Научная статья на тему 'ДИЗАЙН ТРАНСЧЕЛОВЕКА В ПРОЕКТЕ “PRIMO POSTHUMAN” НАТАШИ ВИТА-МОР'

ДИЗАЙН ТРАНСЧЕЛОВЕКА В ПРОЕКТЕ “PRIMO POSTHUMAN” НАТАШИ ВИТА-МОР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГУМАНИЗМ / ДИЗАЙН ТРАНСЧЕЛОВЕКА / АВАТАР / НАТАША ВИТА-МОР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хвастунова Ю.В.

В статье рассматриваются вариации дизайна трансформации человека в трансчеловека и постчеловека. В трансгуманизме наиболее основательно данной проблемой озабочена одна из идеологов и составителей программных документов Наташа Вита-Мор. В ее работах не только представлена предшествующая переходу в трансчеловека этико-правовая основа (концепция морфологической свободы), но и рассматриваются различные аспекты и характеристики «оболочки» трансчеловека с возможными опциями сверхспособностей через процедуры протезирования исходного прототипа «тела как биологического дизайна». Проект “Primo Posthuman” является медийным продуктом Вита-Мор, рекламирующим еще не открытые и не реализованные радикальные технологии в контексте трансформации существующей системы ценностей и культуры. Отсюда Н. Вита-Мор продвигает авторскую междисциплинарную образовательную программу “Human Enhancement Design” (HeD), которая должна привлечь в трансгуманизм новых сторонников, в том числе через концептуальное искусство (биоискусство). В работе представлен критический анализ возможных вариаций указанного проекта, их логики аргументации, инновационности и «полезности», в том числе в последующих модификациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSHUMAN DESIGN IN THE PROJECT “PRIMO POSTHUMAN” BY NATASHA VITA-MORE

This paper considers the variations in the design of human transformation into a transhuman and a posthuman. Natasha Vita-More, one of the ideologists and policy documents compilers, is fundamentally concerned with this issue in transhumanism. Her works not only present the ethical and legal basis preceding the transition to the transhuman (the concept of morphological freedom), but also discuss various aspects and characteristics of the transhuman “shell” with possible options for superpowers through prosthetic procedures for the initial prototype of the “body as a biological design”. The “Primo Posthuman” project is a media product developed by Natasha Vita-More, promoting as yet undiscovered and unrealized radical technologies in the context of the transformation of the existing system of values and culture. Hence, Vita-More promotes her own interdisciplinary educational program “Human Enhancement Design” (HED), which is supposed to attract new supporters to transhumanism via conceptual art (bio-art) among other things. The paper presents a critical analysis of possible variations of the project, their logic of argumentation, innovativeness, and “usefulness”, including subsequent modifications.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН ТРАНСЧЕЛОВЕКА В ПРОЕКТЕ “PRIMO POSTHUMAN” НАТАШИ ВИТА-МОР»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 87-92. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 12. P. 87-92.

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.14

Дизайн трансчеловека в проекте "Primo Posthuman" Наташи Вита-Мор Юлия Викторовна Хвастунова

Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия, hvastunovoy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6317-7901

Аннотация. В статье рассматриваются вариации дизайна трансформации человека в трансчеловека и постчеловека. В трансгуманизме наиболее основательно данной проблемой озабочена одна из идеологов и составителей программных документов Наташа Вита-Мор. В ее работах не только представлена предшествующая переходу в трансчеловека этико-правовая основа (концепция морфологической свободы), но и рассматриваются различные аспекты и характеристики «оболочки» трансчеловека с возможными опциями сверхспособностей через процедуры протезирования исходного прототипа «тела как биологического дизайна». Проект "Primo Posthuman" является медийным продуктом Вита-Мор, рекламирующим еще не открытые и не реализованные радикальные технологии в контексте трансформации существующей системы ценностей и культуры. Отсюда Н. Вита-Мор продвигает авторскую междисциплинарную образовательную программу "Human Enhancement Design" (HeD), которая должна привлечь в трансгуманизм новых сторонников, в том числе через концептуальное искусство (биоискусство). В работе представлен критический анализ возможных вариаций указанного проекта, их логики аргументации, инновационности и «полезности», в том числе в последующих модификациях.

