9. РГВА. - Ф. 9. - Оп. 29. - Д. 12. - Л. 298.
10. Там же. - Д. 1S0. - Л. 2l2.
11. Там же. - Ф. 4. - Оп. 18. - Д. 19. - Л. 393.
12. Политорганы Советских Вооруженных Сил [Текст]. - С. 13б.
13. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза [Текст]. - С. 2б3.
14. См.: Петров, Ю.П. Строительство политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота (1918-19б8 гг.) [Текст] I Ю.П. Петров. - М., 19б8. - С. 231.
15. См.: РГВА. - Ф. 9. - Оп. 31. - Д. 1. - Л. S1.
16. Подсчитано по РГВА. - Ф. 9. - Оп. 29. - Д. 1S0. - Л. 2l3.
1l. См.: Там же. - Ф. 4. - Оп. 18. - Д. 41. - Л. 4.
18. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 18. - Д. 19. - Л. l9.
19. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза [Текст]. - С. 2б4.
20. См.: Иовлев, А.М. Указ. соч. [Текст]. - С. 112.
21. См.: Там же. - С. 10l.
22. См.: Петров, Ю.П. Указ. соч.[Текст]. - С. 232.
23. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 18. - Д. 19. - Л. 12l.
24. Там же. - Ф. 9. - Оп. 40. - Д. 1S. - Л. 30.
25. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза [Текст]. - С. 32S.
26. Партийно-политическая работа в РККА. - 1939. - № 13. - С. б.
2l. См.: Политорганы Советских Вооруженных Сил [Текст]. - С. 144.
28. См.: РГВА. - Ф. 4. - Оп. 18. - Д. 24. - Л. 18.
29. Там же. - Ф. 9. - Оп. 29. - Д. 15l. - Л. 20l.
Д.Н. Малахов ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РККА В 30-е ГОДЫ XX ВЕКА
Комплексно, на основе современных источников, рассмотрены основополагающие проблемы тылового обеспечения РККА в 30-е годы XX века; ее отдельные элементы (продовольственно-фуражное, обозно-вещевое, техническое снабжение, медобеспечение и пр.); проблемы их взаимоотношений с управленческими и производственными инстанциями; оценены возможности тыла РККА в мирных условиях, в ходе локальных войн и военных конфликтов.
D.N. Malakhov
THE REAR SUPPLY OF THE RED ARMY IN 30 OF THE XX CENTURY
In a complex, on the basis of modem sources, basic problems of rear supply of the Red Army in 30th years of the XX century are regarded; its separate elements (food-feed, train-ware, technical supply, medical supply and so on), their mutual relations with administrative and industrial authorities; opportunities of the rear of the Red Army in peace conditions, during local wars and military conflicts are estimated.
Военно-политическое руководство
страны в 30-е годы XX века, осознавая, что система тылового обеспечения не соответствует требованиям времени, стало уделять больше внимания ее организации.
В 1935 г. в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) из Военнохозяйственного управления были выделены службы продовольственного и обозно-вещевого снабжения со своими органами управления: в центре - Управление продовольственного снабжения и Управление обозновещевого снабжения; в округах - отделы этих
служб, в дивизиях - отделения. В полках были введены должности начальника продовольственно-фуражной службы и начальника обозно-вещевого снабжения. Проведенные реформы позволили значительно улучшить обеспечение войск продовольствием и обозно-вещевым имуществом, подготовить эти службы к успешной работе в военное время [1].
9 августа 1935 г. вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения Красной Армии и Флота». В основу по-
становления были положены итоги всеармейского совещания командиров, политических и военно-хозяйственных работников, которому предшествовало широкое обследование войскового хозяйства.
Проверка показала, что командиры и особенно политработники отошли от работы, связанной с хозяйственной деятельностью, переложили целиком все дело вещевого и продовольственного обеспечения своих частей и подразделений на хозяйственников, самоустранились от ответственности за этот участок работы. Обнаружились факты бесконтрольного хранения и эксплуатации вещевого имущества. В целом было установлено, что схема обеспечения войск материальными средствами и структура органов материального обеспечения мирного времени не в полной мере отвечали требованиям военного времени.
