Научная статья на тему 'Транснациональные аспекты незаконного оборота водных биоресурсов на Дальнем Востоке'

Транснациональные аспекты незаконного оборота водных биоресурсов на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сухаренко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транснациональные аспекты незаконного оборота водных биоресурсов на Дальнем Востоке»

Транснациональные аспекты незаконного оборота водных биоресурсов на Дальнем Востоке

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России, утверждённой Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120, стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов. Гарантией её достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство.

Ослабление контроля над соблюдением правил рыболовства наряду с либерализацией внешнеторговой деятельности в 1990-е годы способствовало росту незаконного промысла «валютоёмких» видов водных биоресурсов (ВБР), которые с минимальной переработкой (зачастую в живом виде) экспортировались в сопредельные страны. В этой ситуации у рыбаков отсутствовала мотивация для реализации своей продукции на внутреннем рынке. Вследствие этого в последние 20 лет они практически не инвестировали средства в развитие береговой инфраструктуры, глубокую переработку и организацию сбыта своей продукции внутри страны.

Сводя в ряде случаев к нулю эффективность принимаемых мер по сохранению и управлению ВБР, незаконный промысел приводит к спаду объёмов их добычи и подрыву усилий по восстановлению их запасов, утрате экономических и социальных возможностей обеспечения продовольственной безопасности населения России.

Согласно Разделу III Концепции развития рыбного хозяйства России на период до 2020 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 № 1057-р.[9], одной из основных проблем отрасли является рост масштабов незаконного промысла водных биоресурсов и их нелегального вывоза за рубеж. Кроме этого, в Разделе II Стратегии развития морской деятельности России до 2030 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 08.12.2010 № 2205-р.[8], в качестве одной из основных проблем назван высокий уровень экономических потерь от незаконной эксплуатации и реализации в иностранных портах водных биоресурсов.

Ведущими импортёрами незаконно добытых в 200-мильной экономической зоне РФ «валютоёмких» видов ВБР являются Япония, Китай, Республика Корея и США.

Информация о незаконном промысле и объёмах добытых ВБР разрознена, фрагментарна и не даёт возможности оценить их реальные масштабы. Сегодня достоверными статистическими данными о масштабах браконьерства и причиняемого им ущерба не располагает ни Росрыболовство, ни Погранслужба ФСБ, ни МВД России. Об этом можно судить лишь по косвенной информации.

По подсчётам Счётной палаты РФ, которая в марте 2012 г. оценивала масштабы незаконного промысла в Дальневосточном бассейне, ежегодный объём неучтённого экспорта ВБР (без учёта недополученных налогов, сборов за пользование ими и таможенных пошлин) составляет не менее 15-30 млрд. руб. Эта цифра превышает сальдированный доход всего рыбохозяйственного комплекса за 2011г. (14,4 млрд. руб.) и составляет более 15% годового оборота всех рыбопромышленных предприятий (127,8 млрд. руб.) [5].

Оценки российских аудиторов подтверждает сравнительный анализ. Так, в 2008 г. неучтённый доход, фиксируемый в расхождении данных таможен Японии, Республика Корея, Китая и ФТС России по физическому объёму и стоимости экспорта/импорта ВБР, составлял 2,5 млрд. долл., в 2009 и 2010 годы - около 1 млрд., а в 2011 г. - около 1,8 млрд. [11].

На протяжении последних десяти лет, даже несмотря на резкое сокращение запасов, камчатский и синий крабы остаются основными объектами незаконного промысла в Дальневосточном бассейне. Основным импортёром незаконно добытого краба остаётся Япония, что обусловлено не только её удобным географическим положением, но и созданием в местных портах благоприятных условий для браконьерских судов, в том числе под «удобными флагами». (табл. 1.)

