Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
334
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) / ОРГАНЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Севрук Василий Евгеньевич, Вдовин Александр Владимирович, Карпович Вадим Владимирович

Рассмотрена практическая реализация принципа рационального сочетания централизации и децентрализации управления войсками (силами) в различных звеньях управления вследствие влияния внутренних и внешних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Севрук Василий Евгеньевич, Вдовин Александр Владимирович, Карпович Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CONTROL: CENTRALIZATION OR DECENTRALIZATION

The paper examines practical implementation of the principle of rationally combined centralization and decentralization of troop/force control at various levels of control as a result of the effect of internal and external factors.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ»

Трансформация управления — централизация или децентрализация

Генерал-майор запаса В.Е. СЕВРУК, доктор военных наук

Полковник запаса А.В. ВДОВИН, кандидат военных наук

Полковник запаса В.В. КАРПОВИЧ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрена практическая реализация принципа рационального сочетания централизации и децентрализации управления войсками (силами) в различных звеньях управления вследствие влияния внутренних и внешних факторов.

Управление войсками (силами), централизация управления, децентрализация управления, система управления войсками (силами), органы военного управления, пункты управления, средства управления.

The paper examines practical implementation of the principle of rationally combined centralization and decentralization of troop/force control at various levels of control as a result of the effect of internal and external factors.

KEYWORDS

Control of troops/forces, centralized control, decentralized control, system of troop/force control, bodies of military control, control points, control means.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ДАТЬ точный прогноз, какими будут войны будущего, — достаточно сложно, тем не менее определить факторы, обеспечивающие превосходство над противником, необходимо уже сейчас в интересах подготовки и применения в них Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ).

Как показывает опыт предыдущих войн и военных конфликтов, одним из основных факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность применения войск (сил) в военных действиях, является управление.

Процесс управления войсками (силами) в военных действиях отличается от любого другого процесса «системностью», его системообразующей ролью и информационной сущностью. При этом «системность» управления определяется средой, в которой протекает процесс управления, системным характером взаимного влияния объекта и субъектов управления и другими факторами.

Системообразующая роль процесса управления определяется целью функционирования системы управления, которую в категориях системного подхода можно определить как создание и поддержание в заданном функциональном состоянии соответствующей системы.

Информационная сущность процесса управления проявляется во всех его функциях: прогнозирующей, организующей, планирующей, регулирующей, мотивационной, контролирующей и др. При этом информация является важным системообразующим звеном в системе управления и ее отдельных элементах. Именно информационная сущность процесса управления переводит его из области искусства в область научно обоснованной деятельности, что подтверждается выводами из анализа формально принятых в военном управлении законов.

Огромный опыт управления войсками (силами) был получен в годы Великой Отечественной войны. Основ-

ными принципами руководства в этот период являлись: единство политического, общегосударственного и военного руководства, коллегиальность в сочетании с единоначалием, единство теории и практики, всесторонний закон объективных законов войны и возможностей страны, компетентность всех звеньев органов управления, соответствие системы стратегического руководства характеру войны и постоянная готовность системы к работе.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что существовавшая на начало 1941 года система стратегического руководства Вооруженными Силами СССР не в полной мере соответствовала предъявляемым требованиям. Централизация руководства войсками (силами) оказалась недостаточной. В частности, к началу войны не было создано единого государственного органа руководства страной и армией, а сложившаяся обстановка на начало войны потребовала максимальной централизации такого управления.

В ходе войны было установлено, что с возрастанием маневренности боевых действий значительно сокращается время на принятие решения и одновременно увеличивается зависимость эффективного руководства войсками (силами) от слаженности в работе штабов и высокой квалификации должностных лиц органов военного управления.

В целом опыт Великой Отечественной войны продемонстрировал, что с изменением характера военных действий и условий изменения обстановки к управлению войсками (силами) будут предъявляться повышенные требования.

В ходе исследования операций, проведенных в период Великой Отечественной войны, было выявлено, что командующие всех степеней особое внимание уделяли информационной составляющей в процессе принятия решений практически во всех традиционных (классических) операциях, а отдельные из них являлись по сути самими информационными операциями.

В современных условиях обеспечение превосходства в управлении над противником будет зависеть от возможностей системы управления реализовать оперативный и боевой потенциал своих войск (сил) в различных условиях развития обстановки, при превентивном и постоянном воздействии на уязвимые места системы управления противника в целях снижения ее возможностей.

Анализ условий и факторов, влияющих на ведение военных действий, позволяет сформулировать актуальные требования, предъявляемые к современной системе управления войсками (силами).

