Научная статья на тему '«ПОЛИТИКА» АМОРТАЛЬНОСТИ В ДОВОДАХ Х. Л. КОРДЕЙРО'

«ПОЛИТИКА» АМОРТАЛЬНОСТИ В ДОВОДАХ Х. Л. КОРДЕЙРО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГУМАНИЗМ / АМОРТАЛЬНОСТЬ / РЕЮВЕНИРОВАНИЕ / Х. Л. КОРДЕЙРО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хвастунова Юлия Викторовна

В статье рассматривается концепт амортальности в контексте аргументов современной науки в сфере технологий достижения бессмертия, представленной трансгуманистами, в частности идеями Х. Л. Кордейро. Последний написал книгу в соавторстве с Д. Вудом, где обобщил имеющиеся данные о достижении бессмертия под углом трансгуманизма. Научная новизна работы заключается в анализе трансгуманистической методологии, аргументации и прогнозирования на предмет достижения бессмертия. Акцентируя внимания на главной задаче - достижении бессмертия, трансгуманисты создают терминологическую и политики-правовую базу, попутно собирая статистические данные, выстраивая политическую стратегию на многие десятилетия вперед и предлагая конкретные методологические рекомендации своим последователям в деле успешного продвижения данного бренда «амортальности» («несмертные») и реювенирования (проекты омоложения, продления долгожительства с помощью радикальных, а не терапевтических технологий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “POLITICS” OF AMORTALITY IN THE ARGUMENTS OF J. L. CORDEIRO

The article examines the concept of amortality in the context of the arguments of modern science in the field of technologies for achieving immortality, presented by transhumanists, in particular the ideas of José Luis Cordeiro. The latter wrote a book in collaboration with D. Wood, where he summarized the available data on achieving immortality from the angle of transhumanism. The scientific novelty of the work lies in the analysis of transhumanistic methodology, argumentation and forecasting for achieving immortality. Focusing on the main task - achieving immortality, transhumanists create a terminological and political-legal base, simultaneously collecting statistical data, building a political strategy for many decades to come and offering specific methodological recommendations to their followers in the successful promotion of this brand of “ amortality” (“non-mortal”) and rejuvenation (rejuvenation projects, prolongation of longevity with using radical, not therapeutic technologies).

Текст научной работы на тему ««ПОЛИТИКА» АМОРТАЛЬНОСТИ В ДОВОДАХ Х. Л. КОРДЕЙРО»

Социология №2 2022

«Политика» амортальности в доводах Х.Л. Кордейро

Хвастунова Юлия Викторовна,

к. филос.н., доцент, кафедра права, философии и социологии, Горно-Алтайский государственный университет

E-mail: hvastunovoy@mail.ru

В статье рассматривается концепт амортальности в контексте аргументов современной науки в сфере технологий достижения бессмертия, представленной трансгуманистами, в частности идеями Х.Л. Кордейро. Последний написал книгу в соавторстве с Д. Вудом, где обобщил имеющиеся данные о достижении бессмертия под углом трансгуманизма. Научная новизна работы заключается в анализе трансгуманистической методологии, аргументации и прогнозирования на предмет достижения бессмертия. Акцентируя внимания на главной задаче - достижении бессмертия, трансгуманисты создают терминологическую и политики-правовую базу, попутно собирая статистические данные, выстраивая политическую стратегию на многие десятилетия вперед и предлагая конкретные методологические рекомендации своим последователям в деле успешного продвижения данного бренда «амортальности» («несмертные») и реювенирования (проекты омоложения, продления долгожительства с помощью радикальных, а не терапевтических технологий).

Ключевые слова: трансгуманизм, реювенирование, Х.Л. Кордейро.

амортальность,

Одна из наиболее политизированных фигур среди трансгуманистических идеологов, вхожая в транснациональную элиту и продвигающая трансгуманизм в ряде латиноамериканских стран - Хосе Луис Кордейро. В русском сегменте можно познакомится с его мнением на канале ютуб [2]. Но более подробно и систематично Х. Кордейро как заместитель председателя Совета директоров Humanity Plus (Humanity+(H+)) и как один из первых преподавателей и консультантов Университета Сингулярности (SU), с 2009 г. выразил в ряде научных работ и статей. Как и все ведущие аналитики трансгуманизма он входит в состав совета Фонда Спасательной шлюпки, а как политик он поддерживает Институт Экстропии (EXI). На пространствах интернета Кордейро ранее указан как член Ассоциации единой глобальной валюты (SGCA) и Римского клуба [5]. На русском языке недавно вышла его книга, написанная совместно с Д. Вудом «Смерть должна умереть: Наука в борьбе за наше бессмертие» [1]. Соавтор Д. Вуд занимается привлечением политической элиты в проект. В книге демонстрируется не только понимание трансгуманизмом вопросов достижения бессмертия, но и представлена стратегия и методы убеждения, привлечения влиятельных людей. А также изменение массового сознания в пользу трансгуманизма.

