Научная статья на тему 'ПОСТГЕНДЕРИЗМ В ПАРАДИГМЕ ТРАНСГУМАНИЗМА НА ПРИМЕРЕ ИДЕЙ ЭКСТРОПИАНСТВА'

ПОСТГЕНДЕРИЗМ В ПАРАДИГМЕ ТРАНСГУМАНИЗМА НА ПРИМЕРЕ ИДЕЙ ЭКСТРОПИАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
523
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГУМАНИЗМ / ТРАНСЧЕЛОВЕК / ПОСТГЕНДЕРИЗМ / ЭКСТРОПИАНСТВО / NEW AGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хвастунова Юлия Викторовна

Целью статьи является рассмотрение новейших тенденций в сфере социально-философского анализа гендерного вопроса в современном трансгуманизме, в частности видение постгендеризма в теории экстропианства. Одним из аспектов данной трансформации является модернизация его половой и гендерной идентичности. Трансчеловек и постчеловек откажутся от гендерной конкретики в сторону бесполости или всеполости. Научная новизна работы заключается в критическом анализе новейших мифологизированных моделей постгендеризма в экстропианстве. В результате исследования выявлена ориентированность трансгуманизма на поддержку существующих нетрадиционных моделей, но не с целью закрепления отстаиваемых прав и свобод меньшинств, а с целью преодоления их и переход в трансгендеризм на новой основе, где все личные вариации выбора гендерной идентификации будут сведены к нулю. По большей части такие (якобы) инновационные разработки базируются на старых околонаучных и оккультных представлениях. Признание трансгуманизму обеспечивают не столько собственные разработки (реальные высокотехнологические инновации) сколько совокупность гуманитарных методик преподнесения «трансгуманистического бренда», где реализуются Hi-Hume технологии по мифологизации сознания и популяризации идеологии трансгуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGENDERISM IN THE PARADIGM OF TRANSHUMANISM ON THE EXAMPLE OF THE IDEAS OF EXTROPIANISM

The purpose of the article is to consider the latest trends in the field of socio-philosophical analysis of the gender issue in modern transhumanism, in particular, the vision of postgenderism in the theory of extropianism. One of the aspects of this transformation is the modernization of his gender and gender identity. Transhuman and posthuman will abandon gender specificity towards sexlessness or all-sexuality. The scientific novelty of the work lies in the critical analysis of the latest mythologized models of postgen-derism in extropianism. As a result of the study, the orientation of transhumanism was revealed to support existing non-traditional models, but not with the aim of consolidating the defended rights and freedoms of minorities, but with the aim of overcoming them and the transition to transgenderism on a new basis, where all personal variations in the choice of gender identification will be reduced to zero. For the most part, such (supposedly) innovative developments are based on old pseudoscientific and occult concepts. Recognition of transhumanism is provided not so much by our own developments (real high-tech innovations) as by a set of humanitarian methods of presenting a “transhumanist brand”, where Hi-Hume technologies are implemented to mythologize consciousness and popularize the ideology of transhumanism.

Текст научной работы на тему «ПОСТГЕНДЕРИЗМ В ПАРАДИГМЕ ТРАНСГУМАНИЗМА НА ПРИМЕРЕ ИДЕЙ ЭКСТРОПИАНСТВА»

Постгендеризм в парадигме трансгуманизма на примере идей экстропианства

Хвастунова Юлия Викторовна,

к. филос.н., доцент, кафедра права, философии и социологии, Горно-Алтайский государственный университет

E-mail: hvastunovoy@mail.ru

Целью статьи является рассмотрение новейших тенденций в сфере социально—философского анализа гендерного вопроса в современном трансгуманизме, в частности видение постгендеризма в теории экстропианства. Одним из аспектов данной трансформации является модернизация его половой и гендерной идентичности. Трансчеловек и постчеловек откажутся от гендерной конкретики в сторону бесполости или всеполости. Научная новизна работы заключается в критическом анализе новейших мифологизированных моделей постгендеризма в экстропианстве. В результате исследования выявлена ориентированность трансгуманизма на поддержку существующих нетрадиционных моделей, но не с целью закрепления отстаиваемых прав и свобод меньшинств, а с целью преодоления их и переход в трансгендеризм на новой основе, где все личные вариации выбора гендерной идентификации будут сведены к нулю. По большей части такие (якобы) инновационные разработки базируются на старых околонаучных и оккультных представлениях. Признание трансгуманизму обеспечивают не столько собственные разработки (реальные высокотехнологические инновации) сколько совокупность гуманитарных методик преподнесения «трансгуманистического бренда», где реализуются Hi-Hume технологии по мифологизации сознания и популяризации идеологии трансгуманизма.

Ключевые слова: трансгуманизм; трансчеловек; постгендеризм; экстропианство; New Age.