Ключевые слова: трансгуманизм, дизайн трансчеловека, аватар, Наташа Вита-Мор (Natasha Vita-More)

Для цитирования:Хвастунова Ю.В. Дизайн трансчеловека в проекте "Primo Posthuman" Наташи Вита-Мор // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 87-92. https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.14.

Original article

Transhuman Design in the Project "Primo Posthuman" by Natasha Vita-More Yulia V. Khvastunova

Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia, hvastunovoy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6317-7901

Abstract. This paper considers the variations in the design of human transformation into a transhuman and a posthuman. Natasha Vita-More, one of the ideologists and policy documents compilers, is fundamentally concerned with this issue in transhumanism. Her works not only present the ethical and legal basis preceding the transition to the transhuman (the concept of morphological freedom), but also discuss various aspects and characteristics of the transhuman "shell" with possible options for superpowers through prosthetic procedures for the initial prototype of the "body as a biological design". The "Primo Posthuman" project is a media product developed by Natasha Vita-More, promoting as yet undiscovered and unrealized radical technologies in the context of the transformation of the existing system of values and culture. Hence, Vita-More promotes her own interdisciplinary educational program "Human Enhancement Design" (HED), which is supposed to attract new supporters to transhumanism via conceptual art (bio-art) among other things. The paper presents a critical analysis of possible variations of the project, their logic of argumentation, innovativeness, and "usefulness", including subsequent modifications.

Keywords: transhumanism, transhuman design, avatar, Natasha Vita-More

For citation: Khvastunova, Yu.V. (2022) Transhuman Design in the Project "Primo Posthuman" by Natasha Vita-More. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 87-92. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.12.14 (In Russian).

Введение. Среди трансгуманистических лидеров, которые в большинстве своем позиционируются как футуристы, выделяется фигура, акцентирующая внимание на художественной и дизайнерской составляющей проекта "human enhancement". Это Наташа Вита-Мор. Она - один из руководителей Института экстропии (первый трансгуманистический институт, больше не работающий в старом формате), основатель онлайн-портал «Трансгуманистические искусства и культура». Наташа Вита-Мор Написала ряд книг и статей в соавторстве с мужем Максом Мором. В интервью Н. Вита-Мор представляется медиахудожником, дизайнером и философом, предложившим проект нового тела или оболочки (аватара) для трансчеловека под названием "Primo Posthuman" с претензией на дальнейшую модернизацию. Помимо художественных акцентов и разработок, Н. Вита-Мор активно участвует в создании новой этики трансгуманизма, в том числе через продвижение теории морфологической свободы (приоритет права на изменения собственного тела) и принципа проактивности, заменяющего принцип предосторожности.

© Хвастунова Ю.В., 2022

Моральный минимум должен быть отделен от научного интереса и подчинен такой важнейшей задаче, как выживание (Vita-More, 2006: 5). Ее проект "Primo Posthuman" предполагает внедрение еще не открытых технологий, которые, однако, отличаются радикальным подходом к трансформации исходной природы человека с помощью нанотехнологий, генной инженерии, когнитивных наук и т. п. Наташа Вита-Мор поддерживает дело Макса Мора по продвижению крионики (крио-ническая заморозка тела), в частности через криофирму Алькор в США (Harilal, 2019). Ранее она являлась ученицей идеолога трансгуманизма Ф. М. Эсфендиари, сменившего имя на FM-2030; продвигала идеи трансгуманизма через телевизионные шоу и фильмы («Отрываясь», «Десять Минус и подсчет», «2 женщины в черно-белом» (Vita-More, 2006: 3, 5). Затем Н. Вита-Мор сосредоточилась на работе трансгуманистических организаций, их программных документах.

Макс Мор и Наташа Вита-Мор для продвижения трансгуманизма пытаются доказать, что конвергенция в обществе более чем возможна (люди склонны к консенсусам, они часто идут на уступки, манипуляции, поэтому их можно привлечь различными способами на свою сторону) и ее необходимо продвигать в единстве «конвергенция-рынки». «Основная концепция заключается в объединении двух явлений: конвергенции и рынка, и таким образом возможно создать "фьючерсный рынок идей". Позвольте мне объяснить. Разногласия редко бывают столь фундаментальными, как кажется. В долгосрочной перспективе убеждения часто сходятся» (More, Vita-More, 2013). Рассуждая в подобной логике, Н. Вита-Мор реализует метод постепенного внедрения идей трансгуманизма в различные сообщества, в том числе посредством рекламы на самых разных площадках, включая интернет. Концептуальные построения Вита-Мор практически не анализировались исследователями трансгуманизма, а в российском сегменте, помимо небольших интервью, работы по анализу дизайнерского проекта "Primo Posthuman" не встречаются.

