Научная статья на тему 'Транснациональные корпорации третьего мира и борьба за права человека в Африке'

Транснациональные корпорации третьего мира и борьба за права человека в Африке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2134
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / АРАБСКАЯ ВЕСНА / АФРИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунцов Андрей Леонидович

Интернационализация в мировой экономике обостряет дилемму предпринимательской деятельности, когда транснациональные корпорации в принимающих странах, с одной стороны, стремятся к получению прибыли «любой ценой», но, с другой стороны, заинтересованы в соблюдении прав человека, что обеспечит общественный прогресс и откроет новые возможности для сбыта продукции. Транснациональные корпорации из стран третьего мира способны привнести в Африку не столь строгие, но более прогрессивные концепции по соблюдению прав человека, что отвечает эволюционным целям общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSNATIONAL CORPORATIONS FROM THE THIRD WORLD AND THE STRUGGLE FOR HUMAN RIGHTS IN AFRICA

Internationalization in the world economy exacerbates the entreprenural dilemma of profit maximization and human rights enforcement for the purposes of social development and sales stimulation. Third world transnational corporations can bring to Africa relaxed, yet more progressive human rights conceptions, that correspond to the goals of social evolution.

Текст научной работы на тему «Транснациональные корпорации третьего мира и борьба за права человека в Африке»

УДК 339.926

АЛ. Сапунцов ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ ТРЕТЬЕГО

МИРА И БОРЬБА ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В АФРИКЕ

Аннотация. Интернационализация в мировой экономике обостряет дилемму предпринимательской деятельности, когда транснациональные корпорации в принимающих странах, с одной стороны, стремятся к получению прибыли «любой ценой», но, с другой стороны, - заинтересованы в соблюдении прав человека, что обеспечит общественный прогресс и откроет новые возможности для сбыта продукции. Транснациональные корпорации из стран третьего мира способны привнести в Африку не столь строгие, но более прогрессивные концепции по соблюдению прав человека, что отвечает эволюционным целям общественного развития.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, прямые иностранные инвестиции, права человека, развивающиеся страны, арабская весна, Африка.

AMrey Sapuntsov TRANSNATIONAL CORPORATIONS

FROM THE THIRD WORLD AND THE STRUGGLE FOR HUMAN RIGHTS IN AFRICA

Annotation. Internationalization in the world economy exacerbates the entreprenural dilemma of profit maximization and human rights enforcement for the purposes of social development and sales stimulation. Third world transnational corporations can bring to Africa relaxed, yet more progressive human rights conceptions, that correspond to the goals of social evolution. Keywords: transnational corporations, FDI, human rights, developing countries, Arab Spring, Africa.

В 2013 г. возобновилась повышательная тенденция в глобальных потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ): их поступления за год увеличились на 9 % и составили 1,45 трлн долл. США, а кумулятивные объемы достигли 25,5 трлн долл., причем эксперты ЮНКТАД прогнозируют в 2016 г. дальнейший рост поступлений таких инвестиций до 1,85 трлн долл. [11]. Транснациональные корпорации (ТНК) увеличивают капиталовложения в Африку, и в 2012 г. поступления ПИИ впервые превысили сумму официальной помощи развитию, составив 51,7 млн долл., а по предварительным данным за 2014 г. в структуре внешних финансовых потоков, поступающих в континент в объеме 206,5 млрд долл., доля ПИИ становится еще значительнее составляет 29 %, тогда как доля вышеуказанной помощи - 27 %, денежных переводов - 32 % и портфельных инвестиций - 12 % [4].

Хозяйственная деятельность ТНК спряжена с непосредственным влиянием на состояние лиц, выступающих сторонами хозяйственных сделок в принимающих странах, а также вызывает в них разнообразные спилловеры, экстернальные эффекты и спин-оффы, затрагивающие общество и экономику, в том числе стейкходеров. На наш взгляд, использование иностранных терминов в экономических науках позволяет точнее передать смысловое содержание и только обогащает русский язык. Так, «spillover» (переливание через край) в экономике означает воздействие на лиц, косвенно связанных с хозяйственной деятельностью, а также на иные бизнес-процессы. Термин «external effects» (внешние эффекты) предполагает возникновение издержек и выгод у третьих лиц, а «spin-off» (дополнительная выгода, побочный результат) - использование в потребительских товарах инноваций, появившихся при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) по государственному оборонному заказу.