В статье будут рассмотрены некоторые уже четко обозначившиеся тенденции и предлагаемые модели трансчеловека и постчеловека в контексте его гендерной идентификации. В трансгуманистической теории, а равно и на уровне практической реализации, моделей будущего «цифрового нейрообщества» особняком стоит вопрос пола и гендера. Идеологи время от времени пишут прогнозы относительно будущего гендерной идентификации постлюдей. У всех таких теорий наблюдается сращивание в одной точке-цели - абсолютная бесполость или всеполость (постгендеризм). Параллельно с собственным видением гендерной идентификации в обществе после эры Сингулярности, тема гендера, как на теоретико-научном, так и на политико-культурном уровнях активно используется трансгуманистами для поиска своих единомышленников, а также для апробации некоторых проектов в настоящем времени. Не случайно они активно поддерживают представителей ЛГБТ, биохакинг и «людей -киборгов», виртуальный секс, аватары, партнерство «человек-робот». В статье представлен анализ видения посгенде-ризма в направлении трансгуманизма - экстропианстве, последнее наиболее ярко представлено в работах Макса Мора (Макс О>Коннор) и Наташи Вита-Мор (Нэнси Кларк). Актуальность заявленной темы определяется необходимостью критического анализа идей трансгуманизма и отдельных его направлений, имеющих серьезное лобби в западном обществе, на уровне политических программ и проектов, внедряемых в различные сообщества, преимущественно активные и влиятельные, по всему миру. Для выполнения цели выделим следующие задачи исследования: 1) дать определение базисных методологических принципов трансгуманизма, в том числе на предмет его гендерной идентификации; 2) выделить

253

представления о трансчеловеке в экс-тропианстве; 3) критически проанализировать мифологизированные модели будущего постгендерного трансчеловека, в том числе на предмет его духовной сущности.

Теоретической базой статьи являются работы в области трансгуманизма В.А. Кутырева, Р. Курцвейла, Н. Бострома, М. Мора, Н. Вита-Мор [7; 5-6; 1; 11-13; 15]. Исследования ген-дера в киберреальности и новой этике Д. Кирби [10], вопросы гендерной идентификации в новом цифровом обществе М. Мор и Н Вита-Мор [11-13; 15]. Оккультные и гностические корни современной культуры Э. Дэвис, Д. Кирби [4; 10].

Методы исследования. В статье используются компаративистский метод, анализ документов (интервью, выступления с лекциями Н. Вита-Мор, анализ работ) [8; 12; 15]. Методологический подход к рассмотрению гендерной темы может носить критический мета-социальный характер, поскольку с точки зрения социальной философии данный уровень гендерных проблем и их решение в трансгуманизме становится очевидным.

Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью изучения и объективного понимания трансгуманизма, поскольку последний реализуется не только на уровне теории, но и в первую очередь на уровне активных проектов, финансируемых как государствами, например США, так и отдельными влиятельными фондами и НКО. Важно понимать, какое будущее, возможно, нас ожидает, и какие тенденции будут реализоваться в отношении человека, радикальная модификация человека, на всех уровнях включая, половой и гендерный формат его сущности.

Еще в XX в. философы и социологи, в частности Э. Гидденс, четко отмечали, что процессы в западном обществе и в том числе на уровне межличностных отношений, где осуществляются реальные и мысленные эксперименты с интимностью, полом и гендером, способ-

ны «оказать разрушительное воздействие на современные институты как целое» [2, с. 32].

Гуру трансгуманизма Р. Курцвейл в интервью журналу «Плейбой» высказался о гендерной идентификации в цифровом формате. В качестве методологической и технической основы будущего сознания трансчеловека предлагается некий синтезированный общий субстрат, посредством постоянной связи, включенности в единую сеть всех людей через нейротехнологии, нанобо-ты и т.п. «...наноботы... соединят наш неокортекс с искусственным неокортек-сом, который представляет собой Всемирную сеть, глобальное файлохрани-лище. ... Пары смогут обменяться телами - чтобы ощутить то, что чувствует партнер. ... В виртуальной реальности тебе не обязательно иметь то же тело, что и в обычной жизни. . вы сможете предоставить любимому человеку усовершенствованную версию себя .мы изменим свое понимание о том, что значит быть самим собой» [6].