Первое. Современная система управления должна учитывать сущность и содержание современных войн и вооруженных конфликтов, которые характеризуются мобильностью и скоротечностью ведения военных действий, резким изменением обстановки на театре военных действий (ТВД), где эффективность воздействия на противника определяется решительной концентрацией усилий в пространстве и времени. При этом сбор, обобщение, анализ, оценка данных обстановки и представление информации о подчиненных силах и средствах и о противнике должны происходить в близком к реальному времени. Это условие выполнимо при переходе от существующих вертикальных связей управления к связям, основанным на глобальных сетевых АСУ войсками (силами) и оружием.

Огромный опыт управления войсками (силами) был получен в годы Великой Отечественной войны. Основными принципами руководства в этот период являлись: единство политического, общегосударственного и военного руководства, коллегиальность в сочетании с единоначалием, единство теории и практики, всесторонний закон объективных законов войны и возможностей страны, компетентность всех звеньев органов управления, соответствие системы стратегического руководства характеру войны и постоянная готовность системы к работе.

Такой переход предполагает создание единой информационно-коммуникационной сети, обеспечивающей быстрое доведение до участников военных действий необходимой информации об обстановке, имеющейся в распоряжении как вышестоящих, так и подчиненных органов военного управления (ОВУ) по принципу «от многих к многим». Благодаря этому принципу станет возможна непрерывная актуализация данных о состоянии оперативной обстановки, своевременное и достоверное формирование исходных данных заранее известных ОВУ различных уровней в едином формате для проведения расчетов и моделирования военных действий.

Второе. Принимая во внимание современные взгляды противника на комплексное применение войск (сил), отраженных в концепции «Много-сферное сражение: эволюция объединенных ВС в XXI веке», современная система управления должна учитывать возможность применения войск (сил) во всех сферах вооруженной борьбы. Особого внимания при этом заслуживает не только физическая, но и виртуальная среда противоборства. В последнее время все большее значение придается информационной

составляющей вооруженной борьбы, подготовке и проведению операций в киберпространстве. Это связано с оснащением войск (сил) системами вооружения, основанными на широком использовании информационных и телекоммуникационных технологий, быстродействующими системами разведки, связи, автоматизированных систем военного назначения, радиоэлектронной борьбы и других.

Третье. В современных условиях использование инновационных технологий послужило основой для создания качественно нового поколения средств вооруженной борьбы и существенно расширило сферы их применения. В свою очередь, появление новых средств вооруженной борьбы неизбежно приводит к появлению новых, ранее не используемых форм применения войск (сил). Следовательно, современная система управления должна учитывать стремительную трансформацию содержания вооруженного противоборства, предусматривающую появление перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе гиперзвукового оружия, оружия, построенного на новых физических принципах, раз-

В современных условиях обеспечение превосходства в управлении над противником будет зависеть от возможностей

системы управления реализовать оперативный и боевой потенциал своих войск (сил) в различных условиях развития обстановки, при превентивном и постоянном

воздействии на уязвимые места системы управления

противника в целях снижения ее возможностей.

ведывательно-огневых и разведывательно-ударных комплексов, роботизированных образцов вооружения и военно-специальной техники и т. д.

Четвертое. Боевой опыт, полученный при выполнении специальных задач ВС РФ, в очередной раз отражает отличительную особенность современных войн и вооруженных конфликтов — многосторонний состав участников, вовлеченных в противоборство с различными интересами и целями. В связи с этим современная система управления должна предусматривать вариативность структуры противоборствующих сторон, в состав которых помимо регулярных войск (сил) могут входить формирования (силы и средства) так называемой «третьей силы».

Пятое. В современных условиях возросшие возможности вооруженных сил ведущих государств по сбору, обработке и распределению информационных ресурсов стали важнейшим фактором эффективности военных действий. Перспективные средства автоматизации, применяемые в современных системах управления войсками (силами), должны предусматривать возможность дистанционного проведения расчетов и моделирования боевых действий, учитывая передовые технические возможности территориально распределенных Центров обработки данных (ЦОД) военных округов и ЦОД ВС РФ. Внедрение облачных технологий на базе терри-ториально-распределенного ЦОД ВС РФ одновременно с развертыванием сети передачи данных Минобороны России позволит перейти от создания автоматизированных систем военного назначения к созданию программно-информационных сервисов на единой технологической платформе. При этом в среднесрочной перспективе все должностные лица ОВУ должны обладать компетенциями по

проведению расчетов и моделирования военных действий дистанционно, осуществляя информационный обмен по закрытым каналам связи, в ходе повседневной деятельности ВС РФ, мероприятий оперативной подготовки, подготовки и ведения военных действий, для обеспечения информационно-расчетной и информационно-аналитической поддержки деятельности ОВУ.