Для достижения своих целей браконьеры используют коррупционные связи. Осенью 2007 г. было возбуждено уголовное дело в отношении 9 сотрудников Сахалинского ПУ ФСБ России, предоставлявших капитанам судов информацию о расстановке сил береговой охраны в территориальных водах и ИЭЗ РФ. Это позволяло им беспрепятственно осуществлять незаконный лов ценных видов ВБР

Таблица 1. Импорт российских крабов и продукции из них в страны АТР

и объёмы допустимого улова (ОДУ) в тоннах

Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Япония 74 978 93 183 93 068 91 941 93 915 79 109 71 048 61 181 46 285

Р. Корея 12 134 12 872 14 315 12 663 14 196 20 982 13 830 16 420 7 151

США 25358 27 318 27 074 39 694 50 076 59 992 32 259 34 183 27 103

КНР н/д н/д н/д 8 250 10 888 22 775 11 640 9 468 4 237

ИТОГО 112 470 133374 134457 152548 169075 182857 128777 121253 84 776

ОДУ всех видов крабов 56 700 62 788 57 044 56 597 73 059 74634 68585 61 457 57 014

Разница между импортом и дОу 1,9 раза 2,1 раза 2,3 раза 2,7 раза 2,3 раза 2,4 раза 1,8 раза 1,9 раза 1,4 раза

Источник: Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока

и вывоз их в страны АТР [4]. Аналогичные дела возбуждались также в Приморском и Камчатском краях.

Случаи коррупции среди дальневосточных пограничников не редкость. Так, в январе 2011 г. Агентство по рыболовству Японии приостановило на 70 дней промысловую деятельность четырёх компаний, которые ранее признались в даче взяток российским пограничникам на общую сумму более 6 млн. долл. за превышение квоты на вылов минтая в ИЭЗ РФ. Указанные выплаты производились за счёт неучтённых доходов, за что бизнесмены были оштрафованы налоговой службой на 2,4 млн. долл. [3].

Наибольший ущерб экономическим интересам РФ в сфере рыболовства наносят организованные преступные группы (ОПГ). Для уклонения от уплаты налоговых и таможенных сборов подконтрольные им фирмы используют различные схемы, в том числе международные рыбные аукционы. Схема выглядит так: добытая российскими судами партия ВБР экспортируется в Китай или Корею по фиктивным контрактам с оффшорными компаниями, по заниженной стоимости. Сегодня четверть дальневосточного улова скупается такими компаниями. После чего указанная партия реализуется в ходе аукциона по более высокой цене другой иностранной компании. Полученная прибыль выводится из-под налогообложения и оседает на счетах в зарубежных банках. Помимо этого они также оформляют возврат уплаченного НДС [10].

О значительной заинтересованности организованной преступности в контроле над рыбной отраслью свидетельствует и радикальный характер разрешения конфликтов. Так, в апреле 2003 г. в корейском городе Пусан был застрелен 54-летний «вор в законе» В. Наумов («Якут»), контролировавший вылов и контрабанду крабов на Сахалине и Курилах. Его сообщник Н. Гвозда был тяжело ранен. По версии полиции, заказчиком убийства является лидер владивостокского преступного сообщества В. Петраков («Петрак»), а исполнителем - П. Никулин. Мотив преступления - передел сфер влияния [17]. Остаётся добавить, что в июне 2001 г. в ходе очередного покушения на «Якута» в японском городе Вакканай был застрелен его компаньон А. Михайленко [2]. Данное убийство остаётся нераскрытым.

Несмотря на это, деятельность правоохранительных органов ДФО явно не соответствует степени криминализации рыбной отрасли. Так, в 2011 г. общее число выявленных в отрасли преступлений сократилось на 16,7%, фактов браконьерства - на 9,1%, а сумма возмещённого ущерба - на 37,8%. В 2010 г. указанные показатели были ниже на 76,9%, 83,4% и 63% соответственно. Кроме того, за 2009-2011 гг. количество раскрытых преступлений, совершённых в составе ОПГ, сократилось с 58 до 3 [12].

Согласно судебной статистике, ежегодно по ст. 256 УК РФ осуждается в среднем 10-12,5 тыс. человек. При этом доля осуждённых по ч. 2 ст. 253 УК РФ в общем числе судимых за экологические преступления не превышает 1%. Анализ приговоров показывает, что к уголовной ответственности чаще всего привлекаются местные жи-

тели, добывшие незначительное количество рыбы для личных нужд, и гораздо реже лица, специализирующиеся на добыче наиболее ценных видов рыб в составе организованных групп, имеющие в своём арсенале самоходные транспортные плавсредства, эхолоты, спутниковые навигационные приборы и орудия лова [1].

