6
главная тема
2004 сентябрь РШШШШ
ФАРМГИГАНТЫ В РОССИИ]
Леонид КОКОВИН
^ В РАЗДЕЛЕ
-а РОССИЙСКОЕ ЛИЦО ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ ■ В РОССИИ ЗА-Р3 ГИСТРИРОВАНО БОЛЬШИНСТВО П ЕПАРАТОВ, ПРИЗНАННЫХ ЭКС-ПЕ РТАМИ МИРОВЫМИ БРЭНДАМИ -я18 ИЮНЯ ЭТОГО ГОДА ВСТУПИЛ В СИЛУ НОВЫЙ ЗАКОН О ВАЛЮТНОМ Рй ГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ, ОН ЛИБЕРАЛИЗИРУЕТ :ДЕЙСТВОВАВШИЕ ДО ЭТОГО НОРМЫ
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ: ТОЧКИ ПРИЛОЖЕНИЯСИЛ
Объем фармрынка в 2003 г., по сравнению с 2002 г., увеличился более чем на 18%. ТОП-100 ведущих компаний-производителей в 2002—2003 гг. обеспечивали свыше 70% объемов продаж. При этом их доля в розничном секторе в 2003 г. увеличилась на 1,28%, а в госпитальном - на 1,42%.
Лидеры мировой Фарминдустрии — глобальные мультинаци-ональные компании (MNC) — на отечественном фармрынке представлены 23 фирмами. В 2003 г. среди 100 ведущих по объемам продаж производителей в розничном секторе на долю продукции MNC приходилось 37,2%, в госпитальном — 49,34%. При этом, по сравнению с 2002 г., доли MNC в Т0П-100 несколько сократились: в розничном сегменте на 0,98%, а в госпитальном — на 2,3% (рис. 1). Продукция, входящая в портфели MNC, в большинстве случаев позволяет компаниям находиться в обоих сегментах фармрынка (розничном и госпитальном). При этом некоторые MNC делают основную ставку на OTC-препараты, и основным полем деятельности становится розничный сектор, другие на Rx (или лучше сказать «госпитальные препараты») — ориентируясь на больничный сектор, третьи — и на те и на другие. Соответственно, в отношении MNC формируется некая структура рынка в целом. В общих чертах такую структуру можно увидеть, сравнивая рейтинги двух сегментов фармрынка — розничный и госпитальный (табл. 1). В Т0П-100 производителей обоих сегментов рынка не входит лишь одна компания — Boots Healthcare International, что обусловлено составом ее
портфеля (OTC-препараты). И в розничном, и в госпитальном секторе первая строчка рейтинга MNC на протяжении двух лет удерживается компанией Aventis, а «десятку» лидеров замыкает Schering AG. Здесь необходимо отметить, что состав «десятки» лидеров в обоих сегментах достаточно стабилен, а значительные перемещения внутри «десятки» отмечаются лишь у F.Hoffmann-La Roche Ltd. Основные отличия, относительно приоритетности сегментов рынка, касаются двух компаний — это AstraZeneca, в розничном сегменте занимающая лишь 22 строчку, а в госпитальном — уже 5 место; и Eli Lilly — соответственно,18 место в розничном и 8 в госпитальном секторе. В зависимости от групп рейтинга (ТОП-10, 25, 50 и 100), доли MNC имеют характерную особенность — чем выше рейтинговые оценки, тем более значительными становятся объемы продаж и доля глобальных компаний. При этом в розничном и госпитальном секторе эти показатели достаточно сильно разнятся (рис. 2-3). Так, в 2002 г. ТОП-10 производителей в госпитальном секторе включал в себя 9 MNC, а их объемы продаж составляли порядка 90% в соответствующем рейтинге и более 25% от всего госпитального сектора. В 2003 г. доля MNC в первой «десятке»
РШШ11U M 2004 сентябрь
сократилась более чем на 15% за счет увеличения объемов продаж препаратов пан-европейских компаний. В целом, в розничном и в госпитальном секторе в 2003 г. глобальные компании имели отрицательную динамику по своим долям в разных группах рейтинга ТОП-100.
ПОРТФЕЛИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ И ИХ БЕСТСЕЛЛЕРЫ В РОССИИ
Отчасти, стратегию компании на рынке любой страны определяют бестселлеры. Как мы отмечали выше, портфели глобальных компаний позволяют им занимать достаточно серьезные доли как в розничном, так и в больничном сегменте. И надо отметить, у большинства MNC портфели достаточно увесистые. Однако бестселлеры отечественного фармрынка, включая препараты глобальных компаний, пока не отражают общемировых тенденций (Н.Б.Дремова, «Маркетинговый анализ доступности российскому потребителю ЛС-брэндов ХХ столетия», стр. 14). Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что незначительная часть портфеля (торговых наименований) обеспечивает более половины оборотов MNC. А бестселлеры большинства глобальных компаний (за редким исключением) относятся к сегменту ОТС-препаратов. Своеобразным исключением стала компания Schering AG — лидирующим по объемам продаж препаратом стало рент-геноконтрастное вещество. Кстати, этот сегмент фармрынка достаточно мало изучен.
БРЭНДЫ MNCВ РОЗНИЧНОМ И БОЛЬНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ I
Одной из особенностей отечественного фармацевтического рынка является «эффект равенства». Это утверждение больше относится к розничному сегменту, т.к. именно здесь на верхних строчках рейтингов могут соседствовать мировые инновационные брэнды и уже давно известные дженерики. Казуистикой можно назвать сопоставимые объемы продаж
рисунок 1
| Доли ТОП-100 компаний-производителей в общем объеме продаж в розничном и больничном сегменте и доли MNC(в денежном выражении)
77 76 75 74 73 72 71 70 69
75,23
<Э1
MNC 3В,17%
гоог г. гооз г.
■ — Розничный сектор □ — Больничный сектор
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Больничный аудит ГЛС в РФ»™,RMBC
%
таблица 1
Рейтинг MNC, вошедших в ТОП-100 компаний-производителей в розничном и госпитальном сегменте в 2003 г.
Место в рейтинге MNC, Место в рейтинге ТОП-100
вошедших в ТОП-100 Производитель компаний-производителей
Рознич- Госпи- Рознич- Госпи-
ный сек- тальный ный сек- тальный
тор сектор тор сектор
г г Aventis г г
г з Pfizer 6 4
з 4 Sanofi-Synthelabo 7 5
4 7 Novartis в го
5 6 GlaxoSmithKline Q 7
6 Q Bristol-Myers Squibb г4 г4
7 г6 Boehringer Ingelheim GmbH г6 зо
в г F.Hoffmann-La Roche Ltd. гв г
Q гз Janssen-Cilag AG 1Q го
го го Schering AG го г5
гг 1Q Yamanouchi Europe B.V. гг 6г
гг г4 Schering-Plough г4 гг
гз гг IVAX г5 76
г4 гв Ranbaxy Laboratories Ltd. г7 4з
г5 гг Merck Sharp & Dohme B.V. зг г6
г6 гг Novo Nordisk з4 гв
г7 го Beaufour Ipsen International з6 67
гв в Eli Lilly 4о гз
1Q г7 Abbott Laboratories Ltd. 44 з7
го - Boots Healthcare International 5о -
гг г5 Bayer AG 55 гв
гг 5 AstraZeneca 5в 6
гз гг Wyeth-Lederle 6г 9о
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Больничный аудит ГЛС в РФ»™,RMBC
s
главная тема: фармгиганты в России
2004 сентябрь РШШШШ
таблица 2| Бестселлеры в портфелях глобальных компаний
MNC Кол-во ТН* дающих более 50% оборотов компании/ кол-во ТН в портфеле Объем продаж препаратов, дающих более 50% оборота компании, млн. долл. % от оборота компании Лидер продаж в составе портфеля MNC
l Aventis 6 из 66 72,9 52,75% Эссенциале Н
