Научная статья на тему 'ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НОВЕЙШЕГО ЦИКЛА (НА ПРИМЕРЕ ФАНТАСТИКИ РАМЕЗА НААМА)'

ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НОВЕЙШЕГО ЦИКЛА (НА ПРИМЕРЕ ФАНТАСТИКИ РАМЕЗА НААМА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГУМАНИЗМ / КИБЕРПАНК / ФАНТАСТИКА / ТРАНСЧЕЛОВЕК / ПОСТЧЕЛОВЕК / "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ" / РАМЕЗ НААМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хвастунова Юлия Викторовна

В статье рассмотрены основные концепты трансгуманизма в художественной литературе новейшего периода (преимущественно пост-киберпанка) на примере творчества Рамеза Наама. Писатель удостоился ряда престижный премий за дебют в области трансгуманистической литературы, являясь одновременно специалистом в области ИТ-технологий, автором курсов по чистой энергетике и климату в университете Сингулярности, разработчиком ПО для исследований в области нанотехнологий. Одной из главный тем, раскрываемых в художественных произведениях Р. Наама, является развитие мозгового компьютерного нейроинтерфейса «человек - машина» и «человек - машина - человек» как создание глобальной связи или технического аналога планетарного мышления. В работе представлен критический анализ методов и технологий, продвигаемых трансгуманистами. Сделаны выводы о доминировании воображаемых и сильно редуцируемых представлений, далеких от реальной траектории развития рассмотренных в литературе технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSHUMANIST LITERATURE OF THE NEWEST CYCLE (THE CASE STUDY OF THE SCIENCE FICTION BY RAMEZ NAAM)

This paper considers the main concepts of transhumanism in the fiction of the latest period (mainly post-cyberpunk) using the example of the literary work of Ramez Naam. The writer has received a number of prestigious awards for his debut in the field of transhumanist literature. At the same time, he is an IT specialist, the author of courses on clean energy and climate change at Singularity University, and a developer of software for research in the field of nanotechnology. One of the main topics disclosed in R. Naam's fiction is the development of the brain computer neurointerface “man - machine” and “man - machine - man” as the creation of a global connection or a technical analogue of planetary thinking. The paper also presents a critical analysis of the methods and technologies promoted by transhumanists. Conclusions are drawn on the dominance of imaginary and highly reduced ideas that are far from the real way of technologies development considered in the literature.

Текст научной работы на тему «ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НОВЕЙШЕГО ЦИКЛА (НА ПРИМЕРЕ ФАНТАСТИКИ РАМЕЗА НААМА)»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 2. С. 46-51. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 2. P. 46-51.

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.2.7

Трансгуманистическая литература новейшего цикла (на примере фантастики Рамеза Наама)

Юлия Викторовна Хвастунова

Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия, hvastunovoy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6317-7901

Аннотация. В статье рассмотрены основные концепты трансгуманизма в художественной литературе новейшего периода (преимущественно пост-киберпанка) на примере творчества Рамеза Наама. Писатель удостоился ряда престижный премий за дебют в области трансгуманистической литературы, являясь одновременно специалистом в области ИТ-технологий, автором курсов по чистой энергетике и климату в университете Сингулярности, разработчиком ПО для исследований в области нанотехнологий. Одной из главный тем, раскрываемых в художественных произведениях Р. Наама, является развитие мозгового компьютерного нейроинтерфейса «человек - машина» и «человек - машина - человек» как создание глобальной связи или технического аналога планетарного мышления. В работе представлен критический анализ методов и технологий, продвигаемых трансгуманистами. Сделаны выводы о доминировании воображаемых и сильно редуцируемых представлений, далеких от реальной траектории развития рассмотренных в литературе технологий.

Ключевые слова: трансгуманизм, киберпанк, фантастика, трансчеловек, постчеловек, «человеческие усовершенствования», Рамез Наам

Для цитирования: Хвастунова Ю.В. Трансгуманистическая литература новейшего цикла (на примере фантастики Рамеза Наама) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 2. С. 46-51. https://doi.org/10.24158/fik.2023.2.7.

