Научная статья на тему 'Транснациональные криминальные вызовы и риски на пространстве СНГ, обусловленные ситуацией в Афганистане'

Транснациональные криминальные вызовы и риски на пространстве СНГ, обусловленные ситуацией в Афганистане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
преступность / транснациональная преступность / преступные сообщества / организованные преступные группы / Центрально-Азиатский регион / криминальные вызовы и риски / незаконная миграция / международный терроризм / экстремизм / нелегальный оборот наркотиков и оружия / crime / transnational crime / criminal communities / organized crime groups / Central Asian region / criminal calls and risks / illegal migration / international terrorism / illegal traffic of drugs and weapon

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Геннадиевич Кузнецов

Предпринята попытка комплексного анализа транснациональных криминальных вызовов и рисков, возникающих на территории государств – участников СНГ в связи с изменением ситуации в Афганистане. В научный оборот вводятся новые данные и экспертные оценки актуальных правоохранительных задач, а также представлена перспектива международного полицейского сотрудничества в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnational criminal calls and risks in space of CIS, conditioned by the situation in Afghanistan

The attempt of complex analysis of transnational criminal calls and risks, emerging on the territory of countries -participants CIS due to the changing situation in Afghanistan is undertaken in the work. New data and expert reviews of actual law enforcement agencies are input in the scientific circulation, the perspective of international police community in this sphere is also represented.

Текст научной работы на тему «Транснациональные криминальные вызовы и риски на пространстве СНГ, обусловленные ситуацией в Афганистане»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Международное сотрудничество

Научный доклад УДК 343.9

Транснациональные криминальные вызовы и риски на пространстве СНГ, обусловленные ситуацией в Афганистане

Андрей Геннадиевич Кузнецов

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений

на территории государств - участников СНГ, Москва, Россия

кuznetsov.аndrey66@mail.ru

АННОТАЦИЯ. Предпринята попытка комплексного анализа транснациональных криминальных вызовов и рисков, возникающих на территории государств - участников СНГ в связи с изменением ситуации в Афганистане. В научный оборот вводятся новые данные и экспертные оценки актуальных правоохранительных задач, а также представлена перспектива международного полицейского сотрудничества в этой сфере.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преступность, транснациональная преступность, преступные сообщества, организованные преступные группы, Центрально-Азиатский регион, криминальные вызовы и риски, незаконная миграция, международный терроризм, экстремизм, нелегальный оборот наркотиков и оружия

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кузнецов А. Г. Транснациональные криминальные вызовы и риски на пространстве СНГ, обусловленные ситуацией в Афганистане // Научный портал МВД России. 2023. № 2 (62). С. 128-132.

International cooperation

Original article

Transnational criminal calls and risks in space of CIS, conditioned by the situation in Afghanistan

Andrey G. Kuznetsov

Bureau for coordination struggle with organizer Crimean dotherdan geroustypes of crimes on the territory of countries-participants CIS, Moscow, Russia кuznecov.аndrei66@mail.ru

ABSTRACT. The attempt of complex analysis of transnational criminal calls and risks, emerging on the territory of countries -participants CIS due to the changing situation in Afghanistan is undertaken in the work. New data and expert reviews of actual law enforcement agencies are input in the scientific circulation, the perspective of international police community in this sphere is also represented.

KEYWORDS: crime, transnational crime, criminal communities, organized crime groups, Central Asian region, criminal calls and risks, illegal migration, international terrorism, illegal traffic of drugs and weapon

FOR CITATION: Kuznetsov A. G. Transnational criminal calls and risks in space of CIS, conditioned by the situation in Afghanistan // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023 № 2 (62). P. 128-132 (In Russ.).

В современной повестке главных международных саммитов1 особое место занимают вопросы развития обстановки в Афганистане,

1 См.: Внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ // РИА Новости. 2022. 10 янв.; Заседание Совета глав государств СНГ 15 октября 2021 г. // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL : http://www.cis. minsk (дата обращения : 30.10.2022); Подведены итоги саммита ШОС // ИнфоШОС. 2020. 10 нояб.

