Научная статья на тему 'Принципы информационного обеспечения управления сложными организационно-техническими системами специального назначения'

Принципы информационного обеспечения управления сложными организационно-техническими системами специального назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1063
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ОГНЕМ ЗЕНИТНЫХ СРЕДСТВ ГРУППИРОВОК ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грудинин Игорь Владимирович, Новиков Владимир Александрович

Принципы управления это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления, а также важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Важнейшее требование к сущности и содержанию принципов состоит в обеспечении повышения эффективности управленческой деятельности. Свое предназначение принципы могут выполнить при условии их соответствия объективным закономерностям. Авторы детально анализируют о сущности и содержании основных принципов информационного обеспечения управления сложными организационно-техническими системами. При рассмотрении каждого принципа подчеркивается их практическая роль и необходимость в информационном обеспечении управления, при этом приводятся их математические формулировки. Проведенный авторами анализ положений «Основ доктрины военно-воздушных сил» США, который определяет трактовку принципов военного искусства, требований к боевому применению военно-воздушных сил и концептуальных принципов ведения боевых действий военно-воздушных сил США, и руководящих документов, регламентирующих применение Вооруженных Сил РФ, подтверждает всеобщность законов и закономерностей вооруженной борьбы и единый подход к формулировке принципов как их прикладного проявления. На основе проведенных исследований закономерностей информационного обеспечения управления огнем авторами предлагается формулировка ряда новых принципов и раскрывается их смысл, содержание, сущность, математические формулировки. Практическая реализация принципов в качестве руководящих идей алгоритмов комплексов средств автоматизации управления огнем затруднена в связи с противоречивостью требований к процессу информационного обеспечения управления огнем. Основная роль в реализации принципов ложится на должностных лиц органов управления и осуществляется через рекомендации по действиям в конкретных ситуациях правила информационного обеспечения управления огнем. Авторами даются подходы к разработке таких правил, их структуры, предлагаются конкретные пути решения проблемы разработки правил управления. Приводится вариант структуры правил информационного обеспечения управления огнем. Результатом данного подхода по совершенствованию управленческих алгоритмов в структуре программного обеспечения перспективных комплексов средств автоматизации управления огнем будет являться конкретное практическое приложение в виде разработки и обоснования системы правил деятельности должностных лиц органов управления в процессе отражения ударов воздушного противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы информационного обеспечения управления сложными организационно-техническими системами специального назначения»

ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Грудинин

Игорь Владимирович,

д.в.н., профессор, профессор кафедры оперативного искусства и тактики Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского,

г. Санкт-Петербург, Россия, giviniv@yandex.ru

Новиков

Владимир Александрович,

д.в.н., профессор, профессор кафедры оперативного искусства и тактики Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, г. Санкт-Петербург, Россия, giviniv@yandex.ru

и ?

О л л С

Ключевые слова:

информационное обеспечение; принципы информационного обеспечения; сложные организационно-технические системы; управление сложными организационно-техническими системами; управление огнем зенитных средств группировок войск противовоздушной обороны.

Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления, а также — важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.

Важнейшее требование к сущности и содержанию принципов состоит в обеспечении повышения эффективности управленческой деятельности. Свое предназначение принципы могут выполнить при условии их соответствия объективным закономерностям.

Авторы детально анализируют о сущности и содержании основных принципов информационного обеспечения управления сложными организационно-техническими системами. При рассмотрении каждого принципа подчеркивается их практическая роль и необходимость в информационном обеспечении управления, при этом приводятся ихматематические формулировки. Проведенный авторами анализ положений «Основ доктрины военно-воздушных сил» США, который определяет трактовку принципов военного искусства, требований к боевому применению военно-воздушных сил и концептуальных принципов ведения боевых действий военно-воздушных сил США, и руководящих документов, регламентирующих применение Вооруженных Сил РФ, подтверждает всеобщность законов и закономерностей вооруженной борьбы и единый подход к формулировке принципов как их прикладного проявления.

