Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «ДУХОВНОСТЬ» В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТСЕКУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПОНЯТИЕ «ДУХОВНОСТЬ» В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТСЕКУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПОСТСЕКУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хвастунова Юлия Викторовна

В статье рассмотрены имеющиеся в российской науке характеристики и типологии духовности, определения ее критериев с учетом новейшего периода развития общества и, в частности, его перехода в стадию постсекулярной культуры, когда одновременно начали реализовываться несколько сценариев: от продолжающейся секуляризации, ориентации на ту или иную конфессию, обусловивших религиозные подходы к пониманию духовности в социуме, до формирования актуальных ее трактовок, введения термина «новой духовности» («spirituality») для обозначения превалирования в ней внутреннего индивидуального мира человека, продвигаемого преимущественно сторонниками соответствующего движения. Анализ существующих наработок и обобщений относительно представлений о духовности позволяет сделать выводы не только о конкретных доминирующих процессах в этой области, но и обнаружить актуальные тенденции, своеобразный понятийный сдвиг и влияние западной науки на сознание людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF «SPIRITUALITY» IN RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SCIENCE DURING THE FORMATION OF POSTSECULAR CULTURE

The article examines the characteristics and typologies of spirituality existing in Russian science, the definition of its criteria, taking into account the latest period of social development and, in particular, its transition to the stage of post-secular culture, when simultaneously several scenarios began to be realized: from the ongoing secularization, orientation on a particular confession, which determined the religious approaches to the understanding of spirituality in society, to the formation of its current interpretations, the introduction of the term “new spirituality” to denote the predominance in it of the inner distinct world of man, promoted primarily by the supporters of the respective movement. The analysis of existing developments and generalizations regarding ideas about spirituality allows to draw conclusions not only about the specific dominant processes in this area, but also to detect current trends, a kind of conceptual shift and the influence of Western science on people’s consciousness.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «ДУХОВНОСТЬ» В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТСЕКУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 111-115. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 3. P. 111-115.

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.17

Понятие «духовность» в российской психологической науке в период становления постсекулярной культуры

Юлия Викторовна Хвастунова

Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия, hvastunovoy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -6317-7901

Аннотация. В статье рассмотрены имеющиеся в российской науке характеристики и типологии духовности, определения ее критериев с учетом новейшего периода развития общества и, в частности, его перехода в стадию постсекулярной культуры, когда одновременно начали реализовываться несколько сценариев: от продолжающейся секуляризации, ориентации на ту или иную конфессию, обусловивших религиозные подходы к пониманию духовности в социуме, до формирования актуальных ее трактовок, введения термина «новой духовности» («spirituality») для обозначения превалирования в ней внутреннего индивидуального мира человека, продвигаемого преимущественно сторонниками соответствующего движения. Анализ существующих наработок и обобщений относительно представлений о духовности позволяет сделать выводы не только о конкретных доминирующих процессах в этой области, но и обнаружить актуальные тенденции, своеобразный понятийный сдвиг и влияние западной науки на сознание людей. Ключевые слова: духовность, постсекулярная культура, развитие личности

Для цитирования: Хвастунова Ю.В. Понятие «духовность» в российской психологической науке в период становления постсекулярной культуры // Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 111-115. https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.17.

Original article

The Concept of «Spirituality» in Russian Psychological Science during the Formation of Postsecular Culture

Yulia V. Khvastunova

Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia, hvastunovoy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -6317-7901

Abstract. The article examines the characteristics and typologies of spirituality existing in Russian science, the definition of its criteria, taking into account the latest period of social development and, in particular, its transition to the stage of post-secular culture, when simultaneously several scenarios began to be realized: from the ongoing secularization, orientation on a particular confession, which determined the religious approaches to the understanding of spirituality in society, to the formation of its current interpretations, the introduction of the term "new spirituality" to denote the predominance in it of the inner distinct world of man, promoted primarily by the supporters of the respective movement. The analysis of existing developments and generalizations regarding ideas about spirituality allows to draw conclusions not only about the specific dominant processes in this area, but also to detect current trends, a kind of conceptual shift and the influence of Western science on people's consciousness. Keywords: spirituality, post-secular culture, personal development

For citation: Khvastunova, Yu.V. (2023) The Concept of «Spirituality» in Russian Psychological Science during the Formation of Postsecular Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 111-115. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.3.17 (In Russian).