© Кузнецов А. Г., 2023 128

которая может оказать серьезное влияние на положение дел в Центральной Азии и других регионах. В том числе эти актуальные проблемы подробно обсуждались на состоявшихся в прошедшем году саммитах Содружества Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество), Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) и Шанхайской организации

сотрудничества (далее - ШОС). Данная тематика рассматривалась и на очередном заседании Совета министров внутренних дел государств -участников СНГ (далее - СМВД) в октябре 2021 г. [1, с. 4-12].

Обоснованные и разделяемые странами и международными структурами оценки2 в целом позволяют сделать вывод, что обстановка в Афганистане остается нестабильной и на фоне многих факторов неопределенности несет в себе спектр криминальных угроз, рисков и вызовов для государств - участников СНГ, среди которых международный терроризм, экстремизм, нелегальный оборот наркотиков и оружия, транснациональная преступность, незаконная миграция.

Согласно оценкам экспертов3 активизируются экстремистские движения, использующие террористические средства и методы для реализации своих преступных целей. В условиях негативной динамики вооруженного конфликта и проникновения в регион боевиков с Ближнего Востока в северных районах Афганистана появился ряд баз международных террористических организаций (далее - МТО). В настоящее время в провинциях Бадахшан, Тахор и Кундуз действуют 43 базы и учебных лагеря различных вооруженных группировок МТО, в которых сосредоточено свыше 5 тыс. боевиков, в том числе иностранных наемников. В частности, в провинции Бадахшан сосредоточено 18 баз и лагерей (более 2 тыс. боевиков движения «Талибан», 200 - Исламской партии Восточного Туркестана); в провинции Тахор - 10 (до 900 боевиков движения «Талибан»); в провинции Кундуз - 15 (около 1 100 боевиков движения «Талибан», 200 - Исламского государства и 60 других). Общая численность террористических организаций в северных провинциях Афганистана, по разным оценкам составляет от 7 тыс. до 20 тыс. вооруженных боевиков.

Среди экспертов4 утвердилось мнение, что сложившаяся в настоящее время обстановка в Афганистане способствует усилению и насаждению экстремистских идей и их дальнейшей экспансии за пределы страны, прежде всего в Центрально-Азиатский регион. Афганистан ста-

2 См.: Подведены итоги саммита ШОС // ИнфоШОС. 2020. 10 нояб.; Резолюция Совета безопасности ООН 2593 (2021). URL : http: www.un.org (дата обращения : 30.10.2022).

3 См.: Материалы XI Региональных экспертных консультаций представителей подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств - участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма (22 октября 2021 г., г. Бишкек) // АТЦ СНГ. 2021.

4 См.: Резолюция Совета безопасности ООН 2596 (2021).

URL : http: www.un.org (дата обращения : 30.10.2022).

новится центром глобального террористического интернационала.

Наблюдаются трансформационные тренды в финансовой поддержке терроризма и экстремизма, связанные с использованием кра-удфандинговых онлайн-платформ, торговли на фондовых рынках, вложений в недвижимость через подставные фирмы, а также цифровых финансовых активов, в том числе криптовалют, гарантирующих анонимность транзакций и слабо регулируемых и контролируемых государством. Сохраняются приемы финансирования терроризма, закамуфлированные под религиозную благотворительность, а также незаконного использования сектора НКО.

К числу вероятных угроз для стран Содружества относится инфильтрация боевиков с территории Афганистана, а также их сращивание с организованными преступными группами, специализирующимися на контрабанде наркотиков. По оценкам экспертов5, 40-60 % их доходов составляет контрабанда опиатов.

Согласно данным Всемирного доклада о наркотиках6, опубликованным Управлением ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (далее - УНП ООН), в 2021 г. в Афганистане культивирование опийного мака было зафиксировано на площади 8 тыс. га, а производство опия - в объеме 185 т. Отмечается увеличение цен на «черном» рынке на традиционно производимый в Афганистане опиум (после захвата власти талибами в исламской республике данные показатели увеличились вдвое). В 2021 г. объем производства опиума в стране вырос на 8 % и достиг 6,8 тыс. т. По оценкам экспертов, в прошедшем году на мировые рынки поступило около 20 т чистого героина (в Афганистане произведено 5 % от общего объема опиума в мире).

