Научная статья
УДК 340.12
doi: 10.35750/2071-8284-2022-1-41-48
Анна Игоревна Степанян
адъюнкт
https://orcid.org/0000-0002-3039-4720, [email protected]
Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
Транснациональная полицейская деятельность современных государств в условиях глобализации
Аннотация: Статья посвящена анализу транснациональной полицейской деятельности современных государств. Целями проведённого исследования является анализ того, как политические реакции на глобализацию социального порядка оказали глубокое влияние на архитектуру и сферу деятельности полиции, её организационную культуру, приоритеты и процессы; анализ ключевых игроков международного сотрудничества полицейских, роль неправительственных организаций, способы обмена информацией в области противодействия организованной преступности, киберпреступности, нелегальной миграции и иных преступлений международного характера, а также функций полиции по поддержанию порядка и безопасности в постконфликтных зонах, обеспечению миротворческих операций, реагированию на транснациональные катастрофы и поиск людей, пропавших без вести за рубежом. В ходе исследования автор приходит к выводам, что идея международных полицейских сил имеет глубокие корни, но стала реальностью только под эгидой Организации Объединённых Наций в 1960-х годах. Создана мощная глобальная полицейская структура. Общие базы данных и общая полицейская доктрина обеспечивают взаимодействие и совместную деятельность по расследованию во всех континентальных регионах. Хотя необходимость в международном сотрудничестве очевидна, создание успешных схем для такого межгосударственного взаимодействия является сложным процессом. Правовые и политические системы, стандарты, процедуры, связанные с осуществлением правосудия, в странах неодинаковы. Страны имеют отличающиеся уровни профессионализма сотрудников своих полицейских систем и различные экономические возможности для финансирования операций по обеспечению национальной безопасности.
Ключевые слова: полицейское сотрудничество, глобализация, современное государство, трансграничное сотрудничество, организованная преступность
Для цитирования: Степанян А. И. Транснациональная полицейская деятельность современных государств в условиях глобализации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 1 (93). - С. 41-48; doi: 10.35750/2071-8284-2022-1-41-48.
Anna I. Stepanyan
Graduate
https://orcid.org/0000-0002-3039-4720, [email protected]
Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation
Transnational police activity of modern states in the context of globalization
Abstract: The article is dedicated to the analysis of the transnational police activity of modern states. The objectives of the study are to analyze how the political reactions to the globalization of the social order influenced the structure and scope of the police activities, its organizational culture, priorities and processes. Author analyses the key stockholders in the international police cooperation, the role of non-commercial organizations, the methods of interaction in the field of combating organized crime, cyber-crime, illegal migration and other international offences, as well as police functions in the spheres of peace and safety maintenance in the post-war zones, peacemaking support, reaction to transnational emergencies and the search for missing people abroad. In the course of the study, the author concludes that even though the idea of an international police force has a long history, it only became a reality under the auspices of the United Nations Organization in the 1960s. A powerful global police structure has been created. Common databases and common police guidelines guarantee an interaction and joint investigation activities in all continental regions. Despite the fact that the necessity of the international cooperation is obvious, the creation of the successful scheme for such an interaction is still a challenging issue. Legal and political systems, standards, procedures related to justice vary in different countries. Local police forces possess varying levels of competence and budget in order to support activities ensuring the national security.
© Степанян А. И., 2022
Keywords: police cooperation, association, population of the country, cross-border cooperation, organized crime.. For citation: Stepanyan A. I. Transnational police activity of modern states in the context of globalization // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 1 (93). - P. 41-48; doi: 10.35750/2071-8284-2022-1-41-48.
Введение
Эпоха глобализации, в которой в настоящее время находится мир, характеризуется возрастанием взаимозависимости субъектов международных отношений и увеличением числа проблем, которые не могут быть решены в рамках одного государства и требуют взаимодействия различных стран и международных организаций [8, с. 36]. Современная глобализация может быть определена как универсализация социального порядка, предполагающая, с одной стороны, обеспечение соответствия множества уникальных национальных порядков неким единым стандартам, с другой - формирование наднационального социального порядка, в рамках которого такие стандарты вырабатываются и поддерживаются [7, с. 22].
Уже очевидным фактом в современном мире является глобализация (интернационализация) различных форм девиантности: преступности, включая организованную, проституции (prostitutes traffic), нар-котизма (drugs traffic), терроризма, торговли людьми (human trafficking) [15, с. 215]. Этот процесс является закономерным, поскольку девиантность и преступность (их структура, масштабы, динамика) зависят от экономических, политических, социальных, демографических и иных факторов. Глобализация девиантных проявлений и является следствием глобализации экономических, социальных, демографических (в частности, оживлённая миграция населения), культураль-ных процессов [5, с. 24].
Повестка дня полиции в настоящее время более явно носит транснациональный характер: борьба с организованной преступностью и терроризмом, управление глобальными событиями, реагирование на транснациональные катастрофы и поиск людей, пропавших без вести за рубежом - в различных видах полицейской работы находят применение действия, имеющие транснациональный характер [27, с. 43]. Система национальных государств превратилась в транснациональную государственную систему, что неизбежно вносит коррективы в функционирование органов полиции [9, с. 22]. Политические реакции на глобализацию социального порядка оказали глубокое влияние на состояние правоохранительных систем современных государств [3, с. 184; 11, с. 40], архитектуру и сферу деятельности полиции, её организационную культуру, приоритеты и процессы [12, с. 134] при сохранении режима законности в рамках национальных государственно-правовых систем [13, с. 143]. Учитывая глобальный охват преступности, утверждается, что «длинная рука закона» должна простираться далеко за пределы границ местной полиции [21, с. 122].
