DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-95-105 УДК 342.951:351.82
C.H. Зайкова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРУКТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Введение: повышение уровня безопасности перевозок является приоритетным направлением в развитии железнодорожного транспорта. По-прежнему остаются актуальными задачи по совершенствованию автоматизированной системы мониторинга состояния и управления безопасностью. Цель — исследовать правовое регулирование комплексной безопасности на железнодорожном транспорте, определить в ее структуре место транспортной безопасности. Методологическая основа: системный подход, формально-юридический, сравнительно-правовой методы познания. Результаты: автором выделены самостоятельные виды безопасности на железнодорожном транспорте в зависимости от объектов защиты, публичных органов регулирования и установленных обязательных требований. Выводы: соблюдение обязательных требований транспортной безопасности выступает основным содержанием деятельности по созданию безопасных условий проезда пассажиров и составной частью безопасности перевозок грузов, по выполнению погрузочно-раз-грузочных работ, движению и эксплуатации железнодорожного транспорта. Для систематизации деятельности участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте по основным направлениям безопасности предложено внести изменения в ст. 20 и 22.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортная безопасность, государственное регулирование, транспортная стратегия, обязательные требования, публичные органы.
S.N. Zaikova
TRANSPORT SECURITY IN THE STRUCTURE OF RAILWAY TRANSPORT SECURITY: CONCEPT AND PECULIARITIES
Background: improving the level of transport safety is a priority in the development of railway transport. The tasks to improve the automated system of condition monitoring and safety management are still topical. Objective — to study the legal regulation of security on railway transport, to determine the place of transport security in its structure. Methodology: systematic approach, formal-legal and comparative-legal methods of cognition. Results: the author has identified independent types of railway transport safety depending on the objects of protection, public regulatory bodies and established mandatory requirements. Conclusions: compliance with mandatory transport safety requirements is the main content of activities to create safe conditions for passenger
© Зайкова Светлана Николаевна, 2023
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: snzaikova@rambler.ru © Zaikova Svetlana Nikolaevna, 2023
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Administrative and Municipal Law Department (Saratov State Law Academy) 95
travel and an integral part of the safety of cargo transportation, loading and unloading operations, movement and operation of railway transport. In order to systematize the activities of participants in the railway transportation process in terms of the main areas of safety, it is proposed to amend Articles 20 and 22.1 of the Federal Law "On Railway Transport in the Russian Federation".
Keywords: railway transport, transport security, state regulation, transport strategy, mandatory requirements, public authorities.
Железнодорожный транспорт как составляющая часть российской единой транспортной системы обеспечивает потребности общества и государства в перевозках грузов и пассажиров. Сопоставляя статистические показатели работы транспортной отрасли за 2000-2021 гг.1, следует отметить планомерный рост объема грузоперевозки железнодорожным транспортом с 1 047 млн тонн за 2000 г. до 1 404 млн тонн за 2021 г., рост грузооборота почти в 2 раза (с 1 373 до 2 639 млд тонно-километров), а также увеличение доли железнодорожного транспорта в структуре перевозок грузов различными видами транспорта с 13,2 до 17,2 %. Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, несмотря на снижение в объемных показателях, в структуре перевозок пассажиров всеми видами транспорта также увеличили свою долю с 3,2 до 7,7 %.
От качественного функционирования железнодорожного транспорта зависит защита национального суверенитета страны, развитие российской экономики, обеспечение растущих потребностей в перевозках в отдаленные субъекты РФ.
Уникальное экономико-географическое положение России, значительная протяженность эксплуатационных путей (86 987,4 км), в частности электрифицированных магистралей, возможность осуществления круглогодичного регулярного движения свидетельствуют о востребованности данного вида транспорта и необходимости дальнейшего его развития, в том числе путем увеличения пропускной способности.
Железнодорожный транспорт на протяжении последних 20 лет остается самым безопасным видом транспорта. Анализ статистических показателей происшествий с подвижным составом показывает, что число погибших на железнодорожном транспорте сократилось в 3 раза, число раненых — в 2 раза2.
Повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта было определено в качестве государственного приоритета модернизации отрасли еще в 2008 г.3, что потребовало определение состава потенциальных угроз безопасности объектов железнодорожного транспорта, разработку системы требований по обеспечению их защищенности с учетом категорий и оценки уязвимости, а также масштабное оснащение указанных объектов техническими средствами защиты. Большинство основных задач, определенных в Стратегии развития железнодорожного транспорта, удалось решить, однако по-прежнему остаются актуальными задачи по совершенствованию системы мониторинга
1 См.: Информационно-аналитические материалы и статистические показатели. URL: https:// rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 31.10.2022).
