Научная статья на тему 'НАРЦИССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ТРАНСГУМАНИЗМ'

НАРЦИССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ТРАНСГУМАНИЗМ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРЦИССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНСГУМАНИЗМ / Э. ФРОММ / ПОСТСЕКУЛЯРНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хвастунова Ю.В.

В статье рассматривается понятие «нарциссическая культура», приводятся его апологетические трактовки. Представлены различные точки зрения ученых на содержание данной категории, обозначенные ими в ходе заочной дискуссии на страницах отечественного научного журнала «Идеи и идеалы». Рассмотрены также основные характеристики трансгуманизма как явления современности, которое претендует на мировое доминирование в недалеком будущем во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время данное направление активно развивает собственную дигитальную философию, создает идеологическое основание для развития общества транслюдей, пытается активизироваться на политической международной арене. В статье представлены некоторые базовые постулаты трансгуманизма, значимые с точки зрения создания общества нового типа, в котором продолжается трансформация современной постсекулярной культуры. С учетом актуальности и злободневности обоих явлений осуществлен сравнительный анализ признаков нарциссической культуры и трансгуманизма. Сделан вывод о наличии точек соприкосновения между ними. Заключается, что проекты трансгуманизма могут иметь фатальное значение для «человека-зеркала», подлежащего радикальной трансформации и переходу в новое состояние трансчеловека и далее постчеловека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NARCISSISTIC CULTURE AND TRANSHUMANISM

The article examines the concept of “narcissistic culture”, its apologetic interpretations, and the recent criticism of the definition of this concept that has unfolded on the pages of the national scientific journal “Ideas and Ideals”. In addition to narcissistic culture, the main characteristics of another modern phenomenon are highlighted - transhumanism, which claims to dominate the world in the near future in all spheres of life. Currently, transhumanism is actively developing its own digital philosophy, forming the ideological basis of transhuman society, and trying to become active in the political international arena. The article presents some basic tenets of transhumanism that are significant in terms of the formation of a new type of society, where the transformation of contemporary post-secular culture (can be designated as “narcissistic culture”) continues. Taking into account the relevance and topicality of both phenomena, a comparative analysis of the features of narcissistic culture and transhumanism (the most universal for most trends of transhumanism) was carried out. Conclusion is drawn on the existence of points of contact between the modern type of man of narcissistic culture and projects of transhumanism; the latter can have fatal significance for the “mirror person”, subject to radical transformation and transition to a new state of transhuman and then posthuman.

Текст научной работы на тему «НАРЦИССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ТРАНСГУМАНИЗМ»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 62-67. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 1. P. 62-67.

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.9

Нарциссическая культура и трансгуманизм Юлия Викторовна Хвастунова

Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия, hvastunovoy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6317-7901

Аннотация. В статье рассматривается понятие «нарциссическая культура», приводятся его апологетические трактовки. Представлены различные точки зрения ученых на содержание данной категории, обозначенные ими в ходе заочной дискуссии на страницах отечественного научного журнала «Идеи и идеалы». Рассмотрены также основные характеристики трансгуманизма как явления современности, которое претендует на мировое доминирование в недалеком будущем во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время данное направление активно развивает собственную дигитальную философию, создает идеологическое основание для развития общества транслюдей, пытается активизироваться на политической международной арене. В статье представлены некоторые базовые постулаты трансгуманизма, значимые с точки зрения создания общества нового типа, в котором продолжается трансформация современной постсекулярной культуры. С учетом актуальности и злободневности обоих явлений осуществлен сравнительный анализ признаков нарциссической культуры и трансгуманизма. Сделан вывод о наличии точек соприкосновения между ними. Заключается, что проекты трансгуманизма могут иметь фатальное значение для «человека-зеркала», подлежащего радикальной трансформации и переходу в новое состояние трансчеловека и далее постчеловека.

Ключевые слова: нарциссическая культура, трансгуманизм, Э. Фромм, постсекулярность, потребительство

Для цитирования: Хвастунова Ю.В. Нарциссическая культура и трансгуманизм // Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 62-67. https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.9.

