Научная статья на тему 'О возможностях создания нового туристского продукта на российской части острова Большой Уссурийский'

О возможностях создания нового туристского продукта на российской части острова Большой Уссурийский Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
493
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК ХАБАРОВСКОГО КРАЯ / ВЪЕЗДНОЙ И ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ МАССОВОГО СПРОСА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОСТРОВ БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / KHABAROVSKY KRAI TOURIST MARKET / INBOUND AND DOMESTIC TOURISM / TOUR OF MASS DEMAND

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Филоненко Валентина Владимировна, Третьяков Михаил Михайлович

В статье описывается современное состояние рынка въездного туризма в Хабаровском крае, которое характеризуется невысокими темпами роста внутреннего туристского потока и крайне низкими темпами роста международного туристского потока. Таким образом, можно сделать вывод, что количество посетителей, желающих приехать в Хабаровский край с туристическими, а не деловыми целями, растет незначительными темпами. Основной причиной сложившейся ситуации можно считать отсутствие на данной территории естественных и рукотворных аттракций мирового масштаба, что значительно снижает интерес к ней как со стороны российских, так и иностранных туристов. Тем не менее, Хабаровский край в целом и его отдельные территории в частности обладают значительным туристским потенциалом. Однако для раскрытия потенциала территорий требуется реализация специального проектно-ориентированного подхода. В качестве примера такого подхода в данной статье рассматривается первый совместный российско-китайский проект создания нового туристского продукта на российской части острова Большой Уссурийский. Цель реализации такого проекта обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории за счет создания на острове туристско-рекреационного комплекса и увеличения туристского потока, в том числе и международного. На начальном этапе в качестве новых туристских продуктов предлагается рассматривать туры «выходного дня» различной направленности культурно-познавательные, экологические, рыболовные, конно-спортивные и т. п. Для иностранных туристов посещение российской части острова может стать логическим продолжением многодневных туров. Основным аттрактивным элементом для иностранных, в частности китайских, туристов должно стать знакомство с российской культурой, бытом, традициями. Как показывает практика, несмотря на наличие определенных риск-факторов, перспективы реализации новых туристских продуктов и создания туристско-рекреационного комплекса на острове будут иметь безусловные стратегические и конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Филоненко Валентина Владимировна, Третьяков Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES FOR CREATING A NEW TOURIST PRODUCT IN THE RUSSIAN PART OF BOLSHOI USSURIYSKY ISLAND

The author of the article describes the current status of the inbound tourism in the Khabarovsk Region, and identifies its key development characteristics as a moderate growth rate demonstrated by the domestic tourism sector and extremely low growth rate of inbound tourist traffic. Thus, the author thinks it feasible to conclude that the increase in the number ofnon-business visitors to the Khabarovsk region is insignificant. The major reason for the currently low status of both inbound and domestic tourism is a lack of globally renowned natural and man-made attractions in the area. However, the Khabarovsk Region in general and its individual territories in particular have a high tourist potential that can only be unlocked through a special project-oriented approach. The article provides an example of such an approach: the firstjoint Russian-Chinese project to create a new tourist product in the Russian part ofBolshoi Ussuriysky Island. 32 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3 The project is designed to ensure a sustained social and economic development of the area through a creation of a tourist complex and increasing both domestic and international tourist traffic. At the initial stage of project implementation, such new tourist products as cultural, educational, ecological, fishing, horse-riding "city breaks". The major attraction for international tourists (Chinese tourists in particular) is familiarization with Russian culture, traditions and life style. Practice shows that, despite the obvious risks, the prospects of the new tourist product introduction and a tourist complex creation will offer significant strategic and competitive advantages.

Текст научной работы на тему «О возможностях создания нового туристского продукта на российской части острова Большой Уссурийский»

References

1. Burkutbaeva, N.A. Razvitie regional’noi infrastruktury sfery turizma [Developing resional tourism infrstracture]. Elista: Kalmytskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2011.

2. Goegrafiia mirovoi informatsionnoi industrii [Global Information industry geography]. Geografiia

[Geography]. URL: http://geographyofrussia.ru/geografiya-mirovoj-informacionnoj-industrii-obshhaya-

xarakteristika (Accessed on November 27, 2012).

