Научная статья на тему 'Трансграничная инфраструктура для развития туризма в Хабаровском крае: целесообразность открытия нового участка пункта пропуска'

Трансграничная инфраструктура для развития туризма в Хабаровском крае: целесообразность открытия нового участка пункта пропуска Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
114
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / KHABAROVSK TERRITORY / CROSS-BORDER INFRASTRUCTURE / INBOUND TOURISM / CHECKPOINTS ACROSS THE STATE BORDER / BUDGET EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гулидов Руслан, Бардаль Анна

В статье рассматривается состояние трансграничной инфраструктуры в Хабаровском крае. Показано, что зна-чительный туристско-рекреационный потенциал края не реализуется в полной мере, а развитие въездного туризма в существенной степени сдерживается вследствие недоста-точного количества и низкого качества объектов транс-граничной инфраструктуры пунктов пропуска через рос-сийско-китайскую государственную границу. Обосновыва-ется целесообразность открытия нового участка пасса-жирского направления речного пункта пропуска. Осуществ-лены расчеты прогнозируемого туристического потока из КНР в случае его открытия. Оценена бюджетная эффек-тивность с учетом прямых и косвенных эффектов, генери-руемых открытием дополнительного участка пункта про-пуска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Cross-Border Infrastructure to Promote Tourism in the Khabarovsk Territory: Feasibility Study for the Creation of New Check-points

Due to its geographical position, rich natural, cultural and his-torical potential and improved touristic infrastructure, the Kha-barovsk Territory possesses all the necessary conditions for its dynamic development as one of the tourist centers of the Russian Far East. Recently, the region has become an increasingly popu-lar destination for tourists from the Northeast Asian countries, primarily from China. Nevertheless, the number of Chinese tour-ists who visit the Khabarovsk Territory is 6-8 times fewer than that of those who travel to the other places in the Primorye Ter-ritory, and almost 4 times fewer than that of those who come to the Amur Territory which is not consistent with the comparative scale of the touristic potential of the three neighboring regions, where Primorye, Khabarovsk, and Amur Territories take the 1st, 2nd and 3rd places respectively regarding their attractiveness. Thus, the Khabarovsk Territory has to make more efforts to develop its inbound tourism. The tourist potential development in the Khabarovsk Territory is currently delayed by the limited num-ber of the existing checkpoints along the Russian-Chinese border and their inadequate quality. Only two checkpoints do not work all year-round and their capacity is insufficient. While there are 7 cross-border checkpoints in the Primorye Territory working all year round, 4 of them in the Russian-Chinese border. Meanwhile, the cross-border checkpoints of Khabarovsk Territory still lag behind its neighbors regard-ing the required cross-border infrastructure. Therefore, in order to develop its touristic potential and increase inbound tourism, the Khabarovsk Territory has to modernize its existing checkpoints and set up new ones at the Russian-Chinese border. A feasible alternative is to establish a new river checkpoint at the Zaimka tourist complex which is near Khabarovsk. The investigations show that it would increase the tourist flow from China to the region by as much as about quintuple. The establishment of a new cross-border check-point can be financed by the private investors, some of them have already developing this section of the river; the direct and indi-rect effects will increase tax revenues. All these facts justify the expediency of the project.

Текст научной работы на тему «Трансграничная инфраструктура для развития туризма в Хабаровском крае: целесообразность открытия нового участка пункта пропуска»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Трансграничная инфраструктура для развития туризма в Хабаровском крае: целесообразность открытия нового участка пункта пропуска

Руслан Гулидов*1, Анна Бардаль2

1 «Восточный центр государственного планирования» Минвостокразвития России, г. Хабаровск, Россия

2 Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, г. Хабаровск, Россия

Аннотация

В статье рассматривается состояние трансграничной инфраструктуры в Хабаровском крае. Показано, что значительный туристско-рекреационный потенциал края не реализуется в полной мере, а развитие въездного туризма в существенной степени сдерживается вследствие недостаточного количества и низкого качества объектов трансграничной инфраструктуры - пунктов пропуска через российско-китайскую государственную границу. Обосновывается целесообразность открытия нового участка пассажирского направления речного пункта пропуска. Осуществлены расчеты прогнозируемого туристического потока из КНР в случае его открытия. Оценена бюджетная эффективность с учетом прямых и косвенных эффектов, генерируемых открытием дополнительного участка пункта пропуска.

Improving Cross-Border Infrastructure to Promote Tourism in the Khabarovsk Territory: Feasibility Study for the Creation of New Check-points

Ruslan Gulidov, Anna Bardal Аbstract

Due to its geographical position, rich natural, cultural and historical potential and improved touristic infrastructure, the Khabarovsk Territory possesses all the necessary conditions for its dynamic development as one of the tourist centers of the Russian Far East. Recently, the region has become an increasingly popular destination for tourists from the Northeast Asian countries, primarily from China. Nevertheless, the number of Chinese tourists who visit the Khabarovsk Territory is 6-8 times fewer than that of those who travel to the other places in the Primorye Territory, and almost 4 times fewer than that of those who come to the Amur Territory which is not consistent with the comparative

* Автор для связи: E-mail: r.gulidov@vostokgosplan.ru DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2018-4/39-54

Информация о статье

Поступила в редакцию: 30.10.20 18 Принята к опубликованию: 03.12.20 18

УДК 332.1 + 338.49 JEL R11

Ключевые слова:

Хабаровский край, трансграничная инфраструктура, въездной туризм, пункты пропуска через государственную границу, бюджетная эффективность

Keywords:

Khabarovsk Territory, cross-border infrastructure, inbound tourism, checkpoints across the state border, budget efficiency

scale of the touristic potential of the three neighboring regions, where Primorye, Khabarovsk, and Amur Territories take the 1st, 2nd and 3rd places respectively regarding their attractiveness. Thus, the Khabarovsk Territory has to make more efforts to develop its inbound tourism.