Original article

Narcissistic Culture and Transhumanism

Yulia V. Khvastunova

Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia, hvastunovoy@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6317-7901

Abstract. The article examines the concept of "narcissistic culture", its apologetic interpretations, and the recent criticism of the definition of this concept that has unfolded on the pages of the national scientific journal "Ideas and Ideals". In addition to narcissistic culture, the main characteristics of another modern phenomenon are highlighted - transhumanism, which claims to dominate the world in the near future in all spheres of life. Currently, transhumanism is actively developing its own digital philosophy, forming the ideological basis of transhuman society, and trying to become active in the political international arena. The article presents some basic tenets of transhumanism that are significant in terms of the formation of a new type of society, where the transformation of contemporary post-secular culture (can be designated as "narcissistic culture") continues. Taking into account the relevance and topicality of both phenomena, a comparative analysis of the features of narcissistic culture and transhumanism (the most universal for most trends of transhumanism) was carried out. Conclusion is drawn on the existence of points of contact between the modern type of man of narcissistic culture and projects of transhumanism; the latter can have fatal significance for the "mirror person", subject to radical transformation and transition to a new state of transhuman and then posthuman.

Keywords: narcissistic culture, transhumanism, E. Fromm, postsecularity, consumerism

For citation: Khvastunova, Yu.V. (2023) Narcissistic Culture and Transhumanism. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 62-67. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.1.9 (In Russian). 62-67.

Введение. В XXI в. всё чаще звучат призывы философов отказаться от старых трактовок и наименований «уже закончившегося периода постмодернизма» и найти более подходящее определение для нового этапа общественного и культурного развития; в качестве единого наименования предлагается остановиться на термине «постпостмодернизм». Распространение получила также концепция нарциссической культуры. Исходя из данной тенденции необходимо понять суть содержания соответствующего термина, сопоставить обозначаемый им феномен с рядом других современных явлений. Сказанное обуславливает основные задачи настоящей статьи:

© Хвастунова Ю.В., 2023

1) рассмотреть имеющееся разнообразие определений «нарциссическая культура»;

2) обозначить основные признаки данного явления;

3) сравнить характеристики нарциссической культуры и трансгуманизма как современного движения, определяющего тенденции развития человеческого общества и культуры в том числе;

4) проанализировать обнаруженные сходства в идейном содержании указанных категорий.

Методы исследования. В работе использовался системный метод, метод описания и

анализа научной литературы.

История вопроса. Термин «нарциссическая культура» происходит от слова «нарциссизм», отсылающего к психологии, так как оно встречается чаще всего в трудах по психоанализу, глубинной психологии и т. п. В настоящей статье сделан акцент на философском анализе данного явления.

К. Лэш впервые сформулировал основные положения теории нарциссической культуры в современном контексте применительно к западному обществу потребления (Lasch, 1978). Признаками этой парадигмы он считал усиление коммерциализации культуры, установление «нового патернализма», кризис традиционных ценностей и рост числа социально патологических явлений в обществе. Последнее обстоятельство связано с усовершенствованием манипулятивных технологий, когда вместо прямого внешнего давления устанавливается постоянный контроль над глубоко личностным уровнем сознания человека. Нарциссическая культура характеризуется солипсизмом, что формирует инфантильную личность, не мотивированную на взросление, самостоятельность и ответственность. Конечным ее продуктом является эгоистичный клиент-потребитель.

