Научная статья на тему 'ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕХОДЫ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ'

ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕХОДЫ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / КНР / ГРАНИЦА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРИМОРЬЕ / ПРИАМУРЬЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леонкин А.Д.

В связи с наличием общей границы РФ и КНР, которая проходит по территории российских Приморья и Приамурья, руководством стран в начале XXI в. был заключен ряд соглашений о строительстве новых и усовершенствовании существующих пограничных пунктов пропуска через государственную границу для расширения торговых отношений. Тем не менее, к началу кризиса 2022 г., связанного с санкционным давлением со стороны Запада, ни один из запланированных проектов не был полностью завершен, и полноценного «Разворота России на Восток» не произошло. В материале рассматриваются эти трансграничные инфраструктурные проекты и причины, по которым они не были реализованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-BORDER PASSAGES AS A FACTOR TO OVERCOME SANCTION PRESSURE

In the paper, the author considers the missed opportunities for opening cross-border crossings between the regions of Primorye and the Amur region with the northeast of China to overcome financial, economic and sanctions crises. Since the mid 90s in the 20th century, negotiations were underway to build a cross-border infrastructure to expand trade between the two countries, but not a single project was implemented.

Текст научной работы на тему «ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕХОДЫ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ»

Региональные проблемы. 2022. Т. 25, № 3. С. 130-134. https://doi.org/10.31433/2618-9593-2022-25-3-130-134

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Научная статья

УДК 341.222:339.5(571.6+510)

ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕХОДЫ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

А.Д. Леонкин

Дальневосточный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ул. Муравьева-Амурского 33, г. Хабаровск, 680000, e-mail: aleonkin@gmail.com

В связи с наличием общей границы РФ и КНР, которая проходит по территории российских Приморья и Приамурья, руководством стран в начале XXI в. был заключен ряд соглашений о строительстве новых и усовершенствовании существующих пограничных пунктов пропуска через государственную границу для расширения торговых отношений. Тем не менее, к началу кризиса 2022 г., связанного с санкционным давлением со стороны Запада, ни один из запланированных проектов не был полностью завершен, и полноценного «Разворота России на Восток» не произошло. В материале рассматриваются эти трансграничные инфраструктурные проекты и причины, по которым они не были реализованы.

Ключевые слова: РФ, КНР, граница, международная торговля, Приморье, Приамурье, инфраструктура, трансграничные переходы.

Образец цитирования: Леонкин А.Д. Трансграничные переходы как фактор преодоления санкционного давления // Региональные проблемы. 2022. Т. 25, № 3. С. 130-134. DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-130-134

За последние 30 лет со стороны ряда государств осуществлялись постоянные попытки санкционного давления в отношении России с целью затруднения процессов экономического развития и укрепления международных связей и позиций в мире. Эти меры были постоянным явлением, особенно они усилились после проведенного референдума в Крыму в марте 2014 г. о его вхождении в состав Российской Федерации. Наша страна также пережила несколько экономических кризисов иного характера, таких как дефолт 1998 г., финансовый кризис 2008-2009 гг. и пандемия коронавирусной инфекции 2020-2021 гг. Все эти годы руководство страны и власти субъектов Приморья и Приамурья рассматривали КНР как поставщика продовольственных и непродовольственных товаров на Дальний Восток. Немало© Леонкин А.Д., 2022

важную роль в этом играет более короткое транспортное плечо по сравнению с расстоянием до центральных регионов России.

В Послании президента Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 г. В.В. Путин заявил, что с каждым годом взаимовыгодная кооперация РФ и КНР пополняется новыми масштабными проектами в разных областях: в торговле, в инвестициях, энергетике, высоких технологиях. После этого Послания в словарь политической терминологии вошло такое понятие, как «разворот на Восток».

16 марта 2022 г. В.В. Путин подписал указ о мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в России, которым высшим должностным лицам субъектов страны с учетом географических особенностей

соответствующих территорий постановлялось принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности. Регионы Приморья и Приамурья создали антикризисные штабы, приняли соответствующие локальные нормативные акты и планы, включающие и внешнеэкономические связи.