The tourist potential development in the Khabarovsk Territory is currently delayed by the limited number of the existing checkpoints along the Russian-Chinese border and their inadequate quality. Only two checkpoints do not work all year-round and their capacity is insufficient. While there are 7 cross-border checkpoints in the Primorye Territory working all year round, 4 of them in the Russian-Chinese border. Meanwhile, the cross-border checkpoints of Khabarovsk Territory still lag behind its neighbors regarding the required cross-border infrastructure.

Therefore, in order to develop its touristic potential and increase inbound tourism, the Khabarovsk Territory has to modernize its existing checkpoints and set up new ones at the Russian-Chinese border. A feasible alternative is to establish a new river checkpoint at the Zaimka tourist complex which is near Khabarovsk. The investigations show that it would increase the tourist flow from China to the region by as much as about quintuple. The establishment of a new cross-border check-point can be financed by the private investors, some of them have already developing this section of the river; the direct and indirect effects will increase tax revenues. All these facts justify the expediency of the project.

Введение

Хабаровский край обладает привлекательными с точки зрения развития туризма характеристиками: уникальные природные заповедники и ландшафты, самобытная культура коренных народов, исторические места и современные комплексы индустрии развлечений.

Край в последнее время становится одним из популярных мест посещения для туристов из стран Северо-Восточной Азии, прежде всего КНР. Вместе с тем, представляется, что в сравнении с другими дальневосточными регионами, в том числе соседними, Хабаровский край не в полной мере использует имеющиеся возможности для развития туризма. Основной причиной этого, по-видимому, является наличие проблем в одном из ключевых звеньев туристической инфраструктуры, обслуживающем трансграничные туристические потоки.

Понятие «туристическая инфраструктура» включает все «физические, юридические, экологические и другие удобства, способствующие формированию приятного, безопасного и стабильного туризма на определённой территории» [1]. В этом контексте трансграничная инфраструктура является частью «поддерживающего комплекса» по отношению к базовым объектам инфраструктуры туризма - отелям, ресторанам, местам посещения и пр. [2, 3]

Такая расстановка акцентов отражается на содержании исследований и публикаций о состоянии и перспективах развития туристической индустрии в территориальных системах, большая часть которых посвящена анализу влияния развития сервисной сети (кафе, гостиницы, музеи, развлекательные центры, туристические агентства и пр.) на динамику туристического потока и мотивацию людей к поездкам [4-8].

Ряд работ включает рассмотрение транспорта как одного из важных условий стимулирования туристических потоков. В рамках этих работ авторы изучают как общие вопросы влияния транспорта на масштабы туризма, так и более конкретные аспекты: влияние наличия транспортных маршрутов и изменения тарифов на масштабы туристических поездок [9, 10]. Анализируется уровень развития пассажирского транспорта в местах посещения как один из факторов выбора потребителями туристической услуги [11, 12].

Обзор публикаций по данной тематике свидетельствует о наличии тесной связи между развитием транспортной инфраструктуры и потоком туристов на территорию (страну, регион). При этом, важным является физическое наличие объектов транспортной инфраструктуры, достаточность их мощностей и их

пространственная конфигурация для обслуживания определенного объема туристических потоков в разных направлениях.

Учитывая вышесказанное, целью данной работы является оценка достаточности трансграничной транспортной инфраструктуры в Хабаровском крае как необходимого условия увеличения масштабов туристического потока в регион и обоснование целесообразности создания нового участка пункта пропуска через российско-китайскую государственную границу.

Туристско-рекреационный потенциал Хабаровского края

Базовыми условиями, лежащими в основе развития туристического комплекса региона, являются: наличие, разнообразие и качество туристско-рекреационных ресурсов, так называемый «туристско-рекреационный потенциал», и уровень развития транспортной инфраструктуры, обслуживающей внутренние и въездные туристические потоки и обеспечивающей возможность доступа к туристическим объектам.

Хабаровский край обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. В регионе присутствуют все необходимые условия для динамичного развития в качестве одного из туристических центров Дальнего Востока: удобное экономико-географическое положение, богатый природный и культурно-исторический потенциалы, активно формирующаяся туристская и транспортная инфраструктура. По своим природным ресурсам и разнообразию флоры и фауны Хабаровский край является одним из уникальных регионов страны. Для края характерно смешение северных и южных видов животного и растительного мира. Одна из главных достопримечательностей - река Амур, которая проходит по территории края на протяжении 950 км. В долине реки сосредоточено наибольшее количество природных и культурно-исторических туристских объектов. Другим интересным объектом для посещения является уникальный уголок нетронутой природы - Шантарские острова, расположенные в акватории Охотского моря, прилегающей к побережью Хабаровского края.

Для туристов из стран Азии Хабаровский край является «ближней Европой» интересной своей историей, самобытными традициями, объектами культурного показа, архитектурой и культурой общения. В крае насчитывается более 360 памятников культурного наследия, представляющих интерес для развития культурно-познавательного, этнографического туризма.

В крае активно развивается сеть учреждений культурно-досугового типа. Большой интерес у приезжающих в г. Хабаровск вызывают краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, Дальневосточный художественный музей, концертный зал органной музыки Хабаровской краевой филармонии, современные спортивно-зрелищные комплексы, культовые учреждения различных конфессий, а также широкая сеть современных культурно-развлекательных объектов.

На территории края туристическими компаниями предлагаются свыше 150 маршрутов и экскурсий, в том числе охотничьи, приключенческие, спортивные и экстремальные туры, пешеходные маршруты, связанные с преодолением горных перевалов, рыболовные и экологические туры, включая маршруты в Большехехцирский, Болоньский и Буреинский заповедники и низовья реки Амур, этнографические туры и круизы по реке Амур.