Original article

Transhumanist Literature of the Newest Cycle (The Case Study of the Science Fiction by Ramez Naam)

Yulia V. Khvastunova

Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia, hvastunovoy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6317-7901

Abstract. This paper considers the main concepts of transhumanism in the fiction of the latest period (mainly post-cyberpunk) using the example of the literary work of Ramez Naam. The writer has received a number of prestigious awards for his debut in the field of transhumanist literature. At the same time, he is an IT specialist, the author of courses on clean energy and climate change at Singularity University, and a developer of software for research in the field of nanotechnology. One of the main topics disclosed in R. Naam's fiction is the development of the brain computer neurointerface "man - machine" and "man - machine - man" as the creation of a global connection or a technical analogue of planetary thinking. The paper also presents a critical analysis of the methods and technologies promoted by transhumanists. Conclusions are drawn on the dominance of imaginary and highly reduced ideas that are far from the real way of technologies development considered in the literature.

Keywords: transhumanism, cyberpunk, science fiction, transhuman, posthuman, "human enhancement", Ramez Naam

For citation: Khvastunova, Yu.V. (2023) Transhumanist Literature of the Newest Cycle (The Case Study of the Science Fiction by Ramez Naam). Society: Philosophy, History, Culture. (2), 46-51. Available from: doi:10.24158/fik.2023.2.7 (In Russian).

Рамез Наам - американский специалист в области компьютерных технологий, один из ключевых сотрудников корпорации «Майкрософт», а также куратор компании, занимающейся разработкой ПО для исследований в области нанотехнологий. О своей работе в сфере ИТ-технологий он написал так: «Я основал и руководил Apex NanoTechnologies, первой в мире компанией, полностью посвятившей себя разработке программных средств для ускорения молекулярного проектирования» 1. Как ученый он продвигает на теоретическом и практическом уровнях теорию

1 About Ramez [Электронный ресурс] // Naam Ramez: official website. URL: https://rameznaam.com/^aTa обращения: 20.11.2022).

© Хвастунова Ю.В., 2023

управляемой эволюции, в том числе через такие организации, как Институт ускоряющихся изменений, Всемирное общество будущего, Институт предвидения, Институт этики и новых технологий и Университет Сингулярности. В настоящее время Р. Наам читает авторские курсы в контексте теории экспоненциального развития (на основе авторской теории Р. Курцвейла1) в Университете Сингулярности2. Он позитивно относится к радикальным технологиям, предлагаемым в проекте Human Enhancement. Р. Наам написал две научные книги (2010; 2015) и трилогию «Нексус» (2016) в жанре трансгуманистической фантастики, где тиражирует научные идеи (интерфейс «мозг - машина») и продвигает идеологию трансгуманизма в массовую культуру.

В целом Р. Наам разделяет взгляды идеолога трансгуманизма Р. Курцвейла3, разработавшего теорию экспоненциального развития человечества посредством технологий, ставшую современной версией концепции управляемой эволюции. Писатель высоко оценивает проект Human Enhancement, в разработке которого принимают участие многие трансгуманисты, в том числе Р. Курцвейл, Н. Бостром (2003) и др. В отношении онтологических оснований мироустройства Р. Наам последовательно отстаивает теорию моделируемой Вселенной, или теорию матрицы4.

