Юридическая наука и правоохранительная практика
63
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В XXI ВЕКЕ
Р.Р. Каримов
(начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук; [email protected])
Г.Ю. Каримова
(старший преподаватель кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук;
В статье освещаются вопросы нормативного обеспечения противодействия организованной преступности. Авторами рассматриваются международные нормативные правовые акты универсального и регионального характера. Отдельное внимание уделено решениям, принятым по итогам работы Конгрессов ООН.
Ключевые слова: организованная преступность, противодействие организованной преступности, сотрудничество государств, Конгрессы ООН.
Современная организованная преступность - это глобальная проблема для всех государств. Тесное смыкание криминала с экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от государственного и общественного контроля, - вот одна из самых опасных характеристик организованной преступности. Для понимания этого явления необходимо разобраться в самом понятии «организованная преступность».
Так, например, эксперты ООН рассматривают это социально-правовое явление с двух позиций. В наиболее широком понимании организованную преступность они трактуют как форму незаконного предпринимательства, подпольную экономическую систему. В этом аспекте эксперты ООН определяют организованную преступность как одну из форм экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно производимых товаров и услуг.
С другой позиции, данное явление характеризуется как серия сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутрен-
нюю структуру, которую толкает на это, главным образом, получение финансовой прибыли и приобретение власти [1, с. 6].
Целью организованных преступных сообществ является извлечение максимальных доходов, обогащение в особо крупных размерах. Поэтому мелкие и случайные «источники доходов» организованные сообщества, как правило, не интересуют [2, с. 10]. Украинские криминологи отмечают: «Для организованной преступности характерны четкость определения перспективных направлений развития отраслей хозяйства, структур бизнеса и быстрота реагирования на изменения экономической, социальной и политической конъюнктуры» [3, с. 407].
Эскалация организованной преступности в мире сегодня является одной из основных угроз мировой безопасности.
О серьезности данного явления немало говорилось и на XI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, апрель 2005 г.). По мнению его участников, процессы глобализации и интеграции образовали новые возможности для преступных организаций, которые используют их для расширения своей деятельности. Они стали свободнее использовать легальную экономику для сокрытия своих действий, быстрого перевода и отмывания доходов. Применяя новейшие
информационные технологии, они имеют возможность поддерживать связь и согласовывать свои действия, несмотря на государственные границы [4, с. 37-38].
Основными координаторами международного сотрудничества по борьбе с преступностью стали Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые созываются раз в пять лет, начиная с 1955 года.
Большое внимание борьбе с организованной преступностью уделил Х Конгресс ООН. На его обсуждение были вынесены следующие актуальные проблемы: 1) укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия; 2) международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI в.; 3) эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями; 4) правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия [5].
Главным вопросом рассмотрения стала тема «Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке». На Конгрессе была обсуждена и принята очень важная декларация - «Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века». Она содержала призыв о скорейшем завершении Конвенции против транснациональной организованной преступности; о разработке международно-правового акта по борьбе с коррупцией; об активизации борьбы против отмывания денег, полученных преступным путем [6, с. 41-43].
С 18 по 25 апреля 2005 г. в Бангкоке состоялся XI Конгресс ООН. Была рассмотрена обширная сфера вопросов, связанных с борьбой с преступностью. Перед Конгрессом были проведены региональные подготовительные совещания в Аддис-Абебе, Бангкоке, Сан-Хосе и Бейруте.
