Научная статья на тему 'Почему власть в России закрыта?'

Почему власть в России закрыта? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / НИЗКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧИНОВНИКОВ / ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тованчова Елена Николаевна, Шепелева Юлия Леонидовна

В данной статье анализируется проблема закрытости (низкого уровня транспарентности) власти в Российской Федерации. Автором подробно рассматриваются возможные причины закрытости и отчужденности государственных структур от граждан и общественных объединений. Отсутствие необходимых навыков и знаний чиновников для работы с электронными ресурсами, менталитет чиновников и нежелание служить народу, финансовая нечистоплотность государственных служащих - основные причины, препятствующие эффективному взаимодействию населения и государственных органов. Автор предполагает, что изменить сложившуюся ситуацию можно с помощью увеличения уровня транспарентности власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тованчова Елена Николаевна, Шепелева Юлия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почему власть в России закрыта?»

УДК 351/354

Тованчова Елена Николаевна

старший инспектор, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Just_ien@mail.ru

Шепелева Юлия Леонидовна

кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса первого факультета повышения квалификации (с дислокацией в городе Ростове-на-Дону). Академия следственного комитета Российской Федерации milena.555@mail.ru

Почему власть

В РОССИИ ЗАКРЫТА?

Elena N. Tovanchova

senior inspector, Ministry of Agriculture and Food of the Rostov region Just_ien@mail.ru

Yuliya L. Shepeleva

candidate of political Sciences, senior lecturer at the Department of criminal trial. First faculty of professional development (with a dislocation in the city of Rostov-on-Don),Academy of Investigative Committee of the Russian Federation milena .555@mail.ru

Why Russian

AUTHORITIES CLOSED?

Аннотация. В данной статье анализируется проблема закрытости (низкого уровня транспарентности) власти в Российской Федерации. Автором подробно рассматриваются возможные причины закрытости и отчужденности государственных структур от граждан и общественных объединений. Отсутствие необходимых навыков и знаний чиновников для работы с электронными ресурсами, менталитет чиновников и нежелание служить народу, финансовая нечистоплотность государственных служащих - основные причины, препятствующие эффективному взаимодействию населения и государственных органов. Автор предполагает, что изменить сложившуюся ситуацию можно с помощью увеличения уровня транспарентности власти.

Ключевые слова: транспарентность, государственная власть, низкий профессионализм чиновников, граждане.

Annotation. This paper analyzes the problem of secrecy (low transparency) of power in the Russian Federation. The author of the report focuses on the possible reasons for the closure and alienation from government agencies and citizens associations. Lack of necessary skills and knowledge of the officials in working with the electronic resources, their mentality and the unwillingness to serve the people, financial untidiness of civil servants are the main obstacles to the effective interaction of the public and government agencies. The author suggests that the situation can be changed by increasing the transparency of government.

Keywords: transparency, government, lack of professionalism officials, citizens.

Современные исследования в области политологии посвящены описанию методов, с помощью которых можно увеличить уровень транспарентности деятельности органов государственной и муниципальной власти. Разработаны многочисленные рекомендации по повышению транспарентности органов власти. Возникает вопрос, почему информация о деятельности органов государственной и муниципальной власти закрыта от населения? Почему вновь созданные государственные структуры не нацелены на открытость информации о своей деятельности? Попытаемся ответить на эти вопросы в рамках данной статьи.

Одна из основных причин закрытости власти -это финансовая нечистоплотность органов государственного и муниципального управления, проявление этих действий - явление коррупции во властных структурах. В последнее время мно-

го внимания уделяется данному вопросу. Так, в 2012 году был проведен социологический опрос государственных гражданских служащих на тему их отношения к проявлениям коррупции в органах государственной власти [1]. По мнению опрошенных гражданских служащих, основные факторы, оказывающие влияние на рост коррупции в России, - это снижение уровня нравственности населения (30 %) и низкий уровень его доходов (6,7 %). Более половины опрошенных (53,3 %) считают коррупцию в органах государственной власти средством незаконного обогащения должностных лиц, а каждый четвертый (24,4 %) оценивает ее как негативное и неизбежное явление. Отрицательное отношение к проявлениям коррупции в органах государственной власти высказали около 80 % опрошенных гражданских служащих. То есть, с одной стороны, значительная часть опрошенных отрицательно относится к проявлениям коррупции в органах

126

государственной власти, а с другой - только четверть опрошенных считает коррупцию негативным неизбежным явлением. Такое двойственное отношение к проявлениям коррупции говорит о необходимости усиления антикоррупционной пропаганды в органах государственной власти.

Таким образом, получается, что власть не настроена на добросовестное исполнение своих функций.

Второй причиной, влияющей на закрытость власти, является низкий профессионализм чиновников, недостаточный уровень знаний, в том числе нехватка навыков в области обмена информацией с населением, незнание механизмов и методов эффективной передачи информационных ресурсов субъектам общества и, что немаловажно, возможность восприятия обратной связи с населением.

