Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение противодействия организованной преступности в XXI веке'

Нормативно-правовое обеспечение противодействия организованной преступности в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4316
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ / КОНГРЕССЫ ООН / ORGANIZED CRIME / COUNTERACTING ORGANIZED CRIME / COOPERATION OF STATES / UN CONGRESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каримов Р. Р., Каримова Г. Ю.

В статье освещаются вопросы нормативного обеспечения противодействия организованной преступности. Авторами рассматриваются международные нормативные правовые акты универсального и регионального характера. Отдельное внимание уделено решениям, принятым по итогам работы Конгрессов ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory and legal support of counteracting organized crime in the 21st century

The issues connected with the legal support of counteracting organized crime are covered in the article. The authors consider the international regulatory legal acts of universal and regional character. Special attention is paid to the decisions taken by the Congress of the UN.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение противодействия организованной преступности в XXI веке»

Юридическая наука и правоохранительная практика

63

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В XXI ВЕКЕ

Р.Р. Каримов

(начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук; karimov_rim@mail.ru)

Г.Ю. Каримова

(старший преподаватель кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук;

karimov_rim@mail.ru)

В статье освещаются вопросы нормативного обеспечения противодействия организованной преступности. Авторами рассматриваются международные нормативные правовые акты универсального и регионального характера. Отдельное внимание уделено решениям, принятым по итогам работы Конгрессов ООН.

Ключевые слова: организованная преступность, противодействие организованной преступности, сотрудничество государств, Конгрессы ООН.

Современная организованная преступность - это глобальная проблема для всех государств. Тесное смыкание криминала с экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от государственного и общественного контроля, - вот одна из самых опасных характеристик организованной преступности. Для понимания этого явления необходимо разобраться в самом понятии «организованная преступность».

Так, например, эксперты ООН рассматривают это социально-правовое явление с двух позиций. В наиболее широком понимании организованную преступность они трактуют как форму незаконного предпринимательства, подпольную экономическую систему. В этом аспекте эксперты ООН определяют организованную преступность как одну из форм экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно производимых товаров и услуг.

С другой позиции, данное явление характеризуется как серия сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутрен-

нюю структуру, которую толкает на это, главным образом, получение финансовой прибыли и приобретение власти [1, с. 6].

Целью организованных преступных сообществ является извлечение максимальных доходов, обогащение в особо крупных размерах. Поэтому мелкие и случайные «источники доходов» организованные сообщества, как правило, не интересуют [2, с. 10]. Украинские криминологи отмечают: «Для организованной преступности характерны четкость определения перспективных направлений развития отраслей хозяйства, структур бизнеса и быстрота реагирования на изменения экономической, социальной и политической конъюнктуры» [3, с. 407].

Эскалация организованной преступности в мире сегодня является одной из основных угроз мировой безопасности.

О серьезности данного явления немало говорилось и на XI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, апрель 2005 г.). По мнению его участников, процессы глобализации и интеграции образовали новые возможности для преступных организаций, которые используют их для расширения своей деятельности. Они стали свободнее использовать легальную экономику для сокрытия своих действий, быстрого перевода и отмывания доходов. Применяя новейшие

информационные технологии, они имеют возможность поддерживать связь и согласовывать свои действия, несмотря на государственные границы [4, с. 37-38].

Основными координаторами международного сотрудничества по борьбе с преступностью стали Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые созываются раз в пять лет, начиная с 1955 года.

Большое внимание борьбе с организованной преступностью уделил Х Конгресс ООН. На его обсуждение были вынесены следующие актуальные проблемы: 1) укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия; 2) международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI в.; 3) эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями; 4) правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия [5].

Главным вопросом рассмотрения стала тема «Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке». На Конгрессе была обсуждена и принята очень важная декларация - «Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века». Она содержала призыв о скорейшем завершении Конвенции против транснациональной организованной преступности; о разработке международно-правового акта по борьбе с коррупцией; об активизации борьбы против отмывания денег, полученных преступным путем [6, с. 41-43].