На основе проведенных исследований закономерностей информационного обеспечения управления огнем авторами предлагается формулировка ряда новых принципов и раскрывается их смысл, содержание, сущность, математические формулировки.

Практическая реализация принципов в качестве руководящих идей алгоритмов комплексов средств автоматизации управления огнем затруднена в связи с противоречивостью требований к процессу информационного обеспечения управления огнем.

Основная роль в реализации принципов ложится на должностных лиц органов управления и осуществляется через рекомендации по действиям в конкретных ситуациях - правила информационного обеспечения управления огнем. Авторами даются подходы к разработке таких правил, их структуры, предлагаются конкретные пути решения проблемы разработки правил управления. Приводится вариант структуры правил информационного обеспечения управления огнем.

Результатом данного подхода по совершенствованию управленческих алгоритмов в структуре программного обеспечения перспективных комплексов средств автоматизации управления огнем будет являться конкретное практическое приложение в виде разработки и обоснования системы правил деятельности должностныхлиц органов управления в процессе отражения ударов воздушного противника.

Познание объективно существующих закономерностей вооруженного противоборства позволяет сформулировать соответствующие правила и рекомендации для практической деятельности должностных лиц органов управления. Наиболее рациональной формой практической интерпретации закономерностей являются научно обоснованные принципы. Принципы не являются продуктом абстрактного творческого мышления, они базируются на прагматическом познании существенных связей и соотношений различных аспектов исследуемой предметной области, научном обобщении результатов практической деятельности командиров и штабов в различных условиях обстановки. Этим обусловливается естественный методологический дуализм принципов, сочетающих в себе как объективные результаты научного познания сущности и содержания закономерностей, так и субъективные взгляды руководства на практику реализации основных практических функций.

По своему предназначению принципы информационного обеспечения управления зенитным огнем являются связующим звеном между фундаментом соответствующей теории, образуемым закономерностями предметной области управления огнем и практикой реализации информационно-управленческих функций. Образно говоря, их основная функция заключается в трансформации объективных закономерностей на язык практической деятельности.

Таким образом «...принципы — не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории» [1].

Основное прагматическое требование к сущности и содержанию принципов состоит в обеспечении повышения эффективности практической деятельности. Свое предназначение принципы могут выполнить лишь в том случае, если они соответствует объективным закономерностям. В этом заключается признак их научности. Правильно познанные и корректно сформулированные принципы становятся комплексом руководящих правил практической деятельности.

Вместе с тем, даже самые авторитетные и многократно подтвержденные практикой принципы не являются заменой здравому смыслу. Сложность такого общественно-политического явления, как война в целом и в ее частных проявлениях, не позволяет командирам всех степеней использовать принципы в качестве догматического свода правил, гарантированно обеспечивающего достижение победы в конкретных условиях обстановки. Они служат в роли общих руководящих направлений, позволяющих оценить возможный ход развития событий.

Существенным моментом в процессе формулирования принципов является обязательная логическая

увязка комплекса частных принципов, отражающих действие той или иной закономерности исходя из требования строгого и неукоснительного их соответствия всей совокупности объективных закономерностей. Относительная самостоятельность принципов на этапе их выявления и формулирования должна органически перетекать в их тесную взаимосвязь на этапе практического применения. Ни один из принципов не должен рассматриваться в отрыве от других. Эти принципы не являются всеобъемлющими, но они обеспечивают основу для принятия соответствующих решений.

Развитие теории и практики любой предметной области в значительной мере определяется способностью специалистов выявлять и формулировать общие принципы, вычленять из них перспективные частные принципы, обеспечивающее рациональное решение конкретных задач, а затем интегрировать их в основополагающие подходы к совершенствованию практической деятельности.

Применительно к исследуемой предметной области информационного обеспечения управления зенитным огнем под принципами принято понимать основные научно обоснованные и официально утвержденные положения, которыми руководствуются должностные лица органов управления при выработке и принятии управленческих решений в процессе осуществления информационно-управленческой деятельности.