В узком смысле, такие процессы позволяют мобилизовать местные факторы производства, используемые в транснациональном бизнесе: обеспечить занятость населения, задействовать земельные и иные природные ресурсы, организовать передовые производства с прогрессивными техноло-

© Сапунцов А.Л., 2015

гиями выпуска продукции и управления, получить доступ к ранее недоступным зарубежным рынкам сбыта, а также на местном рынке - более полно удовлетворить потребности потребителей, получающих кастомизированные товары и услуги, изготовленные и оказываемые с использованием вышеуказанных достижений. В широком смысле, вышеперечисленные спин-оффы будут стимулировать сбыт у локальных поставщиков комплектующих и у научно-технических организаций, осуществляющих деятельность для или в сотрудничестве с ТНК. Изменения в принимающих развивающихся странах также предполагают перенос практики добросовестного ведения бизнеса, свойственной странам базирования ТНК, что позволит противодействовать коррупции и уклонению от уплаты налогов, повысить строгость подачи управленческой отчетности и т.д. - тем самым улучшит институциональную среду. Зарубежные ТНК, применяя концепцию корпоративной социальной ответственности (КСО), популяризируют этическое потребление, акцентируя внимание на экологических и нравственных аспектах производственного процесса, внедряют в производимую продукцию достижения мировой культуры, что способствует повышению уровня образования и гуманизма, содействует общественному развитию.

Крупные страны активно проводят политику культурного обмена, всячески пытаются довести до африканцев информацию о своих общественных ценностях, образе жизни и стиле потребления. Безусловно, такие программы стимулируют экспорт товаров и услуг, а также открывают для ТНК новые рынки сбыта. Однако компании, производя и реализуя продукцию в развивающихся странах, сами становятся агентами по распространению стиля жизни и условий потребления в материнской стране. Современные маркетинговые методики позволяют ТНК не просто удовлетворить существующий спрос, а также сформировать потребительские предпочтения.

Например, напиток «Кока-кола», который разливается практически повсеместно, создает у покупателя иллюзию приобщения к американской мечте и чувство успешного жителя США. Подобные явления также фиксируются в производстве автомототранспортных средств, спиртосодержащих напитков, бытовой химии и т.д. Зарубежная популяризация культуры страны базирования прослеживалась при выпуске и сбыте за рубежом сигарет «Житан» французской компании «Сеита», ставших у иностранных потребителей культовой маркой, частью французского стиля, а в 80-е гг. ХХ в. - подчеркивавшей артистически-литературный имидж курильщиков [3]. Современные достижения медицины подтверждают опасность курения, что делает стимулирование этой вредной привычки абсурдным и граничащим с обманом, который не имеет никакого отношения к признанию французской литературы и других культурных объектов.

Теоретические модели макроэкономического равновесия показывают, что выплата более высокого жалования занятым, а также обеспечение их достатка и благополучия, непосредственно отвечает предпринимательским интересам, так как более высокий уровень дохода населения позволит увеличить объем сбыта продукции, повысить уровень ее сложности, а также обеспечить эффективную организацию производства за счет найма квалифицированной рабочей силы. Однако институциональная теория исследует «проблему безбилетника», при которой занижение заработной платы в отдельной организации позволит ее собственникам экономить на затратах, но за счет единичности этого явления воздействие на совокупный спрос будет ничтожным.

Исследования взаимозависимостей между объемами поступлений ПИИ и состоянием политической системы принимающей страны проводятся в детализации аспектов государственного управления, таких как уровень коррупции, защита прав собственности (включая расчет вероятности экспроприации), предоставление налоговых льгот и т.д. Оценка политической системы в целом позволяет выявить антагонистические ожидания у зарубежных ТНК. С одной стороны, авторитарные политические режимы наделяют отдельные зарубежные компании возможностью получать повышенную прибыль при реализации инвестиционных проектов [9]. Указанная закономерность обуслов-

лена способностью правящих элит к узурпации общественного сектора экономики и налогово-бюджетной системы, связанной с присвоением денежных средств, что позволяет автократам минимизировать трансакционные издержки на прием ПИИ и включить ТНК «в долю», позволить им эксплуатировать население и нарушать права человека. С другой стороны, развитие институтов представительной демократии и всемерное соблюдение прав человека позволяет странам привлечь агрегированные ПИИ в больших объемах за счет выхода на рынок мелких и средних инвесторов, которые не способны к участию в келейных переговорах с правителями в авторитарных государствах [8].