3. Deshina, A. V., andChesniak, M.G. Industriia informatsionnykh uslug v turizme [Information service in tourism]. www.scienceforum.ru (Accessed on May 12, 2014).

4. Informatsionnye protsessy v sotsial’no-kul’turnom servise i turizme [Information processes in social/cultural service and tourism]. URL: http://gendocs.ru/ page=16 (Accessed on November 27, 2012).

5. Klassifikatsiia informatsionnykh technologii v turizme [A classification of information technologies as applied to the sphere of tourism]. NPARK. URL: http://wwwnpark.ru/klassifikaciya-informacionnyx-texnologij-v-turizme-page1.html (Accessed on November 27, 2012).

6. Pnanchuk, E.I. Osnovy turizma i industrii gostepriimstva [Tourism and Hospitality Essentials]. Vologda: Vologodskii universitet biznesa Publ., 2010.

7. Predostavlenie informatsionykg uslug [Information Service provision]. Industriia turisma [Tourist industry].

URL: http://popturizm.ru/Turoperator_i_turagent-Predostavlenie_informacionnyh_uslug.html (Accessed

on November 27, 2012).

8. Rodigin, L.A. Informatsionnye tekhnologii v gostinichnom i turistskom biznese [Information technologies as applied to hotel and tourist business]. Moscow: RMAT Publ., 1999.

9. Sredstva obespecheniia avtomatizirovannykh informatsionnykh system i ikh tekhnologii [Computer-based information service and information technologies maintenance tools]. URL: http://www.finam.ru/dictionary/ wordf02B55/default.asp?n=27 (Accessed on November 29, 2012).

УДК 338

О ВОЗМОЖНОСТЯХ СОЗДАНИЯ НОВОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ ОСТРОВА БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ

Филоненко Валентина Владимировна, аспирант Хабаровской государственной академии экономики и права, [email protected], Российская Федерация

В статье описывается современное состояние рынка въездного туризма в Хабаровском крае, которое характеризуется невысокими темпами роста внутреннего туристского потока и крайне низкими темпами роста международного туристского потока. Таким образом, можно сделать вывод, что количество посетителей, желающих приехать в Хабаровский край с туристическими, а не деловыми целями, растет незначительными темпами. Основной причиной сложившейся ситуации можно считать отсутствие на данной территории естественных и рукотворных аттракций мирового масштаба, что значительно снижает интерес к ней как со стороны российских, так и иностранных туристов. Тем не менее, Хабаровский край в целом и его отдельные территории в частности обладают значительным туристским потенциалом. Однако для раскрытия потенциала территорий требуется реализация специального проектно-ориентированного подхода. В качестве примера такого подхода в данной статье рассматривается первый совместный российско-китайский проект создания нового туристского продукта на российской части острова Большой Уссурийский. Цель реализации такого проекта — обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории за счет создания на острове туристско-рекреационного комплекса и увеличения туристского потока, в том числе и международного. На начальном этапе в качестве новых туристских продуктов предлагается рассматривать туры «выходного дня» различной направленности — культурно-познавательные, экологические, рыболовные, конно-спортивные и т. п. Для иностранных туристов посещение российской части острова может стать логическим продолжением многодневных туров. Основным аттрактивным

27

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

элементом для иностранных, в частности китайских, туристов должно стать знакомство с российской культурой, бытом, традициями. Как показывает практика, несмотря на наличие определенных риск-факторов, перспективы реализации новых туристских продуктов и создания туристско-рекреационного комплекса на острове будут иметь безусловные стратегические и конкурентные преимущества.

Ключевые слова: туристский рынок Хабаровского края, въездной и внутренний туризм, туристский продукт массового спроса

Введение: обоснование актуальности проблемы

Вопросы повышения туристской привлекательности и узнаваемости российских регионов на протяжении всего периода становления и развития рынка туристских услуг в России не теряют своей актуальности. Проводимые научные исследования состояния национального и региональных рынков туристских услуг имеют целью определить перспективные направления их дальнейшего эффективного развития. Хабаровский край не является исключением.

Сегодня на туристском рынке Хабаровского края туристские услуги оказывают 255 туристических компаний, из которых 137 туроператоров и 118 турагентов. При этом въездным и внутренним туризмом в регионе занимаются меньше половины из них — 102 туристские компании1.