Следующая причина закрытости власти - неэффективная работа. Власть попросту не может обеспечить как методически, так и практически необходимую взаимосвязь и информационный взаимообмен с гражданами. Так, Г. В. Атаманчук предлагает пять критериев для оценки деятельности органов государственной власти [2]:

• целеориентированность;

• затраты времени на решение управленческих вопросов;

• стиль функционирования государственноуправляющей системы;

• сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньев;

• издержки на содержание и обеспечение функционирования государственно-управляющей системы.

Важной проблемой также остается и то, что чиновники старой формации не могут пользоваться Интернет ресурсами. Сайты государственных и муниципальных органов, как правило, обладают скудной информационной базой, редко обновляются, общение с гражданами в режиме онлайн практически отсутствует и, к сожалению, обращения населения, посланные в государственные структуры с помощью интернет почты, остаются без ответа.

Еще одним основанием закрытости власти является лозунг некоторых чиновников «Граждане должны исполнять управленческие решения и подчиняться власти». Правовой основой, на которой зиждется Российское законодательство о доступе к информации о деятельности органов государственной власти, является Конституция Российской Федерации. Конституция характеризует Россию как суверенное, федеративное, правовое, демократическое, социальное, светское государство с республиканской формой правления. Также отмечается, что народ закрепляет свою власть непосредственно (от. 3). Основными положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими право на доступ к информации, является часть 4

статьи 29, которая устанавливает, что каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Статья 24 Конституции Российской Федерации также закрепляет обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Открытость, прозрачность и доступность (как элементы транспарентности) деятельности органов власти различных стран является важнейшим показателем эффективности их функционирования.

Проанализируем основные элементы транспарентности. Можно выделить ряд ключевых моментов, практических особенностей транспарентности: прозрачность (ясность), доступность, открытость.

1. Прозрачность, ясность, отчетливость, чистота (понятность, постижимость, ясность; недвусмысленный, точно выраженный; легкость обнаружения, доступность; легкость зрительного (слухового) восприятия; видимость, зримость (отсутствие скрытных намерений); точность, определенность, простота; минимум специальной лексики).

2. Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать собственное критическое суждение о состоянии российского общества, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности [3].

Открытость в управлении предполагает, что гражданин, общественные объединения имеют возможность не только достоверно знать механизм принятия управленческого решения на любой его стадии и на любом властном уровне, но, так или иначе, быть причастными к данному процессу. Конечно, такая причастность не должна быть вмешательством в деятельность государственного органа, посягающем на властные полномочия и ресурсы, принадлежащих тому или иному чиновнику [4].

Прозрачность характеризуется максимально возможной доступностью информации о дея-тел ь н ости управленческого аппарата и формированием жесткого механизма общественного воздействия на сферу частного и государственного администрирования посредством представительских институтов, что, в свою очередь, служит залогом нейтрализации коррупционных тенденций в этих областях.

Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что если открытость носит именно социальнокоммуникативный характер, то прозрачность -

127

величина прежде всего функциональная, которая направлена на оптимизацию регулятивных процессов в государстве [5].

3. Доступность (наличие доступа для граждан к важным встречам с правительственными чиновниками; наличие возможности запрашивать и получать у правительства документы; доступность к детализированной документации и базам данных). Транспарентность определяется как состояние информированности (наличие полного, достаточного и достоверного знания) о той или иной деятельности (ее объектах или результатах) любого заинтересованного в этом субъекта. Субъектами такого информационного проЛитература:

1. Иванов А.В. Отношение гражданских служащих к проявлениям коррупции в органах государственной власти. Управленческие науки. 2012. № 2 (3). С. 4-7.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М. : Омега. 2006.

3. Иванченко А.В. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц. М., 2007. С. 4.

4. Гришковец АЛ. Государственная служба и

гражданское общество: правовые проблемы

взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2007. № 1. С. 25.

4. URL: http://iawhortai.ru/doc/document.asp7doci-D=114985.

цесса выступают две стороны: сторона, обладающая информацией, и сторона, заинтересованная в ее получении.

И в заключение хотелось бы отметить, что органы государственной власти функционируют для обеспечения прав и свобод граждан, обеспечения стабильного развития страны, следовательно, обеспечение доступности к властным информационным ресурсам - основная обязанность чиновников. Очень важно, чтобы принцип «Власть для народа и ради народа», а не наоборот, стал для органов власти не только лозунгом, но руководством к действию.

Literature:

1. Ivanov A. V. Attitude of civil servants to manifestations of corruption in public authorities. // Administrative Sciences. 2012. № 2 (3). P. 4-7.

2. Atamanchuk G.V. Theory of public administration. M. : Omega-L, 2006.

3. Ivanchenko A. V. Ensuring of openness of authorities for citizens and iegai entities. M., 2007. P. 4.

4. Grishkovets A.A. Public service and civil society: iegai problems of interaction (practice of Russia) // State and right. 2007. № 1. P. 25.

5. URL: http://iawhortai.ru/doc/document.asp7doci-D=114985.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.