Математические формулировки принципов определяют вид критериев оптимальности управленческих решений, придают строгость требований к их содержанию и дают направления разработки средств автоматизации выработки решений и правил информационного обеспечения управления огнем.

С учетом значительной, а, зачастую и определяющей, обусловленности действий группировки войск противовоздушной обороны (ПВО) действиями воздушного противника, представляется целесообразным провести анализ сущности и содержания принципов боевого применения средств воздушно-космического нападения противника.

Анализ положений «Основной воздушно-космической доктрины Военно-воздушных сил США» 1992 г., свидетельствует о том, что классификация выполняемы ВВС задач отражает цели действий, а не применяемые средства [2], а также растущую роль информационного аспекта в процессе боевого применения ВВС. Рассматривая информационное превосходство в качестве обязательного и синергетического элемента воздушно-космической мощи, ведущие военные специалисты США определяют в качестве основной задачи «завоевание и сохранение информационного превосходства для достижения большей оперативности и эффективности управления подчиненными силами, чем у противника».

Стремление вероятного противника к достижению информационного превосходства проявляется не только в обладании большим объемом информации, но и в рациональном преобразовании ее в точные и достовер-

ные сведения, удобные для дальнейшего использования должностными лицами органов управления. Основной функциональной целью реализации мероприятий по достижению информационного превосходства является обретение способности оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию и принимать точные решения с большей скоростью, чем противник. Доминирование над информационными потоками призвано не только улучшить оперативность и качество процесса выработки и принятия решений в своей системе управления, но также и существенно снизить эффективность соответствующих действий противника при работе с информацией во временном и качественном аспектах. В конечном счете, информационное превосходство приводит к неадекватному реагированию противника на складывающуюся обстановку, принятию нерациональных (неправильных) решений и, соответственно, к ошибочным действиям в процессе вооруженного противоборства.

Таким образом, вероятный противник рассматривает вопросы информационного обеспечения боевого применения ВВС в неразрывной и органической связи с вопросами противоборства в информационной сфере.

Руководящие документы, регламентирующие боевое применение ВС РФ, также уделяют большое внимание формулировке и обоснованию принципов военного искусства и боевого применения формирований войск ПВО.

Анализ их содержания [3] показывает, что в целом они соответствуют взглядам противника на боевое применение своих сил и средств. Это в очередной раз свидетельствует о всеобщности законов и закономерностей вооруженной борьбы и едином подходе к осознанию и формулировке принципов как их прикладного проявления.

Учитывая жесткую взаимную корреляцию структурных элементов понятия «информационное обеспечение управления огнем» формулирование специфических принципов информационного обеспечения целесообразно осуществлять на основе развития соответствующих принципов управления огнем зенитных средств.

В качестве основных принципов информационного обеспечения управления огнем необходимо выделить:

принцип приоритетного решения задач информационного обеспечения управления огнем при поражении важнейших воздушных целей (принцип адаптации качества информационного обеспечения управления огнем оперативно-тактической важности поражаемых (обстреливаемых) воздушных целей);

принцип максимального количества обрабатываемых воздушных целей с учетом их важности;

принцип соответствия задач разведывательно-информационным возможностям элементов системы информационного обеспечения и огневым возможностям управляемых огневых средств;

принцип максимального использования созданной системы информационного обеспечения управления огнем;

принцип оптимального использования разведывательно-информационных и огневых возможностей группировки войск ПВО;

принцип максимального обеспечения живучести разведывательно-информационных и огневых средств группировки войск ПВО;

принцип максимального информационного обеспечения безопасности действий своей авиации. Проанализируем содержание этих принципов. Принцип приоритетного решения задач информационного обеспечения управления огнем при поражении важнейших воздушных целей требует первоочередного предоставления должностным лицам органов управления той информации, которая используется при уничтожении воздушных целей, имеющих наибольшую важность. Как правило, в теории управления огнем таковыми считаются цели:

назначенные для уничтожения старшим начальником;

способные нанести наибольшие потери войскам (объектам), выполняющим в операции (бою) главную задачу;

оказывающие максимальное противодействие стрельбе или управлению огнем.

