Научная статья на тему 'Транспарентность власти как основа формирования положительного имиджа органов государственного управления'

Транспарентность власти как основа формирования положительного имиджа органов государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1160
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ИМИДЖ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тованчова Елена Николаевна, Шлеверда Иван Николаевич

В статье рассмотрена особенность политического имиджа государственной власти, который определяет уровень доверия граждан к органам государственного управления. Специфика политического имиджа напрямую связана с восприятием государственного служащего. Политический имидж в итоге формирует установку у граждан на сотрудничество с властью, но данный процесс невозможен с закрытой властью, которая не готова к диалогу. Транспарентность власти выступает катализатором формирования определенного государственного имиджа. Если власть транспарентна, то общество ей доверяет, может контролировать и проводить мониторинг, по итогам которого формируется положительный имидж органов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспарентность власти как основа формирования положительного имиджа органов государственного управления»

УДК 316.422

Тованчова Елена Николаевна

старший инспектор.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Just_ien@mail.ru

Шлеверда Иван Николаевич

начальник отдела инновационных проектов в сфере государственного и муниципального управления Инновационного технологического центра Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ivanitc61 @gmail.com

Транспарентность власти

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Elena N. Tovanchova

Senior Inspector.

Ministry of Agriculture and Food of the Rostov region Just_ien@mail.ru

Ivan N. Shleverda

Head of the Department of innovative projects in the field of state and municipal government, Innovative Technology Center, South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation ivanitc61 @gmail.com

Transparency of

AUTHORITIES AS A BASIS FOR THE FORMATION A POSITIVE IMAGE OF GOVERNMENT ADMINISTRATION

Аннотация. В статье рассмотрена особенность политического имиджа государственной власти, который определяет уровень доверия граждан к органам государственного управления. Специфика политического имиджа напрямую связана с восприятием государственного служащего. Политический имидж в итоге формирует установку у граждан на сотрудничество с властью, но данный процесс невозможен с закрытой властью, которая не готова к диалогу. Транспарентность власти выступает катализатором формирования определенного государственного имиджа. Если власть транспарентна, то общество ей доверяет, может контролировать и проводить мониторинг, по итогам которого формируется положительный имидж органов государственного управления.

Ключевые слова: транспарентность, имидж органов государственной службы, государственное управление, эффективность государственного управления, государственная гражданская служба, открытость власти, мониторинг.

Annotation. This article examines the political image of the government which determines the level of public trust to public administration. Specificity of political image is directly related to the perception of a public servant. Political image as a result of the installation creates the citizens to cooperate with the authorities, but with a closed government, that is not ready to dialogue, this process is impossible. Transparency of government acts as a catalyst forming a certain state image. If the government is transparent, the public trusts it, can control and monitor, that results in forming a positive image of the government.

Keywords: transparency, image of civil service, public administration, government effectiveness, civil service, government transparency, monitoring.

Современный этап развития российского общества характеризуется весьма высокими требованиями к системе государственной гражданской службы, от степени эффективности функционирования которой во многом зависит эффект от осуществляемых в стране административных реформ. Результативность деятельности органов государственной власти и управления, в свою очередь, напрямую зависит от уровня доверия к ней, степени ее поддержки со стороны населения. Данные обстоятельства

непосредственно оказывают влияние на формирование политического имиджа государственной службы. Политический имидж государственной гражданской службы выступает в роли своеобразного фиксатора того, в какой степени действия государственных органов власти соответствуют потребностям и ожиданиям определенных социальных групп и слоев. Применительно к государственному аппарату и госслужащим, положительный политический имидж целесообразно рассматривать в качестве необходимого

81

условия для эффективного функционирования и развития власти в современной России.

Рассматривая специфику политического имиджа государственной службы, следует обратить внимание на то обстоятельство, что он тесно связан с восприятием государственного служащего, как со стороны населения конкретного общества, которое взаимодействуют с государственными служащими, являясь получателем тех или иных государственных услуг, так и со стороны коллег по госслужбе и вышестоящих чиновников и руководителей. Именно политический имидж государственной гражданской службы в конечном итоге формирует у граждан ориентацию (желание) на сотрудничество с ее представителями, либо, напротив, может сформировать в их сознании установку на ее отторжение, что может привести к абсолютному нежеланию вести какой-либо диалог с государством со стороны общества.