Трансгуманисты, как и многие западные влиятельные трендовые круги достаточно серьезно относятся к истории древности, символике и различным знакам и отличаются популяризацией аналогов альтернативной истории. Х.Л. Кордейро начинает свое повествование темы бессмертия с магической истории египетской цивилизации, с обращения к египетским магическим заклинаниям. «Хотя сегодня обеспечивающие бессмертие египетские обычаи и практики считаются мифологическими, их практиковали почти три тысячи лет, то есть они на многие века стар-

392

ше христианства или ислама» [1 с. 2123]. Кордейро выделяет тему создания эликсира бессмертия и философского камня как доказательство теоретического и практического поиска решения главных человеческих проблем: старения, смерти, болезней. Главная же цель человечества - это обретение вечной жизни каким-нибудь чудесным способом и собственными усилиями. Польза от таких экспериментов по мнению ученого уже в том, что параллельно шло развитие фармакологии [см. 1, с. 25]. Кстати, в религиозной истории встречаются примеры, более впечатляющие нежели мифический эликсир молодости или философский камень. Так известная евангельская история о купели «Вифезда» (Овчая купель) в Иерусалиме описана не только в связи с деятельностью Иисуса Христа, о ней было известно, что любой человек, который первым погружался в источник после возмущения воды сразу исцелялся какой бы болезнью не страдал. Здесь уже фиксируется несколько любопытных деталей: о купели знали и ее окружало множество больных, факт исцеления могли зафиксировать многие свидетели, источник не оскудевал и отличался универсальностью - любая болезнь излечивалась. Кордейро завершает свое погружение в «пред трансгуманистическую» историю обращением к современному трансгуманисту Ю. Харари [3, 4]. «Тема бессмертия ...описывает историю человечества с начала эволюции Homo sapiens. Фундаментальный элемент этих великих событий - религии и смерть» [1, с. 27]. Далее Кордейро упоминает достижения современных ученых генетиков, например Марии Бласко, вырастившая «тройных трансгенных мышей, которые живут примерно на 40% дольше обычных. Хуан Карлос Исписуа... сумел омолодить грызунов на 40%» [1, с. 30]. И под конец упоминает большие проекты Google и Microsoft, первый запустил в 2013 г. деятельность Calico (California Life Company), а вторая компания объявила, что в течение 10 лет исцелит рак, т.е. предоставит резуль-

тат в 2026 году [см. 1, с. 30]. Рекламу трансгуманизма Х.Л. Кордейро завершает цитатой из Послания ап. Павла к Коринфянам, 15:26 «Последний же враг истребится - смерть». Здесь типичное передергивание христианского первоисточника, причем сам Х.Л. Кордейро не является христианином. Победа над смертью у апостолов четко указана как завершающее мероприятие, т.е. то, что будет сделано только после реализации всей программы спасения человечества. В Апокалипсисе вполне определённо сказано, что смерть уйдет во времена Антихриста исключительно по воле Бога, транслюди (люди с имплантами) не смогут умереть, но остальные проблемы (болезни, язвы, боль, чувство голода) у них будут и т. об. бессмертие станет проклятием «сверхлюдей». Х.Л. Кордейро ищет аргументы для внедрения радикальных технологий, а в этическом плане согласие на эксперименты над людьми, поясняя: «.это не только этично, но и является нашим моральным долгом» [1, с. 39]. И снова возвращаясь к любимой теме, заявляется: «.главная причина смерти на планете - не малярия, не туберкулез, а старение» [1, с. 40]. Однако здесь сложно категорично согласиться даже если сузить мир до ЕС или США. Все больше и больше людей умирают в активном молодом возрасте: автоаварии, болезни, военные конфликты, пандемии, природные и техногенные катаклизмы и т.п. Трансгуманистический проект реювенирования (омоложения) по Х.Л. Кордейро аргументируется практическими соображениями, выгодой, но прежде надо убедить мир, что старение - источник всех страданий [см. 1, с. 40]. Тут помогает главный аргумент - статистика, якобы в развитых странах «.почти 90% людей умирают от старости и связанных с ней серьезных болезней» [1, с. 41]. По ходу всей книги чаще всего идут ссылки на работы Обри ди Грея, который заявляет: «Старение - это варварство, оно просто недопустимо. Мне не нужны этические аргументы, да и вообще никакие не нужны. Это интуиция. Позволять лю-

393

дям умирать - дурно. .. .Право на жизнь даровано каждому, и это право, которое защищает от лишения жизни другими» [1, с. 42]. Однако здесь фиксируется лицемерие, прикрытое якобы заботой о правах человека. Известно, что в ЕС уже введены законы о принудительной эвтаназии, включая разрешение на детскую эвтаназию, т.е. жизнь человека обесценивается трансгуманистами под предлогом глобальных преобразований и корыстных интересов отдельной группы. Сама фраза «позволить умирать», сомнительна. Кордейро вспоминает сказку о Драконе, написанную Н. Бостромом, у которого Дракон - это смерть, пожирающая людей с начала их существования, а все, кто «смирился», т.е. не борются с Драконом, помогают ему [1. см.с. 42]. Х.Л. Кордейро как большинство трансгуманистов, которые вроде бы очень глубоко погружаются в вопросы старения и смерти, почему-то поверхностно упоминают о видах смерти, не разводят физическую смерть и духовную. Трансгуманисты популяризируют свою идеологию на всех уровнях, включая детей, так писатель Г. Столяров в 2013 г. издал книжку «Смерть - это неправильно», где главный тезис - «старение -это плохо и что смерть - наиболее ужасная потеря» [1, с. 42]. Ученый надеется, что сегодняшние дети достигнут амор-тальности. Психологически Коредй-ро описывает технологии бессмертия как уже почти состоявшиеся, живущих людей как тех, кто в ситуации предре-волюции и если не сделать шаг, окажешься в дураках, умерев тогда, когда остальные омолодятся. На самом деле мы еще очень далеки от технологий бессмертия.

