Трансформация жизненных целей молодежи под влиянием экономических санкций против России
Скуденков Владимир Алексеевич
соискатель кафедры социальной философии и социологии Института социальных наук Иркутского государственного университета. [email protected]
В статье рассматриваются особенности взросления и социализации молодых людей под влиянием введенных экономических санкций против России. Анализируются результаты исследования 2014 и 2019 годов, где показываются изменения в образовательных и профессиональных ориентациях молодых людей, увеличении значимости традиций и поддержки семьи, возврата в родительскую семью после обучения. Ключевые слова: молодежь, жизненные цели, жизненные ценности, экономический кризис, экономические санкции, социальная политика.
В современных социальных науках существует множество теорий объясняющих изменение современных моделей взросления, вызванных удлинением и расширением жизненных траекторий юности (увеличением во времени и пространстве вхождения во взрослую жизнь), отложенного взросления, нелинейного развития и т.д.
Удлинение процессов вхождения во взрослую жизнь выражается через процессы удлинения получения образования, отложенного периода вступления в трудовую жизнь, поздних браков и позднего рождения ребенка и уменьшения количества детей в семье.
Нелинейность развития выражается в нарушении традиционной последовательности жизненного уклада (обучение - получение навыков по специальности - выход на рынок труда - экономическая независимость - уход из родительского дома - вступление в брак -рождение ребенка). Сегодня молодые люди могут пойти работать, потому учиться или создавать семью не обладая финансовой независимостью и так далее [4].
Изменение траекторий жизни современной молодежи приводит к изменению понимания истинности жизненных целей. Мнимое разнообразие приводит к реальной невозможности (а порой и сложности) принятия того или иного жизненного сценария, неопределенности или
ц Гп::а 1
постоянному метанию из одной в другую крайность. С одной стороны общество требует справляться с поставленными социальными вызовами и структурными ограничениями, с другой стороны насаждает все новые и новые рамки и требования к предъявлению себя.
Формально, предлагаемые ресурсы и социальные гарантии, которыми могут воспользоваться молодые люди, ограничены их собственной средой, семьей, местом жительства и так далее. Лишь немногие могут выйти за рамки ограничивающих их условий. Экономические и социальные рамки все еще задают контекст выбора жизненных траекторий и условий возможности социальной адаптации в мире.
Безусловно, социальная политика в отношении молодежи накладывает свой отпечаток. Например, приоритеты получения образования (правда, с перекосами в сфере высшего образования или получения «модной» специальности, но, не обладая реальными знаниями и навыками в ней) [2,3].
Социально-экономические притязания состоят из представлений людей о нормальном и должном, реальном и желаемом качестве и условиях жизни. Социально-экономические притязания не имеют временных, социальных, профессиональных или каких-то еще ограничений, они присутствуют в любом возрасте и в любом месте жительства.
При этом, социально-экономические притязания имеют гендерные отличия. Данные особенности зало-
жены в культурных рамках и стратегиях поведения, отражаются в тендерных стереотипах и социальных условиях социализации. Поэтому, говоря о стратегиях социальной адаптации к новым условиям, необходимо учитывать гендерные особенности социально-экономического поведения и мышления.
В нашем исследовании, предполагается, что социально-экономические притязания это основной ориентир общественного развития на обывательском, повседневном уровне. При этом, социально-экономические притязания могут отличаться на разных территориях. Поэтому, в качестве объекта изучения нами выбрана одна территория -территория Иркутской области.
Экономические санкции, введенные в 2014 году против России, усилили данные тенденции. Ежегодно нами проводится лонгитюдное исследование с 2014 года относительно экономических притязаний молодых людей, в которые в том числе и входит изучение жизненных траекторий1.
И все больше молодых людей надеются на поддержку семьи при обучении и последующей жизни. Если в 2014 году таких молодых людей было 43%, то в 2019 их уже 72%. Также увеличилось количество тех, кто работает во время обучения (в 2014 году их было 32%, то в 2019 году их уже 47%). Причем, на первом месте выступает необходимость наличия дополнительных средств (33%), на втором - желание независимости от семьи (30%), на
1 В 2014 году в исследовании приняло участие 670человек в возрасте от 18 до 35 лет, 60% женщин и 40% мужчин, с разным уровнем до-
хода и образования. В 2019 году в исследовании приняло участие 1272 человека в том же возрасте, гендерном, профессиональном, финансовом и социальном статусе.
третьем реализация (27%) и 10% другое.