Практическая необходимость рассматриваемого принципа обусловлена априорной неоднородностью по важности удара средств воздушного нападения (СВН) противника, группировки ПВО и прикрываемых войск (объектов). Такая неоднородность по важности элементов противоборствующих систем характеризуется проявлением следующих факторов:

отсутствие возможности решения задач информационного обеспечения с требуемым качеством по всему массиву налетающих воздушных целей при нанесении воздушным противником ударов, превосходящих разведывательно-информационные возможности системы информационного обеспечения управления огнем;

специфика решаемых боевых задач и соответствующей им комплектации систем бортового вооружения СВН противника в ударе;

различная и динамично меняющаяся в ходе операции (боя) оперативно-тактическая важность элементов оперативного построения (боевого порядка) прикрываемых войск (объектов).

Выполнение этого требования возможно только при наличии информации о важности налетающих воздушных целей относительно элементов оперативного построения (боевого порядка) прикрываемых войск (объектов), а также достоверных данных о возможностях управляемых разведывательно-информационных и огневых элементов системы ПВО. Следовательно, важнейшей функцией информационного обеспечения управления огнем на этапе отражения ударов воздушного противника является построение и постоянное уточнение приоритетного ряда целей по степени их важности, а также адаптации качества информационного обеспечения управления огнем важности воздушной цели.

При реализации этого принципа принято, что цели, назначенные старшим начальником, считаются наиболее важными и должны обнаруживаться и обрабатываться в первую очередь, независимо от условий соблюдения требований других принципов. Главенствующая роль рассматриваемого принципа обусловлена необходимостью обеспечить реализацию основного принципа управления огнем — принципа первоочередного поражения важнейших воздушных целей. Кроме того, этот принцип является частным проявлением одного из основополагающих принципов военного искусства - сосредоточения усилий в решающий момент на главных направлениях и для выполнения важнейших задач.

По своей сущности принцип требует максимизации величины предотвращенного действиями группировки ПВО ущерба (и), поэтому может быть математически формализован в следующем виде

и(Ф, 1, У(/))—-> тах,

где Ф - вектор условий отражения удара воздушного противника;

7 - вектор, характеризующих задачу группировки войск ПВО по отражению удара воздушного противника;

I - вектор, характеризующий информацию об условиях отражения удара воздушного противника, используемую в процессе управления огнем;

У - вектор управления огнем зенитных средств группировки войск ПВО.

Принцип максимального количества обрабатываемых воздушных целей (Мст ) с учетом их важности направлен на обеспечение возможности нанесения воздушному противнику максимального ущерба и уменьшения возможного ущерба прикрываемым войскам и объектам в последующих ударах. Необходимость практического учета данного принципа определяется низкими возможностями системы информационного обеспечения управления огнем по оценке важности целей. Теоретически доказано, что в тех случаях когда точность оценки важности воздушных целей и прогнозирования результатов их действий по нескольким объектам низкая, а ожидаемый эффект примерно одинаков, ресурсы по объектам следует распределять равномерно. Исходя из этого, функционирование системы информационного обеспечения должно быть направлено на формирование на соответствующих пунктах управления возможно более полной информационной модели воздушной обстановки. Применительно к информационному обеспечению управления огнем группировок войск ПВО это означает, что не следует оставлять цели без обработки, сопровождения и выработки по ним решений на ведение огня вследствие необоснованного стремления сосредоточить усилия на уничтожении других целей.