2 Sanofi-SyntheLabo 3 из 55 49,1 54,10% Но-шпа
3 Pfizer 4 из 102 45,4 50,24% Виагра
4 Novartis 5 из 69 40,3 51,28% ТераФлю от гриппа и простуды
S GLaxoSmithKLine 8 из 94 40,2 52,51% Колдрекс
б F.Hoffmann-La Roche Ltd 5 из 52 30,5 50,34% Ксеникал
7 Bristol-Myers Squibb 4 из 44 28,0 50,71% Фервекс
8 Schering AG 6 из 52 23,1 52,б2% Урографин
9 Janssen-Cilag AG 3 из 20 22,7 55,14% Низорал
l0 Boehringer Ingelheim GmbH 4 из 30 22,8 5б,01% Лазолван
ll Schering-PLough 5 из 28 19,9 53,45% Кларитин
l2 Yamanouchi Europe B.V. 3 из 11 20,5 б2,34% Флемоксин Солютаб
l3 Merck Sharp & Dohme B.V. 1 из 19 21,4 72,56% Ренитек
l4 ELi LiLLy 3 из 30 15,7 54,94% Хумулин НПХ
lS Novo Nordisk 4 из 27 16,4 57,79% Инсулин Протафан HM пенфилл
16 AstraZeneca 3 из 38 16,3 58,12% Меронем
l7 Ivax 2 из 41 14,5 53,13% Ново-Пассит
l8 Ranbaxy Laboratories Ltd 3 из 31 16,8 б1,79% Кетанов
l9 Beaufour Ipsen International 2 из 12 11,6 б4,50% Смекта
20 Abbott Laboratories Ltd 2 из 21 10,6 б2,37% Гептрал
2l Bayer AG 3 из 24 8,1 54,34% Авелокс
22 Boots HeaLthcare InternationaL 1 из 7 7,5 б0,84% Стрепсилс
23 Wyeth-Lederle 2 из 16 7,5 82,72% Центрум
* ТН - торговое наименование. Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Больничный аудит ГЛС в РФ»™^МВС
Боярышника настойки и Арифона, или Арифона и Фестала. Таких примеров можно привести множество, и отчасти это обусловлено отечественным менталитетом. Противоположная ситуация в больничном секторе — здесь первые строчки (за исключением инфузионных сред, например натрия хлорида) занимают препараты с доказанной эффективностью, в основном крупных мировых производителей. В 2003 г. на долю ТОП-100 торговых марок продаж в розничном сегменте приходится 31,24% рынка, в больничном секторе этот показатель достигает 45,4%.
Безусловно, у каждой глобальной компании есть свои «козырные» пре-
параты для каждого из секторов фарм-рынка. При этом в отличие от общего лидирующего положения MNC на
рынке, распределение объемов продаж брэндов глобальных компаний в Т0П-100 ведущих торговых марок (ТМ) имеет несколько иную структуру. В рейтинге 100 ведущих по объемам продаж ТМ в розничном секторе присутствует уже только 19 MNC с 35 брэндами, в госпитальном секторе — всего 15 MNC, но с 45 торговыми наименованиями (табл. 3—4). В ТОП-50 препаратов розничного сегмента на долю препаратов глобальных корпораций приходится порядка 43% продаж, а в Т0П-100 их доля снижается до 36%. В госпитальном секторе брэнды глобальных компаний удерживают примерно половину объемов продаж Т0П-100 (рис. 4).
9
РЕМШ1ШМ 2004 сентябрь
рисунок 2
I Доли MNC и их количество
в объемах продаж в соответствующих рейтингах
(розничный сектор, денежное выражение)
% 60 50 40 30 20 10 О
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
рисунок 3
Доли MNC и их количество в объемах
продаж в соответствующих рейтингах
(госпитальный сектор, денежное выражение)
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О
Источник: «Больничный аудит ГЛС в РФ»™,RMBC
%
НИШИ ФАРМРЫНКА
На долю продукции глобальных компаний приходится примерно треть объемов продаж рынка в целом. С маркетинговой точки зрения интересно выделить опорные ниши глобальных компаний и основные конкурентные среды на отечественном фармрынке.
