Научная статья на тему 'Трансформация управления тылом РККА во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов'

Трансформация управления тылом РККА во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ ВОЙСК / СНАБЖЕНИЕ РККА МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ / РАЗВИТИЕ ТЫЛА КРАСНОЙ АРМИИ / TROOP SUPPLY MANAGEMENT SYSTEM / MATERIAL SUPPLY TO THE RED ARMY / DEVELOPMENT OF LOGISTICS OF THE RED ARMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жуков С.А., Руденко А.Е.

Статья посвящена исследованию изменений в системе управления снабжением РККА во второй половине 1930-х начале 1940-х годов,вершиной которых стал приказ Народного комиссара обороны № 0257 от 1 августа 1941 года «Об организации Главного управления тыла Красной Армии и управлений тыла фронтов и армий». Этим документом вводились должностные лица, отвечавшие за конечный результат работы единой системы тылового обеспечения войск. На основе исторических источников авторы прослеживают трудную историю централизации системы управления снабжением РККА материальными средствами в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE LOGISTICS MANAGEMENT OF THE RED ARMY IN THE SECOND HALF OF THE 1930 - EARLY 1940

The article is devoted to the study of changes in the logistics management system of the Red Army in the second half of the 1930 early 1940, which ended with the order of the People's Commissar of Defense No. 0257 of August 1,1941, «On the organization of the Main Directorate of the Red Army Rear and Rear Services of the Fronts and Armies». This document introduced officials responsible for the final result of the work of a unified troop logistics system. Based on historical sources, the authors trace the history of the centralization of the logistics management system of the Red Army by material means in the specified period.

Текст научной работы на тему «Трансформация управления тылом РККА во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов»

07.00.00 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 93 ЖУКОВ С. А.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи им. С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург

E-mail: stasevitsch@yandex.ru РУДЕНКО А.Е.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт (военно-системных исследований) материально-технического обеспечения вооруженных сил Российской Федерации, г. Санкт-Петербург E-mail: rudenko.ru.76@mail.ru

UDC 93 ZHUKOVS.A.

Candidate of Historical Sciences, assistant professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Military Academy of Connection, Saint-

Petersburg, Russia Е-mail: stasevitsch@yandex.ru RUDENKOA.E.

Candidate of Economic Sciences, senior researcher, Research Institute (military and System Studies) logistic upport of the armed forces, Saint-Petersburg, Russia E-mail: rudenko.ru.76@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОМ РККА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х - НАЧАЛЕ 1940-Х ГОДОВ

TRANSFORMATION OF THE LOGISTICS MANAGEMENT OF THE RED ARMY IN THE SECOND HALF OF THE 1930 - EARLY 1940

Статья посвящена исследованию изменений в системе управления снабжением РККА во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов,вершиной которых стал приказ Народного комиссара обороны № 0257 от 1 августа 1941 года «Об организации Главного управления тыла Красной Армии и управлений тыла фронтов и армий». Этим документом вводились должностные лица, отвечавшие за конечный результат работы единой системы тылового обеспечения войск. На основе исторических источников авторы прослеживают трудную историю централизации системы управления снабжением РККА материальными средствами в указанный период.

Ключевые слова: система управления снабжением войск, снабжение РККА материальными средствами, развитие тыла Красной армии.

The article is devoted to the study of changes in the logistics management system of the Red Army in the second half of the 1930 - early 1940, which ended with the order of the People's Commissar of Defense No. 0257 of August 1,1941, «On the organization of the Main Directorate of the Red Army Rear and Rear Services of the Fronts and Armies». This document introduced officials responsible for the final result of the work of a unified troop logistics system. Based on historical sources, the authors trace the history of the centralization of the logistics management system of the Red Army by material means in the specified period.

Keywords: troop supply management system, material supply to the Red Army, development of logistics of the Red Army.