В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) потребовали от командиров и военнохозяйственных работников Красной Армии и Флота в кратчайший срок привести обеспечение войск в образцовое состояние. Постановлением отменялось децентрализованное обеспечение войск в мирное время. В отличие от существовавшей схемы обеспечения войск «центр - округ - часть - подразделение -красноармеец», вводилась новая схема обеспечения: «центр - округ - дивизия - часть -подразделение - красноармеец». Это создавало благоприятные предпосылки для быстрого перехода к обеспечению войск в военное время.
Особое внимание в постановлении обращалось на обеспечение высокой мобилизационной готовности. Категорически запрещалось изъятие имущества из неприкосновенного запаса (НЗ). Это имущество подлежало бережному хранению и периодическому освежению. В колхозах и совхозах создавался фонд «Обороне - повозка с упряжью», подобно существовавшему уже фонду «Обороне
- коня».
Особое внимание руководство страны обращало на качество имущества, изготовляемого промышленностью. Наркоматы легкой и местной промышленности, промкооперацию обязали приступить к испытанию в войсках опытных партий обмундирования и обуви с применением заменителей натурального сырья [2].
Самостоятельная служба обозно-вещевого снабжения, как и продовольственная, была создана в 1935 г., когда в августе было сформировано Управление обозно-вещевого снабжения, подчиненное главному интенданту Советской Армии, и соответствующие органы обозно-вещевого снабжения в военных округах (фронтах, армиях), дивизиях и полках. Одновременно была утверждена схема снабжения, установлена категорийность вещевого и обозно-хозяйственного имущества, изменена система учета и отчетности.
Существенно улучшилось и техническое оснащение службы. В 1935-1939 гг. были разработаны и запущены в серийное производство механизированные дивизионные походные автомастерские для среднего ремонта обуви (ПОРАМ), обозов (ПОРЕМ) и шорно-седельных изделий (ШОРСАМ). К сожалению, к началу войны удалось обеспечить ими лишь от 30 % до 60 % мобилизационной потребности.
Кроме войсковых ремонтных средств в распоряжении центра и военных округов имелось 34 стационарных вещевых и 16 обозных ремонтных, производительность которых полностью удовлетворяла потребность войск в капитальном ремонте в мирное время. В случае войны для капитального ремонта вещевого и обозного имущества предусматривалось дополнительно развернуть ремонтные мастерские по линии промысловой кооперации. В пяти западных военных округах планировалось организовать 23 таких мастерских.
Большое внимание уделялось правильной эксплуатации имущества и его ремонту. В 1935 г. в полках были созданы штатные вещевые и шорные мастерские для производства среднего ремонта вещевого и обознохозяйственного имущества, а в округах - ремонтные мастерские для капитального ремонта и реставрации имущества. Вводилось в практику переименование командиров и политработников, добившихся хорошего состояния имущества в своих подразделениях и частях.
Важные решения были приняты в отношении складского хозяйства. В полку, дивизии, округе надлежало иметь отдельные склады обозно-вещевого имущества и продовольствия. В частях и крупных лагерях пре-
дусматривалось строительство холодильников.
В целях повышения возможностей тыла принимались меры по созданию новых образцов техники. Так, в 1932-1938 гг. на базе автомобильных шасси и прицепов были созданы полевые автохлебозаводы, походные автомастерские для ремонта обуви, обозов и шорно-седельных изделий, полевые автокузницы, механизированные полевые пункты для убоя скота.
Были созданы первые образцы санитарной техники на базе автомобиля: унифицированный санитарный автомобиль, обмывочно-дезинфекционная и авторентгеновская установки, санитарно-бактериологическая
лаборатория.
Для оснащения железнодорожных и дорожных войск поступали отечественные экскаваторы, бульдозеры, сваебойные молоты, пневматические и электрифицированные инструменты. Улучшилось укомплектование частей и учреждений тыла автомобилями.
