6. Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900-1927. [Текст] / Г. Митрофанов. - Санкт-Петербург: САТИСЪ, 2002. - 480 с.
7. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). [Текст] / В. Мосс. - Санкт-Петербург, 2001. - 416 с.
8. Николай-До. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников [Текст]. -Москва: Библиополис, 2001 - 224 с.
9. Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. [Текст] / Л.Л. Регельсон. - Москва: Крутицкое подворье, 2007. - 632 с.
10. Соколова Т.А. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. [Текст] / Т.А. Соколова. - Москва: Новатор, 1998. - 327 с.
11. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды 1700-2005 [Текст] / В. Цыпин. - Москва: 2012. - 816 с.
12. Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х-1918 гг.) [Текст] / Фирсов C. - Москва: 2002. - 623 с.
13. Шевцова В.Ф. Православие в России накануне 1917 г. [Текст] / В.Ф. Шевцова. - Санкт-Петербург, 2010. - 488с.
14. Бразоль Б. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах ИА «Белые воины» [Электронный ресурс]/ Б. Бразоль. //URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/05/19/carstvovanie_imperatora_niko-laya_ii_br_1894- 1917_v_cifrah_i_faktah/
15. Балязин, В.Н. Последний император. Неофициальная история России. 2009. [Электронный ресурс] / В.Н. Балязин. //URL: http://knigi.link/russia-history/brak-velikoy-knyajnyi-marii-pavlovnyi-printsa-10989.html
16. Россия в Первой мировой войне (1914-1918) [Электронный ресурс]// URL: http://studopedia.ru/10_257345_rossiya-v-pervoy-mirovoy-voyne--.html
17. Красная летопись. Пг. 1922. Т. 1. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.ruskmir.ru/2014/01/igor-evsin-lozh-o-krovavom-voskresenii/
Раздел II. Научные статьи магистрантов и студентов
семинарии
УДК 27-75
Иерей Дионисий Владимирович Каткин, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород [email protected]
Трансгуманистическое движение: история, цели и проекты
Аннотация. В статье рассматривается трансгуманизм как идеология нового мирового порядка. Особый акцент в статье делается на антихристианскую направленность трансгуманизма. К основным выводам можно отнести следующие: идеи преодоления старения, смерти и достижения бессмертия всегда будоражили человеческий ум, однако в начале XXI века, когда научно-технический прогресс сделал большой скачок вперед, эти идеи особенно стали популярны. Исследование работы человеческого мозга и эксперименты по созданию искусственного интеллекта являются предметом пристального внимания учёных, философов, религиоведов. Трансгуманисты связывают свои суждения о бессмертии с применением нано-, био- и информационных технологий, когнитивной науки. При этом отвергается Христианство и утверждается, что человек может достичь совершенствования без религиозных норм, может стать богом, сверхчеловеком. Трансгуманизм предлагает перестроить человека в управляемого биоробота на очередном этапе глобализации.
Ключевые слова: трансгуманизм; глобализация; нанотехнологии; иммортализм; бессмертие, сверхчеловек; киборгизация; искусственный интеллект; антихристианство.
Priest Dionysiy V. Katkin, undergraduate of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod [email protected]
Transhumanist Movement: history, goals and projects
Abstract. In the article transhumanism as an ideology of a new world order is examined. A special emphasis in the article is done on the anti-Christian trend of Transhumanism. The main conclusions areas following: ideas to overcome aging, death and achievment of immortality always troubleda human mind, but in the beginning of the XXI century, when scientific and technological progress made a big
leap forward, these ideas became especially popular. Investigations ofactivityof human brain and experiments on creation of artificial intelligence are the subject of attention of scientists, philosophers and explorers of religion. Transhumanists connect their judgments about immortality with nano-, bio - and information technologies and cognitive science. At the same time, Christianity is rejected and it is argued thata man can achieve perfection without religious norms, can become a god, a superman. Transhumanism offers to rebuild a man intoa managed biorobot at the next stage of globalization.