Главная тема Конгресса была установлена следующим образом: «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия» [7]. В ходе работы Конгресса были проанализированы
эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью; международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и связи между терроризмом и другой преступной деятельностью в контексте работы Управления ООН по наркотикам и преступности; коррупция, ее угрозы и тенденции в XXI веке; экономические и финансовые преступления: вызовы устойчивому развитию; пятидесятилетняя деятельность ООН по установлению стандартов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Участники Конгресса с глубокой тревогой заметили признаки становления практической взаимосвязи между организованной преступностью и терроризмом. Так, группа преступников, совершившая теракты в марте 2004 г. в Мадриде, представляла собой странное сочетание «закоренелых экстремистов и радикально настроенных гангстеров»: использованная в терактах взрывчатка была приобретена за деньги и в обмен на наркотики. Наркоторговцы предоставили деньги, оружие, телефоны, машины, убежища и пр. По оценке экспертов ООН, в предстоящие годы сотрудничество между преступными и террористическими структурами станет еще более тесным [6, с. 41-43].
Огромным шагом в деле противодействия организованной преступности стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. с двумя дополняющими ее Протоколами: Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.
Конвенция 2000 г. закрепляет необходимость установления государством-участником мер законодательного характера по признанию уголовно наказуемыми перечисленных в Конвенции деяний, совершенных умышленно. Среди них, к примеру, отмывание доходов, полученных преступным путем, коррупция. Конвенция признает необходимость отнесения к категории «серьезных преступлений» всех
Юридическая наука и правоохранительная практика преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп. В качестве механизма противодействия росту транснациональной преступности Конвенция предлагает считать складывающуюся систему отчетности государства-участника перед Генеральным секретарем ООН о развитии национального законодательства в отмеченной сфере регулирования. В Конвенции также предусматриваются организация международного сотрудничества по вопросам конфискации доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, выдача преступников, оказание взаимной правовой помощи и любого иного вида помощи, не противоречащее внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника.
Кроме того, Конвенция ориентирует на создание системы противодействия злоупотреблениям со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, проводимых публичными органами, субсидиями и лицензиями, выдаваемыми публичными органами для осуществления коммерческой деятельности, а также использования для предупреждения злоупотреблений юридических лиц. В свете последнего предлагается создать публичный реестр юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании. Возможно также вести реестр лиц, осужденных за преступления, охватываемые отмеченной Конвенцией, и лишенных права занимать должности руководителей юридических лиц [8, с. 113-121].
Ученые сосредоточивают внимание и на том, что организованная преступность интересуется еще и областью внешнеэкономических отношений. Небывалый размах приобрел вывоз за рубеж различных комплектующих, полезных ископаемых и энергоресурсов.
Организованная преступность также сопряжена с различной незаконной деятельностью. Одним из видов такой деятельности является незаконный оборот наркотиков. Мировое сообщество давно поняло необходимость противостоять
этому противоправному явлению. Так, в 1993 году Китай, Лаос, Мьянма и Таиланд подписали соответствующий меморандум. В 1995 году к нему присоединились Камбоджа и Вьетнам. В соответствии с меморандумом был принят план субрегиональных действий. В рамках его реализации к началу 2000 года осуществлялось 12 проектов, 6 из которых включали правоохранительные инициативы, в том числе разработку оперативных процедур контроля за оборотом наркотиков, усиление возможностей судебного преследования, оптимизацию международного сотрудничества [9, с. 26-27].
В 2003 году был учрежден Парижский пакт - неформальная организация, которая объединяет государства, испытывающие воздействие афганской «опиумной экономики». Ее эксперты установили наличие трех наркопотоков, идущих из Афганистана: Западного (через Иран, Турцию, Балканы), Северного (через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Россию) и Южного (через Пакистан) [10, с. 4]. Разгром «Талибана» силами международной коалиции не решил эту проблему, так как костяк военного контингента составляют подразделения армии США, которые не ставят перед собой задачу борьбы с наркотрафиком. Подтверждением этого может служить тот факт, что только за 2004 год правоохранительными органами России изъято 1090,5 кг опия и 1095,7 кг героина, поступивших из Афганистана [11, с. 14].
Последовательное изучение проблем противодействия организованной преступности привело к выработке основных принципов межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с данным явлением. В числе основных можно назвать:
- унификацию нормативно-правовой базы противодействия организованной преступности;
- противодействие финансированию организованной преступности;
- имплементацию норм международного права в сфере борьбы с организованной преступностью в национальное законодательство.