Непосредственно в море выявляется незначительное число преступлений, за совершение которых привлекаются в основном капитаны судов. Однако бывают и исключения. Так, в июле 2010 г. к 10 годам лишения свободы был приговорён С. Анишкевич, организовавший незаконную добычу и контрабанду крабов в Корею. По решению суда в доход государства были конфискованы браконьерское судно и орудия лова. Суд также удовлетворил гражданский иск и взыскал с него и двух ранее осуждённых по этому делу капитанов судна 21,8 млн. руб. Помимо Анишкевича во главе ОПГ стоял кореец Ву Ч, который финансировал незаконный промысел, производил техническое оснащение судна, обеспечивал снабжение экипажа и выплату зарплаты, приём контрабанды в порту Донгхэ. В отношении него уголовное дело приостановлено. Основной задачей Анишкевича была координация деятельности капитанов судна: дача указаний о времени и месте пересечения госграницы, районе добычи и времени прибытия в Корею для сдачи улова. От коррумпированных пограничников он получал информацию о передвижении патрульно-сторожевых кораблей в районе запланированного лова, которую передавал по каналам спутниковой связи капитанам, а те информировали его о количестве добытого краба, его видах и размерах. Всего было доказано 11 эпизодов их преступной деятельности. В общей сложности за три месяца 2007 г. браконьеры нанесли ущерб на общую сумму около 22 млн. руб. [13].

Наряду с этим к нарушителям не применяются в полной мере существующие санкции (расторжение договоров, которые ранее закрепляли доли квот добычи ВБР, и право пользования рыбопромысловыми участками, конфискация судов), что провоцирует ведение незаконного промысла. Так, за 2008-2011 гг. у браконьеров было конфисковано всего 81 судно (менее 10% от общего числа задержанных пограничниками) [14].

В целях решения данной проблемы в апреле 2011 г. Полпред Президента России в ДФО В. Ишаев утвердил План декриминализации основных отраслей экономики Дальнего Востока на 2011-2013 гг., один из разделов которого посвящён рыболовству. Между тем из-за существующих межведомственных разногласий до сих пор не принят Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла ВБР, подготовленный ещё в 2010 г.

Вступившие в силу с 1 января 2009 г. поправки к Федеральному закону РФ от 20.12.04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» оказали положительное влияние на динамику роста объёмов экспорта ВБР . Так, за 2010-2011 гг. таможнями ДФО было оформлено 2,7 млн. тонн ВБР на общую сумму 4,1 млрд. долл. В экспорте, как и прежде, преобладали товары с низ-

кой степенью обработки (рыба мороженая, ракообразные, моллюски), доля которых превышает 90% [15].

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ в Уголовный кодекс РФ была введена ст. 2261, предусматривающая ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, либо Государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере. В соответствии с примечанием к ней крупным размером таких товаров и ресурсов признаётся их стоимость, превышающая 1 млн. руб. [7].

Для реализации ст. 2261 Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 был утверждён Перечень стратегически важных товаров и ресурсов, в который были включены рыба, ракообразные и моллюски. Предлагаемое решение позволит снизить объёмы вывоза указанных видов ВБР, а также повысит поступления таможенных платежей в бюджет [6].

В конце сентября 2012 г. Минсельхоз внёс в Правительство России законопроект, направленный на усиление уголовной и административной ответственности за нарушения в области рыболовства. В частности, будут изменены составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 УК РФ, а за их совершение введена конфискация имущества. Организованная преступная деятельность будет наказываться длительным лишением свободы [16].

В целях оптимизации противодействия незаконному промыслу, наносящему существенный ущерб ВБР и среде их обитания, а также социально-экономическому положению населения прибрежных регионов ДФО, необходимо принять следующие меры:

А) общие:

- совершенствование законодательного обеспечения рыбохозяйственной деятельности;

- совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере рыболовства;

- совершенствование статистического учёта добычи ВБР;

- обеспечение рационального использования ВБР с учётом промысловой нагрузки на них;

- создание условий для формирования развитого внутреннего рынка рыбопродукции и его функциональной инфраструктуры, строительства и модернизации рыбопромыслового флота.