В отношении цитирования стихов из Евангелия в неканонической трактовке, следует сказать отдельно. Совершенно нечистоплотно и не объективно с научной точки зрения брать цитату из конкретного источника и трактовать его в своем «удобном» ключе, т.е. грубо фантазировать, искажать смысл, который вложил туда автор произведения (тем более являясь специали-

стом в другой сфере и применяя источник в нетипичном для него формате). Но для трансгуманистов это в порядке вещей, постоянно использовать чужие первоисточники, чужие заслуги, научные открытия и приписывать их себе, трактовать в свою пользу (паразитизм). Для объективной науки подобные методы сродни шарлатанству и шулерству. Применение подобных методов в начале трансгуманистического пути не сулит ничего более оптимистичного и честного и в дальнейшем. Убедив элиту, изменив научный этический кодекс, трансгуманисты готовы положить на алтарь радикальных экспериментов беззащитные категории граждан, в том числе детей.

Кордейро постоянно сращивает два различных понятия или процесса - старение и смерть. Возможно даже, что технологии путем искусственного поддержания жизни, смогут гарантировать такое вечное существование (как они уже заявляют о криопациентах, якобы они в «глубокой коме»), но процессы старения, болезней скорее всего останутся. Кордейро приводит примеры с различными бактериями, моллюсками, животными, которые обнаруживают отсутствие старения и делает предположение о том, что, заимствовав их опыт, генный материал, человечество быстро справится со старением. Однако сам Кордейро не видит или смягчает «подсказки» природы, так все такие виды, например дрожжи S. РотЬе, медузы, гидры, голые землекопы не изнашивают свой организм или долго сохраняются, но они все благополучно умирают, пусть и якобы оставаясь молодыми [1, с. 53].

Еще один принципиальные момент, Кордейро как многие трансгуманисты всячески «растушевывает» границу между живым и искусственным. Естественно, в пользу необязательности этапов и особенностей, присущих живому для транслюдей. Однако такие теоретические фокусы на практике могут обернутся экзистенциальным кошмаром, например сознание будет просто вынуждено томится в разлагающимся

394

или искусственном контейнере. Далее говорится об усилиях по открытию технологий регенерации, сосредоточившись на видах, демонстрирующих «пре-небрежимое старение». Это относится к видам «.у которых нет свидетельств физиологических нарушений в пожилом возрасте, увеличения темпа смертности после созревания и признанного характерного ограничения продолжительности жизни» [см. 1, с. 57]. Прене-брежимое старение не означает полного бессмертия и далее идет восхищенный рассказ получения клеточной линии HeLa., посредством изъятия раковых клеток (без разрешения у умирающей от рака шейки матки афроамери-канки Генриетты Лакс в 1951 г.). «Эти клетки помогли совершить такие медицинские открытия, как вакцина против полиомиелита и лекарство от СПИДа. HeLa обладают невиданными свойствами: оставались живыми и росли в клеточной культуре. Они стали первыми биологически «бессмертными» (не погибающими после нескольких делений) человеческими клетками, пригодными для выращивания в лаборатории, а потому могли быть использованы во множестве экспериментов.они стали первыми клонированными человеческими клетками» [1, С. 58, 63-64]. «... линии HeLa удалось избежать предела Хейфлика (ограниченное количество делений соматических клеток (не больше 100 на каждую клетку), на которые способны большинство нормальных клеток в культуре). В отличие от всех прочих болезней, великая трагедия рака заключается в том, что его клетки непрерывно размножаются и не стареют» [1, с. 65, 77]. Здесь можно увидеть нечто большее - великая трагедия в том, к чему трансгуманисты стремятся, делая все для реализации такого проекта - «великой трагедии» в масштабах всего человечества. А ведь рак может быть предупреждением.

Теории старения. «Это теории молекулярные (ограничения кодона, катастрофы ошибок, соматических мутаций, дедифференцировки и генной регуляции), клеточные (изнашивания,

свободнорадикальная, старения клеток в результате утраты теломер или стресса, а также теория апоптоза), организ-менные (скорости жизни, нейроэндо-кринная и иммунологическая) и эволюционные (одноразовой сомы, антагонистической плейотропии и накопления мутаций) ...Жао Педро де Магалхас делит концепции на теории о повреждениях либо о запрограммированном старении, что тоже представляет собой стандартный способ классификации. Одни биологи проводят границу между генетическими и негенетическими теориями, другие говорят об эволюционных и физиологических концепциях.» [1, с. 80].