Наряду с дальнейшим развитием материально-технической базы проводилась реорганизация частей и учреждений тыла. Например, в связи с широким размахом строительства новых и реконструкцией имевшихся железных дорог был сформирован особый корпус железнодорожных войск и несколько отдельных железнодорожных батальонов в Украинском и Белорусском военных округах.
Коренным изменениям подверглась организационно-штатная структура дорожных частей Народного комиссариата обороны (НКО). Вместо отдельных рот регулирования, связи, этапных рот и батальонов был введен дорожно-эксплуатационный полк, который мог содержать и обслуживать грунтовый участок протяженностью 250 км. На Главное управление шоссейных дорог Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) было возложено формирование на военное время дорожно-строительных и мостовых батальонов, управлений военно-дорожного транспорта для фронтов и головных секторов автодорожного транспорта для армий.
В целях увеличения возможностей по подвозу материальных средств в 1936 г. было принято решение о включении в стрелковые корпуса отдельных транспортных батальонов и создании в некоторых военных округах автомобильных полков (батальонов). Одновре-
менно проводились мероприятия по совершенствованию системы ремонта и созданию ремонтных органов. Для текущего и среднего ремонта автомобилей и бронетанковой техники в войска поступали ремонтные летучки и походные мастерские. Капитальный ремонт предусматривалось производить в автоброне-танковых рембазах НКО и на заводах промышленности. Большое значение имело утверждение в 1937 г. комплектов запасных частей: индивидуального - при машине, батальонного - для текущего ремонта, бригадного - для среднего ремонта и базисного -для капитального ремонта. Все это в условиях насыщения войск автомобильной и бронетанковой техникой способствовало сокращению сроков ремонта, его качественному проведению, в целом повышению боевой готовности войск.
В условиях роста технического оснащения РККА, усложнения и повышения динамичности боевых действий войск усилилась тенденция полного сосредоточения в руках командующих (командиров) и их штабов вопросов управления тылом и организации его деятельности по всем видам тылового обеспечения войск. Считалось, что только органы управления войсками смогут наиболее полно и грамотно организовать деятельность тыла. В соответствии с этими взглядами в 1929 г. были ликвидированы управления снабжения в центре и округах. Управления (отделы) служб тыла перешли в непосредственное подчинение Наркома обороны в центре и командующих войсками в округах.
В 1936 г. резко возросли потребности войск в горючих и смазочных материалах. Необходимость создания их запасов на случай войны обусловила принятие СНК СССР постановления об организации служб снабжения горючим в виде центров и отделов в военных округах. В войсковом тылу служба снабжения горючим своих органов не имела. В стрелковых и кавалерийских дивизиях обеспечением горючим ведали начальники автобронетанковой и автотранспортной служб, а в полках - помощники командиров по технической части [3].
В связи с многократным увеличением номенклатуры и усложнением задач обеспечения войск военно-техническим имуществом в 1937 г. на начальников родов войск и служб были возложены снабженческие функ-
ции. Одновременно ликвидировалось Управление военно-технического снабжения в центре и его органы в округах.
В 1934 г. для военнослужащих различных категорий устанавливались десять продовольственных пайков, пищевая ценность которых составляла от 3718 до 4084 калорий. Эти пайки вполне обеспечивали восполнение затрат энергии в соответствии с родом занятий военнослужащих и просуществовали без особых изменений до начала Великой Отечественной войны.
В 30-е гг. был осуществлен переход к плановому квартирному строительству в войсках; расширилась конечная вместимость госпиталей и войсковых лазаретов, увеличилось количество военных санаториев и домов отдыха.
На новую ступень поднималось торгово-бытовое обслуживание личного состава. Важную роль в этом сыграло создание в рамках Народного комиссариата внутренней торговли Центрального государственного объединения военной торговли и обслуживания производственно-бытовых нужд Красной Армии, которое в 1938 г. было реорганизовано в Главвоенторг. Перевод военной торговли из кооперации в состав государственной торговли позволил расширить количество торгово-бытовых организаций в гарнизонах, улучшить их материально-техническую базу и обеспечение товарами.