Эффективно действующая система управления является ключевым фактором успеха любой сложно организованной деятельности, особенно в военной области, где обстановка способна быстро меняться, а ответственность за результат чрезвычайно высока. Важнейшей частью системы управления войсками была и остается система управления обеспечением всеми необходимыми материальными средствами, или, как ее сейчас называют, система управления тылом. Лишь сытый, одетый, имеющий оружие и боеприпасы солдат способен эффективно выполнять боевые задачи. Процесс снабжения его всем необходимым представляет собой трудную, кропотливую, зачастую скучную в описании, но, тем не менее, крайне необходимую для победы деятельность. Отсутствие знаний в области тылового обеспечения войск может лишить исследователя возможности понять причины хода и исхода войны. Данная статья посвяще-

на исследованию изменений в системе управления тылом РККА во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов.

Начальный период Великой Отечественной войны в области снабжения советских войск характеризуется интересным феноменом: всего спустя полтора месяца после начала, 1 августа 1941 года, народный комиссар обороны СССР кардинальным образом изменил структуру органов управления тылом. В центральном звене управления вводилась новая должность начальника Тыла Красной армии, во фронтах и армиях - начальника тыла фронта (армии). При начальнике Тыла Красной армии (им был назначен генерал-лейтенант А.В. Хрулёв, руководивший тылом РККА на всем протяжении Великой Отечественной войны) создавалось Главное управление, включавшее в себя Штаб начальника Тыла, Управление военных сообщений, Автодорожное управ-

© Жуков С.А., Руденко А.Е. © Zhukov S.A., RudenkoA.E.

ление и Инспекцию начальника Тыла. Кроме того, начальнику Тыла РККА подчинялись Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное управление и Ветеринарное управление [9, с. 36-37].

Можно утверждать, что в ходе данной реорганизации схема управления тылом войск претерпела серьезную трансформацию и приобрела вид, принципиально не изменившийся до сего дня. Глубокая реформа системы управления, безусловно, имела предысторию и не могла основываться лишь на опыте полутора месяцев Великой Отечественной войны. Исследовательский интерес вызывает накопление «критической массы» опыта, изменившей старую структуру органов управления тылом. Для прояснения этого вопроса следует рассмотреть период с середины 1930-х годов, ведь именно тогда теоретические взгляды руководства страны на управление тылом войск были четко оформлены.

Эти воззрения получили официальное выражение в Уставе тыла РККА, вышедшем в 1934 (часть 1) и 1936 годах (часть 2) [23] [24]. Согласно им, к примеру, система управления тылом армии представляла собой следующее:

Основной линией на схеме показана непосредственная подчиненность, пунктирной - подчиненность по вопросам службы. Несовершенство данной структуры управления отмечают многие исследователи [16, с. 42]. Её основным и принципиальным недостатком являлось отсутствие единства системы управления снабжением. С одной стороны, непосредственное руководство процессом снабжения войск осуществляли общевойсковые штабы: общую организацию деятельности тыла, разработку планов материального обеспечения осуществлял 5 отдел штаба армии, вопросы организации транспорта, путей подвоза материальных средств решал 3 отдел. Поэтому ответственность за организацию и работу тыла по снабжению войск при ведении боевых действий возлагалась на начальников штабов. Но, с другой стороны, в этом же уставе указывалось, что «полную ответственность» за «фактическое снабжение войск» несут начальники соответствующих служб (продовольственной, обозно-вещевой и т.д.), которые не были непосредственно подчинены начальнику штаба, а подчинялись напрямую командующему (командиру) [23, с. 42]. Таким образом, система управления распадалась на две части: одна часть (общевойсковой штаб) планировала и отвечала за организацию тылового обеспечения в целом, другая (службы) - непосредственно снабжала части и соединения, явля-