Самая большая реклама сделана трансгуманисту Обри ди Грею [6], который использует радикальные технологии и не останавливается. Грей предложил подход «SENS, или стратегию достижения пренебрежимого старения инженерными методами (англ. - Strategies for Engineered Negligible Senescence). Грей.пришел к выводу, что существует семь основных типов повреждений (отсюда семь причин), связанных с процессом старения.: 1. Внутриклеточные отходы. 2. Межклеточные отходы. 3. Мутации в ядре. 4. Мутации в митохондриях. 5. Потеря стволовых клеток.

6. Рост количества стареющих клеток.

7. Рост межклеточных белковых сши-вок.Новый метод SENS способствует «местному восстановлению живых клеток и внеклеточного материала.Со-гласно SENS, на каждое из семи основных видов повреждений можно воздействовать с помощью одной из конкретных стратегий лечения, известных как RepleniSENS, OncoSENS, MitoSENS, ApoptoSENS, GlycoSENS, AmyloSENS и LysoSENS. .противовозрастные и омолаживающие терапевтические методики [1, с. 83-84, 87]. Еще вариант -это девять признаков (причин старения); «нестабильность генома, укорочение теломер, эпигенетические альтерации, нарушение протеостаза и распознавания питательных веществ, мито-хондриальную дисфункцию, клеточное старение, истощение пула стволовых

395

клеток и изменение межклеточных вза-имодействий.Старение, которое в общих чертах определяется как зависимое от времени снижение функций, затрагивает большинство живых организмов» [1, с. 90-91]. И главный вывод по Кордейро «Старение происходит постепенно.Старение сегодня не считается чем-то биологически «неизбежным» или даже «необратимым». .это «пластичный» и «гибкий» процесс и им можно манипулировать» [1, с. 96].

Стратегия трансгуманизма «Всемирная экосистема долголетия». Главная победа трансгуманистов на политико-чиновничьем уровне, это то, что старение «.ВОЗ включила в список перечня болезней. Международной классификацией болезней (МКБ)» [1, с. 98]. Итак, здесь указана тактика трансгуманистов в продвижении нужной стратегии или положений трансгуманизма на уровне «международных» прозападных организаций. Добившись помещения старения в список болезней, далее можно получить финансирование и реализовать пакет различных методов лечения, экспериментального воздействия на людей как отдельных групп (сначала добровольно), так и больших сообществ или целых стран по трансгуманистической схеме. Такая деятельность - чистая манипуляция с документами и сговор с чиновниками. В бюрократическом и идеологизированном мире, где продавливаются инициативы богатых и влиятельных, трансгуманисты уже добились включения старения в классификатор болезней, а значит объявили ее патологией, в очередной раз сместив понятие нормы. На Западе уже давно, ряд болезней стали нормой, а норма объявлена расстройством. Такой путь прошли ЛГБТ вариации, и такой путь уже реализуют защитники педофилии и зоофилии. Кордейро заключает: «Отличия между нормой и патологией зависят от исторического контекста. Преимущество его рассмотрения в этом ключе (болезнь, заболевание) состоит еще и в том, что, отвергнув мнимую неизбежность ярлыка естественности, легче признать це-

лесообразными медицинские вмешательства, направленные либо на его отмену, либо на устранение связанных с ним нежелательных состояний. Прекрасные возможности ждет и индустрию омоложения и борьбы со старением, которая в ближайшем времени может стать крупнейшей отраслью мировой экономики» [1, с. 100, 103].

Об инновациях. Большие надежды трансгуманисты возлагают на методику CRISPR, на генную инженерию в целом. Последняя понимается как «игра в Бога» или достижение сверхспособностей. Кордейро восхищается К. Вентером «Вентер - провидец на заре новой эры генной инженерии и возможностей, которые появляются в ходе оцифровки самой жизни [1, с. 120]. Еще одно направление, это нанотехно-логии, причем последние больше всего реализуются в медицинской сфере [см. 1, с. 149]. «Всемирная экосистема долголетия уже появилась; на данный момент она успела объединить науку, финансы, бизнес, правительства и другие субъекты внутренних и международных отношений. .Сейчас самое время помочь этой все еще хрупкой и только зарождающейся экосистеме таким же образом вырасти в крупнейшую в мире индустрию.» [1, с. 129]. Итак, планы трансгуманистов совпадают с планами транснациональной элиты - слияние институтов и из темы старения сделать высокодоходную индустрию. В качестве же некоего эволюционного ориентира Кордейро указывает на теорию экспоненциального прогресса Р. Курц-вейла как на нечто доказанное и общепринятое [см. 1, с. 131]. Интересно, что Кордейро отказывается от концепции Мальтуса и мальтузианства, заявляя, что современный прогресс обязан капитализму и НТП. «.благодаря текущему прогрессу за ближайшие два десятилетия случится больше преобразований, чем за последние два тысячелетия [1, с. 134]. Здесь опять же типичное искажение фактов и научной истории. Многие ученые говорят об обратном, о деградации, замедлении прогресса, о мыльном пузыре рыночной экономи-

396

ки и скатывании человечества в нищету и войны. Кордейро же продолжает в своем духе «.Всемирный банк поставил цель покончить с крайней бедностью к 2030 г.в будущем нас ожидают повышение доходов и падение цен» [1, с. 135-136]. Что называется «без комментариев».