Организованная преступная деятельность, особенно в экономической сфере, практически полностью глобализирована. Механизмы извлечения доходов преступным образом все чаще приобретают межрегиональный и международный характер, реализуясь на территории сразу нескольких стран [12, с. 36].
Глобализация раскрыла новые формы транснациональной преступности, например, незаконную миграцию. Криминальное перемещение людей, по мнению В.С. Свиридова, - это организованное перемещение любого человека (или группы людей), вопреки его (их) воле, внутри страны или за ее пределы путем насилия или любым иным способом, нарушающим его (их) права, а равно приводящим к нарушению этих прав [13, с. 6]. Прошедшая в Каире в сентябре 1993 года Международная конференция по народонаселению и развитию рассмотрела в числе прочих и проблему незарегистрированных мигрантов [14]. По оценке экспертов ООН, незаконная миграция ежегодно приносит доход в валовом исчислении почти 7 млрд долларов США. Незаконная миграция дестабилизирует в целом обстановку в государстве [15, с. 86].
Россия также является активным участником в борьбе с организованной преступностью. Для нашей страны особую значимость представляют транснациональные проявления преступности на ее собственной территории.
Энергичная интеграция России в мировое сообщество сопряжена с внушительным притоком иммигрантов. По данным ФМС России, ежегодно в нашу страну въезжает более 20 млн иностранных граждан. В то же время недостаточный пограничный и иммиграционный контроль, а также коррумпированность проверяющих органов спровоцировали появление немалого количества нелегальных мигрантов. По различным оценкам, на территории Российской Федерации находится от 5 до 10 млн иностранцев с неопределенным правовым статусом. Их нахождение на территории страны с каждым годом оказывает все более ощутимое влияние на криминальную обстановку [4, с. 37-38].
Иной отрицательной тенденцией является объединение российских организованных преступных групп с зарубежными преступными формированиями, складывающееся на территории России как автономный сегмент транснациональной организованной преступности.
Вопросы борьбы с организованной преступностью освещены и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. В ней были обозначены цели снижения уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействия преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижения социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации и др. [16]
Важным аспектом борьбы с организованной преступностью является искоренение коррупции. Поэтому борьба с коррупцией должна быть всеохватывающей. В связи с этим Комитет Министров Совета Европы 6 ноября 1997 года принял резолюцию, установившую двадцать руководящих принципов борьбы против коррупции, и призвал национальные власти применять их в своем национальном законодательстве и практике [17]. В Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, которая ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 года [18, с. 13], также охватываются принципиально значимые положения, ориентированные на противодействие и искоренение коррупции [19].
Следует особо отметить роль Министерства внутренних дел в борьбе с организованной преступностью. МВД России является одним из самых инициативных и деятельных органов, реализующих международное сотрудничество по борьбе с преступностью в Российской Федерации. МВД России выполняет целый комплекс мероприятий, ориентированных на предупреждение преступности. Так, например, важным направлением деятельности МВД является формирование и выработка механизма международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму,
Юридическая наука и правоохранительная практика организованной преступности и нелегальной миграции. Международное сотрудничество воплощается в жизнь в уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, оперативнорозыскных, криминологических, организационно-технических формах. Курсы международного сотрудничества определяются уровнем существующей угрозы для международного правопорядка от тех или иных противоправных посягательств. Министерством подготовлено и подписано около 70 межведомственных договорноправовых документов, разработано к подписанию свыше 100 межгосударственных, межправительственных, а также более 30 межведомственных актов. Существенная их часть затрагивает вопросы экстрадиции лиц, совершивших тяжкие преступления, в том числе в составе организованной группы [20, с. 35-38].
При непосредственном участии МВД России, сформирована правовая база, регламентирующая борьбу с терроризмом и экстремизмом, содержащая несколько десятков юридических актов. Ее базовыми составляющими являются Федеральные законы «О противодействии терроризму» 2006 г. и «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г.