Цель исследования - рассмотреть трансгуманистические вариации дизайна трансчеловека на примере проекта Наташи Вита-Мор на предмет их соответствия потребности выживания и адаптации человека в ближайшем будущем.

Материалы и методы. В работе применялся сравнительный и описательный методы исследования, а также метод анализа первоисточников.

Результаты исследования и их обсуждение. Н. Вита-Мор изначально исходит из положения, что человеческая природа слаба, несовершенна, обременена детородными функциями, не подготовлена для будущей жизни на планете и в космосе, имеет ряд серьезных недостатков в виде отсутствия сверхспособностей: долголетия и бессмертия, вечной молодости и здоровья, способности к телекинезу и левитации, регенерации и гибридной трансформации и т. п. Вышеуказанное также можно обозначить как наличие в человеческой природе лишь неких стартовых позиций, которые нуждаются в доработке и должны быть доработаны в первую очередь с точки зрения концептуального искусства (биоискусства), полагающегося на BRINC - конвергенцию био-, информационных технологий, робототехники, нанотехнологий, нейробиологии, когнитивных наук и достижений в сфере искусственного интеллекта (ИИ) (Vita-More, 2006: 4).

Трансгуманисты настаивают на принципе технооптимизма, который в биологической сфере должен помочь преодолеть предел Хейфлика и создать технологию бессмертия. В настоящее время данный проект является больше медиапроектом, нежели реальным научным проектом, рекламируемым с 2000-х как первый возможный дизайн трансчеловека. Акцент на дизайн объясняется следующим образом: «Дизайн важен, потому что его функция или предназначение заключается в выявлении и решении проблем... Второй аспект дизайна... устранить необходимость в итеративном процессе до тех пор, пока не будет разработан жизнеспособный результат, за которым следует итеративное тестирование этого результата. для решения проблем проектирования и создания тел с различными платформами, которые извлекают выгоду из имплантируемых полу- и небиологических устройств или носимых систем, необходимы две немедленные разработки: создание резервной копии мозга и перенос его в эти тела, и представление этой идеи обществу так, чтобы оно понималось как альтернатива биологическому телу. человек был бы переходным человеком. С этой целью Вита-Мор создает трансдисциплинарную образовательную программу "Human Enhancement Design" (HED), .исследующую способы улучшения .будущего устройств взаимодействия человека и компьютера»1. Итак, "Primo Posthuman" - прототип тела трансчеловека; предусматривается его доработка при появлении той или иной технологии, поскольку он изначально предполагает встроенные элементы, «расчленение» человека, гибридизацию и сборку, а также загрузку сознания. В будущем должно появиться множество таких дизайнерских тел (аватаров), которые можно будет покупать, менять, модернизировать и т. п. (Gray, Figueroa-Sarriera, Mentor, 2020).

1 Dambrot S. M. The world according to Itskov: Futurists convene at GF2045 (Part 1) [Электронный ресурс] // PFYS.ORG. URL: https://phys.org/news/2013-08-world-itskov-futurists-convene-gf2045.html (дата обращения: 24.11.2022).

Наташа Вита-Мор рекламирует свой проект через сравнительные характеристики тела обычного, естественного человека и «будущего» трансчеловека в выгодных для второго условиях (по принципу: естественный человек (1) - худший и трансчеловек (2) - лучший): (1) - ограниченный и стареющий, а (2) - нестареющий, имеющий неограниченный срок службы. У (1) - унаследованные гены, у (2) - модифицированные; у (1) - постоянный износ, а у (2) - постоянное обновление; (1) - человечен, а (2) - разработан по схеме трансгуманистической новой этики. Мозговые возможности (2) в разы превышают активность (1) (примерно 100 квадриллионов синапсов. Нанооп-тические нейроны обрабатывают мысли в миллион раз быстрее, чем «устаревший» биомозг). Трансчеловек будет решать множество задач одновременно, иметь гендерное разнообразие или изменчивость; он будет отличаться стабильностью при экологических катастрофах, моральной устойчивостью через обусловленность нейрокорреляцией и т. п. (Vita-More, 2002).

