Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2023. Т. 25, № 3. С. 47-59. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2023. Vol. 25, no. 3. Р. 47-59.
Научная статья
УДК 339.92:332.146.2(510-04)
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2023-3/47-59
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КИТАЯ
Ольга Евгеньевна Доленина1, Анна Сергеевна Подкладова2
1 2Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена активизацией процессов глобализации и международной интеграции, которые довольно сильно влияют на курсы экономики, прокладываемые правительствами для развития своих стран. Расширение области своего влияния ставит перед государствами необходимость приграничного и трансграничного сотрудничества, поддержания международного сотрудничества соседствующих стран. Цель исследования - выявление наиболее результативных направлений и форм сотрудничества между Китаем-Вьетнамом и Китаем-Казахстаном, изучение влияния реализации трансграничного сотрудничества стран на данные территории, а также перспектив развития подобных отношений между странами.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, транспортно-логистическая система, трансграничный район, экономическое развитие, СЭЗ.
Для цитирования: Доленина О. Е., Подкладова А. С. Трансграничное сотрудничество как фактор экономического развития регионов Китая // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2023. Т. 25, № 3. С. 47-59.
© Доленина О. Е., Подкладова А. С., 2023
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2023 ■ Т. 25 ■ № 3 47
Original article
CROSS-BORDER COOPERATION AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF CHINA REGIONS
Olga Evgenievna Dolenina1, Anna Sergeevna Podkladova2
1 2St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia
1 dolenina@mail .ru
Abstract. The relevance of this study is due to the intensification of the processes of globalization and international integration, which quite strongly influence the courses of economy laid by governments for the development of their countries. Expansion of its area of influence puts before the states the need for border and cross-border cooperation, maintaining international cooperation between neighboring countries. The purpose of this study is to identify the most effective areas and forms of cooperation between China -Vietnam and China - Kazakhstan, to study the impact of the implementation of cross-border cooperation between countries on these territories, as well as the prospects for the development of such relationships between countries.
Keywords: economic cooperation, transport and logistics system, cross-border area, economic development, SEZ.
For citation: Dolenina O. E., Podkladova A. S. Cross-border cooperation as a factor of economic development of China regions // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2023. Vol. 25, no. 3. Р. 47-59.
Возрастающая роль Китая в мире, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, влияние Китая на государства Центральной Азии заставляют страны задуматься о партнерских отношениях с ним. Особенно актуально это для стран, имеющих непосредственную границу с КНР, что позволило бы направить совместные усилия на социально-экономическое развитие трансграничных территорий.
Мощнейшее поступательное развитие КНР привело к диспропорциям внутреннего экономического развития. Условно «периферийные» провинции отстают от «локомотивов» с приморским географическим положением. Отдаленность территорий от основных экономических центров усложняет планирование их развития путём налаживания отношений между внутренними регионами страны. Поэтому отношения с провинциями страны, с которой имеются общие границы, значительно упрощает пути развития данных территорий. Результатом региональной политики Китая стали, в частности, проекты по развитию трансграничных территорий страны.
Наиболее активно данная политика проводится в провинциях на границах с Вьетнамом и Казахстаном. Активное развитие Китайской Народной Республики и Вьетнама, а также расширение областей их взаимоотношений в торговле, туризме, энергетическом сотрудничестве и многих других сферах закономерно привело к формированию трансграничного района. А довольно протяженная граница с Казахстаном и высокая численность казахов в пограничных провинциях КНР обусловили необходимость проработки проекта по развитию приграничного сотрудничества, тем более при том, что КНР - один из главных экономических партнеров Казахстана (второе место после РФ).
Китай также является наиболее крупным торговым партнёром Вьетнама. Менее чем за 20 лет товарооборот между Китайской Народной Республикой и Вьетнамом увеличился в несколько тысяч раз. Кроме того, Китай активно инвестирует экономику Вьетнама, в основном разработку различных месторождений полезных ископаемых и строительство аграрных секторов [1].
Во многих аспектах сотрудничество между Китаем и Вьетнамом происходит на базе международной ассоциации стран - АСЕАН. Сотрудничество с Китаем в рамках международной торговли позволило Вьетнаму экспортировать созданные непромышленные товары, продукцию агропромышленного комплекса, а для КНР появилась возможность создания новых предприятий на территории соседа. После присоединения Вьетнама к CAFTA в 2015 г. торговля между СРВ и КНР была освобождена от жесткого контроля и постоянного государственного регулирования, а тарифы на большинство импортных и экспортных товаров снижены до нуля.