Некоторые пояснение по вопросам гендера. Согласно гендерной социологии, пол - это биологическая данность, а гендер - культурно-социальная обусловленность. В современной западной культуре и науке постоянно стимулируются условия для формирования четкой привычки экспериментировать, менять свой пол, гендерную идентификацию. Для молодежи они эффективно внедряются через художественную культуру (кино, аниме, музыку) и через компьютерные игры. В трансгуманистической парадигме понятия «гендер» и «пол» размываются. Если с середины XX в. пол - это биологические особенности, а гендер - социальные характеристики человека, то в случае создания трансчеловека и постчеловека произойдет глубокая трансформация, например с помощью генной инженерии, когнитивистики, нейрофизиологии и такие эксперименты, способствующие смешению, утрате четкой идентификации создадут множество проблем. Так если в современной культуре ген-дер может меняться под воздействием

254

убеждений, моды, депрессии, хирургической операции, то помноженный на глубокое генетическое и технологическое научное вмешательство гендер (+ пол) спровоцирует создание мутантов-гибридов или сущностей с неясной и непрогнозируемой природой.

В статье будет сосредоточено внимание на конкретном направлении трансгуманизма - экстропианстве, которое продвигает идеи преодоления смерти и болезней, а также возможности ожидания технологий воскрешения посредством крионической заморозки. Центр движения представляет пара: Макс Мор и Наташа Вита-Мор, последняя, посещала с лекцией Россию, как трансгуманистка и дизайнер, известна по проектированию «Primo Posthuman» (Первый постчеловек), разрабатывающая концепцию «brand new human, человек 2.0». В настоящее время Н. Вита-Мор работает в качестве приглашенного исследователя в «Медицина 21 века» (21st Century Medicine (21CM)) -американской компании криобиологических исследований, также работала в Университете Сингулярности, является членом Института по этике и новым технологиям. Выступая в России, она провозгласила: «,..Я...хотела узнать, как получить долговечное (durable) тело. Мы больше не будем существовать в биосфере, мы эволюционируем в киберпространство. Мы получим человеко-машинный интерфейс. . Вы можете получить любое тело, какое только захотите. .Человек получит морфологическую свободу (morphological freedom). .Этот совершенно новый человек (brand new human) - пол, возраст не будут иметь значения, важна только личность» [8].

Методологическая основа трансчеловека и постгендеризма. Анализируя многочисленные трактовки трансчеловека в работах идеологов трансгуманизма, следует подчеркнуть, его (трансчеловека) переходный характер, так у Наташи Вита-Мор проект называется «Человек 2.0», а значит, будет 3.0, 4.0 и т.п. Утверждается, что это необходимо для более мягкого или вообще

возможного сохранения человеческого вида в будущем. Все чаще подчеркивается, что обычному человеку не выжить в новых условиях. Он не конкурентоспособен по сравнению с цифровыми сущностями и обременен старой моделью этики, которую срочно нужно менять на новые пластичные принципы. Согласно теории Р. Курцвейла, Н. Бо-строма, М. Мора и Н. Вита-Мор в основе понимания развития мира, общества и человека должна быть положена теория эволюции или точнее теория управляемой эволюции (у экстропианцев «открытая эволюция»), которая реализуется по принципам экспоненциальных скачков. Технологии и в частности цифровые технологии являются ее венцом и должны привести к резкому переходу в эру Сингулярности. Поскольку всё подлежит трансформации, то согласно настоящей логике дигитальной философии трансгуманисты мыслят человека в виде конструкта и/или дизайнеров-ского проекта. Человек отныне должен не рождаться и воспитываться, а проектироваться, так Н. Вита-Мор создала теорию и постоянно ее корректирует -«Человек 2.0». Рабочим инструментом такой глубокой коррекции должны стать регенеративные технологии и программы конвергенции НБИК технологий. В настоящее время трансгуманизму мешают некоторые силы и обстоятельства. Это, прежде всего болезни, а также невежество и предрассудки, оформленные в догмы. Вышеперечисленное необходимо преодолеть. В качестве новой этики, ее методологического основания предлагается принять установку морфологической свободы «morphological freedom», термин был предложен Максом Мором и А. Сандбергом [см. 11]. Н. Вита-Мор обращается к данному понятию «морфологическая свобода» с 2008 года [см. 8; 12, с. 126] для обоснования «правового» подхода, который в будущем будет гарантировать трансформированным сущностям их права. Морфологическая свобода означает право, как изменять себя, свое тело, так и право оставлять его неизменным исходя из собственных жела-

255

ний и предпочтений. Морфологическая свобода также усиливается принципом проактивности (он означает предпочтительность риска, инноваций в случаи выбора между ним и принципом предосторожности). Здесь сразу же возникают вопросы, что такое это «я» в состоянии трансчеловека и насколько «мои желания» действительно мои, в силу мощного давления, идеологии и изначальной генетической модификации детей (генная инженерия, нанотехно-логии, загрузка сознания) в таком будущем? Уже в теоретических опусах трансгуманисты настаивают на пост-гендеризме, отсюда «право на коррекцию пола или репродуктивные права» становятся не актуальными или заранее заданными в четком направлении.