Мафусалярность или теория «второй космической скорости долголетия» (или «скорости убегания долголетия»). Выдвинута Д. Гобелем, который затем вместе с Обри ди Греем основал Фонд Мафусаила. Теория гласит, что вследствие прогресса и технологий «... средняя ожидаемая продолжительность жизни будет ежегодно расти больше чем на год .с каждым годом мы станем жить больше на год и подобным образом сможем продолжать сколько угодно долго.(как и пишут Курцвейл и Гроссман - «от долголетия к вечной жизни»)» [1, с. 152]. По аналогии с теорией сингулярности, Ди Грей использует термин «мафусалярность» (Methuselarity, первым обозначил П. Хайнек): ««Мафусалярность» - это момент в будущем, когда все биологические причины, вызывающие умирание человека, будут устранены, и смерть станет наступать только от несчастного случая или убийства. . мы достигнем жизни неограниченной, -без старения. Тогда мы и наберем вторую космическую скорость долголетия» [1, с. 154]. Представители трансгуманизма из элиты, Диамандис и Котлер, описали свое видение будущего мира через стадиальные этапы технического прогресса, т.н., «шести «Д»: «диги-тализация, дезинформация, дезорганизация, демонетизация, дематериализация и демократизация». Сначала все подвергается оцифровке - диги-тализация по экспоненциальному темпу, затем дезинформация и т.п. вплоть до демократизации [см. 1, с. 154]. Последняя описывается как доступность и дешевизна высоких технологий для людей. На практике это может означать охват всех некими технологиями контроля во главе с ИИ, вследствие чего аутсайдеры будут подвергаться гонениям и ликвидации. Не случайно Кордей-

ро приводит примеры с достижениями ИИ, победа в шахматах, использование в медицине «.быстрое распространение новых персональных сенсоров, многие из которых - медицинские.К 2025 г. системы ИИ могут быть задействованы везде.» [1, с. 164]. Однако такие специалисты по ИИ как Б. Гер-цель уверяет, что в серьезных случаях лучше полагаться на человека, интуицию, а ИИ может сильно ошибаться. Однако Кордейро склонен доверять ИИ, а оценка людей у него чрезмерно низкая: «.по своей природе люди, к сожалению, довольно глупы» [1, с. 168].

Этическая подоплека реюве-нирования. Кордейро начинает с отсылки к Эпикуру и подчеркивает, что утрата человеком религиозных основ, веры в Бога и нематериальное существование «.побуждают человечество стремиться не только к бессмертию, но и к земному счастью» [1, с. 169]. Как и большинство трансгуманистов он апеллирует к этической системе И. Бентама, подчеркивая задачи ученых, как более эгоистичные нежели направленные на интересы страны, государства или Бога [см. 1, с. 170]. В качестве критического примера среди чиновников и ученых биоэтиков, Кордейро упоминает И. Эмануэля, который желает прожить до 75 лет и затем возможно закончить жизнь эвтаназией, нежели познать старость и дряхлость [см. 1, с. 174]. И вот после такого личного примера, он заключает о том, что главная причина торможения борьбы -страх, в том числе у тех, кто боится стареть, а само по себе долголетие без гарантий избежать деменции и иных старческих болезней лишь увеличивает риск длительного прозябания. Поэтому Кордейро ставит своей задачей доказать необходимость применение как можно быстрее радикальных технологий, в том числе стволовых клеток и генной терапии, что должно замедлить поздние старческие болезни. Например, найти гены ««переключатели», влияющие на скорость старения» [1, с. 192]. Для успешности таких открытий надо всего лишь «перенаправить сред-

397

ства в благотворительные организации по борьбе со старением. .Если эта книга поспособствует резкой перемене курса общественного мнения, финансирование такого типа может возрасти» [1, с. 211]. Итак, планы и амбиции автора направлены на желание скорейшей смены общественного мнения и мнения влиятельных людей по вопросу продления жизни. Если программы реюве-нирования и аммортальности получат многомиллиардные западные инвестиции, то дело быстро приведет к успеху.

Радикальная медицина. «Чтобы избежать старости, требуется не столько лечебная, сколько по-настоящему профилактическая медицина» [1, С. 214]. Здесь он уповает на нанотехнологию, когда молекулярные машины смогут чинить, строить любой вид материи при низких затратах. Это возможно потому, что тело состоит из распространенных элементов земной коры [см. 1, с. 216]. Однако Корейдо забывает, что даже простые элементы представлены в человеке в уникальной сборке, которая по большей части современной науке не ясна, а если говорить о сознании, природе души, то здесь еще больше пробелов. Он приводит в пример, два проекта И. Маска, в частности «.в области интерфейса мозг - компьютер, который надеется совершить при помощи Neuralink, и популяризацией дружественного ИИ путем новой инициативы ОрепА1 (новая открытая платформа ИИ)» [1, с. 218]. Интересно что реализуется сразу две технологии, одна - создание чипов, имплантируемых в мозг, а другая - сильный ИИ, обе запустятся параллельно. В книге много пишется о прогрессе и качественных улучшениях технологий, но не говориться о главном - самые продвинутые и изощренные технологии приходят в руки все тому же глубоко уязвленному пороком человеку, группам и в итоге - это всегда страшнее по последствиям, ведь рулят миром не святые. А теперь трансгуманисты активно трансформируют этику и понятно почему, просто радикальные античеловеческие проекты большинство людей сознательно в современной

культурной парадигме не примет, люди сопротивляются такому насилию. Однако Кордейро не унимается: «Очень важно начинать испытания на людях. «Проекта 21» Исследовательского фонда SEN» [1, с. 220].