С тех пор, как Китай и Вьетнам в 1991 г. возобновили отношения между собой, были восстановлены и приграничные рынки в городах, селах и других местах. На данный момент на границе между двумя странами насчитывается около 200 больших и малых торговых точек. Рынки в большинстве случаев сконцентрированы в провинциях Хазянг, Каобанг и немногим меньше - в провинции Диенбиен [2].
Наиболее богатой минерально-ресурсной базой обладает северо-восточная пограничная зона. Данный фактор делает эти районы довольно привлекательными для иностранных инвестиций, так как обеспеченность ресурсами позволяет создавать на их территориях различные предприятия горнодобывающей промышленности: по добыче и обогащению железной руды, меди, свинца, цинка, олова, а также производству древесного угля и соли.
Из-за географической близости провинций Вьетнама и Гуанси-Чжуанского автономного района отраслевой состав промышленности и природных ресурсов во многом идентичен, что имеет негативный эффект в развитии приграничной торговли ввиду отсутствия необходимости покупки ресурсов или продуктов производства. Однако преимущество Гуанси-Чжуанского автономного района заключается в производстве трудоёмких товаров - текстильная промышленность и машиностроение,
а продукция Вьетнама демонстрирует конкурентоспособность в своей ресурсоёмко-сти - сельское хозяйство и резиновые изделия. Основные предметы, которые экспортируются из провинций Вьетнама в Гуанси: минеральные ресурсы (уголь), сельскохозяйственная продукция (зерно и фрукты), а также каучук и древесина. В основном это первичные необработанные продукты, которые имеют невысокую стоимость.
Рис. 1. Приграничные регионы Китая и Вьетнама, в которых реализуются программы сотрудничества
Fig. 1. Border regions of China and Vietnam, where cooperation programs are being implemented
В то же время из Гуанси во Вьетнам экспортируются машины и различное оборудование, ткани, одежда и многое другое. Взаимодополняемость потребностей регионов Китая и Вьетнама обеспечивается ведением активных приграничных торговых отношений. Однако то, что импорт Вьетнама в основном составляет готовая продукция, а экспорт - необработанная, показывает зависимость провинций Вьетнама от китайского импорта, что оказывает негативное влияние на развитие регионов, поскольку экспортируемая продукция имеет более низкую стоимость в отличие от импортируемой.
Довольно успешное трансграничное сотрудничество между Вьетнамом и Китаем наблюдается как в регионах Китая - в провинции Юньнань и Гуанси-Чжуанском автономном районе, так и во вьетнамских провинциях - Лао Кай, Куанг Нинь. Наибольшая доля в приграничной торговле между Китаем и Вьетнамом приходится на три северные провинции Вьетнама: Лао Кай, Ланг Сон и Куанг Нинь.
Провинция Куанг Нинь - один из ключевых экономических регионов в северной части Вьетнама, что обусловлено ее прибрежным расположением и близостью к КНР. Провинция стала одним из трёх регионов с самыми быстро развивающимися населёнными пунктами, что во многом способствует и тому, что в этой провинции создаются различные китайские предприятия. Например, TCL Technology и Foxconn, которые специализируются на производстве электронных компонентов и техники, расположены в промышленном парке Донг Май - г. Куанг Йен.
Вьетнам активно поддерживает развитие приграничной торговли, особенно экономических зон, которые являются «пограничными воротами» (Дунсин - Монг Кай). Предприятия на данных территориях получают ставку подоходного дохода в размере 10% в течение 15 лет, а в первые четыре года и вовсе освобождаются от него. Для физических лиц подоходный налог также может быть снижен практически на 50% [3].
Общая площадь территории трансграничного города Дунсин - Монг Кай составляет около 24 кв. км, из которых большая часть (около 13,5 кв. км) принадлежит Вьетнаму. В 2021 г. товарооборот данного региона составил 5,02 млрд долларов США, при среднегодовом росте в 12,4%. Общий вклад инвестиций в экономическую зону достиг почти 300 млн долларов США.
В городе постепенно упрощаются и ускоряются процедуры, связанные с таможенным контролем. В 2018 г. система таможенного контроля была модернизирована, что значительно сократило время досмотра туристов, которые проходят границу между Китаем и Вьетнамом. Время досмотра человека было уменьшено с 40 до 6 секунд. В связи с модернизацией в 2021 г. через контроль прошло около 15 млн человек туристов и приграничных торговцев.