Рыночные механизмы имеют определенную возможность для устранения указанной проблемы посредством выстраивания конкурентных отношений, но узурпация власти узкой группой правящих элит позволяет поработить общество и распространить указанные отношения на основную часть населения, работающую по найму, с сохранением низкого уровня оплаты труда и плохих условий жизни. На рубеже ХХ в. в капиталистических обществах такая ситуация достигла апогея, что вызвало волну революций и войн, а также обусловило принятие мер по законодательному наделению граждан неким набором неотъемлемых прав человека, для чего в 1922 г. была учреждена соответствующая международная федерация, а в послевоенный период - приняты международные документы и договоры ООН, Совета Европы и иных интеграционных объединений. В юридической доктрине индивид наделяется неотъемлемыми личными политическими, социальными, экономическими, культурными и экологическими правами, обеспечение которых является одной из основных задач правительства.

Одной из наиболее важной составляющей прав человека являются права и свободы при осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности: права на свободу труда и запрет принудительного труда, включая 8-часовой рабочий день, справедливые условия и оплату труда, его безопасность и т.д., а также право на благоприятную окружающую среду, какой она должна остаться при ведении бизнеса. Права человека детализируются и развиваются в соответствующем законодательстве, но при сохранении существенных национальных различий в наборах таких норм зарубежная деятельность ТНК в странах третьего мира оказывает воздействия и на другие статьи прав местных жителей. Например, в 70-е гг. ХХ в. ТНК «Чикита Брэндз» дважды перечислила О. Ареллано, президенту Гондураса, 1,25 млн долл. в обмен на налоговые льготы при выращивании фруктов, позволившие фирме сэкономить 7,5 млн долл. Такое было бы немыслимо в США, где эта фирма зарегистрирована, но в развивающейся стране компания стала агентом по подрыву политической системы, ведь недостающие средства могли бы быть потрачены правительством на реализацию гражданами всего спектра прав человека, а вместо этого в стране произошел переворот.

Для противодействия подобным ситуациям развитые страны приняли законодательство, запрещающее подкуп зарубежных должностных лиц в коммерческих сделках, а также соответствующую международную конвенцию. Несколько лет тому назад американская ТНК «Гудеар» давала взятки в Анголе и Кении, что позволило стимулировать сбыт автомобильных покрышек и иных шин. За это на фирму был наложен крупный штраф, а в других странах, например в Канаде, менеджерам грозило бы тюремное заключение. Международные обязательства по борьбе со взяточничеством за рубежом взяли на себя и некоторые развивающиеся государства, а также Россия, но правоприменительная практика только начинает формироваться. Например, ЮАР, которая располагает более чем 50 млрд евро накопленных ПИИ за рубежом, расследовала всего 10 дел по фактам подкупа иностранных чиновников, по которым не было вынесено ни одного решения. По одному из таких разбирательств южноафриканские ТНК подозреваются в перечислении 20 млн долл. за получение прав на добычу нефти в африканской стране [10].

В этой связи прием в экономику Африки ТНК развивающихся стран, при всех положительных сторонах организации бизнеса, содержит в себе намного больше спорных вопросов в защите прав

человека среди африканцев, чем при организации производства компаниями развитых стран. Более того, фирмы развивающихся стран замечены в более частом нарушении экономических прав населения, реализуемых непосредственно в хозяйственной деятельности. Например, при строительстве плотины «Буи» в Гане китайская ТНК «Синогидро» фальсифицировала отчеты о воздействии на местные экосистемы, допускала африканских рабочих без применения средств по предотвращению производственного травматизма. В Намибии, ЮАР и Замбии китайские фирмы многократно игнорировали требования законодательства о минимальной оплате труда, а также отказывались перечислять денежные средств в систему социального страхования и в пенсионный фонд [7].

