Научная статья на тему 'Политический имидж государственной гражданской службы: феномен современности'

Политический имидж государственной гражданской службы: феномен современности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
834
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОССЛУЖАЩИЙ / ВЛАСТЬ / ГРАЖДАНЕ / ФАКТОР / ФЕНОМЕН / POLITICAL IMAGE / PUBLIC SERVICE / CIVIL SERVANTS / GOVERNMENT / CITIZENS / FACTOR / PHENOMENON

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шлеверда И. Н.

В статье описаны особенности политического имиджа государственной гражданской службы в России и некоторые факторы, влияющие на его формирование. Сделаны выводы о том, что улучшение политического имиджа государственных служащих и отношения к ним со стороны различных групп населения связано как с оптимизацией морально-нравственных качеств самих чиновников, проявляющихся в рамках их взаимоотношений с гражданами, так и с усилением открытости и публичности в деятельности государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL IMAGE OF THE CIVIL SERVICE: PHENOMENON OF MODERNITY

The article describes the features of the political image of the civil service in Russia and some of the factors that influence its development. The author concludes that improvement of the political image of civil servants and attitude to them of various groups of population is connected both with the enhancement of officials' moral qualities that manifest themselves in their relations with citizens and with increased openness and transparency in the activities of the state bodies.

Текст научной работы на тему «Политический имидж государственной гражданской службы: феномен современности»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 15)

УДК 321:35.08

Шлеверда Иван Николаевич

Shleverda Ivan Nikolayevich

аспирант кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ: ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

PhD student, Political Science and Ethnic Policy Department, South Russian Institute, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE POLITICAL IMAGE OF THE CIVIL SERVICE: PHENOMENON OF MODERNITY

Аннотация:

В статье описаны особенности политического имиджа государственной гражданской службы в России и некоторые факторы, влияющие на его формирование. Сделаны выводы о том, что улучшение политического имиджа государственных служащих и отношения к ним со стороны различных групп населения связано как с оптимизацией морально-нравственных качеств самих чиновников, проявляющихся в рамках их взаимоотношений с гражданами, так и с усилением открытости и публичности в деятельности государственных структур.

Ключевые слова:

политический имидж, государственная служба, госслужащий, власть, граждане, фактор, феномен.

Summary:

The article describes the features of the political image of the civil service in Russia and some of the factors that influence its development. The author concludes that improvement of the political image of civil servants and attitude to them of various groups of population is connected both with the enhancement of officials' moral qualities that manifest themselves in their relations with citizens and with increased openness and transparency in the activities of the state bodies.

Keywords:

political image, public service, civil servants, government, citizens, factor, phenomenon.

Современный этап развития российского общества характеризуется высокими требованиями к системе государственной гражданской службы, от степени эффективности функционирования которой во многом зависит успешность осуществляемых в стране преобразований. Результативность деятельности органов государственной власти и управления, в свою очередь, зависит от уровня доверия к ней, степени ее поддержки со стороны населения конкретного общества, что во многом определяется сформировавшимся в массовом сознании политическим имиджем государственной службы. Политический имидж государственной гражданской службы выступает в роли своеобразного фиксатора того, в какой степени действия государственных органов власти соответствуют интересам и ожиданиям определенных социальных групп и слоев. Применительно к государственному аппарату и госслужащим положительный политический имидж рассматривается в качестве необходимого условия их эффективного функционирования и развития.

Изучение политического имиджа государственной гражданской службы обусловлено в первую очередь тем, что последняя по характеру своей деятельности публична. Публичность госслужбы проявляется в том, что она перманентно находится в центре внимания общественности, подвергается постоянным оценкам и сравнениям [1]. Деятельность современных государственных служащих рассматривается в качестве выражения особого доверия со стороны общества и государства, с чем связаны и высокие требования к имиджу, а также к моральному облику государственных служащих. Рассматривая специфику политического имиджа государственной службы, следует обращать внимание на то обстоятельство, что он тесно связан с восприятием государственного служащего как со стороны населения конкретного общества, которое взаимодействуют с государственными служащими, являясь получателем тех или иных государственных услуг, так и со стороны коллег по госслужбе и вышестоящих чиновников и руководителей. Именно политический имидж государственной гражданской службы в конечном счете формирует у граждан ориентацию на сотрудничество с ее представителями, либо, напротив, может сформировать в их сознании установку на ее отторжение, что может иметь следствием и абсолютное нежелание вступать в какое-либо взаимодействие с государством со стороны конкретного гражданина.