Keywords: transhumanism; globalization; nano-technology; immortalism; immortality, a superman; cyborgization; artificial intelligence; anti-Christianity.
В начале XXI века мы видим, как продолжается наступление технологического прогресса на естественную среду человеческого обитания. И это наступление становится все более настойчивым.
В ХХ веке зародилось такое движение, как «трансгуманизм», которое «тесно связано с новым этапом научно-технической революции, развитием новых методов в биологии и возникновением компьютерной техники» [10]. Впервые это слово встречается у биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли в его работе «Религия без откровения» в 1927 году, хотя еще раньше идеи эволюции, развития человечества через преодоление ограничений человеческого тела будоражили умы философов и ученых.
Трансгуманизм - это, можно сказать, иное наименование имморта-лизма, т.е. стремления к бессмертию (или «иммортализм - это трансгуманизм в состоянии его полной реализации» [13, с.2], это определенная философская концепция и международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения физических и умственных способностей человека с целью устранения таких элементов человеческого существования, как болезни, старение, душевные переживания и смерть [17,с.172]. Трансгуманизм ратует за удовлетворение всех потребностей человека, в том числе за «возможность перестройки человеческого разума и экосистемы Земли», что, по мнению трансгуманистов, сделает реальным «построение рая на Земле» [18] (в буквальном смысле слова). При этом человек сможет перенести свое сознание, себя как личность из своего мозгла в компьютер, что избавит человека от привязанности к телу, от зависимости от тела, обезопасит его от несчастных случаев и поможет перейти «от запуганного религиозными догмами существа к сильной сверхприродной сущности, имеющей право разделять и властвовать» [12].
Предшественником современного трансгуманизма российские приверженцы этого движения считают А.Н. Радищева и его труд «О человеке, его смертности и бессмертии». Необходимо отметить, что трансгуманистические идеи и лозунги созвучны идеям Ф. Ницше, который в конце XIX столетия провозгласил «смерть Бога», а, как известно, свято место пусто не бывает, и если
«Бог умер», то его место должен занять человекобог, сверхчеловек [1]. Современные трансгуманисты опираются на работы Карла Маркса, который считал, что автоматизация и новые технологии сделают необходимость в человеческом труде минимальной, что человек не должен нуждаться в чем-либо, что он должен иметь все, в чем нуждается, в т.ч. и время. Только в обществе, где машины выполняют большую часть труда, человечество может «открыть для себя принципиально новые способы жизни» [7]. Предшественниками трансгуманизма были и философы, мыслители русского космизма: Н.Ф. Фёдоров, В.И. Вернадский, И.И. Иванов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, А.П. Су-хово-Кобылин, В.Ф. Купревич.
В двадцатые годы ХХ века возникло литературное движение биокос-мистов-имморталистов. Представители - А.Ф. Агиенко (литературный псевдоним А. Святогор), А.Б. Ярославский.
В 20-30-х годах ХХ столетия в Советском Союзе предпринимались попытки достичь бессмертия, вечной жизни или хотя бы продлить человеческую жизнь, создать искусственные солнца и устроить межпланетное сообщение. Позже трансгуманистические идеи обрели новую жизнь во Франции в виде учения о ноосфере, сформулированного Э. Леруа и П. Тейяр де Шарде-ном под влиянием лекций, прочитанных В. Вернадским в начале ХХ века в Сорбонне [3]. Вернадский разработал учение о биосфере, о едином живом организме Земли, который постепенно «эволюционирует к ноосфере (сфере разума), когда человечество овладеет силами природы и научится управлять самой эволюцией живых существ» [1]. Для Н. Федорова смерть - вовсе не неизбежный фатум, а человек создан для жизни вечной, он должен исправить, переделать мир, победить смерть [31,с.61]. Этого человек добьется, по мнению мыслителя, с помощью науки, а вера для него является лишь ориентиром, символом. Смерть необходимо преодолеть, она есть зло. Философия общего дела - это проект по уничтожению смерти и достижению бессмертия, борьбе со старением, т.е. о том, что как раз составляет суть трансгуманизма [9]. Российские трансгуманисты считают, что именно Н. Фёдоров заложил основы мировоззрения, которое открыло «новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной» [27]. Кроме Фёдорова и другие русские космисты внесли особый вклад в развитие идей современного трансгуманизма. Так, К.Э. Циолковский говорил: «Жизнь не имеет определенного размера и может быть удлинена до тысячи лет» [29]. Космические мегапроекты современных трансгуманистов -прямые наследники «эфирных поселений» Циолковского» [9], который считал, что «невозможное сегодня станет возможным завтра» [30, с.136], что «нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен. А если это так, то невозможно сомневаться и в достижении бессмертия» [30, с.139].