Туроператоры внутреннего и въездного туризма предлагают туристам краткосрочные экскурсии в городах края, а также комплексные приключенческие, экстремальные, спортивные, экологические, охотничьи, рыболовные, оздоровительные, этнографические и круизные туры1 2.

Приключенческие, спортивные и экстремальные туры подходят для физически подготовленных туристов, уже имеющих опыт таких путешествий, а охотничьи и рыболовные туры организованы в удаленных муниципальных районах края и слишком дороги по цене для массового потребителя. Разви-

1 Постановление Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. №211-пр «О государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013—2020)».

2 Постановление Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. №211-пр «О государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013—2020)».

тие таких видов туризма не приводит к росту спроса на въездные туристские услуги и носит элитарный, а не массовый характер. Все это отражается на въездном туристском потоке в регионе (табл. 1).

Как можно видеть из таблицы 1, в последние годы в Хабаровском крае отмечаются невысокие темпы роста внутреннего туристского потока. Баланс по международному туризму в течение последних 15 лет остается пассивным. Более того, в последние 8—9 лет выездной поток растет кратными темпами, в то время как въезд иностранных туристов в край демонстрирует слабый рост.

Таким образом, несмотря на имеющийся туристский потенциал, количество посетителей, желающих приехать в Хабаровский край с туристическими, а не деловыми целями, растет незначительными темпами.

С целью определения причин слабого интереса со стороны иностранных туристов к путешествиям по Хабаровскому краю в 2010 г. на сайте www.mega-mir.com в сети Интернет проведен опрос на тему «Почему японцы, корейцы, китайцы, американцы, немцы и другие иностранцы не хотят ехать в Хабаровск и Хабаровский край в качестве туристов?». В исследовании приняли участие 411 человек. Главными причинами были названы отсутствие привлекательных для иностранцев туров (турпродуктов) массового спроса (61,3 балла), отсутствие международных туристских информационных ресурсов (52,8 баллов), отсутствие рукотворных чудес и достопримечательностей (28,7 баллов), а также отсутствие святынь, объектов почитания и поклонения (24,8 балла). Остальные варианты ответов получили менее 20,0 баллов [1].

Проанализировав результаты проведенного опроса, а также результаты многолетних наблюдений за развитием рынка туристских услуг Хабаровского края, основные причины низких темпов роста въездного

28 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

О возможностях создания нового туристского продукта...

Таблица 1

Общий туристский поток в Хабаровском крае в 2000—2012 гг. (тыс. человек)

Показатель 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012

Внутренний туризм 287 320,89 471,49 331,18 458,3 458,3 487,18

Международный туризм всего, 80,3 168,76 261 252,4 326,7 334,1 313,18

в том числе:

Въезд 39,4 43,26 18,4 14,5 15,7 15,8 16,68

Выезд 40,9 125,5 242,6 237,9 311,0 318,3 296,5

Всего 367,3 489,7 732,5 583,6 785,0 792,4 800,4

и внутреннего туризма в Хабаровском крае сведены в диаграмму Исикавы (рис. 1). В голове «рыбы» помещена проблема «Причины низких темпов роста въездного и внутреннего туризма в Хабаровском крае». От головы отходит основная «кость», на которую нанизываются остальные, в зависимости от степени влияния причин меняется толщина «кости» [2; 3].

Как следует из рис. 1, основными факторами, блокирующими активизацию въезда туристов в край, являются отсутствие привлекательного туристского продукта, низкий уровень развития туристской инфраструктуры (имеется в виду не только наличие объектов туристского показа, но и инфраструктура сопутствующих отраслей: транспортная, инженерная, пограничная и т. д.) и недоста-

точный уровень инвестиций в сферу туризма. Эти факторы теснейшим образом взаимосвязаны.

Толчком в развитии региональной туристской инфраструктуры и привлечении инвестиций в развитие туризма мог бы стать один крупный проект, целью которого явилось бы создание туристического продукта массового спроса, способного привлечь в край российских и зарубежных туристов.

Основная часть: стратегические подходы к решению проблемы

В Хабаровском крае нет ни природных, ни рукотворных объектов туристского показа мирового значения, способных сформировать массовый туристский поток. Следовательно, основная туристская антракта

Причины низких темпов роста въездного и внутреннего туризма в Хабаровском крае

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на рынок туристских услуг Хабаровского края

29

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

региона может быть создана только руками человека в форме проекта туристско-рекреационного комплекса международного значения. Одной из наиболее перспективных территорий для реализации подобного проекта является остров Большой Уссурийский.