С учетом специфики российской науки, ее интегральности, особенностей отечественной традиции рассмотрения духовности, а также востребованности в обществе исследований в рамках конкретных направлений следует подчеркнуть, что в последние десятилетия одними из самых актуальных стали психолого-педагогические исследования характеристик и процессов духовности, количественно существенно превышающие объем аналогичных работ в философских направлениях. В российской психологической науке фиксируется становление основ духовной психологии, типологии духовности с точки зрения личностного роста, возрастных этапов человека, типа темперамента, социально-психологических характеристик окружения и т. п. Исследователи отмечают, что проблема духовности в классическом философском понимании этого слова в западной науке игнорировалась в последнее время, а собственно психология духовности так и не родилась (Сунцова, 2009: 40).

© Хвастунова Ю.В., 2023

В настоящей работе рассмотрены преимущественно психологические представления о духовности, имеющие некоторые педагогические особенности, поскольку исследуемый концепт не только обладает сущностными онтологическими характеристики, но и задает формат развития личности (социализации), что всегда имеет особый смысл для педагогических теорий.

В контексте очевидных социальных изменений, фиксации перехода общества в «постпостмодернистскую» эпоху, а также в свете всё более очевидного формирования постсекулярной культуры становится важно выявить состояние неких особых индикаторов или маркеров, одним из которых и является такое понятие, как духовность. С учетом интегрального характера российской науки необходимо учитывать наработки в области смежных наук, особенно психологического направления, представленные не только теоретическими построениями, но и накопившимся богатым эмпирическим материалом. Последний также фиксирует изменения в современной культуре, выражающиеся в постсекулярности.

С конца XX в. ситуация начала меняться, и своеобразная революция произошла в психологии и смежных с ней науках, в том числе связанных со всесторонним анализом современной культуры. Тема духовности, «духовного опыта», преимущественно в новом ее осмыслении, все чаще находит место на страницах западных научных журналов, и здесь происходит своеобразная рокировка ключевых ее характеристик. Так если в период секуляризации из науки всячески вытравлялись темы, связанные с религией и духовностью как сопряженной с ней категорией, больше всего досталось конфессионально обусловленным теориям духовности, то в период постсекуляризации, на волне интереса к новым религиозным движениям (НРД), обнаружился рост престижа трансперсональной психологии (ТП) (Гроф, 1994; Гроф, Хэлифакс, 1996), зародившейся на пике «психологической революции», которая поначалу шла параллельно с войной «культистов и антикультистов», где первые в конечном итоге выиграли. Все это определило появление целого тематического направления в психологии, связанного с анализом «новой духовности», духовности Нью Эдж, «спиритуалити» (Данилин, 2001; Лифтон, 2005).

Обзор трактовок исследуемой категории в психологических трудах, выполненный, например, в работе Н.В. Климовой (Климова, 2014), позволяет выделить ее базовые смыслы: от энциклопедических словарных определений, в которых духовность трактуется как некая стадия взросления, становления и достижения полноты личностного начала в человеке (в формате возрастной психологии) благодаря опоре на высшие человеческие ценности (возможно, это одно из наиболее нейтральных определений) до глубоко проработанных авторских дефиниций, не ограничивающихся шаблонным определением понятия, а выстраивающих его типологию и предлагающих включать индикаторы духовности в соответствующие коррекционные методики и психологические тестирования1.

В обзорной статье психологического словаря под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин-ченко раскрываются различные грани понятия «духовность»2. Авторы определяют ее и как поиск, и как деятельность неутилитарного плана по преобразованию себя и обретению истины. Подлинная духовность - это рост, совершенствование, идущее сверху и наверх. Здесь исследователи принципиально дистанцируются от З. Фрейда, который искал духовность в бессознательном животном начале, т. е. в «низинах» человеческого существа, что пророчески предопределило путь западного «раскрепощённого» человека или человека-зверя - «сексуального животного», снабженного интеллектом и опирающегося исключительно на «внешние» технологии (Фрейд, 2019). Это есть движение не только бесплодное, но и опасное. Оно неотвратимо приводит к человеку-машине, к господству искусственного интеллекта. Поэтому неудивительно, что на Западе всё активнее развивается трансгуманизм и его отдельные подвиды, согласно идеям которого человек в человеке должен быть преодолен, в том числе за счет изменения духовных основ, привнесения «новой духовности» («spirituality», ньюэджевская духовность), позиционируемой как наиболее актуальное и прогрессивное направление развития человечества.