По данным УПН ООН, сохраняется динамика увеличения производства наркотических веществ и расширения путей наркотрафика с территории Афганистана в страны Содружества, в том числе по «северному» маршруту. Одновременно расширяется сеть лабораторий по производству психотропных веществ, в частности метамфетамина. В последние годы среди изымаемых в Афганистане наркотиков объемы изъятия «синтетики», прежде всего метамфетамина, имеют стабильную тенденцию к увеличению. В 2019 г. было изъято 1 252 кг метамфетамина, в 2018 г. - всего лишь

5 См.: Новости Агентства ООН по делам беженцев. URL : http: www.un.org (дата обращения : 02.11.2022).

6 См.: Всемирный доклад о наркотиках // УНП ООН. 2021. Буклет № 4.

182 кг, а в предыдущие годы отмечались незначительные объемы его изъятий. Ежегодно увеличиваются изъятия синтетических таблеток, называемых в Афганистане «К-таблетками». В 2020 г. было изъято 220 340 таблеток, что в четыре с половиной раза больше, чем в 2019 г. (48 221 штук), а в период 2016-2018 гг. ежегодно их изымалось от 500 единиц до 20 тыс.

Как следует из представленных УНП ООН данных, только в мае 2019 г. афганские национальные силы обороны и безопасности при поддержке вооруженных сил США уничтожили 68 лабораторий по производству метамфета-мина в контролируемых талибами уездах в провинциях Фарах и Нимруз, граничащих с Ираном. Для сравнения приводится информация о ликвидации лабораторий по производству метамфета-мина в Иране. Так, в 2013 г. было ликвидировано 445 лабораторий, в 2015 г. - 216, в 2017 г. - 141, в 2018 г. - 131, в 2019 г. - 111 лабораторий.

Аналитические материалы, подготовленные Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками7, позволяют сделать вывод о том, что наиболее активным в противоправном отношении является таджикско-аф-ганский участок внешних границ, где за восемь месяцев 2021 г. между пограничниками и наркокурьерами произошло 5 боестолкновений (в 2020 г. - 19). Попытки вооруженных прорывов через границу осуществлялись на участках ответственности пограничных отрядов «Пяндж» и «Хамадони» Пограничных войск ГКНБ Республики Таджикистан. Таджикскими пограничниками уничтожены 5 и задержаны 10 наркокурьеров, изъято более 460 кг наркотических средств, 52 единицы оружия и свыше 2,5 тыс. боеприпасов.

Наркомафия в Афганистане применяет информационно-коммуникационные технологии для сбыта наркотиков, в том числе спутниковую связь, обеспечивающую максимальную скрытность подготовительной части операций по переброске наркотиков через границы республик СНГ. Доходы от наркобизнеса, в свою очередь, используются для финансирования экстремистских группировок, покупки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Следует учитывать, что Афганистан остается питательной средой для отмывания денег и других преступлений, подрывающих основу стабильного развития государств - участников СНГ. Прежде всего это касается международной ми-

грации и таких ее разновидностей, как нелегальная и вынужденная миграция, представляющих прямую угрозу национальной безопасности и осложняющих криминальную обстановку на пространстве Содружества.

В Агентстве ООН по делам беженцев отмечают, что на сегодняшний день наблюдается миграционный отток населения из Афганистана8. В качестве беженцев к концу 2021 г. зарегистрированы 2,2 млн афганцев. Агентство прогнозирует резкое увеличение беженцев (до 500 тыс., в особенности из числа этнических меньшинств) на фоне всплеска насилия и ухудшения социально-экономической ситуации в этой стране.

Увеличение миграционных потоков в направлении центральноазиатских стран Содружества потенциально несет в себе следующие угрозы:

проникновение в регион боевиков международных террористических организаций и ведение ими подрывной деятельности на пространстве СНГ;

рост криминализации афганской среды, создание трансграничных преступных сообществ, сращивание их с местными организованными преступными группами;

агитационно-пропагандистскую деятельность среди местного населения в целях его ис-ламизации и радикализации, внедрения экстремистской идеологии;

возникновение проблем социально-экономического и общественно-политического характера, недовольство общественности из числа коренного населения, а также межнациональные и межконфессиональные конфликты. В свою очередь, неудовлетворение материально-бытовых и других потребностей афганских беженцев может усилить их протестный потенциал вплоть до вооруженного сопротивления;

активизацию деятельности отдельных общественников и репатриантов из Афганистана по организации митингов с целью оказания давления на власти государств - участников СНГ по организации канала гуманитарной эвакуации своих родственников, создавая дополнительный очаг напряженности.

