УДК 796/799
DOI 10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_94
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ
COVID-19
Сорокина Елена Львовна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент; ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», доцент кафедры физического воспитания и спорта, [email protected].
Аннотация. Коронавирусная инфекция COVID-19 оказала существенное влияние на трансформацию сферы физической культуры и спорта, что в будущем будет в значительной степени определять направления его развития. На основе анализа исследовательских публикаций, посвященных особенностям развития физической культуры и спорта в период и после пандемии, установлены позитивные аспектах влияния. В целом, пандемия заставила человечество в значительной степени переосмыслить собственное отношение к вопросу сохранения здоровья, поддержанию и укреплению иммунитета. Выделено ряд ключевых эффектов физкультурно-оздоровительных занятий, которые способствуют повышению статуса физкультурного образования студентов.
Ключевые слова: пандемия, физкультурно-оздоровительные занятия, студенты.
TRANSFORMATION OF VIEWS ON SPORTS EDUCATION OF STUDENTS DURING AND AFTER COVID-19 PANDEMIC
Sorokina Elena Lvovna.
Russia, Novosibirsk, Siberian State Transport University, Department of Physical Education and Sports, Associate Professor; FSBEI HE "Novosibirsk State University of Economics and Management" NINH ", Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports, [email protected].
Annotation. The coronavirus infection COVID-19 has had a significant impact on the transformation of the sphere of physical culture and sports, which in the future will largely determine the direction of its development. Based on the analysis of research publications devoted to the peculiarities of the development of physical culture and sports in the period and after the pandemic, the positive aspects of the influence have been established. In general, the pandemic forced humanity to largely
94
rethink its own attitude to the issue of maintaining health, maintaining and strengthening immunity. A number of key effects of physical culture and health-improving classes are highlighted, which contribute to an increase in the status of students' physical culture education.
Key words: pandemic, health and fitness classes, students.
Коронавирусная инфекция COVID-19, стала глобальной проблемой, затронувшей многие сферы жизни людей. Карантинные меры, как показала общемировая практика, стали ключевым средством сдерживания распространения коронавирусной инфекции, что не могло не сказаться на трансформации сферы физической культуры и спорта. Многие отечественные и зарубежные исследователи уже предпринимают попытки осмыслить, проанализировать и систематизировать опыт развития спорта в период пандемии COVID-19. Вполне очевидно, что метаморфозы, которым в значительной степени подверглась данная сфера, отразятся и закрепятся в «генетическом коде» современного спорта и в будущем будут в значительной степени определять направления его развития [1].
Анализ исследовательских публикаций, посвященных особенностям развития физической культуры и спорта в период пандемии COVID-19, позволяет рассматривать последствия коронавирусной инфекции в нескольких аспектах: позитивном, негативном и нейтральном. При этом важно отметить, что исследования, проводимые в период пика пандемии COVID-19, рассматривают ее влияние на состояние физкультурно-оздоровительной сферы преимущественно в негативном аспекте. После того, как пик пандемии был пройден, начинает появляться все больше исследований, посвященных вопросам прогнозирования направлений развития физической культуры и спорта с учетом опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в период пандемии CОVID-19, которые раскрывают преимущественно позитивные аспекты ее влияния [2].
Вполне очевидно, что кризис, вызванный пандемией COVID-19, требует от человечества поиска принципиально новых решений для организации жизнедеятельности с учетом санитарно-эпидемиологических мер. В сфере физической культуры и спорта кризисное состояние стало весьма ощутимым в контексте требований по самоизоляции и практике социального дистанцирования. Однако, несмотря на это, развитие спорта рассматривается большинством исследователей через призму положительного опыта, полученного всем мировым сообществом в период пандемии COVID-19.
Говоря о тенденциях развития физической культуры и спорта, наметившихся в период распространения короновирусной инфекции, отметим, что в целом, пандемия заставила человечество в значительной степени переосмыслить собственное отношение к вопросу сохранения здоровья, поддержанию и укреплению иммунитета.
Ряд исследователей, прогнозируя будущее спорта, описывают его через призму экономически обоснованного эффекта «отложенного спроса». Иными
словами, восстановление сферы физической культуры и спорта будет во многом вызвано повышением спроса на физкультурно-спортивные услуги, который был ограничен фактором пандемии. Потребность в физической активности, которую было затруднительно реализовать ввиду добровольных или санкционированных государством карантинных мер, постепенно накапливаясь, по мнению многих исследователей, приведет к повышению уровня физической активности после снятия всех ограничений. Как мы могли заметить, влияние пандемии СОУГО-19 на проведение массовых спортивных мероприятий оказалось исключительно негативным. Онлайн-трансляции массовых спортивных мероприятий не помогли разрешить проблему, вследствие этого значительное число спортивно-массовых мероприятий было перенесено или отменено. Ввиду чего от последствий пандемии достаточно серьезно пострадало направление спорта высших достижений. С учетом тенденции «отложенного спроса» большинство исследователей и спортсменов предполагают, что после оздоровления санитарно-эпидемиологической обстановки в мире ожидается ощутимый рост общедоступного массового спорта, который дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и иммунную систему [1].
Развитие массового спорта в постпандемический период согласно проекту «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» (далее - Стратегия) должно стать основой системы мотивации граждан к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физической культурой и спортом. Более того, в проекте Стратегии в числе приоритетных направлений развития сферы физической культуры и спорта указана цифровая трансформация данной сферы. Говоря о внедрении цифровых технологий в сферу физической культуры и спорта, следует отметить, что в период пандемии необходимость в технологиях дистанционного обучения стала очевидной. Сегодня цифровые технологии активно внедряются как в профессиональный, так и в любительский спорт, что мотивирует граждан вести здоровый образ жизни [4].