ясь, по сути, независимой от общевойскового штаба структурой. Следствием этого стало отсутствие единых органов управления обеспечением войск, фактический распад снабжения по видам материальных средств на независимые друг от друга составляющие. В итоге, за конечный результат снабжения: обутого, одетого, накормленного, обеспеченного боеприпасами солдата никто из должностных лиц тыла напрямую не отвечал. Боеготовность бойца РККА (в тыловом отношении) должна была стать плодом работы параллельных и слабо подчиненных друг другу структур. Возможен ли положительный результат при такой системе? Наверное, возможен, но это требовало хорошей подготовки общевойсковых штабов, глубокого знания ими теории тылового обеспечения и выделения в ходе боевой деятельности большого количества времени на практическую организацию снабжения войск. К сожалению, ни одно из этих условий в ходе военных конфликтов предвоенного периода представители общевойсковых штабов выполнить не смогли: серьезные недостатки в снабжении войск отмечаются исследователями и в ходе боевых действий у озера Хасан (1938 г.), реки Халхин-Гол (1939 г.), при подготовке и в ходе Советско-финляндской войны (1939 г.) [1] [6]. Тем не менее, несмотря на проблемы в области организации снабжения, данная структура управления тылом с незначительными изменениями продержалась до лета 1941 года. Приведем ряд причин этого.

Сразу следует отметить, что руководство страны и армии не оставляло без внимания вопросы организации обеспечения войск. Вторая половина1930-х годов характеризовалась постоянным поиском эффективных форм управления снабжением вооруженных сил страны. Активные мероприятия по реорганизации системы управления тылом РККА начались с лета 1935 года, после проведенного по указанию ЦК ВКП(б) широкого обследования хозяйства Красной Армии [2] [13].

По итогам этой проверки в июле 1935 года состоялось специальное совещание руководящего состава, политических и хозяйственных работников РККА, на котором существовавшая система управления снабжением войск была признана неудовлетворительной [7, с. 26]. Ее реорганизация произошла на основании вышедшего 9 августа 1935 г. совместного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА»[2]. Постановление, к примеру, изменило систему управления продовольственным снабжением на всех уровнях. Она была выделена в самостоятельную структуру с организацией Управления продовольственного снабжения РККА в Наркомате обороны; в округах военно-хозяйственные отделы разделялись на два: обозно-вещевой и продфу-ражный. Начальники отделов непосредственно подчинялись помощникам командующих войсками округа по материальному обеспечению. В дивизиях сохранялась должность начальника военно-хозяйственного снабжения, совмещавшая два вида снабжения под одним началом (при наличии двух отделов снабжения: обозно-вещевого и продовольственного), в полку эти структуры

разъединялись: вместо существовавших начальников военно-хозяйственного довольствия вводились должности начальников обозно-вещевого и продовольственного снабжения полка с организацией соответствующих служб [12] [20, с. 325].

Введение подобной системы позволило улучшить деятельность органов управления продовольственным снабжением, сделала систему управления мирного и военного времени подобными, облегчив проведение мобилизационных мероприятий [4, с. 159].

Реорганизация системы управления снабжением войск продовольствием была продолжена в 1939 г. Она коснулась вопросов подчиненности Управления продовольственного снабжения РККА. В ходе реформирования Народного комиссариата обороны СССР по приказу НКО № 0156 от 11 октября 1939 г. оно вошло в состав вновь образованного Управления начальника снабжения Красной Армии [19, с. 16-17].