Осуществление мероприятий по реорганизации тыла Красной Армии положительно сказалось на его мобильности и боевой готовности. Однако, как показала практика, некоторые вопросы решались наспех, без должной их проверки в войсках. Так, ликвидация Управления снабжения РККА, которое объединяло руководство основными службами тыла, отрицательно сказалась на решении задач тылового обеспечения войск в начальный период Великой Отечественной войны. Существенным недостатком являлось и то обстоятельство, что части и учреждения тыла в годы технической реконструкции Красной Армии не были полностью укомплектованы новой техникой. Эту задачу пришлось решать в последующие годы и в годы Великой Отечественной войны.
Большое внимание уделялось научноисследовательской работе по проблемам тылового обеспечения войск. Полученные раз-
работки и предложения проверялись на многочисленных маневрах и учениях и нашли свое отражение во Временном полевом уставе РККА (1936 г.) и Временном уставе тыла РККА (часть 1, 1934 г. и часть 2, 1936 г.).
В связи с новыми взглядами на ведение боевых действий был внесен ряд изменений в организацию тылового обеспечения войск. В целях сокращения отрыва баз снабжения от войск допускалось назначение корпусам станций снабжения в 15-20 км от линии фронта; при глубине фронтового участка 150 км и более предусматривалось создание армией второго (дополнительного) звена грунтового участка военной дороги.
С учетом включения в штаты дивизий (прежде всего механизированных) автомобильных подразделений глубина войскового тылового района была увеличена с 25-30 до 40-50 км. В отдельных случаях допускался отрыв частей и учреждений дивизионного тыла до 100 км. В период интенсивных боевых действий глубина войскового тылового района могла сокращаться за счет увеличения глубины грунтового участка военной дороги армии. Корпус своего отдельного тылового района не имел и обслуживался грунтовым участком военной дороги армии.
В связи с возросшей динамичностью боевых действий и подвижностью войск были внесены изменения в порядок создания и размещения запасов материальных средств. Фронтовые запасы планировалось содержать на стационарных и промежуточных складах и в военных поездах на распорядительных станциях. Удаление промежуточного склада от распорядительной станции фронта не должно было превышать 400-500 км. Размеры запасов на промежуточном складе определялись конкретными условиями боевой обстановки и составляли по боеприпасам до 2 боекомплектов, по продовольствию и фуражу — до 7 сутодач.
Армейские запасы материальных
средств на головных складах, размещаемых на станциях снабжения и в армейских промежуточных складах (на грунте), предусматривалось содержать в размере 3-х суточной потребности приписанных к ним войск. Войсковые запасы материальных средств планировалось иметь подвижными, содержать их в войсковом транспорте в размерах 2-3-суточной потребности войск, за исключением
продовольствия, которое должно было удовлетворять 6-суточную потребность в стрелковых дивизиях и 5-суточную — в мотомеханизированных.
Отпуск материальных средств планировался начальниками служб по заявкам войск в соответствии с установленными командующим фронтом (армией) лимитами.
Подвоз материальных средств (кроме горючего) в ходе операции должен был осуществляться от станций снабжения на корпусные обменные пункты армейским транспортом. Горючее подвозилось транспортом соединений.
Значительно увеличился расход материальных средств, поэтому большое внимание уделялось их экономному использованию.
В связи с изменением взглядов на действия подвижных групп как элемента оперативного построения войск и способы их боевого применения получили дальнейшее теоретическое обоснование вопросы их тылового обеспечения. Считалось, что тыловое обеспечение подвижной группы, вводимой для развития тактического успеха в оперативной глубине, будет осуществляться армейскими органами тыла. При наличии наземных коммуникаций пополнение запасов и эвакуацию раненых и больных планировалось проводить по распоряжению штаба армии автомобильным транспортом под надежным прикрытием танковых подразделений. При полном или временном нарушении подвоза по наземным коммуникациям обеспечение подвижной группы горючим и боеприпасами должно было осуществляться воздушным транспортом. При этом организация использования воздушного транспорта и его боевое обеспечение возлагались на командующего ВВС фронта, а доставка грузов на аэродромы - на начальника военных сообщений.
