Научная статья на тему 'Транснациональность - основная черта современной преступности'

Транснациональность - основная черта современной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова С. Н.

Статья посвящена проблеме борьбы с транснациональной преступностью В ней рассматриваются история и современность международного сотрудничества в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транснациональность - основная черта современной преступности»

Актуальные вопросы международного права ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОСТЬ - ОСНОВНАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

С.Н. Новикова

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Россия, Москва, 117138 ул. Миклухо-Маклая д. 6

Статья посвящена проблеме борьбы с транснациональной преступностью В ней рассматриваются история и современность международного сотрудничества в данной области.

Международная борьба с преступностью имеет глубокие исторические корни и относится к истокам возникновения государства и права. Борьба с преступностью издавна объединяла государства, обязывала их оказывать друг другу правовую помощь

До окончания XIX века направления международного сотрудничества различных стран касались только проблем выдачи лиц, совершивших преступления. Однако в международных договорах того периода прослеживается регламентация международных следственных поручений, обеспечение явки свидетелей, проведения очных ставок, передачи информации и вещей.1 Наряду с этим, в XIX веке государства начинают активно сотрудничать в борьбе с отдельными преступлениями маждународного характера. Решениями международных конгресов, конференций торговля рабами была признана преступлением. Государства взяли на себя обязательства принять законы об ответственности за захват невольников, их перевозку, установить практические меры по пресечению этих преступлений на своих территориях, взысканию полученного в результате работорговли обогащения.

На рубеже веков были подписаны международные договора о преступности и наказуемости фальшивомонетчиков, пиратства, международного терроризма.

В 20-30-е г.г XX века мир столкнулся впервые с мощными преступными международными организациями, получившеми название мафия. Местом, где мафии суждено было появится, стала Америка. Мафия вышла на арену потому, что именно в это время закончилась очередная волна иммиграции в США, бурный рост городов - в первую очередь Ныо-Йорка и Чикаго, нищета, “ сухой закон” и единственный путь выжить - стать уголовником.2

Организованность и международность мафии - две основные черты, имеющие глубокие исторические корни. В XIX веке это ирланцы, их банды “Мертвые кролики” в Нью-Йорке и ‘'Кровавые бочонки” в Филадельфии. Затем евреи из Восточной Европы, банда "Восточного Монаха”, к 20-м годам появились сицилийцы.3 Именно сицилийцы привнесли свою общественно экомомическую структуру, частью которой была организованная преступность.Транснациональная преступность выбирает политику, крупный бизнес, профсоюзы.

В 1922 году к власти в Италии приходит Бенито Муссолини, страна к тому времени полностью коррумпирована и почти неуправляемая. Исходя из политической целесообразности, он начинает жестокую борьбу с мафией.4

В 1927 г. в Варшаве состоялась I Международная конференция по унификации уголовного права, на которой международными преступлениями назывались пиратство, подделка металлических денег и государственных ценных бумаг, торговля рабами, женщинами и детьми, умышленное употребление всяких средств, способных породить общественную опасность, незаконная торговля наркотиками, порнография. Борьба с ними, безусловно, требовала усиления международного сотрудничества правоохранительных органов, в том числе в сфере розыска и конфискации орудий преступлений, предметов использовавшихся для их совершения.

'См. . Волеводз А.Г. Международый розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М. 2000 г., С. 10.

2См :Джо Доринго, Мафия, М,1998, С. 10

’там же, С. 12

4там же, С. 46

2 ноября 1943 i. тремя странами - СССР, США, Великобританией была подписана международная Декларация об уголовной ответственности военных преступников по законам тех стран, где ими были совершены преступления.

Значительный прогресс в развитии сотрудничества государств, направленный на борьбу с наиболее тяжкими преступлениями, был, достигнут в связи с подписанием 8 августа 1945 года Соглашения о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси. Оно было подписано Правительствами СССР. США, Великобритании и Временным правительством Французской Республики, а гак же был принят Устав Международного Военного Трибунала. В 1946 г. вынесен приговор Нюренбергского военного трибунала, а в 1947 г. -Токийского Международного военного трибунала для Дальнего Востока. Придавая юридическую силу указанным документам, Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 96 (1) от 11 декабря 1946 г. подтвердила принципы международного права, признанные Статутом Нюренбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала как общепризнанные. В ходе сбора доказательств, подготовки и проведения заседаний Нюренбергского и Токийского военных трибуналов большое внимание уделялось вопросам розыска ценностей, похищенных на оккупированных территориях, обеспечения их возврата по принадлежности.