По К. Лэшу, нарциссическая культура представляет собой процесс деградации человека. Вместо противостояния проблемам, осуществления трезвого критичного взгляда на себя и обстоятельства потребитель погружается в мир страхов и самообмана. Человек ищет возможности для компенсации внутреннего дисбаланса в возрастающем материальном потребительстве: он должен ежедневно получать дозу удовольствия от приобретения все новых и новых благ для себя и пребывать в зоне комфорта. Всё его время занято прагматическими утилитарными устремлениями, обозначенными массовой культурой как нечто супермодное, инновационное, исключительное, уникальное. Человек превращается в вещь, лишенную возможности самостоятельно думать, выбирать, жить. Он перестает реализовывать стратегию самокультивирования (self-culture), саморазвития посредством культуры (Lasch, 1978). Другими словами, «всё это тиражирует образ нарцисси-ческого "человека-зеркала", воспринимающего окружающий мир как проекцию самого себя. Однако на дне нарциссической грезы самодостаточности - беспомощность и страх как невозможность осознания того, на сколь иллюзорном основании абсолютной, тотальной, анонимной зависимости она зиждется»1. Если нарциссизм не будет преодолен, то помноженный на ускоряющийся технологический прогресс, лишенный гуманистического основания, он приведет человека к катастрофическим последствиям. В этом ракурсе особенно опасным представляется совпадение проявлений нарциссической культуры и проектов трансгуманизма, нацеленных на максимальную технизацию, киборгизацию и цифровизацию человека и культуры.

Результаты исследования. В современной отечественной науке тема нарциссической культуры актуализировалась в 2021 г., когда два профессора - П.А. Ореховский и В.И. Разумов -опубликовали статью «Наступление нарциссической культуры: последствия для образования, науки и политики» (Ореховский, Разумов, 2021). В ней исследователи связали формирование современной нарциссической культуры с трансформацией общественных систем: с политико-экономическими изменениями, с преобразованиями в сфере коммуникаций и влиянием постмодерна, который через деконструкцию старых смыслов привел современного человека к единственной цели-желанию - получению удовольствий и самолюбованию (утилитарная этика потребителя-нарцисса). Следуя своим эгоистичным устремлениям, человек отказался «служить» во всех сферах. Так, в науке он перестал стремиться к высоким идеалам и истине, а начал искать новой способ позиционирования себя. «Даже в элитных вузах профессионализм выдавливается в целях достижения требований удобства и комфорта. Обесценивание профессионализма вызывает ответную реакцию - самоизоляцию (абсентеизм) специалистов. В области предпринимательства [можно наблюдать процессы] легитимации гедонизма и эгоцентризма» (Ореховский, Разумов, 2021: 84).

Однако авторы статьи все же позитивно оценили рост нарциссической культуры, видя в ней потенциал «высокого разнообразия», который должен стать «стимулом к началу нового витка развития человечества» (Ореховский, Разумов, 2021: 85). Ученые назвали новую культуру «внешним

1 Савицкая Т. Е., Симонов А. И. Кристофер Лэш [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. Персоналии. URL: https://gtmarket.ru/personnels/christopher-lasch (дата обращения: 24.08.2022).

фактором», что выступает несколько спорным заявлением, и проявлением разновидности здорового нарциссизма (Фромм, 1992). Массовая культура описывается ими несколько идеалистически, а нарциссическая - представляется способом реализации различных возможностей. В целом в качестве положительных характеристик последней исследователи назвали индивидуализм, гибкость, креативность, демократичность («нет прежней жесткой иерархии, множества бюрократических процедур»), толерантность, готовность к риску, стремление к смене моральных установок, акцент на здоровом образе жизни, понимаемом как «необходимая любовь к себе», ведь «"нарциссы" требуют только любви и восхищения, вечного праздника» (Ореховский, Разумов, 2021: 94-95). Однако авторы статьи обозначили и опасные тенденции: «Плюрализм реальностей может превратиться в эффективный механизм манипулирования "нарциссами", неспособными к конструктивному взаимодействию» (Ореховский, Разумов, 2021: 98).

В этом описании нарциссической культуры обнаруживаются ее черты, которые могут трактоваться неоднозначно. Так, толерантность подразумевает лишь некоторую внешнюю терпимость; демократичность выступает как отражение сетевого принципа и плюрализма, чаще всего она имеет поверхностный формат на внешнем уровне социума. Спорным является и утверждение исследователей о противопоставлении массовой и нарциссической культуры.

Публикация статьи П.А. Ореховского и В.И. Разумова спровоцировала развитие научной дискуссии на страницах журнала «Идеи и идеалы», посвященной феномену нарциссической культуры. Одни из ученых демонстрировали согласие с положениями концепции, изложенной в рассмотренной выше статье, другие оказались в числе оппонентов П.А. Ореховского и В.И. Разумова, выразив неприятие некоторых обозначенных ими характеристик нарциссической культуры.