2 См.: Происшествия с подвижным составом и пострадавшими в них. URL: https://rosstat. gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 31.10.2022).
3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (утратил силу) // СЗ РФ.
96 2008. № 29, ч. 2, ст. 3537.
состояния и управления безопасностью, в том числе ее автоматизации, а также по модернизации единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности в части железнодорожного транспорта.
Первоочередность безопасности транспорта сохранена в действующей Транспортной стратегии1, согласно которой приоритетным относительно экономической мотивации и сервисных ожиданий пользователей является состояние защищенности транспортных объектов.
Предметом ранее проведенных исследований были вопросы обеспечения отдельных видов безопасности на железной дороге, например безопасности технологических процессов [1, с. 200], общественной безопасности [2, с. 450], а также экономической [3, с. 95], экологической [4, с. 46], пожарной [5, с. 22] и др.
Среди монографических исследований следует выделить работы, посвященные управлению железнодорожным транспортом [6, с. 212] и комплексной безопасности [7, с. 78]. Автором первой работы проанализированы результаты реформирования железнодорожного транспорта путем разделения на монопольный и конкурентный секторы, сделан вывод о своевременности изменения подходов в управлении железными дорогами. Авторами второго исследования рассмотрены организационные и технологические основы обеспечения комплексной безопасности железных дорог, предложены инженерно-технические решения по обеспечению защищенности транспорта.
Несмотря на многочисленные исследования, до настоящего времени не проводился комплексный анализ соотношения по содержанию и правовому регулированию транспортной безопасности и безопасности на железнодорожном транспорте, поэтому предложены следующие исследовательские вопросы: являются ли равнозначными понятия «транспортная безопасность» и «безопасность на железнодорожном транспорте»? какое место в структуре комплексной безопасности железных дорог занимает транспортная безопасность?
Понятие «безопасность на железнодорожном транспорте» имеет широкий смысл и охватывает различные виды угроз, в связи с чем носит комплексный характер. В основе ее обеспечения лежат три составляющие: технические средства и решения, человеческий фактор и управленческие решения. Своевременное и качественное правовое регулирование указанной триады, баланс между превентивными мерами и потенциальными угрозами позволят выстроить надежную защиту железнодорожного транспорта от различных видов угроз.
В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2 (далее — Федеральный закон № 17-ФЗ) безопасности посвящена гл. 4 и ряд статей, анализ которых позволяет выделить семь самостоятельных видов безопасности на железнодорожном транспорте.
К первому виду относится безопасность условий проезда пассажиров, обеспечение которой возложено на владельцев инфраструктуры, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса (п. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ).
1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // СЗ РФ. 2021. № 50, ч. 4, ст. 8613.
2 См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 14 марта 2022 г.) // СЗ РФ. 2003. № 2, ст. 169; 2022. № 12,
ст. 1783. 97
Условия перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в соответствии со ст. 3 Устава железнодорожного транспорта1 (далее — УЖТ) устанавливаются Минтрансом России. В настоящее время действуют правила перевозок пассажиров2, в соответствии с которыми соблюдение требований транспортной безопасности является неотъемлемой частью оказания перевозочных услуг. Одно из таких требований — оформление документа для проезда в поездах дальнего следования с указанием в нем персональных данных пассажира.
Состав персональных данных регулируется различными правовыми источниками и имеет различия. В действующих правилах перевозок пассажиров состав персональных данных не конкретизируется, используется формулировка «фамилия, гражданство и иные персональные данные пассажира». В п. 16 Правил оказания услуг3 при перечислении персональных данных не содержится указание на вид документа, удостоверяющего личность. Аналогичный пробел имеется и в правилах перевозок пассажиров4, вступающих в силу с 1 сентября 2023 г. (далее — новые правила перевозок).
Для исключения указанных противоречий требуется привести перечисленные нормы в соответствие с ч. 5 ст. 11 Федерального закона «О транспортной безопасности»5, содержащей исчерпывающий перечень персональных данных, необходимых для информационного обеспечения транспортной безопасности путем ведения автоматизированных централизованных баз данных о пассажирах транспортных средств.