В отношении зависимости и обмена с внешней средой трансчеловек с "Primo Posthuman" будет способен, по мнению Вита-Мор, перерабатывать собственные отходы и т. п. Он будет когнитивно «усилен» за счет постоянного подключения к ИИ, общей цифровой системе и т. п. В генетическом плане ему нужно создать некую гарантию в виде дополнительной двадцать четвертой хромосомной пары, что должно стабилизировать трансчеловека против инфекций и иммунных сбоев. В маркетинговом плане такие тела должны подлежать гибкой системе рынка обмена, страховки, замены, отказа от ответственности со стороны покупателя и т. п. Для аналога мозга Н. Вита-Мор предлагает дизайн метамозга с функцией коррекции ошибок, мгновенного ответа, нанотехнологической системы хранения данных, подключения к ИИ. Метамозг предполагается дополнить датчиками дополнительного видения, расширенного обоняния, сверхслышания и управления умной кожей. Последняя совершенствуется до способности защищать от радиации и других влияний, мимикрируя по типу хамелеона и т. п. По сути, все вышеперечисленные сенсоры и дополнения будут работать по принципу гаджетов. Новые материалы, биосенсоры, оптоволокно, нейрочипы для прямого мозгового интерфейса и другое гарантируют дополнительные искусственные сверхспособности1.

Наташа Вита-Мор настаивает на формулировке «радикальное продление жизни» для обозначения ее неопределенной продолжительности. Отсюда дизайн предполагает несколько вариаций, среди которых первой является "Primo Posthuman" как прототип всего тела; далее он будет доработан в виде интерактивной модели - «Разнообразное тело платформы» и «Автономные лица субстрата» (2013)2.

Для продвижения программируемой научной модели дизайна "Primo Posthuman" Н. Вита-Мор использует аргументацию, основанную на примерах успешных экспериментов в области протезирования, где уже начали совмещать новые материалы с нанотехнологиями, нейрочи-пами, подключением к программам, к узкому (слабому) ИИ; проводить работу с ДНК. Главный же принцип - все компоненты могут заменяться, модернизироваться и интегрироваться.

На публичных площадках Вита Мор представляет трансгуманизм как культурное социальное явление, подхватившее идеи научной фантастики, космонавтики, художественных фильмов в стиле «Космической одиссеи» С. Кубрика. «Трансгуманизм - это культурное / социальное движение, направленное на активное воплощение трансчеловеческих идей» (Vita-More, 2006: 4).

Наташа Вита-Мор начинает аргументацию радикального дизайна с тезиса о неотвратимом выборе метода мутаций как адаптации к космическим условиям для колонизации других планет, отсюда и слово «трансгуманизм» интерпретируется следующим образом: «Итальянский глагол "transumanare"... был впервые использован Данте (1265-1321) в "Божественной комедии". Это означает "выйти за пределы человеческого состояния и восприятия". Доктор Макс Мор впервые опубликовал термин "трансгуманизм" как философию в 1990 году и стал автором его определения. Разница в трансгуманизме Хаксли и Мора заключается в том, что Хаксли описывает "человека, остающегося человеком, но превосходящего самого себя", в то время как Мор утверждает, что человек трансформируется и не является трансчеловеком. Об этой трансформации свидетельствует постоянно растущее слияние технологий с биологией человека.» (Vita-More, 2006: 2).

Трансгуманисты усиленно создают некоторые виды искусства или, вернее, состыковочные гибридные формации и поощряют их развитие: наука + искусство, где второе подчиняется первому и утрачивает свою образно-эмоциональную, мистическую и катарсическую суть. Биохакеры, киборгизированные инсталляции ассоциируются с различными химерами и экспериментальными образцами. И в меньшей степени - с чем-либо цельным и прекрасным, что открывается художникам при вдохновении во всей своей полноте и естественности. Косвенным подтверждением имитационной основы, отсутствия онтологической новизны проекций и идей служит отношение трансгуманистов к своим проектам: «...мы всегда ищем следующий проект и тратим мало времени, если вообще тратим, наслаждаясь тем, чего мы уже достигли» (Vita-More, 2006: 3).