Уточнение и дальнейшее развитие получили вопросы транспортного обеспечения. Во временном уставе тыла РККА давалось четкое определение военной дороги, которая рассматривалась как система подготовленных и оборудованных путей подвоза и эвакуации (железнодорожных, водных и грунтовых), обеспечивающая своевременное и бесперебойное снабжение войск, базирующихся на данном железнодорожном направлении, эвакуацию раненых и больных, а также вывоз
всего ненужного войскам ценного имущества
[4].
Военная дорога связывала фронтовой и армейский тыл с войсковым тылом и состояла из грунтового и железнодорожного участков. Железнодорожный участок проходил от распорядительной станции армии до ближайшей к войскам станции снабжения. На нем размещались части и учреждения армейского тыла.
Было принято, что в полосе наступления одной-двух армий должно восстанавливаться одно железнодорожное направление с пропускной способностью 18 пар поездов в сутки. Восстановление железнодорожного направления предусматривалось вести силами одного железнодорожного полка темпом 10-15 км в сутки.
Грунтовый участок военной дороги считался продолжением железнодорожного участка и проходил от станции снабжения до корпусного обменного пункта. В связи с развитием в стране автомобильного транспорта и поступлением на оснащение войск все большего числа автомобилей возрастала роль грунтовых участков, что в свою очередь повышало объем работы по дорожному обеспечению. Для содержания и обслуживания грунтовых участков военной дороги полагалось использовать дорожно-эксплуатационные полки. Восстановление и строительство дорог и мостов грунтового участка возлагалось на дорожно-строительные и мостостроительные батальоны, формируемые
Главным управлением шоссейных дорог НКВД.
Состояние военно-медицинской службы армии в довоенный период находилось в прямой зависимости от успехов развития здравоохранения в СССР. Повседневная забота руководства страны о народном здравоохранении, высокий уровень отечественной медицинской науки создали благоприятные условия для подготовки медицинской службы к войне. К 1941 г. она располагала развитой сетью лечебных учреждений, высококвалифицированными кадрами, большими запасами медицинского имущества.
По состоянию на 9 июня 1941 г. в армии насчитывалось 149 постоянных госпиталей общей емкостью 35540 коек [5]. На базе этих госпиталей и лечебных учреждений Наркомздрава по мобилизационному плану в прифронтовой полосе и в глубине территории
страны в течение первых 30-ти суток планировалось развернуть эвакуационные госпитали на 450000 коек. В первую очередь развертывались госпитали в центральных районах страны, а затем далее к востоку до Приволжского военного округа. Тем самым сократилось плечо эвакуации, повысилась эффективность использования военно-санитарных поездов.
Принципиальные изменения были внесены в организацию медицинского обеспечения. Ранее действовавший принцип этапного лечения раненых и больных был дополнен требованием эвакуации их «по назначению». Основными этапами медицинской эвакуации в войсковом тылу устанавливались: батальонный пункт медицинской помощи, полковой пункт медицинской помощи, дивизионный пункт медицинской помощи, пункт сбора легкораненых и дивизионный госпиталь.
В армии предусматривалось иметь полевой эвакопункт (ПЭП) с несколькими головными отделениями (ГОПЭП) и госпитальной базой (ГБА), автохирургические отряды, группы усиления, подразделения автосани-тарного транспорта, санитарно-эпидеми-
ческий отряд (СЭО), инфекционные госпитали (ИГ), санитарный склад. Для усиления этапов медицинской эвакуации и загруженных лечебных учреждений в непосредственном распоряжении начальника медицинской службы считалось необходимым иметь резерв.