С 18 по 25 апреля 2005 г. в Бангкоке состоялся XI Конгресс ООН. Была рассмотрена обширная сфера вопросов, связанных с борьбой с преступностью. Перед Конгрессом были проведены региональные подготовительные совещания в Аддис-Абебе, Бангкоке, Сан-Хосе и Бейруте.

Главная тема Конгресса была установлена следующим образом: «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия» [7]. В ходе работы Конгресса были проанализированы

эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью; международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и связи между терроризмом и другой преступной деятельностью в контексте работы Управления ООН по наркотикам и преступности; коррупция, ее угрозы и тенденции в XXI веке; экономические и финансовые преступления: вызовы устойчивому развитию; пятидесятилетняя деятельность ООН по установлению стандартов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Участники Конгресса с глубокой тревогой заметили признаки становления практической взаимосвязи между организованной преступностью и терроризмом. Так, группа преступников, совершившая теракты в марте 2004 г. в Мадриде, представляла собой странное сочетание «закоренелых экстремистов и радикально настроенных гангстеров»: использованная в терактах взрывчатка была приобретена за деньги и в обмен на наркотики. Наркоторговцы предоставили деньги, оружие, телефоны, машины, убежища и пр. По оценке экспертов ООН, в предстоящие годы сотрудничество между преступными и террористическими структурами станет еще более тесным [6, с. 41-43].

Огромным шагом в деле противодействия организованной преступности стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. с двумя дополняющими ее Протоколами: Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

Конвенция 2000 г. закрепляет необходимость установления государством-участником мер законодательного характера по признанию уголовно наказуемыми перечисленных в Конвенции деяний, совершенных умышленно. Среди них, к примеру, отмывание доходов, полученных преступным путем, коррупция. Конвенция признает необходимость отнесения к категории «серьезных преступлений» всех

Юридическая наука и правоохранительная практика преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп. В качестве механизма противодействия росту транснациональной преступности Конвенция предлагает считать складывающуюся систему отчетности государства-участника перед Генеральным секретарем ООН о развитии национального законодательства в отмеченной сфере регулирования. В Конвенции также предусматриваются организация международного сотрудничества по вопросам конфискации доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, выдача преступников, оказание взаимной правовой помощи и любого иного вида помощи, не противоречащее внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника.

Кроме того, Конвенция ориентирует на создание системы противодействия злоупотреблениям со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, проводимых публичными органами, субсидиями и лицензиями, выдаваемыми публичными органами для осуществления коммерческой деятельности, а также использования для предупреждения злоупотреблений юридических лиц. В свете последнего предлагается создать публичный реестр юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании. Возможно также вести реестр лиц, осужденных за преступления, охватываемые отмеченной Конвенцией, и лишенных права занимать должности руководителей юридических лиц [8, с. 113-121].

Ученые сосредоточивают внимание и на том, что организованная преступность интересуется еще и областью внешнеэкономических отношений. Небывалый размах приобрел вывоз за рубеж различных комплектующих, полезных ископаемых и энергоресурсов.

Организованная преступность также сопряжена с различной незаконной деятельностью. Одним из видов такой деятельности является незаконный оборот наркотиков. Мировое сообщество давно поняло необходимость противостоять

этому противоправному явлению. Так, в 1993 году Китай, Лаос, Мьянма и Таиланд подписали соответствующий меморандум. В 1995 году к нему присоединились Камбоджа и Вьетнам. В соответствии с меморандумом был принят план субрегиональных действий. В рамках его реализации к началу 2000 года осуществлялось 12 проектов, 6 из которых включали правоохранительные инициативы, в том числе разработку оперативных процедур контроля за оборотом наркотиков, усиление возможностей судебного преследования, оптимизацию международного сотрудничества [9, с. 26-27].

В 2003 году был учрежден Парижский пакт - неформальная организация, которая объединяет государства, испытывающие воздействие афганской «опиумной экономики». Ее эксперты установили наличие трех наркопотоков, идущих из Афганистана: Западного (через Иран, Турцию, Балканы), Северного (через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Россию) и Южного (через Пакистан) [10, с. 4]. Разгром «Талибана» силами международной коалиции не решил эту проблему, так как костяк военного контингента составляют подразделения армии США, которые не ставят перед собой задачу борьбы с наркотрафиком. Подтверждением этого может служить тот факт, что только за 2004 год правоохранительными органами России изъято 1090,5 кг опия и 1095,7 кг героина, поступивших из Афганистана [11, с. 14].