В соответствии с реализуемой государственной программой Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013 -2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства края от 26.06.2012

г. № 211-пр (ред. от 28.12.2017), определены три туристско-рекреационных кластера, на развитие которых будут направлены основные финансовые ресурсы:

1. Туристско-рекреационный кластер «Комсомольский», включающий г. Комсомольск-на-Амуре и прилегающие к нему территории (субкластеры «Центральный», «Ключевая сопка», «Силинский», «Авиационный», «Холдоми», «Кедрово-тисовая роща», Комсомольский заповедник).

2. Туристско-рекреационный кластер «Северный Сихотэ-Алинь», расположенный на территории Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов со специализацией на лечебно-оздоровительном виде туризма (термальные источники), а также предусматривающий возможности экологического туризма, спортивной рыбалки и охоты.

3. Туристско-рекреационный кластер «Остров Большой Уссурийский -Шантары» с ядром в г. Хабаровске. Основой развития кластера должны стать круизы по Амуру. Кластер охватывает прибрежную зону реки Амур от Хабаровска с Большим Уссурийским островом до Николаевска-на-Амуре с последующим включением Татарского пролива и зоны Шантарских островов. Проектом кластера определены три базовых опорных пункта: остров Большой Уссурийский, Хабаровск, Николаевск-на-Амуре.

Трансграничная инфраструктура Хабаровского края

и въездной туристический поток

Географически Хабаровский край занимает центральное место в Дальневосточном макрорегионе, имеет приграничное положение и находится на стыке важнейших широтных транспортных артерий России. Развитый транспортный комплекс обслуживает потребности в грузовых и пассажирских перевозках как внутри края, так и между западными и восточными регионами страны, обеспечивая также внешнеэкономические связи Российской Федерации со странами Северо-Восточной Азии (СВА), в т. ч. двунаправленные туристические потоки.

В настоящее время на территории ДФО установлено 63 пункта пропуска через государственную границу РФ, из них действуют 45, в т. ч. 4 на территории Хабаровского края. На участке российско-китайской границы в пределах территории Дальнего Востока установлено 23 пункта пропуска, из которых в настоящее время функционируют 15 (табл. 1).

Почти половина всех функционирующих в ДФО пунктов пропуска через российско-китайскую границу расположена в Приморском крае (7 из 15). При этом все установленные пункты пропуска в Приморье функционируют и все из них круглогодичного действия. На территории двух других соседей Хабаровского края - Амурской области и Еврейской автономной области (ЕАО) - установлены соответственно 9 и 4 пункта пропуска, из которых только около половины сейчас функционирует.

Среди регионов-соседей Хабаровский край занимает последнее место по количеству пунктов пропуска, установленных на российско-китайском участке границы (3 ед.). В настоящее время на территории края, как и в ЕАО, функционируют всего 2 пункта пропуска - СПП «Покровка» (в 260 км к югу от г. Хабаровска) и РПП «Хабаровск». Эти регионы не сопоставимы друг с другом по текущему уровню и потенциалам развития торгово-экономических и туристических связей с КНР. Более того, речной пункт пропуска в Хабаровском крае работает только в период навигации. При этом РПП «Хабаровск» действует по

временной схеме (на двух дебаркадерах), нарушая установленные законодательством РФ требования к обустройству и функционированию пунктов пропуска.

Таблица 1

Пункты пропуска через российско-китайскую государственную границу _в Дальневосточном федеральном округе_

Субъект РФ Общее кол-во Вид пункта пропуска

АПП ЖдПП СПП РПП ППП

Приморский край 7(7) 5(5) 2(2)

Амурская область 9(4) 1(0) 7(4) 1(0)

Еврейская автономная область 4(2) 1(0) 3(2)

Хабаровский край 3(2) 1(0) 1(1) 1(1)

Всего 23 (15) 7(5) 3(2) 11(7) 1(1) 1(0)

Источник: составлено автором по [13]

Примечание: в скобках указано количество функционирующих пунктов пропуска; АПП - автомобильный пункт пропуска, ЖдПП - железнодорожный пункт пропуска, СПП - смешанный пункт пропуска, РПП - речной пункт пропуска, ППП - пешеходный пункт пропуска

Таким образом, Хабаровский край существенно уступает своим соседям по наличию и разнообразию необходимой инфраструктуры для обеспечения пропуска товаров и физических лиц через государственную границу между РФ и КНР. С учетом активного развития пунктов пропуска в соседних регионах, в первую очередь, в Амурской области, это отставание Хабаровского края сохранится и еще в большей степени увеличится.

Тезис о наличии положительной связи между количеством пунктов пропуска и объемов въездного туризма подтверждается данными о туристических потоках через российско-китайскую границу в разрезе субъектов РФ на Дальнем Востоке (табл. 2).

Отмечается значительная по абсолютному значению разница показателей. Количество китайских граждан, посетивших Хабаровский край, меньше аналогичного показателя Приморского края в 6-8 раз, Амурской области -почти в 4 раза. Это явно не соответствует сравнительному масштабу туристско-рекреационных потенциалов трех соседних регионов, в соответствии с которым Хабаровский край по привлекательности для туристов находится между Приморским краем и Амурской областью1.

1 Национальный туристический рейтинг (Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»): по итогам 2017 г. Приморский край занимал 9-е, Хабаровский край - 26-е, Амурская область - 57-е место среди субъектов РФ. Источник: [14].

Таблица 2

Регион 2015 2016 2017 Изменение за период, %

Приморский край* 120,9 191,4 212,6 175,8

Амурская область 70,1 79,9 94,9 135,4

Хабаровский край 18,7 23,8 25,6 136,9

Примечание: *данные только о туристах, посетивших Приморский край в рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках

Источник: составлено по данным департамента туризма Приморского края; Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области; управления по туризму министерства культуры Хабаровского края

При отсутствии иных видимых оснований, в качестве главной причины значительного отставания Хабаровского края от основных регионов-соседей можно считать имеющиеся инфраструктурные ограничения въезда китайских граждан через государственную границу на территорию края. В этой связи для реализации туристско-рекреационных возможностей и развития въездного туризма в Хабаровском крае необходимо принятие мер по развитию трансграничной инфраструктуры - реконструкция (модернизация) действующих пунктов пропуска, строительство новых (участков) пунктов пропуска через российско-китайскую государственную границу.