Критика, возражения против рею-венирования. 1.Реювенирование само по себе не борется с неизлечимыми болезнями. 2. Физический закон энтропии перечеркивает возможность омоложения. 3. На сегодняшний день наука может предоставить лишь теоретический громоздкий и дорогой план долгого ре-ювенирования. 4. У человека есть объективные границы срока жизни. 5. Множество нестареющих существ создадут предпосылки демографического перенаселения. 6. Долгожители будут жить старым и тормозить инновации. 7. У нестареющего бессмертного существа не будет мотивации для многих дел. 8.Выгоды от реювенирования получит только элита [см. 1, с. 224].

Трансгуманистическая стратегия глубинной мотивации для запуска программ бессмертия. Современный человек рассматривается исключительно в рамках теорий о подсознании и его доминировании, теории Хайдта метафоры сознания как слона и всадника «.ум как бы делится на слона и всадника, и задача погонщика - служить своему животному. Всадник - это логика нашего сознания, поток слов и образов, которым охвачена сцена нашего разума. Слон представляет собой остальные 99% мыслительного процесса - тех, что происходят неосознанно, но на самом деле управляют большей частью нашего поведения» [1, с. 228]. Что подсознание это 99% - наивное банальное недоказанное утверждение. На самом деле такая методика просто эксплуатирует инстинктивное начало в человеке, разрешает ему властвовать над человеком, уверяя что оно «в большинстве», реально же оно в меньшинстве, но как известно, на Западе давно рулят всем меньшинства. А разум, здравый смысл, совесть, традиционные ценности, честь и долг ушли в глубокий аут. Отсюда откровенный совет Кор-

398

дейро: «Не нужно спорить с всадником. Необходимо найти способы привлечь к общению слона» [i, с. 229]. На самом деле тут манипуляция еще большая, повлиять на подсознание т.е. на животное грубое начало, которое, итак, слабо обуздывается, приняв за аргумент что оно главное и его мотивы важнее. Акцент на животном зверином начале и его стимулировании, вместо контроля и обуздания уже привела современный мир к серьезным проблемам. Кор-дейро, по сути, продвигает грязные метод и далее уже доходит в своих выводах к обязательной войне с культурными установками, ценностями, которые подстраховывают человека, удерживают от самоубийства, от слома и в том числе через экзистенциальный страх смерти. Но это не тот страх, который описывает Кордейро. Далее он ссылается на теорию Э. Беккера «Отрицание смерти», которая породила Теорию управления страхом смерти (англ. -Terror Management Theory, TMT), суть которой в том, что люди имеют символическое мышление, последнее способно прогнозировать и предполагать неизбежность смерти. Это в свою очередь рождает страх и одновременно придает смысл жизни. Культура придает смысл жизни и смерти, раскрывая представления о прижизненном бессмертии (в детях, памяти и т.п.) и духовном бессмертии и формирует самоуважение у человека [см. i, с. 235]. «Еще на сайте кратко излагаются три линии фактических доказательств, подтверждающих ТМТ: i. Способность самоуважения гасить тревожность. 2. Более явственная демонстрация картины смерти.. .усиливает стремление к защите своих культурных ценностей, усиливая положительную реакцию на подобных себе и отрицательную на тех, кто отличается. 3. Экспериментально подтверждена экзистенциальная функция культурных воззрений и самоуважения, а именно - доказано, что неосознанные мысли о смерти появляются у человека скорее, если угрозе была подвержена его самооценка или заветные верования.. .противодействие увеличению

долголетия исходит из того, что можно назвать верой.«системы амортизации беспокойства» - смеси культуры и философии» [1, с. 236-237]. Итак, другими словами, трансгуманистам и их планам мешает высокая самооценка, которая обусловлена у людей вовлеченностью их в культуру и философию, а также верой, формируемая религией. Все перечисленное Кордейро обозначил как искусственное и преходящее, которое в следствии прогресса должно и можно изменить и/ или отменить. Обри ди Грей связывает спокойное отношение людей к старению осознанием неотвратимости и бесполезности борьбы с ней и поэтому люди якобы чисто психологически предпочитают не замечать эту проблему. [см. 1, с. 240]. Однако далеко не все люди так считают, наоборот, если учесть, что большинство населения планеты - религиозные люди, то это означает, что они много знают о смерти и духовности. Старение они не считают абсолютно необратимым явлением, а скорее временным. Индуисты и буддисты используют понятия «перерождения», а христиане теорию о посмертном воздании и молодости всех людей в духовном мире. Не случайно, чтобы заставить перенаправить бюджеты стран на технологии достижения бессмертия, трансгуманисты так усердно борются с религиями,представлениями о духовном бессмертии и Боге.