Важную роль в глобальном управлении играют международные организации, включая Организацию Объединенных Наций (далее - ООН) и её учреждения, в том числе Управление ООН по наркотикам и преступности, Полиция ООН; органы финансового регулирования: Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация. Региональные организации, такие как Европейский союз, также важны для понимания наднационального управления и играют особую роль в панконтинентальной полицейской деятельности.
В глобальном управлении принимают участие негосударственные субъекты: национальные и международные неправительственные организации,
многонациональные корпорации и финансовые учреждения, которые играют важную роль в контроле за деятельностью государственных органов. Гражданское общество проникает и в сферу правоохранительной деятельности [14, с. 56; 23, с. 262; 24, с. 243; 1, с. 37].
В этом контексте особого внимания заслуживает независимая организация гражданского общества «Глобальная инициатива»1. Штаб-квартира организации располагается в Женеве, секретариат и консультативный совет распределены по всему миру. В её сеть входят видные специалисты в области правоприменения, управления и развития, которые занимаются поиском новых и инновационных стратегий и мер реагирования на организованную преступность. «Глобальная инициатива» родилась в результате серии неофициальных дискуссий на высоком уровне между главным образом (хотя и не исключительно) сотрудниками правоохранительных органов развитых и развивающихся стран в Нью-Йорке в 2011-2012 гг. На этих встречах члены-основатели «Глобальной инициативы», многие из которых находятся на переднем крае борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом и торговлей наркотиками, пришли к выводу, что проблема и её последствия недостаточно хорошо проанализированы, систематически не интегрированы в национальные планы или стратегии; существующие многосторонние инструменты не структурированы таким образом, чтобы способствовать принятию ответных мер, а существующие формы сотрудничества, как правило, являются двусторонними, медленными и ограничены числом государств-единомышленников.
Результатом постановки проблемы и полемики по вопросам её решения стало создание общества «Глобальная инициатива» по борьбе с транснациональной организованной преступностью, которая обеспечивает платформу для поощрения более широких дискуссий и инновационных подходов, являющихся строительными блоками всеобъемлющей глобальной стратегии борьбы с организованной преступностью.
Хотя в дебатах о транснациональной полицейской деятельности значение полиции приравнивается к борьбе с международной преступностью, существует целый ряд транснациональных функций по поддержанию порядка и оказанию услуг. Так, во время крупного стихийного бедствия полиция будет участвовать в поддержании порядка, эвакуации, оказании первой медицинской помощи, распределении воды и продовольствия, оказании помощи в идентификации жертв стихийного бедствия. Факт роста количества обширных международных поездок и развитие туризма возлагает на международное сообщество обязательства по обеспечению того, чтобы глобальные кризисы часто включали транснациональное полицейское сотрудничество. Азиатское цунами 2004 г. стало крупнейшей международной полицейской операцией в истории, в которой приняли участие около 700 полицейских и сотрудников из 30 стран при поддержке Интерпола. В течение двухлетнего периода полиция выявила более 3000 жертв, оказала помощь в извлечении тел и репатриации. Дру-
1 Global initiative. Against transnational organized crime [Электронный ресурс] // Сайт «Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности» (ГИТОС). - Режим доступа: https://globalinitiative.net (дата обращения: 12.12.2021)
гие транснациональные роли полиции, не связанные с преступностью, включают поиск пропавших без вести людей, координированное поддержание порядка во время крупных спортивных и культурных мероприятий и управление международными общественными протестами.
Академический интерес к транснациональной полицейской деятельности оформился в Великобритании и США в конце 1980-х годов [16, с. 12; 24, с. 179], в результате чего, во-первых, произошёл качественный сдвиг в работе полиции. Итогом стало расширение и рутинизация международного сотрудничества полиции, что создало условия для появления транснационального профессионального полицейского сообщества. Наблюдалось увеличение глобального присутствия международных полицейских миссий, иногда под эгидой Организации Объединённых Наций и часто при существенном участии негосударственных учреждений [27, с. 1-18]. Во-вторых, изменились представления о государственном суверенитете - по мере того, как работа полиции выходила за пределы государственных границ, напрашивался вывод, что происходит постепенная передача контроля за внутренней и внешней безопасностью от национального государства международным институтам.
Наблюдая за ситуацией в Европе, нидерландский юрист М. ден Боер констатировала «неохотный танец» между Европейским союзом и национальными полицейскими ведомствами вокруг взаимного стремления к совместному реагированию на транснациональную преступность, помня при этом об императивах национального суверенитета [19, с. 21]. И. Надельманн (основатель Альянса по наркополитике, некоммерческой организации из Нью-Йорка) провел исследование полиции США, которое выявило значительное международное воздействие [24, с. 13]. Доминирование повестки дня правоохранительных органов США и методов полицейской деятельности очевидно из формулировок международных соглашений, которые часто формировались американскими официальными лицами. Такие события привели к расширению сферы применения уголовного законодательства в США в сторону инноваций, таких как конфискация активов и борьба с отмыванием денег, а также использование таких методов, как «тайная полиция», информаторы и электронное наблюдение. Для И. Надельманна этот процесс сводится к продвижению норм уголовного правосудия США в транснациональной сфере. По его словам, эффект от этого можно выразить одним словом - «американизация». Взаимосвязанные процессы упорядочения, адаптации и гомогенизации привели к тому, что иностранные правительства в сфере влияния США адаптировались к американской сетевой модели международной полицейской деятельности. Работа И. Надельманна в этой области демонстрирует, что потенциал полиции за рубежом, как правило, задействуется, когда он совпадает с предполагаемыми интересами могущественных сеньориальных государств [24, с. 13].