Однако, несмотря на улучшение условий досмотра людей, проверка грузов остается не лучшего качества, так как не был введён режим «единого окна» между Китаем и Вьетнамом, что значительно замедляет работу. Кроме того, на «воротах» присутствует нехватка как людей, так и места для грузов, а документы для оформления сложны и затратны по времени. Экономическая база, на которую опирается развитие пограничных ворот, все ещё довольно слабая [4]. Можно отметить и тот факт, что в зоне трансграничного сотрудничества не была сформирована новая система налогообложения, что стало финансовым бременем для органов местной власти.
Трансграничные экономические зоны позволяют государствам помимо производственных отношений развивать ещё и туристические. Относительно туристической сферы проводится специальная политика, которая помогает ее развитию, смягчая правила пересечения границ, ведения торговли и многого другого. Страны стремятся к тому, чтобы приграничные территории стали более развитыми и урбанизированными.
В результате реализации программ по сотрудничеству в туристической сфере наиболее благоприятной зоной стала провинция Вьетнама - Куанг Нинь и трансграничная зона - Монг Кай - Дунсин. Эти территории имеют как сухопутную, так и морскую границу, что позволяет легче перемещаться между ними, в связи с чем провинция имеет довольно привлекательные условия для более активного развития трансграничного туризма с китайской провинцией Гуанси. С 2013 г. Китаем было введено разрешение на согласование пересечения границы стран прямо в городе Дунсин, что упростило процедуру обмена тургруппами между государствами. Также стороны продолжают развивать сотрудничество в сфере развития трансграничного туризма с районом Фанчэн и городом Дунсин. Правительством Монг Кай и города Дунсин было заключено соглашение, касающееся сферы туризма и туристического курорта Цзяншань, который расположен на полуострове Фанчэнган. Страны с каждым годом наращивают сотрудничество в области управления трансграничным туризмом, а также организуют различные мероприятия для привлечения туристов на данные территории. Каждый год на территории трансграничной зоны Монг Кай-Дунсин организуются торговые и туристические ярмарки, активно поддерживаются туристические перемещения через границы, упрощаются условия для пересечения границы на автомобиле.
Между тем в развитии трансграничного туризма имеются проблемы, так как обе стороны не вкладывают должных усилий в расширение разнообразия туристических направлений. Страны в основном делают упор на развитие уже созданных мероприятий, не пытаясь охватить новые сферы и не решая некоторые имеющиеся проблемы. В этой сфере отмечается определенный дисбаланс, поскольку у вьетнамской стороны нет стратегии по развитию туризма в приграничной зоне с Китаем, в то время как китайская сторона развивает свои территории довольно быстрыми темпами. Кроме того, отсутствует единая правовая система на трансграничных территориях, что усложняет контроль над ними. Помимо всего прочего, на развитие отношений также влияют и исторические факторы, а именно имевшие место в прошлом китайско-вьетнамские войны [5].
Таким образом, основными направлениями сотрудничества между Китаем и Вьетнамом на территориях, имеющих общую границу, являются туристическая, торговая и производственная сферы. Большое внимание уделяется увеличению торговли между приграничными регионами, а также созданию и регулированию
трансграничных экономических зон, таких как Монг Кай - Дунсин, Пинсян - Донг Данг и др.
Китайская Народная Республика старается наладить политические и экономические отношения со многими странами мира. Большое внимание уделяется и странам, расположенным в Центральной Азии. Для укрепления отношений с этими странами Китаем продвигаются различные инициативы, такие как «Один пояс, один путь», а также осуществляется участие в работе международных организаций, в частности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Казахстан входит в число полноправных членов ШОС с момента её создания, что подчёркивает важность отношений между ним и Китайской Народной Республикой. Казахстан имеет протяжённую сухопутную границу с Китаем, что обусловливает необходимость организации сотрудничества в приграничных районах для обеспечения развития территорий и во избежание конфликтных ситуаций.
Таблица 1
Основные показатели внешней торговли между Китаем и Казахстаном
в 2015-2022 гг.
Main indicators of foreign trade between China and Kazakhstan
2015 2019 2020 2021 2022
Экспорт Всего, тыс. долларов США 5480137,5 8003867 9420579 9772506 13164638,5
Удельный вес страны в общем объеме экспорта, % 11,9 13,8 19,8 16,2 15,6
Импорт Всего, тыс. долларов США 5087813,4 6788626 6377989 8228457 10981200,5
Удельный вес страны в общем объеме импорта, % 16,6 17,1 16,4 19,9 21,9
Торговый баланс 392324 1215241 3042591 1544049 2183438
Внешнеторговый оборот 10567951 14792492 15798568 18000963 24145839
Составлено на основе [6].
