Научная статья на тему 'Транснациональные корпорации и их интересы в России'

Транснациональные корпорации и их интересы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Ирина

Ведущие фармацевтические компании контролируют основную долю мирового производства лекарств. Особенно заметно концентрация рынка выросла в течение 90-х годов прошлого столетия. Если в конце 70-х годов 30-ти крупнейшим компаниям мира принадлежало около 50% продаж ЛС, то сегодня почти 70%. Фармацевтические корпорации стремятся работать по всему миру, одними из первых международных компаний они пришли на перспективный российский рынок. Сегодня большинство из них перешагнуло десятилетний рубеж работы в России. За этот, казалось бы, небольшой период времени компании смогли завоевать себе достойное место на отечественном рынке. Для этого им пришлось затратить немало сил: освоить российское правовое поле, изучить национальные особенности и менталитет потенциальных потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транснациональные корпорации и их интересы в России»

Р£МШи и М 2004 сентябрь

Ирина ШИРОКОВА

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ ИНТЕРЕСЫ В РОССИИ

Ведущие фармацевтические компании контролируют основную долю мирового производства лекарств. Особенно заметно концентрация рынка выросла в течение 90-х годов прошлого столетия. Если в конце 70-х годов 30-ти крупнейшим компаниям мира принадлежало около 50% продаж ЛС, то сегодня — почти 70%. Фармацевтические корпорации стремятся работать по всему миру, одними из первых международных компаний они пришли на перспективный российский рынок. Сегодня большинство из них перешагнуло десятилетний рубеж работы в России. За этот, казалось бы, небольшой период времени компании смогли завоевать себе достойное место на отечественном рынке. Для этого им пришлось затратить немало сил: освоить российское правовое поле, изучить национальные особенности и менталитет потенциальных потребителей.

ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ГЛОБАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»

Деление фармкомпаний на глобальный и прочий капитал весьма условно, поскольку постоянно происходят перемещения из одной группы в другую, процессы слияния-поглощения. За последнее десятилетие мировой фармацевтический рынок пережил свыше 50 слияний, оказавших существенное влияние на его передел. Среди важнейших структурных изменений — появление в конце 80-х годов гигантов SmithKline-Beechem и Bristol-Myers Squibb, поглощение Pfizer компании Pharmacia, слияние Sanofi-Synthelabo компании Aventis и т. д. Слияния-поглощения дают возможность компаниям изрядно пополнить портфель предлагаемых на рынке препаратов, вырваться вперед в продвижении новых технологий, по возможности сохранить, а в идеале и увеличить свою долю рынка. Как, например, это демонстрирует Pfizer — компания с более чем 1,5-вековой историей, на протяжении которой происходили расширения и слияния, обеспечивающие радикальность ее развития. Последним знаковым слиянием было вхождение в состав Pfizer крупной американской компании Pharmacia. Благодаря этому слиянию, Pfizer усилил свои позиции на рынке, значительно расширив портфель препаратов, в частности за счет онкологических, офтальмологических

препаратов, антибиотиков и других ЛС. Кроме того, в портфеле Пфайзер оказался инновационный препарат Целебрекс, разработанный небольшой компанией Searle, а после ее слияния с Pharma-cia&Upjohn, принадлежащий последней. Глобальность на фармрынке приносит наибольшие дивиденды по сравнению с любой другой отраслью. Масштабом компании определяется ее возможность продавать свою продукцию: чем крупнее производитель, тем меньшую долю денег и сил, по отношению к общим оборотам, затрачивает на продвижение. Фармацевтические корпорации, предлагая рынку инновационные ЛС, стремятся продвигать их одновременно в максимально возможном количестве стран, масштабность этих компаний позволяет им быстрее и шире осваивать новые рынки сбыта.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Чтобы понять, с какими трудностями связано достижение успеха в России иностранной фармцевтической компании, следует учитывать особенности отечественного фармрынка, в частности, его финансовой составляющей. К российской специфике можно отнести отсутствие четкой политики предоставления льгот на ЛС; региональные различия, приводящие к снижению уровня более развитых регионов до показате-