Самой «молодой» и часто реформируемой службой РККА была служба снабжения горючим. Началом формирования ее системы управления явился приказ Реввоенсовета № 03 от 11 января 1933 года, согласно которому учреждалось Управление по топливу РККА (в марте того же года переименовано в Управление снабжения горючим и смазочными материалами РККА), а в военных округах создавались соответствующие отделы [21, с. 16-17]. Этим же приказом вводились должности начальника снабжения горючим в стрелковых и механизированных корпусах. В стрелковых и кавалерийских дивизиях за снабжение горючим отвечали начальники автоброневых частей и автотракторной службы, в стрелковых и кавалерийских полках - помощники командира по технической части и начальники боевого питания [10, с. 221]. 22 ноября 1934 года последовала реорганизация: едва начав свое существование, служба горючего была расформирована. Управление вошло в состав Штаба (с сентября 1935 г. - Генерального штаба) РККА на правах отдела (отдел № 6) [21, с. 16-17]. Но и в этом качестве существование длилось недолго. 17 февраля 1936 года был издан приказ НКО СССР № 024, согласно которому отдел развернут в системе Наркомата обороны в самостоятельное Управление снабжения горючим РККА, в военных округах воссоздавались отделы снабжения горючим [20, с. 315]. В корпусах (механизированных, стрелковых, кавалерийских) вновь вводилась должность начальника снабжения горючим. В стрелковых дивизиях службу горючего возглавил начальник автотракторной службы, а в кавалерийских - начальник автобронетанковой службы. В стрелковых полках, после очередной реформы, проведенной в 1939 г., снабжением горючим стал руководить начальник военно-технического снабжения. На него, кроме снабжения горючим и всех видов военно-технического снабжения (инженерное, химическое, имуществом связи), также была возложена ответственность за снабжение автобронетанковым вооружением и имуществом [25, с. 101].

Непросто складывалась ситуация с подчиненно-

стью Управления снабжения горючим: до июня 1937 г. оно подчинялось Главному управлению вооружения и технического снабжения РККА, после его расформирования, до октября 1939 г., - непосредственно наркому обороны. 11 октября 1939 г., в ходе реформы Наркомата обороны, Управление службы горючего Красной Армии переподчиняется вновь созданному Управлению военно-технического снабжения Красной Армии, которое просуществовало меньше года и было расформировано в июне 1940 г. [21, с. 19]. Таким образом, во второй половине 1930-х годов служба горючего находилась в процессе становления. Шел напряженный поиск наилучшей системы управления.

На развитии системы управления артиллерийским снабжением в значительной степени отразилась техническая реконструкция РККА, проводившаяся в 1930-х гг. Во главе системы управления снабжением боеприпасами стояло Главное артиллерийское управление (ГАУ). В составе управления обеспечением боеприпасами ведал снабженческий отдел [10, с. 209]. В 1939 г., в ходе реформы Наркомата обороны, ГАУ подверглось существенному реформированию: управление переподчинили непосредственно наркому обороны, из его состава выделили два самостоятельных управления - минометное и стрелковое [20, с. 312]. Каждое управление самостоятельно занималось организацией производства боеприпасов своей номенклатуры и снабжения ими войск, хотя материально-техническая база (арсеналы, базы, ремонтные заводы) осталась в подчинении ГАУ [10, с. 209-210].

В окружном звене аппарат артиллерийского снабжения до 1935 г. был объединен с аппаратом начальника артиллерии военного округа. Артиллерийское снабжение в этой объединенной организации возлагалось на сектор снабжения, начальник которого одновременно являлся помощником начальника артиллерии округа по снабжению. В 1935 г., в ходе очередной реформы окружного управления, аппарат начальника артиллерии был преобразован в отдел, начальник артиллерии стал начальником отдела и одновременно начальником артиллерийского снабжения.

В войсковом звене (то есть до тыла дивизии включительно) за вторую половину 1930-х годов в области артиллерийского снабжения существенное изменение претерпела система управления снабжением боеприпасами. В 1937 г. в дивизии была введена должность начальника артиллерийского снабжения с подчинением его начальнику артиллерии. В 1939 г. служба артиллерийского снабжения дивизий была переподчинена помощникам командиров по материальному обеспечению [10, с. 209-210].

В полках до 1936 г. снабжением боеприпасами ведал начальник боевого питания, подчиненный помощнику командира полка по снабжению. Он отвечал за организацию снабжения различными видами имущества (боеприпасами, горючим, инженерным имуществом, имуществом связи и т.д.). В последствии ситуация менялась в направлении освобождения начальника боево-

го питания от ответственности за все виды снабжения, кроме артиллерийского. В 1939 году, с введением должности начальника военно-технического снабжения части, этот процесс завершился, и начальник боевого питания стал называться начальником артиллерийского снабжения [25, с. 101].

