Научная статья на тему 'Транснационализация компаний и оценка ее уровня'

Транснационализация компаний и оценка ее уровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3009
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Виктор Степанович, Владимирова Ирина Геннадьевна

В статье ставится цель в рамках теорий транснационализации, характеризующих мотивы и стадии этого процесса на уровне компаний, комплексно оценить, насколько значимой для них является зарубежная деятельность, насколько важны зарубежные филиалы и иностранные рынки для той или иной хозяйственной структуры, насколько глобальна ее деятельность, количественно сравнить уровень транснационализации деятельности различных ТНК, выявить особенности интеграции отдельных компаний в международное бизнес-пространство. Для реализации этой цели в статье представлен разработанный авторами методический подход к оценке уровня транснационализации компаний, позволяющий комплексно отразить эту сторону деятельности. Предлагаемый подход включает оценку следующих процессов: а) транснационализации деятельности компаний, в т.ч.: обмена; капитала; рабочей силы; производства; НИОКР и б) глобализации ее деятельности, т.е. ее распространения по странам мира (в том числе производственной, сбытовой, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности) и равномерности распределения этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транснационализация компаний и оценка ее уровня»

Транснационализация компаний и оценка ее уровня

Ефремов Виктор Степанович,

доктор экономических наук, профессор, завкафедрой менеджмента экономического факультета, Российский университет дружбы народов, vsefremov@yahoo.com

Владимирова Ирина Геннадьевна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента экономического факультета, Российский университет дружбы народов, ivladi@list.ru

В статье ставится цель в рамках теорий транснационализации, характеризующих мотивы и стадии этого процесса на уровне компаний, комплексно оценить, насколько значимой для них является зарубежная деятельность, насколько важны зарубежные филиалы и иностранные рынки для той или иной хозяйственной структуры, насколько глобальна ее деятельность, количественно сравнить уровень транснационализации деятельности различных ТНК, выявить особенности интеграции отдельных компаний в международное бизнес-пространство. Для реализации этой цели в статье представлен разработанный авторами методический подход к оценке уровня транснационализации компаний, позволяющий комплексно отразить эту сторону деятельности. Предлагаемый подход включает оценку следующих процессов: а) транснационализации деятельности компаний, в т.ч.: обмена; капитала; рабочей силы; производства; НИОКР и б) глобализации ее деятельности, т.е. ее распространения по странам мира (в том числе производственной, сбытовой, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности) и равномерности распределения этой деятельности.

Ключевые слова: транснационализация компаний, глобализация, транснациональные корпо-^ рации, оценка уровня транснационализации.

сч

£

Б

а

2 ©

Отражение феномена транснационализации компаний в экономической науке -это классический пример того, как рост значения той или иной проблемы существенно обгонял ее исследование. Первые фундаментальные труды, посвященные изучению транснациональных корпораций, появились на рубеже 50-60-х годов прошлого столетия (работы А.Чандлера [1], С.Хаймера [2; 3, с. 103-110] и др.), но наибольшее число публикаций появилось лишь в 70-х - начале 80-х годов (П.Бакли, Р.Кейвз, Дж.Даннинг [4], Н.Гуд и С.Янг, К.Киндлебергер [5], Р.Вернон [б, с.255-267], А.Рагмен [7, с.3-18]и др.). По признанию П.Бакли [8, с.212-226] и М.Кэссона, в настоящее время наука еще не в состоянии предложить единой стройной теории транснационализации компаний, которая могла бы адекватно объяснить их деятельность в современных условиях. Перед исследователем в данном случае возникает картина, состоящая из различных трактовок и концепций, в которых в качестве основной выдвигается та или иная особенность этих корпораций.

Исследуя концептуальные подходы к транснационализации компаний, можно отметить, что эти подходы позволяют выявить мотивы осуществления внешнеэкономической деятельности, определить этапы интеграции компаний в международное бизнес-пространство, но не позволяют оценить уровень транснационализации деятельности компаний, обосновать организационные формы выхода компаний на зарубежные рынки т.п.