Несмотря на то, что официальная процедура передачи Китайской Народной Республике острова Тарабаров и части острова Большой Уссурийский завершилась в 2008 г., до настоящего времени российская сторона не определилась с планом развития оставшейся в ее ведении части острова. До сих пор нет утвержденной концепции развития территории, определено лишь направление: туризм и конгрессно-выставочная деятельность.

Большой Уссурийский остров — уникальная трансграничная территория, которая может стать первой в мире туристско -рекреационной зоной, созданной в формате «один остров — две страны».

Китайская сторона уже создала на своей части острова туристическую зону с приоритетным сохранением окружающей среды и экобаланса3. На острове строятся объекты туристской инфраструктуры: самая восточная пагода КНР, ботанический сад «Четыре сезона», на территории старых советских казарм создан музей, построен парк водно-болотистых угодий; построен административный комплекс и пограничная застава.

Администрация уезда Фуюань и Народное Правительство провинции Хэйлунцзян проводят активную работу по привлечению на остров китайских туристов. С июля 2011 г. организуются 5-дневные туры для жителей центральных районов Китая в уезд Фуюань, включающие посещение китайской части острова. Основной туристической аттрак-той является возможность встретить рассвет в самой восточной точке Китайской Народной Республики.

Более того, согласно плану освоения, на китайской части острова должен быть создан международный туристический центр, ориентированный, прежде всего, на Россию. Результатом реализации проекта должно стать увеличение туристического потока в самый восточный уезд Китайской Респу-

3 Программа развития сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики.

блики до 1—1,2 млн человек в год, а Фуюань станет третьим крупнейшим каналом международной торговли на Северо-Востоке Китая после Маньчжурии и Суйфэньхэ.

На российской части острова находятся только православная часовня, около 16 тыс. дачных участков, сельхозпредприятие ОАО «Заря» и пограничная застава. После наводнения 2013 г. на острове остались жить около 70 человек. Тем не менее, в октябре 2013 г. введен в эксплуатацию автомобильный мост через протоку Амурская.

Учитывая территориальную близость острова Большой Уссурийский и города Хабаровска к российско-китайской границе, а также реализацию на китайской части острова проекта по созданию туристского комплекса международного значения, развитие российской части острова должно проводиться в тесной увязке с планами китайских партнеров.

В то же время при разработке проекта развития российской части острова следует иметь в виду, что китайская сторона уже создала на своей территории объекты, характерные для китайской культуры и культуры коренных народов Приамурья (так, реконструирована нанайская деревня Жуацзы, посещение которой включено в 5-дневный тур по уезду Фуюань). Поэтому российской стороне при проектировании развития территории следует делать акцент именно на русской культуре и традициях.

Большинство предложенных ранее вариантов развития острова предусматривало строительство большого количества новых объектов (жилых домов, гостиничных и спортивных комплексов, площадок для гольфа, ипподрома, выставочного комплекса с конференц-залом и др.). Реализация всех подобных планов потребует развития инженерной и транспортной инфраструктуры, а также больших капитальных вложений, прежде всего, со стороны частных инвесторов. Однако отсутствие достоверных гидрологических прогнозов о возможном повторении крупномасштабного наводнения на реке Амур, делает проекты создания на острове объектов туристической и конгрессно-вы-ставочной инфраструктуры непривлекательными для инвесторов.

Природно-климатические условия на острове, близость государственной грани-

30 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

О возможностях создания нового туристского продукта...

цы и города Хабаровска, наличие трудовых ресурсов, а также завершение строительства моста с коренного берега на остров составляют набор безусловных преимуществ российской части острова Большой Уссурийский для развития регионального рынка туристских услуг. Уже сегодня многие иностранные туристы, приезжающие в край, интересуются возможностью посещения если не двух частей острова, то только российской. Однако до настоящего времени не решен вопрос создания на острове пограничного перехода, а российская часть острова является пограничной зоной и въезд на него для иностранных граждан строго запрещен.