Целесообразность создания нового участка пункта пропуска

в Хабаровском крае

В настоящее время в пригороде г. Хабаровска функционирует туристический комплекс «Заимка» (ТК «Заимка»). Расстояние от комплекса до центра города составляет около 20 км. Объекты туристской инфраструктуры ТК «Заимка» размещены на площади 25 Га и включают гостиничный комплекс с 5-ю отдельно стоящими корпусами общей вместимостью более 600 человек в сутки, коттеджи для семейного отдыха, сеть ресторанов и кафе с различными видами национальной кухни, береговую зону отдыха, оборудованный пляж, кемпинг-зону, спорткомплекс с множеством площадок, детские и спортивные площадки, прокат спортивного и туристического инвентаря, автокинотеатр и обширные территории для автомобильных стоянок и пр. В целом, за период 2016-2017 гг., по сведениям управляющей компании, ТК «Заимка» посетило около 550 тыс. человек, из них свыше 25 тыс. иностранцев.

На набережной ТК «Заимка» находится трехэтажное здание речного вокзала, которое в 2017 г. было реконструировано для обслуживания пассажиров на международном сообщении (пока не действующем).

Учитывая незначительную удаленность от административного центра Хабаровского края, популярность ТК «Заимка» как туристической дестинации, а также инфраструктурную подготовленность объектов комплекса, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о создании участка пассажирского направления РПП «Хабаровск» на территории ТК «Заимка» (участок «Заимка»). Это обеспечит расширение пассажирского направления действующего речного пункта пропуска, снимет напряженность проблемы его ограниченной пропускной способности и нивелирует для Хабаровского края риски возмож-

ного приостановления надзорными органами работы пассажирского направления РПП «Хабаровск» по причине его несоответствия установленным нормативным требованиям.

Участок «Заимка» РПП «Хабаровск» будет функционировать на берегу Амурской протоки в навигационный период с целью пропуска через государственную границу РФ пассажиров регулярных рейсов и экипажей парусных, маломерных и прогулочных судов в направлении нового участка «Усучжень» пункта пропуска «Фуюань» (КНР). Расстояние между участками пунктов пропуска составляет 25,5 км, что в 2,5 раза меньше, чем действующий в настоящее время маршрут «Хабаровск - Фуюань» (63 км).

По многолетним наблюдениям российской и китайской стороны по погодным и гидрологическим условиям Амурская протока позволяет осуществлять судоходство в течение более длительного навигационного периода (начинать речное сообщение между сторонами на две недели раньше, чем возможно в условиях действующего маршрута и завершать навигацию на две недели позже) при условии организации открытия средств навигационного оборудования.

В среднесрочной перспективе с развитием круизного судоходства может рассматриваться обеспечение пропуска туристов, пребывающих на круизных судах. Планируется, что через год после запуска новый участок пункта пропуска перейдет на работу в круглогодичном режиме за счет использования судов на воздушной подушке (СВП).

Различия в категориях обслуживающих судов заграничного плавания (суда на подводных крыльях, водоизмещающие суда, суда на воздушной подушке, яхты и пр.) и в структуре текущих и ожидаемых пассажиропотоков на двух маршрутах («Хабаровск - Фуюань», «Заимка - Усучжень») обуславливают состоятельность предположения о том, что два сегмента пассажирского направления РПП «Хабаровск» будут в значительной степени взаимодополнять друг друга, чем конкурировать. Если на маршруте «Хабаровск - Фуюань» по большей части останется выездной поток российских граждан, а также китайские граждане (бизнесмены, туристы) из г. Фуюань, то маршрут «Заимка -Усучжень» будет преимущественно обеспечен внутренними китайскими туристами из других провинций страны, приезжающими посетить самую восточную точку Китая2.

Планируется, что при выполнении ежедневных регулярных рейсов на речной линии «Заимка - Усучжень» пропускная способность нового участка РПП «Хабаровск» будет возрастать по мере увеличения организационно-технических возможностей пропуска туристов в здании реконструированного речного вокзала и в зависимости от сезона функционирования может составить от 500 до 1000 человек в сутки. Планируемая пропускная способность нового участка пункта пропуска по периодам навигации в ближайшие три года с мо-

2 Самая восточная точка Китая расположена в населенном пункте Усучжень в 30 км к востоку от г. Фуюань на слиянии Амурской (Фуюаньской) протоки и реки Уссури. Данное место является самым первым в Китае, которое встречает Солнце, что имеет важный символический смысл для китайцев. В условных границах этой территории обустроена «площадь Солнца» с монументом в виде иероглифа «Восток», на вершине которого находится золотистый шар, символизирующий Солнце. По официальной информации управления по туризму г. Фуюань, в 2017 г. город принял 756 тыс. китайских туристов, что на 26% превысило показатель предыдущего года. Многие туристы, посещающие площадь Солнца, выражали намерение продолжить маршрут и посетить Россию, но не имели такой возможности из-за ограниченной пропускной способности и низкого качества сервиса действующего пассажирского направления «Фуюань - Хабаровск».

мента открытия в зависимости от динамики вводимых в действие мощностей (пропускных кабин паспортного контроля) представлена в табл. 3.