Обратимся к писательской деятельности Р. Наама и выделим главные идеи, концепты и методы, реализуемые в современной трансгуманистической художественной литературе на примере его творчества. Трилогию «Нексус» Р. Наам написал в жанре технотриллера, еще правильнее обозначить его как анархический нейрокиберпанк, или посткиберпанк, и дистопия. Сюжет футуристической трилогии Р. Наама построен вокруг одной инновации - применения нанотехно-логии в виде некоего наркотического препарата нексус-5, позволяющего усиливать мозговую активность, проявлять сверхспособности - чтение мыслей людей, принявших аналогичный наркотик (наркотическая телепатия, ограниченная диапазоном связи). В итоге это создает возможность коллективного командного мышления, взаимопроникновения, эмпатии, разговора без слов (телепатии), усвоения различных знаний и навыков, но с оговорками (не идеально, с побочными эффектами). Государственные службы, в частности Управление по противодействию возникающим рискам (УПВР) Министерства внутренней безопасности США, создают блокировку на воздействие нексуса, которая нейтрализует или обращает в минус вышеперечисленные сверхспособности. Главный герой - молодой нейробиолог Кейден Лейн, написавший программу, т. е. создавший нанонаркотик нексус-5, и выступающий за внедрение радикальных технологий в обществе. УПВР пытается блокировать их продвижение или ограничить применение в рамках узкой группы посвященных. В развитии сюжета важную роль играют другие персонажи: доктор Шу (Су-Ен Шу) - китайский нейробиолог с клонированным телом и цифровым интеллектом, универсальный солдат Сэм (Саманта Катаранес) - девушка с улучшениями генетического и прочего плана, телохранители Шу, в частности клон Фенг. Они взаимодействуют с обычными людьми. События разворачиваются в хронологической последовательности в недалеком будущем, начиная с 17 февраля 2040 г. В первой части трилогии К. Лейн разрабатывает нексус-5. Затем его вместе с группой ученых захватывают агенты УПВР во главе с агентом Сэм. Им удается посредством шантажа принудить Лейна к сотрудничеству. Для встречи с Шу он едет в Бангкок, где знакомится с различными учеными и студентами, попутно решая философские вопросы применения радикальных технологий. На вечеринке, используя К. Лейна как приманку, американские спецслужбы пытаются захватить торговцев, которые нелегально продают нексус и другие препараты, но операция проваливается. Почти все погибают, а агент Сэм переходит на сторону повстанцев. США решаются на еще одну операцию в глубине Таиланда, где высоко в горах в буддийском монастыре укрываются Кейден и Сэм, на помощь которым спешит Шу. Операция снова терпит провал, но запущенные с беспилотников роботы-пауки находят Кейдена Лейна, стреляют нейро-токсином, в результате чего Шу погибает. В момент опасности Кейден распространяет через Сеть нексус-5. Параллельно с возможностями нексуса описываются технологии генной терапии. Так, потеряв руку, К. Лейн с помощью «факторов роста» и генов геккона отращивает себе новую.

Во второй части трилогии через 6 месяцев после распространения нексуса и начала злоупотребления им в различных странах активизируется фаза войны между людьми и постлюдьми (усовершенствованными). Цифровой мозг Шу находится в китайском дата-центре в Шанхае (компьютеры с квантовыми процессорами) (Наам, 2016: 426-427). Чтобы вернуть мобильность, Шу использует способности нексуса в мозгу своей дочери Линг Шу и завладевает ее телом.

1 Kurzweil R. The law of accelerating returns [Электронный ресурс]. URL: https://www.kurzweilai.net/kur-zweils-law-aka-the-law-of-accelerating-returns (дата обращения: 20.11.2022).

2 Ramez Naam [Электронный ресурс] // Singularity University website. URL: https://www.su.org/experts/ramez-naam(qaTa обращения: 20.11.2022) ; Ramez Naam [Электронный ресурс] // Institute for Ethics and Emerging Technologies website. URL: https://ieet.org/fellows/(дата обращения: 20.11.2022).

3 Kurzweil R. The law of accelerating returns...

4 Аргументацию данной теории см.: Бостром, 2003.

В третьей части трилогии разворачивается война между США и Китаем, между людьми и постлюдьми. Шу через тело своей дочери пытается осуществить контроль над всеми цифровыми системами, а через них - управление миром, который должен трансформироваться в соответствии с представлениями Шу (мир постчеловечества). Р. Наам утверждает, что указанные технологии практически вышли на уровень реализации некоторых сверхспособностей, так при применении генетических препаратов уже фиксируются повышение выносливости и скорости реакций у испытуемых, особенно в военной сфере.