Именно после мировых войн и кризисов, повышается авторитет международных организаций, которые становятся основными организаторами общения государств. «Цивилизованные народы нуждаются в международных сношениях для возможности сохранить свое самостоятельное политическое бытие».1

В 1945 г. по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритании, Франции, Китая) была создана универсальная международная организация -Организация Объединенных Наций (ООН), с целью: поддерживать международный мир и безопасность; принимать эффективные, коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру; подавлять акты агрессии; мирными средствами разрешать международные споры; развивать дружественные отношения между народами; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера; поощрять и развивать уважение к правам человека и основам свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.2

В 1949 г. была создана европейская межправительственная региональная организация, Совет Европы (СЕ), с целью обеспечения все более тесных связей между государствами - членами для защиты и реализации их идеалов и принципов, для содействия превращению Европы в демократическое и безопасное пространство, защиты и укрепления демократии и прав человека, развития и укрепления европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности. В СЕ входят 36 государств, Россия вступила в 1996 г.3

Подписанные многими государствами в последующие годы разнообразные международноправовые документы привели к расширению круга деяний, признаваемых международными преступлениями. Существенно изменилась структура их субъектов, что отразилось на процедурных вопросах реализации новых материальных норм. Международно-правовые документы стали предусматривать необходимость лишения преступности ее доходов путем конфискации, установления барьеров к легализации и отмыванию денежных средств и имущества, нажитых преступным путем. Интернализация таких явлений как коррупция, торговля людьми, расширение рынка наркотиков вызывает не только беспокойство мирового сообщества, а является реальной угрозой миру и безопасности.

По данным опроса, проведенного в декабре 2001 г. - 84 % жителей Украины, 83 %- России, 82 % - Словакии, 82 % - Хорватии, 79 % - Словении,

79 % - Болгарии, 78 % - Румынии, 61 % - Венгрии, 50 % - Чехии, 48 % - Польши, 30 % -Австрии, считают, что живут в коррумпированном государстве.4

Сегодня становится ясным, что сохранение прежних критериев прогресса, уже не сможет выступать в качестве универсальной категории, объединяющей человечество. Материальный успех, технико-экономическое развитие уже не объединяют человечество, а разъединяют. Неравенство экономических возможностей, ухудшение снабжением продовольствием, насилие,

‘Мартенс Ф.Ф.Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1., М., 1996, с. 163

2Устав ООН

3 Большой юридический словарь, М., 2000, с.567

4 «Аргументы и факты», № 49, 2001 г.

безработица - породили экологическую, политическую, личную угрозу безопасности человечества. Именно сейчас мировое сообщество вносит существенные коррективы в международное сотрудничество для преодоления и выхода из кризиса, обусловленного криминализацией общества и экономики в целом. Экологическая ниша «технологического человека» заполнена.

С 1960 по 1991 г. доля наиболее богатых 20 % населения в общих доходах планеты возросла с 70 % до 85 %, а доля наиболее бедных 20 % упала с 2,3 % до 1,4 %Л На долю тех, кто не успел (среди них такие гиганты как Россия, Китай, Индия) выпала объективная необходимость выбора пути.

Исторически сложилось так, что существенные коррективы вносятся обществом именно в процессе преодоления кризисов: так было в период

«великой депрессии», создавшей резервную систему, так произошло с «энергетическим кризисом», породившем механизмы регулирования и квотирования энергоресурсов, так и в настоящее время развивающийся финансовый кризис, захлебывающийся от « грязных денег» ставит свои задачи. Именно этим целям подчинены усилия международного сообщества в поиске и создании механизмов замораживания долгов, установление барьеров для оттока капитала и инвестиций из развивающихся стран, борьба с коррупцией, нахождение и конфискация преступных доходов.