Региональные полицейские организации
Отражая социально-экономическое и государственно-правовое развитие регионов различных частей мира, в последние годы появились региональные полицейские организации: АБШРОЬ, АЫЕШРОЬ, А81АМАРОЬ, ЕШОРОЬ и САШРОЬ. Обоснование создания таких организаций отражает предыдущее обсуждение возможностей внутренней полиции или их отсутствия. В большинстве случаев региональные полицейские подразделения предназначались для обмена информацией о криминаль-
ных угрозах, разработки стратегических ответных мер и объединения сотрудников полиции из разных стран для создания стратегического, тактического и оперативного потенциала наряду с такими целями, как укрепление доверия и взаимодействия. Некоторые региональные подразделения имеют общие базы данных, общие учебные программы, проводят совместные конференции, а в некоторых случаях создают многонациональные совместные следственные группы, которым поручается проводить совместные и скоординированные операции.
Развитие Европейского союза предоставило один из наиболее передовых примеров формирующейся системы наднационального управления, в которой суверенитет государств-членов объединяется в определённых сферах. В сфере обеспечения внутренней безопасности ЕС оказывает влияние на формирование общей государственной политики, создание нормативной основы и механизмов практического сотрудничества в области полицейской и судебной деятельности, развитие моделей антикризисного управления.
В апреле 2015 г. Европейская комиссия (Евро-комиссия) - высший орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела Союза, подготовила сообщение «Европейская повестка дня по безопасности»2. Принимая во внимание появление новых видов угроз, а также необходимость обеспечения взаимодействия между внешним и внутренним измерениями безопасности, новая стратегия направлена на обеспечение безопасности в целом, включая внутренний и внешний аспекты. При этом анализ «Европейской повестки дня по безопасности» позволяет сделать вывод о том, что основной акцент новой стратегии делается на обеспечении внутренней безопасности. Согласно преамбуле, результатом реализации «Европейской повестки дня по безопасности» должно быть построение пространства внутренней безопасности ЕС, в пределах которого обеспечивается защита граждан в полном соответствии с основными правами. Среди угроз внутренней безопасности «Европейская повестка дня по безопасности» выделяет три ключевых вызова: терроризм, организованная преступность и киберпреступность3.
«Европейская повестка дня по безопасности» исходит из того, что обеспечение внутренней безопасности является в первую очередь задачей государств-членов. Роль ЕС состоит в том, чтобы оказать максимальное содействие государствам-членам в решении вопросов по обеспечению безопасности. Однако в современных условиях эффективно решить данную задачу не представляется возможным, поэтому реализация мероприятий по обеспечению безопасности становится общей заботой как ЕС, так и государств-членов.
Система мер по обеспечению внутренней безопасности реализуется на двух уровнях:
1) на национальном уровне государства-члены используют весь набор правовых средств, предусмо-
2 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of Regions. The European Agenda on Security. Strasbourg, 28.4.2015. COM (2015) 185 final [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европейского союза. - URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/ homeaffairs/files/e-library/documents/basicdocuments/docs/ eu_agenda_on_security_en.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
3 Войников В. В. Правовые основы пространства свободы, безопасности и правосудия Европейского союза : дис.
... д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Войников Вадим Валентинович/ - Москва, 2019. - С. 143.
тренных национальным уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, полицейским, административным законодательством;
2) на уровне ЕС используется ограниченный набор средств в области полицейского сотрудничества, правового сотрудничества по уголовным делам и мер по сближению и гармонизации уголовного права, а также мер по предотвращению преступности.
В настоящее время транснациональное полицейское сотрудничество является неотъемлемой частью повестки дня расширения Европы. По данным Европейской комиссии, цель состоит в создании «общей зоны безопасности и правосудия», укреплении регионального трансграничного сотрудничества между правоохранительными органами и судебными органами в борьбе с организованной преступностью и коррупцией в Европе. Это должно быть достигнуто путём налаживания связей, взаимной правовой помощи, посредством запросов о выдаче, создания совместных следственных групп и программ защиты свидетелей.
Правоохранительным агентством Европейского союза, предназначенным для оказания информационной поддержки и практического содействия правоохранительным органам стран - членов ЕС в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом и другими тяжкими формами преступности международного характера, является Европол.
Идея создания Европола обрела воплощение после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора о создании Европейского союза. На основании его статьи о совместной борьбе с терроризмом, наркотиками и «другими опасными трансграничными преступлениями» и разрабатывалась «Конвенция о Ев-рополе», подписанная в 1995 г. и вступившая в силу 1 октября 1998 г. после ратификации всеми странами Европейского союза. При этом еще до формального одобрения Конвенции в Гааге был организован Европейский полицейский офис (European Police Office), ставший затем штаб-квартирой Европола, а в Страсбурге приступило к практической работе подразделение по борьбе с наркотиками (Europol Drug Unit), занимавшееся также противодействием терроризму и нелегальной миграции. В полном объёме выполнять свои функции Европол начал в июле 1999 г.