Выделим ряд главных идей, позиционируемых Р. Наамом. Во-первых, это достижение некоей цели - создание технологии, возможно, через нанотехнологии, для установления всемирной всечеловеческой связи посредством компьютерной загрузки мозгов, нанотрубок и генетических модификаций. Такая система будет воплощать планетарное единое сознание (точнее, будет создана техно-человеческая сеть коллективных разумов или боргов, т. е. киборгов с коллективным разумом) с возможностями сверхскоростного решения различных задач, моментальной связи всех со всеми и т. п. Такое мышление не является абсолютно свободным, так как зависит от технологий и тех сознаний, которые его питают (Наам, 2016: 59). Для достижения вышеозначенной цели необходимо реализовать следующие три задачи: «Первое - прямое общение "мозг - мозг". Второе - усиление человеческого интеллекта до сверхчеловеческих уровней. И третье - загрузка человеческого сознания в машинные системы» (Наам, 2016: 180). Все задачи подчиняются общей концепции тождества сознания и мозговой активности, отсюда важность картирования мозга, кластеров нейронных узлов для более точного воздействия нанопрепаратов (Наам, 2016: 94-95). Р. Наам вводит термин «новая парадигма в нейробиологии», где он описывает нексус-5 как наномашину (Наам, 2016: 99).

В трилогии Р. Наам проповедует идеалы буддизма или вариации восточной философии (элементы индуизма, суфизма), которые, по его мнению, максимально точно отражают идеи трансгуманизма - создание единого планетарного мышления (Наам, 2016: 28). Новая парадигма в нейробиологии заключает мысль, которую Наам берет из буддизма: «...от отдельного сознания к объединенным парадигмам сознания и мозга. Важнейшая буддийская практика - медитация -это практика исследования сознания. Цели нейробиологии и буддизма почти совпадают, тогда как их методы различаются и в то же время дополняют друг друга... Наркотики действуют быстрее. Как ментальные инструменты. .все мы одно целое» (Наам, 2016: 143-145). Планетарное единое сознание работает быстрее и эффективнее, чем одно сознание. Трансгуманисты хотят поставить на службу прогрессу всех людей, подключив их к одной сети (единое человечество) (Наам, 2016: 147). Итак, Р. Наам как бы готовит массового потребителя через образ прекрасного общего сознания и опыта к нейрочипизации, утрате приватности, личного пространства и переходу в постоянное состояние общего континуума и контроля со стороны искусственного интеллекта.

Во-вторых, осуществляется реклама различных усовершенствований или гаджетов: системы распознавания лиц (с помощью контактных линз), дополнительной реальности, системы сканирования зданий, пекинской технологии принуждения (заставить принять решения, рассказать скрытую информацию и т. п.), реализации с помощью нексуса программ «Дон Жуан», «Брюс Ли» (Наам, 2016: 7-8). Идея планетарного интерфейса поддерживается ссылками на реальные научные достижения. Так, несколько раз Р. Наам упоминает эксперимент, когда у двух обезьян установили беспроводную связь между участками их мозга. В результате одна из них могла видеть глазами другой. Аналогичный опыт был проведен с мышами. При этом происходило совместное использование «.пространственной памяти мышами с помощью машинного обучения через нанодатчико-вое подключение. Исследования, которые частично проводились на средства DAPRA (Управление перспективных исследований Министерства обороны США). Тем временем в Атланте ученый по имени Фил Кеннеди подал в Управление по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами. просьбу разрешить имплантировать подобное устройство в мозг человека» (Наам, 2016: 19, 259, 440-441). Такое управление на расстоянии обещает решение проблем людей с ограниченными возможностями. Аналогично в области генной терапии «.отдельные инъекции с дополнительными экземплярами избранных генов (доставляемых с помощью ослабленных вирусов) смогли добиться пожизненного эффекта в плане увеличения силы и физического состояния различных видов животных - от мышей до бабуинов. .DAPRA США уже продемонстрировало определенный интерес к использованию подобных технологий для будущих солдат» (Наам, 2016: 445).

Р. Наам время от времени прерывает ход повествования в трилогии, помещая врезку - «информацию для размышления», где даются определения, приводятся фрагменты трансгуманистических манифестов и деклараций. Так, трансчеловек понимается как человек с различными «усовершенствованиями» и одновременно новый эволюционный вид. Постчеловек - это уже следующий эволюционный вид, более не человек (или имеющий предка не человека) (Наам, 2016: 24, 113).