Новые правила перевозок предусматривают обязанность для перевозчиков, владельцев инфраструктуры и физических лиц, находящихся в поездах или на объектах железнодорожного транспорта, выполнять требования по транспортной безопасности. Иных положений или обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности условий проезда пассажиров, новые правила перевозок не содержат, так же как они не указаны в перечне обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), что позволяет прийти к выводу о схожести по содержанию безопасности условий проезда пассажиров и транспортной безопасности.
Деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом является лицензируемой, контроль за осуществлением которой реализуется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта. Контрольным органом выступает Ространснадзор и его территориальные управления.
0 1 См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транс->§ порта Российской Федерации» (в ред. от 1 июня 2022 г.) // СЗ РФ. 2003. № 2, ст. 170; 2022. S № 24, ст. 3938.
¡5 2 См.: Приказ Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473 «Об утверждении Правил пере-
Ц возок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (в ред. от 13 апреля Ч 2020 г.) // Российская газета. 2014. 1 авг.; 2020. 20 мая.
1 3 См.: Постановление Правительства РФ от 27 мая 2021 г. № 810 «Об утверждении Правил ü оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов,
багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в ред. от 27 августа 2022 г.) // СЗ РФ. 2021. № 23, ст. 4058; 2022. № 36, ст. 6212.
4 См.: Приказ Минтранса России от 5 сентября 2022 г. № 352 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». URL: http://pravo. gov.ru (дата обращения: 27.10.2022).
5 См.: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» 98 (в ред. от 11 июня 2021 г.) // СЗ РФ. 2007. № 7, ст. 837; 2021. № 24, ч. 1, ст. 4188.
Следующим видом безопасности на железнодорожном транспорте, указанным в п. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ, является безопасность перевозок грузов, в том числе опасных и специальных грузов, багажа и грузобагажа. Субъекты обеспечения указанного вида безопасности — владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса.
Обязательные требования к перевозке отдельных категорий грузов установлены УЖТ и приказами Минтранса России. Общее требование для всех грузоотправителей есть не что иное, как обязательная подготовка грузов к перевозке в целях обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта (ст. 18 УЖТ). Специальные требования по безопасности установлены для отдельных видов грузов, например Минтрансом России регламентированы правила перевозки грузов в открытом железнодорожном подвижном составе, наливом в вагонах-цистернах, насыпью и навалом, грузов, подлежащих федеральному государственному ветеринарному надзору и др.
Особые требования предусмотрены для перевозки опасных грузов, которые могут стать причиной взрыва или иного негативного последствия, в связи с чем несут повышенную опасность для людей и окружающей среды. Они классифицируются в соответствии с международными требованиями, осуществляется их оформление, размещение и перевозка в зависимости от класса. С 1 марта 2023 г. вступит в силу утвержденный Правительством РФ перечень опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (например, взрывчатые вещества, воспламеняющиеся, нетоксичные газы, перевозимые в цистернах и т.д.), допуск к перевозке которых будет осуществляться по специальным разрешениям, вы- ш даваемым в установленном порядке. Определение грузов повышенной опасности и с указанием их классов и подклассов позволит в полном объеме реализовать а предусмотренный Федеральным законом о транспортной безопасности механизм о по защите таких грузов от актов незаконного вмешательства при их погрузке о (разгрузке), перевозке и хранении. о
с
Наряду с Правительством РФ нормативно-правовое регулирование в указан- | ной сфере осуществляет Минтранс России, например устанавливает порядок в
е
нанесения опознавательных знаков, отражающих степень опасности грузов. о
Функции российского компетентного органа по перевозке опасных грузов же- р
лезнодорожным транспортом возложены на Росжелдор. Надзорным органом |
является Ространснадзор и его территориальные управления. Соблюдение обя- к
зательных требований при осуществлении грузоперевозок, в том числе грузов а
повышенной опасности, — предмет федерального государственного контроля |
(надзора) в области железнодорожного транспорта. ии
Самостоятельным видом безопасности на железнодорожном транспорте вы- ¡§
ступает безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных работ (п. 2 ст. 15, 1
п. 5 ст. 16 Федерального закона № 17-ФЗ, ст. 23 УЖТ) организациями или ин- )
дивидуальными предпринимателями. Технические требования по выполнению 3 указанных работ установлены Минтрансом России и Ростехнадзором. Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют погрузку (выгрузку) грузов, подлежат обязательной аттестации, которая включает проверку знаний обязательных требований и инструкций. В ч. 2 ст. 11.1 КоАП РФ закреплена административная ответственность за несоблюдение установленных габаритов
при погрузке и выгрузке грузов. 99
Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта включает защищенность от транспортных происшествий как самого железнодорожного подвижного состава, так и процесса его движения (п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ). Указанный вид безопасности тесно связан с понятием «транспортное происшествие» — «событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц» (ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ). На первый взгляд, данное понятие схоже с актом незаконного вмешательства, однако более глубокое погружение в содержание рассматриваемых категорий позволяет установить отличия.