Постгендеризм в экстропианстве. Сам язык изложения идей открывает подлинные цели трансгуманизма, их неприятие базисных составляющих человеческой реальности: смерти, жизни, настоящей человеческой природы и традиционных ценностей. Н. Вита-Мор разрабатывает приемлемый дизайн трансчеловека, поясняя «...я сосредотачиваюсь на том, что я называю регенеративным существованием...оз-начает регенерацию клеток, которые в противном случае поддались бы болезни и умерли. Благодаря.исполь-зованию биотехнологических методов, таких как терапия стволовыми клетками и другие приложения науки и техники. Будущее должно быть рассмотрено и исследовано с помощью трансдисциплинарного подхода и практики открытой эволюции. При объединении этих методов становится очевидным, что концепция проектирования будущего человека не только правдоподобна, но и будет пользоваться большим спросом примерно в 2025 году. .Десять лет назад я разработала прототип будущего Human 2.0, который был задуман путем оценки потенциала новых технологий, особенно технологий NBIC... Лучшая система безопасности на ближайшие несколько десятилетий - это кри-оника, которая для человека 2.0 будет социально признана приемлемой аль-

тернативой смерти.» [15, с. 3]. У экс-тропианцев нет по-настоящему новых идей, даже названия не новы, а лишь повторяют общую тенденцию цифро-визации (2.0, 3.0 или 3+ или 3++ и т.п.) и интерпретацию открытых и «гипотетических» технологий. Предполагается программа конвергенции НБИК технологий через иммерсивные технологии -создать «совершенное» бесполое существо, по сути, гибрид. Трансгуманисты лукавят о том, что без тела в цифровой виртуальной реальности будет комфортно и хорошо, всегда нужен носитель, и более того, нас заманивают в систему компьютер-мозг как расширение для нас, а реально - это сужение человека до ограниченной машины.

«В моделируемых средах «Человек 2.0» будет жить бок о бок с синтетическими интеллектуальными агентами. Это взаимодействие не только переопределит человеческие черты индивидуальности. крионика станет мейн-стримом, как только социальная инже-нерия.приведет общество к принятию возможности экстремального продления жизни как.жизнеспособное решение жить дольше» [15, с. 7-8]. Кто эти интеллектуальные агенты? Уже сейчас не вызывает энтузиазма требование приспосабливаться и подчиняться воле программистов, алгоритмам программы, но если сюда безапелляционно включатся некие агенты, то например в гендерно-половом плане человек должен будет реагировать/ контактировать с синтетическими агентами, а последние могут иметь в разы большую степень агрессивности, назойливости, извращенности. Такой, по сути, кошмар, как феномен виртуального иммер-сивного инфернального насилия монстрами и гибридами станет новой реальностью для транслюдей.

М. Мор и Н. Вита Мор пишут «Новая форма для человечества подразумевает очень фундаментальный разрыв с основанным на ДНК определением homo sapiens. ... Рост трансгендеризма предоставляет социобиологам доказательства нового вида. Важной частью сигнатуры большинства видов является

256

характерно гендерно-диморфное поведение их представителей. Однако благодаря культуре и технологиям люди оставляют эти гендерные диморфные модели поведения позади, поскольку они начинают ценить безграничную уникальность своей половой идентичности. По мере того как наше творчество расцветает, мы превращаемся из homo sapiens в persona creatus. Величайшая катапульта для человечества в новый вид лежит как раз за горизонтом событий трансгендеризма. Основываясь на нашей быстро ускоряющейся способности наполнять программное обеспечение человеческой личностью, автономией и самосознанием, движение "трансгуманистов" присоединилось к трансген-деристам, призывая к запуску persona creatus. Основная трансгуманистическая концепция заключается в том, что человеку не нужно иметь плотское тело... Человечность находится в уме, так же как и половая идентичность. По мере того как программное обеспечение становится все более способным мыслить, действовать и чувствовать как человек, к нему следует относиться как к человеку и приветствовать как члена технологического вида persona creatus. .новые цифровые люди могут быть созданы путем объединения некоторых наших программ с некоторыми программами нашего партнера. Вуаля, есть плодовитое потомство, и вид persona creatus жив. Таким образом, свобода пола-это врата к свободе формы и к взрыву человеческого потенциала. Сначала приходит осознание того, что мы не ограничены нашей анатомией. Затем приходит осознание того, что мы вовсе не ограничены нашей анатомией» [12, с. 459-460].

