TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ И ПОЛИТИКА «НОВОГО» ПРОТЕКЦИОНИЗМА
ГИЛЬЯНО А.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Российская таможенная академия, Ростовский филиал, e-mail: [email protected]
Вложения за рубеж позволяют транснациональным компаниям (ТНК) диверсифицировать свои активы, но сделали их зависимыми от колебаний внешних рынков, что наглядно проявилось во время глобального экономического кризиса, когда крах американского рынка ипотеки повлек за собой падение других рынков. Автор рассматривает концепцию «нового протекционизма» как обеспечение экономической безопасности государства, важнейшим элементом которой является признание особых национально-государственных интересов и целей страны.
Ключевые слова: инвестиции; мировая экономика; экономический кризис; транснациональные компании; кластер; государство; протекционизм.
Foreign investments allow multi-national companies (Multinational Corporation) to diversify their assets, but have made their dependent on foreign markets fluctuations which was demonstrated during the global economic crisis when the crash of American mortgage lending market has caused falling of other markets. The author considers the concept of "new protectionism" as a provision of economic security which major element acknowledges special national-state interests and a country's purpose.
Keywords: investment; world economy; economic crises; multinational companies; cluster; government; protectionism.
Коды классификатора JEL: F01, F23.
Активному выходу компаний из развивающихся стран на мировой финансовый рынок способствовали два фактора: возрастающий спрос инвесторов на активы с высокой доходностью и их желание диверсифицировать инвестиции; расширение участия компаний в международных трансакциях. Следует выделить также ряд факторов, ограничивающих экономическим агентам доступ к активам мирового рынка капитала:
• информационные барьеры, которые не дают возможности аналитикам корректно оценить кредитное качество компаний и их потенциальный рост;
• неразработанные и слабо определенные стандарты управления компаний, учета и раскрытия информации;
• управление валютными курсами, которое приводит к неопределенности относительно дальнейших денежных потоков;
• непостоянство в доходах компаний и оценках их бизнес-циклов;
• возникающий при вложении в другие страны инвестиционный риск.
Актуальность знаний как основного источника конкурентной и устойчивой экономической динамики компаний глобального рынка определяется процессами когнитивизации хозяйственной деятельности фирм, значимость которых особенно возрастает в условиях экономической глобализации и глобальной конкуренции, а также преодоления последствий кризисных явлений, связанных с неравномерностью восстановительного роста экономики. Данные явления детерминируют границы и пределы стратегических действий предприятий, предъявляющих новые требования к когнитивной адаптации экономических субъектов к лавинообразному характеру неопределенности и росту экономических рисков глобальной экономической среды хозяйствования, связанных со снижением доходности предприятий, перепозиционированием товарной продукции и услуг, вызванных снижением покупательского спроса потребителей, сокращением персонала и уменьшением вознаграждения работникам.
Обеспечение и удержание конкурентного преимущества страны во многом зависит от внешнего эффекта масштаба производства. А. Маршалл дал яркое описание процесса кластеризации, рассказывая о том, что на территории
© А.А. Гильяно, 2012
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ И ПОЛИТИКА... 229
с множеством фирм «тайны профессии перестают быть тайнами, но как бы пронизывают всю атмосферу. Хорошая работа оценивается по справедливости, достоинства изобретений и совершенствований в машинном оборудовании, в технологических процессах и в общей организации производства сразу же подвергаются обсуждению: если один предложил новую идею, ее подхватывают другие и дополняют собственными соображениями, и она, таким образом, становится источником, в свою очередь порождающим новые идеи» [2, с. 352].
Отрасль, формирующаяся по географическому признаку, способна поддерживать специализированных поставщиков, создавать предпосылки для концентрации рынка труда и облегчать распространение передовых идей. Но высокая концентрация фирм в отдельной отрасли не может быть обеспечена до тех пор, пока эта отрасль не станет достаточно крупной.
Таким образом, в тех отраслях, где экономия, обусловленная внешними факторами, оказывается существенной, страна получает преимущество «первого хода»: если в силу любых причин, включая историческую случайность, либо сознательные действия государства по стимулированию формирования национального отраслевого кластера, он развился в данной стране раньше, чем в других, производство здесь будет при прочих равных условиях более эффективным, нежели в той стране, где эта отрасль имеет незначительные объемы производства.
Отметим, что понятие «национальный отраслевой кластер» в этом контексте включает как принадлежащие отечественным собственникам предприятия, так и работающие в стране иностранные филиалы и дочерние компании. Современная экономика знает много примеров, когда в национальном отраслевом кластере большую и даже ведущую роль играют иностранные компании — можно назвать центры аутсорсинга в Индии, финансовый сектор в Лондоне и Дубае, различные сборочные производства в Китае и т.д.