Итак, акт незаконного вмешательства предусматривает противоправность действий или бездействие правонарушителей, совершение указанных действий (бездействие) как во время стоянки, так и движения железнодорожного состава, а в качестве негативных последствий — не только наступление вреда (ущерба), но и их угрозу. Однако при определении негативных последствий при совершении акта незаконного вмешательства не учитывается вред, причиненный окружающей среде.
Видится, что рассматриваемые понятия не равнозначны. Каждое из них шире по содержанию относительно другого в какой-либо части. Так, в части возможных угроз и наступления негативных последствий шире понятие «акт незаконного вмешательства», а в части формы деяния, повлекшего негативные последствия — «транспортное происшествие».
Минтрансом России1 уточнены события, о которых упоминается в законодательно установленном определении понятия «транспортное происшествие» (далее — приказ Минтранса России № 344). К таким событиям относятся: столкновение железнодорожного состава с другим составом, с транспортным средством, сход железнодорожного состава при выполнении различных видов работ. Перечисленные события классифицированы в зависимости от степени причиненного вреда (ущерба):
крушение, если в результате события погиб хотя бы один человек; пяти и более человек причинен тяжкий вред здоровью; более десяти человек пострадало в связи с возникшей чрезвычайной ситуации; для ста и более человек нарушены условия жизнедеятельности; поврежден железнодорожный состав до степени исключения из инвентаря;
авария, если причинен тяжкий вред здоровью менее пяти человек; менее десяти человек пострадало в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией; для восстановления поврежденного железнодорожного состава требуется проведение капитального ремонта.
В качестве особого вида выделены происшествия, произошедшие при перевозке (транспортировке) опасных грузов. К ним относятся просыпание (пролив) опасных грузов, повреждение вагона-цистерны, повлекшее наступление негативных последствий.
1 См.: Приказ Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344 «Об утверждении положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного 100 транспорта». URL: https://base.garant.ru/70878628/ (дата обращения: 27.10.2022).
Как видно из проведенного анализа, акты незаконного вмешательства не упоминаются как отдельный вид транспортного происшествия или как исключение из установленных видов. В связи с этим возникает ряд вопросов при моделировании примерного события: произошло столкновение железнодорожного состава с транспортным средством, незаконно оснащенным взрывными устройствами, наступили негативные последствия, относящиеся по тяжести к категории «крушение». Как квалифицировать указанное событие: как акт незаконного вмешательства или как транспортное происшествие? Каким правовым актом, определяющим порядок взаимодействия, в указанной ситуации следует руководствоваться субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам: порядком, утвержденным Правительством РФ1, или приказом Минтранса России № 344? Кого в первую очередь следует информировать о событии: ФСБ России, МВД России и их территориальные органы (в случае совершения акта незаконного вмешательства) или Ространснадзор, органы прокуратуры, органы Следственного комитета России, территориальные органы МЧС России (при свершении транспортных происшествий), исходя из требований о незамедлительном информировании? Подлежат ли использованию в указанной ситуации силы обеспечения транспортной безопасности?
Для исключения параллельного регулирования сходных административных правоотношений видится возможным определение актов незаконного вмешательства, совершенных на железнодорожном транспорте в качестве отдельного вида транспортных происшествий, регулируемых в силу своих особенностей.
Обеспечение безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта и обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном транспорте во многом схожи, поскольку имеют превентивный характер (предотвращение транспортных происшествий, снижение риска) и в обоих случаях определены законодателем как реализация уполномоченными органами системы организационных, правовых, технических, экономических и других мер. Имеются отличия в субъектах, ответственных за их обеспечение, и в применяемых административно-правовых средствах.
Субъектами, ответственными за обеспечение безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта, являются владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса. Уполномоченным органом в сфере рассматриваемого вида безопасности выступает Минтранс России.