«Аватары - это чисто программные конструкции ...Аватар, чье программное обеспечение и связанная с ним база данных были в значительной степени копией основных воспоминаний и мыслей человека из плоти. Сексуальность Аватара - это ключевой мост от трансгендера к трансчеловеку. .половая идентичность безгранична в разнообразии и отделима от воспроизвод-

ства.человек без физической формы может мирно жить .Разрыв связи между полом и гениталиями открыл канал между личностью и формой. Как только мы осознаем, что наша сущностная сладость находится в нашем сознании, и что каждый из нас обладает уникальным потенциалом жизненного пути, не полностью привязанным к определенному телом маршруту, тогда быть трансчеловеком так же разумно, как быть трансгендером. Быть лучше, чем быть геномным» [12, с. 460-461]. Вышеприведенные фантазии полны логических несостыковок, наподобие «ощущать себя человеком», но не значит быть им. Такие детские аналогии, по принципу одушевления компьютера и переноса своих чувств на машину позволяют трансгуманистам выписывать фантастические сценарии. Даже у людей - трансгендеров, особенно тех, кто сделал операцию в подростковом возрасте много проблем, они вечные жертвы гормональных препаратов, психотерапии и т.п., а здесь пишется в розовых тонах об интимности и постгендеризме аватаров и программ.

Далее экстропиацы рассуждают о дальнейшей судьбе уже многочисленных цифровых копий-сущностей с различной степенью мутации или доли загруженного сознания реального человека. Они предлагают понятие «инстан-циация» (Instantiation), т.е. реализация или реализованный экземпляр, созданный экземпляр или экземплярная реализация. «Какой экземпляр человека -это человек, а какой - кто-то другой? «Инстанциация» означает временную или постоянную форму, принятую бытием человека - его основными воспоминаниями, чувствами и способами мышления о жизни. .технология «загрузки разума» позволят дублировать себя вне тела. Этот дубликат (или трипликат .) самого себя - это новый экземпляр самого себя. .можно было бы устроить так, чтобы один или все ваши экземпляры регулярно синхронизировались так, чтобы переживания одного были переживаниями всех. В этом случае мы перейдем в трансчеловеческую область

257

«одного разума, многих форм (one mind, many forms)» [12, с. 461]. Это якобы гарантирует существование сознания после смерти тела и возможность получать удовольствие одновременно в разных формах и местах. Но такая раздвоенность (расстроенность и т.д.) также гарантирует умножение проблем, утроение боли, хаоса, а если случатся сбои с синхронизацией, например в случаи вируса, то возможна такая уже цифровая болезнь или смерть будет ничуть не легче физической смерти. Итог, очередной мифологизированный лозунг социальной инженерии постген-деризма - «Один ум, много форм», где путь трансгендеров как совокупность «одного ума многих мужчин и женщин» [12, с. 461].

Интересно, что в западном постмодернизме столько сделали ради искоренения понятий «субъект», «человек» из философских построений, чтобы в итоге заменить личность на «экземпляр/реализацию». Действительно это уже не личность и соответствующего пиетета ей ожидать не приходится. Но как реально гарантировать даже законодательно, а тем более генетически и виртуально такую обязательную установку? Никак! Здесь мифологизация просматривается на нескольких уровнях: 1. Экстропианская фантастическая футурология, которая не понимает настоящего реального положения дел в сфере ИИ, робототехники; 2. Незнание или специальное игнорирование (не говорят людям, встречается понятие «биомасса») о двойных стандартах и «благах» лишь для элиты за высокую цену и жертвенность остальных; 3. Понимания природы человека, в научном плане через редукцию - сведения всего человека к нейронной активности и якобы, если возможно 100% картографирование сканирования мозга, а значит, возможно, загрузить человека в сеть; 4. Гностическое, манихейское и оккультное понимание тела, телесности, сущности человека (гностицизм и технологическое либертарианство).

Далее идут рассуждения в пределах настоящего земного общества о буду-

щем трансчеловека и его правах, где предлагается оставить это в сфере компетенции сертифицированных психологов, способных адекватно фиксировать наличие сознания у любой сущности. Если такой сертификат будет получен, то задокументированная сущность будет пользоваться всеми благами, недоступными обычным смертным!? Цифровой учет и власть таких специалистов или программ сертификации станет глобальной.

Признаком хорошего тона на Западе считается обращение к работам современных женщин-ученых и здесь можно сослаться на передовых исследовательниц вопросов гендера в русле постмодернизма и феминизма, например Рози Брайдотти, написавшую специальную работу по постчеловеку [14]. Один из вопросов, поставленных в книге - новые формы субъективности у постчеловека. Р. Брайдотти совершенно не случайно подчеркивает печальные следствия сложившейся ситуации в западном мире как доминирование «.антиинтеллектуализма . банальности корысти» [14, с. 4] Она также видит, что «.в постчеловеческом есть мрачный оттенок» [14, с. 5]. И действительно, если усматривается «мрачность» уже сейчас, что же ожидает в процессе реализации? Все трансгуманистические поверхностные идеологизированные построения она обозначает как «трансгуманистический бред трансцендентности» [14, с. 197]. Ее позиция «Постчеловеческий кочевой субъект материалистичен и виталисти-чен, воплощен и встроен - он прочно находится где-то, согласно радикальной имманентности «политики местоположения»» [14, с. 188].