Учитывая существенное значение фактора психологического воздействия на летчика самого факта осуществления стрельбы по нему зенитного средства,

а также неуклонно растущее стремление военно-политического руководства развитых в военном отношении стран максимально снизить потери пилотируемой авиации от огня средств ПВО стрежневым элементом функционирования системы информационного обеспечения управления огнем является предоставление должностным лицам органов управления возможности распределить огонь управляемых зенитных средств по максимальному количеству СВН противника. Опыт Великой Отечественной войны [3] показал, что при потерях уровня 10-30 % противник отказывался от выполнения поставленных задач. В оперативном масштабе потери выше 5 % от общего количества боевых самолето-вылетов, по взглядам военного руководства США [4], являются критическими и требуют пересмотра форм и способов применения авиации.

Таким образом, рассматриваемый принцип обосновывает необходимость равномерного рассредоточения усилий системы информационного обеспечения управления огнем в условиях отсутствия достоверной информации о важности целей в ударе. В этом смысле он противоречит первому принципу.

Математическая формулировка принципа может выглядеть следующим образом

М^(Ф,г,У(})) У[п > max.

Принцип соответствия задач разведывательно-информационным возможностям элементов системы информационного обеспечения и огневым возможностям управляемых огневых средств требует постановки подчиненным реальных задач по информационному обеспечению управления огнем. Задача, которая ставится разведывательно-информационным элементам системы информационного обеспечения, должна соответствовать их боевым возможностям, т. е. быть выполнимой, хотя и с полным напряжением сил и при условии выработки и принятия рациональных (оптимальных) решений. Под разведывательно-информационными возможностями будем понимать совокупность характеристик группировки войск ПВО, определяющих ее возможности по формированию на пунктах управления информационной модели воздушной обстановки, обеспечивающей должностным лицам органов управления возможность выработки и принятия рациональных решений при отражении ударов воздушного противника.

Существенное значение имеет также взаимное соответствие между пространственно-временными показателями системы информационного обеспечения и системы огня группировки войск ПВО.

Математическая формулировка принципа может быть определена следующим образом

Э.ртр{Ф,2)<Эгр{Ф,2,У{1))

Принцип максимального использования созданной системы информационного обеспечения управле-

ния огнем рекомендует в процессе выработки и принятия решений по управлению функционированием разведывательно-информационных элементов рассматривать наличие в перечне отобранных на этапе организации системы информационного обеспечения вариантов действий, которые полностью или частично соответствуют условиям сложившийся обстановки. Если такие варианты есть, то их необходимо использовать при выработке управленческих решений на этапе отражения удара СВН противника без изменений или с требуемой коррекцией. Актуальность реализации этого принципа заключается в том, что заранее подготовленные и детально отработанные варианты действий повышают эффективность отражения удара и значительно упрощают работу всех пунктов управления при реализации функций информационного обеспечения управлении огнем группировки войск ПВО.

Очевидно проявляемая сущность принципа, обусловленная объективно существующими закономерностями информационного обеспечения управления огнем, тем не менее, требует уточнения его формулировки. Такое уточнение вызвано следующими соображениями. Применение понятия «максимальное использование» к системе информационного обеспечения представляется не в полной мере корректным, вследствие того, что используется не система (как статичная совокупность определенных элементов), а заранее подготовленные варианты действий. С учетом данного соображения, указанный принцип можно сформулировать как принцип заблаговременной организации действий разведывательно-информационных элементов системы информационного обеспечения управления огнем группировки войск ПВО.

Математическую формулировку принципа целесообразно определить в виде следующей формульной зависимости

Э,,, (Ф, 2,У', 8са0) —> шах,

где У - вектор управления, не включающий в себя параметры системы информационного обеспечения управления огнем;

вектор параметров системы информационного обеспечения управления огнем.

Принцип оптимального использования разведывательно-информационных и огневых возможностей группировки войск ПВО говорит о том, что при отражении удара СВН группировка войск ПВО должна быть в состоянии полностью использовать свои боевые возможности, но расходовать их по мере необходимости. Соединения, части и подразделения должны выполнять боевые задачи минимально необходимым количеством сил и средств при расходе ресурса, обеспечивающем требуемую эффективность выполнения поставленной боевой задачи, непрерывно поддерживая боеспособность и сохраняя резерв боевых возможностей для выполнения внезапно возникающих задач.