Развивающийся процесс интернационализации хозяйственной деятельности охватывает все уровни экономики. И для того, чтобы отделить процессы, протекающие на уровне субъектов хозяйствования, от процессов на межгосударственном уровне целесообразно использовать термин «транснационализация компаний». Общеизвестным признается факт, что в условиях глобализации мировой экономики уровень транснационализации компаний растет ускоренными темпами.

Транснационализация представляет собой процесс выхода компании на зарубежные рынки и все более глубокого вовлечения ее в международные коммерческие операции. Более высокий уровень транснационализации - это процесс перенесения части воспроизводственных процессов из одной страны в другую (другие) посредством осуществления прямых иностранных инвестиций. Высший уровень транснационализации представляет собой глобализацию деятельности компании: в этом случае подразумевается охват практически всего мирового рынка.

Основные подходы к оценке уровня транснационализации компаний были сформированы UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development - Конференцией Организации Объединенных наций по торговле и развитию) при подготовке ежегодных докладов по мировым инвестициям. И в настоящее время для оценки уровня транснационализации деятельности компаний используются следующие показатели: индекс транснациональности; индекс распространения сети; индекс интернационализации компании; индекс географического распространения.

Индекс транснациональности (транснационализации) (Transnationality Index) рассчитывается по методике UNCTAD как среднее арифметическое трех слагаемых - доли зарубежных активов в общей стоимости активов компании, доли зарубежных продаж в общем объеме продаж и доли зарубежного персонала в общей численности персонала компании. Уровень транснациональности характеризует, насколько значимой является зарубежная деятельность компании, насколько важны зарубежные филиалы и иностранные рынки для той или иной ТНК. Исследования показывают, что по большинству крупнейших мировых ТНК индекс транснациональности до недавнего времени год от года возрастал. В последние годы, учитывая кризисные явления, эта тенденция не является столь однозначной (табл. 1).

Наибольшим уровнем транснационализации из приведенного в таблице перечня характеризуются компании: Nestlü SA (92,5%), Total SA (80,9%), ВР (74,9%), Royal Dutch Shell Plc (74,3%). Более высокий уровень этого показателя наблюдается у компаний нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли, пищевой промышленности. Относительно более низкий уровень характерен для компаний автомобильной промышленности. Кажущиеся странными приведенные в таблице данные по компании Nestle объясняются очень просто: начиная с 2001 года эта компания рассматривала себя в статусе европейской, и зарубежными продажами, активами и персоналом представлялось все то, что осуществлялось за пределами Европы, а не Швейцарии, как ранее. Причем эта компания на протяжении последних десятилетий являлась одним из лидеров по уровню транснационализации среди крупнейших ТНК мира (табл. 2).

Представляет интерес как информация, отражающая уровень транснационализации деятельности крупнейших ТНК по величине итогового показателя, так и по его составляющим. Приведем данные об уровне транснационализации активов, продаж и рабочей силы крупнейших нефинансовых ТНК мира по данным 2015 года (табл. 3). Сопоставление значений этих показателей говорит об особенностях процесса транснационализации деятельности компаний. Так, например, в отличие от крупнейших корпораций мира в ТНК развивающихся стран и стран с переходной экономикой (в частности, в российских компаниях) большим уровнем транснационализации характеризуются продажи, а не активы и численность персонала.

UNCTAD, как правило, ранжирует ТНК по величине зарубежных активов и публикует 100 крупнейших компаний в мире по этому показателю. Самые большие зарубежные активы в 2016 году были у компании Royal Dutch Shell Plc, они достигли 349,7 млрд долл. У замыкающей этот список (сотой) компании - Атйпса Мум! SAB de CV- эта величина в 9,4 раз ниже и составила 37,2 млрд. Royal Dutch Shell Plc по величине зарубежных активов уже второй год обгоняет лидера по этому показателю на протяжении последних лет - компанию General Electric, которая спустилась на 8-е место.