Все страны мира независимо от уровня развития столкнулись с проблемой криминализации финансовой сферы. «Благие намерения» переустройства мира натолкнулись на действие преступных механизмов и увода денег. «Дань» преступному миру по некоторым экспертным оценкам превысила десятки миллиардов долларов США.2 По данным Следственного комитета при МВД России количество экономических преступлений выросло только за 1999 г. по - сравнению с 1998 на 23, 9 % и составило 30,8 тысяч3.В их структуре преобладают хищения и мошеннические операции в кредитно- финансовой системе, на рынке ценных бумаг, на потребительском рынке, в топливно - энергетическом комплексе, в сфере незаконного оборота алкогольной продукции. Сложность расследования отдельных видов экономических преступлений приводит к тому, что, к примеру , 34,7 % из оконченных расследованием дел о присвоении и растрате в 1999 г. было прекращено. Уголовные дела о мошенничестве - прекращается каждое третье, из 2438 дел о незаконном предпринимательстве, банковской деятельности, лжепредпринимательстве в 1999 г. только 36,6 % направлены в суд. По коммерческому подкупу до суда дошла лишь треть дел. Совокупный ущерб только по расследованным уголовным делам превысил в 1999 г. 15 млрд. долларов США.4

Молодость российской банковской системы и ее специфичность, связанная с ориентацией на быстрый количественный рост, отражаются на качественных показателях деятельности. По числу банков на миллион жителей Россия опережает ряд развитых стран (Канаду, Великобританию, Японию) уступая лишь Г ермании и США. Величина активов же среднего российского банка в 1996 г. составила 54 млн. долл., что в 20 раз меньше показателей среднего венгерского банка, в 30 раз -чешского, в 900- японского. Сбербанк РФ в 10 раз меньше крупнейших китайских банков, в 15-20 раз - японских5

Численность коммерческих банков: 1994 г.-2457, к началу 2001 г. - 600. В настоящее время кредитные учреждения страны находятся только в начале пути формирования своего коммерческого облика, этим и обусловлена напряженность в денежном обращении, дающая возможность вывоза за рубеж денежных средств и имущества. Криминализация экономики, сливающаяся с банковской системой способствовала, росту мошеннических схем вывоза капитала. Внешний государственный долг в 1999 г. оценивался в 150 млрд. долл. США, из них 80 млрд. долл. США советский долг и 70 млрд. долл. США собственно российский долг.6 Россия вышла на первое место по государственным долгам. Увеличение внешней задолжности происходит в условиях

1 Human Development Report 1994, P. 35

2См.:Сатуев P C., LUpaep Д.А., Яськова Н.Ю, Экономическая преступность в финансово-кредитной системе. М., 2000г„ С. 3.

’там же, С.4

4там же, С.4

'там же, С 15

''«Деловой экспресс» № 5 1999 г.

интенсивного вывоза капитала за рубеж. По оценкам экспертов, вывезенные за годы реформ финансовые средства варьируются от 100 до 400 млрд. долл. США7.

При существующем состоянии пограничного, таможенного, банковского, валютного, регистрационного контроля в 1996-1997 гг. экспортерам удавалось «спрятать» за рубежом 30 % валютной выручки. По экспертным оценкам, эта сумма превышает 20-30 милд. долларов в год. По данным ГТК РФ, в результате противозаконных и недобросовестных бартерных сделок из России ежегодно утекает около 1 млрд. долларов США. ЦБ России считает, что по бестоварным переводам по подложным импортным контрактам из России ежемесячно в среднем уходит около 400 миллионов долларов США/

Россия сегодня проходит стадию внедрения рыночных методов регулирования экономики, структурной перестройки народного хозяйства, формирует финансово-кредитную систему, развивает налоговые отношения, создает рынок недвижимости. Своеобразие современной ситуации связано с появлением новых для нашей страны правонарушений: лжепредпринемательство, фиктивное банкротство, уклонение от кредиторской задолжности, незаконная банковская деятельность, уклонение ог уплаты налогов. Все эти правонарушения -закономерное, кардинальное изменение экономической, политической и правовой ситуации в России. Возникшие удобные и легально созданные структуры, позволяют беспрепятственно конвертировать рублевые средства и переводить мног ие миллионы долларов за рубеж, вызывая незаконный отток капитала за рубеж.

Из анализа практики уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности прослеживается, что значительная доля собственности виновных лиц сосредотачивается ими за пределами России (на банковских счетах физических лиц и созданных ими юридических лиц, в виде вложений в недвижимость).

Пока существовали лишь государственная, общественная и личная формы собственности решение этих задач не вызывало серьезных затруднений в практической деятельности правоохранительных органов. Появление же частной собственности повлекло серьезные проблемы. Розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества, требуется уже не только на территории страны, но и за пределами ее юрисдикции. Это способствует расширению международного сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных стран, появляются его новые формы.