«Конвенция о Европоле» определила критерии, по которым конкретные дела попадали в ведение Ев-ропола: преступление совершено организованной группой, затрагивает интересы нескольких стран ЕС, а расследование невозможно провести силами одной страны. Приводился и конкретный список преступных деяний (вне приведенных критериев), которыми поручалось заниматься Европолу: торговля наркотиками и ядерными материалами, нелегальная миграция, угон машин на продажу, терроризм, отмывание денег и фальшивомонетничество4.
В настоящее время Европол не обладает никакими оперативными полномочиями, он не вправе осуществлять оперативно-розыскную или процессуальную деятельность. Основные направления практической деятельности Европола - координация работы национальных следственных органов, информационное и научно-техническое содействие расследованию преступлений. В 2007 г. сотрудники Европола получили право участвовать в работе смешанных следственных бригад. Иными словами,
4 Европейское полицейское ведомство (Европол) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европола. - URL: https://www.europol.europa.eu (дата обращения: 25.01.2022).
сотрудники Европола могут осуществлять оперативные мероприятия лишь в рамках деятельности национальных полицейских органов и в соответствии с национальным законодательством той страны, где проводятся соответствующие мероприятия.
Структура Европола состоит из двух уровней: национального и наднационального. На национальном уровне каждое государство - член ЕС обязано при центральном полицейском аппарате учредить национальное бюро Европола (National Units), в задачи которого входит координация взаимодействия между центральным аппаратом Европола и правоохранительными органами соответствующего государства. По общему правилу, национальное бюро Европола должно быть единственным органом, через который осуществляется взаимодействие между национальными компетентными органами и Европолом.
Национальное бюро Европола является структурным подразделением национальной полиции и находится в подчинении у руководства соответствующей службы. Вместе с тем в силу ст. 42 Регламента Европейского парламента № 2016/7945 государство-член обязано создать независимый контрольный комитет (national supervisory body), в функции которого входит осуществление мониторинга за деятельностью национального бюро, прежде всего по вопросам, касающимся обращения с персональной информацией.
Наднациональный уровень Европола представлен центральным аппаратом, который размещается в Гааге (Королевство Нидерланды), является полностью независимым от государств-членов и содержится за счёт бюджета ЕС. В структуре центрального аппарата созданы два органа: Правление (Management Board) и исполнительный директор (Executive Director).
Глобальные полицейские организации
Ключевым субъектом международной полицейской системы является Международная организация уголовной полиции Интерпол (International Criminal Police Organization - INTERPOL). Интерпол - крупнейшая в мире международная межправительственная организация, деятельность которой направлена на борьбу с уголовной преступностью. Членами организации являются 192 государства. Штаб-квартира расположена в Лионе (Франция).
Идея создания международной организации уголовной полиции оформилась в начале XX в. Возможность такого сотрудничества была осмыслена ещё в рамках полицейского права европейских государств [24, с. 242; 10], но впервые основные направления деятельности системы универсального международного полицейского сотрудничества были определены на первом международном конгрессе уголовной полиции в Монако в 1914 г. К ним были отнесены:
- унификация процедуры экстрадиции преступников;
- международная превентивная антропометрия;
- учреждение отдела по учету международной криминальной информации;
5 Регламент (ЕС) 2016/679 Европейского парламента и совета «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных и отмене Директивы 95/46 / ЕС» (Общие правила защиты данных) от 27 апреля 2016 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Информация об Общем регламенте по защите данных». - Режим доступа: https://ogdpr.eu/ru/gdpr-2016-679 (дата обращения: 20.01.2022).
- разработка мер по ускорению и упрощению ареста преступников6.
Международный статус Интерпола не определён: отдельные наблюдатели считают, что отсутствие договорного основания для организации подрывает её авторитет и легитимность, но в настоящее время эта организация почти повсеместно признана в качестве межправительственной организации. Интерпол в последнее время обновил своё компьютерное и коммуникационное оборудование, стал более открытым со средствами массовой информации, отказался от практики невмешательства в дела террористов и в целом стал более гибким перед лицом меняющихся моделей международной преступности. Хотя его репутация в правоохранительных органах меняется с течением времени и в зависимости от региона мира, он является незаменимой системой связи и важным связующим звеном между национальными полицейскими силами.
Интерпол является ключевым учреждением для глобального сотрудничества правоохранительных органов, но Организация Объединенных Наций, Совет таможенного сотрудничества, Группа восьми (группа наиболее промышленно развитых стран мира) и Организация экономического сотрудничества и развития также играют важную, хотя и временную, роль в развитии сотрудничества. Интерпол обеспечивает систему многостороннего обмена полицейской информацией; он помогает координировать расследования, и его генеральный секретарь может инициировать их.
В соответствии со ст. 4 Устава Интерпола7, членство открыто для официальных полицейских органов, делегированных их странами как члены, но только в случаях, если функции этих органов пребывают в пределах структуры действий Интерпола. Такой подход должен исключить полицейские организации, которые имеют дело с внутренними или международными политическими вопросами, включая шпионаж и контршпионаж. Просьбы о членстве представляются Генеральному секретарю и подлежат одобрению большинством в две трети членов Генеральной Ассамблеи.