Большое значение в этой связи имеет активное использование филиалами технологий, опыта и навыков, сформировавшихся в месте их расположения. Например, Т. Фрост, основываясь на значительной выборке данных (780 зарубежных филиалов ТНК), показывает, что направления специализации этих филиалов часто предопределяются теми идеями, которые носятся в том месте, где филиалы находятся [5, с. 101-123]. Это, во-первых, еще раз подтверждает справедливость для современных условий выводов А. Маршалла об отраслевом кластере, а во-вторых, свидетельствует о том, что иностранные филиалы могут быть составной частью национального кластера.
Приведенную аргументацию можно использовать для обоснования государственного вмешательства в свободную игру рыночных сил с целью закрепления собственного преимущества «первого хода» либо нейтрализации его наличия у других стран.
Еще одним аргументом в пользу государственного вмешательства в процесс локализации подразделений ТНК служит «неполная экономическая рациональность» действий ТНК. Кроме соображений эффективности существенную роль играют пожелания остальных, помимо менеджмента и контролирующих акционеров, участников компании, в том числе правительств: чаще всего они не могут добиться принятия компанией решения, за которое они выступают, но способны повлиять на него.
Помимо собственного правительства, на ТНК могут оказать влияние правительства других стран, где расположены важные подразделения компании и ее главные рынки; понятно, что чем более важен рынок данной страны либо созданное в ней подразделение, тем больше неформальных голосов у правительства этой страны.
Подход к государству как к конкурентному государству перекликается с концепцией «нового протекционизма», направленной на обеспечение экономической безопасности, важнейшим элементом которой является признание особых национально-государственных интересов и целей страны и занятие ею отвечающего ее потенциалу и амбициям места в мировой экономике, международной финансовой и банковской системе.
Например, О.В. Черковец называет одной из характерных черт развития современного общества повсеместное усиление роли национального государства как организатора успешного представительства предпринимательских сил своей страны на мировых рынках [4, с. 30].
Примерами случайно возникших кластеров являются автомобилестроение в Детройте и компьютерная отрасль в Силиконовой долине. Однако когда отрасль или вид экономической деятельности в каком-то месте сформировались, кумулятивные эффекты могут вести к продолжению концентрации экономической активности (усилению кластеров) в течение длительного времени. Поставщики устремляются туда, увеличивая местный спрос. В результате складывается система доминирования отраслевого центра над зависимой от него периферией.
«Зависимость» означает, что центр управляет цепочками создания стоимости, простирающимися на периферию; основная часть создаваемой в цепочке добавленной стоимости приходится на центр. По мнению профессора Р. Гилпина, относительно устойчивая система «центр-периферия» характеризует все современные экономические системы [6, с. 120-121].
Р. Гилпин отмечает, что современная технология создала «текучий» мир экономии на масштабе и несовершенной конкуренции, в котором размещение видов хозяйственной деятельности в гораздо большей степени, чем раньше, зависит от стратегий частных компаний и политики национальных правительств. История протекционизма, т.е. государственной политики защиты от внешней конкуренции производителей своей страны, насчитывает несколько веков. Используя разнообразные механизмы такой защиты, государства активно пытались сохранить внутренний рынок для своих производителей, обеспечить их победу в конкуренции с иностранными товарами и услугами, содействовать их превращению в национальных, региональных или даже мировых лидеров.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
230
А.А. ГИЛЬЯНО
Как справедливо указывается в известной работе В.П. Колесовым и М.В. Кулаковым, «сегодня ни одна страна в мире, даже если она в целом придерживается принципов свободной торговли, не может заявить, что она свободна от протекционистских мер» [1, c. 210].
Список традиционных механизмов протекционистской политики включает импортные пошлины, прямые запреты на ввоз, квоты и иные нетарифные барьеры, субсидии (в том числе экспортные) своим производителям, государственные закупки, внутренние налоги и т.д.
Определяемые глобализацией масштабные трансформации в мировой экономике, организации производства и торговле влекут за собой изменения в протекционистской политике. Можно выделить три аспекта этих изменений. Первый аспект — тенденция к общему снижению уровня протекционистской защиты (за восемь раундов переговоров в рамках ГАТТ и ВТО средняя величина импортных тарифов индустриальных стран уменьшилась в 10 раз — с 40 до 4%). Второй — это изменение механизмов, используемых странами для реализации задач протекционистской политики.