Таблица 3

Ожидаемая пропускная способность участка «Заимка» РПП «Хабаровск»

Период, количество работающих кабин паспортного контроля Пропускная способность, чел. в сутки Пропускная способность, судов в сутки

1-й год (функционирует 3 из 4 оснащенных кабин паспортного контроля, одна кабина находится в резерве) до 500 чел. в сутки, в т.ч. до 480 пассажиров и 20 членов экипажей речных судов заграничного плавания до 4 пассажирских речных судов вместимостью от 45 до 226 чел. (на регулярной основе) и до 5 спортивных парусных маломерных и прогулочных судов (на нерегулярной основе, по заявке)

с 1 мая до 1 ноября 2-го года с момента открытия (функционирует 4 кабины паспортного контроля) до 680 чел. в сутки, в т.ч. до 640 пассажиров и до 40 членов экипажей речных судов заграничного плавания до 6 пассажирских речных судов (на регулярной основе) и до 8 спортивных парусных маломерных и прогулочных судов (на нерегулярной основе, по заявке)

с 1 декабря до 31 марта 2-го года с момента открытия (функционирует 4 кабины паспортного контроля) до 425 чел. в сутки, в т.ч. до 400 пассажиров и до 25 членов экипажей СВП до 8 СВП на регулярной основе

с 1 мая до 1 ноября 3-го года с момента открытия (функционирует 6 кабин паспортного контроля) до 1000 чел. в сутки, в т.ч. до 960 пассажиров и до 40 членов экипажей речных судов заграничного плавания до 8 пассажирских речных судов (на регулярной основе) и до 10 спортивных парусных маломерных и прогулочных судов

с 1 декабря до 31 марта 3-го года с момента открытия (функционирует 6 кабин паспортного контроля) до 425 чел. в сутки, в т.ч. до 400 пассажиров и до 25 членов экипажей СВП до 8 СВП на регулярной основе

Источник: данные управляющей компании ТК «Заимка»

В последующие периоды возможно поддержание данного уровня пассажирских перевозок, а также увеличение пассажиропотока в зависимости от потребностей граждан РФ и КНР в перемещениях по данному направлению и открытия новых маршрутных составляющих (круизное судоходство). В этом случае в дальнейшем возможно расширение пропускной способности участка «Заимка» речного пункта пропуска.

Прогнозная оценка ожидаемых объемов пассажиропотока через участок «Заимка» речного пункта пропуска составит до 231 тыс. человек на 3-й год с момента открытия пункта пропуска (табл. 4).

Таблица 4

Прогноз ожидаемого пассажиропотока через участок «Заимка» РПП «Хабаровск»

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год

Пассажиропоток, всего 90,0 173,4 231,0

Из них: туристов* 86,4 163,2 220,8

Из них: граждан КНР 77,8 146,9 198,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество китайских туристов, посетивших территорию РФ через участок «Заимка» 38,9 73,4 99,4

Примечание: * при определении числа въезжающих туристов из входящего потока исключены члены экипажей речных судов и СВП

Источник: расчеты авторов на основе данных управляющей компании ТК «Заимка»

Оценка бюджетной эффективности создания нового участка речного

пункта пропуска

С целью расчета бюджетной эффективности создания участка пункта пропуска «Заимка» РПП «Хабаровск» необходимо оценить прогнозный объем затрат и доходов консолидированного бюджета, связанных с открытием указанного участка пункта пропуска.

В условиях ограниченности федерального бюджета существенным фактором является то, что финансирование работ по открытию участка «Заимка» РПП «Хабаровск» может быть осуществлено без привлечения бюджетных средств. К настоящему времени за счет средств управляющей компанией ТК «Заимка» профинансировано 1,025 млрд руб. (включая НДС), в т.ч. работы по проектированию зданий и сооружений участка пункта пропуска; реконструкции речного вокзала и сооружений участка пункта пропуска; строительству и оборудованию причальных сооружений; оборудованию и оснащению специальными информационными техническими системами и системами безопасности здания речного вокзала и сооружений участка пункта пропуска.

К настоящему времени построено здание речного вокзала, технические помещения для проведения пограничного, санитарного, таможенного контроля, приобретено все необходимое оборудование для функционирования соответствующих служб. Обустроена прилегающая территория (парковка) и транспортные пути от предлагаемого пункта пропуска до магистральных автомобильных дорог. Дополнительных средств из федерального бюджета на открытие предлагаемого участка РПП не требуется. Собственник имущества участка «Заимка» РПП «Хабаровск» готов его передать, заключив договор безвозмездного пользования с Министерством транспорта РФ3.

Таким образом, затраты государственного бюджета необходимы лишь в части текущего содержания предлагаемого участка РПП. Проведем оценку необходимых текущих затрат, предполагая, что они включают: 1) заработную плату персонала с учетом отчислений во внебюджетные фонды и иные дополнительные выплаты; 2) затраты на собственно содержание (эксплуатацию) объектов участка пункта пропуска; 3) налоги.

Оценка затрат на оплату труда (денежное содержание) и иных выплат материального характера определена на основе расчетной величины предварительно необходимой численности сотрудников государственных контрольных органов (базируется на расчетной штатной численности необходимой для организации пропуска граждан через государственную границу в количестве, соответствующем планируемой пропускной способности участка пункта пропуска на 3-й год с момента открытия, и определенной с учетом требований соответствующих ведомственных приказов). Всего необходимо 64 сотрудника4, в т.ч.: 40 человек - пограничная служба ФСБ России, 18 человек - Федеральная таможенная служба РФ, 2 человека - службы санитарно-карантинного контроля Роспотребнадзора, 2 человека - служба ветеринарного контроля Рос-сельхознадзора, 2 человека - службы карантинного фитосанитарного контроля Россельхознадзора.

3 В соответствии с п. 3(1) и п. 16(1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 482.

4 Расчеты авторов на основе ведомственной нормативной документации

Принимая в расчет средние величины заработной платы и др. выплат и приведённые выше оценки потребности в персонале для организации работы пункта пропуска, ежегодный фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудников государственных контрольных органов нового участка пункта пропуска составит 34,5 млн руб., с учетом отчислений во внебюджетные фонды - 45,0 млн руб.