Членом Интерпола является и Российская Федерация - правопреемник СССР. Вступление СССР в Интерпол состоялось 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной организации уголовной полиции в Оттаве (Канада). С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро, традиции деятельности которого после распада Советского Союза продолжило Национальное центральное бюро Интерпола в России8.
Несмотря на доминирующее положение Интерпола в трансграничной полицейской деятельности, существует множество других учреждений с глобальной полицейской функцией, расположенных в таких организациях, как Организация Объединенных Наций, Международный уголовный суд (Отдел расследований), Всемирная таможенная организация (Сеть
6 См. подробнее: Дорога длиною в век. 100 лет международному полицейскому сотрудничеству. - Москва: НЦБ Интерпола, 2014. - С. 14.
7 Constitution of the INTERPOL [Электронный ресурс] // Официальный сайт Interpol. - URL: http://www.interpol. int/About-INTERPOL/Legal-materials/The-Constitution (дата обращения: 13.02. 2022 г.)
8 Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола: Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 (ред. от 27 октября 2011 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 23.02.2022).
по обеспечению соблюдения таможенных правил) и Целевая группа по финансовым мероприятиям -межправительственная организация, занимающаяся вопросами отмывания денег, финансирования терроризма и целостности международной финансовой системы. Наиболее важный глобальный актор - это Полиция Организации Объединённых Наций, координирующая правоохранительные действия для работы вместе с военнослужащими в конфликтных, постконфликтных и других кризисных ситуациях. Везде, где есть мандат ООН, предоставленный Советом Безопасности, начиная с Конго в 1996 г. и действуя в таких местах, как Гаити и Кот-д'Ивуар в 2018 г., сотрудники полиции ООН, известные как «голубые береты», действуют как сформированные полицейские подразделения или как отдельные сотрудники полиции.
Масштабы полицейской деятельности ООН резко возросли за последнее десятилетие: около 13 000 полицейских из 90 стран были развернуты в 18 миротворческих миссиях ООН. Роль сформированного полицейского подразделения состоит в том, чтобы оказывать поддержку на местах или замещать местную полицию, которая иногда может полностью отсутствовать. Мандат заключается в создании, поддержке или частичной замене полицейских сил в выполнении обычных полицейских функций по предупреждению и выявлению преступлений, защите жизни и имущества и поддержанию общественного порядка. Отдел полиции ООН в том виде, в каком он существует сегодня, с перспективными планами развития и координацией с Интерполом для разработки глобальной полицейской доктрины, очень близок к видению, впервые изложенному столетие назад.
Офицеры связи за рубежом
Среди общего многообразия должностных лиц, выступающих связующими элементами различных экономических и политических систем, исключительно важную и ответственную роль в развитии межнациональных, межгосударственных отношений играют полицейские офицеры связи.
Свой международный статус институт полицейских офицеров связи приобрел в 1975 г. В Риме на форуме правительств 12 стран - участниц Европейского экономического сообщества (ЕЭС) [4, с. 70], посвящённого вопросам внутренней безопасности ЕЭС, был разработан проект создания специализированной межправительственной группы, деятельность которой должна быть направлена на укрепление сотрудничества в сфере внутренних дел и правосудия, координацию сил полиции и других правоохранительных органов государств - участников ЕЭС в борьбе с международным терроризмом. Созданная для этих целей группа, получившая название «ТВ.ЕУ1-§гоир», стала заниматься сбором и обработкой оперативной информации, созданием единой информационной системы с базой данных, способной повысить эффективность сил правопорядка в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, другими преступлениями международного характера. Также «ТВ.ЕУ1-§гоир» решала задачи по налаживанию таможенного и полицейского сотрудничества, обеспечивала взаимодействие между полицией и судебными органами в сфере гражданского и уголовного судопроизводства [6, с. 133].
Офицеры связи за рубежом являются важнейшими участниками разработки и практики транснациональной полицейской деятельности. В течение нескольких десятилетий сотрудники полиции специально отбирались из местных или национальных полицейских ведомств и направлялись за границу
или для конкретного визита в одну или несколько стран, или для работы в течение нескольких лет в качестве аккредитованного «полицейского дипломата» в посольстве или иных дипломатических органах. Деятельность офицеров связи за рубежом свидетельствует о расширении внутренней полицейской деятельности в распространении её на транснациональную сферу. Возникнув во второй половине ХХ в., эта специальная деятельность должна быть учтена при прогнозировании перспектив развития государства и права [27; 12, с. 134], определении направлений развития глобальной полицейской деятельности. Д. Биго, исследователь деятельности офицеров связи, констатирует, что офицеры связи за рубежом играют ключевую роль в управлении потоком информации между различными сотрудниками полиции, жандармерии, таможни и иммиграционной службы [1, с. 38].
В штаб-квартире Европола в Гааге в 2021 г. работали 264 офицера связи из 40 стран9. Из ФБР США около 340 человек постоянно работают за границей: офицеры связи используются в деятельности Управления по борьбе с наркотиками (DEA), которое имеет 86 зарубежных представительств в 67 странах, в Министерстве финансов, Государственном департаменте, Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (ATF) и Федеральной службе судебных приставов. В Великобритании офицеров связи более 140, во Франции -130, в Канаде - 35, в Австралии - 80, в Южной Африке - 3010. Сеть офицеров связи Северных стран включает сотрудников полиции и таможни, которые представляют Швецию, Данию, Финляндию, Исландию и Норвегию в странах за пределами Скандинавии. Первоначально ориентированная на незаконный оборот наркотиков в странах производства и транзита, сеть была расширена, чтобы в конце 1990-х годов стать сотрудниками по связям с преступностью общего профиля и включиться в борьбу с детской порнографией, экологическими преступлениями и торговлей людьми11.