Несмотря на различия между странами, особенностями их правовой базы, традиции и обычаи, преступления в финансово- кредитной системе привычное явление, с похожими характеристиками. Реформенные преобразования, основанные на транснациональной преступности, привели в период 80-90-х гг. к следующим показателям инфляции: в Никарагуа- 584 %, Аргентине-417 %, Бразилии-328 %, Уганде-107 %, России-1353 %, Украине -1445 %,Литве-1194 %.3

Реально встает вопрос: сможет ли мировое сообщество остановить волну преступности? Как законодательная база справляется с задачей противостояния? Что необходимо изменить в обществе и в какой приоритетной последовательности?

Нет ни одной общественно-политической силы, не ставящей перед собой эти вопросы. Сегодняшняя преступность отличается транснациональностыо, хорошей адаптированностью мошеннических схем, диффузионностью в органы власти, техничностью, квалифицированностью. В известной мере это объясняет разобщенность поиска методов борьбы с преступными деяниями, неверной оценкой причин преступности, нескоординированностью действий по предупреждению правонарушений.

Вместе с тем, следует отметить усиление мер по борьбе с преступностью, принимаемых в настоящее время в Российской Федерации. Российским УК реализованы предписания ряда международно-правовых документов, предусматривающих розыск, арест и конфискацию полученных преступным путем денежных средств и имущества. Нормы ст.ст. 228-234 УК РФ вобрали в себя основные положения об ответственности за совершение преступлений, связанным с незаконным оборотом наркотиков, из Единой Конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 г., Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.

7См. 6 Сатуев Р.С., Шраер Д А., Яськова Н.Ю, Экономическая преступность в финансово-кредитной системе.

М., 2000г., С.23.

1 там же, С.4

2 Human Development Report 1994, P. 26

Первым шагом в создании предупредительной системы борьбы с вывозом капитала явилось указание ЦБ РФ № 500 от 12 февраля 1999г. Его смысл в организации банковского контроля за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций. Главное, что в этом указании перечислены признаки « подозрительных» валютных операций, наличие которых дает банку право уведомить органы валютного контроля. Указанием № 634- У от26 августа 1999 г. Банк России определил порядок установления корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах. Были приняты меры по расширению сотрудничества Банка России с Федеральной службой валютного контроля. И результаты принятых мер не замедлили сказаться: по данным Банка России утечка валюты из России сократилась с 25 млрд. долларов США в 1998 г. до 15 млрд. долларов США в 1999 г.1

Ставшие традиционными виды международной правовой помощи по уголовным делам: производство отдельных следственных и процессуальных действий; экстрадиция; осуществление уголовного преследования; передача предметов; предоставление документов - еще 10-15 лет назад удовлетворяли в целом потребности правосудия.2. Сегодня они не в полной мере способны обеспечить реализацию его целей, поскольку не позволяют должным образом решать задачи розыска, ареста и конфискации, полученных преступным путем денежных средств и имущества, блокирования вывоза капитала из страны, возмещения причиненного ущерба, ограничения роста коррупции и нарастающей возможности питания «теневого» оборота.

Международное сотрудничество при расследовании преступлений и решении задач правосудия в современных условиях не ограничивается рамками взаимодействия в борьбе с преступлениями международного характера, ответственность за которые предусмотрена нормами международного права. Международное сотрудничество необходимо органам предварительного следствия и судам России в собирании доказательств за рубежом, в оказании правовой помощи зарубежным правоохранительным органам и судам. Необходимо учитывать социально-экономическую ситуацию в стране и криминогенную обстановку. Международное сотрудничество, научное обобщение опыта, моделирование способов и методов совершения преступления, с учетом национальных особенностей и результативный обмен информацией должны стать основными инструментами борьбы с организованной международной преступностью.

Анализ международно-правовых документов, национального законодатеьства, практики деятельности правоохранительных органов различных государств свидетельствует, что лишение преступности ее доходов возможно лишь путем целенаправленной деятельности.

По решению ООН, на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (9 декабря 1998 г.) была подготовлена, а на 55- сессии Генеральной Ассамблеи ООН (15 ноября 2000 г.) принята, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, включающей положения о введении уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию и противодействие правосудию и три дополняющие Конвенцию протокола: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее; незаконном ввозе мигрантов по суше, морю и воздуху; незаконном изготовлении и обороте огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов.