Данный принцип возник в результате исследований как итог объединения принципов полного использования боевых возможностей и экономии сил и средств. Эволюция теории информационного обеспечения управления огнем показывает необоснованность такого слияния. Во-первых, сущность принципа соответствует принципу экономии. Во-вторых, требование полного использования разведывательно-информационных и огневых возможностей может выражаться в максимизации величины предотвращенного ущерба или числа уничтоженных целей, что эквивалентно первым двум принципам.

В связи с этим представляется целесообразным возвращение к формулировке рассматриваемого принципа как принципа экономии сил и средств. Его математическая формулировка может быть определена как

Э (Ф, I У(Г), N , N , N ,) > Э .

грк 7 7 \ уу ое? Ср? зур7У гр.тр

Сущность принципа заключается в минимизации привлекаемых средств разведки и огневых единиц N ) для отражения удара воздушного противника и минимизации расхода ракет и боеприпасов при условии обеспечения требуемого уровня эффективности группировки.

Принцип максимального обеспечения живучести разведывательно-информационных и огневых средств группировки войск ПВО требует использования таких способов информационного обеспечения управления огнем при отражении ударов СВН противника, которые позволяют минимизировать потери средств ПВО (Мт). В некотором смысле он перекликается с принципом экономии сил и средств, поскольку основным направлением его реализации является минимально возможное привлечение средств для выполнения поставленных задач. Однако есть и другие направления обеспечения живучести в рамках реализации функций информационного обеспечения управления огнем (рациональное использование маневренных возможностей средств при отражении удара, меры по обману противника, рациональное распределение функций информационного обеспечения управления огнем между различными ПУ и другие).

Математическая формулировка принципа определяется как

Принцип максимального информационного обеспечения безопасности действий своей авиации является одним из основополагающих при управлении огнем группировок войск ПВО. Он требует:

выработки таких решений, в ходе реализации которых исключается или максимально уменьшается вероятность обстрела своих летательных аппаратов;

полного и своевременного информирования подчиненных о действиях своей авиации;

установления ограничений на самостоятельные действия управляемых огневых средств при наличии своей авиации в их зонах ответственности.

Математическая формулировка принципа определяется следующим образом

где Р сеа- вероятность непоражения своих летательных аппаратов огнем средств ПВО.

Анализ закономерностей информационного обеспечения управления огнем показывает, что существующие принципы в большей степени отражают основные требования к процессу управления и в меньшей - технологию реализацию функций информационного обеспечения. В связи с этим предлагается сформулировать ряд новых принципов.

Результаты исследования закономерностей распределения функций в системе информационного обеспечения управления огнем позволяют сформулировать принцип оптимальной централизации информационного обеспечения управления огнем. Его сущность можно выразить следующим образом: «Распределение функций в системе информационного обеспечения управления огнем должно обеспечивать рациональное сочетание централизованного управления с автономными действиями подчиненных, а выбранный уровень централизации информационного обеспечения управления не должен сдерживать разумную инициативу подчиненных».

Математическая формулировка принципа будет выглядеть следующим образом

где У"- вектор управления, не включающий в себя распределение функций управления между ПУ;

^ - вектор распределения функций управления. Выявленная зависимость эффективности управления от объема и качества используемой информации позволяет сформулировать принцип оптимального информационного обеспечения процесса выработки и принятия решений.

Сущность данного принципа заключается в том, что для эффективного решения задач управления на каждом пункте управления должен быть необходимый объем информации требуемого качества. Этот принцип требует, чтобы при организации управления (в ходе выработки решений на отражение удара воздушного противника) была создана такая структура информационной подсистемы, которая позволила бы обеспечить сбор и обработку необходимой информации с требуемыми показателями качества. В ходе отра-

жения ударов воздушного противника процесс сбора и обработки информации должен регулироваться таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на соответствующий пункт управления функций управления.

