Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового обеспечения транспарентности органов государственной власти'

Некоторые вопросы правового обеспечения транспарентности органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ВЛАСТИ / ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тованчова Елена Николаевна, Шепелева Юлия Леонидовна

Статья посвящена проблеме транспарентности власти, как одному из основных свойств управления. По мнению авторов, устойчивое взаимодействие власти и общества поможет существенно увеличить качество управления, сократить возможность совершения ошибок, а если таковые есть, оперативно устранить негативные последствия. Авторами предпринята попытка анализа современной отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы открытости, доступности и прозрачности власти, сделаны выводы о необходимости уточнения некоторых положений о транспарентности власти в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового обеспечения транспарентности органов государственной власти»

УДК 351/354

Тованчова Елена Николаевна

кандидат политических наук,

доцент кафедры государственного и муниципального управления, Ростовский государственный университет путей сообщения Just_ien@mail .ru Шепелева Юлия Леонидовна

кандидат политических наук, старший преподаватель

кафедры уголовного процесса первого факультета повышения квалификации (с дислокацией в городе Ростов-на-Дону), Институт повышения квалификации ФГКОУ ВО

«Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»

beejulia17@gmail.com

Elena N. Tovanchova

PhD in political sciences, assistant professor of the Department of State and Municipal Management of the Rostov State Transport University Just_ien@mail .ru Yulia L. Shepeleva PhD in political sciences,

senior lecturer, Department of Criminal Procedure of the first advanced training faculty Institute for Advanced Studies of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation d.scully@rambler.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

SOME ISSUES OF LEGAL SUPPORT OF GOVERNMENT

TRANSPARENCY

Аннотация. Статья посвящена проблеме транспарентности власти, как одному из основных свойств управления. По мнению авторов, устойчивое взаимодействие власти и общества поможет существенно увеличить качество управления, сократить возможность совершения ошибок, а если таковые есть, оперативно устранить негативные последствия. Авторами предпринята попытка анализа современной отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы открытости, доступности и прозрачности власти, сделаны выводы о необходимости уточнения некоторых положений о транспарентности власти в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: национальное законодательство, государственная власть, транспарентность власти, открытость власти, органы власти, государственное управление, общество.

Abstract: The article is devoted to the problem of transparency of government, as one of the main management properties. According to the authors point of view, the sustainable interaction of power and society will help to substantially increase quality control, reduce the chances of making mistakes, and if any promptly to eliminate the negative effects. The authors made an attempt to analyze of modern domestic legal framework regulating the questions of openness, accessibility and transparency of the government, and made some conclusions about the need to clarify certain provisions relating to transparency of the government in the legislation of the Russian Federation.

Keywords: domestic legal framework, government, transparency of government, government transparency, authorities, society.

В ходе систематизации нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы открытости власти, возникла необходимость в уточнении некоторых положений о транспарентности власти в нормативных актах Российской Федерации. В отечественном законодательстве, прежде всего, освещаются вопросы открытости органов власти, а такие элементы транспарентности как информационная доступность и, тем более, прозрачность отражены недостаточно, что затрудняет эффективное информационное взаимодействие власти и граждан.

Основополагающие нормы, регламентирующие вопросы взаимодействия власти и общества закреплены в Конституции РФ. Так, в ст. 3 указано, что народ закрепляет свою власть непосредственно, а ч.4. ст. 29 закрепляет право граждан РФ на доступ к государственной информации [1].

Нами уже указывалось на то, что для решения проблемы открытости власти «особую значимость имеет Федеральный закон от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направленный на урегулирование процесса подачи обращений, жалоб, предложений населением в органы государственной власти» [2]. Однако, в указанном нормативном акте не нашли своего отражения вопросы, регулирующие содержание ответов на поступающие от граждан обращения. Как правило, представители органов власти дают заявителю ссылки на законодательные акты, при этом уделяя незначительное внимание представлению объективной информации по сути заявленных проблем. Не вызывает сомнений необходимость разъяснения гражданам их прав в связи с поступившим запросом, но при этом не стоит забывать о том, что реализуя свое право на доступ к официальным сведениям, граждане рассчитывают получить от органов власти фактические данные, связанные с решением проблемной ситуации, а не разъяснения действующего законодательства.

С целью повышения открытости органов власти, а также обеспечения эффективной реализации права граждан на доступ к официальной информации органов власти, в 2008 - 2009 гг. были приняты два федеральных закона:

1.Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Вышеназванные нормативно-правовые акты являются одними из самых содержательных и прогрессивных законодательных актов по вопросам транспарентности, изданных за последнее время. Как в теории, так и на практике, до недавнего времени оставалась нерешенной проблема: имеют ли граждане Российской Федерации право на доступ к такой государственной информации, которая не затрагивает напрямую их права и свободы, но регулирует различные сферы жизнедеятельности человека. Например, информация о расходовании бюджетных средств, статистические отчеты о работе органов государственной власти и местного самоуправления. Данные вопросы непосредственно не затрагивают права гражданина, но однозначно являются при этом социально значимой информацией.

Принятые законы, регулирующие доступ к информации органов государственной власти, добавили ясности в этом вопросе, предоставив возможность населению РФ реализовать свои права на свободный доступ к информации исполнительных, законодательных и судебных органов власти, а также органов местного самоуправления. Это право распространяется как на информацию, которой органы государственной власти располагают при исполнении своих полномочий, так и на информацию, которая к ним направляется из различных внешних источников (других государственных структур или коммерческих организаций) [3; 4].