Таким образом, снабжение боеприпасами все более отделялось от других служб и переходило в ведение исключительно службы артиллерийского снабжения с формированием отдельной вертикали органов управления.

Говоря о системе управления снабжением войск в этот период, нельзя не отметить реформу общевойсковых штабов, на которые, как уже отмечалось выше, возлагалась ответственность за организацию и управление тылом при ведении боевых действий. Их организационно-штатная структура была изменена приказами НКО № 0104 «Об улучшении работы штабов» и № 0105 «О реорганизации оперативного управления Генерального штаба и оперативных отделов штабов военных округов, войсковых соединений», вышедшими 19 июля 1939 года(в документах, кстати, отмечалось, что «руководство работой тыла в бою общевойсковыми штабами упускается») [18]. Приказ № 0105 определил структурные подразделения штабов, ответственные за организацию снабжения войск:

- в Генеральном штабе: Управление военных сообщений, отдел по планированию снабжения, отдел автотранспорта и грунтовых дорог;

- в штабе военного округа (армии, армейской группы): отдел военных сообщений (3-й отдел), отдел вооружения и снабжения (5-й отдел), отдел автотранспортной и дорожной службы (6-й отдел);

- в штабе корпуса: отдел тыла.

Кроме вышеуказанных трансформаций, в систему управления тылом непосредственно перед Великой Отечественной войной был внесен еще ряд изменений. В частности, в июле 1940 г. приказ НКО № 0037 серьезно изменил структуру центрального аппарата Наркомата обороны в области управления обеспечением войск: Управление снабжения было переименовано в Главное интендантское управление Красной Армии (что фактически обозначало повышение его статуса при незначительных организационных изменениях), а Управление снабжения горючим вновь получило самостоятельность в виде прямого подчинения Наркому обороны (в третий раз за предшествующие семь лет). Опять объединялись с Главным артиллерийским управлением минометное и стрелковое управления, разделенные в 1939 году.

Следующим приказом (№ 0038 от 26 июля 1940 г.) проводилась реорганизация Генерального штаба: отдел по планированию снабжения, введенный в июле 1939 г., расширялся до Управления устройства тыла и снабжения [20, с. 158-160]. Эти изменения, во многом, отменяли реформу НКО 1939 г.

Итак, сравнительно небольшой промежуток времени (1935-1941 гг.) вместил в себя большое количество реформ системы управления тылом РККА. Реформы носили разнонаправленный характер, решения, зачастую,

принимались с минимальным временным интервалом. Исследователь П.В. Макаров, описывая деятельность руководства страны по производству боеприпасов в этот период, в своей работе использует термин «административная лихорадка» [14, с. 14]. По нашему мнению, это понятие можно рассматривать гораздо шире, не только характеризуя работу руководства СССР по изменению системы управления снабжением войск, но даже и управление советским народным хозяйством в целом. В этом можно убедиться, ознакомившись с реформами наркоматов СССР во второй половине 1930-х годов [3,с. 203-204]; [5, с. 528-529]; [8, с. 33]; [22, с. 109].

«Административная лихорадка» в условиях экономики СССР была, во многом, объективным процессом. Она была вызвана особенностями советской плановой экономики с ее подменой «экономических рычагов приказом и мощным идеологическим прессом», экстенсивным ростом народного хозяйства СССР, отсутствием долгосрочной программы развития его отдельных отраслей [14, с. 12-14], резким ростом номенклатуры материальных средств и объемов снабжения войск. Но, как бы там ни было, частые реорганизации отвлекали силы и время от решения насущных задач, не давали возможности изучить подчиненных, выработать систему управления наркоматом, отраслью, службой. Таким образом, «лихорадочные» преобразования, проводимые с целью улучшения ситуации, зачастую только усложняли решение насущных вопросов.