Если сравнивать рейтинг компаний за 2016 год (отчет UNCTAD за 2017 год) с одним из первых аналогичных рейтингов, составленных ООН по данным 1990

Таблица 1

Динамика индекса транснациональности крупнейших ТНК мира

Примечание: Составлено на основе информации иЫСТЮ, опубликованной в Докладах о мировых инвестициях с 1994 по 2017 год [9-20].

KcMnaHHa 1993 1996 1999 2001 2003 2004 2005 2006 200Si 2010 2011 2012 2013 2015 2016

г г. г. г. г. г. г. г. г. г. г. г. г. г. г.

General 19,2 30,7 36.7 39.0 43,2 47,8 50,1 53,0 52,2 60,0 59,7 52,5 48,8 56,5 56,8

Llectric Co

Ford Motor ,14,4 37,7 36.1 38.4 45.5 48,7 47,6 50,0 55,9 49,6 47,5 45,0 44,7 38,8 38,1

BP 72,2 63,8 73,7 80,5 82,1 81,5 79,4 80,0 80,8 83,7 83,8 83,8 69,7 68,9 74,9

Nestle SA 92,0 95,3 95,2 75,0 74,1 93,5 86,8 83,0 75,8 96,8 96,9 97,1 97,1 92,3 92,5

Vo Iks wage 43,3 55,3 55.7 57.4 52,9 56,4 57,6 57,0 59,6 64,8 61,8 58,2 58,6 59,5 60,3

n Group

General 26,4 30,3 30,7 29,8 32,5 34,0 42,9 44,0 51,2 48,1 50,2 46,9 42,1 37,9 32,7

Motors

Royal 63,1 66,6 56.3 59.3 71,8 71,9 71,1 70,0 73,0 77,1 76,4 76,6 72,8 74,0 74,3

Dutch Shell

Plc

Toyota 32,3 35,0 30.9 59.3 47,3 49,4 51,6 45,0 53,1 53,1 52,1 54,7 58,6 59,1 60,2

Motor

Co rp oration

Total SA 66,2 75,8 70.3 74.9 74.1 74,3 72,5 74,0 74,5 76,7 77,7 78,5 79,5 81,0 80,9

Таблица 2

Ранжирование крупнейших ТНК мира, входящих в список топ-100 мировых корпораций по объему зарубежных активов, по уровню транснационализации (по данным 2016 года) Примечание: Составлено на основе данных, содержащихся в World Investment Report 2017 - Investment and the digital Economy, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2017 [9].

Ранг по индексу Компания Индекс

транснациональности транснациональности, %

1 Rio Tinto PLC 99,3

2 Joint Swire & Sons Limited 98,8

3 Altice NV 97,0

4 Broadcom Limited 96,4

5 Anglo American PLC 96,0

6 Nokia OYJ 94,4

7 SAP SE 92,5

8 Nestle SA 92,5

9 Shire plc 91,9

10 Liberty Global plc 91,6

Таблица 3

Характеристика крупнейших ТНК мира, ранжированных по объему зарубежных активов, по данным 2015 года

Примечание: Рассчитано на основе данных, содержащихся в World Investment Report 2016 - Investor Nationality: Policy Challenges, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2016 [10].