Особый интерес вызывает изменение объекта протекционистской политики. Традиционным объектом протекционизма служили предприятия — национальные производители в ряде отраслей, выбор которых осуществлялся по критерию значимости для безопасности страны, политической мощи и электоральной силы связанных с ними групп интересов, национального престижа, величины порождаемых ими положительных внешних эффектов (экстерналий) для национальной экономики и т.д.
Традиционная логика протекционистской политики исходит из наличия четко определенных национальных фирм, вовлеченных в конкуренцию с компаниями других стран. Значительный объем иностранной собственности на активы в стране радикально меняет эту традиционную логику, заставляет по-новому осмысливать суть протекционистской политики.
Компании сегодня в определенном смысле становятся составными, их национальная принадлежность хотя и сохраняется, но не является больше, если можно так выразиться, стопроцентной. Доля страны происхождения в создаваемой такими компаниями добавленной стоимости отлична от 100%.
Поддержка «своих» компаний против «чужих» перестает быть адекватной новой ситуации. Возникает потребность в «новом» протекционизме: важна не столько поддержка «своих» против «чужих», сколько содействие тому, чтобы «свои» и «чужие» достигали желаемой степени локализации. Критерий локализации в данном контексте — доля и качество звеньев цепочки создания стоимости, приходящихся на страну.
Поскольку существенная часть ожидаемого положительного эффекта от прямых иностранных инвестиций вызвана передачей передовых технологий, то содержание и, в частности, степень технологической интенсивности ПИИ небезразличны для страны. Стране совсем не все равно, что представляет филиал зарубежной компании или банка на ее территории: одно дело, если речь идет об отверточной сборке, и совсем другое — если о научно-техническом центре.
«Новый» протекционизм в отличие от «старого» предполагает иное отношение к внешней экспансии «своих» компаний. Внешняя экспансия хороша не всегда, а лишь в том случае, если она ведет к концентрации в своей стране качественных (например, управленческих, а также связанных с НИОКР) звеньев цепочки создания стоимости и не провоцирует перевод за границу ключевых функций компании.
Одна из сложнейших проблем, которая с неизбежностью встанет перед странами в XXI в., — как влиять на этот процесс в желательном направлении, не теряя при этом инвестиционной привлекательности страны и не разрушая бизнес компаний. Стоит отметить, что глобализация не обязательно отменяет старый протекционизм. Вообще говоря, старый протекционизм есть частный случай нового. Если мы в рамках небинарной модели сведем степень «ино-странность» к 0 либо к 100%, то получим ситуацию, с которой имел дело на протяжении нескольких веков старый протекционизм.
Традиционно задача удержания в стране качественных звеньев в цепочках создания стоимости решалась государствами путем выращивания национальных компаний, способных стать глобальными лидерами. По мнению
В.А. May, существуют два механизма обеспечения глобальной конкурентоспособности компаний. Это встраивание отечественных фирм в производственные цепочки ТНК либо превращение своих корпораций в транснациональные. Лишь второй вариант, считает он, предоставляет возможности для самостоятельной глобальной игры, не только экономической, но и политической [3, c. 8]. Речь, очевидно, идет о сохранении под контролем национального частного либо государственного капитала компаний, способных стать центрами глобальных цепочек создания стоимости и таким образом обеспечить для страны соответствующее ее потенциалу место в таких цепочках.
Однако страна, даже такая большая, как Россия, не может надеяться на успех в выращивании глобальных лидеров во всех отраслях. В каких-то отраслях мы, очевидно, не сможем стать «чемпионами»; глобальными лидерами в них будут зарубежные компании. Поэтому очень важно уделять внимание не только выращиванию «своих» ТНК, но и месту в цепочке создания стоимости, которое займет российское подразделение ТНК либо встроенный в эту цепочку российский производитель.
Перспективы встраивания большого числа российских фирм, предприятий и даже целых отраслей в цепочки создания стоимости, управляемые извне, — неизбежная реальность глобализации. От того, какое место в этих цепочках им удастся занять, успех зависит едва ли не в большей степени, чем от выращивания собственных ТНК, число которых, несомненно, будет ограниченным.
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ И ПОЛИТИКА... 231
Взаимоотношения между фирмами и странами предстают сложным комплексом, включающим элементы сотрудничества и конфликта. Можно вести речь о диалектическом характере этих взаимоотношений, в которых никто из партнеров не способен добиться абсолютной гегемонии над другим.
Для ТНК, с одной стороны, наличие национальных государств на карте мира является важнейшим фактором, заставляющим ее учитывать местные особенности при реализации своей глобальной стратегии. Для национального государства, с другой стороны, ТНК представляет собой основной канал, по которому силы глобализации оказывают свое воздействие на страну.
