Научная статья на тему 'Криминализация рыбной отрасли в России'

Криминализация рыбной отрасли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клейменов М. П., Шушкевич Б. А.

Problem of criminalization of fish industry sector in Russian Federation is under study, ways of control are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клейменов М. П., Шушкевич Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization offish industry sector in Russia...

Problem of criminalization of fish industry sector in Russian Federation is under study, ways of control are proposed.

Текст научной работы на тему «Криминализация рыбной отрасли в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестн. Ом. ун-та. 2GG7. № 4. С. 147-149.

УДК 347.64

М.П. Клейменов, Б.А. Шушкевич

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

Problem of criminalization of fish industry sector in Russian Federation is under study, ways of control are proposed.

Рыбная отрасль в значительной мере криминализирована. Ежегодно российский бюджет теряет около 3 - 5 млрд долларов на нелегальном лове морепродуктов. Например, обстановка в сфере промысла и сохранения водных биоресурсов на Камчатке свидетельствует о том, что правоохранительные и контролирующие органы региона действуют в условиях широкомасштабного, имеющего тенденцию к росту, сверхлимитного вылова наиболее валютоемких объектов морского промысла. Одновременно имеет место неконтролируемый вывоз биоресурсов из исключительной экономической зоны Российской Федерации на внешний рынок как российскими, так и иностранными рыбопромышленными предприятиями. Ежегодно увеличивается и без того высокий уровень правонарушений и преступлений в сфере промысла морских водных биологических ресурсов. С 2000 по 2006 г. в Камчатской области возбуждено 194 уголовных дела о преступлениях, совершенных в сфере добычи и оборота морских биоресурсов. Число уголовных дел за этот период выросло более чем в три раза: если в 2000 г. возбуждено 10 дел, то в 2005 г. - уже 33, а за 9 месяцев 2006 г. - 36. Только в 2005 г. судами удовлетворено 18 заявленных прокурорами исков в рамках уголовных дел на сумму 106 млн 82 тыс. руб. В текущем году уже заявлено 29 исков на сумму 45,8 млн руб. Необходимо признать, что ежегодный прирост регистрируемых преступлений не свидетельствует об улучшении борьбы с преступностью, а лишь пропорционально отражает рост масштабов незаконного рыбодобывающего промысла [1].

С отменой государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность с учетом бесконтрольности в вылове и реализации морепродуктов отрасль оказалась буквально «золотым дном» для теневиков. Наиболее широко распространено браконьерство - хищение живых ресурсов, принадлежащих государству, добыча которых регламентируется нормативно-правовыми актами. Можно выделить частичное браконьерство (вылов морепродуктов больше установленного в разрешительном билете объема) и полное (лов без разрешения на данный объект). Браконьерство становится пиратским, когда оно осуществляется систематически с целью извлечения прибыли. Как правило, оно сопровождается вывозом биоресурсов за рубеж. При этом типично использование следующих приемов.

© М.П. Клейменов, Б.А. Шушкевич, 2007

149

М.П. Клейменов, Б.А. Шушкевич

Использование скоростных судов. Японские перекупщики, используя скоростные суда, встречаются с российскими браконьерами на российско-японской границе, перегружают добытые морепродукты и везут на Хоккайдо для дальнейшей продажи. Скоростные суда используются также для провоза другой контрабанды. В бизнесе активно участвуют криминальные структуры. Известно, что один из членов преступной организации Кусиро использует суда под флагом иностранных государств, чтобы не привлекать внимание полиции. Наряду с законными сделками с российскими предприятиями (для обеспечения легального прикрытия) ведет в море закупки краба. Он же занимается нелегальным ввозом в Японию китайцев.

Двойная бухгалтерия» на судне. По японскому законодательству судно с грузом на борту, заходящее в порт, должно быть обязательно оформлено в грузовом отделе таможни по порту выхода. В противном случае груз признается контрабандным, а в случае с морепродуктами — браконьерским, и его приемка в Японии запрещена. Для обхода существующих правил российские фирмы-судовладельцы обеспечивают капитанов судов чистыми бланками портклиренсов с проставленными оригинальными печатями таможни. По прибытии в японский порт капитан заполняет бланк в соответствии с фактическим весом груза на борту и предъявляет его властям. Здесь используется различие в таможенных требованиях России и Японии. Портклиренс для российской таможни — не документ, а ни к чему не обязывающая бумага (поэтому на ней так легко ставят оригинальные печати). Для российской таможни основными документами являются таможенная декларация и грузовой манифест, значение которых остается загадкой для японской таможни. Двойная бухгалтерия касается и ведения судовых рыбопромысловых журналов: обычно их ведут в двух экземплярах.

