Научная статья на тему 'Трансформация взглядов в отечественной педагогике на проблему взаимодействии родителей и дошкольного образовательного учреждения'

Трансформация взглядов в отечественной педагогике на проблему взаимодействии родителей и дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация взглядов в отечественной педагогике на проблему взаимодействии родителей и дошкольного образовательного учреждения»

А.В. Копытова ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ НА ПРОБЛЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОДИТЕЛЕЙ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Одним из важных направлений функционирования дошкольных образовательных учреждений можно отнести работу по организации взаимодействия родителей и педагогов. Многочисленные исследования (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т. А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.

Разработка адекватных и приемлемых способов такого взаимодействия предполагает изучение различных аспектов педагогического взаимодействия родителей и педагогов в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Перед рассмотрением отдельных аспектов педагогического взаимодействия логичным представляется рассмотреть этапы развития отношений «семья - дошкольное образовательное учреждение».

Ориентировочно до 40-х годов ХХ века проблеме такого взаимодействия активно изучалась и комментировалась. Основной тенденцией была главенствующая роль системы образования, как части государственного механизма, призванной свести к минимуму различия в воспитании дошкольников, обусловленные различиями их семей. В частности, такая точка зрения находит отражение в трудах А.В. Луначарского и А.С. Макаренко.

В дальнейшем - в 1940-1960-е годы, проблема противопоставления дошкольного учреждения и семьи уже не стояла настолько остро, однако основная тенденция - стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения - сохранялась. Главенствующей целью оставалось воспитание члена общества. Семья должна была играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. Семья, таким образом, как и ранее, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 г., говорилось: «Детский сад... должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а во

Временном положении о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 г., говорилось: «Дошкольное детское учреждение - ясли-сад - создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста».

Согласно прогнозам академика С.Г. Струми-лина, сделанном в шестидесятые годы, в будущем каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь.

Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60-70-е годы XX в. годы большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность». В работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Легенького, Н.П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т.п. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.

Педагогическая пропаганда - провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.

Педагогическое просвещение - практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семей-

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

© А.В. Копытова, 2007

ного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них.

Как система пропаганды педагогических знаний, в 1970-1980-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей.

В 1970-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д.Д. Бакиева, С.М. Гарбей, ДО. Дзинтере, Л.В. Загик, М.И. Иззатова, В.М. Иванова, Н.А. Стародубова). Таким образом, автора-ми-специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность.

С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В.И. Безлюдной. Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.

Исследуя проблему педагогического всеобуча, О.Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О.Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А.А. Леонтьев, Е.А. Ножин, Н.И. Мехонцев).

В ряде работ педагогов (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформи-рованности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

43

системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Су-хомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Таким образом, исследования 1970-1980-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 1990-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе

семьи и детского сада (Л.М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Таким образом, в отечественной педагогике изменение отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьей можно представить как эволюцию от воздействия, обусловленного государственным подходом к управлению образованием, к взаимодействию, направленному на развитие полноценной гармоничной личности.

Библиографический список

1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2002. - .№9. - С. 52-58.

2. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - .№1. - С. 60-68.

4. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей (Из детства - в отрочество) // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С. 87-91.

5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25-26.

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).

7. Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педаго-

гика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - С. 389-399.

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 232 с.

И.В. Костакова САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Актуальность проблемы самореализации личности обусловлена развитием, расширением сферы деятельности современного человека. Проблема выбора личностью способов самореализации и актуализации в обществе на всех жизненных этапах является в настоящее время одной из приоритетных. Главной целью гуманного современного общества является такое раскрытие возможностей растущего, развивающегося человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться через социально значимую деятельность.

Несмотря на возросший интерес к данному явлению, феномен самореализации личности остается до конца неизученным, особенно в период становления личности.

Проблема самореализации личности отдельно и пристально стала рассматриваться в психологии с недавнего времени, хотя при всем этом остается вопросом, входящим в проблемное поле разных наук. Так, И.Д. Егорычева замечает, что при всей разнице в работах авторов, большинство из них сходится во взглядах, что проблема самореализации так или иначе связана с само-осуществлением человека, признается ее поли-дисциплинарный характер, отмечается взаимосвязь самореализации с раскрытием сущностных сил человека [5, с. 14-15].

Д.А. Леонтьев отмечает три уровня анализа проблемы самореализации личности [9, с. 156-175]:

1) общий, философский уровень, где решаются вопросы о сущности человека, о сути процесса самореализации;

2) социологический уровень рассматривает пути и способы самореализации личности в конкретных социокультурных условиях ее существования;

3) психологический уровень, анализирующий личностные качества и конкретные внешние ус-

ловия, позволяющий конкретной личности продуктивно самореализовываться.

По мнению Д.А. Леонтьева, в основе стремления человека к самореализации лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию «которое может осознаваться в различных формах: как стремление продвинуть знание, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, раскрыть людям смысл и т.д.» [9, с. 157]. Именно осознание конечности своего индивидуального существования перед лицом вечности порождает у человека стремление выйти за пределы этой конечности и с наибольшей полнотой реализовать себя в мире в рамках своей исторической жизни. Поэтому самореализация возможна на основе тесно взаимосвязанных потребности и способности быть личностью, внося социальный вклад в культуру и других людей; а критерием самореализации является значимый для культуры и человечества результат деятельности.

Заслуживает внимания определение самореализации, данное Е.И. Горячевой: «Самореализация означает процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, он включает в себя содержательный и процессуальный компоненты» [4]. Оценивая самореализацию как процесс механизма развития личности, автор утверждает, что содержательный компонент определяет конкретные способности конкретной личности; процессуальный компонент указывает на те действия, которые данные способности актуализируют.

Е.А. Никитина рассматривает явление самореализации сначала на уровне процесса, потом на уровне взаимодействия, а затем на уровне личностного осмысления как компонента жизнедеятельности через целостный триединый блок определений:

- самореализация - это процесс перехода потенциальных возможностей человека в акту-

© И.В. Костакова, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.