Данный принцип имеет и другой аспект, который связан с информационной поддержкой действий подчиненных. Смысл его заключается в том, что каждый пункт управления должен стремиться к максимальному обеспечению информацией своих подчиненных, причем эта информация должна обладать свойством адаптивности к постоянно меняющемуся объему и степени детализации задач, решаемых управляемыми огневыми средствами.

Математическая формулировка принципа оптимальной информационной поддержки может быть представлена следующим образом

Анализ содержания принципов показывает многообразие процесса информационного обеспечения управления огнем зенитных средств, противоречивость требований к нему, что определяет сложность его формализации. В связи с этим практическая реализация принципов в виде руководящих идей управляющих алгоритмов комплексов средств автоматизации управления огнем существенно затруднена и требует значительного их упрощения. Зачастую это приводит к невозможности комплексной реализации принципиальных положений в связи с отсутствием четко определенного приоритетного ряда принципов и формируемых на их основе правил информационного обеспечения управления огнем. Закономерным результатом этого является сложившееся положение, которое характеризуется использованием в существующих технических средствах управления лишь ограниченного числа принципов. Основная роль в их реализации ложится на должностных лиц органов управления и осуществляется через обоснованные рекомендации по действиям в конкретных ситуациях, а именно, через правила информационного обеспечения управления огнем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что задача разработки таких правил является очень актуальной, поскольку существующие правила охватывают лишь информационное обеспечение функции целераспределения. Анализ содержания и принципов информационного обеспечения управления огнем зенитных средств группировок войск ПВО позволяет определить рациональную структуру таких правил. Правила информационного обеспечения должны соответствовать реализуемым управленческим функциям, конкретным организационно-штатным структурам и конкретным вариантам технического оснащения пунктов управления и огневых средств. Они должны быть научно обоснованы и представлены в руководствах по боевой работе на соответствующих пунктах управления.

В качестве ориентировочного варианта может быть рассмотрен следующий вариант структуры правил информационного обеспечения управления огнем зенитных средств группировок войск ПВО:

правила определения числа средств информационного обеспечения, привлекаемых к информационному обеспечению управления огнем (способов перевода средств в готовность к боевой работе);

правила вывода средств информационного обеспечения в резерв и ввода их в бой;

правила оценки воздушной обстановки; правила выбора целей для приоритетного информационного обеспечения стрельбы управляемых зенитных средств;

правила распределения целей между элементами системы информационного обеспечения;

правила распределения усилий между элементами системы информационного обеспечения;

правила распределения управленческих функций в системе информационного обеспечения;

правила регулирования расхода ресурса между элементами системы информационного обеспечения;

правила обеспечения живучести элементов системы информационного обеспечения;

правила информационного обеспечения безопасности действий своей авиации в зонах боевых действий управляемых зенитных средств.

Проблема разработки правил управления может быть решена на основе двух основных задач — классификации тактических ситуаций и оптимизации решений в конкрет-

ной обстановке, определяемой ситуацией. Разработка и обоснование содержания и структуры методики синтеза правил информационного обеспечения управления огнем представляется весьма актуальной научной задачей и требует приложения исследовательских усилий.

Таким образом, развитие принципов информационного обеспечения управления огнем зенитных средств группировок войск ПВО направлено не только на совершенствование общих положений теории управления. Оно имеет вполне конкретное прагматическое приложение в виде разработки и обоснования системы правил деятельности должностных лиц органов управления в процессе отражения ударов воздушного противника, а также подходов к комплексной формализации принципиальных положений, открывающих возможность дальнейшего совершенствования управленческих алгоритмов в структуре программного обеспечения перспективных комплексов средств автоматизации управления огнем.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Том 20. М.: Политиздат, 1961. 567 с.