Тактика переубеждения трансгуманистов. Предлагается три способа:

1. Давать советы с дружеской стороны, т.е. сначала надо добиться доверия или убедить того, кому доверяют люди.

2. Использовать эмоционально эффективные произведения художественной культуры в качестве примеров. 3. Преподносить идеи реювенирования в контексте, где аудитория чувствует себя безопасно (большинство людей - это «прагматическое стадо»). Попутно необходимо менять существующую парадигму, традиционные нормы и ценности. Использовать более непрямой хитрый путь к сердцам людей. Например, 1. не критиковать в лоб (упрекая в невежестве), 2. постоянно повторять

399

об этичности и контролируемости радикальных технологий. 3. Снижать тревожность, путем «привыкания» населения к «усовершенствованием», чтобы из неестественных они стали обыденными, не акцентировать на сверхчеловеке. 4. Обещать, что технологии бессмертия запустят и оздоровление, рост сексуальности, фертильности, социальных благ. 5. Создать новую культуру и ценности [см. 1, с. 244]. Итак, Кордей-ро описывает методы и дает инструкции как менять установки людей на трансгуманистические в чисто психологическом манипулятивном ключе, без опоры на фактический опыт или здравый смысл и главное, без возможности существования альтернативных мнений или образа жизни. Всячески затушевывая (умалчивая) о по-настоящему негативных явлениях и создавая идеальный образ бессмертных будущего! Итак, речь не идет о конструктивных решениях и доводах или реальных объективных открытиях, а главная стратегия строится вокруг манипулятивных технологий - создать некий бренд с трансгуманистической идеологий и убедить в этом весь мир! В качестве моста или станции ожидания «вот-вот» запускаемых технологий бессмертия предлагается крионика как запасной метод [см. 1, с. 270]. При чем, уже сейчас по финансовым и идеологическим критериям предлагается два предложения - «продукта»: криоконсервация всего тела и нейропрезервация, т.е. крионирова-ние только головы. Второй экономичный вариант тут же легко вписывается и в экономическую парадигму, и в идеологическую «.именно головной мозг вмещает личность и память человека, поэтому необходимости в криоконсер-вации всего тела нет» [1, с. 271]. Здесь аналогично лишь гипотезы, и такой экономичный пакет все равно предполагает дальнейшую дорогую реанимацию и искусственное тело, и еще большой вопрос относительно нахождения всего сознания исключительно в мозгу. Главный пророк - Р. Курцвейл уточняет, что уже в 2040-е г. случится первая крио-консервация, но правда первые паци-

енты криоклиник будут «разморожены» последними [см., с. 274]. Интересно касается это особых элитных персон, например М. Минского, крионированного в 2016 г.? Возражения против крио-ники. Существенная разница температурного режима между терапевтической гипотермией (в среднем понижение температуры тела до 33°-32 °С) и крионикой ( 196 °С). Разница во временном периоде, в первом случаи до суток в среднем, а крионика предполагает сохранение тел многие годы. Кордейро делает упор на то, что крионика - это не заморозка, а «витрификация». «Поскольку при витрификации лед не образуется, ткани отверждаются без структурных повреждений» [1, с. 284]. Однако многие представители элиты считают крионику видом мошенничества, такой намек можно увидеть в начале фильма С. Кубрика «Искусственный разум», 2001 г, где при упоминании о криоконсервации показана сцена -стена с фреской «голый король».

Опасения трансгуманистов. Кордейро указывает на опасения элит относительно успешности проекта из-за «человеческого фактора». «.есть шансы, что какие-нибудь присущие исключительно человеку качества способны каким-то образом помешать его усовершенствованию» [1, с. 299]. Поэтому трансгуманистам так важно под видом «усовершенствования» исключить любые сюрпризы из возможностей людей, блокируя волю, контролируя эмоции и разум техническими средствами. Еще одни завершающий штрих, это уверенность Кордейро и его соавтора Вуда в том, что частная инициатива и финансирование не приведут к должному результату, необходимо привлечение всей мощи государственного аппарата [см. 1, с. 308]. Итак, Кордейро призывает к государственному регулированию и вовлечению государственных структур в проект. Интересно, что обычным людям навязывается противоположная инициатива - свободное предпринимательство, постоянное переобучение и т.п. Сродни ситуации на российском инновационном рынке, где разрекла-

400

мированные компании по продвижению стартапов реально лишь получают огромные средства из бюджета РФ и растрачивают их без всякой полезной отдачи со своей стороны. В завершении книги Кордейро упоминает о своем восхищении от когда-то прочитанного «Письма к Матери-Природе» Макса Мора, 1999 г. и приводит его целиком. Суть письма в том, что М. Мор обвиняет природу в плохой работе, она якобы произвела бракованное изделие (глубоко неполноценное) - человека, а теперь сам человек с помощью радикальных технологий это исправит. Исправления коснутся прежде всего старения и смерти через генетические и клеточные манипуляции, синтетические органы, легализацию эвтаназии, создания новой системы ценностей в рамках честолюбивых планов транслюдей. Есть в письме и религиозный момент -просьба передать привет Отцу «(Может, передашь это и Отцу, а то его никогда не бывает рядом)» [см. 1, с. 316]. Рассуждения Х. Кордейро строятся не на созидании подлинно нового, а на расшатывании старых традиций, ценностей и устоев, уничтожении и присваивании чужих заслуг [см. 1, с. 317]. И, как всегда, завершается весь пафос сравнением дела трансгуманистов с борьбой за отмену рабства, но в последнем случаи основанием выступали христианские нравственные начала и гуманизм. Трансгуманистами же движет выгода и амбиции - стать богами. Нельзя сравнивать борьбу за отмену рабства с борьбой трансгуманистов.