Исходя из современной криминальной обстановки, законодательство по борьбе с организованной преступностью постоянно совершенствовалось. Был осуществлен ряд изменений в уголовном, уголовно-процессуальном и административном законодательстве. Юридическую поддержку приобрели предложения по усилению ответственности за данный вид преступлений.
Осуществлены шаги, сориентированные на улучшение законодательного регулирования миграционных процессов. Нормативная база в данной области приближена к существующему опыту нормотворческого регулирования в зарубежных странах, международным стандартам, учитывает интересы национальной безопасности. На законодательном уровне в 2002 году были решены вопросы гражданства и правового положения иностранных граждан. Разра-
ботан пакет правовых документов, обеспечивающих реформирование государственного управления в сфере миграции.
Расширяется сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности. Следует отметить, что Россия является участницей большинства основополагающих международных соглашений, направленных на противодействие преступности, таких как: Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1996 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1997 г., Европейская конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и др.
В рамках сотрудничества Министерством заключено 13 международных межведомственных соглашений, также подписаны договоры о сотрудничестве с правоохранительными структурами Китая, Корейской Республики, Монголии, КНДР.
По мнению В.В. Черникова, интенсивный процесс законотворческой деятельности отрицательно влияет на единство нормативно-правовой базы, предполагающей существование, наряду с актами высшей юридической силы, необходимых подзаконных актов, устанавливающих механизмы реализации норм, что в конечном итоге позволяет ввести их в действие [21, с. 2-6].
Особую роль в деле противодействия организованной преступности исполняют региональные организации, на базе которых вырабатывается так называемое «право сообщества». Такими, например, являются принципы и нормы, принимаемые и действующие в рамках Содружества
Независимых Государств, обладающие как признаками норм международного права, так и признаками «уставного права сообщества» с более жесткими регулятивными воздействиями [22, с. 24]. Страны, являющиеся членами СНГ, так же как и европейские государства, входящие в состав ЕС, показывают готовность разрешать задачи противодействия транснациональной преступности в рамках своего региона. По мнению Р.Х. Кубова, такое решение рационально уже хотя бы потому, что, во-первых, особенности преступности в данных государствах максимально сходны в силу объективных причин криминогенного характера, во-вторых, внутреннее законодательство государств Содружества изначально сопоставимо по основным содержательным и формально-юридическим характеристикам, что обусловлено их общим «происхождением» и совпадением историко-юридических традиций институционального нормотворчества [20, с. 35-38].
Также на уровне Содружества Независимых Государств 2 апреля 1999 г. в Москве Совет глав государств СНГ утвердил Концепцию взаимодействия государств СНГ в борьбе с преступностью. В Концепции специально уделяется значительное внимание тому, что преступность в государствах - участниках СНГ неуклонно принимает транснациональный характер и крайне противоречит осуществляемым социально-экономическим переустройствам. В ней отмечается, что преступность стала все более затрагивать безопасность государств и непосредственно граждан. Как сказано в Концепции, объединение криминальных группировок происходит на территориальном, межрегиональном и международном уровнях. Преступники эффективно используют территории государств СНГ для торговли наркотиками, легализации доходов, полученных преступным путем, контрабанды, вымогательства и др. В Концепции сказано, что эффективная борьба с преступностью может быть обеспечена только на базе тесного взаимодействия государств - участников СНГ. Целями настоящей Концепции являются расширение и упрочение сотрудничества государств
- участников СНГ в борьбе с организованной преступностью. Концепция устанавливает основные принципы, задачи, направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ею компетентные органы, такие как прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности и внешней разведки, налоговая полиция, таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью (Координационный совет Генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет руководителей таможенных служб, Совет командующих пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств
- участников СНГ и др.) [23].
В целом в рамках СНГ создана солидная нормативная база противодействия преступности, которая включает в себя следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (1996 г.); Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2000 г.); Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации» (2001 г.); Соглашение о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (2005 г.); Договор о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (2007 г.) и многие др.