лей менее развитых, ввиду стремления иметь единый стандарт для всей страны; и самое главное — прямую зависимость рынка от финансовых возможностей потребителей, которые, как известно, невелики. Однако есть и другие особенности, на которые обращают внимание представители фармацевтических корпораций. «К специфике работы в России относится характер предпочтений покупателей. В США и Западной Европе в линейке препаратов Pfizer первые места рейтинга занимают сердечно-сосудистые, онкологические ЛС, антидепрессанты и антибиотики. Бестселлером же в России стала Виагра, занимающая среди препаратов Pfizer лишь 5 место, а среди мировых препаратов — 9—10 места. Это, конечно, не отражает специфику российского потребителя, а является следствием особенности лекарственного обеспечения России, где большую часть лекарств люди пока покупают за собственные средства», — приводит характерный пример Борис Белоусов, медицинский директор представительства Pfizer в России. По мнению Ирины Городецкой, специалиста по связям с общественностью Российского представительства компании Sanofi-Synthelabo, российский рынок интенсивно развивается и, несомненно, представляет интерес для иностранных фармкомпаний, в т. ч. и крупных корпораций. Однако ряд трудностей для их деятельности сохраняется, в частности, довольно медленно продвигается реформа здравоохранения. Программы общественного здравоохранения, направленные на пропаганду здорового образа жизни, профилактику заболеваний и планирование семьи, не являются основными приоритетами правительства. В результате этого рынок, в отличие от других мировых рынков, практически полностью нахо-

2004 сентябрь РШШШШ

дится в руках компаний, выпускающих дженериковые препараты, и большинство иностранных фармацевтических компаний испытывают определенные сложности при продвижении инновационных лекарственных средств. Виталий Омельяновский, заместитель главы представительства по связям с правительственными и общественными организациями компании Glaxo-SmithKline, отмечает, что все международные процедуры и новые технологии компания GlaxoSmithKline стремится внедрять и использовать в России. В частности, абсолютно соответствуют международным стандартам процедуры отчетности и маркетинга, этические принципы, построение и оценка эффективности работы медицинских представителей. Были случаи, когда в некоторых странах мира представительства GlaxoSmith Kline отклонялись от стандартов, принятых компанией, что, как свидетельствует опыт, не приводит к хорошим результатам. Именно поэтому сегодня и в России компания придерживается в своей деятельности принятых стандартов. В то же время разработка тактики компании должна строиться, исходя из реалий системы здравоохранения и особенностей фармацевтического рынка конкретного государства.

МИССИЯ И ЦЕЛИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В РОССИИ

Несмотря на российскую специфику, в частности отсутствие платежеспособного спроса населения, фармацевтические корпорации стараются не делать разницы между своей деятельностью в России и в странах Западной Европы и США. Так, например, компания Pfizer, как и во всех других странах, стремится зарегистрировать все свои новинки и в России, клинические исследования которых она проводит на базе более чем 45 научных центров, институтов и больниц. По словам Бориса Белоусова, не существует таких стран, которые бы не представляли интерес для компании, работу в которых она бы считала для себя бесперспективной. Призвание Pfizer, как компании-лидера, вести за собой отрасль во всех странах, где она

представлена. Стратегия компании заключается в том, чтобы, независимо от географического положения страны, ее социально-экономических условий, предоставить возможность ее жителям пользоваться современными высокоэффективными достижениями фармацевтики, в т. ч. самыми новейшими препаратами, недавно зарегистрированны-

ми в США и странах ЕС. Pfizer сегодня располагает обширным спектром ЛС 18 терапевтических групп, 14 из них являются мировыми лидерами в своих терапевтических группах. Это абсолютный лидер мировых продаж — препарат для снижения уровня холестерина Липри-мар, инновационное ЛС для терапии глаукомы Ксалатан, антидепрессант Зо-лофт и др.

Ирина Городецкая указывает на огромные усилия, которые прикладывает компания Sanofi-Synthelabo для того, чтобы выпускаемые ею инновационные лекарственные средства, уже подтвердившие свою высокую эффективность и безопасность на международном рынке, стали доступны и российским пациентам.

«Основная цель компании GlaxoSmith-Kline в России состоит в повышении качества жизни людей, увеличении доступности для отечественных пациентов медицинских услуг и лекарственных препаратов, что четко соответствует миссии нашей компании: делать больше, чтобы чувствовать себя лучше и жить дольше», — подчеркивает Виталий Омельяновский. Этому способствует колоссальный спектр лекарственных препаратов, предлагаемых GlaxoSmith-Kline: вакцины, препараты против СПИ-

Да, средства для лечения бронхиальной астмы, широкий ассортимент ЛС для психоневрологической практики, а также антибактериальные, противовоспалительные, онкологические препараты и др. Сегодня в России компания активно продвигает основной пакет препаратов GlaxoSmithKline, за исключением ЛС, специально разработанных

для лечения специфических инфекций в развивающихся странах Африки и Латинской Америки.