1 Natasha Vita-More PHD [Электронный ресурс]. URL: https://natashavita-more.com (дата обращения: 25.11.2022).

2 Ibid.

Проект «человеческого усовершенствования» Н. Вита-Мор артикулирует как продолжение дела искусства (Vita-More, 200б: 7). Критиков же внедрения радикальных технологий она обвиняет в следовании предрассудкам и нелогичной защите «биологических недостатков», неспособности принять новое. Инновационность должна выйти за пределы стандартного мышления, «оболочки» для сознания «я» могут получить дизайн совершенно немыслимый, антиэстетический ради выживания в различных средах: «"я"... захотят быть транспланетарными и мультигалати-ческими» (Vita-More, 2006: 6).

Итак, выделим ряд тезисов, продвигаемых Наташей Вита-Мор.

1. Натуральное тело - это биологический дизайн или исходный прототип. Здесь, естественное натуральное тело обозначено термином «биологический дизайн», он долгое время являлся основой, но затем люди стали его «улучшать» задолго до появления радикальных технологий. «.За последнюю тысячу лет, произошло постепенное улучшение нашей человеческой физиологии» (Vita-More, 2008: 1). Отсюда происходит незаметный переход и отождествление/принятие внешних технологий и изделий с радикальными необратимыми технологиями.

2. Необходимо реализовывать имеющийся двойной потенциал: а) продление жизни (долголетие и в идеале - вечная жизнь) и б) преодоление невежества и предрассудков, т. е. критики и отказа от применения радикальных технологий, что у трансгуманистов обозначено как биолу-дизм (Vita-More, 2008: 1).

3. Необходимо моделирование, проектирование и реклама уже сейчас дизайна тела трансчеловека как привлекательного и «заходящего вперед» (поэтому в видеороликах, на стендах "Primo Posthuman" представлен исключительно как модель с телом красивой идеальной женской фигуры, что совершенно не соответствует настоящей концепции дизайна), предполагающего регенеративное существование: «.ближайшего будущего human 2.0, или трансчеловека, я сосредотачиваюсь на том, что я называю регенеративным существованием ... все человеческое тело становится системой регенерации.» (Vita-More, 2008: 1).

4. Прогресс неизбежен, отсюда поддержка технооптимизма и конкретной траектории, конвергенции, симбиоза различных наук и их методов, как, например, НБИК технологии и т. п. (Vita-More, 2008: 2).

5. Особая роль отводится цифровым технологиям, созданию дополнительной реальности и т. п., что станет общепринятым и востребованным к 2025 г. (Vita-More, 2008: 3).

6. Сборка, конструкт, гибридность и регенеративное существование как базовые принципы дизайна трансчеловека, где те или иные функции, органы и свойства будут подвергаться трем процедурам: «Исправление, расширение, приостановление. так как .человек, каким мы его знаем сегодня, недостаточно подготовлен для поддержания и выживания в будущем» (Vita-More, 2008: 3).

7. Для запуска ускоренного перехода в стадию трансчеловека необходимо на правовом уровне закрепить принцип морфологической свободы, а в теоретическом плане - это поддержка концепции управляемой эволюции «человек - животное, которое должно эволюционировать» с помощью технологий. Ксенотрансплантация, клеточная терапия, наномедицина должны получить всеобщее одобрение и продвижение (Vita-More, 2008: 4-5). Регенерация in vitro предполагает такие возможности для человека 2.0, как «.перепрограммируемая кровь, роботизированное протезирование с неврологической стимуляцией, регенеративные органы, персонализированная геномика с секвенированием ДНК, синтетические хромосомы и биосовместимые нанороботы для восстановления поврежденных клеток. Мы расширим нашу идентичность в имитируемых средах, таких как иммерсивная виртуальная реальность, с расширенными когнитивными и сенсорными возможностями. Human 2.0 также нуждается в системе безопасности. это крионика, которая для человека 2.0 будет социально признана приемлемой альтернативой смерти» (Vita-More, 2008: 4).

8. Логика аргументации выстраивается на основе ряда положений-тезисов. Один из них, что эволюционные биологи доказывают, что изначально человеческое тело не было предназначено к жизни и изменениям, которые с ним произошли. Например, «.человеческое тело не было создано для того, чтобы ходить прямо, и ходьба, сидение и наклоны привели к тому, что наш вид страдает от дегенерации позвоночника» (Vita-More, 2008: 5). И различные болезни, и «недостатки» должны быть устранены с помощью регенеративной медицины (Vita-More, 2008: 5).