Учитывая дополнительные выплаты в соответствии с федеральным законодательством общие затраты средств из федерального бюджета на содержание сотрудников государственных контрольных органов предлагаемого участка «Заимка» РПП составят 55,4 млн руб. в год.

Помимо этого, для обеспечения работы нового участка РПП потребуется обслуживающий персонал в количестве 10 чел. Ежегодный ФОТ обслуживающего персонала составит 4,2 млн руб., с учетом отчислений во внебюджетные фонды - 5,5 млн руб. Расходы на оплату труда обслуживающего персонала будет нести управляющая компания ТК «Заимка».

Прогнозные затраты на содержание (эксплуатацию) объектов участка «Заимка» пункта пропуска составят 11,7 млн руб. в год и будут также осуществляться собственником помещений, зданий и сооружений, необходимых для организации всех видов государственного контроля в участке пункта пропуска.

Сумма ежегодного налога на имущество, уплачиваемого в краевой бюджет собственником зданий, сооружений и оборудования нового участка пункта пропуска при действующей ставке налога (2,2%) из расчета налогооблагаемой базы как сметной стоимости строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения участка пункта пропуска за вычетом НДС составит 19,0 млн руб. в год.

Таким образом, общие затраты на содержание участка «Заимка» пункта пропуска «Хабаровск» составят 91,5 млн руб. в год, в том числе 55,4 млн руб. из федерального бюджета. Таким образом, помимо ежегодных расходов на содержание сотрудников государственных контрольных органов необходимых для обеспечения работы пункта пропуска дополнительных средств из федерального бюджета на финансирование текущих затрат на содержание участка «Заимка» РПП «Хабаровск» не потребуется.

Для оценки доходов бюджетов будем исходить из подхода, выделяющего три вида экономических эффектов, проявляющихся для территории в результате развития туристической деятельности [15]:

- прямые экономические эффекты связаны с расходами туристов непосредственно на приобретение туристического продукта (услуг) у туристических компаний;

- косвенные экономические эффекты определяются расходами туристов и туристических компаний на приобретение различных товаров и услуг в пределах дестинации (принимающей территории);

- индуцированные эффекты охватывают расходы, которые понесут работники компаний, участвующих в предоставлении туристических продуктов (оказании услуг) и осуществляющих продажу иных товаров и услуг, а также расходы бизнеса, поставляющего эти товары и услуги.

Для определения доходов бюджета в результате установления участка «Заимка» речного пункта пропуска необходимо оценить величину этих эффектов и рассчитать потенциальный размер налоговых отчислений от увеличения

расходов в экономике края. В связи со сложностью расчетов индуцированных эффектов их оценка авторами не производилась.

Налоговые доходы краевого бюджета от прямых эффектов, связанных с установлением нового участка пункта пропуска. По оценочной информации управления по туризму министерства культуры Хабаровского края5, средняя стоимость пребывания одного китайского туриста в г. Хабаровске (продолжительностью 1 ночь / 2 дня) составляет от 10 до 12 тыс. руб. (проживание, 2-х разовое питание, транспорт, экскурсии). С учетом этих данных, для оценки налоговых доходов от прямых эффектов, связанных с установлением нового участка пункта пропуска, сделаем следующие допущения:

- продолжительность пребывания среднестатистического китайского туриста в Хабаровском крае составляет 1 сутки (1 ночь / 2 дня);

- средняя стоимость тура (оказанные туристических услуг) для одного китайского туриста составляет 11 тыс. руб.;

- налоговая «отдача» в бюджет Хабаровского края от оказываемых туристических услуг при обслуживании въездного туристического потока из Китая составляет 15,2 % (рассчитана как среднеарифметическое фактических значений за период 2013-2016 гг. [16]).

Исходя из этих допущений и прогнозной оценки ожидаемых объемов туристического потока из Китая (табл. 4), рассчитаем доходы в бюджет Хабаровского края от организаций туристического сектора (табл. 5).

Таблица 5

Прогнозная оценка доходов в бюджет Хабаровского края от организаций туристического сектора в результате обслуживания туристов из Китая, въезжающих в

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год

Объем туристских услуг, связанных с обслуживанием дополнительного турпотока из Китая, млн. рублей, млн руб. 427,7 807,8 1093,0

Доходы бюджета Хабаровского края от организаций туристского сектора в результате обслуживания дополнительного турпотока из Китая, млн. руб. 65,0 122,7 166,0

Источник: расчеты авторов

Кроме того, сумма налога на имущество, ежегодно уплачиваемая в бюджет Хабаровского края собственником имущественного комплекса участка пункта пропуска, составит 19,0 млн руб. С учетом этого, прогнозная оценка налоговых доходов краевого бюджета от прямых эффектов, связанных с установлением нового участка речного пункта пропуска, составит: в 1 -м году с момента открытия нового участка пункта пропуска - 84,0 млн руб., во 2-м году -141,7 млн руб., в 3-м году - 185,0 млн руб.

5 Письмо министерства культуры Хабаровского края № 03-12-6409 от 29.11.2017 в адрес управляющей компании ТК «Заимка».

Налоговые доходы краевого бюджета от косвенных эффектов, связанных с установлением нового участка пункта пропуска. По той же информации Управления по туризму Министерства культуры Хабаровского края, в период пребывания в г. Хабаровске один китайский турист на покупку различных потребительских товаров (сувениров, продуктов питания, брендовых товаров, ювелирных изделий, косметики и пр.) расходует в межсезонье свыше 70 тыс. руб., а в пик туристического сезона (июль-август) - от 100 (150) тыс. руб. и выше.

По данным Министерства финансов края со ссылкой на ФНС России6, процент изъятия налогов (без учета платежей, зачисляемых в фонды) с доходов предприятий, оказывающих услуги торговли, транспорта, общепита и др., в среднем составлял в 2016 г. 6,6%.