За последние годы в научных журналах вышла серия работ по проблематики деятельности ТНК и соблюдения прав человека [5]. Вышеперечисленные факты обусловливают необходимость проведения не только технико-экономических обоснований деятельности ТНК в категориях издержек, объемов сбыта, прибыли и эффективности инвестирования, но и учета внеэкономических эффектов в деятельности ТНК, таких как влияние на политические институты, органы государственного управления, правоприменительную практику и т.д., причем такие эффекты анализируются в контексте соблюдения прав человека в развивающихся странах - в особенности в Африке. Демократизация политических режимов в Африке делает экономику более привлекательной для иностранных инвесторов, однако наделение местного населения более широкими правами человека в будущем подчинено закономерности убывающей предельной отдачи, что с учетом эластичности приведет к замедлению в поступлении ПИИ.

Структурные реформы в экономике Африки «завораживают» ее в глазах иностранных инвесторов, что обусловило диверсификацию мест приложения капитала за счет сферы услуг и обрабатывающей промышленности. Рыночные преобразования стимулируют развитие политических институтов, демократизацию и применение международных стандартов по правам человека. Однако авторитарные правители ряда государств стремятся сохранить как свою власть, так и монархические механизмы ее передачи. Такие мотивы определяются не только «жаждой» власти как таковой и личного богатства автократов, но и их сомнениями о готовности общества к свободным выборам и развитию парламентаризма, о степени формирования системы сдержек и противовесов в государстве, так как в противном случае должности в представительных органах будут замещены лицами, склонными к коррупции, и начнут обостряться протестные настроения. Причем подобные соображения имеются даже некоторых в развитых странах Европы, где монарх сохраняется, но занимает церемониальную должность.

Проведение рыночных реформ и внедрение западных стандартов ведения бизнеса не может полностью исключить риск экспроприации ПИИ, так как такие решения принимаются авторитарным главой государства и его окружением. Несмотря на прогресс в страховании политических рисков, в том числе достигнутый благодаря деятельности органов ООН, такие услуги остаются доступными только для крупных компаний, которые вступают в консорциумы со Всемирным банком. В этой связи борьба за права человека в Африке, осуществляемая «снизу» и в дальнейшем прогрессирующая в свободные выборы и в формирование демократических институтов, отличается особой актуальностью при приеме зарубежных ТНК, способных стать агентами по «импорту» подходов к организации политики из стран базирования.

Примером неэффективного управления политическим риском и учета фактора стран базирования ТНК в их способности к продолжению хозяйственной деятельности служит проект по добычи нефти в Чаде с участием западных компаний, а также малазийского «Петронаса». Сформировав для иностранцев наиболее благоприятные условия ведения бизнеса, Чад за счет этого проекта обеспечил 10 % рост ВВП в 2001 г., а участие Всемирного банка обязало перечислять часть правительственных доходов в фонд будущих поколений и закрепило обязательства по финансированию социальных и

инфраструктурынх программ. Однако в дальнейшем Чад пришел к «ресурсному проклятью», деградации человеческого капитала и политической дестабилизации. Более того, не выполнялись требования по накоплению государственных доходов, а проекты в здравоохранении были выполнены частично и вскрылись факты коррупции. Находящийся с 1990 г. и по настоящий момент времени президентом Чада И. Деби в 2006 г. публично заявил о том, что американская «Шеврон» и «Петро-нас» недоплатили 450 млн долл. налогов, тогда как другой участник - «ЭксонМобил», базирующийся в США, упомянут не был. «Гибкость» налогового законодательства позволила снизить сумму требований до 289 млн долл., которые вскоре были уплачены и в дальнейшем разногласий не наблюдалось [6]. Учитывая вышеприведенные механизмы развитых стран Запада по противодействию коррупции своих ТНК за рубежом, включение в состав консорциума компании, базирующейся в развивающемся государстве, позволило повысить способность к участию в переговорном процессе с правительством Чада и игнорировать многочисленные нарушения прав местных жителей в ходе строительства и эксплуатации объектов по добыче нефти, а также достичь стабильности в правлении президента, что позволило сохранить статус-кво во внешней среде для ведения бизнеса. В подтверждении указанной гипотезы в последние годы к добыче и переработке нефти в Чаде подключились китайские ТНК, которые способны лучше функционировать в таких условиях.