Мифологизированные модели по-стгендерного трансчеловека и его духовные основания. Все эти сверхновые технологические проекты основываются на старых оккультно-алхими-ческих идеях, так постгендеризм уходит корнями в представления о гермафродитах и андрогинах. Макс Мор и Наташа Вита-Мор тяготеют в духовном плане к идеям сатанизма и оккультизма.

258

Поэтому не следует понимать их слова буквально или односложно. Типичная оккультная двойная подача информации (для профанов и посвященных) работает здесь на всех направлениях. Так если Н. Вита-Мор говорит о свете и свободе, вспоминаются «Принципы экстро-пии» М. Мора, где он четко отсылает к источнику света - Люциферу [13].

В недавней статье Поликарпова Е.В. упоминает о книге Э. Дэвиса, «раскрывающей архетипическую связь между современной информационной парадигмой и мифологией гностицизма. ...Э. Дэвис показал, как сам язык информационного общества формирует и трансформирует различные аспекты современной духовной жизни, как расширение границ термина «информация» придает ему «мистический ореол бестелесности» [4, с. 120] и как оторванная от своего материального носителя абстрактная информация «стала. фетишем и логосом одновременно» [Там же]. Становление информационной парадигмы в гуманитарных науках приводит к формированию картины «бестелесного "я"», в которой идентичность интерпретируется «как паттерн информации» [Там же, с. 130], что не только возвращает к манихей-скому и гностическому дуализму духа и материи, но и открывает путь идеям трансгуманизма (перенесение сознания в компьютер, киборгизация и т.п.)» [9, с. 194]. Но человек - это целое и единое, таинственное существо, его нельзя расщеплять как конструктор и складывать, как пазл, это уже будет не человек, а робот, куски мертвой плоти и убитого или расщепленного духа или хаотичного сознания.

Также такую четкую связь современной культуры и трансгуманизма (активно осваивающего цифровые просторы культуры), подчеркивает Д. Кир-би, специально разработав термин «ок-культура». ОссиКиге - это современная культура, слитая с оккультизмом на уровне массового сознания и репрезентаций, включающая в себя «альтернативное целительство, астрологию, употребление наркотиков, нео-шама-

низм, технопаганизм, уфологию, поклонение демонам и экодуховность, среди многих других практик и идеологий» [10, с.13].

Выводы. Итак, в ходе исследования выявлена ориентированность трансгуманизма на поддержку существующих нетрадиционных моделей «меньшинств», но не с целью закрепления отстаиваемых прав и свобод, а с целью преодоления их и перехода в трансген-деризм на новой основе, где все личные вариации выбора гендерной идентификации будут сведены к нулю. Если реализуется схема «Один ум, много форм» как путь трансгендеров в пост-гендеризм, когда якобы возникнет вынужденная адаптация к нескольким полам и, в конечном счете, к нескольким формам в отдельных индивидуумах, то никакого личного пространства ни у кого не останется. Отсюда все «заботы» о правах и удовольствиях трансгуманистов также предстают несбыточными и бредовыми. По большей части такие (якобы) инновационные разработки базируются на старых околонаучных и оккультных представлениях и практиках. Так и анализ биографии, опубликованных работ, бизнеса эстропианцев и косвенные данные о поддерживаемых программах однозначно подчеркивают яркий идеологический воинствующий формат - долой традиционные ценности, мировые религии, национальные государства, ге-теросексуальность, стариков и больных. Да здравствует, человек-адрогин, гермафродит, максимально раскрепощенный и в конечном итоге бесполый, бездетный сверхчеловек. М. Мор и Н. Вита-Мор - это давние популяризаторы оккультно-гностических идей, помноженных на научный эволюционизм и иммортологию.

Итак, что ожидает человека? Превращение в артефакт, алгоритм, файл, программу в мире виртуальной реальности без тела и четкой идентификации? Человек будет не рождаться, а воспроизводиться под конкретным товарным знаком или фирменной маркой, радикальная перемена стратификации