9. Современные технологии, в частности в военной сфере, уже сейчас сосредоточиваются на интерфейсе «человек - военная машина» и «человек - дополнения - гаджеты» (протезирование), например рука с встроенным пультом управления ракетами и т. п. «Механическая рука следующего поколения с ракетным приводом, также финансируемая DARPA и возглавляемая Майклом Голдфарб (специалист по робототехнике из Университета Вандербильта в Нэшвилле), обладает большей силой, большей ловкостью, долговечнее благодаря тому, что не питается от батареек, и даже тише, чем современные протезы рук» (Vita-More, 2008: 6).

10. Недостатки, болезни, аномалии, в том или ином органе или способности человека и, как следствие, формирование проблемы таких людей и далее предлагается решение, но далее почему-то переносится на всех, в том числе не имеющих данную проблему, уже как норма, обя-

зательная к применению. Так, если изначально предлагается применить нейрочип к парализованным, то далее следует уже его обязательное внедрение в мозг всех здоровых и способных контролировать себя и управлять собой людей.

Все изобретения подвергались критике и торможению со стороны людей и лишь много позже все понимали их полезность. Аналогично происходит с радикальными технологиями, их якобы отвергают по тому же принципу, как любую технику ранее. Но это не так, мы сейчас довольно легко и много принимает технических изделий и являемся в разы более искушенными (More M., Vita-More, 2013: 29).

Еще один тезис Н. Вита-Мор: наша главная общекультурная способность - это адаптация, умение выживать, стремление победить смерть, отсюда «.природа человека 2.0 не будет характеризоваться заранее определенной продолжительностью жизни» (Vita-More, 2008: 9). В целом регенеративный дизайн предполагается в том числе из-за изначальной установки, разделяемой трансгуманистами: природа делала много ошибок (Vita-More, 2008: 9).

Вывод. Прототип "Primo Posthuman" в некотором смысле буквально напичкан всевозможными, еще не разработанными гаджетами, однако сам проект изначально ориентирован не столько на человека и его потребности, сколько на киборгизацию как таковую, на исключение ряда человеческих характеристик из предлагаемой модели. Данная методологическая очевидность связана с оговорками Н. Вита-Мор по поводу несовершенства и слабости человеческой природы и даже некоторой брезгливости по отношению к ней со стороны трансгуманистов. Такая позиция определяется склонностью трансгуманистических направлений к гностической трактовке тела как корня зла, несвободы и закабаления человека. При внешней рекламе озабоченности проблемами человека в реальности всплывает проблема ненависти ко всему человеческому как несовершенному и тягостному грузу. Так, в самом дизайне нет акцента на возможности сохранения и стабилизации исходных человеческих параметров, кроме абстрактной формулировки о стабильности «я». В дизайнерском суперскафандре нет места базовым составляющим человеческой природы, нет места детородным функциям (возможности зачать и выносить ребенка). Отсутствует эстетическая цельность и органичность, которые заменяются сборкой и конструкцией в состоянии постоянной замены одной детали за другой (транслюди станут существовать по принципу машин, зависящих от запчастей). Н. Вита-Мор ссылается на идеи научной фантастики и лучшие культурные образцы, но идеи современного трансгуманизма отличаются узкой заданностью, прагматическими ценностными ориентирами, в контексте постгендеризма, меньшинств, антисемейных установок, эгоизма. Обратим внимание на схему параметров: например метамозг, который изначально не автономен, подключен к ИИ, суперкомпьютеру, контролируется нейрочипами и представляет собой некий банк данных. Однако такой подход, ориентированный на отождествление мозга или умственной активности с нейромоделями сознания по аналогии с суперкомпьютером, может оказаться в корне неверным и не отражать подлинной сути работы сознания. В данной модели "Primo Posthuman" сердце обозначено как надежный насос, не предполагающий иных функций кроме прокачки крови или других жидкостей. Однако мировая культура, религиозные священные тексты, житейский опыт наделяют сердце гораздо большим количеством функций, вплоть до эмоционального интеллекта, вместилища совести, трансцендентного. Предлагаемые аналоги органов чувств, например глаз, в прототипе Н. Вита-Мор становятся вариацией монитора с инфракрасным излучением со способностью сканировать, видеть в темноте, различать детали по типу телескопа или микроскопа. Однако эти цифровые мониторы на самом деле являются чем угодно, но не человеческими глазами, которые понимаются еще и как «зеркало души».