Китайская Народная Республика - один из главных экономических партнёров Казахстана. Для обеих стран важно расширение торгово-экономических отношений, особенно в приграничных районах. Основными статьями экспорта Казахстана выступают такие продукты, как минеральное сырьё, металлы и продукция химиче-
ской промышленности, импорта - машины, оборудование, приборы, продукция химической промышленности, а также металлы и изделия из них.
Торговый баланс в отношении Казахстана является положительным, а уровень торговли между странами продолжает расти. Однако несмотря на то, что экспорт продукции Казахстана превышает импорт, удельный вес импорта продолжает расти, в то время как удельный вес экспорта уменьшается. С каждым годом постепенно повышается зависимость Казахстана от импорта продукции из Китая.
Трансграничное сотрудничество - важное направление политических отношений между странами, так как через территорию Китая и Казахстана проходит общая железная дорога, которая относится к стратегически важному сообщению Китай-Европа [7].
а
Рис. 2. Приграничные регионы Китая и Казахстана Fig. 2. Border regions of China and Kazakhstan
На границах Китая и Казахстана расположены такие регионы, как Синьцзян-Уйгурский автономный район со стороны Китая и четыре области Казахстана: Восточно-Казахстанская, Абайская, Жетысуская и Алматинская. Положение регионов способствует продвижению активного сотрудничества между государствами на региональном уровне.
Синьцзян-Уйгурский автономный район является наибольшей провинцией Китая. Регион расположен в северо-западной части страны и имеет существенные запасы минеральных ресурсов. На его территории ведётся добыча угля, золота, нефрита, соли, соды. Синьцзян-Уйгурский АР, кроме того, это один из основных поставщиков поликремния в мире. В провинции добываются нефть и природный газ, который признается основой экономики региона. Активно развивается сельское хозяйство: выращиваются хлопок, фрукты, зерно, овощи.
Приграничные регионы по сравнению с общей территорией страны имеют высокий уровень социально-экономического развития. Большая часть водных ресурсов Казахстана (реки Чёрный Иртыш, Бухтарма, Курчум, Калжыр, Нарым, Уба, Ульба) сосредоточена на северо-востоке страны. В приграничном регионе наиболее развиты горнодобывающая, металлургическая, химическая, деревообрабатывающая отрасли промышленности, машиностроение и сельское хозяйство. Область благодаря уникальным природным ландшафтам обладает значительным туристическим потенциалом.
Приграничные территории Казахстана на границе с Китаем имеют наиболее благоприятные условия для развития экономических отношений между странами. Здесь создаются приграничные зоны свободной торговли, а также развивается транспортно-логистическая система.
На территории Синьцзян-Уйгурского автономного района проживает около полутора миллионов казахов. В основном большая часть казахского населения сосредоточена в Или-Казахском автономном округе субпровинциального значения. В связи с тем, что в северо-западной части региона проживает наибольшее количество казахского населения и данный округ располагается на границе с Казахстаном, большая часть проектов по сотрудничеству между странами реализуется именно на его территории.
На территории Или-Казахского автономного округа и Алматинской области расположена свободная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос-Восточные ворота», созданная в целях реализации транспортно-логистического и индустриального развития регионов. Свою работу СЭЗ начала в 2016 г. как «сухой порт» Казахстана, так как страна не имеет выхода к морю. На территории СЭЗ происходит перевалка контейнеров с узкой китайской железной дороги на широкую, действующую на территории стран СНГ, которая соединяет Китай с Европой. «Хоргос» имеет важное значение в реализации глобального китайского проекта «Новый шелковый путь», поскольку позволяет перенести большой поток товаров из КНР на широкую колею и продолжить его движение дальше. СЭЗ является достаточно мощным транспортным узлом, связывающим Восточный Китай с Западной Европой.
Сотрудничество приграничных территорий Китая и Казахстана в основном касается сфер торговли, туризма и транспортировки грузов. Посещаемость СЭЗ «Хоргос -Восточные ворота» туристами в общей сложности достигает почти 8 млн человек в год и постоянно увеличивается, причём больше половины туристов - уроженцы Китайской Народной Республики. Кроме того, благодаря транспортировке грузов через «сухой порт» объёмы обрабатываемой продукции увеличиваются в 2,5 раза ежегодно и составляют около 700 тысяч грузов 20-фунтового эквивалента. Общий объем грузоперевозок, проходящих через таможенные ворота Хоргос, в 2021 г. достиг 7 млн тонн.