Концептуализация вопросов, связанных с имиджем, приобретает особую актуальность в рамках политической сферы жизни общества, поскольку именно здесь существует ярко выраженная потребность в имиджевых конструкциях, стратегиях субъектов политического процесса, призванных упрочить и повысить эффективность всей системы социально-политических коммуникаций в целом. Данное обстоятельство и обусловливает интерес к политологическому анализу феномена имиджа и факторов его формирования применительно к государственной гражданской службе.

ПОЛИТОЛОГИЯ

На формирование политического имиджа государственной гражданской службы в России оказывают влияние различные факторы, связанные как с традиционным восприятием государства и чиновников, характерным для различных периодов отечественной истории, так и с современным состоянием системы органов государственной власти и управления в нашей стране, различными аспектами ее функционирования, в том числе и особенностями взаимодействия госслужащих с населением, качеством предоставляемых гражданам государственных услуг. В массовом сознании населения российского общества сложился преимущественно негативный имидж государственного служащего [2].

Внимание в первую очередь необходимо обращать к проблеме восприятия населением государственной гражданской службы в целом и ее чиновников в частности. На формирование политического имиджа государственной гражданской службы, наряду с другими факторами, оказывают воздействие личный опыт общения граждан с чиновниками, степень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых им государственных услуг, ощущения, испытываемые гражданами при взаимодействии с госслужащими различного уровня. В отношении к государственным органам власти у граждан, имеющих опыт общения с чиновниками, преобладают отрицательные эмоции: население в целом оценивает отношение госслужащих к посетителям в основном негативно, акцентируя внимание на присущих им безразличии, желании поскорее закончить беседу при взаимодействии с гражданами. Важное значение в данном контексте имеет то обстоятельство, что современные российские чиновники не воспринимают свою работу как деятельность, направленную на удовлетворение интересов населения: большая их часть воспринимает работу в органах государственной власти и управления как деятельность, связанную с защитой интересов государства, своих министерств и ведомств, руководства, а также собственных интересов.

Характер взаимодействия госслужащих с посетителями государственных учреждений и ведомств во многом зависит от морально-нравственных качеств чиновников, определяющих эффективность такого взаимодействия, степень удовлетворенности граждан от общения с конкретными государственными служащими и в конечном счете складывающийся политический имидж государственной гражданской службы в целом. В современных условиях к государственной службе, с учетом сложности выполняемых ею управленческих задач, включенности в реальное пространство жизнедеятельности людей и взаимодействия с гражданским обществом, предъявляются повышенные требования, связанные в первую очередь с деятельностью состоящих на государственной гражданской службе людей, их профессионально-квалификационными качествами, а также с культурно-нравственными, этическими установками. В настоящее время залогом эффективного функционирования государственных учреждений и ведомств является наличие в них людей, мыслящих по-государственному, способных за счет своей активной деятельности переломить негативный образ чиновника-бюрократа, характерный для массового сознания населения российского общества, содействовать формированию позитивного имиджа государственной гражданской службы.

В то же время улучшение кадрового состава государственной гражданской службы, повышение уровня профессионализма чиновников не выступают в качестве единственных мер, способных улучшить политический имидж государственных служащих, отношение к ним со стороны различных групп населения страны. Так, к числу важнейших проблем функционирования отечественной государственной гражданской службы, которые негативно влияют на ее политический имидж, относится недостаточное информирование населения о работе тех или иных госструктур, оказываемых ими услугах, а также существующие преграды для получения гражданами официальной информации о деятельности соответствующих учреждений [3]. Позитивный имидж государственных служащих может сформироваться только при условии достижения открытости и публичности в деятельности государственных структур, что в свою очередь предполагает наличие хорошо отлаженной и эффективной системы связей с общественностью.

Таким образом, политический имидж государственной гражданской службы как публичный феномен представляет собой один из каналов связи власти и общества и является по сути тем, при помощи чего власть воспринимается массовым сознанием населения конкретного общества, включая представителей всех социальных слоев и групп. Значение политического имиджа заключается в том, что он определяет степень поддержки власти со стороны населения конкретного общества, а также отражает уровень доверия и эффективность деятельности государственного аппарата, выступая в качестве своеобразного фиксатора того, в какой степени действия государственных органов власти соответствуют интересам и ожиданиям общества.

Ссылки:

1. Магомедов К.О. Проблемы формирования позитивного имиджа государственной службы // Государственная служба. 2007. № 5. С. 35.

2. Тавокин Е.П. Государственные служащие (Ч. 1. Самооценка эффективности, деловых и нравственных качеств) // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 4 (98).

3. Илибезова Э. Имидж государственного служащего: проблемы формирования [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://for.kg/ru/news/152807 (дата обращения: 03.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.