Для компании GlaxoSmithKline Россия относится к инновационным рынкам, т.е. к тем странам, в которых продвигаются новейшие разработки компании. Поэтому основные новые препараты компании либо уже представлены в ее портфеле в России, либо находятся на стадии клинических исследований, проводимых в стране, — отмечает Виталий Омельяновский. Стратегия развития GlaxoSmithKline в России в плане продвижения тех или иных препаратов не отличается от мировых тенденций. Представительство компании в России считает это своим завоеванием, потому что не все европейские страны имеют столь широкий портфель препаратов GlaxoSmithKline, как в нашей стране.

Компания GlaxoSmithKline заинтересована в установлении партнерских отношений с государством, что позволяет совместными усилиями добиться повышения уровня и качества медицинской помощи в нашей стране. «Больной должен не только иметь возможность получить рецепт на необходимое ему лекарство, но и сам препарат», — считает Виталий Омельяновский.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ ИНТЕРЕСЫ В РОССИИ

23

СОПЕРНИЧЕСТВО

НА ФАРМРЫНКЕ — ЧЕСТНАЯ БОРЬБА И НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

В начале 90-х годов практически полное отсутствие конкуренции среди российских производителей позволило фармацевтическим корпорациям в довольно короткие сроки освоить значительные сегменты отечественного рынка, создав свои «ниши». Этот процесс сопровождался относительно низкими затратами компаний на маркетинг и рекламу. В послекризисный период компании были вынуждены пересмотреть свои подходы к работе в России. В частности, изменили технологию управления, поскольку одним из важных факторов стало увеличение конкурентоспособности отечественных фармацевтических предприятий. Однако не только известные российские компании (по отдельным позициям) составляют конкуренцию корпорациям. Последние также конкурируют и друг с другом. Нельзя не упомянуть еще одного участника конкурентной борьбы — производителей БАД, «отщипывающих» у фармкорпораций часть рынка. Заметим, что сами корпорации по ряду причин не причисляют их к числу своих конкурентов, поскольку не хотят считать себя участниками подобной конкурентной борьбы.

Так, Борис Белоусов считает, что, несмотря на то, что в конкурентной среде продажи оригинальных лекарств снижаются после окончания срока патентной защиты, компания готова к этому спаду, разрабатывая и запуская инновационные препараты. По словам Виталия Омельяновского, российские фармпроизводители в какой-то степени могут рассматриваться компанией GlaxoSmithKline как конкуренты, поскольку большая доля финансовых затрат в стране приходится именно на отечественные препараты. «Но мне бы не хотелось их рассматривать как наших конкурентов, потому, что российские предприятия главным образом производят дженерические препараты, а наша компания в основном ориентирована на разработку новых перспективных лекарств, у которых срок патентной защиты еще не за-

кончился. В этом случае отечественные производители для нас не конкуренты», — подчеркнул Виталий Омельянов-ский. В большей степени к партнерам, чем к конкурентам он относит крупные фармкомпании, работающие в России: «Я бы сказал, что транснациональные корпорации скорее являются нашими союзниками в продвижении новых инновационных подходов в лечении заболеваний, хотя по отдельным направлениям они могут восприниматься нами как конкуренты. В глобальном, стратегическом развитии они являются нашими партнерами». При этом он отметил невозможность выделить среди других корпораций основного конкурента, поскольку «по каждому направлению у компании может быть серьезный конкурент — партнер, выпускающий свои высокоэффективные инновационные препараты». Что касается деятельности «третьей силы» в конкурентной среде — зарубежных дженерико-вых компаний, незаконно выпускающих на рынок аналоги брэндов корпорации, под иным названием и по значительно более низким ценам, ее следует рассматривать как пример недобросовестной конкуренции.