Так случилось и с управлением тылом РККА. Это было одной из причин того, что несовершенная, децентрализованная в своей основе система управления тылом успешно «переживала» одну реформу за другой. Но даже не смотря на перманентную перестройку всего и вся в тылу РККА, идея централизации снабжения все же периодически возникала в этот период. Сначала о едином управлении снабжением войск заговорили после событий у озера Хасан [17, с. 96], затем масштабную централизацию обеспечения планировали в ходе реформы Наркомата обороны СССР 1939 г. путем организации Управления начальника снабжения Красной Армии. На него хотели возложить функции обеспечения армии всеми видами материальных средств: вооружением, боеприпасами, продовольствием и фуражом, военно-техническим, инженерным, вещевым и обозно-хозяйственным имуществом. При подготовке реформы изучался опыт работы органов снабжения царской армии и Центрального управления снабжения РККА в период Гражданской войны, будущий начальник Тыла Красной армии А. В. Хрулёв по этому вопросу даже беседовал с бывшим Главным интендантом русской армии генерал-майором К.Е. Горецким [11, с. 24-26]. Однако, в окончательном варианте реформирования (приказ НКО № 0156 от 11 октября 1939 г.) было принято решение вместо объединения управления всеми видами снабжения войск ограничиться централизацией в рамках Управления начальника снабжения Красной Армии лишь трех служб (продовольственного, обозно-вещевого, квартирно-эксплуатационного снабжения) и

Глав военторга [19, с. 16-17].

В срывах попыток создания единой системы управления тылом РККА, по нашему мнению, помимо уже упомянутой «административной лихорадки», виновны еще и ошибки теории тылового обеспечения того времени. Дело в том, что «тыл»в понимании уставов 1930-х годов - это всего лишь отведенная территория, на которой проводятся различные мероприятия [24, с. 12]; [15, с. 16]. Отсутствовало целостное понятие о тыле войск как совокупности не только территории, но и расположенных на ней частей и подразделений, выполняющих единую задачу обеспечения боевых действий. Это приводило к отсутствию понимания снабжения войск как единого процесса подготовки местности, транспорта, материальных запасов, личного состава, порождало и поддерживало децентрализованную систему управления тылом. К ее серьезной реорганизации мог привести

либо своевременный пересмотр теории, либо, как и случилось в реальности, трудности с выполнением практических задач по снабжению войск в ходе масштабной войны.

Таким образом, за несколько предвоенных лет система управления тылом РККА претерпела ряд изменений, вершиной которых стал приказ от 1 августа 1941 года «Об организации Главного управления тыла Красной Армии и управлений тыла фронтов и армий». Этим документом вводились должностные лица, отвечавшие за конечный результат всей работы единой системы тылового обеспечения войск. К сожалению, решение запоздало, для его своевременного принятия не хватило интеллектуальных усилий советского руководства и военных ученых, потребовались потери и трудности начального периода Великой Отечественной войны. И это - урок для современной военной науки.

Библиографический список

1. Бочков Е.А. Локальные войны и конфликты с участием Красной Армии (конец 1930-х - начало 1940-х годов): тыловое обеспечение. СПб. : ВАТТ, 2007. 175 с.

2. Бочков Е.А. Реорганизация обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б). 1935 г. // Исторический архив. 2006. № 1. С. 158-168.

3. ВернидубИ.И. На передовой линии тыла. М. : ЦНИИНТИКПК, 1993. 728 с.

4. Вещиков П.И. Продовольственная служба Вооруженных Сил России : Краткая история / П. И. Вещиков, А. А. Огуречников, А. В. Шанин; под ред. генерал-майора А.П. Петриченко. М. : ТЕРРА, 1999. 400 с.

5. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам (1917-1957 годы). Сборник документов: в 3 т. Т. II. 1929-1945 гг. М. : Гос. изд-во полит. литературы, 1957.

6. Жуков С.А. Организация материального снабжения Красной армии в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. СПб. : ВАТТ, 2010. 267 с.