Среди десяти ведущих по объемам продаж групп лекарственных препаратов (код АТС второго уровня), продукция MNC присутствует в восьми. В лидирующем сегменте рынка — Антибактериальные препараты для системного использования — присутствуют препараты 9 MNC, а их суммарная доля в сегменте составляет более 31% продаж. 33% продаж сегмента анальгетиков (второй по масштабам продаж сегмент) обеспечивают препараты всего 4 MNC (табл. 5). Основными нишами для глобальных компаний ведущие АТС-группы по объемам продаж не являются — они высококонкурентные. Для того чтобы определить ключевые сегменты рынка для глобальных компаний, мы выделили группы препаратов из портфелей MNC, дающие более 50% оборотов (по итогам 2003 г.), и попытались идентифицировать основные ниши компаний на отечественном
таблица з| Рейтинг MNC, препараты которых вошли в ТОП-100 лидеров
продаж торговых марок в розничном сегменте (в денежном выражении)
Производитель Кол-во ТM в ТОП-100 Доля препаратов MNC в ТОП-100 Лидер продаж
Aventis 5 б,гв% Эссенциале Н
Sanofi-Synthelabo 4 4,97% Но-шпа
Pfizer г 3,40% ТераФлю от гриппа и простуды
Novartis 3 3,г3% Виагра
Boehringer Ingelheim GmbH 3 г,гг% Лазолван
Bristol-Myers Squibb г 2,027о Фервекс
Janssen-Cilag AG г г,вз% Низорал
Ivax г г,бб% Ново-Пассит
GlaxoSmithKline г,зб% Колдрекс Хотрем
Yamanouchi Europe B.V. г,гв% Флемоксин Солютаб
Merck Sharp & Dohme B.V. г,гв% Ренитек
Schering AG г,гв% Диане-35
F.Hoffmann-La Roche Ltd. г,07% Ксеникал
Boots Healthcare International о,вв% Стрепсилс
Ranbaxy Laboratories Ltd. 0,в5% Кетанов
Beaufour Ipsen International 0,77% Смекта
Schering-Plough 0,72% Кларитин
Eli Lilly 0,59% Хумулин НПХ
Abbott Laboratories Ltd. 0,5в% Гептрал
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
l0
2004 сентябрь
PEMEÜUUM
главная тема: фармгиганты в России
рисунок 4
Доли торговых марок MNC в ТОП-100 лидеров продаж в розничном и госпитальном сегменте (в денежном выражении)
60 50 40 30 20 10 0
Топ-10
Топ-25
Топ-50
Топ-IGG
I — Доля IM MNC в розничном секторе □ — Доля IM MNC в госпитальном секторе
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, «Больничный аудит ГЛС в РФ»™,RMBC
таблица 4
Рейтинг MNC, продаж торговых марок в
препараты которых вошли в ТОП-100 лидеров больничном сегменте (в денежном выражении)
Производитель Кол-во ТM в Т0П-100 Доля препаратов MNC вТ0П-100 Лидер продаж
Aventis 6 в,оз% Таксотер
F.Hoffmann-La Roche Ltd. 5 5,QB% Роцефин
Pfizer 4 5,гг% Цефобид
Sanofi-Synthelabo 3 4,BB% Фраксипарин
AstraZeneca 3 4,27% Меронем
Eli Lilly 4 з,го% Зипрекса
Bristol-Myers Squibb 3 3,09% Максипим
Schering AG 4 3,09% Урографин
Novartis 3 2,7B% Сандиммун Неорал
Merck Sharp & Dohme B.V. г 2,67% Тиенам
Janssen-Cilag AG 3 г,94% Рисполепт
Schering-Plough г г,42% Ребетол
Novo Nordisk г 0,B5% Актрапид НМ пенфилл
Bayer AG г 0,60% Авелокс
Abbott Laboratories Ltd. г 0,47% Гептрал
Источник: «Больничный аудит ГЛС в РФ»™,RMBC
%
фармацевтическом рынке. При этом под опорными мы понимали сегменты, в которых доля продаж продукции М^ превышает 30% общих объемов.