Ранг no Доля Доля Доля Индекс Ранг по

KoMnaHHH размеру зарубеж- зарубеж- зарубеж- трапенацио- индексу

зарубеж- ных ных ного нальности, % транс-

ных активов в продаж в персонала нацн-

активов общих общем в общей ональ-

активах объеме числен- ности

компании, продаж ности

% компании, % персонала компании, %

Royal Dutch Shell 1 84,7 64,1 73,1 74.0 2

Plc

Toyota Motor 2 64,7 69,8 42,7 59,1 7

Corporation

General Electric Co 3 52,3 54,6 62,5 56,5 9

Total SA 4 96,7 77,9 68,5 81,0 1

BP Plc 5 82,8 65,3 58,5 68.9 4

lixxon Mobil 6 57,5 64,5 60,3 60,7 5

Corporation

Chevron Corporation 7 52,4 37,2 51,9 53,7 10

Volkswagen Group 8 43,6 80,2 54,8 59,5 6

Vodal'one Group 9 86,8 84,8 87,0 71,9 3

Apple Computer Inc 10 49,5 65,0 59,6 58.0 8

О À

В

S

w

2 e

7

Таблица 4

Крупнейшие ТНК мира, ранжированные по объему зарубежных продаж и численности зарубежного персонала, по данным 2016 года

Примечание: Составлено на основе данных, содержащихся в World Investment Report 2017 - Investment and the digital Economy, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2017 [9].

Ранг Ранжирование компаний по объему зарубежных продаж Ранжирование компаний по численности зарубежного персонала

1 Volkswagen Group Wal-Mart Stores Inc

2 Toyota Motor Corporation Hon Hai Precision Industries

3 Royal Dutch Shell Pic Volkswagen Group

4 Daimler AG Nestlé SA

5 BP Pie CK Hutchison Holdings Limited

6 Apple Computer Inc Robert Bosch GmbH

7 Hon Hai Precision Industries Amazon.com, Inc

8 Wal-Mart Stores Inc Samsung Electronics Co.. Ltd.

9 Exxon Mobil Co фо rat ion International Business Machines Corporation

10 Samsung Electronics Co., Ltd. General Electric Co

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r-

CS

сч £

Б

2 О

года, то Royal Dutch Shell с зарубежными активами в размере 69,2 млрд долл. в то время также возглавляла рейтинг. Ее зарубежные активы за 25 лет увеличились в 5 раз. А лидер по этому показателю на протяжении многих последних лет -General Electric - в списке 1990 года занимала лишь 19 место с зарубежными активами в размере 16,5 млрд долл., ее зарубежные активы увеличились за анализируемый период в 11 раз. Но надо отметить, что зарубежные активы этой компании достигали очень значительной величины в 551,6 млрд долл. в 2010 году, однако из-за реструктуризации бизнеса по данным 2015 года они сократились в 2,1 раза до 257,7 млрд., а в 2016 году составили всего 178,5 млрд.

Можно проранжировать компании и по другим компонентам процесса транснационализации их деятельности. Результаты этого ранжирования представлены в табл. 1.

Самые большие зарубежные продажи в 2016 году были у компании Volkswagen Group, они составили 192,1 млрд долл. И еще у 13 компаний из списка 100 крупнейших нефинансовых компаний мира зарубежные продажи превысили 100 млрд долл.

Одним из критериев оценки уровня транснационализации компании является численность зарубежного персонала и состав ее высшего руководства, которое, как правило, должно формироваться из подданных различных государств, чтобы исключить одностороннюю ориентацию деятельности на интересы какой-либо одной страны. В 2016 году явным лидером среди крупнейших ТНК по привлечению зарубежного персонала являлись компании Wal-Mart Stores Inc (800

тыс.человек), Hon Hai Precision Industries (667 тыс.человек), Volkswagen Group (347 тыс.человек) и Nesttö SA (318 тыс.чело-век).

Если говорить о составе высшего руководства ТНК, то по результатам исследования UNCTAD 42-х компаний из 100 крупнейших в мире доля зарубежных представителей в советах директоров составила в среднем 27%. Анализ показал, что ведущие европейские ТНК характеризуются гораздо более высоким уровнем представленности граждан других стран среди своих директоров, чем крупнейшие ТНК из Соединенных Штатов Америки и Японии. Эти показатели составили 33% для ЕС, 47% - для Швейцарии, 18% - для США и 2% - для Японии. Самый высокий процент зарубежных директоров наблюдался в Великобритании (52%).