7. Захаров Ю.А. Деятельность Коммунистической партии по созданию и укреплению тыла Красной Армии (1918 г. - июнь 1941 г.). Л., 1989. 176 с.

8. История социалистической экономики СССР: в 7 т. Т. 5. Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны 1938-1945 гг. М. : Наука, 1978. 567 с.

9. История тыла Российских Вооруженных Сил (ХУШ-ХХ вв.) : в 4 книгах. Кн. 3. СПб. : ВАТТ, 2000. 350 с.

10. История тыла Российских Вооруженных Сил (ХУШ-ХХ вв.) : в 4 книгах. Кн. 2. Тыл Красной Армии во время Гражданской войны и в межвоенный период. СПб. : ВАТТ, 2000. 333 с.

11. КарповВ.В. Генерал армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант. М. : Вече, 2004. 384 с.

12. Коневская М.А. Организация обозно-вещевого снабжения в период централизации системы снабжения РККА (19351941)// Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 1 (22). С. 81-89.

13. Коневская М.А. Становление и развитие системы обозно-вещевого снабжения РККА в 1935-1939 гг.// Вестник архивиста. 2012. № 4. С. 175-182.

14. Макаров П.В. Деятельность Комитета обороны при СНК СССР по развитию производства боеприпасов (1937-июнь 1941 гг.). Автореф. дис. ... к.и.н. М., 2000. 30 с.

15. Материалы военно-научной конференции по вопросам изучения опыта боевых действий Красной Армии в борьбе с белофиннами в 1939-40 гг. 23-25 июля 1940 г / На правах рукописи; библиотека ВАТТ. - Инв. № 1069621. - Харьков, 1940. - 198 с.

16. Материально-техническое обеспечение Красной армии в вооруженных конфликтах и локальных войнах (конец 1930-х -начало 1940 гг.): Военно-теоретический труд / ВАМТО. СПб., 2016. 382 с.

17. Осьмачко С.Г. Красная Армия в локальных войнах и военных конфликтах (1929-1941 гг.): боевой опыт и военная политика / С. Г. Осьмачко. Ярославль : Изд-во ЯЗРИ ПВО, 1999. 221 с.

18. Российский Государственный военный архив. Ф. 4. Оп. 15. Д. 22. Л. 164-165. Оп. 3. Д. 3312. Л. 131-132.

19. Русский архив: Великая Отечественная. Тыл Красной армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Документы и материалы. Т. 25 (14). М. : ТЕРРА, 1998. 736 с.

20. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2-1). М. : ТЕРРА, 1994. 368 с.

21. Сиренко А.М., Ширшов Г.М. История службы горючего Вооруженных Сил России / А. М. Сиренко, Г. М. Ширшов. Ульяновск : ВАТТ (филиал), 2003. 79 с.

22. ТельпуховскийБ.С. КПСС во главе строительства Вооруженных Сил СССР. Окт. 1917-1982 г. : Ист. Очерк. М. : Политиздат, 1983. 285 с.

23. Устав тыла РККА (временный). Часть II. Армейский тыл. М.-Л., 1936. 152 с.

24. Устав тыла РККА. (временный). Часть I. Войсковой тыл. М.-Л., 1934. 352 с.

25. Учебное пособие по войсковому хозяйству / Под редакцией В.П. Виноградова. Харьков : Военно-хозяйственная академия РККА, 1940. 235 с.

References

1. Bochkov E.A. Local wars and conflicts involving the Red Army (late 1930 - early 1940): logistics support. St. Petersburg. : WATT, 2007. 175 p.

2. Bochkov E.A. Reorganization ofthe material supportand food supply of the Red Army. Decree ofthe Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the CPSU (b). 1935 // Historical archive. 2006. No. 1. Pp. 158-168.

3. Vernidub I.I. On the front line of the logistics. M.: TSNIINTIKPK, 1993. 728 p.

4. Veshchikov P.I. Food Service of the Armed Forces of Russia: A Brief History. Ogurechnikov, A.V. Shanin; under the editorship of Major-General A.P.Petrichenko. M.: TERRA, 1999. 400 p.