Таким образом, складывающаяся обстановка в сопредельном афганском приграничье создает предпосылки для совершения вооруженных и иных провокаций, проникновения на территории государств - участников СНГ групп террористов, средств диверсий, крупных партий наркотических средств, а также усиления неконтролируе-

7 См.: Бюллетень об обстановке на внешних границах государств - участников Содружества Независимых Государств в ноябре 2021 г. // КСКПВ СНГ. 2021.

8 См.: Серенко А. Таджикские талибы анонсировали перенос джихада из Афганистана на родину // Независимая газета. 2020. 11 дек.

мых миграционных процессов на внешних границах [2, с. 4-12].

Современная обстановка в Афганистане ведет к определенным изменениям в криминальной ситуации на территории приграничных государств - участников СНГ, к формированию транснациональных криминальных угроз национальной и региональной безопасности и изменению самого характера этих угроз.

Все чаще для преступных действий используются информационно-коммуникационные технологии: от экономических махинаций и распространения наркотиков до пропаганды идеологий экстремизма и вербовки в террористические группы. В этих целях используются практически все популярные социальные сети и ресурсы: ВКонтактеДои^Ье, Facebook, Instagram и Twitter. Применяются такие возможности социальных сетей, как массовые рассылки, «перепосты», размещение аудиовидеоматериалов, фотографий.

Кроме того, в противоправной деятельности активно используется теневой сегмент Интернета - Darknet, позволяющий получать материальную выгоду от продажи запрещенных товаров (оружие, наркотические средства, поддельные документы и др.). Данный сегмент также привлекателен наличием подробных материалов по изготовлению взрывчатых веществ и оружия, руководств по вербовке, тренировке, психологической обработке, формированию мотивации у террористов.

В целом, предоставляя многочисленные преимущества в виде высокой анонимности, децентрализации хранимой информации, шифрования коммуникаций, теневой Интернет фактически является уникальным средством для использования неограниченных возможностей в криминальных целях. Вышеуказанные факторы затрудняют работу правоохранительных органов в расследовании преступлений, розыске преступников и поиске значимой информации9.

Оценки экспертов10 позволяют сделать вывод, что «афганский» комплекс криминальных рисков и вызовов в ближайшей перспективе остается весомым источником трансграничных преступных явлений и иных угроз в Центрально-Азиатском регионе.

В Резолюции Международной научно-практической конференции «Транснациональные

9 См.: О результатах борьбы с преступностью, в том числе организованной, на территории государств - участников СНГ в 2019 году : аналитический обзор / Евсеев А. В., Кузнецов А. Г. [и др.]. М. : ВНИИ МВД России, 2020.

10 См.: Доклад Группы правительственных экспертов ООН по ситуации в Афганистане. URL : http: www.un.org

(дата обращения : 02.11.2022).

криминальные вызовы и риски на пространстве Содружества, обусловленные ситуацией в Афганистане: тенденции, прогнозы, пути нейтрализации», прошедшей под эгидой Совета министров внутренних дел СНГ 25 мая 2022 г. в г. Душанбе (Республика Таджикистан), отмечается, что создавшаяся обстановка в Афганистане привела к определенным изменениям в криминальной ситуации на территориях приграничных государств - участников СНГ, к формированию транснациональных криминальных угроз национальной и региональной безопасности, а также изменению самого характера этих угроз11.

Принимая во внимание тенденции распространения негативных явлений (преступных проявлений) с территории Афганистана на пространство Содружества, участники форума рекомендуют:

совершенствовать международные механизмы сотрудничества правоохранительных органов стран Содружества в рамках межгосударственных программ борьбы с преступностью, в том числе предусмотреть разработку единой стратегии противодействия транснациональной преступности в странах СНГ с учетом криминальной ситуации на территориях государств - участников СНГ, обусловленной обстановкой в Афганистане;

укреплять сотрудничество МВД стран Содружества и отраслевых органов СНГ в целях недопущения перетекания очагов криминальной напряженности и террористической активности из Афганистана на пространство СНГ;

продолжить практику регулярных встреч в формате научно-представительских мероприятий и обмена передовым опытом по афганской проблематике и обеспечению центральноазиат-ской безопасности.