Чем большее значение для компании имеет активность ее зарубежных филиалов, тем выше индекс транснациональности ее деятельности. Однако использование только этого показателя не позволяет объективно сравнить международную деятельность хозяйствующих субъектов: две компании могут иметь одно и то же значение индекса, но одна из них при этом будет действовать в 200 странах мира, а другая - в двух.

Другой показатель, отражающий уровень транснационализации компаний и дополняющий рассмотренный выше индикатор, - индекс распространения сети - NSI (Network Spread Index) можно определить как отношение (в процентах) числа зарубежных стран, в которых компания осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хозяйственную деятельность и т.п.), к общему

количеству стран, в которых она потенциально могла бы вести деятельность.

В качестве недостатка индекса распространения сети можно назвать то, что нечетко определено понятие «вести деятельность в зарубежной стране», ведь эта деятельность может заключаться как просто в представлении интересов компании, так и в ведении в ней производственной деятельности. Для более детального исследования целесообразно отдельно анализировать количество стран, в которых компания продает свою продукцию, имеет зарубежные активы и производственные мощности.

Так, по данным на 2017 год, компания Volkswagen Group, например, осуществляет свою производственную деятельность на 120 заводах в 20 странах Европы и в 11 странах Северной и Южной Америки, Азии и Африки. При этом Volkswagen Group продает свои автомобили в 153 странах. Компания Nestle реализует свою продукцию в 189 странах. У нее 436 заводов в 85 странах (161- в Америке, 166 - в Европе, на Среднем Востоке и Северной Африке, 109 - в Азии, Океании и на юге Африки).

Обычно при определении количества стран, в которых действует ТНК, сосредотачиваются на деятельности зарубежных филиалов, в которых компания имеет долю акционерного капитала, и недооценивается значение международных коммерческих операций, в рамках которых не осуществляется прямое инвестирование. Например, по компании McDonald's приводится только 14 зарубежных принимающих стран, в результате индекс распространения сети по этой ТНК (7,18) значительно ниже среднего показателя по всем 100 крупнейшим ТНК (17,93). Это объясняется тем, что при определении количества принимающих стран не учтены те страны, в которых бизнес осуществляются на основе франчайзинга.

Уровень транснационализации компаний характеризуют и анализируя количество ее зарубежных дочерних и ассоциированных компаний, представительств. В исследовании этой стороны транснационализации деятельности поможет расчет индекса интернационализации компании (Internationalization Index), определяемого как отношение количества зарубежных филиалов компании к общему количеству ее филиалов.

UNCTAD в своих исследованиях порой использует и показатели, основывающиеся на базе перечисленных индек-

сов. Например, приводит индекс географического распространения (размаха) (Geographical Spread Index - GSl), который рассчитывается как квадратный корень из индекса интернационализации, умноженного на число принимающих стран. Так, например, по компании Allianz SE в 2012 году этот показатель составил 72,8%, а по Berkshire Hathaway Inc -40,3%.

Однако представленные выше показатели не способны комплексно отразить уровень транснационализации деятельности компаний, так как они характеризуют только отдельные его аспекты. Для исследования уровня транснационализации, учитывая, что из всех направлений интернационализации хозяйственной деятельности на современном этапе характерной чертой является интернационализация производства, целесообразно анализировать также количество производственных зарубежных филиалов ТНК (их отношение к общему количеству филиалов) и долю зарубежного производства в общем объеме производства продукции, работ, услуг компании. В настоящее время около 60% мировой торговли, объем которой составляет более 20 трлн долл., приходится на торговлю промежуточными товарами или услугами, используемыми на различных стадиях процесса производства товаров и услуг для конечного потребления. Фрагментация производственных процессов и рассредоточение по разным странам производственных мощностей привели к появлению «безграничных» производственных систем. Это могут быть последовательные цепи или сложные сети, их сфера охвата может быть глобальной или региональной, и их обычно называют глобальные производственные системы (ГПС).