|СОЗДАНИЕ БЛОКБАСТЕРОВ

Создание инновационных лекарств — неотъемлемая часть деятельности транснациональной корпорации. С одной стороны, это стимулирует развитие рынка (появляются аналоги препарата, дженерики), а с другой стороны — заставляет компанию-производителя более динамично работать как в области исследований (выявляются новые показания к применению препарата и т.д.), так и продвижения лекарств на фоне усиливающейся конкуренции. По мнению аналитиков, для поддержания роста прибылей, каждая из крупнейших фармацевтических корпораций должна ежегодно выводить на рынок по три новых лекарственных препарата. Причем, желательно, чтобы эти препараты становились блокбастерами — лидерами продаж. С каждым годом эта задача усложняется: растет себестоимость производства новых лекарств. Если еще 25 лет назад средняя стои-

Р£МШи и М 2004 сентябрь

По данным AIPM на российском рынке сегодня работают около 300 национальных производителей и 550 иностранных фармацевтических компаний, продукция которых продается в регионах в более чем 66 000 торговых точках. На рынке преобладают импортные препараты, на долю которых приходится две трети общего объема продаж.

Американская компания Pfizer была основана в 1849 г. в Нью-Йорке. Сегодня — это транснациональная корпорация, представленная в более чем 150 странах мира, и поставляющая для нужд здравоохранения и ветеринарии оригинальные ЛС. За последнее десятилетие корпорация закрепила и упрочила свои позиции, став бесспорным лидером отрасли, в 2003 г. ее годовой оборот составил 45,2 млрд. долл.

С 1992 г. Pfizer работает в России, где зарегистрировано представительство корпорации.

Sanofi-Synthelabo была одна из первых компаний, открывших торговые представительства в России — в 1994 г., вскоре после распада СССР. В то время это было стратегическое решение. В настоящий момент компания занимает пятое место на фармрынке рынке по итогам 2003 г., во многом благодаря успеху Но-шпы. В 2003 г. компания увеличила свои продажи на 27%. Этот рост одинаково коснулся всей продукции: 15% приходится на долю препарата Но-шпа, а 39% — на другие ЛС.

Более 10 лет фармацевтическая корпорация GlaxoSmithKline в том или

ином виде присутствует на отечественном рынке. Впервые компании Glaxo и Welcome появились в России в начале 90-х гг. Причем сначала компании работали централизованно с Минздравом СССР, поскольку их препараты были достаточно широко известны. Впоследствии появились представительства, которые начали продвигать ЛС и знакомить медицинскую общественность с предлагаемым ассортиментом. На сегодня GlaxoSmithKline состоит из четырех компаний: Glaxo, Welcome, SmithKline, Bichem. Благодаря этому слиянию и образовался гигант — GlaxoSmithKline.

2004 сентябрь РШШШШ

мость разработки одного блокбастера обходилась производителям всего в 80 млн. долл., то в прошлом году она уже достигла цифры в 1 млрд. долл. Свыше 40 млрд. долл. во всей отрасли было истрачено в 2003 г. на научно-исследовательские и конструкторские разработки.

«Глобальные компании, прежде всего, объединяет подход, связанный с разработками инновационных лекарственных препаратов», — подчеркивает Виталий Омельяновский. — Для создания инновационных субстанций (работа ученых-разработчиков, высокий уровень проведения КИ, стандарты продвижения новых препаратов) требуются огромные вложения, интеллектуальные и финансовые. Позволить себе подобное могут только фармацевтические гиганты». Только компания GlaxoSmithKline ежегодно инвестирует в разработку новых лекарственных препаратов более 2,4 млрд. фунтов стерлингов (около 5 млрд. долл.), т. е. каждый час на разработку новых ЛС компания тратит порядка 450 тыс. долл.

По словам Ирины Городецкой, фармацевтическая группа Sanofi-Synthelabo — один из лидеров на мировом фармацевтическом рынке по уровню вложений в научно-исследовательские разработки, достигающих 1 млрд. евро ежегодно. Благодаря такому потенциалу компания имеет более 50 новых соединений на различных стадиях разработки. Очень серьезные инвестиции в создание инновационных лекарств делает сегодня компания Pfizer. «Если в 2003 г. Pfizer вложил в разработку новых препаратов 7,1 млрд. долл., то в этом году запланирована сумма в 7,9 млрд. долл., которая будет направлена на разработку и исследования 33 новых препаратов 10 терапевтических категорий», — сообщает Борис Белоусов.

ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Еще один общий знаменатель глобальных фармацевтических компаний — значительное инвестирование в мировую науку. Как правило, эти вложения пропорциональны полученным компаниями прибылям. Возникает вопрос, насколько корпорации готовы вклады-

вать в деятельность российских ученых? Делать крупные инвестиции в какие-то серьезные проекты, как правило, компании считают пока преждевременным, однако, отдавая должное квалификации российских ученых, готовы поддерживать наших ученых в ряде конкретных проектов.