Для практической реализации рассмотренных требований необходимо учитывать, что с эволюцией форм применения и способов действий войск (сил) меняются структура и численность создаваемых группировок войск (сил), совершенствуется порядок их создания и выполнения боевых задач. В свою очередь, эти изменения как опосредованно, так и непосредственно влияют на управление войсками (силами), которое характеризуется цикличной сменой форм централизованного военного руководства и разделением властных полномочий.

Централизация управления при этом ассоциируется с единоначалием в управлении, концентрацией прав и полномочий при принятии решений.

В свою очередь, децентрализация управления предусматривает использование коллегиальности в управлении, возможность выработки коллективного решения на основе мнений руководителей ОВУ различного уровня.

Сочетание централизации и децентрализации в управлении войсками (силами) находит свое выражение в распределении функций между органами управления различных звеньев управления, между органами управления в каждом звене управления, между пунктами и средствами управления различного уровня, а также внутри каждого пункта управления. Заблаговременное распределение функций способствует

Современная система управления должна учитывать возможность применения войск (сил) во всех сферах вооруженной борьбы. Особого внимания при этом заслуживает не только физическая, но и виртуальная среда противоборства. В последнее время все большее значение придается информационной составляющей вооруженной борьбы, подготовке и проведению операций в киберпространстве.

исключению дублирования в решении одних и тех же задач руководства различными звеньями управления, органами, пунктами и средствами связи, позволяет значительно сократить потоки информации, циркулирующие в системе, и повысить оперативность принятия решений.

Необходимо отметить, что реализация подходов к централизации и децентрализации управления на практике сталкивается с серьезными проблемами.

Так, в сфере решения задач обеспечения режима военного положения и ведения территориальной обороны децентрализация управления силами и средствами Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти существенно затрудняет их выполнение. Основной причиной этого является несогласованность правовых и организационных механизмов реализации задач, возложенных на различные министерства и ведомства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Сложившаяся ситуация обусловливает потребность централизации управления группировкой войск (сил), решающей задачи территориальной обороны в зоне ответственности военного округа. Как следствие — потреб-

ность формирования на федеральном уровне межведомственного федерального органа, обеспечивающего руководство разноведомственными силами и средствами и подчиненного непосредственно Президенту Российской Федерации — Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации1.

В сложившихся условиях жестко централизованная система управления войсками (силами) призвана совмещать возможности гибкого и адаптивного реагирования на изменения обстановки, обусловленные комплексным применением противником высокотехнологичных средств поражения и воздействия во всех сферах вооруженного противоборства. Гибкость и адаптивность системы управления войсками (силами) при этом могут быть достигнуты путем усиления децентрализации ее структуры с предоставлением большей самостоятельности и автономности действий войск (сил) на оперативном и тактическом уровнях против «распределенного» против-

ника в условиях «многосферной операции»2. Вместе с тем достижение большей самостоятельности и автономности действий войск (сил) не принесет желаемого результата без всестороннего обеспечения этих действий и поддержки со стороны сил и средств, имеющих решающее превосходство в различных сферах. В этой связи возникает необходимость децентрализации системы управления с целью обеспечения автономности действий войск (сил).

В частности, функциональная децентрализация управления связана с перераспределением функций между ОВУ одного уровня, когда перед руководством ВС РФ встают вопросы, требующие оперативного реагирования и специализированного подхода.

В качестве примера можно отметить централизацию управления воинскими контингентами в Косово (KFOR) (рис. 1) и коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ делегированием полномочий формирования командования КСОР командованию ВДВ ВС РФ.

б) децентрализованное управление

Рис. 1. Централизованное и децентрализованное управление миротворческими контингентами в Косово и Боснии и Герцеговине

Вариант развертывания национальных воинских контингентов (ВК) в самостоятельных зонах ответственности (секторах) предопределяет оставление ему только оперативного руководства,

в то время как тактика применения национальных воинских формирований становится прерогативой соответствующих национальных органов управления (рис. 2)3.