Переловы1 морепродуктов. Имея разрешительные рыболовные билеты на вылов краба в исключительной экономической зоне (ИЭЗ), большинство рыболовных компаний фактически ведут промысел в российских территориальных водах. Японскую сторону это устраивает, так

как россияне поставляют дешевую и качественную продукцию в живом виде, избегая временных и финансовых затрат на таможенное оформление. Через таможню оформляется лишь 10-20 % всего экспортируемого краба. Перелов морепродуктов в режиме ИЭЗ остановить довольно сложно. Причиной тому — чрезвычайно слабое финансовое и материально-техническое обеспечение Управления «Сахалинрыбвод» морских частей Пограничной службы России. Проверка отдельно взятого судна осуществляется не чаще 1-2 раз за рыболовный сезон.

Научный промысел. Значительное количество морепродуктов в Сахалинско-Курильском бассейне вылавливается в так называемых научных целях. Теоретически научный промысел существует для изучения миграции краба либо для испытания новых снастей, щадящих природу. Но реальность довольно далека от науки, и в результатах проводимых исследований, как правило, заинтересован судовладелец, получивший «научную крышу». Основная часть ведения «научного промысла» - это обход распределяемых квот вылова, которые специально рассчитываются для сохранения природного баланса морепродуктов. Объем такого промысла достигает 30-35% (а по отдельным видам 100 % и более) от общего количества добываемых продуктов. Например, в 1998 г. Ассоциация рыбопромышленников Сахалина (основной оператор в сфере «научного промысла») получила квоту на контрольный (научный) вылов краба волосатого в объеме 500 тонн, хотя остальные сахалинские предприятия имели 480 тонн валовой квоты. Серьезные сомнения вызывает привлечение японцев к «научному промыслу». Им для «исследований» ежегодно выделяется квота 75-85 тонн.

Сокрытие фактически полученной валюты Основными отчетными документами капитана судна (фирмы судовладельца) о вылове лимитов морепродуктов и цене, по которой они были сданы японской фирме-приемщику, служат приемо-сдаточные акты, которые составляются и подписываются по обоюдному согласию сторон во взаимовыгодной форме. Основной задачей при составлении таких документов является уход от обязательных госпошлин и налогов, поэтому реальные размеры сделки сущест-

150

А. С. Фролов

венно занижаются. В Россию переводится в лучшем случае та валютная выручка, которая показана в названных актах. Основная часть выручки переводится на счета судовладельцев либо получается капитанами судов в наличной валюте. По этой схеме работает большинство российских компаний.

Как показывает изучение материалов практики, рассматриваемая сфера чрезвычайно притягательна для криминальной среды. По имеющимся данным, уголовные авторитеты держат под своим контролем весь процесс, начиная от распределения квот в Федеральном агентстве по рыболовству до реализации продукции на японском рынке и распределения прибыли.

Учитывая, что прибыль является результатом незаконного промысла, с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что значительная часть средств от бесконтрольно извлекаемой прибыли идет на финансовое укрепление и сближение криминальных структур Японии и России, которых интересует только прибыль. В результате такого сотрудничества отрабатываются наиболее изощренные способы контрабандного провоза товара через границу. Контрабандным товаром могут быть не только морепродукты. Так, в японских уголовных судах уже рассматриваются дела о краже престижных автомобилей по заказу российских преступников. Из России в Японию осуществляется контрабандный ввоз огнестрельного оружия, а также наркотических средств. Контрабандные «коридоры» используются для нелегального перемещения людей из одной страны в другую. В целом между криминализацией рыболовного промысла в российской экономической зоне, эскалацией наркобизнеса и контрабандой оружия в АТР, бизнесом подержанными автомобилями существует прямая связь, что отмечается полицейскими службами Японии и Южной Кореи.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бажутов С. Борьба с незаконной добычей водных биологических ресурсов // Законность.

2006. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.