблей в застройке.
6 Ограничение доступа горожан к природно-рекреа-ционным объектам в случаях размещения садоводческих товариществ на побережьях водоемов, близ лесных массивов и т. д.
Заключение
1 Первоначально выделенные на удалении от границ городских территорий, многие поселки вторых жилищ с течением времени, по мере территориального роста городов, оказались внутри городской черты и детерминировали снижение степени компактности планировочной структуры городов, уменьшение экономической эффективности их функционирования из-за снижения общегородской плотности застройки и плотности населения, удлинения транспортно-пешеходных и инженерно-технических коммуникаций, роста единовременных и эксплуатационных затрат на строительство и содержание городских улиц и дорог и линейных объектов инженерного обеспечения, а также увеличения средней дальности и средней трудности пешеходных и транспортных передвижений и пассажиро- и грузоперевозок.
2 В XXI в. распространяется новый градиент качественного снижения степени компактности планов городов и сельских поселений — посредством трансформации части городских квартир и сельских односемейных домов во вторые жилища и уменьшения численности и плотности постоянно проживающего населения в многоэтажной жилой застройке города и усадебной застройке сельского поселения.
Список использованной литературы
1 Зиятдинов З. З. Градостроительные проблемы развития второго жилища // Академический вестник УралНИИ-проект РААСН. 2016. № 2. С. 63-69.
2 Зиятдинов З. З. Градостроительная классификация второго жилища // Научный вестник Воронежского ГАСУ. Строительство и архитектура. 2015. Вып. 2 (38). С. 131-141.
3 Wunder S. Learning for Sustainable Agriculture: Urban Gardening in Berlin // SOLINSA Show Case Report. 2013. 28 p.
4 Hilbert C., Schöni J. The Housing Market Impacts of Banning Second Home Investments // London School of Economics, Centre for Economic Performance & Spatial Economics Research Centre. May 29, 2016. 50 p.
5 Cabresio J. A., Colas J. L. Expansion Territorial de la Residencia Secundaria y Ciudad Compacta en Espana: Elementos de un Mismo Sistema? // Paper Presented to the XXV Conferencia Internacional de Pablacio JUSSP Tours. 18-23 July, 2005.
6 Беккер В. Я. Больше половины москвичей имеют второе жилье [Электронный ресурс]. URL: http:// www.metrinfo.ru/ news /43701.html (дата обращения: 15.07.2016).
7 Сидячий ад: наш блогер провел 21 час в скоростном поезде из Пекина [Электронный ресурс]. URL: http:// zagopod.com /blog/43744067232/Sidyachiy-ad: — nash-bloger-provel-21-chas-v-skorostnom-poezde-iz (дата обращения: 28.01.2017).
8 Gurtner P. Wohnungsmarkt und Wohnungspolitik // Bundesamt für Wonungswesen, 2001. 30 S.
9 Schulz H., Würmli P. Detailauswertung der Gebäude — und Wohnungserhebung 2000 // Bundesamt für Statistik und Bundesamt für Wonungswesen, 2004. 91 S.
10 Аверкиева К. В., Нефедова Т. Г. Дачная «колонизация» российской глубинки. Пример Костромской области // Мир России. 2016. № 1. С. 103-128.