В Хабаровском крае было предусмотрено создание лояльных условий на получение въездных туристических виз, возобновление обменов безвизовых групповых туристических поездок для граждан КНР, поиск решения вопроса расширения доступа российских товаров на китайский рынок, формирование новых логистических маршрутов, создание пула контейнерных перевозчиков на базе китайских линий, возобновление работы пункта пропуска Покровка - Жаохэ [5]. Функционирование последнего было приостановлено в 2020 г. в связи с начавшейся пандемией коронавирусной инфекции.

Согласно антикризисному плану Приморского края, упрощены процедуры импорта продукции из КНР, введены послабления по таможенным платежам [8]. Руководство ЕАО посчитало, что для снижения влияния санкционного давления необходимо более активно вести торговлю со странами АТР, важную роль в этом должно было сыграть открытие трансграничного железнодо-

рожного моста Нижнеленинское - Тунцзян [3].

Губернатор Амурской области заявил, что в условиях санкционного давления у предпринимателей открываются хорошие перспективы, которые он связывает с открытием трансграничного моста Благовещенск - Хэйхэ. «Геополитическая ситуация выводит Амурскую область на первый план международной деятельности в связи с ее географическим расположением. Считаю, что это хорошее «окно» для малого бизнеса», - сказал он [1].

Остановимся подробнее на пограничных переходах. Пункт пропуска Покровка - Жаохэ не является круглогодичным в связи с тем, что закрывается на несколько недель в году в период ледостава и ледохода на р. Уссури. Он имеет расчетную пропускную способность 90 грузовых автомобилей и 30 автобусов в сутки [4]. Однако этот пограничный переход задействован крайне слабо ввиду неудобного географического расположения - он значительно отдален от крупных населенных пунктов, а ближайшая подходящая для перегрузки контейнеров на железную дорогу станция - Хабаровск, причем с дополнительным транспортным плечом от государственной границы в 260 км.

После завершения демаркации границы между РФ и КНР в 2008 г. на острове Большой Ус-

Рис. 1. Мост Благовещенск - Хэйхэ летом 2021 г Вид с китайской стороны Fig. 1. Bridge Blagoveshchensk - Heihe in the summer of2021. View from the Chinese side

Рис. 2. Мост Нижнеленинское - Тунцзян летом 2021 г Вид с российской стороны Fig. 2. Bridge Nizhneleninskoye - Tongjiang in the summer of2021. View from the Russian side

сурийский появились планы по созданию на нем грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу. Китайская сторона завершила строительство моста на остров 27 сентября 2012 г. [10]. Российский мост был завершен годом позже. Еще в 2010 г. правительство Хабаровского края утвердило концепцию комплексного развития острова Большой Уссурийский, согласно которой в 2015 г. на нем должен быть сдан в эксплуатацию пункт пропуска, рассчитанный на 1500 человек, 250 автомобилей и 50 автобусов в сутки [6]. Ввиду того, что в 2013 г. на Амуре наблюдалось катастрофическое наводнение, президент России подписал указ, согласно которому органам государственной власти ряда субъектов Дальнего Востока рекомендовалось принять исчерпывающие меры, исключающие строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктуры в

зонах, подверженных риску наводнения. Поскольку Большой Уссурийский является пойменным, он весь подпадает под указанную рекомендацию. Планы по открытию пункта пропуска отодвинули на 2026 г. [7].

Намерения о возведении трансграничного моста через Амур в районе Нижнеленинское -Тунцзян были озвучены в 2007 г. Согласно им работы должны были завершиться в 2010 г. [9]. 28 октября 2008 г. между правительствами РФ и КНР было подписано соглашение о совместном строительстве этого объекта и сопутствующей инфраструктуры. По состоянию на I квартал 2022 г. мост не был введен в эксплуатацию. Среди причин неоднократного переноса сроков завершения строительных работ со стороны российского подрядчика - ошибки в проекте по сейсмическим

решениям и отсутствие источников дополнительного финансирования.