Последовательное изучение проблем противодействия организованной преступности привело к выработке основных принципов межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с данным явлением. В числе основных можно назвать:

- унификацию нормативно-правовой базы противодействия организованной преступности;

- противодействие финансированию организованной преступности;

- имплементацию норм международного права в сфере борьбы с организованной преступностью в национальное законодательство.

Организованная преступная деятельность, особенно в экономической сфере, практически полностью глобализирована. Механизмы извлечения доходов преступным образом все чаще приобретают межрегиональный и международный характер, реализуясь на территории сразу нескольких стран [12, с. 36].

Глобализация раскрыла новые формы транснациональной преступности, например, незаконную миграцию. Криминальное перемещение людей, по мнению В.С. Свиридова, - это организованное перемещение любого человека (или группы людей), вопреки его (их) воле, внутри страны или за ее пределы путем насилия или любым иным способом, нарушающим его (их) права, а равно приводящим к нарушению этих прав [13, с. 6]. Прошедшая в Каире в сентябре 1993 года Международная конференция по народонаселению и развитию рассмотрела в числе прочих и проблему незарегистрированных мигрантов [14]. По оценке экспертов ООН, незаконная миграция ежегодно приносит доход в валовом исчислении почти 7 млрд долларов США. Незаконная миграция дестабилизирует в целом обстановку в государстве [15, с. 86].

Россия также является активным участником в борьбе с организованной преступностью. Для нашей страны особую значимость представляют транснациональные проявления преступности на ее собственной территории.

Энергичная интеграция России в мировое сообщество сопряжена с внушительным притоком иммигрантов. По данным ФМС России, ежегодно в нашу страну въезжает более 20 млн иностранных граждан. В то же время недостаточный пограничный и иммиграционный контроль, а также коррумпированность проверяющих органов спровоцировали появление немалого количества нелегальных мигрантов. По различным оценкам, на территории Российской Федерации находится от 5 до 10 млн иностранцев с неопределенным правовым статусом. Их нахождение на территории страны с каждым годом оказывает все более ощутимое влияние на криминальную обстановку [4, с. 37-38].

Иной отрицательной тенденцией является объединение российских организованных преступных групп с зарубежными преступными формированиями, складывающееся на территории России как автономный сегмент транснациональной организованной преступности.

Вопросы борьбы с организованной преступностью освещены и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. В ней были обозначены цели снижения уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействия преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижения социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации и др. [16]

Важным аспектом борьбы с организованной преступностью является искоренение коррупции. Поэтому борьба с коррупцией должна быть всеохватывающей. В связи с этим Комитет Министров Совета Европы 6 ноября 1997 года принял резолюцию, установившую двадцать руководящих принципов борьбы против коррупции, и призвал национальные власти применять их в своем национальном законодательстве и практике [17]. В Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, которая ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 года [18, с. 13], также охватываются принципиально значимые положения, ориентированные на противодействие и искоренение коррупции [19].

Следует особо отметить роль Министерства внутренних дел в борьбе с организованной преступностью. МВД России является одним из самых инициативных и деятельных органов, реализующих международное сотрудничество по борьбе с преступностью в Российской Федерации. МВД России выполняет целый комплекс мероприятий, ориентированных на предупреждение преступности. Так, например, важным направлением деятельности МВД является формирование и выработка механизма международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму,

Юридическая наука и правоохранительная практика организованной преступности и нелегальной миграции. Международное сотрудничество воплощается в жизнь в уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, оперативнорозыскных, криминологических, организационно-технических формах. Курсы международного сотрудничества определяются уровнем существующей угрозы для международного правопорядка от тех или иных противоправных посягательств. Министерством подготовлено и подписано около 70 межведомственных договорноправовых документов, разработано к подписанию свыше 100 межгосударственных, межправительственных, а также более 30 межведомственных актов. Существенная их часть затрагивает вопросы экстрадиции лиц, совершивших тяжкие преступления, в том числе в составе организованной группы [20, с. 35-38].