По мнению автора статьи, во избежание дисбаланса в развитии трансграничных территорий и выполнения договоренностей, закрепленных в Программе развития сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018), на российской части острова необходимо создавать объекты туристской инфраструктуры для организации краткосрочного пребывания туристов на острове (туры выходного дня). Это должны быть объекты, характерные для русской культуры. На их основе может быть создан новый туристский продукт, способный привлечь туристов, прежде всего, иностранных, на российскую часть острова.

Рассмотрим возможность создания такого продукта.

Как уже было отмечено ранее, на острове построена православная часовня. В дальнейшем архитектурный ансамбль может быть развит с использованием традиций русского деревянного зодчества, а также строительством объектов в стиле, характерном для застройки Хабаровска конца XIX — начала ХХ в.: русская деревня с деревянными избами, особняки из серого и красного кирпича. Внутри построек предлагается разместить краеведческий музей, сувенирные лавки, объекты общественного питания, мастерские прикладного творчества и т. п.

Для привлечения стабильного потока российских туристов на остров предлагается разработать комплекс одно- и двухдневных туров «выходного дня». Для иностранных ту-

ристов посещение российской части острова может стать продолжением многодневных туров. Например, для китайских туристов заезд на остров может стать продолжением 5-дневного тура по уезду Фуюань.

Тематическая направленность туров может быть достаточно разнообразной, что позволит удовлетворить потребности различных туристских сегментов.

Прежде всего, это культурно-познавательные (экскурсионные) туры. В рамках таких туров туристам могут быть предложены экскурсии в отделение Краеведческого музея им. Гродекова и отделение музея г. Хабаровска, в которых они смогут познакомиться с историей города и края.

Посещение мастерских прикладного творчества, в которых самостоятельно под руководством наставника можно будет изготовить сувениры на память о пребывании на острове, заинтересует, по мнению автора, не только иностранных гостей, но и жителей Хабаровского края, которые будут приезжать на остров с детьми. Предлагается открыть гончарные мастерские, шоколадные мастерские, мастерские по изготовлению восковых свечей, мастерские по росписи на шёлке, мастерские по росписи на дереве, мыловаренные мастерские и т. п.

Экологическая компонента данного тура будет включать экологическую тропу на территории водно-болотистых угодий острова, проведение орнитологической экскурсии и организации рыбалки, для которой будут специально разведены дальневосточные виды рыб. Со временем данная компонента может развиться в самостоятельные экологические или активные туры.

Кроме того, на острове может быть построен причал для речных судов, на которых в период навигации на реке Амур будут проводиться краткосрочные экскурсии вокруг острова и вдоль города Хабаровска.

Еще одним перспективным туристским направлением на острове может стать реализация конно-спортивных туров. Для этих целей планируется создание конно-спортивного клуба с возможным строительством ипподрома с целью проведения в теплое время года скачек с участием представителей конных клубов из других дальневосточных и восточносибирских регионов. Названный объект, по мнению автора, способен привлечь

31

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

не только российских туристов, но и дополнительный поток посетителей из северо-восточных провинций Китая.

В качестве инфраструктурных объектов, как уже было отмечено выше, планируется открытие:

• ресторанов и кафе русской кухни, в кото -рых можно будет попробовать традиционные русские блюда, а также поучаствовать в мастер-классах по их приготовлению;

• сувенирных лавок, в которых можно будет приобрести сувенирную продукцию, характерную не только для Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока, но также сибирских и западных регионов страны (например, оренбургские пуховые платки или «воздух Санкт-Петербурга»).

Заключение: перспективы и факторы риска

Перспективы реализации новых туристских продуктов и создания туристскорекреационного комплекса на острове имеют безусловные стратегические и конкурентные преимущества:

• использование благоприятного геополитического положения;

• уникальность туристского продукта, сочетающего в себе культурно-исторические особенности таких разных стран, как Россия и Китай;

• получение мультипликативного эффекта развития в результате использования разнообразных ресурсов.

Однако, как и многие инновационные проекты, указанный проект не лишен и определенных риск-факторов. Первый фактор риска связан с тем, что ни у России, ни у Китая нет опыта совместной реализации подобных проектов в сфере туризма, и это требует выработки новых подходов. Второй наиболее существенный фактор риска связан с тем, что для реализации данного проекта потребуется привлечь значительный объем как государственных, так и частных инвестиций, из этого следует необходимость внедрения механизма государственно-частного партнерства. И третий фактор риска, практически не поддающийся управлению, это существующая угроза затопления территории.