Среди близких друзей Кейдена Лейна фигурирует Ильяна Александер, русская по происхождению, бежавшая с родителями из России «.после пудовкинских чисток 2027 года» (Наам, 2016: 7-8). Политический режим в России у Наама обозначен как фашистский (Наам, 2016: 433).

Писатель придерживается типичного для трансгуманистов и довольно старого шаблона: Россия - фашистская диктаторская страна. Трансгуманисты, по мнению писателя, борются за свободы, как ранее боролись за свободы чернокожие и женщины. Для привлечения новых сторонников Наам стремится доказать, что трансгуманисты ратуют за максимально демократическую и распределенную власть (Наам, 2016: 437). Однако теории и манифесты трансгуманистов говорят об обратном, скорее, об их больших амбициях.

Китай представлен аналогично России как тоталитарное общество, но, в отличие от США, в нем разрешено активно развивать радикальные технологии. Китайцы описаны как убийцы очередного Далай-ламы, борющегося за свободу Тибета (Наам, 2016: 80).

В трилогии фиксируется культ наркотиков, психоделиков, что соответствует современным стандартам американской жизни. Трансгуманисты борются за легализацию наркотиков во всем мире из-за «их широких возможностей» в деле усовершенствования людей. Законы, ограничивающие применение наркотических препаратов, считаются проявлениями деградации и невежества (Наам, 2016: 7-8). Отсюда следует заключить, что центральная идея, выраженная еще О. Хаксли в образе «волшебной сомы»1, никуда не ушла из трансгуманизма. Со стороны УПВР все опасные наркотики классифицированы, так, нексус-5 относится к технологиям класса альфа в списке 1. Создание особого нечеловеческого интеллекта трактуется как опасная нелицензиро-ванная технология, а также нарушение главного закона - Акта Чэндлера (Наам, 2016: 49, 208).

Р. Наам полагает, что применение новых технологий поможет людям контролировать эмоции. Так, нексус-5 разрабатывает «пакет спокойствия», который полностью контролирует организм по желанию клиента и делает это мгновенно, в отличие от обычных многолетних «бесполезных» тренировок по самоконтролю (Наам, 2016: 116). Решение любых проблем, выход из-под действия наркотического контроля в книге реализуется простым способом - введением пароля, кода, блокиратора, шифра или мантры (Наам, 2016: 31).

В трилогии отражены музыкальные предпочтения писателя, постоянно упоминается громкая психоделическая музыка, «...электронная и фольклорная, ритмическая и трансделическая. Этот жанр называется флюкс...» (Наам, 2016: 38).

Еще одна центральная идея трилогии - это «свободные» отношения, случайный секс по принципу «все со всеми», реклама ЛГБТ-ценностей. «Геи, натуралы, бисексуалы; одиночки, пары, тройки и более сложные сети» - такое разнообразие приводит героев произведения в полный восторг (Наам, 2016: 39, 136). Мир трансгуманистов - мир людей «без комплексов». В нем нет места верности, целомудрию, естественности и умеренности.

В качестве методологического обоснования создания постлюдей или, если рассматривать этот вопрос шире, согласия на радикальные трансформации человека с помощью технологий, имеющих необратимые последствия, Р. Наам использует ссылку на А. Эйнштейна: «"Наши нынешние проблемы нельзя решить на том уровне мышления, который их породил". Это сказал Эйнштейн. Мы можем выйти на новый уровень мышления» (Наам, 2016: 60). Но вряд ли А. Эйнштейн имел в виду именно такую траекторию развития науки. Его слова предполагают развитие у людей мышления, а не изменение самого источника мышления - человека. Отказ некоторых людей от радикальных технологий в трилогии оценивается исключительно как невежество или проявление страха перед злоупотреблениями, что имеет основание в виде широко известных негативных случаев в истории развития науки. В произведении постоянно идет ссылка на неудачные эксперименты с клонированными детьми, некоторыми наркотиками, вирусами, атаками в Сети и технологией принуждения человека, превращающего его в зомби, секс-раба и т. п. Именно из-за предшествующих негативных событий общество в трилогии резко осудило радикальные технологии, поэтому был принят Акт Чэндлера и создано УПВР. А все страны, согласившиеся с таким подходом, подписали так называемые Копенгагенские соглашения по глобальным технологическим угрозам. Сам Р. Наам через своего героя оценивает подобную политику как деградацию общества и тормоз на пути прогресса, как проявление человеческого невежества и страха перед новым. Однако необходимо отметить, что у трансгуманистов существует достаточно конкретное и узкое понимание слова «невежество».