Исследуя масштабы деятельности ТНК, следует отметить, что на протяжении последних десятилетий ключевые показатели, характеризующие интернационализацию производства, как правило, возрастали быстрее, чем глобальный экспорт и глобальный ВВП. Объем продаж зарубежных филиалов международных компаний с 1990 по 2015 год возрос в 7,2 раза, объем производства зарубежных филиалов - в 7,4 раза, экспорт иностранных филиалов ТНК - в 5,4 раза, а мировой ВВП в текущих ценах - в 3,3 раза. Объем продаж зарубежных филиалов ТНК в 2015 году составил 36,7 трлн долл., что в 1,8 раза превысило глобальный экспорт.

Говоря о экспорте нельзя не упомянуть, что ТНК принимают в этом виде

международных коммерческих операции существенное участие: более 1/3 сделок в рамках мирового экспорта совершается зарубежными филиалами ТНК. Международными компаниями создана специфическая форма перевода капитала посредством трансфертных цен, устанавливаемых самими ТНК, при поставках товаров и предоставлении услуг своим дочерним компаниям и филиалам в рамках внутрикорпоративной торговли. В современной внешнеэкономической деятельности компаний доминирует уже не внешняя торговля, а организация производства и сбыта товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках. Сам по себе мировой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями ТНК.

В 2015 году объем производства иностранных филиалов ТНК - 7,9 трлн долл., составил более 1/10 мирового ВВП, что более чем вдвое превышает показатель 1990 года. С 1982 по 1996 год эта доля составляла в среднем 5%, с 1997 года наблюдается постепенный ее рост.

Одной из современных тенденций в транснационализации компаний становится и интернационализация НИОКР. Проводимые ТНК научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы приобретают все более международный характер. Так, например, ТНК Германии в последние годы создали больше зарубежных подразделений для проведения НИОКР, чем за пятьдесят предшествующих лет. В частности, в компании Siemens в 2016 году расходы на исследования и разработки составили 4,7 млрд евро, в 2015 году - 4,5 млрд евро. По состоянию на 30 сентября 2016 года компании Siemens выдано около 59800 патентов во всем мире. В 2016 году в компании 33000 сотрудников занимались исследованиями и разработками, причем из них только 10100 - в Германии. Таким образом, доля зарубежного персонала в сфере НИОКР в компании Siemens составляет 69,4%.

С нашей точки зрения, целесообразно, чтобы подход к определению уровня транснационализации компаний включал оценку следующих процессов:

■ транснационализация деятельности компании, в том числе:

- обмена;

- капитала;

- рабочей силы;

- производства;

- НИОКР.

■ глобализация деятельности компании:

- распространение деятельности компании по странам мира, в том числе:

производственной деятельности;

сбытовой деятельности;

НИОКР;

- равномерность распределения деятельности компании по странам мира.

Оценку этих процессов целесообразно проводить с помощью системы показателей. Так, характеризуя транснационализацию деятельности компании, необходимо рассчитать:

1) долю зарубежных продаж в общем объеме продаж компании (транснационализация обмена);

2) долю зарубежных активов в общей величине активов компании (транснационализация капитала);

3) долю зарубежного персонала в общей численности персонала (транснационализация рабочей силы);

4) долю зарубежного производства в общем объеме производства компании (транснационализация производства);

5) долю зарубежных НИОКР в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (транснационализация НИОКР).

Эти показатели можно анализировать как по отдельности, так и рассчитать интегрированный показатель транснациональности как среднее арифметическое пяти составляющих.