Сегодня на территории СЭЗ расположены логистическая и индустриальная зоны, «сухой порт», населённый пункт и инфраструктура, необходимая для обслуживания территории.
На территории СЭЗ действуют направленные на привлечение инвесторов льготы: освобождение от налогов на корпоративный доход, землю, имущество, добавленную стоимость, а также от выплаты таможенных пошлин на товары, сырьё и оборудование при ввозе их на территорию зоны.
Рис. 3. Фактические и прогнозные туристические потоки [8] Fig. 3. Actual and forecast tourist flows [8]
«Хоргос-Восточные ворота» имеет потенциал и в развитии туризма, СЭЗ привлекает население из Китая в основном как туристический объект. Для населения Казахстана данная территория интересна как место для покупок товаров, поскольку здесь присутствуют магазины китайских производителей. В результате основными направлениями сотрудничества на приграничных территориях Китая и Казахстана являются туристическая и торговая деятельность, а также транспортно-логистические услуги. Правительства стран уделяют большое внимание развитию транспортных путей между государствами, трансграничных территорий, активному использованию трансграничных рек, протекающих по территориям двух государств.
На приграничных территориях реализуются проекты согласно инициативе «Один пояс, один путь», а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в частности такой, как «сухой порт» в Алматинской области, обеспечивающий передвижение грузов из Китая в Европу.
В настоящее время трансграничное сотрудничество стало неотъемлемой частью развития дружеских взаимовыгодных отношений между странами, которые имеют общие границы. Это в основном связано с тем, что многие территории, расположенные на границах, имеют схожие проблемы в развитии и не являются территориями, на которые делается упор в развитии страны в целом. В связи с этим развивать данные территории становится экономически более выгодным совместно со страной, на границе с которой они расположены.
Сегодня граница между государствами является не только сухопутной или морской границей, но и границей товаров и культур. Взаимовыгодное сотрудничество на этих территориях может помочь в установлении дружеских экономических отношений в регионах.
Активное сотрудничество Китая и Вьетнама на их общей границе привело к улучшению экономического положения данных регионов. Торговля между территориями к 2021 г. увеличилась почти в 3 раза по сравнению с 2012 г., когда активное проведение программ сотрудничества только начиналось. Кроме того, пересечение границы между территориями стало проще и намного быстрее, что привело к увеличению количества людей, пересекающих границу (в 3 раза), а также прибыли от туристической сферы. Так, в Гуанси-Чжуанском автономном районе прибыль увеличилась в 3 раза, а во вьетнамской провинции Куанг Нинь - практически в 6 раз.
Трансграничные территории помогают улучшать партнёрские отношения с приграничными странами. Китай активно поддерживает территории Вьетнама и Казахстана, с которыми граничат его провинции. На территориях Вьетнама активно развивается стратегия «Два коридора, один пояс», что увеличивает товарооборот между странами, создаются трансграничные экономические зоны (Дунсин-Монг Кай, Пинсян-Донг Данг), развивается туризм. Многие компании инвестируют в развитие промышленности во вьетнамских провинциях и создание промышленных парков, в частности Донг Май. Территории Казахстана также получают инвестиции со стороны КНР. В результате создаются совместные заводы (Asia Steel Pipe Corporation строит завод на территории Алматинской области), образуются трансграничные экономические зоны - «Хоргос- Восточные ворота»).
Китай с Вьетнамом и Китай с Казахстаном имеют довольно перспективные проекты, направленные на развитие приграничных территорий и улучшение трансграничного сотрудничества в целях усиления национальных экономик.
Список источников
1. Ибрагимов А. Р. К вопросу о торгово-экономическом сотрудничестве Вьетнама и Китая // Аллея науки. 2018. Т. 3, № 11 (27). С. 122-125.
2. Нгуен Тхи Тхань Бинь, Та Тхи Там. Трансграничные этнические отношения на вьетнамско-китайских приграничных рынках после 1990 г. // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2021. № 3. С. 71-89.