Армейские лечебные учреждения планировалось размещать в два эшелона (ГОПЭП - ГБА), а иногда и в три (отделение ГОПЭП на грунте - ГОПЭП - ГБА). ГОПЭП размещались, как правило, в районе станций снабжения; их отделения - на грунтовом участке военной дороги; госпитальная база армии - в районе армейской распорядительной станции.
На основе приобретенного опыта было признано необходимым оказывать первую медицинскую помощь раненым и выносить их с поля боя непосредственно в ходе боевых действий, а не в межбоевые периоды, как предусматривалось ранее. Оказание первой врачебной помощи в ходе боевых действий устанавливалось осуществлять не в батальонном, а в полковом пункте медицинской помощи. Медико-санитарный батальон дивизии зарекомендовал себя в качестве «войсковой
операционной», обеспечивающей оказание раненым квалифицированной медицинской помощи. Боевой опыт также подтвердил необходимость изъятия госпиталей из соединений и передачи их в армию.
Для оценки готовности медицинской службы к войне существенное значение имело размещение постоянных госпиталей - основной базы для формирования медицинских учреждений с объявлением мобилизации.
В соответствии со взглядами на возможный характер будущей войны в целях приближения госпитальной базы к войскам и создания наиболее благоприятных условий для лечения раненых и ухода за ними большинство гарнизонных госпиталей приграничных военных округов размещалось в непосредственной близости от границы, а окружных - в крупных промышленных и административно-политических центрах. В крупных городах предусматривалось размещать и подавляющую часть госпиталей, формируемых по мобилизационному плану. В Москве планировалось развернуть около 25 тыс. коек из 40 тыс. коек по всему Московскому военному округу, Ленинграде - 18 тыс. коек из 22 тыс. в Ленинградском военном округе, Харькове -13,8 тыс. коек из 35,5 тыс. в Харьковском военном округе и т.д. [6].
Накануне войны укомплектованность медицинской службы по штатам мирного времени составляла: врачами - на 65 %, зубными врачами - также на 65 %, фельдшерами
- на 63,7 %, фармацевтами - на 58,9 %. Кроме того, в запасе находилось более 100 тыс. врачей (мужчин - 36,8 %, женщин - 63,2 %), что в основном удовлетворяло мобилизационные потребности [7].
Наряду с повседневной заботой об укреплении здоровья личного состава войск, снижении заболеваемости и трудопотерь медицинская служба успешно решала многие важные проблемы военно-медицинской науки. Именно в предвоенные годы работами выдающихся советских ученых Н.Н. Бурденко, Н.Н. Петрова, М.Н. Ахутина, С.С. Гирго-лава, Ю.Ю. Джаниладзе, В.В. Гириневской и других были разработаны основные принципы лечения огнестрельных ран, решены в организационном плане вопросы хирургической тактики в условиях военного времени. Важным вкладом в военно-медицинскую науку явилась разработка В.Н. Шамовым, И.Р. Пет-
ровым и Н.Н. Еланским проблемы переливания крови, работы А.В. Вишневского и А.А. Вишневского в области хирургического обезболивания ран, выделение в самостоятельную специальность и развитие нейрохирургии (Н.Н. Бурденко, В.Н. Шамов) и мн. др. На этой основе в сравнительно короткий срок были разработаны принципиально новые положения военно-полевой хирургии и терапии и созданы благоприятные предпосылки для лечения раненых.
Официальными документами, изданными перед войной, предусматривалось, что все лечебно-эвакуационные мероприятия должны проводиться по этапам медицинского обеспечения. В батальонном и полковом звеньях - быстрый сбор раненых с поля боя, оказание им доврачебной помощи, срочная эвакуация в полковой медицинский пункт и оказание на нем первой врачебной помощи; с полкового медицинского пункта раненые и больные средствами вышестоящего звена медицинской службы эвакуируются на дивизионный медицинский пункт, где им оказывается квалифицированная медицинская помощь по неотложным показаниям. Таким образом, в войсковом тыловом районе в основном завершалось оказание неотложной квалифицированной медицинской помощи раненым и больным.