Писатель выступает за предоставление прав и свобод транс- и постлюдям, киборгам и боргам, а также другим сущностям (Наам, 2016: 282, 388). Он считает, что Земля неизбежно приближается к неминуемой войне между людьми и постлюдьми, и последние выиграют. Р. Наам постоянно возвращается к этому тезису-утверждению, полагая, что постлюди будут формировать элиту и единое правительство нашей планеты, а кто не с ними, тот погибнет или станет рабом (Наам, 2016: 265). Поэтому уже сейчас сторонники радикальных технологий должны сделать выбор в пользу постчеловека, тем самым обеспечив себе место в будущем. Те, кто против изменения человеческой природы,

1 См.: Хаксли О. О дивный новый мир. М., 2020. 350 с.

- 49 -

РН!ЬОЭОРНУ

в трилогии характеризуются как трусливые и завистливые: «Люди. боятся нашего величия - как сказал Ницше, они будут бояться сверхчеловека. В своем страхе они будут стремиться нас уничтожить» (Наам, 2016: 171). Эти слова для большей убедительности и придания им вида так называемого самосбывающегося пророчества Р. Наам заключил в специальный документ - манифест. В своих произведениях трансгуманисты приводят большое количество манифестов, меморандумов, определений и т. п. Р. Наам также активно использует художественную литературу, научную фантастику как идеологическое средство пропаганды. Его герои проговариваются, что информацию они дают дозированно, в том числе членам правительств, для дальнейшего усиления своего превосходства и контроля (Наам, 2016: 192-194). Наам считает, что технологии смогут ускорить естественный ход эволюции и тем самым сократить жертвы. По мнению писателя, более свободное отношение к радикальным технологиям наблюдается в Китае, и поэтому «.первые постлюди - это китайцы» (Наам, 2016: 195-196). Выбор, который, как считает Р. Наам, стоит перед человеком, отражен в диалоге Шу и Кейдена Лейна. Шу требует, чтобы Лейн принял это важное решение: «Вы должны решить, на чьей стороне вы находитесь - на стороне прогресса... или на стороне застоя». В ответ Кейден, сделав свой выбор, заявляет: «.Я на стороне мира. и свободы» (Наам, 2016: 200). Словами героя Наам рассуждает об опасности выбрать зло в ходе реализации технологий. В качестве примера приводится Сукчай - нелегальный рынок продажи различных усовершенствований, имеющих опасные последствия. Писатель использует слова Ф. Ницше: «Тот, кто слишком долго борется с драконом, сам становится драконом. И если ты будешь слишком долго вглядываться в бездну, бездна тоже начнет вглядываться в тебя» (Наам, 2016: 210, 214).

На основании проведенного анализа художественного творчества Р. Наама можно сделать вывод, что он является типичным представителем американской ИТ-сферы, в которой часть программистов, возможно, из-за профессиональной деформации всё разнообразие мира, сложность человеческого сознания редуцирует до теории матрицы, концепции моделируемой Вселенной и концепта «управляемой эволюции». Такая модель продвигается через признание необходимости конвергенции НБИК-технологий, цифровизации всех отраслей жизнедеятельности и сведения человека к киборгу - трансчеловеку и далее - постчеловеку.