«Сегодня качество исследований, которые проводятся в России, признается настолько высоким, что российские ученые активно привлекаются к участию в международных проектах», — подчеркивает Борис Белоусов. — Корпорация Pfizer также отводит значительную роль работе с российскими научными центрами, некоторые из них включаются в глобальные международные исследования. В частности, один из ведущих российских онкологов участвовал в одном из таких исследований, результаты которого недавно были доложены в Гамбурге. Наша компания дорожит мнениями российских ученых (онкологов, эндокринологов), с ними советуются и к ним прислушиваются».

То, что Pfizer сегодня пытается осуществить в России, отражает его мировую тенденцию — расширять и углублять отношения с научным сообществом. Компания старается максимально информировать российских врачей, главным образом, в регионах, относительно того, что происходит не только в России, но и за рубежом, повышать их образовательный уровень. Что касается Sanofi-Synthelabo, корпорация поддерживает создание местных ресурсов, соблюдая правила добросовестной коммерческой практики. Одним из примеров такой деятельности в России можно считать активное участие компании в создании нового научного общества — Национальной ассоциации по атеротромбозу (НОАт). Эта молодая научная ассоциация образовалась при активной поддержке трех известных российских обществ — ВНОК, НАБИ и Российской ассоциации ангиологов и сосудистых хирургов. В нее вошли ведущие российские специалисты в области атеротромбо-за. Основной целью общества является содействие развитию научных исследований в области лечения и профи-

лактики атеротромбоза; объединение усилий кардиологов, невропатологов, сосудистых хирургов по совершенствованию системы профилактики заболеваний, течение которых осложняется развитием атеротромбоза, повышению качества медицинской и социальной помощи больным, внедрению в медицинскую практику новейших достижений науки, осуществлению сани-тарно-просветительской работы среди населения. Подобные программы проводятся компанией и в других терапевтических областях: в психиатрии, эпилептологии, урологии и онкологии. По словам Виталия Омельяновского, говорить о том, что компания Glaxo-SmithKline сегодня готова инвестировать в разработку ЛС на территории России, преждевременно. С одной стороны, все знают о высоком научном потенциале российской науки, а с другой, существует ряд проблем, требующих скорейшего разрешения: в России до сих пор не сформировано правовое пространство и не обеспечена на исполнительном уровне защита прав интеллектуальной собственности. Корпорации не хотят рисковать, вкладывая огромные средства в разработку новых ЛС, поскольку эти технологии практически не защищены и становятся доступными для других игроков фармрынка. В то же время компания GlaxoSmithKline вкладывает в России серьезные средства в различные образовательные проекты для специалистов, врачей и производителей ЛС. Так, например, компанией был профинансирован курс Evidence base medicine («Медицина, основанная на доказательствах») при РГМУ. Под грант были выделены деньги на организацию образовательного курса, проведение методической работы, оплату работы преподавателей, а также на распространение этой методологии в регионах России. «Конечно, это не фундаментальная наука, но это совершенно новый подход к внедрению медицинских инноваций в диагностике и лечении, которые сегодня только начинают применять за рубежом. Благодаря усилиям компании это становится доступным и для российских врачей», — отмечает Виталий Омельяновский.

Бизнес в России, как и во всем мире, корпорации строят, руководствуясь положениями этического кодекса фармрынка, разработанного в недрах AIPM.

Однако практически каждая компания имеет и свои внутренние этические правила. Так, например, в соответствии с собственными стандартами компании, каждый сотрудник корпорации Pfizer обязан сообщать обо всех фактах, касающихся побочных эффектов ЛС, где бы он ни получил эту информацию — случайно или в беседах с врачами и пациентами. Эта информация затем собирается в компании и анализируется.