Так, Ю.Ю. Першин возразил против включения толерантности в число атрибутов исследуемого феномена и обозначил ее как кажущуюся, отметив, что в действительности это нежелание «воспринимать то, что ... неприятно, или отвечать на те вопросы, которые неудобны... Невозможно сколько-нибудь долго расцветать и развиваться за чужой счет, на чужих ресурсах и труде. Вообще это та культура и то общество, где человек перестает работать над собой» (Першин, 2022: 158). Отсюда вердикт: «Для такой современной нарциссической "цивилизации", как когда-то для Рима, обязательно найдутся свои "варвары". Они должны будут очистить этот гнойник» (Першин, 2022: 158). В качестве такого «варвара» может выступить и Россия как «защитница традиционных ценностей, традиционной семьи, религии, традиционного отношения между полами» (Першин, 2022: 159). Западную же нарциссическую культуру ученый сравнивает с мифологическим Антеем, который оторвался от своих корней и потерял связь с реальностью. Таким образом, Ю.Ю. Першин описал нарциссическую культуру как нетолерантную, эгоистичную, характеризующуюся извращенными ценностями, ложью и манипуляциями, поддерживаемую коллективным Западом и потому не знающую подлинной реальности. Ее судьбу определят «варвары».

Г.А. Илларионов и В.И. Кудашов видят в нарциссе «человека-зеркало». Они не согласны с тезисом П.А. Ореховского и В.И. Разумова о противоположности массовой и нарциссической культуры, напротив, по их мнению, вторая является продолжением первой: «Нарциссическая культура есть культура массового общества, зашедшего дальше по пути секуляризма, посттрадиционности и гуманизма.» (Иларионов, Кудашов, 2022: 165). Исследователи аналогично отмечают в ней доминирование эгоизма, самолюбования, неспособности служить великим идеалам, что отражается в двух концептах: секулярности и посттрадиционности. Первый понимается ими в контексте теории Ч. Тейлора, согласно которой вера в Бога предстает как сложный выбор среди различных вариантов: «Апелляция к высшей реальности стала лишь частным приватным выбором» (Илларионов, Кудашов, 2022: 170-171). Г.А. Илларионов и В.И. Кудашов, выражаясь образно, представили современную секулярную нарциссическую культуру как утратившую Небо и Землю, поэтому человек преклоняется и служит лишь одному оставшемуся основанию - самому себе. Однако и здесь кроется подвох. Еще одно основание нарциссической культуры - гуманизм - предстает в измененном виде: объекты самообожания и служения приобретают деформированные формы. Примером может служить феномен нарциссической культуры - появление множества групп нью-эйджа и т. п. Г.А. Илларионов и В.И. Кудашев считают нарциссическую культуру внутренним фактором, «составляющим мотивы и интересы участников этих процессов», а «толерантность и всеядность нарциссической культуры» объясняют тем, что «культурная "пища" одинакова на вкус <...> нарциссическая культура есть не молодость нового мира, а старость все того же массового общества» (Илларионов, Кудашов, 2022: 175).

С.М. Журавлева, вступив в дискуссию, предложила вместо термина «нарциссизм» использовать именование «некрофилия» (что созвучно идеям российского философа В.В. Кутырева). По ее мнению, она «проявляется в предпочтении мертвого, бездушного и механистического, упорядоченного всему живому, буйно растущему, неупорядоченному и неподконтрольному» (Журавлева, 2022: 230-231). Исследователь в корне не согласна с трактовкой «высокой» культуры,

предложенной П.А. Ореховским и В.И. Разумовым. В своих научных измышлениях она опирается на тезис Э. Фромма об опасности превращения человека в вещь. Поэтому некрофилия современной культуры нарциссов (бездушие и мертвенная механистичность), по мнению С.М. Журавлевой, обнаруживает «политическую пассивность и манифесты некрофильного искусства, воспевающего многоплановое разрушение традиций и культуры ради мнимого прогресса и трансгуманистического будущего» (Журавлева, 2022: 241). Отсюда следует, что люди-нарциссы быстро устают «жить», поскольку не живут, а существуют из-за внутренней пустоты; они нуждаются во внешнем допинге и постоянно ищут его; с точки зрения некрофильских параметров такие субъекты представляют собой «живые трупы».