Прогресс в КСО на Западе затруднил деятельность его ТНК в африканских странах со слабо соблюдаемыми правами человека. Использование компаний-посредников и участие в капитале ТНК развивающихся стран все еще позволяет западным предпринимателям осуществлять хозяйственную деятельность и пренебрегать нормами КСО за рубежом, но такие возможности снижаются. Гипотезы о том, что «арабская весна» была инициирована развитыми странам, получили широкое распространение, и мотивы к таким действиям объясняются следующим: «По существу, арабская весна вновь поставила вопрос о возможности и цене «трансплантации» демократии в ее евро-атлантической ипостаси» [1, с. 13]. Однако в мире существует множество авторитарных режимов, к демократизации которых Евросоюз с США проявляют слабый интерес.

Наибольшие волнения наблюдались в странах с относительно сильными лидерами, которые имели социалистическую направленность: например, в Ливии рядовым жителям предоставлялось доступное жилье и цены на продукты питания удерживались на низком уровне, тогда как сейчас массированные бомбардировки и революция ввергли население в нищету, распространили радикализм [2]. В таких странах отдельные права человека соблюдались больше, чем на Западе, и для компаний «Триады» становилось все труднее проникнуть на местные рынки, а также следователь институциональным условиям авторитарных правителей.

Гиперболизация пагубности участия ТНК развивающихся стран в формировании подходов к борьбе за права человека в Африке некорректна, так как общества меняются эволюционно и страны с низким уровнем развития человеческого капитала просто не способны принять существенно более прогрессивные зарубежные институты демократии. Развитые страны Запада, сталкиваясь с растущими барьерами при ведении бизнеса, готовы идти на крайние меры, вплоть до организации революций и прямого военного вмешательства. В связи с этим деятельность ТНК развивающихся стран в Африке следует трактовать как промежуточный этап в становлении передовых институтов по соблюдению прав человека, а также распространения концепций КСО и эстетико-этического потребления, что позволит обеспечить политический прогресс, подготовить страны к углублению сотрудничества с западными ТНК и избежать кровопролитных восстаний и анархии.

Библиографический список

1. Фитуни, Л. Л. «Арабская весна» : трансформация политических парадигм в контексте международных отношений / Л. Л. Фитуни // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 1. - С. 3-14.

2. Фитуни, Л. Л. Агрессивные негосударственные участники геостратегического соперничества в «Исламской Африке» / Л. Л. Фитуни, И. О. Абрамова // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 12. - С. 8-15.

3. Энциклопедия сигарет. Gitanes [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.tabacum.ru/ gitanes.html (дата обращения : 10.06.2015).

4. African Economic Outlook [Electronic resourse] / AfDB; OECD; UNDP. - 2014. - 72 p. - Mode of Access: http://www.africaneconomicoutlook.org/fileadmin/uploads/aeo/2014/PDF/Chapter_PDF/02_Chapter2_AEO2014 _EN.light.pdf (accessed: 01.05.2015).

5. Blanton, S. L. Sectoral Analysis of Human Rights and FDI / S. L. Blanton, R. G. Blanton // International Studies Quarterly. - 2009. - No. 53. - P. 469-493.

6. Gloud, J. An Obsolescing Bargain in Chad : Shifts in Leverage between the Government and the World Bank / J. Gloud, M. Winters // Business and Politics. - 2007. - Vol. 9, issue 2. - P. 1-34.

7. Jauch, H. Chinese Investments in Namibia : a Labour Perspective / H. Jauch, I. Sakaria. - Windhoek, Namibia : Labor Resource and Research Institute, 2009 (May). - 421 p.

8. Jessup, D. Dollars and democracy: the post-cold war decline in developing democracies' share of trade and investment markets / D. Jessup // New Economy Information Service. - 1999. - November.

9. Oneal, J. The affinity of foreign investors for authoritarian regimes / J. Oneal // Political Research Quarterly. -1994. - No. 47. - P. 565-589.

10. Phase 3 report on implementing the OECD anti-bribery convention in South Africa. - Paris : OECD, 2014. - 87 p.

11. World Investment Report 2014. Investing in the SDGs: an Action Plan / UNCTAD. - N.Y.; Geneva : UN, 2014. - 277 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.