В русской науке, в философском дискурсе, духовность всегда воспринималась «серьезно», используемые метафоры лишь помогали объяснить ее и приблизиться к истине. Духовность присутствует повсюду, но из-за своей динамичности она относительно легко меняет вектор и вмещает в себя то или иное содержание. В соответствии с этим ее можно разделить на: оптимистическую, понимаемую как полет духа (человеческая суть, сознание соединяется с Духом), и пессимистическую, сближающуюся по содержанию с нищетой духа (сознание вместо Духа, погружается в душевность и телесность). Наука же стала несколько игнорировать богатое наследие прошлого о духовности, уходить в формальные, статистические, методологические аспекты3.

Однако в конце XX в. всё больше ученых стали обращаться к богатому религиозному

1 Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. Ростов н/Д., 1998. 512 с.

2 Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М. ; СПб., 2009. 811 с.

3 Там же.

наследию, в том числе сконцентрированному в конфессиональных институтах. Так, Б.С. Братусь рассматривает все аспекты духовности с точки зрения христианских ценностей, через взаимное отношение любви. Исследователь выделяет четыре уровня этой категории: 1) эгоцентрический (потребительское вещное отношение к другому человеку; 2) группоцентрический (братские отношения распространяются только на конкретную свою группу, обычно малочисленную); 3) социо-центрический, или гуманистический (принесение пользы всему сообществу); 4) собственно духовный (когда духовные вопросы во всем доминируют) (Братусь, 2000).

В диссертации Н.А. Коваль духовность предстает в виде «результата процесса приобщения личности к общечеловеческим ценностям и духовной культуре»1. Аналогичная точка зрения обнаруживается в работе Н.В. Климовой (Климова, 2014: 205).

Исследователь И.М. Ильичева выделяет формы проявления духовности, среди них: поиск смысла жизни, самоактуализация и ответственность2. Последняя в постсекулярный период активно отрицается и подменяется, например, искусственно продвигаемой «культурой отмены России», в молодежную среду внедряется антидуховность через позиционируемые значимыми информационные источники. Блогеры наподобие рэпера Алишера Моргенштерна, который позиционирует себя как откровенный сатанист, пропагандист наркотиков и насилия, суицидальных мотивов и распутства. При чем всё это называется разнообразием проявлений личностного развития, свободой, но есть ли здесь подлинное разнообразие? Тут представлены смыслы лишь одного ценностного ряда. Отсюда у молодежи вместо самоактуализации (усиленного развития позитивных личностных качеств) обычное подражание узким «брендам-трендам-фрикам-фейкам», которые вместо развития приводят в тупик. Ответственность же изгоняется лозунгами, которые льются из текстов попсовых песен и голливудских фильмов, ориентированных на стандарты потребления и нарциссизма. Благодаря наработкам в области психологии, другие науки, в частности, философия, начали разрабатывать понятие «нарциссическая культура». Сначала в контексте исследований по психоанализу и глубинной психологии, а далее - в работах философа К. Лэша четко обозначились основные характеристики новой нарциссической культуры, дополнившей социально-психологические теории общества потребления (Lasch, 1978). В рамках потребительской концепции развития человеческого общества представители шоу-индустрии были главными воспитателями и вдохновителями российского народа в последние десятилетия, в обществе интенсивно аккумулировалась новая прозападно ориентированная постсекулярная культура, с ее удобной «новой духовностью», которая начала складываться преимущественно с конца 60-х годов XX в.

Именно область психологических исследований (экспериментальные данные) задала импульс формированию «новой духовности» и смене периода секулярной культуры на постсеку-лярную. Данный период в истории западного общества обозначен не только как переходный (складываются предпосылки для формирования постиндустриального общества), но и как ознаменовавшийся зарождением контркультуры. В США активно разворачивают свою деятельность различные «прогрессивные движения», прежде всего ратующие за разного рода «свободы»: в образе жизни, в выборе места жительства «без привязки к географии», в сексуальных отношениях, в способах постижения действительности с предпочтением иррациональных, в том числе через наркотический транс (психоделическая революция) и обращение к культовым практикам. Последние стали изучаться в контексте имеющихся научных психологических теорий и понятий. Так, продолжила своё развитие психоаналитическая школа, трансперсональная психология, психоделическая психотерапия и т. п.