При непосредственном участии МВД России, сформирована правовая база, регламентирующая борьбу с терроризмом и экстремизмом, содержащая несколько десятков юридических актов. Ее базовыми составляющими являются Федеральные законы «О противодействии терроризму» 2006 г. и «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г.

Исходя из современной криминальной обстановки, законодательство по борьбе с организованной преступностью постоянно совершенствовалось. Был осуществлен ряд изменений в уголовном, уголовно-процессуальном и административном законодательстве. Юридическую поддержку приобрели предложения по усилению ответственности за данный вид преступлений.

Осуществлены шаги, сориентированные на улучшение законодательного регулирования миграционных процессов. Нормативная база в данной области приближена к существующему опыту нормотворческого регулирования в зарубежных странах, международным стандартам, учитывает интересы национальной безопасности. На законодательном уровне в 2002 году были решены вопросы гражданства и правового положения иностранных граждан. Разра-

ботан пакет правовых документов, обеспечивающих реформирование государственного управления в сфере миграции.

Расширяется сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности. Следует отметить, что Россия является участницей большинства основополагающих международных соглашений, направленных на противодействие преступности, таких как: Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1996 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1997 г., Европейская конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и др.

В рамках сотрудничества Министерством заключено 13 международных межведомственных соглашений, также подписаны договоры о сотрудничестве с правоохранительными структурами Китая, Корейской Республики, Монголии, КНДР.

По мнению В.В. Черникова, интенсивный процесс законотворческой деятельности отрицательно влияет на единство нормативно-правовой базы, предполагающей существование, наряду с актами высшей юридической силы, необходимых подзаконных актов, устанавливающих механизмы реализации норм, что в конечном итоге позволяет ввести их в действие [21, с. 2-6].

Особую роль в деле противодействия организованной преступности исполняют региональные организации, на базе которых вырабатывается так называемое «право сообщества». Такими, например, являются принципы и нормы, принимаемые и действующие в рамках Содружества

Независимых Государств, обладающие как признаками норм международного права, так и признаками «уставного права сообщества» с более жесткими регулятивными воздействиями [22, с. 24]. Страны, являющиеся членами СНГ, так же как и европейские государства, входящие в состав ЕС, показывают готовность разрешать задачи противодействия транснациональной преступности в рамках своего региона. По мнению Р.Х. Кубова, такое решение рационально уже хотя бы потому, что, во-первых, особенности преступности в данных государствах максимально сходны в силу объективных причин криминогенного характера, во-вторых, внутреннее законодательство государств Содружества изначально сопоставимо по основным содержательным и формально-юридическим характеристикам, что обусловлено их общим «происхождением» и совпадением историко-юридических традиций институционального нормотворчества [20, с. 35-38].

Также на уровне Содружества Независимых Государств 2 апреля 1999 г. в Москве Совет глав государств СНГ утвердил Концепцию взаимодействия государств СНГ в борьбе с преступностью. В Концепции специально уделяется значительное внимание тому, что преступность в государствах - участниках СНГ неуклонно принимает транснациональный характер и крайне противоречит осуществляемым социально-экономическим переустройствам. В ней отмечается, что преступность стала все более затрагивать безопасность государств и непосредственно граждан. Как сказано в Концепции, объединение криминальных группировок происходит на территориальном, межрегиональном и международном уровнях. Преступники эффективно используют территории государств СНГ для торговли наркотиками, легализации доходов, полученных преступным путем, контрабанды, вымогательства и др. В Концепции сказано, что эффективная борьба с преступностью может быть обеспечена только на базе тесного взаимодействия государств - участников СНГ. Целями настоящей Концепции являются расширение и упрочение сотрудничества государств

- участников СНГ в борьбе с организованной преступностью. Концепция устанавливает основные принципы, задачи, направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ею компетентные органы, такие как прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности и внешней разведки, налоговая полиция, таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью (Координационный совет Генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет руководителей таможенных служб, Совет командующих пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств

- участников СНГ и др.) [23].