С учетом этих данных, для оценки налоговых доходов от косвенных эффектов, связанных с установлением нового участка пункта пропуска, дополнительно к предыдущим сделаем следующие допущения:

- в среднем один китайский турист расходует на шопинг при поездке в Хабаровский край 85 тыс. руб. (рассчитано как среднее между оценкой расходов в межсезонье и минимальной оценкой расходов в пик туристического сезона);

- налоговая «отдача» в бюджет Хабаровского края от деятельности предприятий потребительского сектора (торговли, транспорта, общепита и др.), задействованных в обслуживании туристического потока из Китая, составляет 6,6%.

Исходя из этих допущений и прогнозной оценки ожидаемых объемов туристического потока из Китая, можно оценить объем дополнительных доходов, которые поступят в бюджет Хабаровского края от деятельности организаций потребительского сектора (табл. 6).

Таблица 6

Прогнозная оценка дополнительных доходов краевого бюджета от предприятий потребительского сектора в ходе обслуживания туристов из Китая,

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год

Объем услуг, оказанных предприятиями потребительского сектора в ходе обслуживания дополнительного турпотока из Китая, млн. руб. 3304,8 6242,4 8445,6

Доходы бюджета Хабаровского края от предприятий потребительского сектора в задействованных в обслуживании тур. потока из Китая, млн. руб. 218,1 412,0 557,4

Источник: расчеты авторов

Суммарные налоговые доходы бюджетов всех уровней в связи с установлением нового участка пункта пропуска. Для получения суммарной прогнозной оценки налоговых доходов бюджетов всех уровней необходимо оценить

6 Письмо министерства финансов Хабаровского края N° 14-21-15 от 10.01.2018 в адрес управляющей компании ТК «Заимка».

доходы федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований. Для этого прибегнем к следующим допущениям:

- сумма налоговых доходов в федеральный бюджет составит 17,6% от всех налоговых доходов краевого бюджета в связи с установлением нового участка пункта пропуска (рассчитано как соотношение нормативов отчислений по налогу на прибыль в федеральный (3%) и в региональный бюджеты (17%))7;

- сумма налоговых доходов в бюджеты муниципальных образований составит 17,6% от всех налоговых доходов краевого бюджета в связи с установлением нового участка пункта пропуска (рассчитано как соотношение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований (15%) и в региональный бюджет (85%))8.

Суммировав налоговые доходы бюджета Хабаровского края от организаций туристского сектора и предприятий потребительского сектора (от прямых и косвенных эффектов), которые будут задействованы в обслуживании турпотока из Китая через новый участок пункта пропуска, и, используя сделанные допущения, рассчитаем суммарные дополнительные налоговые доходы бюджетов всех уровней (табл. 7).

Таблица 7

Прогнозная оценка дополнительных доходов бюджетов всех уровней в связи

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год

Налоговые доходы краевого бюджета 302,1 553,7 742,4

Налоговые доходы федерального бюджета 53,2 97,5 130,7

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований 53,2 97,5 130,7

Суммарные доходы бюджетов всех уровней 408,5 748,7 1003,8

Источник: расчеты авторов

Расчёт бюджетной эффективности. По причине отсутствия единовременных (инвестиционных) затрат на открытие участка «Заимка» речного пункта пропуска из федерального бюджета дисконтирование потоков бюджетных доходов и расходов при оценке их эффективности для бюджетной системы нецелесообразно. В этой связи достаточно сопоставить сумму ежегодных поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе в федеральный бюджет, с расходами на функционирование участка пункта пропуска, осуществляемыми за счет федерального бюджета, в течение прогнозного периода (табл. 8).

За три первых года функционирования дополнительные доходы бюджетов всех уровней составят почти 2,2 млрд руб., что будет выше суммарных бюджетных расходов в 13 раз. Доходы федерального бюджета оцениваются в более чем 280 млн руб., что превысит суммарные расходы федерального бюджеты на содержание участка пункта пропуска за три года в 1,7 раза.

7 Пункт 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2017).

8 Пункт 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).

Таблица 8

Сводный прогноз дополнительных доходов и расходов бюджетов всех уровней в связи

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год Всего за 3 года

Доходы бюджетов всех уровней 408,4 748,6 1003,8 2160,9

в т.ч. доходы федерального бюджета 53,2 97,5 130,7 281,3

Расходы бюджетов всех уровней 55,4 55,4 55,4 166,1

в т.ч. расходы федерального бюджета 55,4 55,4 55,4 166,1

Источник: расчеты авторов

При этом такая оценка представляется заниженной, так как в сумме доходов бюджетов всех уровней не учитываются налоговые поступления от индуцированных эффектов вследствие открытия нового участка пункта пропуска. Именно они отражают волнообразное распространение расходов, сделанных в туристическом секторе, по многочисленным цепочкам создания стоимости в экономике региона («мультипликативный эффект»).

Таким образом, полученные прогнозные оценки демонстрируют высокую бюджетную эффективность установления нового участка речного пункта пропуска как по общим бюджетным расходам, так и по расходам федерального бюджета.

Выводы и заключение

Значительный туристско-рекреационный потенциал Хабаровского края для наращивания въездного туристического потока из Китая до сих пор остается в большей степени нереализованным. Одним из основных факторов этого является слабо развитая обеспечивающая инфраструктура сферы туризма, прежде всего, инфраструктура пунктов пропуска через государственную границу, которая по своим качественным и количественным характеристикам заметно отстает от требований времени.

В связи с этим предлагается открытие участка пассажирского направления РПП «Хабаровск» на территории ТК «Заимка», что снимет инфраструктурные ограничения для развития въездного туризма и внесет существенный вклад в развитие международного туризма в Хабаровском крае и в целом на Дальнем Востоке.