В среде ученых, представителей шоу-бизнеса, писателей-фантастов появились апологеты экзотической «новой духовности», которые создавали свои произведения в контексте приобретаемых навыков, популяризуя новые духовные технологии в массовой культуре. Молодежь активно приобщалась к психоделическому року и фолку, стилю хиппи, романам бит-поколения, фильмам-саспенсам, хоррорам, неонуару и т. п. Все это, очевидно, позволяет заключить о неизбежном переходе эры секулярной культуры Запада (с ее предельной рационализацией, атеистическими компаниями, материализмом и т. п.) в новую формацию - постсекулярную. В научном дискурсе данное явление начало осмысляться уже позже - в контексте завершающей стадии постмодернистских исследований.

С.Я. Сунцова выделяет четыре подхода к исследованию духовности: 1) поиск ее истоков в продуктах жизнедеятельности; 2) изучение ситуативных и личностных факторов, развивающих духовность, рассматриваемую как принцип саморазвития и самореализации человека; 3) обращение к высшим ценностным инстанциям конструирования личности; 4) религиозное направление: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух, а жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге (Сунцова, 2009). С.Я. Сунцова приводит следующую дефиницию:

1 Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997. С. 55.

2 Ильичева И.М. Психология духовности : учебное пособие. М., 2003. С. 6.

«В рамках психологии духовность может пониматься как родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Существования, связанного с освобождением от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости. Духовность - это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях» (Сунцова, 2009: 40).

Важнейший нюанс в более глубоком понимании сути духовности - это отличие ее от душевности, которое лучше всего показано в теологических, богословских работах, но также изучается в психологии, педагогике и философии. Так, в статье Ю.Н. Синицына, А.Г. Хентонена (Си-ницын, Хентонен, 2015) подчеркивается, что данные различных наук о духе и духовности не противоречат и связаны «с единством трех основополагающих ценностей человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты)», соответственно выделяются «три сферы духовной деятельности - познание, искусство, нравственность» (Синицын, Хентонен, 2015: 279). Однако исследователи отмечают, что в ходе конкретного исследования (диагностика учащихся) они фиксировали трудности у большинства школьников с четким определением таких понятий, как духовность и нравственность (Синицын, Хентонен, 2015: 280-282). Одной из причин такого положения дел является влияние на подрастающее поколение новой формации культуры (постсекулярной), где под духовностью может пониматься все, что угодно, в том числе установки, далекие от нравственно обусловленных норм, ценностей и идеалов.

В вышеизложенных научных определениях духовность - это высшее морально-ответственное развитие человека, становление личности. Если же применить подобную трактовку к западным направлениям психологии - трансгуманистической и некоторым видам постгуманистической, то тут начнутся проблемы, поскольку их сторонники, во-первых, расширяют понятие разумных существ, включая в их ряд животных, роботов, клонов и человека (где-то там и не в первом ряду); во-вторых, предлагают вообще отказаться от человека как такового, так как не видят в нем потенциала для реализации высшего проявления духовности, оставляя «совершенствование» гибридам - трансчеловеку и постчеловеку.

Итак, завершая наш небольшой обзор определений духовности в российской науке, необходимо подчеркнуть их в некотором роде единство. Несмотря на отчетливые тенденции последних десятилетий, связанные с распространением западных трендов и трактовок данного понятия в российском образовательном сегменте, всё же отечественные ученые остаются верными себе и поддерживают устоявшиеся традиции, в том числе обращаясь к наследию досоветского периода, к русской религиозной философии, психологии, педагогики и богословию. Современные вызовы, актуализация «постчеловеческих» идеологий и теорий, в том числе в трансгуманизме, определяют одновременное развитие нескольких направлений для реализации постсекулярной культуры (нового вида переходной культуры, или культуры постпостмодернизма): от механического соединения различных имеющихся теорий и концепций, продолжающих линию секуляризации, до ориентированных на определенные конфессии и выбирающих «новую духовность», или духовность «spirituality», поддерживаемых различными движениями Нового века с их акцентом на авторских духовных практиках, а также сетевыми виртуальными сообществами.

В массовой культуре наблюдается продолжающая тенденция развития темы постсекуляр-ности. Так, на уровне популяризации трансгуманистических идей развивается киберпанк, пишутся романы и рассказы, которые активно экранизируются. Следует выделить писателя Д. Брина с его романом «Почтальон»1 и серией рассказов о развитии радикальных технологий; популяризатора теории сингулярности В. Винджа и его роман «Пламя над бездной»2, произведение Н. Стивенсона «Лавина»3 и т. п. Отдельные темы постсекулярности, в частности, осмысление пси-феноменов с учетом развития передовых технологий, описывает в своих рассказах австралийский писатель и литературный критик Д. Бродерик4. Аспекты генетических технологий, вопросы клонирования раскрываются в романе О. Батлер, написанном в стиле черного ки-берпанка5, а вопросы «загрузки сознания» и нахождения подлинной духовной самости «я» человека анализируются в произведении «Нексус» современного американского автора Р. Наама6, а также в творчестве российского писателя В. Пелевина7.