Если рассматривать глобализацию бизнеса как высшую ступень транснационализации компаний, то предлагаемую выше систему показателей целесообразно дополнить показателями, отражающими распределение ее деятельности по миру и равномерность этого распределения. Ведь компания может иметь большой объем иностранных продаж, иностранного производства, большую численность персонала и активы за пределами страны базирования оперируя только в одной зарубежной стране. В результате индекс транснациональности может быть достаточно высок, но говорить о глобализации деятельности этой компании не приходится. Поэтому необходимо оценить показатели, отражающие степень распространения деятельности компании на другие страны, - долю стран, в которых ведется соответствующая деятельность (производственная, сбытовая и т.п.), в потенциально возможном количестве государственных образований. Однако следует отметить, что эти показатели учитывают только количество стран, в которых компания ведет деятельность, но совершенно не берутся в расчет ее масштабы, и поэтому для оценки глобализации необходимо

О

3

в

S

V

2 а

7

г-

CS

сч £

I

2 о

оценить степень равномерности распространения ее деятельности по регионам (странам) мира.

Если принять за эталонный вариант среднеотраслевое распределение объема продаж по регионам мира (доли объема продаж), то сравнение с ним фактического географического распределения продаж данной компании может охарактеризовать уровень глобализации ее бизнеса. Сравнение можно провести несколькими методами: методом ранговой корреляции или путем расчета коэффициентов корреляции. Первый метод используется при отсутствии точной количественной информации, когда известны только тенденции развития рынка. В этом случае сначала решается задача моделирования эталонного режима с помощью рангового ряда показателей. Такой ранговый ряд характеризует экономический режим, которому нормативно приписывается свойство высшей конечной результативности. Все остальные возможные режимы сравниваются и оцениваются по близости к эталонному (нормативному). С помощью рангов дается упорядочение характера поведения показателей по следующим соображениям: «лучшим» считается тот показатель, который характеризует максимальную долю продаж, ему присваивается первый ранг, «худшим» -минимальный показатель.

В случае, если имеется в наличии достоверная количественная информация, вместо исследования тесноты связи методом ранговой корреляции целесообразно и гораздо проще оценить их уровень с помощью расчета коэффициентов корреляции, наиболее широко известным из которых является коэффициент Пирсона.

Предлагаемый методический подход к определению уровня транснационализации компании позволяет комплексно оценить, насколько значимой является ее зарубежная деятельность, насколько важны зарубежные филиалы и иностранные рынки для той или иной хозяйственной структуры, насколько глобальна ее деятельность, количественно сравнить уровень транснационализации деятельности различных ТНК, выявить особенности интеграции отдельных компаний в международное бизнес-пространство.

Представленный методический подход и теоретические положения, уточняющие понятия транснационализации и глобализации деятельности компаний, должны послужить исходным материалом для дальнейших исследований, развивающих теорию транснационализации,

для решения проблем формирования и развития международных компаний. Предполагается дальнейшее развитие теории и методологии организационного проектирования транснациональных корпораций, в частности, более обоснованного подхода к выделению типов ТНК в зависимости от уровня их транснационализации, к выбору международных коммерческих операций и организационных форм выхода на зарубежные рынки.

Литература

1. Chandler A.D. Jr. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Cambridge Mass: Belknap Press of Harvard University, 1977.

2. Hymer S.H. The International Operation of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. - Cambridge, MIT Press, Ma, (originally published in 1960), 1976. - 253 p.

3. Hymer S. Analysis of the multinational organisation: power retention and the demise of the federative MNE// International Business Review. - 2006. -Vol. 15. - № 2. -Р.103-110.

4. Dunning J.H. The Eclectic Paradigm of International Production: Past, Present and Future//International Journal of the Economics of Business. - 2001. - №8 (2). - P. 173-190.

5. Kindleberger C. Restrictions on Direct Investment in Host Countries. II Discussion Paper for the University of Chicago Workshop on International Business, March 1969.

6. Vernon R., Wells L.T. The Manager in the International Economy, 6th ed. -Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1991.

7. Rugman Alan and Alain Verbeke A perspective on regional and global strategies of multinational enterprises// Journal of International Business Studies. - 35. - 1, -2004, Р. 3-18.