Еще один мыслитель, И.В. Сохань, обращаясь к теме дискуссии, подчеркивает, что «нарцисс - приоритетная модель идентичности в массовом обществе», такие люди испытывают постоянный «голод», поэтому увеличивают потребление, но, не получая удовлетворения, ускоряют темп жизни, ища славы, восторгов, идеализации реальности, гламура и т. п. (Сохань, 2012).

H.И. Мартишина видит в нарциссической культуре связь с «развитием предметно-практического знания - систематизированного и дидактически оформленного опыта...» Также одним из проявлений нарциссической культуры ею признается «околонаучное знание». Исследователь соглашается с П.А. Ореховским и В.И. Разумовым в том, что у нарциссической культуры есть ресурс роста, потенциал, по крайней мере, «в образовательной практике» (Мартишина, 2022: 195).

В.А. Скорев принимает большинство обозначенных П.А. Ореховским и В.И. Разумовым положительных характеристики нарциссической культуры, а ее молодость, по его мнению, «...является сильным внешним фактором, позволяющим восстановить способность жить предметно здесь и сейчас» (Скорев, 2022: 215).

Исходя из приведенных определений рассматриваемой категории перечислим основные характеристики нарциссической культуры:

I. Эгоизм, индивидуализм, самолюбование.

2. Плюралистичность и толерантность в формате плоской онтологии.

3. Гедонизм и прагматизм, выражающиеся в потребительстве.

4. Отказ от традиционных ценностей.

5. Пассивность, уход от реальности, апатия, страх, инфантильность.

6. Бездушие, вещность, стремление к Мортидо.

7. Ориентация на инновации, постоянные перемены.

Теперь обратимся к трансгуманизму. Не вдаваясь в подробности современной истории употребления термина и развития конкретных авторских теорий, касающихся его содержания, сопоставим известные, уже сложившиеся установки трансгуманизма с чертами нарциссической культуры. Для такого анализа можно использовать четко обозначенные формулировки одного из первых трансгуманистических направлений - экстропианства (или «либертарианского трансгуманизма»). Как и нарциссы, либертарианцы ратуют за свободу, крайне негативно оценивают роль государства и, наоборот, поощряют индивидуальную инициативу, предпринимательское отношение к делу, что во многом созвучно описанию нарциссической культуры в статье П.А. Ореховского и В.И. Разумова. Основатель экстропианства Макс Мор ввел данный термин для обозначения трансгуманистической философии 1, согласно которой прагматические утилитарные ценности обосновывают приоритет проекта усовершенствования человека (англ. human enhаncement technologies) с помощью новейших радикальных технологий. Трансгуманисты поощряют продвижение программ конвергенции НБИК-технологий для главной цели - обретения человеком бессмертия, молодости и сверхспособностей (Мартишина, 2022; Converging Technologies for Improving Human Performance ..., 2003).

На первый взгляд, трансгуманизм ратует за жизнь в самом широком смысле слова, а нарциссическая культура с ее некрофильскими тенденциями противоположна ему. Однако при более глубоком анализе трансгуманистических тезисов можно обнаружить в них особые мотивы отчаянного продвижения проектов достижения бессмертия: именно из-за всепоглощающих страхов трансгуманистов перед существующей реальностью, нежелания принимать мир таким, каков он есть, и боязни естественных процессов, включая старение, болезни, гедонистические утилитарные установки нацелены на воплощение в жизнь призыва «Радуйся и наслаждайся, пока молод, без оглядки на запреты и мораль». Но чем человек старше, тем сложнее следовать такой максиме в своей жизни. Поэтому трансгуманисты, с одной стороны, поощряют проекты продления жизни, а с другой - в борьбе со старостью и смертью продвигают легализацию эвтаназии.