1-я группа — доля продукции М^ от 30 до 40% объемов продаж сегмента: ♦ Компания Aventis занимает 37,4% сегмента Препаратов для лечения за-
болеваний печени и желчевыводя-щих путей;
♦ Pfizer занимает 31,2% рынка Противогрибковых препаратов для системного использования;
♦ Novartis — 30,5% сегмента Гипотензивных препаратов;
♦ Schering-Plough — 32,7% объемов продаж Глюкокортикостероидов для
местного лечения заболеваний кожи;
♦ Novo Nordisk — 36,4% сегмента средств для лечения сахарного диабета;
♦ Abbott Laboratories Ltd. — 30% рынка Препаратов для лечения ожирения (исключая диетические продукты).
2-я группа — доля продукции MNC от 40 до 50% объемов продаж сегмента:
♦ Sanofi-Synthelabo — занимает 42,5% продаж антикоагулянтов;
♦ Pfizer — 43,1% сегмента препаратов, для лечения урологических заболеваний;
♦ AstraZeneca — 45,7% противоопухолевых гормональных препаратов.
3-я группа — доля продукции MNC более 50% объемов продаж сегмента:
♦ Sanofi-Synthelabo — 52% рынка препаратов для лечения функциональных расстройств ЖКТ;
♦ Novartis — 60,5% сегмента иммуно-депрессантов;
♦ Schering AG — 66,2% рынка контрастных веществ;
♦ F.Hoffmann-La Roche Ltd. — 67,52% Препаратов для лечения ожирения (исключая диетические продукты);
♦ Abbott Laboratories Ltd. — 86,1% сегмента Прочих препаратов для лечения заболеваний ЖКТ и нарушения обмена веществ.
Приведенные выше данные наглядно демонстрируют, что глобальные компании практически не пересекаются между собой в опорных сегментах. Исключение составляют лишь F.Hoffmann-La Roche Ltd. и Abbott Laboratories Ltd., практически полностью занимающие целый сегмент.
|КОНКУРЕНТНЫЕ СРЕДЫ MNC
На отечественном фармацевтическом рынке глобальным компаниям приходится конкурировать, в основном, с пан-европейскими компаниями, при этом в большинстве случаев избегая конкуренции между собой. Однако на рынке можно выделить сегменты, где продукция М^ занимает более 50% объемов продаж, при этом имея сопоставимые между собой доли, т.е. выделить конкурентные среды глобальных компаний, как выяснилось, их не так много (табл. 6).
11
РЕМШ1ШМ 2004 сентябрь
таблица б| MNC в десяти ведущих по объемам
продаж АТС-группах в 2003 г. (в денежном выражении)
Код АТС Кол-во MNC Доля в сегменте, %
1 ¿101 Антибактериальные препараты для системного использования 9 31,6
2 N02 Анальгетики 4 33,6
3 А11 Витамины 2 10,5
4 N06 Психоаналептики 1 3,6
5 С09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 2 18,9
6 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 1 7,3
7 N05 Психотропные препараты 1 9
8 С01 Препараты для лечения заболеваний сердца - -
9 В05 Плазмозамещающие и перфузионные растворы - -
10 М01Противовоспалитель-ные и противоревматические препараты 1 9,6
таблица б| Сегменты конкуренции среди
глобальных компаний
Группа препаратов (АТС) MNC Доля в сегменте, % Доля в портфеле MNC
Средства для лечения сахарного диабета Eli Lilly 21,63% 54,77%
Novo Nordisk 36,42% 93,13%
Противогрибковые препараты для лечения заболеваний кожи Novartis 29,74% 13,95%
Janssen-Cilag AG 21,44% 19,26%
Противогрибковые препараты для системного использования Pfizer 32,10% 11,44%
Janssen-Cilag AG 24,43% 19,59%
Препараты для лечения обструктив-ных заболеваний дыхательных путей Glaxo Smith Kline 26,55% 22,14%
Boehringer Ingelheim GmbH 27,83% 43,66% А