В целом в рамках СНГ создана солидная нормативная база противодействия преступности, которая включает в себя следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (1996 г.); Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2000 г.); Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации» (2001 г.); Соглашение о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (2005 г.); Договор о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (2007 г.) и многие др.

Также следует отметить, что в октябре 2011 года была принята Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий [24, с. 37-40].

Юридическая наука и правоохранительная практика

В заключение еще раз необходимо отметить тот факт, что организованная преступность является одной из серьезнейших проблем современного общества. Деятельность организованных преступных группировок непосредственно направлена против устоев государственности и общественной безопасности. Исходя из этого, необходимо следующее:

1. Определять и подвергать анализу новые формы организованной преступности, а также формулировать цели и приоритетные направления правоохранительной деятельности.

2. Государственная политика по борьбе с организованной преступностью на различных уровнях должна быть единой независимо от регионального компонента.

3. Государства должны в полной мере осознавать организованную преступность как неотделимую часть любого современного общества и принимать меры к непосредственному обеспечению безопасности населения и каждого индивида в отдельности от незаконных посягательств преступников.

4. Государственная власть должна осуществлять экономическое и материально-техническое оснащение правоохранительной деятельности, вырабатывать информационно-аналитическую и научно-исследовательскую политику в области противодействия организованной преступности.

5. Укрепление международно-правовой базы борьбы с организованной преступностью должно идти путем унификации норм национального законодательства государств в этой сфере.

1. Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Организованная преступность и борьба с ней: учеб. пособие. Владивосток, 1995. 107 с.

2. Основы борьбы с организованной преступностью: монография / А.И. Коннов [и др.]; под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М., 1996. 400 с.

3. Коваленко О.И., Филонов В.П. Курс лекций по криминологии и профилактике преступности. Донецк, 1995. 592 с.

____________________________________ 69

4. Сухаренко А.Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы // Международное публичное и частное право. 2007. № 2. С. 37-38.

5. Документ ООН А/СО№'.187/1.

6. Нигматуллин Р.В. Одиннадцатый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С. 41-43.

7. Документ ООН. А/ТО№. 203/К2 / АХХ.2.

8. Васильева Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия) // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 113-121.

9. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. 2002. № 4. С. 26-27.

10. «Парижский пакт»: «круглый

стол» по незаконному обороту и транзиту афганских опиатов через Россию // Монитор. 2004. № 3. С. 4-5.

11. Гордиенко В.В. Криминологические угрозы безопасности России // Актуальные вопросы противодействия международной преступности на современном этапе: материалы международной конференции 19 апреля 2005 г. М., 2005. С. 14.

12. Логинов Е. Борьба с российской организованной преступностью: международный аспект // Законность. 1998. № 7. С. 36-39.

13. Свиридов В.С. Криминальное перемещение людей: характеристика и предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002. 18 с.

14. Документ ООН. Е/СШ5/1995/3.

15. Нигматуллин РВ. Международное сотрудничество государств в борьбе с организованной преступностью: история и современность // Международные и национальные проблемы борьбы с организованной преступностью: материалы междунар. науч.-практ. конф., 12-13 апреля 2007 г.: в

4 ч. Ч. 1 / под. общ. ред. Ф.Б. Мухаметши-на. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2007. С. 78-88.

16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.

17. URL:http://www.prfitdub.md/1aws/ management/ 110602.01.shtm1.

18. Рос. газ. 2006. 21 марта.

19. URL: http://www.un.org/russian/ documen/convents/corruption.pdf.

20. Кубов РХ. Актуальные проблемы международного сотрудничества по противодействию организованной преступности // Российский следователь. 2007. № 19. С. 35-38.

21. Черников В.В. Нормотворческая деятельность МВД России на современном этапе // Российский следователь. 2006. № 7. С. 2-6.

22. Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения // Правоведение. 1995. № 3. С. 24, 5666.

23. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 1 (31). С. 84-93.

24. Жерновой М.В., Сухаренко А.Н. Проблемы борьбы с организованной преступностью в СНГ // Рос. юстиция. 2012. № 6. С. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.