Большая часть молодежи и даже их родители предполагают, что они не будут работать по той специальности, по которой получают образование (44%). Образование необходимо «для галочки», а не для реальных навыков, которые пригодятся на рабочем месте. Растущая безработица порождает также потребность в минимальных гарантиях, которыми все еще выступает образование. Подтверждается идея мнимости обучения и ложности получаемых навыков. В тоже время включается социальная обусловленность необходимости образования. И тем самым формируется круговая зависимость неэффективного знания.
Массовая культура предлагает образцы «красивой и успешной жизни», которые не согласуются с реальными возможностями большей части молодежи. Молодые люди все чаще чувствуют «свою ущербность» и «ограниченность» (в 2014 году - 23% и 29% - соответственно, а в 2019 году - 34% и 42%). Это может стать основной общественных беспорядков и социальной нестабильности. Об этом более подробно изложено в работах О.А. Полюшкевич [1].
Мечты о «красивой жизни» и реальная невозможность их воплотить выступают инструментом социальной стагнации и формируют негативные стратегии социальной адаптации. Возможно, они могут спровоцировать и социальные беспорядки, и иные формы социальной аномии.
Потеря работы приводит к тому, что молодые люди идут повторно
учиться. Подтверждается идея о нелинейности жизненного пути. И в 2014 году таких было 26%, то в 2019 году их уже 62%.
Более того, молодые люди чаще стали возвращаться в родительскую семью после обучения. В 2014 году таких было 18%, то в 2019 году их уже 33%. Также увеличилось количество тех, кто расстался со своим партнером и вернулся к родителям (в 2014 году - 8%, в 2019 году - 16%).
Для молодых людей в 2019 году более правильно говорить о минимизации жизненных рисков, а не о разнообразии жизненных сценариев (возможность выбора ограничена как внешними условиями в виде экономических санкций, так и внутренними рамкам, сформированными страхами за свою жизнь). Нарушение линейности приводит к усилению традиционности и семейственности (когда в молодые люди в родительской семье продолжают социализацию). Неблагоприятная экономическая ситуация на рынке труда и слабая поддержка молодежи со стороны государства заставляют ее отложить на неопределенное время реализацию своих жизненных планов и амбиций в качестве взрослых членов общества и попытаться накопить необходимые для этого ресурсы (образовательные, экономические, социальные), оставаясь под кровом родителей.
Литература
1. Полюшкевич О.А. Общественное недовольство в городском пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований Материалы XVII Всероссийской научной конференции
молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Редколлегия: В.В. Петров, А.Н. Артемова, О.А. Персидская, А.А. Санженакова. 2019. - С. 171-174.
2. Скуденков В.А. Роль экономических санкций в изменении качества жизни и социально-экономических притязаний россиян (на примере Иркутской области) // Социология. 2018. - № 3. - С. 250-255.
3. Скуденков В.А. Социальные символы наличных денег в повседневной жизни // Социология. 2019. - № 1. - С. 280-283.
4. Скуденков В.А. Экономические притязания в кризисном обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы XV Межрегиональной научной конференции молодых ученых. 2017. -С. 171-173.
Transformation of the life goals of youth under the influence of economic sanctions against Russia Skudenkov V.A.
Irkutsk State University
The article discusses the features of growing up and socializing young people under the influence of the introduced economic sanctions against Russia. The results of a study in 2014 and 2019 are analyzed, which shows changes in the educational and professional orientations of young people, an increase in the importance of traditions and family support, and return to the parent family after training. Key words: youth, life goals, life values, economic crisis, economic sanctions, social policy.
Refefrences
1. Polyushkevich O.A. Public discontent in the
urban space // Actual problems of humanitarian and social research Materials of the XVII All-Russian scientific conference of young scientists in the field of humanities and social sciences. Editorial Board: V.V. Petrov, A.N. Artemova, O.A. Persian, A.A. Sanzhenakova. 2019 .-- S. 171-174.
2. Skudenkov V.A. The role of economic sanctions in changing the quality of life and socio-economic claims of Russians (on the example of the Irkutsk region) // Sociology. 2018. - No. 3. - S. 250-255.
3. Skudenkov V.A. Social Symbols of Cash in
Everyday Life // Sociology. 2019.- No. 1. - S. 280-283.
4. Skudenkov V.A. Economic claims in a crisis
society // Actual problems of humanitarian and social research. Materials of the XV Interregional Scientific Conference of Young Scientists. 2017. -S. 171-173.