Экстропианцы полагаются на предельный индивидуализм. Авторитетом для них является Айн Рэнд, выделившая ряд установок в своей философии объективизма, формирующего новую

1 Мор М. Принципы экстропии [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/168/94 (дата обращения: 10.05.2021).

этику. Последняя включает добродетели рациональности, продуктивности, гордости, объединенные общим тезисом «Жить ради самого себя - значит считать высшей моральной ценностью достижение собственного счастья» (Рэнд, 2020). Также трансгуманисты ратуют за плюралистическую мораль (отказ от традиционных ценностей), в которой приветствуются технически и генетически обусловленные модели контролируемого поведения (генетические добродетели, «таблетки счастья» у M. Walker1 или «дизайнерские наркотики» у D. Pearce2). Трансгуманисты продвигают «новую духовность» и радикальные технологии (критика биоконсерватизма). Приветствуют они также распространение инноваций, постоянное обновление, технооптимизм. Все это перекликается с поиском неиспытанных ранее ощущений, стремлением к переменам, характерными для нарциссической культуры, что позволяет говорить об общности ряда черт рассматриваемых концепций.

Назовем основные характеристики трансгуманизма:

1) неофильство и технооптимизм;

2) утилитарная гедонистическая модель этики (плюралистическая этика, гедонистический императив D. Pearce3) и критика традиционных ценностей4;

3) замещение традиционных религиозных установок, теизма на «новую духовность» движения нью-эйджа (Брайдотти, 2021);

4) активное использование постмодернистской методологии;

5) поощрение предельного индивидуализма и эгоизма, например, в виде продвижения принципов «морфологической свободы», которая выражается в праве на эксперименты со своим телом вплоть до радикальных трансформаций, киборгизации, крионических процедур и «загрузки сознания».

Выводы. Итак, в статье были рассмотрены основные определения нарциссической культуры, выделены ключевые ее признаки и сделан вывод о преобладании негативных и тревожных аспектов реализации нарциссизма. Представлена также современная концепция трансгуманизма, обозначен ряд его основных черт, осуществлено сопоставление их с характеристиками нарцисси-ческой культуры. Оба явления - продукты современной западной массовой культуры, пропагандирующей ценности потребления и поддерживающей идеалы научно-технического прогресса в отношении развития технологий, цифровизации, сетевых коммуникаций, киборгизации и прочих инноваций, которые должны помочь субъекту изменить реальность и/или убежать от нее. Нарциссическая культура с доминированием в ней «человека-зеркала», нацеленного лишь на самого себя и свои удовольствия, не желающего тратить время на глубокое погружение в профессиональную или научную сферу, не признающего авторитетов и оценивающего процессы и явления, формирует благодатную почву для продвижения идей трансгуманизма. Нарцисс боится старости, «скуки», несчастья и бед. Следовательно, он становится довольно удобным объектом (мишенью) для трансгуманизма с его идеалом нового типа человека - трансчеловека и нового типа общества - цифрового общества постлюдей, ожидающих наступления эры сингулярности.

Список источников:

Брайдотти Р. Постчеловек. М., 2021. 408 с.

Журавлева С.М. Нарциссизм или некрофилия? // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 1-1. С. 230-244. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2022-14.1.1 -230-244.

Илларионов Г.А., Кудашов В.И. Гуманизм, посттрадиционность и секуляризм как три основания современного нарциссизма // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 2-1. С. 164-179. https://doi.Org/10.17212/2075-0862-2022-14.2.1-164-179.

Мартишина Н.И. Нарциссическая культура и места ее обитания // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 1-1. С. 194-213. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2022-14.1.1-194-213.

Ореховский П.А., Разумов В.И. Наступление нарциссической культуры: последствия для образования, науки и политики // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 3-1. С. 84-102. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2021-13.3.1-84-102.

Першин Ю.Ю. Наступление нарциссической культуры: заметки на полях // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 2-1. С. 149163. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2022-14.2.1-149-163.

Рэнд А. Добродетель эгоизма. М., 2020. 267 с.