Также следует отметить, что в октябре 2011 года была принята Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий [24, с. 37-40].
Юридическая наука и правоохранительная практика
В заключение еще раз необходимо отметить тот факт, что организованная преступность является одной из серьезнейших проблем современного общества. Деятельность организованных преступных группировок непосредственно направлена против устоев государственности и общественной безопасности. Исходя из этого, необходимо следующее:
1. Определять и подвергать анализу новые формы организованной преступности, а также формулировать цели и приоритетные направления правоохранительной деятельности.
2. Государственная политика по борьбе с организованной преступностью на различных уровнях должна быть единой независимо от регионального компонента.
3. Государства должны в полной мере осознавать организованную преступность как неотделимую часть любого современного общества и принимать меры к непосредственному обеспечению безопасности населения и каждого индивида в отдельности от незаконных посягательств преступников.
4. Государственная власть должна осуществлять экономическое и материально-техническое оснащение правоохранительной деятельности, вырабатывать информационно-аналитическую и научно-исследовательскую политику в области противодействия организованной преступности.
5. Укрепление международно-правовой базы борьбы с организованной преступностью должно идти путем унификации норм национального законодательства государств в этой сфере.
1. Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Организованная преступность и борьба с ней: учеб. пособие. Владивосток, 1995. 107 с.
2. Основы борьбы с организованной преступностью: монография / А.И. Коннов [и др.]; под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М., 1996. 400 с.
3. Коваленко О.И., Филонов В.П. Курс лекций по криминологии и профилактике преступности. Донецк, 1995. 592 с.
____________________________________ 69
4. Сухаренко А.Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы // Международное публичное и частное право. 2007. № 2. С. 37-38.
5. Документ ООН А/СО№'.187/1.
6. Нигматуллин Р.В. Одиннадцатый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С. 41-43.
7. Документ ООН. А/ТО№. 203/К2 / АХХ.2.
8. Васильева Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия) // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 113-121.
9. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. 2002. № 4. С. 26-27.
10. «Парижский пакт»: «круглый
стол» по незаконному обороту и транзиту афганских опиатов через Россию // Монитор. 2004. № 3. С. 4-5.
11. Гордиенко В.В. Криминологические угрозы безопасности России // Актуальные вопросы противодействия международной преступности на современном этапе: материалы международной конференции 19 апреля 2005 г. М., 2005. С. 14.
12. Логинов Е. Борьба с российской организованной преступностью: международный аспект // Законность. 1998. № 7. С. 36-39.
13. Свиридов В.С. Криминальное перемещение людей: характеристика и предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002. 18 с.
14. Документ ООН. Е/СШ5/1995/3.
15. Нигматуллин РВ. Международное сотрудничество государств в борьбе с организованной преступностью: история и современность // Международные и национальные проблемы борьбы с организованной преступностью: материалы междунар. науч.-практ. конф., 12-13 апреля 2007 г.: в
4 ч. Ч. 1 / под. общ. ред. Ф.Б. Мухаметши-на. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2007. С. 78-88.
16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
17. URL:http://www.prfitdub.md/1aws/ management/ 110602.01.shtm1.
18. Рос. газ. 2006. 21 марта.
19. URL: http://www.un.org/russian/ documen/convents/corruption.pdf.
20. Кубов РХ. Актуальные проблемы международного сотрудничества по противодействию организованной преступности // Российский следователь. 2007. № 19. С. 35-38.
21. Черников В.В. Нормотворческая деятельность МВД России на современном этапе // Российский следователь. 2006. № 7. С. 2-6.
22. Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения // Правоведение. 1995. № 3. С. 24, 5666.
23. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 1 (31). С. 84-93.
24. Жерновой М.В., Сухаренко А.Н. Проблемы борьбы с организованной преступностью в СНГ // Рос. юстиция. 2012. № 6. С. 37-40.