8. Buckley P., Casson M. The economic theory of the multinational enterprise: Sel.Papers - L.; Basingstoke; Macmilan, 1985. - XII, Р. 212-226.

9. World Investment Report 2017 -Investment and the digital Economy, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2017.

10. World Investment Report 2016 -Investor Nationality: Policy Challenges, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2016.

11. World Investment Report 2015: Reforming International Investment Governance, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2015.

12. World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan, United

Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2014.

13. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2013.

14. World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2012.

15. World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2011.

16. World Investment Report 2010: Investing in a Low-carbon Economy, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2010.

17. World Investment Report 2008: Transnational Corporations and Infrastructure Challenge, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2008.

18. World Investment Report 2006: FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2006.

19. World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2005.

20. World Investment Report. 1996: Investment, Trade and International Policy Arrangements, United Nations (UNCTAD), New York, Geneva, 1996.

Transnationalization of the companies and

assessment of her level Efremov V.S., Vladimirova I.G.

Peoples' Friendship University of Russia The aim of this article is - in the framework of transnationalisation theories that characterise the motives and stages of this process on the company level - to assess in complex how valuable for companies is the foreign activity; how important for that or this economic structure are the foreign branches and markets, how global is its activity; to compare quantitively the level of transnationalisation of different TNCs; to identify the specialties of separate companies' integration into the international business space. In order to reach this aim the authors presented in the article the developed by them methodological approach to companies' transnationalisation level assessment, which allows to reflect this side of their activity in complex. The suggested approach includes the assessment of the following processes: a) companies' activity transnationalisation, including exchange, capital, labour force, production, R&D and b) its activity globalization, i.e. its spread among the world states (including production, sales, research and development activity) and evenness of this activity distribution. Key words: companies' transnationalisation, globalization, transnational corporations, transnationalisation level assessment.

References

1. Chandler A.D. Jr. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business.

Cambridge Mass: Belknap Press of Harvard University, 1977.

2. Hymer S.H. The International Operation of National

Firms: A Study of Direct Foreign Investment. - Cambridge, MIT Press, Ma, (originally published in 1960), 1976. - 253 p.

3. Hymer S. Analysis of the multinational organisation: power retention and the demise of the federative MNE// International Business Review. - 2006. -Vol. 15. - № 2. - P.103-110.

4. Dunning J.H. The Eclectic Paradigm of

International Production: Past, Present and Future//International Journal of the Economics of Business. - 2001. - №8 (2). - P. 173-190.

5. Kindleberger C. Restrictions on Direct Investment

in Host Countries. II Discussion Paper for the University of Chicago Workshop on International Business, March 1969.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Vernon R., Wells L.T. The Manager in the

International Economy, 6th ed. - Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1991.

7. Rugman Alan and Alain Verbeke A perspective

on regional and global strategies of multinational enterprises// Journal of

International Business Studies. - 35. - 1, -2004, P. 3-18.

8. Buckley P., Casson M. The economic theory of

the multinational enterprise: Sel.Papers - L.; Basingstoke; Macmilan, 1985. - XII, P. 212226.

9. World Investment Report 2017 - Investment

and the digital Economy, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2017.

10. World Investment Report 2016 - Investor Nationality: Policy Challenges, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2016.

11. World Investment Report 2015: Reforming International Investment Governance, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2015.

12. World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2014.

13. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2013.

14. World Investment Report 2012: Towards a New

Generation of Investment Policies, United

Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2012.

15. World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2011.

16. World Investment Report 2010: Investing in a Low-carbon Economy, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2010.

17. World Investment Report 2008: Transnational Corporations and Infrastructure Challenge, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2008.

18. World Investment Report 2006: FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2006.

19. World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2005.

20. World Investment Report. 1996: Investment, Trade and International Policy Arrangements, United Nations (UNCTAD), New York, Geneva, 1996.

О À

R

S

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.