Компетенция сотрудников по связям включает в себя выполнение функций первого контактного лица для приезжающих сотрудников полиции, защиту интересов граждан, выезжающих за границу, обмен информацией, расследование транснациональной преступности, выявление и репатриацию лиц,
9 EUROPOL - Statistics-Data (05 Jan 2022) [Электронный ресурс] // Европол: официальный сайт. - URL: https:// www.europol.europa.eu (дата обращения: 23.02.2022).
10 INTERPOL - Central bureau of investigation [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального бюро расследований. - URL:https://cbi.gov.in/List-of-Interpol-Liaison-Officers-ILOs (дата обращения: 08.02.2022).
11 INTERPOL - Human trafficking is a multi-billion-dollar form of international organized crime, constituting modern-day slavery [Электронный ресурс] // Официальный сайт Интерпола. - URL:https://www.interpol.int/Crimes/ Human-trafficking (дата обращения: 08.02.2022).
скрывающихся от правосудия. Л. Блок характеризует сотрудников по связям как официальных представителей своих агентств и как посредников, облегчающих запросы в свою страну и из страны пребывания для получения информации, доказательств, обысков, арестов и экстрадиций [18, с. 367-387]. Офицеры связи действуют через сеть местных, национальных и наднациональных учреждений безопасности, помогая судебному сотрудничеству путём подготовки и поддержки исполнения письма с запросами о предоставлении доказательств, оказывают помощь в экстрадиции и выдаче. Они играют определённую роль при решении вопросов, касающихся миграции и виз, консультировании и наращивании потенциала, обучении и наставничестве. Важной составляющей взаимодействия является установление доверия между сотрудниками полиции из других юрисдикций. Это требует умелого использования формального и неформального общения и сотрудничества для преодоления процедурных или бюрократических проблем. В современных условиях офицер связи становится важным актором в транснациональной системе.
Заключение
Идея международных полицейских сил имеет глубокие корни, но стала реальностью только под эгидой Организации Объединённых Наций в 1960-х годах [15, с. 216]. В настоящее время в каждом регионе мира существует какая-либо форма панкон-тинентальной полицейской организации, которая обеспечивает координацию, сотрудничество и взаимодействие между многочисленными полицейскими ведомствами. Общие базы данных и общая полицейская доктрина обеспечивают взаимодействие и совместную деятельность по расследованию и обеспечению соблюдения во всех континентальных регионах.
Необходимость международного сотрудничества в настоящее время очевидна, но создание успешных моделей для межгосударственного взаимодействия в сфере полицейской деятельности - процесс сложный и нелинейный. Правовые и политические системы, стандарты, процедуры, связанные с осуществлением правосудия, в государствах имеют существенные различия. Государства имеют различные уровни профессионализма сотрудников своих полицейских систем и различные экономические возможности для финансирования операций по обеспечению национальной безопасности. Государства различаются и тем, какое противоправное действие в рамках их государственно-правовых систем представляет собой нарушение уголовного закона. Все эти факторы затрудняют развитие эффективного международного сотрудничества даже при предрасположенности государств к взаимодействию, но сотрудничество государств в сфере полицейской деятельности в условиях глобализации уже стало константой современного мира.
Список литературы
1. Геворкян А. И. Евразийский Экономический Союз - субъект внешнеэкономического сотрудничества и повышения качества повседневной жизни населения стран СНГ / Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект) : сборник материалов Международной научной конференции / под общ. ред. В. А. Веременко, отв. С. В. Степанов. - Санкт-Петербург: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С. 69-73.
2. Геворкян А. И. К вопросу о характеристике полицейской системы современного государства / Российская полиция: три века служения Отечеству [Электронный ресурс] : материалы юбилейной Международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции. Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2018 г. / под ред. Н. С. Нижник. - Электронные дан. (19,6 Мб). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. - С. 152-156.
3. Геворкян А. И. Правоохранительная система государства: специфика функционирования в условиях глобализации / Новеллы права и политики 2017: в 2 т. : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Т. 1. - Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2018. - С. 184-189.
4. Геворкян А. И. Трансформация полицейской системы в условиях современности на пути к модели «полиция для общества» / Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2018. - С. 36-40.
5. Гилинский Я. И. Глобализация и преступность // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2008. - № 2 (15). - С. 23-33.
6. Кислухин В. А. Офицеры связи государств Союза Бенилюкс и России в процессе международного полицейского сотрудничества // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.
- 2014. - № 4 (28). - С. 133-137.
7. Лунеев В. В. Актуальные проблемы глобализации мира // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2015.
- № 3 (38). - С. 21-32.
8. Мацкевич И. М. Актуальные проблемы криминологии, юридической психологии и уголовно-исполнительного права. - Москва: Проспект, 2016. - 95 с.
9. Нижник Н. С. Полицейская система как элемент механизма реализации правоохранительной функции государства / Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Омская академия МВД России, 2016. - С. 21-27.