В числе наиболее актуальных первоочередных задач развития сотрудничества органов внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ, обусловленных ситуацией в Афганистане, по мнению экспертов, следует рассматривать:

регулярный мониторинг состояния и тенденций развития транснациональной преступности в регионе, отслеживание потенциальных угроз для стран Содружества, а также определение путей их нейтрализации;

развитие международно-правовой базы взаимодействия МВД государств - участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом как в двусторонних, так и многосторонних форматах; нивелирование влияния миграционных про-

11 См.: Международная научно-практическая конференция // Содружество. 2022. № 2. С. 3.

цессов на состояние криминальной обстановки в государствах - участниках СНГ, в том числе рисков использования института изменения гражданства в целях уклонения от уголовной ответственности в странах Содружества;

совершенствование механизмов обмена информацией между МВД стран Содружества и отраслевыми органами СНГ в сфере безопасности и правопорядка, в том числе связанной с прогнозом развития криминальной ситуации в Центрально-Азиатском регионе;

разработку инновационных методов и форм по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию трансграничных преступлений;

развитие практики использования возможностей нейронных сетей в целях раскрытия преступлений и межгосударственного розыска преступников;

наращивание потенциала взаимодействия органов внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ по противодействию криминальной деятельности, осуществляемой на территориях стран Содружества с использованием информационно-коммуникационных технологий;

выработку и реализацию комплекса мер по активизации противодействия незаконному обороту наркотиков в связи с обострением ситуации в Афганистане;

усиление охраны и полицейского контроля на приграничных территориях с Афганистаном;

подготовку проектов:

межгосударственного документа, регламентирующего порядок организации и проведения международной контролируемой поставки компетентными органами государств - участников СНГ;

Соглашения о Межгосударственном реестре ресурсов, распространяющих запрещенную информацию о наркотиках, для их блокировки уполномоченными органами стран Содружества;

противодействие вербовке граждан в террористические организации, манипуляции массовым сознанием и распространению экстремистских взглядов в сети Интернет на территориях государств - участников СНГ;

сотрудничество правоохранительных органов стран Содружества в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

противодействие использованию цифровых финансовых активов в преступных целях.

С учетом анализа различных экспертных оценок [3], по нашему мнению, можно констатировать, что рекомендуемые предложения сформированы на основании многостороннего взвешенного подхода и могут быть учтены компетентными органами при разработке комплексных организационно-правовых мероприятий по афганской проблематике и обеспечению централь-ноазиатской безопасности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Заседание Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ // Содружество. 2021. № 4. С. 4-11.

2. Кузнецов А. Г. Влияние обстановки в Афганистане на криминальную ситуацию в странах Содружества // Содружество. 2022. № 1. С. 28-34.

3. Таджикистан 2020: актуализация рисков и угроз, сценарии развития : науч.-аналитический доклад / науч. ред. Р. Хайрутдинов. - Казань : Казанский ун-т, 2020. - 80 с.

REFERENCES

1. Sodruzhestvo (Commonwealth), 2021, No. 4, pp. 4-11.

2. Kuznetsov A. G. Sodruzhestvo (Commonwealth), 2022, No. 1, pp. 28-34.

3. Tadzhikistan 2020: aktualizatsiya riskov i ugroz, st-senarii razvitiya : nauch. -analiticheskij doklad / nauch. red. R. Khajrutdinov (Tajikistan 2020: actualization of risks and threats, development scenarios: Scientific and Analytical report / scientific. ed. R. Khairutdinov), Kazan: Kazan University, 2020, 80 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. Г. Кузнецов - доктор социологических наук, профессор, заместитель начальника 2 Управления Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (Российская Федерация, 119991, г. Москва, Казачий переулок, д. 7).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

A. G. Kuznetsov - Doctor of Sociological Science, Professor, Deputy Head of the 2nd Office of the Bureau for Coordinating the Fight against Organized Crime and Other Dangerous Types of Crime on the Territory of the CIS Member States (Russian Federation, 119991, Moscow, Kazachiy lane, 7).

Рукопись поступила в редакцию 27.12.2022; одобрена после рецензирования 18.01.2023; принята к публикации 27.04.2023.

The article after reviewing 27.04.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

was submitted 27.12.2022; approved 18.01.2023; accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.