Итак, в целом прослеживаются конкретные очень четкие и узкие границы понимания бессмертия и развития технологий «усовершенствования человека» в трансгуманизме Х.Л. Кордейро. Для корректировки предлагается использовать термин «амортальность» (анг. «ат^а^у»), но в русском языковом значении как - «несмертие» или «антисмертность / антилетальность», т.е. нечто, тормозящее окончательную смерть, но не гарантирующее подлинное бессмертие. Такая амортальность у трансгуманистов вполне реально мо-

жет выразиться в двух сценариях: 1. Генные манипуляции и импланты, которые продлят режим жизнедеятельности тела, но скорее всего окажутся не способными сдерживать существующие болезни и более того, способные запустить новые отклонения по не программируемому сценарию. 2. Посредством цифровых технологий создание некой общей живой сети всех сознаний с единым ИИ, полная ликвидация приватности и частной жизни, свободы воли и выбора. «Несмертие» как существование на границе живое/неживое или вариант замедленной смерти. Стратегия трансгуманистов не предполагает конструктивных решений или объективных открытий, поскольку строится преимущественно за счет манипулятивных технологий - создать некий успешный бренд с трансгуманистической идеологий и вовлечь в это весь мир. Очевидно также, что «элита» идеологов трансгуманизма надеется на особое вип-положение, которое и описывается по большей части как успехи и достижение сверхспособностей постлюдей, для чего уже сейчас теоретически и практически реализуются планы по страхованию и гарантиям в случае негативных сценариев развития пост-общества.

Литература

1. Кордейро Х. Л., Вуд Д. Смерть должна умереть: Наука в борьбе за наше бессмертие / Хосе Луис Кордейро, Дэвид Вуд; Пер. с англ. - М.: Аль-пина Паб лишер, 2021. ISBN 978-59614-7289

2. Через 30 лет мы все будем бессмертными, учёный Массачусет-ского технологического института» Интервью с Х. Кордейро, 2017 г., URL: https://www.youtube.com/ watch?v=T-3AyeTNy1A

3. Харари Н. Sapiens: Краткая история человечества. - М.: Синдбад,

2017. - 520 с.

4. Харари Н. Homo Deus: Краткая история будущего. - М.: Синдбад,

2018. - 496 с.

5. Cordeiro J. website. URL: http:// cordeiro.org/

401

6. Ди Грей О., Рэй М. Отмена старения. Прорывы в современной науке смогут обратить старение вспять уже при нашей жизни. ООО «Институт Биологии Старения», 2006. -343 с.

THE "POLITICS" OF AMORTALITY IN THE ARGUMENTS OF J.L. CORDEIRO

Khvastunova Ju.V.

Gorno-Altaisk State University

The article examines the concept of amortality in the context of the arguments of modern science in the field of technologies for achieving immortality, presented by transhumanists, in particular the ideas of Jos Luis Cordeiro. The latter wrote a book in collaboration with D. Wood, where he summarized the available data on achieving immortality from the angle of transhumanism. The scientific novelty of the work lies in the analysis of transhumanistic methodology, argumentation and forecasting for achieving immortality. Focusing on the main task - achieving immortality, transhumanists create a terminological and political-legal base, simultaneously collecting statistical data, building a political strategy for many decades to come and offering specif-

ic methodological recommendations to their followers in the successful promotion of this brand of " amortality" ("non-mortal") and rejuvenation (rejuvenation projects, prolongation of longevity with using radical, not therapeutic technologies).

Keywords: transhumanism, amortality, rejuvenation research, J. Cordeiro.

References

1. Cordeiro H. L., Wood D. Death must die: Science in the struggle for our immortality / Jose Luis Cordeiro, David Wood; Per. from English. - M.: Alpina Pub Lischer, 2021. ISBN 978-5-9614-7289

2. In 30 Years We Will All Be Immortal, MIT Scientist" Interview with J. Cordeiro, 2017, URL: https://www.youtube.com/watch?v=T-3Ay-eTNy1A

3. Harari N. Sapiens: A brief history of mankind. - M.: Sinbad, 2017. - 520 p.

4. Harari N. Homo Deus: A Brief History of the Future. - M.: Sinbad, 2018. - 496 p.

5. Cordeiro J. website. URL: http://cordeiro. org/

6. De Gray O., Ray M. Aging reversal. Breakthroughs in modern science could reverse aging within our lifetime. LLC "Institute of Biology of Aging", 2006. - 343 p.

402

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.