2. Заяц В.А. Эволюция концепций строительства и боевого применения ВВС США // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 1. С. 22-30.

3. Светлишин Н.А. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1979. 296 с.

4. Бабич В.К. Авиация в локальных войнах. М.: Во-ениздат, 1988. 207 с.

Для цитирования:

Грудинин И.В., Новиков В.А. Принципы информационного обеспечения управления сложными организационно-техническими системами специального назначения // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2016. Т.8.№З.С. 64-71.

PRINCIPLES OF INFORMATION SUPPORT CONTROL algorithms complexes of automation fire control is difficult due

COMPLEX ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL to the contradictory requirements of the process of information

SYSTEM OF THE SPECIAL PURPOSE MANAGEMENT management software fire.

The main role in the implementation of the principles rests

Grudinin Igor Vladimirovich, with the officials of the administration and through recom-

St. Petersburg, Russia, giviniv@yandex.ru mendations for action in specific situations - the rules of information support fire control.

Novikov Vladimir Aleksandrovich, The authors are approaches to developing such rules, their

St. Petersburg, Russia, giviniv@yandex.ru structure, proposes concrete solutions to the problems of

developing management rules. A possible structure of the

Abstratf rules of information support fire control.

Principles of management - these are the basic rules governing The result of this approach for improving management algorithms

the construction and operation of control systems, as well - the in the software structure of perspective complexes of automation

most important requirements that ensure effective management, fire control will be a specific practical application in the form of

Management principles are its basic principles, arising from the the developmenrrnt and validation of a system of rules of activities

relationship management. They define requirements for the sys- of officials of control in the process of reflection of air strikes,

tem, structure and organization of the management process. Keywords: information support; principles of information sup-

The most important requirement for the spirit and the content port; difficult organizational and technical systems; management

of the principles is to ensure the increase of efficiency of of difficult organizational and technical systems; fire control of

administrative activity. Its principles can fulfill the purpose antiaircraft means of groups of troops of antiaircraft defense, provided that they meet the objective laws.

The author analyzes the nature and content of the basic princi- References

pies of information security management of complex organiza- 1. Marks K., Engels F. Sochineniia [Compositions]. Ed. 2nd. tional and technical systems. In considering each principle Vol. 20. Moscow, Politizdat, 1961. 567 p. (In Russian), emphasizes their practical role and the need for information 2. Zayc V.A. Evoliutciy kontceptcii stroitelstva i boevogo security management, thus are their mathematical formulations, primeneniia BBC USA //Zarubezhnoe voennoe obozrenie. The authors'analysis of the provisions, "based on the doctrine 2002. No. 1. Pp. 22-30. (In Russian), of the Air Force," the United States, which defines the interpre- 3.Svetlishin, N.A.Voiska PVOstranyvVelikoiOtechestvennoi tation of the principles of the art of war, demands for combat voine [Armies of air defense of the country in the Great Air Force and conceptual principles of warfare US Air Force, Patriotic War]. Moscow, Nauka, 1979. 296 p. (In Russian), and guidelines governing the use of the Armed Forces, con- 4. Babich V.K. Aviatciia v lokalnykh voinakh [Aircraft in local firms the universality of the laws and the laws of armed strug- wars]. Moscow, Voenizdat, 1988. 207 p. (In Russian), gle and a common approach to the formulation of the principles of their application displays. Information about authors:

Based on studies of information laws provide fire control authors Grudinin I.V., Ph.D., professor, professor of chair,

suggest the wording of a number of new principles and reveals Military Space Academy;

their meaning, content, essence, mathematical formulations. Novikov V.A., Ph.D., professor, professor of chair,

Practical implementation of principles as a guiding ideology Military Space Academy.

For citation:

Grudinin I.V., Novikov V.A. Principles of information support control complex organizational and technical system of the special purpose management. H&ES Research. 2016. Vol. 8. No. 3. Pp. 64-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.