В целом прототип "Primo Posthuman" является неким прагматическим проектом, постепенно отказывающимся от антропологической или человеческой формы (облика), но изначально продвигаемым как реклама идеального, прекрасного человеческого тела (дизайн супермена преимущественно в женской вариации у Н. Вита-Мор). Далее, Человек 2.0 или уже Человек 3.0. мыслится химерическим, гибридно-сборным, «уродливым», вечно вынужденным адоптироваться и меняться, дабы не утерять актуальности. Сборные детали, искусственное свечение, технические запахи смарткожи, реагирующей по типу хамелеона и создающей эффект некой одежды или покрытия, не выполня.т функции элементарной границы, которую обеспечивает человеческое тело. Реализация проекта "Primo Posthuman" однозначно предполагает утрату автономии сознания, идентичности «я» посредством постоянной опции интерфейса «сознание - машина - ИИ», а также внедрения генетических манипуляций, что обеспечивает радикальные трансформации как тела, так и сознания. Трансчеловек в проекте Наташи Вита-Мор следует по траектории радикальной гибридизации, потери всех человеческих основ ради выживания и адаптации в новых условиях, в том числе в космосе. Однако это «изделие», возникающее ради основной ценности -выживания, теряет главное - человека.

Список источников:

Gray C.H., Figueroa-Sarriera H., Mentor S. Modified Living as a Cyborg. N.-Y., 2020. 330 p.

Harilal S. Play As Subversion: Video Games In The Age Of Transhumanism [Электронный ресурс] // Language, Literature, and Interdisciplinary Studies (LLIDS). 2019. № 3.2. URL: http://ellids.com/archives/2019/12/3.2-Harilal.pdf (дата обращения: 25.12.2022).

More M., Vita-More N. The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology and Philosophy of the Human Future / 1st Edition. John Wiley & Sons, 2013. 460 p.

Vita-More N. Designing Human 2.0 - Regenerative Existence // Artifact. 2008. № 2 (3-4). P. 145-152. https://doi.org/10.1080/17493460802028542.

Vita-More N. Radical body design "Primo Posthuman" [Электронный ресурс] // KurzweilAI.net. Published on February 25, 2002. URL: https://www.kurzweilai.net/radical-body-design-primo-posthuman (дата обращения: 25.11.2022).

Vita-More N. Star child on Transhumanism in Space. By Tim Ventura and Natasha Vita-More, July 7th, 2006 // American Antigravity.Com.

References:

Gray, C.H., Figueroa-Sarriera, H. & Mentor, S. (2020) Modified Living as a Cyborg. N.-Y: Routledge Taylor & Francis Group. 330. Harilal, S. (2019) Play as Subversion: Video Games in the Age of Transhumanism. Language, Literature, and Interdisciplinary Studies (LLIDS). (3.2.) Available at: http://ellids.com/archives/2019/12/3.2-Harilal.pdf (accessed: 25.12.2022).

More, M. & Vita-More, N. (2013) The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology and Philosophy of the Human Future. 1st Edition. John Wiley & Sons. 460.

Vita-More, N. (2002) Radical Body Design "Primo Posthuman". KurzweilAI.net. Published on February 25, 2002. Available at: https://www.kurzweilai.net/radical-body-design-primo-posthuman (accessed: 25.11.2022).

Vita-More, N. (2006) Star Child on Transhumanism in Space. By Tim Ventura and Natasha Vita-More. American Antigravity.Com. Vita-More, N. (2008) Designing Human 2.0 - Regenerative Existence. Artifact. (2 (3-4)), 145-152. Available from: doi: 10.1080/17493460802028542.

Информация об авторе Ю.В. Хвастунова - кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры права, философии и социологии Горно-Алтайского государственного университета, Горно-Алтайск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466121.

Information about the author Yu.V. Khvastunova - PhD, Associate Professor, Law, Philosophy and Sociology Department, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466121.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.