У трансгуманистов художественная литература выполняет ряд идеологических задач. Она не только знакомит читателей с некоторыми достижениями, идеями и мнениями авторов (традиционная функция), но и дает возможность публикации программных документов, проведения дискуссий, использования провокационных методов убеждения и т. д. (см. в трилогии «Нексус» вставки «Информация для размышления», определения и т. п.).

Описанные Р. Наамом высшие формы блаженства как результат действия нанонаркотика нексус-5 по характеристикам не превосходят уровень животного чувственного удовольствия. Даже в кульминации планетарного медитативного опыта со студентами персонажи лишь фиксируют желание быть дружественными в формате чувственности сексуального порядка, т. е. животного уровня. Шу, являясь высшим проявлением цифрового интеллекта или искусственного разума, свои действия соотносит с ненавистью к людям и правительствам и желанием отомстить им, что демонстрирует пример руководства чувствами низшего порядка. Представленные Р. Наамом транслюди, наделенные усовершенствованиями-модификациями, в реальности резко контрастировали бы своими способностями и внешним видом с обычными людьми, а отсюда неизбежно множились бы проблемы в коммуникации и иных видах взаимодействий. Так, героиня трилогии Сэм отличается процессами регенерации, идеальным состоянием кожных покровов тела, особыми линзами в глазах, скоростью реакций и т. п. Следует обратить внимание еще на один аспект: в это же время в самих США усовершенствования (включая нексус) находятся под запретом, т. е. большинство людей их не используют, а значит, разница между усовершенствованными агентами и обычными людьми должна быть еще более очевидной. Аналогично возникают сомнения относительно рассуждений автора о свободе под видом якобы войны против ограничения технологий в рамках элит. Очевидно, что именно элитам выгодно внедрение новых технологий в массы, и только таким образом элиты (имея код доступа, пароли, более продвинутые технологии) способны контролировать технически обусловленных людей. Сам формат противодействия (война людей и транслюдей) в трилогии носит имитационный характер.

Итак, необходимо подчеркнуть продолжающуюся тенденцию трансгуманистов продвигать любыми способами, в том числе через художественную литературу, исключительно позитивный взгляд на научно-технический прогресс. Реализация радикальных технологий применительно к самому человеку рассматривается ими как неизбежное эволюционное развитие, однако строго корректируемое идеологий трансгуманизма, где нет места «человеческим» и традиционным научным методам постижения объективной реальности (требование проведения многоразовых повторных экспериментов и получения результатов, гарантирующих сохранение человека как вида, без необратимых последствий). Р. Наам, как и другие писатели-трансгуманисты, в некотором роде «выносит приговор» человечеству, который, по мнению технооптимистов и неофилов, нельзя отменить.

Список источников:

Бостром Н. А не живем ли мы в «Матрице»? Доказательство методом моделирования // Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» / под ред. Г. Йеффета ; пер. с англ. Т. Давыдовой. М., 2003. С. 277-287. Наам Р. Нексус : фантастический роман / пер. с англ. С. Скворцова. М., 2016. 448 с. Naam R. More than human: Embracing the promise of biological enhancement. Seattle, 2010. 230 p. Naam R. The infinite resource: The power of ideas on a finite planet. Seattle, 2015. 480 p.

References:

Bostrom, N. Are you living in a computer simulation? (2003) In: Yeffith, G. (ed.) Taking the Red Pill: Science, Philosophy and Religion in the Matrix. Translated from English by Davydova, T. (2003). Moscow, 277-287. (In Russian) Naam, R. (2010) More than human: Embracing the promise of biological enhancement. Seattle. 230 p. Naam, R. (2015) The infinite resource: The power of ideas on a finite planet. Seattle. 480 p. Naam, R. (2016) Neksus. Translated from English by Skvortsov, S. (2016) Moscow. 448 p. (In Russian)

Информация об авторе Ю.В. Хвастунова - кандидат философских наук, доцент кафедры права, философии и социологии Горно-Алтайского государственного университета, Горно-Алтайск, Республика Алтай, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466121

Information about the author Yu.V. Khvastunova - PhD, Associate Professor, Law, Philosophy and Sociology Department, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Altai Republic, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466121

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 14.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.