Обязательные требования установлены различными правовыми актами. В зависимости от направленности можно выделить две группы актов:
1) обязательные требования к объектам, технике и условиям ее эксплуатации. Например, ежегодное комиссионное обследование железнодорожных переездов; обязательная сертификация тормозного, электрического оборудования подвижного состава железных дорог; декларирование соответствия на железнодорожном транспорте электротехнических материалов, продукции деревообрабатывающей
1 См.: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2018 г. № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве» // СЗ РФ. 2018. № 34, ст. 5488. 101
промышленности; обязательные требования по скоростному режиму; установление охранных зон, а также ограничений по размещению и расположению объектов, строений в границах полосы отвода;
2) обязательные требования к субъектам правоотношений (работникам железнодорожного транспорта и гражданам). К управлению локомотивом допускается работник железнодорожного транспорта при наличии свидетельства, подтверждающего его право на управление. Выдаются свидетельства территориальными органами Ространснадзора в порядке, утвержденным Минтрансом России. К этой группе относятся обязательный медицинский осмотр работников железнодорожного транспорта по установленному перечню должностей; обязательная аттестация работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов. Для граждан Минтрансом России1 установлено более сорока запретов. Многие из них, по сути, направлены на обеспечение транспортной безопасности, например, такие как запрет:
оставления на железнодорожных путях посторонних предметов;
препятствования функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
проникновения в кабины управления железнодорожного подвижного состава;
имитации совершения противоправных действий, препятствующих работе железнодорожного транспорта, в том числе распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности пассажиров и иных лиц.
Выполнение указанных запретов гражданами является обязательным при нахождении в зонах повышенной опасности и при пользовании железнодорожным подвижным составом. Зонами повышенной опасности выступают железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта.
Соблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта — предмет федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, который проводится Ространснадзором. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ;
3) экологический вид безопасности на железнодорожном транспорте (п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ). Обязанность осуществления работ по обеспечению указанного вида безопасности закон возлагает на участников перевозочного процесса. Их обязанности конкретизируются в законодательстве об охране окружающей среды и в отдельных постановлениях Правительства РФ, посвященных организации работы железнодорожного транспорта. Так, земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии
1 См.: Приказ Минтранса России от 27 января 2022 г. № 20 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути». URL: https://www.garant.ru/ 102 hotlaw/federal/1545894/ (дата обращения: 27.10.2022).
с экологическим законодательством РФ; в местах, подверженных негативным воздействиям, могут устанавливаться охранные зоны; работники железнодорожного транспорта обязаны соблюдать правила по охране окружающей среды;
4) федеральный государственный экологический надзор. Правонарушители несут административную ответственность, например за повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов (ч. 3 ст. 11.1 КоАП РФ);
5) пожарная безопасность (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 17-ФЗ, ст. 37 Федерального закон «О пожарной безопасности»1), обеспечение которой возложено на владельцев инфраструктур, перевозчиков, а также на организации или индивидуальных предпринимателей, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом. Обязательные требования по наличию средств пожаротушения и принятию незамедлительных мер по ликвидации пожаров, вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта, установлены не только федеральными законами, но и правовыми актами Правительства РФ, Минтранса России. Так, в соответствии с п. 206 Правил противопожарного режима2 руководитель организации обеспечивает выполнение требований пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава в части надлежащей эксплуатации, ремонта и технического обслуживания систем противопожарной защиты, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза. За нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте установлена административная ответственность (ст. 11.16 КоАП РФ).
Ответственными за промышленную безопасность на железнодорожном транспорте (ст. 22.1 Федерального закона № 17-ФЗ) являются владельцы инфраструктур, перевозчики, хозяйствующие субъекты, выполняющие вспомогательные работы при перевозках железнодорожным транспортом. Обязательные требования в основном касаются организации транспортных коммуникаций и транспортирования опасных веществ. Их соблюдение выступает предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, осуществляемого Ростехнадзором. Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности к транспортировке взрывчатых веществ установлена в ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ.
Таким образом, исследования показали, что безопасность на железнодорожном транспорте представляет собой комплекс различных видов безопасности, обеспечение которой есть не что иное, как цель государственного регулирования в области железнодорожного транспорта, принцип функционирования железнодорожного транспорта, обязанность участников перевозочного процесса и предмет различных видов федерального государственного контроля (надзора), в том числе в области железнодорожного транспорта.