В начале ХХ века появился термин «технократия», который изначально использовался «для пропаганды применения научного метода к реше-
нию социальных проблем» [28], для создания «технокультуры». Здесь необходимо отметить работу Станислава Лема «Сумма Технологии» [23]. П.И. Бахметьев, русский биофизик начала ХХ века, проводил эксперименты по охлаждению млекопитающих, он говорил о длительном сохранении человека в состоянии глубокой заморозки и его дальнейшем размораживании, т.е. предлагал идеи крионики, которой отведено видное место в современном трансгуманизме. Идеи Бахметьева пользовались популярностью в России начала ХХ века, вокруг него даже сложился кружок последователей, но в 1913 г. он скончался; Мировая война, революция, Гражданская война и прочие потрясения привели к тому, что его гипотезы и идеи были забыты. Однако в настоящее время трансгуманисты снова обратились к ним [23]. Д.И. Дубровский во второй половине ХХ века поднимал вопросы расшифровки нейродинамического кода психических явлений, высказывал мнение, что «успехи исследования головного мозга, все более глубокое понимание процессов переработки информации в мозгу и способов ее кодирования создадут качественно новые возможности самосовершенствования человека», откроют новый этап его самопознания и самопреобразования [8, с.89]. В этот же период И.А. Апокин изучал возможности самосовершенствования, «радикальной модификации ряда характеристик человека», создания искусственных органов, «полностью или даже более эффективно заменяющих естественные» [2, с.70]. Цель научно-технической революции, прогресса он видел в увеличении продолжительности жизни [2, с.72]. Одним из видных идеологов современного трансгуманизма был А. Численко, который занимался разработками идей об искусственном интеллекте и о техногенном будущем человечества. Ю. Пичугин опирался на взгляды Н. Федорова при разработке и пропаганде идей крионики, имморта-лизма и Трансгуманизма в целом [22, с.330]. На официальном сайте Российского трансгуманистического движения говорится о таких трансгуманистах и исследователях в данной сфере, как М. Анисимов, А. Болонкин, который проживает в США и работает на НАС А [9].
Следует сказать о том, что в России существует так называемое Фёдоровское движение, участники которого (С.Г. Семёнова, В.П. Васильев, Б.Г. Ре-жабек и др.) особенное внимание уделяют религиозным и этическим аспектам взглядов Н.Ф. Фёдорова. Также есть группы, которые относят себя к приверженцам Федорова, Вернадского, Циолковского, при этом они ориентируются на парапсихологию, оккультизм, восточные мистические практики и т.д. [9]. В конце ХХ столетия Я.И. Корчмарюк говорил о переселении сознания на внешние физические носители. Необходимо назвать Э.И. Минскера, автора иммор-талистической «Программы-50», и А.В. Карнаухова, автора программы «Жизнь навсегда» [9].
Таким образом, главной целью деятельности российских трансгуманистов в начальный период его существования было «развитие и распространение идей трансгуманизма и иммортализма с целью наиболее разумного и демократичного использования новейших достижений технического прогресса»
[21]. Российский трансгуманизм в начале своего формирования использовал такие понятия, как: научно-технический прогресс, сверх- и трансчеловек, постчеловечество, технологическая эволюция, ноосфера, бессмертие, телепорта-ция, освоение космического пространства и пр. В настоящее время смысл этих понятий углублен и значительно расширен. Современные российские трансгуманисты опираются на гуманистические тенденции, заложенные еще в античной философии и получившие дальнейшее развитие в философии Ренессанса, Просвещения и последующих периодов [14], а также на идеи Федорова, Циолковского, Вернадского. Н. Фёдорова российские трансгуманисты считают «предтечей и пророком ноосферного мировоззрения» [20], а многие его идеи считаются основой современных нанотехнологий.