Кроме того, ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ предусматривает различные методы обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственного управления. Часть из них подразумевают активную роль государственных органов и органов местного самоуправления по предоставлению гражданам официальной государственной информации о своей деятельности, другие - активную роль самих граждан (например, получение информации по запросу). Так, например, государственным органам и органам местного самоуправления предоставлено право не давать ответ по существу поставленных вопросов или проблем, а указывать ссылку на средство массовой информации или официальный сайт государственного органа, где была размещена запрошенная информация. Однако, необходимо отметить, что при выборе способов представления информации должны быть в полной мере созданы условия для реализации всеми гражданами права на получение в необходимом объеме и в любое время официальной информации органов власти, доступ к которой не ограничен действующим законодательством.

Представляется целесообразным обратить внимание на то, что ст.ст. 1314 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ предусматриваются перечни сведений, которые подлежат размещению на официальных сайтах органов власти в сети Интернет. В первоначальной редакции указанного нормативного акта данной нормой органам власти предоставлялось право на размещение сведений о своей деятельности, которое могло быть ими реализовано или же

нет. Однако, в действующей редакции законодателем были существенно конкретизированы положения ст.ст. 13-14 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ, которые теперь предусматривают обязанность органов власти размещать информацию о своей деятельности на официальных Интернет-порталах согласно перечню сведений, которые должны быть размещены в обязательном порядке [5].

Вместе с тем, наряду с рядом положительных моментов, действующее законодательство по вопросам доступа граждан к государственной информации имеет некоторые проблемные вопросы.

Так, например, предоставленная государственным органам п. 3 ст. 19 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ возможность ограничиться при ответе на запрос гражданина ссылкой на официальные источники в сети «Интернет» либо на средства массовой информации, в которых была опубликована запрашиваемая информация, несомненно, призван упростить и ускорить процесс взаимодействия граждан и государства. Однако, по мнению авторов, такая форма взаимодействия власти и населения, как запрос, является основным способом получения государственной информации о деятельности органов государственной власти. Официальные сайты государственных органов власти - это очень важный информационный источник, однако размещение значимой информации для населения в сети не должно препятствовать гражданину получить ее по официальному запросу (к примеру, с целью уточнения и разъяснения какой-либо информации). Кроме того, не стоит забывать о тех категориях граждан, для которых доступ к электронным ресурсам органов власти может быть по некоторым причинам ограничен либо вовсе невозможен (например, пенсионеры и малоимущие слои населения). Поэтому мы считаем необходимым дифференцированный подход при решении вопроса об ответе на письменный запрос гражданина, в случае если запрашиваемая информация размещена на официальных ресурсах в сети Интернет.

В целом, вышеназванные изменения в федеральном законодательстве стали существенным шагом не только на пути к транспарентности органов государственной власти, но и одним из правовых направлений обеспечения борьбы с таким негативным социальным явлением, как коррупция. Полагаем, что от уровня открытости органов государственной власти напрямую зависит вероятность коррупционных проявлений, поскольку максимальная информированность граждан о деятельности органов власти снижает возможность подобных негативных проявлений.

Помимо этого, в российском обществе в настоящее время достаточно остро стоит проблема имиджа органов власти. По данным социологических опросов доверие населения исполнительной власти в лице Президента РФ является достаточно высоким (74 %), а вот Правительству РФ уже существенно ниже - только 25 %. Не лучше обстоит ситуация с доверием населения органам региональной и местной власти (23% и 22 % соответственно), а также правоохранительным органам (24%) [6]. Вместе с тем, повышения уровня

открытости и информационной доступности органов власти будет способствовать более лояльному отношению к ним населения, и, следовательно, увеличению доверия со стороны граждан.

Таким образом, несмотря на прогрессивные изменения в национальном законодательстве в сторону информационной открытости органов власти, необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы с целью обеспечения эффективного информационного взаимодействия власти и общества с целью минимизации коррупционных рисков и формирования положительного имиджа органов власти.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: локальный.

2. Транспарентность государственной власти: политологический аспект: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук: специальность 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии / Тованчова Елена Николаевна; [Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации]. - Ростов-на-Дону, 2015. - 22 с. С. 84.

3. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ст. 1 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный.

4. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 1 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный.

5. Там же. Ст. 13-14.

6. Уровень доверия к власти снижается, рейтинги падают. Независимая народная газета «Советская Россия» 16 октября 2016 года [Электронный ресурс] // URL: http://совросс.рф/articles/1468/27545. Дата обращения: 20.09.2017.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993 (as amended on July 21, 2014) //SPS "Consultant Plus". Access mode: local.

2. Transparency of state power: political aspect: dissertation for the degree of candidate of political sciences: specialty 23.00.02 Political institutes, processes and technologies / Tovanchova Elena Nikolaevna; [Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation]. - Rostov-on-Don, 2015. - 22 p. P. 84.

3. Federal Law No. 262-FZ of22.12.2008 "On providing access to information on the activities of courts in the Russian Federation", art. 1 // SPS «Consultant Plus». Access mode: local.

4. Federal Law No. 8-FZ of 09.02.2009 "On Access to Information on the Activities of State Bodies and Local Self-Government Bodies", Art. 1 // SPS «Consultant Plus». Access mode: local.

5. Ibid. Art. 13-14.

6. The level of confidence in the government is declining, the ratings are falling. Independent People's Newspaper "Soviet Russia" October 16, 2016 [Electronic resource] // URL: http: //œepoœ.p$/articles/1468/27545. Date of circulation: 20.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.