1 Брин Д. Почтальон. М., 2003. 384 с.

2 Виндж В. Пламя над бездной. М., 2001. 392 с.

3 Стивенсон Н. Лавина. М., 2003. 544 с.

4 Broderick Damien [Электронный ресурс] // SFE. URL: https://sf-encyclopedia.com/entry/broderick_damien (дата обращения: 22.02.2023).

5 Батлер О. Рассвет. М., 2001. 316 с.

6 Наам Р. Нексус. М., 2015. 448 с.

7 Пелевин В.О. Transhumanism Inc. М., 2021. 608 с.

Завершая исследование, следует подчеркнуть растущий интерес к теме духовности, а также «новой духовности» в контексте реализации радикальных технологий в ситуации постпостмодернистской эпохи. Именно постсекулярная культура ставит духовность в центр своей актуализации и возможного доминирования по отношению ко всем другим видам постсовременной культуры.

Список источников:

Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 135-137.

Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М., 1994. 338 с.

Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996. 246 с.

Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2001. 521 с.

Климова Н.В. Анализ понимания духовности в современной научной литературе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4-2 (60). С. 203-206.

Лифтон Р.Дж. Технология «промывки мозгов»: психология тоталитаризма. СПб., 2005. 576 с.

Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Духовность и душевность как базовые «экзистенциалы» человеческого бытия: педагогический контекст // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. T. 7, № 5-1. С. 278-283. https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.278-283.

Сунцова С.Я. Понятие духовности в философии и психологии // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 2. С. 39-60.

Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2019. 592 с.

Lasch Ch. The Culture of Narcissism: American Life in an Age of Diminishing Expectations. N. Y., 1978. 268 р.

References:

Bratus', B. S. (2000) Smyslovaya sfera lichnosti [The Semantic Sphere of Personality]. Psikhologiya lichnosti v trudakh ote-chestvennykh psikhologov. St. Petersburg, рр. 135-137. (In Russian).

Danilin, A. G. (2001) LSD. Gallyutsinogeny, psikhodeliya i fenomen zavisimosti [Hallucinogens, Psychedelia and the Phenomenon of Addiction]. Moscow. 521 р. (In Russian).

Freid, Z. (2019) Vvedenie vpsikhoanaliz [Introduction to Psychoanalysis]. Moscow. 592 р. (In Russian).

Grof, S. & Khelifaks, Dzh. (1996) Chelovek pered litsom smerti [A Man Facing Death]. Moscow. 246 р. (In Russian).

Grof, S. (1994) Puteshestvie v poiskakh sebya. Izmereniya soznaniya. Novye perspektivy v psikhoterapii i issledovanii vnu-trennego mira [A Journey in Search of Self. Dimensions of Consciousness. New Perspectives in Psychotherapy and Inner World Exploration]. Moscow. 338 р. (In Russian).

Klimova, N. V. (2014) Analysis of Understanding Spirituality in Modern Scientific Literature. Bulletin of Kemerovo State University. (4-2 (60)), 203-206. (In Russian).

Lasch, Ch. (1978) The Culture of Narcissism: American Life in an Age of Diminishing Expectations. New York. 268 р.

Lifton, R. Dzh. (2005) Tekhnologiya «promyvki mozgov»: psikhologiya totalitarizma [Brainwashing Technology: the Psychology of Totalitarianism]. St. Petersburg. 576 р. (In Russian).

Sinitsyn, Yu. N., Hentonen A. G. (2015) Spirituality and Sincerity as Basic «Existentials» of Human Existence: the Pedagogical Context. Historical and Social Educational Idea. 7 (5-1), 278-283. Available from: doi:10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.278-283. (In Russian).

Suntsova, Ya. S. (2009) The Concept of Spirituality in Philosophy and Psychology. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. (2), 39-60. (In Russian).

Информация об авторе Ю.В. Хвастунова - кандидат философских наук, доцент кафедры права, философии и социологии Горно-Алтайского государственного университета, Горно-Алтайск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466121

Information about the author Yu.V. Khvastunova - PhD, Associate Professor, Department of Law, Philosophy, and Sociology, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466121

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.