Тем не менее, успешная реализация проекта будет способствовать не только развитию туризма на острове, но и устойчивому социально-экономическому развитию данной территории в целом.

Литература

1. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Маркетинговое исследование в сфере внутреннего и въездного туризма в г. Хабаровске». ДальНИИ рынка. Хабаровск, 2010.

2. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. С. 322.

3. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. London, Prentice Hall, 1985.

PERSPECTIVES FOR CREATING A NEW TOURIST PRODUCT IN THE RUSSIAN PART OF BOLSHOI USSURIYSKY ISLAND

Filonenko Valentina Vladimirovna, post-graduate student at the Khabarovsk State Academy of Economics and Law, [email protected], Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author of the article describes the current status of the inbound tourism in the Khabarovsk Region, and identifies its key development characteristics as a moderate growth rate demonstrated by the domestic tourism sector and extremely low growth rate of inbound tourist traffic. Thus, the author thinks it feasible to conclude that the increase in the number ofnon-business visitors to the Khabarovsk region is insignificant. The major reason for the currently low status of both inbound and domestic tourism is a lack of globally renowned natural and man-made attractions in the area. However, the Khabarovsk Region in general and its individual territories in particular have a high tourist potential that can only be unlocked through a special project-oriented approach. The article provides an example of such an approach: the firstjoint Russian-Chineseproject to create a new tourist product in the Russian part of Bolshoi Ussuriysky Island.

32 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

The project is designed to ensure a sustained social and economic development of the area through a creation of a tourist complex and increasing both domestic and international tourist traffic. At the initial stage of project implementation, such new tourist products as cultural, educational, ecological, fishing, horse-riding “city breaks”. The major attraction for international tourists (Chinese tourists in particular) is familiarization with Russian culture, traditions and life style. Practice shows that, despite the obvious risks, the prospects of the new tourist product introduction and a tourist complex creation will offer significant strategic and competitive advantages.

Keywords: Khabarovsky Krai tourist market, inbound and domestic tourism, tour of mass demand

References

1. Otchet o nauchno-issledovatel’skoi rabote po teme “Marketingovoe issledovanie v sfere vnutrennego i v’’ezdnogo turizma v g. Khabarovske” [Report on scientific marketing research into inbound and domestic tourism in the city of Khabarovsk]. Dal’NII rynka [Far East Market Scientific Research Institute]. Khabarovsk, 2010.

2. Tokarev, B.E. Marketingovye issledovaniia [Marketing research]. Moscow: Magistr Publ., INFRA-M Publ., 2011. P 322.

3. IshikawaK. What is Total Quality Control? The Japanese Way. London, Prentice Hall, 1985.

УДК 338.48

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ НАРОДНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рубцова Флоренс Сергеевна, ведущий сотрудник ТКК «АКАДО», магистр туризма,

[email protected], Москва, Российская Федерация

Сахарчук Елена Сергеевна, декан факультета туризма и гостеприимства,

[email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье определяются основные направления развития музеев народно-художественных промыслов в Московской области. Авторы исходят из положения о двойственной природе народных художественных промыслов, являющихся, с одной стороны, мощным ресурсом туризма, если промыслы представлены в экспозициях музеев, и мощным аттрактором для туристов как изделие, товар, имиджевая составляющая посещаемой дестинации. Авторы считают, что у народных художественных промыслов в Московской области — особое место, поскольку, во-первых, насыщенность ими в Московской области выше в сравнении с другими субъектами РФ, во-вторых, многие из них имеют узнаваемый «брендовый» имидж. Делается вывод о значении народных художественных промыслов для устойчивого развития территорий, поскольку промыслы как производства предоставляют работу местному населению; формируют предложение услуг и инфраструктуру с целью обслуживания туристов и экскурсантов, то есть создают дополнительные рабочие места, и, кроме того, могут способствовать выпуску массовой сувенирной продукции, что в свою очередь также увеличивает занятость, налоговые отчисления и т. п. В статье делается вывод о необходимости координации работы музеев народных художественных промыслов с целью продвижения товаров и услуг на рынке туризма, а также их дальнейшего развития. Предлагается создание координационного совета по развитию народных художественных промыслов с рядом функций. В статье приводится расчет целевых показателей развития туризма в Московской области с учетом поступательного развития народных художественных промыслов.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.