Переговоры о строительстве моста Благовещенск - Хэйхэ начались в середине 90-х гг. XX в., первое соглашение о совместной реализации этого проекта было подписано 1 сентября 1995 г. Спустя 20 лет в соглашение были внесены изменения, и начался процесс активного строительства. Согласно планам мост должны были ввести в эксплуатацию в 2019 г. По состоянию на I квартал 2022 г. и этот объект не был завершен. Причины - неслаженность действий структур, отвечающих за возведение моста и сопутствующей инфраструктуры, включая строительство пограничного пункта пропуска через государственную границу на территории Амурской области.

Учитывая вышесказанное, может сложиться впечатление, что в наиболее выигрышном положении среди регионов Дальнего Востока находится Приморье как территория с наиболее развитой инфраструктурой для международной торговли и инвестиций со стороны КНР. Однако следует учесть, что сроки завершения реконструкции МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», которые призваны содействовать увеличению товарооборота между странами, также сдвинулись. Новый срок: не ранее 2023-2024 гг. [2]. Существующие в Приморье пограничные пункты пропуска физически не справляются с грузооборотом, идущим из КНР.

Подводя итоги, можно сказать, что неоднократный опыт прохождения кризисных для России ситуаций не был учтен в полной мере, и сроки введения в эксплуатацию важнейших трансграничных инфраструктурных объектов постоянно менялись. Это, в свою очередь, оказывает влияние на продовольственную безопасность регионов Дальнего Востока, существенно сковывает товарооборот между двумя странами и не дает в полной мере заместить товары, которые подверглись санкциям со стороны Запада. В этой связи для органов государственной власти регионов необходимо выявить возможности для активизации усилий по ускорению завершения и реконструкции трансграничных переходов и соответствующей инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Василий Орлов: «У амурского бизнеса есть хорошая перспектива». Глава области назвал три фактора, влияющих на развитие предпринимательства в регионе // Правительство Амурской области. URL: https://www.amurobl.

ru/posts/news/vasiliy-orlov_-_u-amurskogo-bi-znesa-est-khoroshaya-perspektiva_-glava-oblas-ti-nazval-tri-faktora-vli/?sphrase_id=6190230 (дата обращения: 26.03.2022).

2. Дробышева И. Пора сверить часы // Российская газета. 2021. 29 мар.

3. Еврейская автономная область имеет большой потенциал для выхода на рынки АТР - Ольга Курилова // Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: https://www.eao.ru/gubernator/ press-sluzhba-gubernatora-soobshchaet/evreys-kaya-avtonomnaya-oblast-imeet-bolshoy-poten-tsial-dlya-vykhoda-na-rynki-atr-olga-kurilova/ (дата обращения: 21.03.2022).

4. Калещук К.В., Рыжова А.С., Володькин П.П. Исследование пропускной способности международного пункта пропуска Покровка (РФ) - Жаохэ (КНР) // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2015. № 4-2. С. 147-150.

5. План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Хабаровского края в условиях внешнего санкционного давления // Официальный сайт Правительства Хабаровского края. URL: https://khabkrai.ru/ events/Antikrizisnyj-shtab/189137 (дата обращения: 20.03.2022).

6. Постановление от 31 декабря 2010 г. N 398-пр Об утверждении Концепции проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 гг.)» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/995136061 (дата обращения: 21.03.2022).

7. Расширенное заседание правительства Хабаровского края // Официальный сайт Правительства Хабаровского края. URL: https:// khabkrai.ru/?menu=getfile&id=111373&view=1 (дата обращения: 21.03.2022).

8. Товаропроизводителей, строителей и IT-специалистов поддержат в Приморье // Правительство Приморского края. URL: https:// primorsky.ru/news/265114/ (дата обращения: 20.03.2022).

9. Jia B. Proposed bridge to boost bilateral trade // China Daily. 2007. 16 Jul.

Ш» (Мост Усу на остров Хэйсяцзы открыт для движения и станет «сухопутным мостом», соединяющим Азию и Европу) // CCTV. URL: http://news.cntv.cn/china/20120927/106592. shtml (дата обращения: 21.03.2022).