10. Нижник Н. С. Полицейско-правовая теория об институционализации государственного управления и месте полиции в механизме государства / Современные проблемы общей теории права : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан и 60-летию Алматинской академии МВД Республики Казахстан. - Алматы: Алматинская академия МВД Республики Казахстан, 2016. - С. 13-26.
11. Нижник Н. С. Правоохранительная система государства: содержание и организационное оформление / Право и государство: проблемы методологии, теории и истории : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (17 мая 2019 г.). - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2019. - С. 40-47.
12. Нижник Н. С., Алиев Я. Л. Доктрина юридического прогнозирования: определение сценариев развития государственно-правовых явлений / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : Международная научно-практическая конференция / под общ. ред. А. И. Каплунова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. - С. 133-138.
13. Нижник Н. С., Бавсун М. В., Астафичев П. А., Алиев Я. Л., Квитчук А. С. Законность как основополагающее начало российского права. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. - 328 с.
14. Нижник Н. С., Меньшикова Н. С. Полиция и гражданское общество в России: взаимодействие и сотрудничество : монография. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. - 202 с.
15. Степанян А. И. О международном сотрудничестве полицейских в условиях глобализации девиантного поведения / Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований [Электронный ресурс] : материалы Региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 7 декабря 2018 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - С. 215-218.
16. Anderson M. Policing the World: Interpol and the Politics of International Police Cooperation. - Oxford, UK: Clarendon, 1989. - 211 p.
17. Bigo D. The insecurity practices of the three universes of EU border control: Military/Navy - border guards/ police - database analysts // Security Dialogue. - 2014. - Vol. 45 (3). - P. 209-225.
18. Block L. International Policing in Russia: Police Cooperation Between the European Union Member States and the Russian Federation // Policing and Society: An International Journal of Research and Policy. - 2007. - Vol. 17. ^p. 367-387.
19. BowlingB., Sheptycki J. Global policing. - 2012. - P. 21.
20. Bronitt S., Harfield C., Hufnagel S. Cross-border law enforcement: Regional law enforcement cooperation -European, Australian and Asia-Pacific perspectives. London, United Kingdom: Routledge. - 2011. - Р. 63-67.
21. Brown S. Combating International Crime: The Longer Arm of the Law. -London: Routlege, 2008. - P. 122.
22. Lavrinovich K. I. The specifics of the implementation of the law enforcement function of the modern state based on the rule of law (on the example of the Russian Federation) / International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. - Vol. 2. - Beograd: Kriminalisticko-policijska akademija, 2017. - P. 261-267.
23. Nadelmann E. Cops Across Borders: The Internationalization of U.S. Criminal Law Enforcement. -Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1994. - 502 p.
24. Nizhnik N. S. Police and civil society institutions: search for a vector of interaction in the field of combating crime / International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. - Vol. 2. - Beograd: Kriminalisticko-policijska akademija, 2017. - P. 241-251.
25. Nizhnik N. S. Рolice-law theory on the regulation of public relations in the police state / European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific and Practical Conference. - Veliky Novgorod, 2021. - Р. 1826-1835.
26. Nizhnik N. S., Bavsun M. V., Aliev Ya. L., Astafichev P. A., Kvitchuk A. S. State and law: transformation vectors in modern conditions / SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». -Kaliningrad, 2021. - Р. 01015
27. Tanner S., Dupont B. Police work in international peace operation environments: a perspective from Canadian police officers in the MINUSTAH // Policing and Society: An International Journal of Research and Policy. - 2014. - Vol. 24. - P. 1-18.
References
1. Gevorkyan A. I. Yevraziyskiy Ekonomicheskiy Soyuz - sub»yekt vneshneekonomicheskogo sotrudnichestva i povysheniya kachestva povsednevnoy zhizni naseleniya stran SNG / Chastnoye i obshchestvennoye v povsednevnoy zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost' (regional'nyy aspekt): sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii / pod obshch. red. V. A. Veremenko, otv. S. V. Stepanov. - Sankt-Peterburg: Kul'turno-prosvetitel'skoye tovarishchestvo, 2018. - S. 69-73.
2. Gevorkyan A. I. K voprosu o kharakteristike politseyskoy sistemy sovremennogo gosudarstva / Rossiyskaya politsiya: tri veka sluzheniya Otechestvu [Elektronnyy resurs]: materialy yubileynoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii,
posvyashchennoy 300-letiyu rossiyskoy politsii. Sankt-Peterburg, 23-25 aprelya 2018 g. / pod red. N. S. Nizhnik. -Elektronnyye dan. (19,6 Mb). - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2018. - S. 152-156.
3. Gevorkyan A. I. Pravookhranitel'naya sistema gosudarstva: spetsifika funktsionirovaniya v usloviyakh globalizatsii / Novelly prava i politiki 2017: v 2 t.: sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - T. 1. - Gatchina: Izd-vo GIEFPT, 2018. - S. 184-189.
4. Gevorkyan A. I. Transformatsiya politseyskoy sistemy v usloviyakh sovremennosti na puti k modeli «politsiya dlya obshchestva» / Aktual'nyye problemy prava i pravoprimenitel'noy deyatel'nosti: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Krasnodar: Krasnodarskiy universitet MvD Rossii, 2018. - S. 36-40.
5. Gilinskiy Ya. I. Globalizatsiya i prestupnost' // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. - 2008. - № 2 (15). - S. 24.