Таким образом, как указывает протоиерей Игорь Аксенов, «трансгуманизм» является продуктом секулярного гуманизма и просвещения [1]. Мысли Н. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.Ф. Купревича о необходимости развития человека, о дальнейшей его эволюции, об улучшении его положения в мировом пространстве, во Вселенной, о борьбе со старением и смертью, об освоении космоса и прочие были положены в основу проектов Российского трансгуманистического движения [23]. Философия общего дела Н. Фёдорова и концепция ноосферы В. Вернадского являются исходным пунктом современных трансгуманистических проектов [12], прообразом общепланетарного мозга, единой компьютерной сети. Необходимо отметить, что изначально в мифологических, религиозных и философских мировоззренческих концепциях Древнего мира, в христианских учениях Средневековья возможность существования совершенного человека рассматривались в основном в соотношении с иным, неземным миром (например, в «мире Эйдосов» Платона, «Граде Божием» Августина Блаженного и др.). Однако в эпоху Возрождения, как мы знаем, отношение к человеку стало меняться и начало все более определяться идеалами гуманизма, антропоцентризма, а сам человек стал рассматриваться как бог, который имеет право сам задавать смысл, цели и форму своей жизни, человек стремился стать «мерой всех вещей». Конечно, в эпоху Средневековья стали распространяться идеи о возможности создания так называемого гомункулуса - существа наподобие человека, полученного искусственным путем. Уже здесь мы наблюдаем попытки человека возвыситься над Богом, самому стать Творцом, «сверхчеловеком». В этот промежуток человеческой истории «идея совершенного, всемогущего человека, не зависящего от Природы или Божественной воли, обрела вполне реалистичные формы» [19].
Таким образом, зарождение и распространение идей трансгуманизма, объединение сознания человека с техникой, киборгизация, роботизация в целях усовершенствования человечества можно соотнести с идеями и попытками мыслителей и ученых Нового времени создать робототехнику. Идея Ф. Ницше о «сверхчеловеке», мысли К.Э. Циолковского о возможности преодоления че-
ловеком собственной природы и предложения других представителей русского космизма подготавливают, приближают человечество к идее о необходимости использования современных технологий и достижений наук для совершенствования тела и разума человека [19].
Координационный совет Российского трансгуманистического движения утвердил манифест, в соответствии с которым трансгуманизм является новым гуманистическим мировоззрением, «которое утверждает не только ценность отдельной человеческой жизни, но и возможность, и желательность - с помощью науки и современных технологий - безграничного развития личности, выхода за считающиеся сейчас «естественными» пределы человеческих возможностей [15], достижения состояния «пост-людей», «сверх-людей» [3]. Координационный совет осуществляет свою деятельность на принципах отказа от веры в непознанное, в сверхъестественные силы, отхода от «слепой веры и костного пессимизма», т.к. трансгуманисты считают, что религии всегда «подавляли интеллект и душили прогресс» [24]. Трансгуманизм поддерживает «любые средства, побеждающие смерть» и занимает позицию отрицания веры в так называемую «загробную жизнь», «рай»; христианство в их видении представляется унылым мировоззрением, закоренелым культурным негативизмом [24]. На смену Православию и традиционным религиям, по мысли трансгуманистов, должна прийти «рациональная, трансгуманистическая религия» [26]. Трансгуманисты стараются убедить общество в том, что человек способен к улучшению жизни своими собственными силами, без вмешательства внешних сил, без Бога. Российское трансгуманистическое движение ратует за как можно большее интеллектуальное использование результатов генной инженерии, биотехнологий, нанотехнологий, космоса и иных технологий, интеграцию нейро-компьютера, огромные и объединенные базы данных, Искусственный Интеллект, нейросети, Искусственную Жизнь, космические эмиграционные процессы [24]. Эти принципы являются своего рода сводом полезных ценностей, которые ведут человечество в будущее.