В Федеральном законе № 17-ФЗ транспортная безопасность не упоминается, несмотря на то что соблюдение обязательных требований транспортной безопас-
1 См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 14 июля 2022 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35, ст. 3649; 2022. № 29, ч. 3, ст. 5241.
2 См.: Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (в ред. от 21 мая 2021 г.) // СЗ
РФ. 2020. № 39, ст. 6056; 2021. № 23, ст. 4041. 103
ности является основным содержанием деятельности по созданию безопасных условий проезда пассажиров и составной частью таких видов безопасности, как безопасность перевозок грузов, безопасность выполнения погрузочно-разгрузоч-ных работ, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Весь процесс функционирования железнодорожного транспорта и связанные с ним обязательные требования пронизаны нормами, направленными на сохранение жизни людей и защищенность целостности железнодорожного транспорта.
Правовые основы безопасности на железнодорожном транспорте не ограничиваются только Федеральным законом № 17-ФЗ, а регулируются, в том числе, законодательством о транспортной безопасности.
Для исключения имеющегося правового пробела предлагается внести изменения в гл. 4 «Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях» Федерального закона № 17-ФЗ:
пункт 2 ст. 20, предусматривающей обязанность владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса обеспечивать четыре вида безопасности1, дополнить пятым видом — транспортной безопасностью;
пункт 2 ст. 22.1, регламентирующей порядок обеспечения на железнодорожном транспорте различных видов безопасности, дополнить положениями о транспортной безопасности с использованием отсылочной нормы к федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности.
Предложенные изменения позволят систематизировать деятельность субъектов производственного процесса на железных дорогах по основным направлениям безопасности.
Библиографический список
1. Костюченко Д.Н., Малое В.А. Вопросы техногенной безопасности на железнодорожном транспорте // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2022. № 4(58). С. 200-202.
2. Пичкур А.П. Классификация субъектов обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12, № 1A. С. 448-455.
3. Залозная Д.В., Шееченко B.C. Потенциальные угрозы экономической безопасности на железнодорожном транспорте // Вестник науки. 2022. Т. 1, № 5(50). С. 92-98.
4. Калачееа O.A., Прицепоеа С.А. Современные вопросы экологической безопасности на железнодорожном транспорте // Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. 2020. № 2(20). С. 45-48.
5. Ахтямое Р.Г. Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Chisinau: LAP LAMBERT, 2021. 61 с.
6. Галиееа Д.С. Управление железнодорожным транспортом России в 1992-2004 гг. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2021. 240 с.
7. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и метрополитене. Ч. 1: Транспортная безопасность на железных дорогах и метрополитене / Б.В. Бочаров, В.А. Соколов, В.Г. Стручалин [и др.]. М.: Учеб.-метод. центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015. 288 с.
1 Безопасность для жизни и здоровья пассажиров, условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодо-104 рожного транспорта; экологическая безопасность.
References
1. Kostyuchenko D.N., Malov V.A. Issues of Technogenic Safety in Railway Transport // Bulletin of the Lugansk State University named after Vladimir Dahl. 2022. No. 4(58). P. 200-202.
2. Pichkur A.P. Classification of the Subjects of Public Safety in Railway Transport // Issues of Russian and International Law. 2022. Vol. 12, No. 1A. P. 448-455.
3. Zaloznaya D.V., Shevchenko V.S. Potential Threats to Economic Security in Railway Transport. // Vestnik Nauki. 2022. Vol. 1, No. 5(50). P. 92-98.
4. Kalacheva O.A., Pritsepova S.A. Modern Issues of Environmental Safety in Railway Transport // Information Technologies in Construction, Social and Economic systems. 2020. No. 2(20). P. 45-48.
5. Akhtyamov R.G. Ensuring Fire Safety in Railway Transport: monograph. Chisinau: LAP LAMBERT, 2021. 61 p.
6. Galieva D.S. Management of Railway Transport in Russia in 1992-2004. Moscow: Russian State University for the Humanities, 2021. 240 p.
7. Integrated Security in Railway Transport and the Subway. Part 1: Transport Security on the Railways and the Subway / B.V. Bocharov, V.A. Sokolov, V.G. Struchalin [and others]. Moscow: Educational and Methodological Center for Education in Railway Transport, 2015. 288 p.
n —
I s
П
QJ T3 QJ —I
О го о
X
О Se
О о
д
ш тз
0 —
го П>
1 I О SC
5
тз
S
д
S X
п> о ж о
SC а
ж
ш д
п> §
ю UJ
5 )
2 О