5. Directives of the CPSU and the Soviet Government on economic issues (1917-1957). Collection of documents: 3 volumes. V. II. 1929-1945 M.: State Publishing House of Political Literature, 1957.

6. Zhukov S.A. Organization of the material supply of the Red Army in the Soviet-Finnish war of 1939-1940. St. Petersburg. : WATT, 2010. 267 p.

7. ZakharovYu.A. The activities of the Communist Party to create and strengthen the logistics of the Red Army (1918 - June 1941). L., 1989. 176 p.

8. History of the socialist economy of the USSR: in 7 volumes. Vol. 5. The Soviet economy on the eve and during the Great Patriotic War of 1938-1945. M.: Science, 1978. 567 p.

9. The history of logistics of the Russian Armed Forces (XVIII-XX centuries): in 4 books. Book 3. St. Petersburg. : WATT, 2000. 350 p.

10. The history of logistics of the Russian Armed Forces (XVIII-XX centuries): in 4 books. Book 2. Logistics of the Red Army during the Civil War and in the interwar period. St. Petersburg. : WATT, 2000. 333 p.

11. Karpov V.V. The General of the Army Khrulev. Everything for Victory. The Great Intendant. M.: Veche, 2004. 384 p.

12. Konevskaya M.A. The organization of supply in the period of centralization of supply system of the Red Army (1935-1941)// Herald of the RSUH. Series: History. Philology. Culturology. Oriental studies. 2017. No. 1 (22). Pp. 81-89.

13. Konevskaya M.A. Formation and development of the material supply system of the Red Army in 1935-1939. // Herald of the Archivist. 2012. № 4. Pp. 175-182.

14. Makarov P. V. The activities of the Defense Committee under the Council of People's Commissars of the USSR on the development of ammunition production (1937-June 1941). The author's abstract of the thesis ... Ph.D., M., 2000. 30 p.

15. Materials of the military scientific conference on the study of the experience of the military operations of the Red Army in the struggle against the White Finns in 1939-40. July 23-25, 1940 / As a manuscript; WATT library. - Inventory number 1069621. Kharkov, 1940. 198 p.

16. Material and technical support of the Red Army in armed conflicts and local wars (late 1930 and early 1940): Military theoretical work / VAMTO. SPb., 2016. 382 p.

17. Osmachko S.G. The Red Army in Local Wars and Military Conflicts (1929-1941): combat experience and military policy / S.G. Osmachko. Yaroslavl: Publishing house Yaroslavl anti-aircraft missile institute of air defense, 1999. 221 p.

18. The Russian State Military Archive. F. 4. Inv. 15. C. 22. Sheets 164-165. Inv. 3. C. 3312. Sheets 131-132.

19. Russian archive: The Great Patriotic War. Rear of the Red Army in the Great Patriotic War of 1941-1945.: Documents and materials. Vol. 25 (14). M.: TERRA, 1998. 736 p.

20. Russian archive: The Great Patriotic War: Orders of the People's Commissar of Defense of the USSR. Vol. 13 (2-1). M.: TERRA, 1994. 368 p.

21. SirenkoA.M., Shirshov G.M. History of the Fuel Service of the Armed Forces of Russia / A.M. Sirenko, G.M. Shirshov. Ulyanovsk: WATT (branch), 2003. 79 p.

22. Telpuhovsky B.S. CPSU at the head of the construction of the Armed Forces of the USSR. October 1917-1982: Historical Essay. M.: Politizdat, 1983. 285 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Standing order of logistics of the Red Army (temporary). Part II. Army logistics. M.-L., 1936. 152 p.

24. Standing order of logistics of the Red Army (temporary). Part I. Division logistics. M.-L., 1934. 352 p.

25. Textbook on the military economy / Edited by V.P. Vinogradov. Kharkov: Military Economic Academy of the Red Army, 1940. 235 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.