Общественное движение «Россия 2045», как и Российское трансгуманистическое движение, преследует цели, связанные со «сценариями будущего нашей цивилизации, трансгуманистической эволюцией, преобразованиями человеческой телесности и социума, радикального продления жизни (вплоть до кибернетического бессмертия)» [5]. По мнению представителей этого Движения, не позднее 2045 года созданное искусственное тело значительно превзойдет по своим функциональным возможностям существующее тело человека, «достигнет совершенства формы и сможет выглядеть не хуже человеческого. Люди самостоятельно будут принимать решение о продолжении жизни и развития в новом теле после того, как все ресурсы биологического тела будут исчерпаны» [16].
Таким образом, трансгуманизм утверждает необходимость фундаментальных изменений в настоящем положении человека с помощью передовых технологий: ликвидация страданий, старения, смерти, значительное усиление
физических, умственных и психологических возможностей. Утверждается, что через 20-30 лет сверхмощные технологии кардинально изменят человека и его жизнь и приблизят наступление эры практического бессмертия человека, станет возможным считывание мыслей человека, оцифровка их и передача в компьютер или другим людям по сети, передача и даже запись в мозг необходимой информации, перенос сознания человека в компьютер [6].
Итак, трансгуманизм и современный научно-технический прогресс направлены на такое переформатирование человеческой природы, в результате которого мы получим: 1) генетически модифицированного человека, 2) нано-киборгизированного человека, и 3) виртуально-цифрового человека [1]. При этом замалчивается тот факт, что в силу своей сетевой природы и более совершенного носителя искусственный интеллект будет значительно превосходить человеческий, а значит, вполне возможно, что он вытеснит своего биологического предшественника - человека. Существует вероятность того, что человечество погибнет - станет жертвой киборгов. «Будущее выглядит прекрасно, если вы киборг или робот с искусственным интеллектом. Если же вы человек, то ваше время прошло» [25]. Если человек и останется в «обществе» бесконечно самосовершенствующихся машин-роботов, то, видимо, ему уготовано «примерно такое же место, какое имеют у нас животные в зоопарке» [11]. Сегодня у нас есть ценности, которыми мы живем: любовь, вера, семья, дети, родители, Родина, дружба, героизм, верность, самопожертвование и т.д. Однако, согласно трансгуманистической идеологии, все это оказывается «только человеческое, слишком человеческое» и должно быть превзойдено [11].
Таким образом, трансгуманизм является новой цивилизационной угрозой человечеству и ставит перед ним серьезнейшие вопросы, касающиеся понимания самой природы человека и смысла его жизни.
Библиография
1. Аксенов, И., прот. Трансгуманистическая перспектива: краткий обзор [Электронный ресурс] // Научно-богословский портал «Богослов». - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/5177328.html.
2. Апокин, И. А. Современная научно-техническая революция: Ее содержание и перспективы [Текст] // Природа. - М.: Наука, 1981.- № 4. - С. 6673.
3. Бостром, Н. Что такое трансгуманизм? [Электронный ресурс] / Ник Бостром // Российское трансгуманистическое движение. - Режим доступа: http://transhuman.ru/biblioteka/transgumanizm/chto-takoe-transgumanizm.
4. Бугарь, В. Нерусский трансгуманизм в одежде русского Космизма [Электронный ресурс] / В.Бугарь // Проза.ру. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/04/20/763.
5. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Предисловие [Текст] / Под ред. проф. Д.И. Дубровского. - М.: ООО «Издательство МБА», 2013. - 272 с.
6. Для СМИ. О трансгуманизме [Электронный ресурс] // РТД. - Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/11/12/.
7. Долл Джеймс. Философские связи трансгуманизма и марксизма [Электронный ресурс] // Журнал эволюции и технологий. Вып. 24. Вопрос 2. -Май 2014. - Режим доступа: http://jetpress.org/v24/steinhoff.htm.