Б) специальные:

- определение порядка допуска рыболовецких судов к осуществлению деятельности по приёмке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов ВБР, добытых в ИЭЗ России;

- введение системы документального подтверждения законности происхождения ввозимых ВБР;

- введение запрета на переработку и (или) реализацию на территории России незаконно добытых ВБР;

- установление порядка ведения и использования Национального списка судов, занимающихся ННН-промыслом;

- ввести административные и уголовные санкции в отношении нарушителей законодательства о рыболовстве, соответствующих степень содеянного, а также величине ущерба, нанесённого ВБР и среде их обитания;

- устранение субсидий и других форм экономической поддержки предприятий, связанных с ННН-промыслом;

- совершенствование мониторинга, контроля и наблюдения, улучшение системы регистрации российских судов, урегулирование порядка фрахтования судов для целей рыболовства;

- установление контроля за судами, осуществляющими приёмотранспортные операции с уловами ВБР, надлежащей маркировки российских судов и орудий добычи;

- устранение разобщённости в работе правоохранительных органов;

- всестороннее противодействие коррупции в правоохранительных и контролирующих органах;

- совершенствование международного сотрудничества в сфере противодействия ННН-промыслу, в частности:

- обеспечение своевременного представления на регулярной основе информации о заходах судов с частично или полностью российскими экипажами, видовом составе и объёме доставленных уловов ВБР или произведённой из них продукции, а также о выходе судов;

- при решении вопроса о выделении квот на добычу ВБР в ИЭЗ России обязывать зарубежных партнёров предоставлять информацию по ННН-промыслу в рамках принятых обязательств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. №1.

2. Головнин В. Японские рыболовы гниют с головы. // Коммерсант. 12.01.2011.

3. Головнин В. Братки приходят в Вакканай. // Известия. 16.06.2001.

4. Еленский О. Метастазы коррупции добрались и до Пограничной службы ФСБ России. // Независимая газета. 26.10.2007.

5. Ментюкова С. Совет безопасности закинул сети. // Коммерсант.

25.09.2012.

6. Писарева К. Рыбакам дадут до 12 лет. // Коммерсант. 28.09.2012.

7. Российская газета. 09.12.2011.

8. Российская газета. 21.12.2010.

9. Собрание законодательства РФ. 2008. №30. Ст. 3682.

10. Справка Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 14.06.2012.

11. Справка Аппарата Полпредства Президента России в ДФО за

20.04.2012.

12. Справка ГУ МВД России по ДФО за 27.03.2012.

13. Справка Следственной части при ГУ МВД России по ДФО от

08.10.2010.

14. Отчёт Департамента береговой охраны Пограничного управления ФСБ России за 2008 - 2011 гг.

15. Справка Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) за 2012 г.

16. Узбекова А. Браконьеров забракуют. // Российская газета. 12.10.2012.

17. Чернышев А. Якут погиб за «Рыбака Чукотки» // Коммерсант.

15.05.2003.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Byulleten' Verkhovnogo Suda RF. 2011. №1.

2. Golovnin V. YAponskie rybolovy gniyut s golovy. // Kommersant.

12.01.2011.

3. Golovnin V. Bratki prikhodyat v Vakkanaj. // Izvestiya. 16.06.2001.

4. Elenskij O. Metactazy korruptsii dobralis' i do Pogranichnoj sluzhby FSB Rossii. // Nezavisimaya gazeta. 26.10.2007.

5. Mentyukova S. Sovet bezopasnosti zakinul seti. // Kommersant.

25.09.2012.

6. Pisareva K. Rybakam dadut do 12 let. // Kommersant. 28.09.2012.

7. Rossijskaya gazeta. 09.12.2011.

8. Rossijskaya gazeta. 21.12.2010.

9. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. №30. St. 3682.

10. Spravka Komiteta Soveta Federatsii RF po agrarno-prodovol'stvennoj politike i prirodopol'zovaniyu ot 14.06.2012.

11. Spravka Apparata Polpredstva Prezidenta Rossii v DFO za 20.04.2012.

12. Spravka GU MVD Rossii po DFO za 27.03.2012.

13. Spravka Sledstvennoj chasti pri GU MVD Rossii po DFO ot 08.10.2010.

14. Otchyot Departamenta beregovoj okhrany Pogranichnogo upravleniya FSB Rossii za 2008 - 2011 gg.

15. Spravka Dal'nevostochnogo tamozhennogo upravleniya (DVTU) za 2012 g.

16. Uzbekova A. Brakon'erov zabrakuyut. //Rossijskaya gazeta. 12.10.2012.

17. CHernyshev A. YAkut pogib za «Rybaka CHukotki» // Kommersant.

15.05.2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.