Медицинская служба армий организовывала и осуществляла эвакуацию раненых и больных из дивизионных медицинских пунктов в армейские лечебные учреждения, составляющие госпитальную базу армии, оказание им квалифицированной и специализированной помощи, а также лечение раненых и больных, не подлежащих дальнейшей эвакуации во фронтовые лечебные учреждения. В области санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения войск в армейском звене медицинской службы предусматривалось проводить санитарно-эпидемиологическую разведку и эпидемиологическое наблюдение, осуществлять весь комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
На медицинскую службу фронта возлагалась эвакуация раненых и больных из госпитальных баз армий в лечебные учреждения (госпитальные базы) фронта, лечение раненых и больных во фронтовых госпиталях и
организация дальнейшей эвакуации раненых, нуждающихся в продолжительном лечении.
Для приема и лечения раненых и больных, поступающих из госпитальных баз фронтов, во внутренних районах страны на главных эвакуационных направлениях должны были развертываться распределительные и местные эвакуационные пункты (РЭП и МЭП). Основными лечебными учреждениями этих пунктов являлись эвакуационные госпитали, которые в соответствии с мобилизационным планом формировались местными органами Наркомздрава и укомплектовывались полностью гражданским персоналом (за исключением начальника госпиталя и его заместителя по матчасти, являющихся военнослужащими). Организация и осуществление лечебной работы в этих госпиталях, обеспечение раненых питанием, медико-санитарным имуществом и так далее возлагались на местные органы Наркомздрава.
В связи с тем, что противник стал обладать большими возможностями для воздействия на объекты войскового и оперативного тыла в целях дезорганизации и срыва его работы, в теоретических положениях уделялось значительное внимание вопросам охраны и обороны тыла. Предусматривалось, что оборона частей, подразделений и учреждений тыла должна быть противовоздушной, противотанковой и противодесантной. Рекомендовалось для решения задач охраны и обороны привлекать не только личный состав частей и учреждений тыла, но и боевые подразделения, авиацию и зенитно-артиллерийские средства.
Были уточнены некоторые вопросы ветеринарного обеспечения. Так, основной лечебной базой в армейском звене и начальным этапом ветеринарной эвакуации во фронтовом звене считались полевые ветлазареты, которые размещались в районах станций снабжения.
Управление тылом по-прежнему было сосредоточено в руках командующего (командира) и осуществлялось через общевойсковые штабы.
Таким образом, в годы технической реконструкции Красной Армии теория тылового обеспечения войск получила свое дальнейшее развитие. Большое значение приобрели вопросы более глубокого эшелонирования запасов материальных средств и их рассредо-
точения в местах хранения. Высокая дина- просы тылового обеспечения подвижных
мичность предполагаемых боевых действий групп. Многие из этих и другие вопросы тео-
потребовала, в зависимости от обстановки, рии тыла прошли проверку в годы Великой
создания вторых (дополнительных) звеньев Отечественной войны, получили дальнейшее
грунтовых участков военной дороги с разме- развитие и приобрели новое значение в на-
щением на них армейских складов на грунте. стоящее время.
По существу, впервые были разработаны во-
Примечания
1. Развитие тыла Советских Вооруженных Сил (1918-1988 гг.) [Текст]. - М.: Воениздат, 1989. - С. 82.
2. Тыл Советских Вооруженых Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. [Текст]. - М.: Воениздат, 1977. - С. 64.
3. Развитие тыла Советских Вооруженных Сил (1918-1988 гг.) [Текст]. - С. 83.
4. См.: Временный устав тыла РККА [Текст]. - Л., 1936. - Ч. 2. - С. 15.
5. Архив ВММ. - Ф. 1. - Оп. 1374. - Д. 1. - Л. 6.
6. Там же. - Оп. 35482. - Д. 9. - Л. 289.
7. Там же. - Оп. 47166. - Д. 174. - Л. 392.