REFERENCES:

1. Vasily Orlov: «The Amur business has a good prospect». The head of the region named three factors influencing the development of entre-preneurship in the region. Pravitel'stvo Amur-skoi oblasti (Government of the Amur Region). Available at: https://www.amurobl.ru/posts/news/ vasiliy-orlov_-_u-amurskogo-biznesa-est-khoro-shaya-perspektiva_-glava-oblasti-nazval-tri-fak-tora-vli/?sphrase_id=6190230 (accessed: 26.03.2022). (In Russ.).

2. Drobysheva I. It's time to synchronize the clock. Rossiiskaya gazeta, 2021, 29 Mar. (In Russ.).

3. The Jewish Autonomous Region has great potential to enter the markets of the Asia-Pacific Region - Olga Kurilova. Ofitsial 'nyi portal organ-ov gosudarstvennoi vlasti Evreiskoi avtonomnoi oblasti (Official portal of the state authorities of the Jewish Autonomous Region). Available at: https://www.eao.ru/gubernator/press-sluzhba-gu-bernatora-soobshchaet/evreyskaya-avtonom-naya-oblast-imeet-bolshoy-potentsial-dlya-vyk-hoda-na-rynki-atr-olga-kurilova/ (accessed: 21.03.2022). (In Russ.).

4. Kaleshchuk K.V., Ryzhova A.S., Volod'kin P.P. Study of the capacity of the international checkpoint Pokrovka (Russia) - Raohe (China). Nova-yanauka: opyt, traditsii, innovatsii, 2015, no. 4-2, pp. 147-150. (In Russ.).

5. Priority action plan to ensure the sustainable development of the Khabarovsk Territory in the face of external sanctions pressure. Ofitsial'nyi sait Pravitel 'stva Khabarovskogo kraya (Official

website of the Government of the Khabarovsk Territory). Available at: https://khabkrai.ru/ events/Antikrizisnyj-shtab/189137 (accessed: 20.03.2022). (In Russ.).

6. Decree of December 31, 2010 N 398-pr On approval of the concept of the proj ect «Integrated development of Big Ussurian Island (2010-2016)». Elektronnyi fond pravovykh i normativno-tekh-nicheskikh dokumentov (Electronic fund of legal and regulatory and technical documents). Available at: https://docs.cntd.ru/document/995136061 (accessed: 21.03.2022). (In Russ.).

7. Expanded meeting of the Government of the Khabarovsk Territory. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Khabarovskogo kraya (Official website of the Government of the Khabarovsk Territory). Available at: https://khabkrai.ru/?menu=get-file &id= 111373&view= 1 (accessed: 21.03.2022). (In Russ.).

8. Commodity producers, builders and IT-specialists will be supported in Primorye. Pravitel'stvo Pri-morskogo kraya (Government of the Primorsky Territory). Available at: https://primorsky.ru/ news/265114/ (accessed: 20.03.2022). (In Russ.).

9. Jia B. Proposed bridge to boost bilateral trade. China Daily, 2007, 16 Jul.

10. mm^^xf M

ff » (Wusu Bridge to Heixiazi Island is open to traffic and will become a «land bridge» connecting Asia and Europe). CCTV. Available at: http:// news.cntv.cn/china/20120927/106592. shtml (accessed: 21.03.2022).

CROSS-BORDER PASSAGES AS A FACTOR TO OVERCOME SANCTION PRESSURE

A.D. Leonkin

In the paper, the author considers the missed opportunities for opening cross-border crossings between the regions of Primorye and the Amur region with the northeast of China to overcome financial, economic and sanctions crises. Since the mid 90s in the 20th century, negotiations were underway to build a cross-border infrastructure to expand trade between the two countries, but not a single project was implemented.

Keywords: Russia, China, border, international trade, Primorye, Amur River region, infrastructure, border crossings.

Reference: Leonkin A.D. Cross-border passages as a factor to overcome sanction pressure. Regional'nye problemy, 2022, vol. 25, no. 3, pp. 130-134. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-130-134

Поступила в редакцию 20.04.2022 Принята к публикации 15.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.