259

общества будет обеспечена, поэтому уже сейчас Н. Вита-Мор разрабатывает дизайн тела трансчеловека. Сформируются все более четкие критерии, а те, кто станет их разрабатывать и оценивать создадут анклав «нейробиовла-сти», станут высшим институтом новой этики и стандартов модификации человека. Человек естественный, со свойствами изначального пола, старения, произвольного спонтанного рождения будет однозначно в эстетических критериях оценен как уродливый и ущербный. Рост популярности трансгуманизму и экстропианству обеспечивают не столько собственные разработки (реальные высокотехнологические инновации, например технология воскрешения умершего или переход в бесполое состояние) сколько совокупность гуманитарных методик преподнесения «трансгуманистического бренда» в массовой культуре, именно здесь мы видим реальную работу Hi-Hume технологий (социальной инженерии). Они представляют собой уникальное сочетание соци-огуманитарных технологий, способных воздействовать на сознание и менять поведение, мотивацию человека. Другими словами, современный уровень ма-нипулятивных технологий, спрятанных за красивым названием «Hi-Hume» «нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им» [3, с.52]. Одним из таких трендовых направлений становится продвижение программ конвергенции НБИК технологий. Когда гуманитарная концепция подкрепляется информационной и нейрофизиологической составляющими. В эру интернета, цифрови-зации и айфонов Hi-Hume реализуются быстрее и масштабнее. На методологическом уровне глубоко проработал и показал гностические основы культуры Э. Дэвис в концепции техногнозиса, а Д. Кирби ввела специальный термин для современной культуры «оккульту-ра», занимаясь преимущественно анализом религиозности в цифровой среде и современной массовой культуре. Российский философ Поликарпова Е.В.

справедливо подчеркивает, что такие методологические основания неминуемо приводят к утверждению, в том числе трансгуманизма. Другими словами идеология трансгуманизма и постген-деризма строится на все тех же старых оккультных гностических идеях. Возвращаясь к теме посгендеризма, именно в оккультных системах прошлого активно разрабатывалась и подвергалась эксперименту половая и гендерная стороны человеческой природы. Демонические боги и духи, как правило, имеют амбивалентную природу гермафродита, а их служители активно играли роль полового партнера, причем как в традиционном смысле, так и в не свойственной себе роли (жрец исполнял роль возлюбленной). Теперь такие явления переходят из закрытой эзотерической сферы в публичную и массово внедряются и популяризируются посредством кино, мультипликации, музыки, компьютерных игр. Ээзотеризм стал платформой для ряда трансгуманистический «инноваций». Экстропианство активно поддерживает современные тенденции совершенствования человека в сторону постгендеризма. Современные российские философы подчеркивают такое явление как мифологизация сознания, в контексте нашей темы необходимо говорить о тотальной мифологизации пола и гендера, которую активно осуществляют трансгуманисты и экстропианство в частности. Необходимо и дальше, применяя критический анализ, изучать предлагаемые альтернативы радикальной трансформации человека, выявлять «фантастические» абсурдные и губительные проекты, а также подлинные цели и смыслы в «двойных и туманных» построениях трансгуманистов.

Литература

1. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / пер. с англ. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 496 с.

2. Гидденс Э. Трансформация интимности / Перевод с английского. -СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

260

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003.

4. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / пер. с англ. С. Кормильцева, Е. Бачининой, B. Харитонова. Екатеринбург: Ультра; Культура, 2008. 480 с.

5. Курцвейл Р. Эволюция разума. Как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы [Электронный ресурс] / пер. с англ. Т. Мосолова. URL: https://www. rulit.me/books/evolyuciya-razuma-read-450786-1.html (дата обращения: 12.06.2018).

6. Курцвейл Р.: Люди смогут обмениваться телами и жить вечно [Электронный ресурс] / Сайт журнала Плейбой 17.09.2016 URL: https:// playboyrussia.com/chtivo/dzhozef-gordon-levitt-ya-dolgo-dumal-o-nedostatkakh-onanizma-7274/(дата обращения: 23.12.2020).

7. Кутырёв В.А. Последнее целование. Человек как традиция. - СПб.: Алетейя, 2015. - 312 с. - (Серия «Тела мысли»).

8. Научно-популярный сатанизм. Под видом помощи людям с ограниченными возможностями Секспросвет и пропаганда извращений/ сайт Русская народная линия [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/ analitika/2015/07/06/nauchnopopul-yarnyj_satanizm/(дата обращения: 20.02.2021).

9. Поликарпова Е.В. Цифровизация образования: миф многозадачности // Манускрипт Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 10. C. 197203. ISSN 2618-9690. https://doi. org/10.30853/manuscript.2020.10.36

10. Kirby D. Fantasy and Belief: Alternative Religions, Popular Narratives and Digital Cultures. . L.: Equinox, 2013. 194 p.

11. More M. Technological Self-Transformation: Expanding Personal Extropy (Extropy #10, vol. 4, no. 2) (англ.): journal. - 1993.

12. More M., Vita-More N. The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology, and Philosophy of the Human Future 1st Edition. Published May 6th 2013 by John Wiley & Sons (first published February 28th 2013) ISBN 1118334310 (ISBN13: 9781118334317) 460 p.

13. More М. In praise of the Devil [Электронный ресурс] // Libertarian Aliance. Atheist Notes. 1991. № 3. URL: http://www.libertarian.co.uk/ lapubs/athen/athen003.pdf (дата обращения: 07.02.2021).