Определяющим моментом в процессе взаимодействия власти и общества является уровень транспарентности власти. Обеспечение информационной открытости власти не является односторонним процессом. Население имеет право, а главное - желает получать достоверную и полную информацию о деятельности власти; контроль со стороны граждан и активная позиция их общественных институтов по отношению к государственной власти соотносится с желанием органов власти проинформировать граждан о своей деятельности. Прозрачность власти представляет собой систематическое информирование о результатах деятельности власти, разъяснение целей, содержания и механизма реализации публичной политики, а открытость -как создание публичными органами власти условий для доступа граждан к информации о его деятельности и к процессу принятия управленческих решений на всех этапах их разработки и внедрения.

Особенностью прозрачности информации является ее количественная составляющая (основа), а открытость информации - характеристика власти, отражающая качественные параметры. В первом случае речь идет об увеличении или уменьшении объема информации (злоупотребление закрытостью свойственно нелегитимной и недемократической власти). Во втором - о ее достоверности, правдивости, регулярности, оперативности и надежности для обеспечения возможности ее дальнейшего использования.

Принцип открытости пока не стал основным и строго обязательным в работе властей. Одним из препятствий на пути решения этой проблемы является отсутствие эффективных механизмов обеспечения доступности и открытости власти, что ведет за собой и несовершенство способов взаимодействия органов государственного управления с обществом. Следовательно, поиск способов усовершенствования и разработки новых механизмов взаимодействия власти и граждан является актуальной задачей. Работники органов власти должны осознавать и учитывать, что главный ресурс стабильного развития в

стране - это ее граждане, и главная функция государственных служащих - обеспечить соблюдение прав и свобод каждого гражданина [1, с. 400].

Важно также отметить, что в условиях демократии высокий уровень транспарентности власти расширяет возможности ее взаимодействия с обществом через открытость принятия и реализации управленческих решений и активизации гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти. Формирование открытой власти способствует решению проблем ответственности и эффективности деятельности государственного аппарата.

В понятии доверия выражается способность человека, группы, коллектива и всего населения (субъекта доверия) сознательно наделять другого человека, социальную группу и население в целом (объекта доверия) ценностными и общественно значимыми полномочиями в интересах обеспечения прав и свобод, гарантий и льгот, стабильности и безопасности существования. Будучи в основном категорией, отражающей особенности межличностных и нравственных отношений, доверие в обществе выступает как основа формирования именно гражданского доверия, которое включает в себя экономические, политические, социальные и духовные компоненты [2, с. 86].

Детерминация социального доверия населения к вл асти включает комплекс причин нравственного, социального, экономического, политического, эмпирического и психологического порядка. Способ возникновения, формирования и развития (повышения) общественного доверия органов государственной власти у населения представляет собой многогранную систему, основанную на процессе их взаимодействия в решении наиболее актуальных и насущных социальных проблем. Основными элементами этого механизма выступают политический, экономический, собственно социальный, правовой и психологический механизмы деятельности [3, с.35].

Важное значение в данном контексте имеет то обстоятельство, что современные российские чиновники не воспринимают свою работу как деятельность, направленную на удовлетворение интересов населения. Большая их часть, как показывают итоги различных социологических опросов госслужащих, воспринимают работу в органах государственных структурах как деятельность, связанную с защитой интересов государства, своих министерств и ведомств, руководства, а также собственных интересов.

К числу важнейших проблем функционирования отечественной государственной гражданской службы, которые негативно влияют на ее политический имидж, относятся недостаточное информирование населения о работе тех или иных госструктур, оказываемых ими услугах. Существуют преграды для получения гражданами официальной информации о деятельности соответствующих учреждений. Позитивный имидж государственных служащих может сформироваться только при условии достижения открыто-

82

сти и публичности в деятельности государственных структур, что, в свою очередь, предполагает

Литература:

1. Игнатов ВТ. Государственное и муниципальное управление в России. 2009.

2. Козырева П.М. Правовое сознание и доверие // Политические исследования №4 2008.

3. Магомедов М.Г. Социальное доверие в российском: социологический анализ : автореф. ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». Р/н-Д. 2009.

наличие хорошо отлаженной и эффективной системы связей с общественностью.

Literature:

1. Ignatov V.G. State and municipal governance in Russia. 2009.

2. Kozyrev P.M. Legal consciousness and confidence // Political Studies. № 4. 2008.

3. Magomedov M.G. Social trust in Russia: the sociological analysis : author's abstract. Southern Federal University. Rostov-on-Don, 2009.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.