3. Sino-Vietnamese Border Trade Relations-under the context of régional intégration // Gothenburg university Library / GUPEA. URL: https://gupea.ub.gu.se/handle/2077/67015
4. Zhang F., Zhang. X. ГШ^гЛШШШ^Ш&ШШШ^. ШЖЯЖШЯ.. Чжан
Фан, Чжан Сянь. Отчет об исследовании развития приграничной торговли в городе Дунсин, провинция Гуанси // Исследования западного развития = Western Development Research. 2019. № 1. С. 201-215. URL: https://xianxiao.ssap.com.cn/cata-АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2023 ■ Т. 25 ■ № 3 57
log/2426408.html
5. The Current Development of Cross-Border Tourism Between Vietnam and China: A Perspective from Vietnam / H. V. Duong, T. T. Bui, D. T. Nguyen, V. V. Vu. Preprints 2022, 2022080524. DOI: 10.20944/preprints202208.0524.v1
6. Статистика внутренней торговли // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/17/statistic/6
7. Сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой // Министерство иностранных дел Республики Казахстан URL: https://www.gov.kz/mem-leket/entities/mfa/press/article/details/470?lang=ru#:~:text=
8. Казахстанская часть // KHORGOS. URL: https://khorgos.kz/kazahstanskaya-chast/
References
1. Ibragimov A. R. K voprosu o torgovo-ekonomicheskom sotrudnichestve V'etnama i Kitaya [On the issue of trade and economic cooperation between Vietnam and China]. Alleya nauki, 2018, vol. 3, no. 11(27), pp. 122-125. (In Russ.).
2. Nguyen Thi Thanh Binh, Tai Thi Tam. Transgranichnye etnicheskie otnosheniya na v'etnamsko-kitaiskikh prigranichnykh rynkakh posle 1990 g. [Cross-border ethnic relations in the Vietnamese-Chinese border markets after 1990]. V'etnamskie issledovaniya. Ser. 2, 2021, no. 3, pp. 71-89. (In Russ.).
3. Sino-Vietnamese Border Trade Relations-under the context of regional integration // Gothenburg university Library. GUPEA. URL: https://gupea.ub.gu.se/handle/2077/67015
4. Zhang F., Zhang. X. Investigation report on the development of border trade in Dongxing, Guangxi. Western Development Research 2019. (In Chin.).
5. Duong H. V., Bui T. T., Nguyen D. T., Vu V. V. The Current development of cross-border tourism between Vietnam and China: A Perspective from Vietnam. Preprints 2022, 2022080524. DOI: 10.20944/preprints202208.0524.v1
6. Internal trade statistics // Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan URL: https://www.stat.gov.kz/of-ficial/industry/17/statistic/6. (In Russ.).
7. Cooperation of the Republic of Kazakhstan with the People's Republic of China // Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan URL: https://www.gov.kz/me-mleket/entities/mfa/press/article/details/470?lang=ru#:~:text= (In Russ.).
8. Kazakhstan part // KHORGOS. URL: https://khorgos.kz/kazahstanskaya-chast/ (In Russ.).
Библиографический список
1. Мухаметжанова, А. В. Логистические возможности СЭЗ «МЦПС «Хоргос» / А. В. Мухаметжанова, Ш. Ш. Шайкенов // Актуальные проблемы транспорта и энергетики: пути их инновационного решения: материалы X Международной науч-
но-практической конференции, Нур-Султан, 17 марта 2022 года / Сост. Г. Т. Мерза-динова, Т. Б. Сулейменов, Т. Т. Султанов. Нур-Султан: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2022. С. 107-111.
2. zhu h. L. зашетвщтдаййдйшшзш—шгш^шшт
ü'j ^ï Чжу Хуали. Анализ путей качественного экономического развития прибрежных портов в соответствии с новой моделью полной открытости. На основе исследования порта Дунсин в Гуанси // Администрация и право (ílfe^/á). 2019. № 7. С. 35-43. URL: http://www.cqvip.com/qk/80605x/201907/7002565915.html
3. // ГШ-ЦШ-ШШШ URL: http://tjj.gxzf.gov.cn/tjsj/tjnj/ Статистический ежегодник Гуанси // Бюро статистики Гуанси-Чжуанского автономного района. URL: http://tjj.gxzf.gov.cn/tjsj/tjnj/
Информация об авторах
О. Е. Доленина - кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования, Гуманитарный факультет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия.
А. С. Подкладова - студентка специальности «Зарубежное регионоведение», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия.
Information about the authors
O. E. Dolenina - Candidate of Geography, Associate Professor, Department of Regional Economics and Environmental Management, Faculty of Humanities, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia.
A. S. Podkladova - student of Foreign regional studies, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia.
Статья поступила в редакцию 21.0б.202З; одобрена после рецензирования 0S.07.2023; принята к публикации 11.07.2023.
The article was submitted 21.0б.202З; approved after reviewing 0S.07.2023; accepted for publication 11.07.2023.