Мобильные приложения становятся неотъемлемой частью быта и помогают организовать режим дня, правильное питание, эффективные индивидуальные тренировки и многое другое. Современное поколение, обладающее «цифровым мышлением», быстро осваивает новые девайсы и активно использует их для самосовершенствования. В частности, Министерство спорта Российской Федерации запустило интернет-портал «Тренируйся дома», призванный помочь всем желающим найти оптимальный способ укрепления физической формы в домашних условиях. Портал стал развитием движения «Тренируйся дома. Спорт - норма жизни», которое Министерство спорта России инициировало в социальных сетях в целях популяризации занятий спортом в период самоизоляции в условиях распространения коронавирусной инфекции. В целом, если анализировать пропаганду здорового образа жизни и повышения мотивации населения к
занятиям физической активностью, то в период пандемии важность каждодневных занятий спортом в целях профилактики инфекционных заболеваний стала очевидной.
Так, по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для поддержания уровня физической активности в период самоизоляции необходимо: 150 минут умеренной активности и 75 минут интенсивной активности в неделю. Занятия по укреплению мышц рекомендуется делать два или более дней в неделю. Детям и подросткам рекомендуют выполнять интенсивные или умеренно интенсивные упражнения, по крайней мере, 60 минут в день. Выработка соответствующих рекомендаций и программ, разъясняющих правила занятий спортом в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений, во многом способствовала повышению уровня физкультурно-оздоровительной грамотности у населения [5].
Таким образом, проанализировав мнения экспертов относительно влияния пандемии СОУГО-19 на развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, мы можем сформулировать следующие тенденции, которые в ближайшее время будут определять основные векторы развития физической культуры и спорта:
- переосмысление образа жизни, повышенная забота о здоровье, усиление требований и мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности;
- эффект «отложенного спроса»;
- увеличение доли массового спорта, как наиболее приоритетного направления спортивного движения, развитие семейного спорта;
- развитие технологий виртуальной реальности в сфере спорта, позволяющих организовать тренировочный процесс в условиях искусственной среды и виртуальной реальности;
- повышение физкультурно-оздоровительной грамотности населения.
Так или иначе, влияние СОУГО-19 на перспективы развития физической культуры и спорта видится нам скорее положительным.
Опираясь на результаты проведённого среди студентов исследования, нами определено, что студенты, получая много преимуществ от занятий физической культурой, в целом, осознают важность здорового образа жизни и формирования компетенций в сфере физической культуры и спорта.
Необходимо выделить ряд эффектов физкультурно-оздоровительных занятий, которые должны быть обозначены, как ключевые и способствуют повышению статуса физкультурного образования.
1. Физическая подготовка является системообразующим компонентом здорового образа жизни, и, в конечном счёте, связана с такими его составляющими, как питание, отсутствие вредных привычек, соблюдение биоритмов.
2. Двигательная активность играет важную роль в нормализации работы систем организма, более всего - сердечно-сосудистой.
3. Физкультурные занятия способны улучшить академическую успеваемость студента, так как повышают уровень его самоорганизации.
4. Чередование академических занятий в аудиториях с двигательной активностью позволяют улучшить общее состояние и работоспособность.
5. Большой объём академических заданий вызывает у студентов стресс, поэтому, физическая активность может служить средством для избавления от стресса и беспокойства, способствовать эмоциональной устойчивости и стабильности.
6. Посредством физкультурных занятий студенты могут осваивать новые виды движений, расширять навыки, узнают о различных физических упражнениях, которые они могут использовать в последующей жизни.
7. Групповые задания, которые студенты выполняют во время академических и дополнительных занятий физической культурой, могут помочь в формировании позитивного чувства идентичности в команде и улучшении социального взаимодействия. Эти виды социальной деятельности продолжают играть важную роль в социализации студента. У студентов есть возможность играть ведущую роль в спортивных мероприятиях, и это помогает им развивать лидерские навыки, возможность работать в команде, брать на себя ответственность за свои собственные действия [1].
Вышеперечисленное подтверждает ценность занятий физическими упражнениями для студентов, которую они ощутили в период ограничений, связанных с изоляцией. На наш взгляд, должно произойти существенное переосмысление отношения студентов к дисциплине «Физическая культура», а также сформировать новые взгляды разработчиков программ, наполнить их новыми технологиями.
Библиографический список.
1. Barbara E., FuzhongLi. Physical activity during the Coronavirus disease-2019 global pandemic // Journal of Sport and Health Science. - 2020. - Vol. 13 - № 4. - P. 291-292.
2. Танеева Л.Д., Пробин П.С. Управление физкультурно-спортивной организацией в условиях экономического кризиса. // Вектор экономики. - 2020. - № 5 (47). - С. 95.
3. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья [Электронный ресурс]. - URL: https: //www. who .mt/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru// (дата обращения: 01.10.2021).
4. Дмитриева А.Д. Экономические последствия эпидемии COVID-19 / А. Д. Дмитриева. // Молодой ученый. - 2020. - № 24 (314). - С. 174-177.
5. 5 трендов потребления. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2020/mir-posle-covid-19-5-trendovpotrebleniya/ (дата обращения: 01.10.2021).