6. Kislukhin V. A. Ofitsery svyazi gosudarstv Soyuza Benilyuks i Rossii v protsesse mezhdunarodnogo politseyskogo sotrudnichestva // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. -2014. - № 4(28). - S. 133.
7. Luneyev V. К Aktual'nyye problemy globalizatsii mira // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. - 2015. -№ 3(38). - S. 22.
8. Matskevich I. M. Aktual'nyye problemy kriminologii, yuridicheskoy psikhologii i ugolovno-ispolnitel'nogo prava. - Moskva: Prospekt, 2016. - 95 s.
9. Nizhnik N. S. Politseyskaya sistema kak element mekhanizma realizatsii pravookhranitel'noy funktsii gosudarstva / Sovershenstvovaniye zakonodatel'stva o politsii i politseyskoy deyatel'nosti: materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2016. - S. 21-27.
10. Nizhnik N. S. Politseysko-pravovaya teoriya ob institutsionalizatsii gosudarstvennogo upravleniya i meste politsii v mekhanizme gosudarstva / Sovremennyye problemy obshchey teorii prava: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 25-letiyu nezavisimosti Respubliki Kazakhstan i 60-letiyu Almatinskoy akademii MVD Respubliki Kazakhstan. - Almata: Almatinskaya akademiya MVD Respubliki Kazakhstan, 2016. - S. 13-26.
11. Nizhnik N. S. Pravookhranitel'naya sistema gosudarstva: soderzhaniye i organizatsionnoye oformleniye / Pravo i gosudarstvo: problemy metodologii, teorii i istorii: materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (17 maya 2019 g.). - Krasnodar: Krasnodarskiy universitet MVD Rossii, 2019. - S. 40-47.
12. Nizhnik N. S., Aliyev Ya. L. Doktrina yuridicheskogo prognozirovaniya: opredeleniye stsenariyev razvitiya gosudarstvenno-pravovykh yavleniy / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya): mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya / pod obshch. red. A. I. Kaplunova. -Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2021. - S. 133-138.
13. Nizhnik N. S., Bavsun M. V., Astafichev P. A., Aliyev YA. L., Kvitchuk A. S. Zakonnost' kak osnovopolagayushcheye nachalo rossiyskogo prava. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2021. - 328 s.
14. Nizhnik N. S., Menshikova N. S. Politsiya i grazhdanskoye obshchestvo v Rossii: vzaimodeystviye i sotrudnichestvo: monografiya. - Sankt-Peterburg: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2016. - 202 s.
15. Stepanyan A. I. O mezhdunarodnom sotrudnichestve politseyskikh v usloviyakh globalizatsii deviantnogo povedeniya / Pravookhranitel'naya deyatel'nost' organov vnutrennikh del v kontekste sovremennykh nauchnykh issledovaniy [Elektronnyy resurs]: materialy regional'noynauchno-prakticheskoy konferentsii. Sankt-Peterburg, 7 dekabrya 2018 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2019. - S. 215-218.
16. Anderson M. Policing the World: Interpol and the Politics of International Police Cooperation. - Oxford, UK: Clarendon, 1989. - 211 p.
17. Bigo D. The insecurity practices of the three universes of EU border control: Military/Navy - border guards/ police - database analysts // Security Dialogue. - 2014. - Vol. 45(3). - P. 209-225.
18. Block L. International Policing in Russia: Police Cooperation Between the European Union Member States and the Russian Federation // Policing and Society: An International Journal of Research and Policy. - 2007. - Vol. 17. -Р. 367-387.
19. BowlingB., Sheptycki J. Global policing. - 2012. - P. 21.
20. Bronitt S., Harfield C., Hufnagel S. Cross-border law enforcement: Regional law enforcement cooperation -European, Australian and Asia-Pacific perspectives. London, United Kingdom: Routledge. - 2011. - Р. 63-67.
21. Brown S. Combating International Crime: The Longer Arm of the Law. -London: Routlege, 2008. - P. 122.
22. Lavrinovich K. I. The specifics of the implementation of the law enforcement function of the modern state based on the rule of law (on the example of the Russian Federation) / International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. - Vol. 2. - Beograd: Kriminalisticko-policijska akademija, 2017. - P. 261-267.
23. Nadelmann E. Cops Across Borders: The Internationalization of U.S. Criminal Law Enforcement. -Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1994. - 502 p.
24. Nizhnik N. S. Police and civil society institutions: search for a vector of interaction in the field of combating crime / International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. - Vol. 2. - Beograd: Kriminalisticko-policijska akademija, 2017. - Pp. 241-251.
25. Nizhnik N. S. Police-law theory on the regulation of public relations in the police state / European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific and Practical Conference. - Veliky Novgorod, 2021. - Pp. 1826-1835.
26. Nizhnik N. S., Bavsun M. V., Aliev Ya. L., Astafichev P. A., Kvitchuk A. S. State and law: transformation vectors in modern conditions / SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». -Kaliningrad, 2021. - P. 01015
27. Tanner S., Dupont B. Police work in international peace operation environments: a perspective from Canadian police officers in the MINUSTAH // Policing and Society: An International Journal of Research and Policy. - 2014. - Vol. 24. - P. 1-18.
Статья поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 11.02.2022; принята к публикации 11.03.2022.
The article was submitted January 13, 2022; approved after reviewing February 11, 2021; accepted for publication March 11, 2022.