14. Rosi Braidotti The Posthuman. Polity Press, 65 Bridge Street Cambridge CB2 1UR, UK Polity Press, 2013. 229 p.

15. Vita-More N. Designing Human 2.0 - Regenerative Existence Article in Artifact -September 2008 Artifact 2 (3-4) pp.145-152. DOI: 10.1080/17493460802028542

POSTGENDERISM IN THE PARADIGM OF TRANSHUMANISM ON THE EXAMPLE OF THE IDEAS OF EXTROPIANISM

Khvastunova Ju.V.

Gorno-Altaisk State University

The purpose of the article is to consider the latest trends in the field of socio-philosophical analysis of the gender issue in modern transhu-manism, in particular, the vision of postgender-ism in the theory of extropianism. One of the aspects of this transformation is the modernization of his gender and gender identity. Transhuman and posthuman will abandon gender specificity towards sexlessness or all-sexuality. The scientific novelty of the work lies in the critical analysis of the latest mythologized models of postgen-derism in extropianism. As a result of the study, the orientation of transhumanism was revealed to support existing non-traditional models, but not with the aim of consolidating the defended rights and freedoms of minorities, but with the aim of overcoming them and the transition to transgenderism on a new basis, where all personal variations in the choice of gender identification will be reduced to zero. For the most part, such (supposedly) innovative developments are based on old pseudoscientific and occult concepts. Recognition of transhumanism is provid-

261

ed not so much by our own developments (real high-tech innovations) as by a set of humanitarian methods of presenting a "transhumanist brand", where Hi-Hume technologies are implemented to mythologize consciousness and popularize the ideology of transhumanism.

Keywords: transhumanism; transhuman; post-genderism; extropianism; New Age.

Reference

1. Bostrom N. Artificial intelligence. Stages. Threats. Strategies / per. from English S. Fil-ina. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2016. 496 p.

2. Giddens E. Transformation of intimacy / Translated from English. - SPb.: Peter, 2004. - 208 p.

3. Dotsenko E.L. Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection. SPb.: Rech, 2003.

4. Davis E. Technognosis: myth, magic and mysticism in the information age / per. from English S. Kormiltseva, E. Bachinina, V. Kharitonova. Yekaterinburg: Ultra; Culture, 2008.480 p.

5. Kurzweil R. Evolution of reason. How to expand the capabilities of our mind will allow us to solve many world problems [Electronic resource] / per. from English T. Mo-solova. URL: https://www.rulit.me/books/ evolyuciya-razuma-read-450786-1.html (date accessed: 12.06.2018).

6. Kurzweil R. People will be able to exchange bodies and live forever [Electronic resource] / Site of Playboy magazine 09/17/2016 URL: https://playboyrussia. com/chtivo/dzhozef-gordon-levitt-ya-dolgo-dumal-o- nedostatkakh-onanizma-7274 / (reference date: 12.23.2020).

7. Kutyrev V.A. The last kissing. Man as a tradition. - SPb.: Aleteya, 2015. - 312 p. - (Series "Bodies of Thought").

8. Popular science Satanism. Under the guise of helping people with disabilities Sexprosvet and propaganda of perversions / site Russian folk line [Electronic resource]. URL: https://ruskline.ru/analitika/2015/07/06/ nauchnopopulyarnyj_satanizm/ (date of access: 20.02.2021).

9. Polikarpova E.V. Digitalization of education: the myth of multitasking // Manuscript Tambov: Certificate, 2020. Volume 13. Issue 10. P. 197-203. ISSN 2618-9690. https://doi. org/10.30853/manuscript.2020.10.36

10. Kirby D. Fantasy and Belief: Alternative Religions, Popular Narratives and Digital Cultures.. L.: Equinox, 2013. 194 p.

11. More M. Technological Self-Transformation: Expanding Personal Extropy (Extropy #10, vol. 4, no. 2) (англ.): journal. - 1993.

12. More M., Vita-More N. The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology, and Philosophy of the Human Future 1st Edition. Published May 6th 2013 by John Wiley & Sons (first published February 28th 2013) ISBN 1118334310 (ISBN13: 9781118334317) 460 p.

13. More М. In praise of the Devil [Электронный ресурс] // Libertarian Aliance. Atheist Notes. 1991. № 3. URL: http://www.libertarian. co.uk/lapubs/athen/athen003.pdf (дата обращения: 07.02.2021).

14. Rosi Braidotti The Posthuman. Polity Press, 65 Bridge Street Cambridge CB2 1UR, UK Polity Press, 2013. 229 p.

15. Vita-More N. Designing Human 2.0 - Regenerative Existence Article in Artifact September 2008 Artifact 2 (3-4) pp.145-152. DOI: 10.1080/17493460802028542

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.