Предпочтительным для ТНК было бы устранение барьеров как для импорта, так и для своего непосредственного присутствия на рынке; обеспечение свободы ввоза капитала и репатриации прибыли, свободы импорта компонентов, материалов и корпоративных услуг, неограниченной свободы деятельности на местном рынке труда. ТНК стремится реализовать свое право размещать компоненты своей цепочки создания стоимости в том месте в мире, в каком она сочтет для себя наиболее выгодным с точки зрения максимизации прибыли и доли рынка. В то же время различные государства желают максимизировать долю своей страны в цепочке создания стоимости.
Для конкурентоспособных компаний автомобилестроительной отрасли глобализация торговли открыла широчайшие возможности: они могут выходить на новые рынки, консолидировать поставки и производство. Однако та же самая глобализация и специализация производителей определяет высокую волатильность рынков и нестабильность цен на сырье. Международные цепочки поставок, благодаря которым так успешно развивался рынок автомобилестроительной продукции и услуг по ее продвижению, в будущем могут оказаться не столь стабильными.
Производители должны предвидеть вероятность негативного развития событий и заранее готовиться к ним. Например, им придется решать, какую цену они готовы заплатить за долгосрочную стабильность поставок, как сократить расход сырья и природных ресурсов, как сделать свои цепочки поставок более гибкими. Техногенная катастрофа в Японии показала, что автомобильные концерны должны будут пересмотреть принципы управления рисками.
Проблема формирования кластеров промышленного развития, это попытка расширить возможность внедрения новых технологий. Внедрение новой технологии в промышленное предприятие старой формации, старого уклада может вызвать дисфункции, которые повлекут за собой снижение эффективности, устойчивости, и, в конечном счете, прибыльности данного производства.
Создание же принципиально нового производства вызывает различные опасения, поскольку связано с многочисленными рисками. Основная тенденция перехода к новому технопромышленному укладу связана с кардинальным изменением институциональных условий деятельности экономических агентов, в основе которого лежит изменение основного типа собственности.
Новый тип уклада связан с формирующимся типом собственности на трансферт, перенос технологий из одной области и использование этих технологий в другой области. Для того, чтобы на основе эпистемических практик технологии и новые технологические решения могли бы переноситься из одних областей промышленного производства в другие, должны быть подготовлены специальные платформы, обеспечивающие подобный перенос. С построением подобных платформ и связано формирование кластеров в автопроме.
Построение кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов.
Собственно объединение в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями позволит выстроить опорные институциональные структуры будущего кластера, объединяющего в своей организации несколько принципиально новых, сегодня не существующих отраслей.
Центральным моментом формирования кластера является не просто территориально-географическое сближение, объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения (по типу поставщик-потребитель, разработка смежных решений и т.д.). Задача состоит в том, чтобы довести ряд принципиально новых лабораторных технологий, действие которых основано на новых физических принципах и эффектах, до новых систем деятельности и практики.
Основная идея формирования кластера состоит в том, чтобы на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов создать условия для конкурентоспособного развития компаний и тем самым подготовить комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений.
Подобные решения, положенные в основу инвестиционных проектов по развитию автомобилестроительных компаний, являются условием формирования в России, впервые, зоны выгодных денежных вложений за рамками ресурсодобывающего сектора промышленности. Кластер можно рассматривать как зону выращивания новых типовых решений регионального развития.
Технологические пакеты, создаваемые в кластерах, могут тиражироваться на различных территориях страны, формируя региональные площадки стратегической занятости, в том числе и на основе привлечения в страну ранее из нее уехавших специалистов.
В настоящее время государство остается эффективным регулятором. Оно представляет собой своеобразный фильтр, который не пропускает инвестиции, не соответствующие национальным целям — экономическим, социаль-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
232
А.А. ГИЛЬЯНО
ным или политическим. Природные и человеческие ресурсы, местоположение и особенно емкость рынка играют очень большую роль в выборе страны для осуществления инвестиций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 210.
2. Маршалл А. Принципы политической экономии / пер. с англ. изд. 2-е. М.: Прогресс, 2007. Кн. 1. С. 352.
3. May В. Экономика суверенитета // Коммерсантъ. 2006. 8 ноября. С. 8.
4. Черковец О.В. Экономика и внешнеэкономические связи России в условиях глобализации. М.: МАКС Пресс, 2003.
С. 30.
5. Frost Т. The Geographical Sources of Foreign Subsidiaries' Innovations // Strategic Management Journal. 2007. Vol. 22. No. 2. P. 101-123.
6. Gilpin R. Global Political Economy: Understanding the International Economic Order. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2001. P. 120-121.