Полученные в ходе выполнения исследования прогнозные оценки демонстрируют высокую бюджетную эффективность открытия нового участка речного пункта пропуска как по общим бюджетным, так и федеральным расходам, что обосновывает целесообразность установления участка «Заимка» речного пункта пропуска «Хабаровск».

Список источников / References

1. Murphy P., Pritchard M., Smith B. The Destination Product and Its Impact on Traveler Perceptions. Tourism Management, 2000, no. 21, pp. 43-52. P. 44. DOI: 10.1016/s0261 -5177(99)00080-1.

2. Lohmann, G., Netto, A.P. Tourism Theory: Concepts, Models and Systems. Oxfordshire: CABI, 2017, 268 p.

3. Волкова Т.А. Эволюция понятия «инфраструктура туризма». Этносоциум и межнациональная культура, 2015, № 7(85), сс. 66-71. [Volkova T.A. Evoly-utsiya ponyatiya «infrastruktura turizma» [Evolution of the concept of "tourism infrastructure"]. Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura= Ethnosociety and international culture, 2015, no. 7(85), pp. 66-71.

4. Anton C., Camarero C., Garrido M.-J. A journey through the museum: Visit factors that prevent or further visitor satiation. Annals of Tourism Research, 2018, vol. 73, pp. 48-61. DOI: 10.1016/j.annals.2018.08.002

5. Frenzel F. Tourist agency as valorisation: Making Dharavi into a tourist attraction. Annals of Tourism Research, 2017, vol. 66, pp. 159-169. DOI: 10.1016/j.annals.2017.07.017

6. Yousaf A., Amin I., Santos J.A.C. Tourists' motivations to travel: a theoretical perspective on the existing literature. Tourism and Hospitality Management, 2018, vol. 24, no. 1, pp. 197-211. DOI: https://doi.org/10.20867/thm.24.L8

7. Mandic A., Mrnjavac Z., Kordic L. Tourism infrastructure, recreational facilities. Tourism and Hospitality Management, 2018, vol. 24, no. 1, pp. 41-62. D0I:https://doi.org/10.20867/thm.24.1.12

8. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса. Вестник ассоциации ВУЗов туризма и сервиса, 2014, № 2, Т. 8, сс. 38-48. [Minaev V.A., Platonova N.A., Pogrebova E.S. Metodik analiza kachestva re-gional'noi infrastruktury industrii turizma i turistskogo servisa [Method of analyzing the quality of the regional infrastructure of the tourism industry and tourist service]. Vestnik assotsiatsii VUZov turizma i servisa= Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service, 2014, no. 2, issue 8, pp. 38-48.

9. Koo T.T.R., Lim C., Dobruszkes F. Causality in direct air services and tourism demand. Annals of Tourism Research, 2017, vol. 67, pp. 67-77. DOI : 10.1016/j.annals.2017.08.004

10. Khadaroo J., Seetanah B. Transport infrastructure and tourism development. Annals of Tourism Research, 2007, vol. 34, no. 4, pp. 1021-1032. DOI: https://doi.org/10.1016/j.annals.2007.05.010

11. Albalate D., Bel G. Tourism and urban public transport: Holding demand pressure under supply constraints. Tourism Management, 2010, vol. 31, pp. 425-433. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2009.04.011.

12. Bajada T., Titheridge H. The attitudes of tourists towards a bus service: implications for policy from a Maltese case study. Transportation Research Procedia, 2017, vol. 25, pp. 4110-4129. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2017.05.342.

13. Перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29.11.2017 № 2665-р «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» [Perechen' punktov propuska cherez gosudarstvennuyu granitsu RF, utverzhdennyi rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29.11.2017 № 2665-r «O punktakh propuska cherez gosudarstvennuyu granitsu Rossiiskoi Federatsii» [About checkpoints across the state border of the Russian Federation]. Available at: https ://www. mintrans.ru/storage/app/media/punkt_proguska_graniza_13022018.p df (accessed 01.10.2018).

14. Национальный туристический рейтинг-2017 [Natsional'nyi turisticheskii reit-ing [National Tourist Rating]. Available at: http://russia-rating.ru/info/13018.html (accessed 08.10.2018).

15. The Indirect Impact of Tourism: an Economic Analysis. Paper prepare by F. Vel-las for the Third Meeting of G20 Tourism Ministers. UNWTO, Paris, France, 25 October 2011. Available at: http://www2.unwto.org/agora/indirect-impact-tourism-economic-analysis (accessed 08.10.2018).

16. Основные показатели развития туристской деятельности Хабаровского края [Osnovnye pokazateli razvitiya turistskoi deyatel'nosti Khabarovskogo kraya [Key indicators of the development of tourist activity of the Khabarovsk Territory]. Available at: http://travel.khv.ru (accessed 15.10.2018).

Сведения об авторах / About authors

Гулидов Руслан Витальевич, кандидат экономических наук, первый заместитель директора, Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования» Минвостокразвития России. 680021 Россия, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, д. 8. E-mail: r.gulidov@vostokgosplan. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ruslan V. Gulidov, Candidate of Economic Sciences, First Deputy Director, Federal Autonomous Scientific Institution "Eastern Centre of State Planning", Ministry for the Development of the Russian Far East. 8 Lva Tolstogo Street, Khabarovsk, Russia 680021. E-mail: r.gulidov@vostokgosplan.ru

Бардаль Анна Борисовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой экономической теории и специальных дисциплин, Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН. 680042 Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 153. E-mail: Bardal@ecrin.ru ORCID ID 0000-0002-9944-4714 Anna B. Bardal, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Head of the Department of Economic Theory and Special Subjects, Economic Research Institute, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia 680042. E-mail: Bardal@ecrin.ru ORCID ID 0000-0002-9944-4714

© Гулидов Р.В., Бардаль А.Б. © Gulidov R.V., Bardal A.B. Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.