8. Дубровский, Д. И. Проблема нейродинамического кода психических явлений [Текст] // Вопросы Философии. - М.:Наука, 1975. - № 6. - С. 8599.
9. История трансгуманизма в России [Электронный ресурс] // Российское Трансгуманистическое Движение. - Режим доступа: http://transhumaшsm-russia.ru/content/view/29/110/.
10. Катасонов, В.Н. Новая эволюционная утопия: трансгуманизм [Электронный ресурс] / В.Н.Катасонов. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/4273940.html#_ftn1.
11. Катасонов, В.Н. Трансгуманизм: новая цивилизационная угроза человечеству [Электронный ресурс] / В.Н.Катасонов. - Режим доступа: http://www.odigitria.by/2014/10/23/transgumanizm-novaya-civilizacionnaya-ugroza-chelovechestvu/.
12. Крайнов, А.Л. Идеи трансгуманизма и коэволюция: социально-философский анализ [Электронный ресурс] // А.Л.Крайнов. - Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philosophy-2016-1/9-krainov.pdf.
13. Кутырев, В.А. Философия Трансгуманизма: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.А.Кутырев. - Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2010. - 85 с.
14. Локтев, С.П. У истоков Трансгуманизма [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-transgumanizma.
15. Манифест Российского Трансгуманистического Движения [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. - Режим доступа: http://transhuman.ru/manifest.
16. Манифест стратегического общественного движения «Россия 2045» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Движения «Россия 2045». -Режим доступа: http://www.2045.ru/experts/.
17. Мареева, Е.В. От искусственного интеллекта к искусственной душе [Текст] / Е.В.Мареева // Вопросы философии. - М.: Наука, 2014.- № 1. -191 с.
18. Медведев, Д. Технологии трансгуманизма [Электронный ресурс] / Данила Медведев // Российское Трансгуманистическое Движение. - Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/136/110/.
19. Нафикова, А.И. Трансгуманизм как современная концепция социального развития [Электронный ресурс]/ А.И.Нафикова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - Режим доступа: https://science-educati on.ru/ru/article/view? id=22306.
20. Николай Фёдорович Фёдоров [Электронный ресурс] // Российское Трансгуманистическое Движение. - Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/307/31/.
21. О движении «Российское трансгуманистическое движение» [Электронный ресурс] // Российское Трансгуманистическое Движение. - Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/61/8/.
22. Пичугин, Ю. И., Артюхов, И. В. Крионика и перспективы федоровских идей [Текст] // Сборник «На пороге грядущего. Памяти Николая Фёдоровича Фёдорова». - М.: Пашков дом, 2004. - С. 330-337.
23. Предтечи трансгуманизма [Электронный ресурс] // Российское Трансгуманистическое Движение.- Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/730/110/.
24. Принципы экстропии [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. - Режим доступа: http://transhuman.ru/biblioteka/transgumanizm/printsipy-ekstropii.
25. Профессор-киборг из Англии присоединился к «России 2045» [Электронный ресурс] // Газета «Взгляд». - Режим доступа: https://vz.ru/information/2011/12/13/546410.html.
26. Рациональная религия [Электронный ресурс] // Livejournal. - Режим доступа: http://livingtomorrow.livejoumal.com/174365.html.
27. Режабек, Б.Г., Кузьминов, А.А. Николай Фёдорович Фёдоров [Электронный ресурс] // Российское Трансгуманистическое Движение. - Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/307/31/.
28. Технократия [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Технократия.
29. Циолковский, К.Э. Воля Вселенной [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Modernlib.ru. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ciolkovskiy_konstantin/volya_vselennoy/read/.
30. Циолковский, К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами [Текст] // Собрание сочинений. Том 2. - М.: Изд-во Академии наук, 1954. - С. 136.
31. Яблонский, Э.Г. Смерть и бессмертие в учении Н.Ф.Федорова [Текст] // Россия: прошлое, настоящее, будущее / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, декабрь 1996 г. / Отв. ред. М.С. Уваров. -СПб.: Издательство БГТУ, 1996. -135 с.