Рис. 2. Централизованное и децентрализованное управление воинскими контингентами КСОР ОДКБ по вариантам развертывания группировки войск

В то же время современная тенденция децентрализации управления войсками (силами) затрагивает не только деятельность ОВУ В полной мере ее влияние присутствует и при развертывании пунктов и средств управления. Так, внедрение «модульного принципа» в практику формирования и развертывания пунктов предполагает, что полевые подвижные пункты управления объединений распределяются на несколько отдельных, распределенных на местности модулей, каждый из которых объединяет несколько групп (центров), в свою очередь являющихся элементами группы боевого управления. Децентрализация в организации управления при этом заключается в создании идентичных по составу модулей, обеспечивающих устойчивость и непрерывность управления при перемещении командующего, начальника штаба и оперативного состава центра боевого управления.

Между централизацией и децентрализацией функций военного управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Это связано с тем, что уровень централизации управления меняется в процессе изменения военно-политических и других условий (системная закономерность

Сочетание централизации и децентрализации в управлении войсками (силами) находит свое выражение в распределении функций между органами управления различных звеньев управления, между органами управления в каждом звене управления, между пунктами и средствами управления

различного уровня, а также внутри каждого пункта управления.

целостности, эмерджентность)4. Для каждых общественно-политических условий существования государства (мирное и военное время, чрезвычайное и военное положение и т. д.) должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации).

В связи с этим рациональное сочетание централизации и децентрализации управления войсками (силами) по своей сути предусматривает научно обоснованное целесообразное распределение функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между ОВУ, их структурными подразделениями и должностными лицами различных уровней и рангов. При этом сущность рассматриваемых и реализуемых процессов заключается в разумном сочетании и единстве единоначалия и коллегиальности.

Организация управления войсками (силами и средствами) на основе этих принципов обеспечивает:

с одной стороны — жесткую централизацию прав по управлению войсками, силами, средствами и ресурсами в руках как вышестоящего органа управления, так и конкретного руководителя, возможность единоличного принятия управленческих решений, эффективного контроля их выполнения и оперативного реагирования на изменения обстановки, действия подчиненных;

с другой стороны — возможность проявления подчиненными органами управления и должностными лицами разумной творческой инициативы как в процессе выработки управленческого решения, так и при его практической реализации, в том числе путем самостоятельного определения способов и путей его наилучшего выполнения.

Кроме этого, рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления способствует повышению устойчивости, непрерывности и оперативности

управления войсками (силами) в случае его нарушения, выхода из строя пунктов и средств управления вышестоящих органов управления, а также при решении задач, не относящихся к их компетенции.

Таким образом, основным фактором, оказывающим определяющее влияние на эффективность применения войск (сил) в современных военных действиях является управление. Процесс управления войсками (силами) в военных действиях отличается от любого другого процесса и характеризуется «системностью», его системообразующей ролью и информационной сущностью. При этом информационная составляющая системы управления определяет уровень развития современных систем управления и основные направления их развития.

В сложившихся условиях существующая система управления войсками (силами) призвана совмещать возможности гибкого и адаптивного реагирования на изменения обстановки, обусловленные комплексным применением противником высокотехнологичных средств поражения и воздействия во всех средах вооруженного противоборства.

При этом возможность трансформации централизованного управления является необходимым условием управления войсками (силами) в современных условиях. Разница между подходами в управлении по боль-

Уровень централизации управления меняется в процессе изменения военно-политических и других условий (системная закономерность целостности, эмерджентность). Для каждых общественно-политических условий существования государства (мирное и военное время, чрезвычайное и военное положение и т. д.) должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации).

шей части заключается лишь в степени самостоятельности принимаемых решений на разных уровнях, т. е. состоит в соответствующем делегировании полномочий и прав при необходимости органам управления на нижестоящих уровнях управления.

Результаты исследований подтверждают необходимость дальнейшего развития теоретических положений по развитию управления войсками (силами) в возможных будущих военных конфликтах, что особенно актуально при создании, развертывании и ведении военных действий межвидовыми, разноведомственными, коалиционными группировками войск (сил) при развитии новых форм их применения и способов действий по нейтрализации угроз военной безопасности Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ 1 Ямпольский С.М., Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г. Научно-методические основы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного и военного управления в ходе межведомственного информационного взаимодействия. М.: ВАГШ ВС РФ, 2019. С. 146.

2 Концепция США «Многосферное сражение. Эволюция Объединенных вооруженных сил XXI века (2025—2040)».

3 Корабельников А.А. Коллективные силы: история, реальность и перспективы // Вестник Сибирского отделения Академии военных наук. 2011. № 7.

4 Соловьев В.В. Войны XXI века: Теоретический труд. М.: ВАГШ ВС РФ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.