Конвенция является уникальным международно-правовым документом, охватывает широкий спектр мировых проблем по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Прежде всего, это относится к требованию установления правовых барьеров криминалу, а именно: созданию организованной преступной группы и участию в ней; отмыванию денежных средств (доходов); актам коррупции, т.е. получению и передачи взятки; противодействию воспрепятствования осуществления правосудия.

Всеобъемлющий характер Конвенции проявляется и в обширном наборе мер, направленных на предупреждение транснациональной организованной преступности, в частности отмывания доходов, коррупции, а также на защиту свидетелей и потерпевших. Предусматривается, что государства не только должны стремиться декриминализировать отмывание доходов, но, и обязаны устанавливать всеобъемлющий режим надзора в отношении банков и иных финансовых учреждений в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств. Такой

'Сатуев P.C., Шраер Д А., Яськова Н Ю, Экономическая преступность в финансово-кредитной системе. М., 2000г., С. 5.

2Волеводз А.Г. Международый розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М. 2000 г., С. 13.

режим должен включать и требования об идентификации личности клиента, ведении отчетности и предоставлении информации о подозрительных сделках. При установлении таких мер. Конвенция призывает руководствоваться инициативами многосторонних организаций, в частности создана Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег. Кроме того, с целью борьбы с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, в Конвенции закреплены в качестве важнейших мер. такие как конфискация и арест доходов от преступной деятельности, даны направления для разработки механизма международного сотрудничества и распоряжения конфискованным имуществом, а также рекомендовано сокращать возможности для организованных преступных групп использовать доходы от преступлений на законных рынках,

Широкое освещение в Конвенции нашли вопросы оказания правовой помощи и выдача, а также сотрудничества правоохранительных органов в проведении совместных расследований, расширение специальных методов расследования, а именно: электронное наблюдение, агентурные международные операции, увеличение надлежащего использования метода контролируемых поставок.

Конвенцией охватываются имеющие международное значение и совершенные при участии организованной преступной группы серьезные преступления, те. деяния, наказуемые по уголовному законодательству государств лишением свободы на срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания, и так называемые конвенционные преступления, т.е. создание организованной преступной группы и участие в ней, отмывание денег, коррупция и воспрепятствование осуществлению правосудия.

В соответствии с п.2 ст.З Конвенции преступление носит транснациональный характер, если оно совершено: в более чем одном государстве; или в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Такой подход позволит применять Конвенцию для правовой помощи либо сотрудничества оперативных подразделений различных государств в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования всех преступлений, с достаточно высокой степенью общественной опасности, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств.

Ст. 5 Конвенции, базируется на американской концепции, в соответствии, с которой сами факты создания преступной организации и участия в ней рассматриваются как оконченные преступления и на теории соучастия, используемой в континентальном праве, в которой сговор на совершение преступления или поиск сообщников оценивается, как приготовление к соответствующему преступлению.1 Следует заметить, РФ, хотя и не подписала еще Конвенцию, но в УК РФ учтены оба вида поведения: уголовная ответственность установлена за организацию преступного сообщества (преступной организации) и за участие в нем (ст.210 УК) и за организацию совершения преступления, руководство его исполнением, подстрекательство и пособничество (соучастие в совершение преступления), а равно за дачу советов, указаний, предоставление информации, средств или орудий совершения преступления либо устранение препятствий (ст.ст.ЗЗ, 34 и 35 УК).

Таким образом, РФ уже принимает законодательные меры для эффективной борьбы с транснациональной преступностью, придерживаясь общих международных принципов по сотрудничеству между государствами.

Принимая во внимание, нарастающее развитие международной преступности, специфику и особенности ее организации и деятельности, эффективная борьба с транснациональной организованной преступностью возможна только на основе развития сотрудничества между государствами на всех уровнях международном, региональном и двухстороннем.

'Михайлов В., Конвенция против транснациональной организованной преступности. "Российская юстиция", N

7, июль 2001 г.

TRANSNATIONAL CHARACTER OF MODERN CRIMINALITY

S.N. Novikova

The Department of International Law Russian University of Peoples’ Friendship Mikluho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia

The article is devoted to the problem of transnational criminality, history and international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.