Скорев В.А. Нарциссическая культура в действии: власть, общество, безопасность, самоопределение // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 1-1. С. 214-229. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2022-14.1.1-214-229.

Сохань И.В. Нарцисс - приоритетная модель идентичности в массовом обществе // Человек. Культура. Образование. 2012. № 3. С. 35-47.

Фромм Э. Душа человека, ее способность к добру и злу. М., 1992. 430 с.

Lasch Ch. The Culture of Narcissism: American Life in an Age of Diminishing Expectations. New York, 1978. 268 р.

Converging Technologies for Improving Human Performance / eds.: M.C. Roco, W.S. Bainbridge. Dordrecht, 2003. 468 р. https://doi.org/10.1007/978-94-017-0359-8.

1 Walker M. Genetic Virtue [Электронный ресурс] // Institute for Ethics and Emerging Technologies. URL: https://archive.ieet.org/articles/walker20031119.html (дата обращения: 05.07.2022).

2 Pearce D. The Hedonistic Imperative [Электронный ресурс] // BLTC. URL: https://www.hedweb.com/he-dethic/tabconhi.htm (дата обращения: 14.07.2020).

3 Там же.

4 Мор М. Указ. соч.

References:

Braidotti, R. (2021) Postchelovek [Postman]. Moscow. 408 р. (In Russian).

Fromm, E. (1992) Dusha cheloveka, ee sposobnost' k dobru i zlu [The Human Soul, Its Capacity for Good and Evil]. Moscow. 430 р. (In Russian).

Illarionov, G. A. & Kudashov, V. I. (2022) Humanism, Post-Traditionalism and Secularism as Three Foundations of Contemporary Narcissism. Ideas and Ideals. 14 (2-1), 164-179. Available from: doi:10.17212/2075-0862-2022-14.2.1-164-179 (In Russian). Lasch, Ch. (1978) The Culture of Narcissism: American Life in an Age of Diminishing Expectations. New York. 268 р. Martishina, N. I. (2022) Narcissistic Culture and Where to Find It. Ideas and Ideals. 14 (1-1), 194-213. Available from: doi:10.17212/2075-0862-2022-14.1.1- 194-213 (In Russian).

Orekhovskij, P. A. & Razumov, V. I. (2021) The Onset of Narcissistic Culture: Consequences for Education, Science and Politics. Ideas and Ideals. 13 (3-1), 84-102. Available from: doi:10.17212/2075-0862-2021-13.3.1-84-102 (In Russian).

Pershin, Yu. Yu. (2022) The Onset of Narcissistic Culture: Notes in the Margins. Ideas and Ideals. 14 (2-1), 149-163. Available from: doi:10.17212/2075-0862-2022-14.2.1-149-163 (In Russian).

Rend, A. (2020) Dobrodetel' egoizma [The Virtue of Selfishness]. Moscow. 267 р. (In Russian).

Roco, M. C. & Bainbridge, W. S. (eds.) (2003) Converging Technologies for Improving Human Performance. Dordrecht. Available from: doi:10.1007/978-94-017-0359-8.

Skorev, V. A. (2022) Narcissistic Culture in Action: Power, Society, Security, Self-Determination. Ideas and Ideals. 14 (1-1), 214- 229. Available from: doi:10.17212/2075-0862-2022-14.1.1-214-229 (In Russian).

Sohan', I. V. (2012) Narciss - prioritetnaya model' identichnosti v massovom obshchestve [Narcissus - a Priority Model of Identity in Mass Society]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. (3), 35-47 (In Russian).

Zhuravleva, S. M. (2022) Narcissism or Necrophilia? Ideas and Ideals. 14 (1-1), 230-244. Available from: doi: 10.17212/20750862-2022-14.1.1-230-244 (In Russian).

Информация об авторе Ю.В. Хвастунова - кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры права, философии и социологии Горно-Алтайского государственного университета, Горно-Алтайск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466121

Information about the author Yu.V. Khvastunova - PhD, Associate Professor; Associate Professor at the Department of Law, Philosophy, and Sociology, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=466121

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 17.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.