«Этические принципы в области ведения бизнеса основаны на уважении к людям и окружающей среде, — напоминает Ирина Городецкая. — Sanofi-Synthelabo — молодая компания, 30 лет — это совсем не много для фармацевтического рынка, но компания уже имеет свои традиции. Ключевые ценности корпорации: смелость, уважение, творчество, мужество, солидарность и эффективность разделяют более 30 000 сотрудников в 100 странах мира. Стабильный успех компании Sanofi-Synthelabo в значительной мере основан на доверии, которое она внушает своим партнерам, клиентам и поставщикам. Таким же доверием характеризуются взаимоотношения внутри компании. Для поддержания этого доверия сотрудники придерживаются некоторых правил, предусмотренных этическим кодексом компании. Этот кодекс описывает основные принципы деятельности группы в отношении акционеров, сотрудников, клиентов и международного сообщества. Конечно, невозможно предусмотреть или регламентировать поведение каждого в любой сложной ситуации. Однако несколько ясных и точных принципов, связанных с ответственностью и здравым смыслом, выполняются всеми сотрудниками, независимо от должности или вида выполняемой работы». Компания и ее сотрудники несут ответственность за здоровье и безопасность всех участников рынка, вовле-

ченных в продвижение ее продукции. Sanofi-Synthelabo учитывает интересы своих деловых партнеров и рассчитывает на соблюдение ими тех же принципов. Во всех странах, в т. ч. и в России, компания работает, уважая культуру, законодательство и нормативные документы (в частности, относящиеся к фармацевтической промышленности).

По словам Виталия Омельяновского, до появления этических стандартов AIPM в компании GlaxoSmithKline уже существовал собственный кодекс. Этот вариант компания предоставляла AIPM, когда там разрабатывался этический кодекс для всей фармацевтической отрасли.

ПЕРСПЕКТИВЫ, ДАЛЕКИЕ И БЛИЗКИЕ

Не секрет, что для всех крупных компаний доля продаж на российском рынке по сравнению с их продажами во всем мире — это небольшой процент. И далеко не все зарубежные фармкомпании сегодня относятся к российскому рынку как к приоритетному и связывают с ним свое будущее. Однако те корпорации, которые за несколько лет работы в России смогли найти свое место на отечественном рынке и укрепиться на нем, с большой долей оптимизма смотрят в будущее. Так, например, среди перспективных проектов компании Pfizer — программа «двадцать за пять» — 20 препаратов должно быть создано за 5 лет. Так, в обозримой перспективе на рынке появится препарат нового класса Лирика (прегабалин) для лечения эпилепсии и невропатической боли, препарат для лечения дегенерации сетчатки глаза Макуген, новейший противоопухолевый препарат, а также препарат для лечения ожирения и гиперлипидемии, которым еще предстоит обрести свое название.

В планах на будущее компании Sanofi-Synthelabo стоит активное развитие этического портфеля и продолжение сотрудничества с медицинским сообществом. Мы планируем организовывать образовательные программы для врачей, принимать активное участие в научных форумах, содействовать изда-

нию учебной и научной литературы, одним словом, делать все возможное для того, чтобы сделать современные, эффективные и безопасные лекарственные средства доступными для всех россиян.

«У России большие перспективы, рынок последние годы очень активно развивается, на 10—15% в год, — констатирует Виталий Омельяновский. — Я думаю, что после тех изменений, которые сегодня происходят в Минз-дравсоцразвития России, и реформ, пришедших в здравоохранение, денег на лекарственное обеспечение будет выделяться больше, и рынок станет более интересным. В то же время пока мы не можем сказать, что наши ожидания в России полностью оправдались. Во всем мире компания GlaxoSmith-Kline занимает первые позиции, ее препараты, благодаря своей иннова-ционности, входят в рейтинги самых назначаемых, несмотря на то, что это не самые дешевые лекарства. К сожалению, в России из-за дефицита образовательных программ и ввиду того, что сегодня, с финансовой точки зрения, не очень престижно работать в медицине, внедрять новые препараты становится сложно. Именно поэтому у нас в России среди самых назначаемых препаратов остаются морально устаревшие лекарства. И препараты нашей компании не представлены так, как нам бы этого хотелось, как это происходит за рубежом и как должно быть. И это понятно: до сих пор в России здравоохранение не является приоритетом, и время, когда больные получат доступ к новым более эффективным препаратам, еще впереди. Это та цель, к которой мы стремимся». Работающие по всему миру фармацевтические корпорации, выбравшие точкой приложения сил российский рынок, скорее всего останутся на нем надолго. Они смогли приспособиться к существующей действительности, найти свои ниши на нашем рынке, свой круг потребителей. А главное, они видят перспективы и надеются как на дальнейшее развития своего бизнеса в России, так и российской фармотрас-ли в целом.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.